С.Д. Селиванов
ЗАДАЧИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВО ВРЕМЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают свои задачи как в обычных, так и в особых условияхВ этих условиях ОВД выполняют значительно возрастающий объем задач. Изменяются приемы и способы их работы, создается особая группировка сил и средств и иная система управления. От всего личного состава требуются высокая профессиональная выучка, самоотверженность и психологическая стойкость.К сожалению, на практике в действиях ОВД допускаются серьезные просчеты и упущения. Это обусловлено слабым знанием нормативных документов, недооценкой заблаговременного планирования и подготовки сил и средств, отсутствием умений и навыков управления ими в сложной, быстро меняющейся обстановке. Поэтому Министерство внутренних дел придает первостепенное значение подготовке руководящего состава всех степеней, овладению соответствующими знаниями и навыками по управлению ОВД в особых условиях.
Особые условия охраны общественного порядка и безопасности представляют собой возникающую при определенных обстоятельствах по -вышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, которая требует от ОВД принятия специальных мер правового и организационного характера.
К особым условиям в мирное время относятся:
- стихийные бедствия (пожары, ураганы, зем -летрясения, наводнения и т. д.);
- эпидемии и эпизоотии;
- техногенные и экологические катастрофы (аварии на производствах, железнодорожном и воздушном транспорте);
- социальные конфликты;
- проведение крупных массовых мероприятий.
Одним из главных субъектов охраны общественного порядка и безопасности являются ОВД, задачи которых конкретизированы в законе «О милиции». В законе, в частности, указывается, что помимо исполнения своих основных задач милиция в особых условиях обязана:
- принимать неотложные меры по спасению людей и оказанию им необходимой помощи;
- охранять имущество собственников всех ка -тегорий, которое осталось без присмотра;
- участвовать в обеспечении правового режи -ма чрезвычайного положения, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
Кроме этого милиция должна производить по решению соответствующего начальника оцепле -ние или блокирование участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, проведении карантинных мероприятий, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционированию хозяйственных и иных объектов в данной местности.
В настоящее время сотрудники ОВД наиболее часто несут службу во время различных массовых мероприятия, которые являются одной из популярных форм активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных площадках, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.
Все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно -политические, куль -турно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные. Они различаются по целям их органи -зации, характеру и количеству участников и зри -телей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам.
К общественно-политическим мероприя-тиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, они, как прави -ло, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам поведе -ния в общественных местах, хотя имеются и исключения.
Особую группу общественно-политических мероприятий, серьезно осложняющих охрану общественного порядка, составляют несанкционированные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации. Так как они проводятся без уведомления властей, ОВД не могут заблаговременно подготовиться, т.е. не знают цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников мероприятия. Поэтому в ходе проведения мероприятия участники могут оказать злостное неповиновение органам власти.
Следующим видом массовых мероприятий являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся: выставки, вернисажи, народные гулянья, фестивали, ярмарки, концерты и др. Для указанных мероприятий характерны различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои куль -турные, эмоциональные и духовные потребности. Однако, несмотря на неоднородность состава, различия в образовании, возрасте, наличие различных интересов и устремлений, в целом, поведение лиц, посещающих упомянутые мероприятия, укладываются в общепринятые нормы.
Вместе с тем следует отметить, что на поведение отдельных групп граждан, посещающих некоторые культурно-массовые мероприятия, влияют факторы фанатичной любви к своим эстрадным кумирам, а также условия анонимности в толпе, что снижает степень ответственности за совершенные поступки. Особенно ярко это проявляется в манере поведения подростков — по -клонников рок-музыки на концертах звезд отечественной и зарубежной эстрады. Правонарушения, совершаемые рок-фанатами, часто носят групповой характер и негативно влияют на состояние общественного порядка.
Спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность представляет проведение спортивных игр, таких как футбол, хоккей и др. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие определенного континген -та спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Отдельные противоборствующие группировки болельщиков в ходе проведения спортивных матчей совершают серьезные правонарушения, создают конфликтные ситуации, на -рушают правила поведения посетителей спортивных сооружений. Иногда это приводит к трагедиям . Поэтому организаторы массовых мероприятий совместно с ОВД обязаны усиливать меры по охране общественного порядка во время их проведения с целью контроля за соблюдением
болельщиками установленных правил поведения. Так, посетителям запрещается:
- проносить огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые, ядовитые, сильно пахнущее и наркотические вещества, большие портфели, сумки и иные предметы, мешающие нормальному проведению мероприятия;
- распивать спиртные напитки или появляться на стадионе в пьяном виде;
- допускать выкрики, скандировать лозунги, унижающие человеческое достоинство;
- выбрасывать на поле или трибуны различные предметы, могущие причинить ущерб жизни и здоровью других людей.
