всех типов бросков, но и в их разнонаправленности, в возможности их использования при смене взаимной стойки в проекции на горизонтальную плоскость.
Таким образом, в целях обеспечения эффективной спортивной подготовки дзюдоистов необходимо уже на этапе начального обучения вносить вышеназванные коррективы в состав первой фазы бросков противника назад с воздействием на ногу противника ногой изнутри.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, В.В. История Дзюдо / В.В. Антонов, А.Г. Левицкий // Шр://А:\История Дзюдо 7. files\hist 5_7. htm (02.02.01).
2. Вахун, М. ДЗЮДО : основы тренировки / Михаил Вахун. - Минск : Полымя, 1983. - 127 с.
3. Дзю-до / сокращ. пер. с японского В.И. Силина. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 115 с.
4. Дзюдо : примерная программа для системы дополнительного образования детей : детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Сов. спорт, 2003. - 96 с. - ISBN 5-85009-824-0.
5. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии / В.Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с. - ISBN 5-9718- 00656-5.
6. Путин, В. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным / В. Путин [и др.]. - М. : Олма-Пресс ; СПб. : Изд. Дом «Нева», 2002. - 159 с. - ISBN - 5-224-03325-Х.
7. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шулика Юрий Александрович. - Краснодар, 1993. - 32 с.
8. Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо : (уникальная техника мастера) / Ясухиро Ямасита. - М. : Гранд - Фаир, 2003. - 192 с. - ISBN 5-8183-0523-6 (рус.)
9. Inokuma, I. JUDO / I. Inokuma. - Tokio, 1979. - 198 p.
10. Sato, T. Vital JUDO. Gripping Technicues / T. Sato, I. Okano. - Japan Publications INC, Printed in U.S.F., 1982. - 191 p.
ЗАДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Валерий Витальевич Роженцов, кандидат технических наук, профессор,
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (МарГУ),
ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (МарГТУ)
Аннотация
Предложен способ задания индивидуальной беговой нагрузки для развития выносливости по величине оптимальной ЧСС, величину которой определяют по времени выхода графика динамики порогового межимпульсного интервала на плато.
Ключевые слова: индивидуальная беговая нагрузка, выносливость.
THE TASK OF INDIVIDUAL LOADING FOR DEVELOPMENT OF ENDURANCE ON THE BASIS OF USE PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL
PARAMETERS
Michael Mihajlovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Valery Vitalevich Rozhentsov, Cand.Tech.Sci., the professor,
Mari state university,
Mari state technical university
Abstract
The way of the task of individual racing loading for development of endurance on size opti-
mum Frequency of intimate reductions which size define on time of an output of the schedule of dynamics of a threshold interpulse interval for a plateau is offered.
Keywords: individual racing loading, endurance.
В тренировочном процессе, направленном на развитие выносливости возможны ошибки, к которым можно отнести: быстрое наращивание тренировочных нагрузок, высокая интенсивность при выполнении длительных тренировок, большой объем при выполнении интервальных тренировок, раннее возобновление интенсивных тренировок после болезни или травмы. Любая такая ошибка в тренировочной программе потенциально опасна [5]. Поэтому разработка способов задания индивидуальной нагрузки для развития выносливости при оптимальной интенсивности остается актуальной задачей.
При физической нагрузке в организме, как функциональной системе, происходят непрерывные изменения. При этом регуляция вегетативных функций в различных органах и системах организма протекает асинхронно [1]. В регуляторных процессах, происходящих в организме человека, доминирующая роль принадлежит центральной нервной системе, поэтому при оценке состояния человека необходимо оценить состояние самой центральной нервной системы [2]. В качестве психофизиологических параметров, характеризующих состояние центральной нервной системы, используются психофизиологические параметры состояния зрительного анализатора, так как эффективность его функционирования зависит, прежде всего, от уровня функционирования именно центральной нервной системы [3].
Авторами предложен способ задания индивидуальной беговой нагрузки на основе определения порогового межимпульсного интервала при предъявлении последовательности парных световых импульсов [4]. Методика задания такой нагрузки заключается в том, что испытуемому задают индивидуальную беговую нагрузку для развития выносливости по величине ЧСС. Но от известных способов она отличается тем, что для определения оптимальной тренировочной величины ЧСС испытуемому задают тест с постоянной нагрузкой и предъявляют последовательность парных световых импульсов длительностью 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с, как показано на рис. 1.
tn <- Т < > т <-
Рис. 1. Временная диаграмма последовательности парных световых импульсов, предъявляемых испытуемому в процессе тестирования.
^ - длительность светового импульса; т - длительность межимпульсного интервала;
Т - длительность временного интервала повторения парных световых импульсов.
Далее периодически методом последовательного приближения определяют пороговый межимпульсный интервал (рис. 2), при котором два импульса в паре сливаются в один.
Одновременно с определением порогового межимпульсного интервала измеряют ЧСС и строят графики динамики порогового межимпульсного интервала в координатах «значение порогового межимпульсного интервала - время тестирования» и динамики ЧСС в координатах «значение ЧСС - время тестирования». Величину ЧСС в естественных тренировочных условиях бега задают соответствующей времени выхода графика динамики порогового межимпульсного интервала на «плато».
т
0 Ті Т 2
Рис. 2 Временная диаграмма изменения длительности межимпульсного интервала при определении его порогового значения.
тнач - длительность начального межимпульсного интервала; тпор - длительность порогового меж-импульсного интервала; Т1 - Т2 - интервал времени, во время которого определяется пороговый межимпульсный интервал.
