ANALYSIS OF TOOLS FOR TERRITORIAL DEVELOPMENT OF REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. This article discusses the essence of the territories of advanced development (TOP) and their impact on the development of social and economic condition of the region. The comparative analysis of three instruments of regional development of Russia is given: territories of advanced development (TOP), zones of territorial development (ZTR) and special economic zones (SEZ). The article summarizes the results of the creation and influence of the above economic zones on the regions of the Russian Federation. Keywords: territory of advanced development (TOP), zone of territorial development (ZTR), special economic zone (SEZ) tax preferences, resident of TOP, investments in the territory of advanced development.
УДК 331.445
ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Чихутова Анастасия Дмитриевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматривается использование технологии кейс-обучения в профессиональном образовании. Рассмотрен задачный подход, который используется при строении кейса. Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Уточнено влияние данного подхода на студента как творческую и развитую личность. Разбираются особенности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Проводится анализ требований к разработке и применению метода кейсов в учебном процессе. Были выявлены дидактические возможности применения кейсов, как для педагога, так и для обучающегося. Приведены примеры использования ситуационных задач в учебном процессе.
Ключевые слова: кейс-обучение, ситуационная задача, компетентность, учебное заведение, профессиональное образование.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности обучающихся. Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень раз-
вития обучающихся является желаемым результатом в деятельности любого педагога [1]. У них повышается интерес к изучаемой дисциплине, обучающиеся начинают реально оценивать свои возможности и доверять преподавателю. Достичь это помогают кейс-технологии.
Профессор Р. Мерри из Гарварда трактует данную технологию таким образом: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности». Внедрение кейс технологии в образование является очень актуальной задачей в настоящее время.
Суть данного метода состоит в том, что обучающимся предлагается для рассмотрения определенная ситуация, им необходимо обдумать ее и найти проблему. После чего совместными усилиями группы они должны проанализировать данную ситуацию, ответить на вопросы, которые перед ними стоят и найти общее решение для данной проблемы [2]. Таким образом, студенты имеют возможность в дальнейшем полученные теоретические знания применять на практике и расширить рамки понимая изучаемого материала.
Особенности внедрения технологии кейс-обучения в практику профессионального образования должны основываться на двух тенденциях. Во-первых, обучающийся должен развиваться как личность, вырабатывать способности к обучению и переработке огромного массива информации [3]. Во-вторых, образование должно быть направлено на формирование профессиональной компетенции.
В процессе применения метода обучающиеся получают дополнительные знания, формируют уверенность в себе, учатся:
- выявлять и решать проблему;
- формулировать задачи;
- работать с информацией;
- проводить анализ аргументов;
- принимать решение;
- слушать и дополнять мнение других людей.
Технология кейс-обучения включает в себя два основных подхода, которые дополняют друг друга. Первый направлен на рассмотрение конкретной ситуации, а второй одновременно разбирает определенное количество примеров [4]. Первый подход носит название задачный.
Рассмотрение применения технологий кейс-обучения в профессиональном образовании происходит с использованием задачного подхода.
Ситуационные задачи интенсивно развивают интеллектуальную сферу сознания, и прежде всего, логическое мышление. Студент в процессе ре-
шения проблем активно занимается поиском правильного решения и добывает новые знания [5]. Значимость данного подхода состоит в том, что появляется несколько вариантов решения, сокращается набор «проб» и «ошибок», обучающиеся стараются найти наиболее правильный ответ. Для достижения этих целей уместнее всего объединить несколько задач-ситуаций в один кейс.
Такие ситуационные задачи в большей степени помогают студентам анализировать различные общественные изменения, которые происходят ежедневно. Педагог в этом случае выступает как равноправный партнер и выходит на новый уровень общения со студентом. Отсутствует такое, что все всё знают, наоборот, они объединяются для решения конкретной проблемы.