Лица, не соблюдающие установленные правила, на спортсооружение не допускаются либо удаляются с них.
В последние годы значительно возрос интерес населения к религии. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церковных конфессий, обряды и богослужения, проводятся, как правило, в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных.
Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством яв -ляются органы внутренних дел. Именно на них возложены задачи по:
- разработке плана охраны общественного порядка и безопасности;
- подготовке и расстановке сил и средств;
- организации и координации взаимодействия со всеми государственными и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка;
- контролю за обстановкой;
- осуществлению административного надзора;
- предупреждению и пресечению преступле -ний и правонарушений, а также привлечению виновных к ответственности.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений. В некоторых случаях приходится проводить оцепление зоны проведения мероприятий, удалять из нее лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию.
Важной особенностью деятельности ОВД яв -ляется их тесное взаимодействие с организато -рами проведения массовых мероприятий. При проведении крупных мероприятий (спартакиады, фестивали и т.д.) создаются оперативные штабы. В состав ОШ входят: начальник и заместители; оперативный дежурный; группа информации и анализа; группа управления силами и средства -ми; оперативно-следственная группа; представи -тели ОМОН; ГИБДД; противопожарной службы;
представители медицинской службы и местной адм инистрации.
Взаимодействие ОВД с другими заинтересованными организациями заключается в согласовании совместной деятельности по времени, месту и цели. Такое взаимодействие включает в себя обмен информацией о характере планируемого мероприятия, о предполагаемом количестве участников и зрителей, о месте и времени его проведения, изучение психологического климата среди участников массового мероприятия. Также совместно обследуются сооружения и иные объекты, где планируется проведение массового мероприятия, производится рекогносцировка местности.
Охрана общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий осуществляется при помощи обычных и специаль-ных нарядов. К первым относятся посты, патрули, автопатрули, патрульные группы; ко вторым
- милицейские цепочки, посты охраны объектов, группы сопровождения, КПП, посты наблюде-ния, заслоны, посты по надзору за движением, резерв.
Тактика действий, задачи и основные функции нарядов ОВД наиболее полно определены в Уставе ППСМ.
Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Службой ООП разрабатываются типовые и индивидуальные планы.
Типовые планы разрабатываются для мероприятий, которые систематически повторяются (футбол, хоккей, митинги, демонстрации, кото -рые проводятся в определенных местах. Напри -мер, в г. Воронеже на площади Ленина).
Индивидуальные планы — для мероприятий, носящих разовый характер.
Разработка плана начинается с получения исходной информации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятий, изучения маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами мероприятий.
Деятельность ОВД по непосредственному обеспечению порядка при проведении массового мероприятия условно подразделяется на подго -товительный, исполнительный и заключитель-ный этапы.
На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование места проведения мероприятия , проводится служебный инструктаж на -рядов и должностных лиц, осуществляются тренировки и репетиции действий нарядов в экс -тремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется их взаимодействие.
На исполнительном этапе организуется служ -ба и управление нарядами, производится удале -ние из зоны оцепления посторонних лиц, органи -зуется пропускной режим на КПП и турникетах, осуществляется маневр силами и средствами, по необходимости используется резерв, штабом постоянно контролируется исполнение приказов и команд, осуществляется взаимодействие.
На заключительном этапе снимаются введен -ные режимные ограничения, в полном объеме возобновляется прерванная работа транспорта, свертываются силы и средства, подводятся ито -ги.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех действий ОВД в особых условиях, является квалифицированная подготовка личного состава ОВД, которая включает профессиональную, моральную и психологическую подго -товку, привитие чувства личной ответственности каждого за успешное выполнение поставленных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. Часть особенная / А.П. Коренев. -М., 1997.
2. Калашников А.В. Тактико -специальная подготовка / А.В. Калашников. - М., 1989.
3. Майдыков А.Ф. Управление ОВД при массовых беспорядках, массовых выступлениях граждан, захвате воздушных судов / А.Ф. Майдыков, И.Е. Ложкин. - М., 1992.