Выход графика порогового межимпульсного интервала в процессе тестирования на «плато» свидетельствует о том, что центральная нервная система находится в ква-зистационарном режиме, то есть процессы регуляции вегетативных функций во всех органах и системах организма закончены и весь организм действительно находится в состоянии оптимальной работоспособности, в котором и необходимо развивать выносливость.
Для подтверждения результатов технического эксперимента был проведен педагогический эксперимент с контрольной и экспериментальной группах, состоящих из 8 человек - студентов факультета физической культуры в возрасте от 18 до 22 лет, специализирующихся в циклических видах спорта: бегуны на длинные дистанции и лыжники-гонщики. Квалификация испытуемых - I разряд и кандидаты в мастера спорта. Величина индивидуальной беговой нагрузки в экспериментальной группе задавалась по результатам начального тестирования. Для определения динамики функционального состояния и тренированности в ходе учебно-тренировочного процесса через каждые две недели тестирование повторялось, интенсивность и длительность нагрузки корректировались.
За неделю до соревнований проведено контрольное тестирование испытуемых. Анализ результатов тестирования показал, что если до начала учебно-тренировочного процесса в предсоревновательный период различия работоспособности до наступления переутомления между контрольной и экспериментальной группой были статистически недостоверны, то тренировки в экспериментальной группе с индивидуально устанавливаемой и корректируемой нагрузкой привели к большему росту работоспособности и тренированности, что подтвердилось результатами выступлений на соревнованиях.
Покажем использование описываемого способа на примере одного из спортсменов. Испытуемый П., 22 лет, кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, выполнил тестирование с использованием велоэргометра модели ВЭ-05 "Ритм" ТУ 200 УССР 45-86 в положении сидя со скоростью педалирования 60 об/мин. Величина нагрузки постоянной мощности принималась равной 100% должного максимального потребления кислорода, определяемого по номограммам Б.П. Преварского. Во время тестирования врачом выполнялся постоянный контроль состояния испытуемого по его внешнему виду, частоте сердечных сокращений и артериальному давлению. Определение порогового межимпульсного интервала и значений ЧСС выполнялось в начале тестирования и через каждые 2 минуты педалирования.
Данные значений порогового межимпульсного интервала в процессе тестирования представлены в таблице 1, значений ЧСС - в таблице 2, графики динамики значе-
ний порогового межимпульсного интервала и динамики значений ЧСС - на рис. 3, 4. _____________________________________________________________________Таблица 1
Время тестирования, мин 0 2 4 6
Значение порогового межимпульсно-го интервала, мс 9.6 8,4 7,7 7,3
Время тестирования, мин 8 10 12 14
Значение порогового межимпульсного интервала, мс 7,0 7,0 7,0 7,0
Таблица 2
Время тестирования, мин 0 2 4 6
Значение ЧСС, уд/мин 67 113 128 135
Время тестирования, мин 8 10 12 14
Значение ЧСС, уд/мин 138 140 142 144
тпор
Рис. 3. График динамики порогового межимпульсного интервала при тестировании.
Обозначения в тексте.
ЧСС
Рис. 4. График динамики ЧСС при тестировании. Обозначения в тексте.
Анализ графика порогового межимпульсного интервала в процессе тестирова-
ния позволяет определить время, необходимое для достижения оптимальной работоспособности, по времени выхода графика на «плато», равное 8 мин.
Величину ЧСС в естественных тренировочных условиях бега задавали соответствующей времени выхода графика динамики порогового межимпульсного интервала на «плато», равной 138 уд/мин, которую испытуемый контролирует самостоятельно.
В результате экспериментальной работы показана возможность задания индивидуальной беговой нагрузки с использованием психофизиологического метода путем определения порогового межимпульсного интервала при предъявлении последовательности парных световых импульсов.
Это позволило повысить эффективность тренировочного процесса не допуская переутомления тренировочной нагрузки различной интенсивности и длительности индивидуально для каждого занимающегося физической культурой и спортом, не допуская переутомления и травмоопасной работы сердечно-сосудистой системы.
Установлено, что динамика порогового межимпульсного интервала не только позволяет задать индивидуальную беговую нагрузку для развития выносливости, но и отображает изменения тренированности и работоспособности в ходе тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зимкин, Н.В. О вариативности структуры функциональной системы в процессе деятельности и при утомлении / Н.В. Зимкин // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. - 1984. - Т. LXX, № 12. - С. 1593-1599.
2. Маслов, Н.Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора / Н.Б. Маслов, И.А. Блощин-ский, В.Н. Максименко // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 5. - С. 123-133.
3. Кравков, С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения / С.В. Кравков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.-Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 531 с.
4. Способ задания индивидуальной беговой нагрузки для развития выносливости : приоритетная справка от 23.01.2008 г. № 2008102682 на изобретение / Полевщи-ков М.М., Роженцов В.В. - 5 с.
5. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : пер с англ. / Петер Янсен. - Мурманск : Изд-во «Тулома», 2006. - 160 с.
ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Лариса Кондратьевна Руденко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)
Аннотация
С возрастом у детей 6,5-9 лет снижается уровень мотивации к занятиям, как в общеобразовательной школе, так и спортивной аэробикой. В большинстве случаев юные гимнасты обладают «средне-слабым» типом нервной системы, «средним» уровнем психического развития. На занятиях аэробной гимнастикой важно учитывать возрастно-половые и индивидуальные возможности детей и соблюдать основополагающие принципы физического воспитания.
Ключевые слова: мотив, тип нервной системы, уровень психического развития, рисунок, цвет, сказка, тренировка в аэробной гимнастике.