Выделяют следующие достоинства использования задачного подхода в профессиональном образовании:
- развивает у студентов индивидуальный стиль профессиональной деятельности;
- осуществляет синтез теоретических и практических навыков;
- считается эффективным средством освоения знаний по определенным предметам.
В обучающей практике встречаются разнообразные виды ситуационных задач. Стандартная ситуация может нести как положительный, так и отрицательный характер. Основывается на типичных проблемах, которые разбираются многими с различных сфер. Чаще всего имеют одни и те же источники. Критическая ситуация она чаще всего для обучающихся неожиданная, так как обычно нарушает уже установленные нормы, сочетает в себе описание вредных и опасных последствий. Такая ситуация требует немедленного решения проблемы. Экстремальная ситуация, которую сравнивают с чрезвычайным происшествием не имеет аналогов, раньше не использовалась. Описывается проблема, которая не случалась ранее, требует особого и незамедлительного решения, так как несет собой материальные и нравственные потери.
Для подачи материала используются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.
При разработке требований к применению метода кейсов в учебном процессе необходимо учесть следующие принципы:
- принцип многообразия, который позволит преподавателю изучать новые методики преподавания;
- принцип партнерства является основополагающим при сотрудничестве с обучающимся:
- принцип творчества, который подразумевает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуальный неповторимый творческий продукт.
Стоит помнить, что ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении задачи-ситуации педагог и студенты преследуют разные цели: для студента - найти решение, соответствующее данной ситуации; для педагога - освоение студентами способа деятельности и осознание его сущности.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. То есть создаются условия включения студентов в активную общественную деятельность.
Включение студентов в активную деятельность позволяет развить практические компетентности - базовые умения, навыки и готовность к действию.
При разработке практического занятия по педагогике с использованием кейс-технологии студентам были предложены ситуационные задачи по теме «Система методов воспитания». Чтобы занятие прошло успешно, первоначально, пришлось разделить коллектив на несколько групп, для того, чтобы каждая из них занималась изучением определенного метода и в завершении смогла предоставить перед всей аудиторией свои мысли и аргументы. Перед практическим занятием для введения в тему обучающимся был предложен для изучения лекционный материал, в которым были изложены все основные аспекты по изучаемой теме.
Ситуационные задачи состояли из цитат великих философов или педагогов, которые изучали методы воспитания. По классификации методов воспитания Г.И. Щукиной студентам необходимо было изучить текст и ответить на поставленные вопросы после него.
Нами были разработаны дидактические материалы, которые могли быть рекомендациями для решения проблем, представленных в тексте. А именно техники анализа решений проблем: гипотеза, стратегия идеал, софт-анализ.
При оценивании таких занятий необходимо учитывать следующие критерии: полнота решения, обоснованность ответа, описание последовательности профессиональных действий. Занятие считается успешно проведенным, если каждая группа смогла ответить в соответствии с критериями, привести аргументы.
При построении учебного процесса в профессиональном учебном заведении с использованием технологии кейс-обучения стоит учитывать, что современное обучение должно быть направлено на развитие познавательного потенциала личности, повышение способность к обучению и расширение творческих возможностей. Чему и способствует задачный подход.
Благодаря данной технологии происходит определение собственного уникального пути освоения знаний и навыков, которые необходимы обучающимся в будущем профессиональном становлении.
Список литературы
1. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
2. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
3. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
4. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Chikhutova Anastasia Dmitrievna, 3rd year student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia TASK APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF CASE-TRAINING TECHNOLOGY
Abstract. The article discusses the use of case-study technology in vocational education. The task approach that is used in the construction of the case is considered. The process of solving a situational problem always involves the "exit" of the student beyond the educational process, into the space of social practice. The influence of this approach on the student as a creative and developed person has been clarified. Understand the features of the introduction of the case method in the practice of higher vocational education. The analysis of the requirements for the development and application of the case method in the educational process. The didactic possibilities of using cases, both for the teacher and for the student, were identified. Examples of the use of situational problems in the educational process are given.