• БЕЗОПАСНОСТЬ
Задачи обеспечения безопасности внутреннего водного транспорта
Ю. Л. ЗАВЬЯЛОВ, заместитель руководителя ФГУ «Служба морской безопасности»
Внутренним водный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации, производственно-технологическим комплексом с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с ним деятельность на внутренних водных путях страны. Нередко речные суда становятся единственным средством доставки грузов — например, в регионах Сибири и Крайнего Севера. В силу этих обстоятельств обеспечение безопасности внутреннего водного транспорта приобретает стратегическое значение.
События последних лет показали уязвимость объектов морского и речного транспорта во многих странах мира, что заставило правительства ведущих мировых держав разработать и принять дополнительные меры по повышению безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры.
Речные порты, суда, судоходные гидротехнические сооружения (СГТС) с точки зрения их потенциальной опасности являются объектами, требующими к себе повышенного внимания в части их защищенности от актов незаконного вмешательства. Практически любое гидросооружение может стать объектом теракта. Прорыв плотины водохранилища, объем которого превышает 100 миллионов кубометров воды, по оценке специалистов МЧС, может привести к катастрофическим последствиям и огромным масштабам затоплений, выходу из строя всех инженерных коммуникаций и связи, нарушению транспортного сообщения между отдельными пунктами, и самое главное — к значительным человеческим жертвам, масштаб которых невозможно заранее просчитать.
Потенциально опасные объекты внутреннего водного транспорта в той или иной мере защищены от актов незаконного вмешательства в их деятельность, однако зачастую существующая защита является недостаточной для исключения возможности совершения террористических актов на этих объектах.
Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств достигается проведением единой государственной политики, которая включает в себя систему мер нормативного, организационного и технического характера, направленных на создание условий по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.
Основным документом, определяющим цели, задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности, в том числе и на объектах внутреннего водного транспорта, стал принятый 9 февраля 2007 года Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», вступающий в силу с 14 августа 2007 года. Закон предусматривает систему мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования отрасли, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, устанавливает правовые основы деятельности в данной области. Реализация положений данного закона подразумевает под собой целый ряд мероприятий организационного и технического характера, таких как проведение оценки уязвимости, категорирование, составление планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение или дооснащение объектов речной инфраструктуры и транспортных средств необходимыми инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).
Следует отметить, что для реализации положений данного закона в полном объеме необходимо принять целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих, в частности, требования к оборудованию судоходных гидротехнических сооружений ИТСО, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. На сегодняшний день единственным документом, устанавливающим указанные требования, является Временное положение по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны, утвержденное Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 29.07.2005 г. № ВР-211-р, действие которого распространяется на портовые средства, подпадающие под действие главы Х1-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74) и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Данное распоряжение содержит технические требования к применяемым в настоящее время комплексным системам безопасности и отдельным техническим системам охраны портовых средств, которые также в полной мере могут быть применимы и к планируемым инженерно-техническим системам охраны судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях.
До настоящего времени проблемой, препятствующей эффективной реализации положений закона, является несовершенство нормативно-правовой базы. Вопросы нормативного закрепления компетенции Минтранса России и Росморречфлота в данной области окончательно не отрегулированы. В Положениях о Минтрансе России и Росморречфлоте, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, отсутствуют соответствующие функции. Необходимо внести поправки в Кодекс внут-
БЕЗОПАСНОСТЬ •
реннего водного транспорта Российской Федерации в части регламентации вопросов обеспечения антитеррористической защищенности объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств и в Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. № 324, распространив его действие также и на объекты внутреннего водного транспорта.
Следует отметить, что Минтрансом России и Федеральным агентством морского и речного транспорта уделяется значительное внимание вопросам обеспечения транспортной безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры. Распоряжением руководителя Росморречфлота № АД-34-р от 9 марта 2006 года ФГУ «Служба морской безопасности» определена головной организацией и головным исполнителем по важнейшим направлениям организации мер по защите морского и речного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений.
С конца 2006 года Службой морской безопасности проводятся работы по анализу антитеррористической защищенности гидросооружений ФГУП «Канал имени Москвы». Так, в феврале-марте 2007 года были обследованы объекты Волжского, Яхромского и
Московского районов гидросооружений, Пироговская плотина, ведется подготовка к проведению работ на гидроузлах южного склона канала. По завершении указанных работ будет проведена оценка уязвимости, катего-рирование и подготовлены планы обеспечения транспортной безопасности указанных гидросооружений. Следующим этапом планируется реализация мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности, будут проведены проектные работы и непосредственно начнется оснащение объектов инженерно-техническими средствами охраны.
Росморречфлотом в прошлом году в рамках пилотных проектов была проведена оценка уязвимости, разработаны планы обеспечения транспортной безопасности и на отдельных объектах Волжского и Волго-Донского ГБУВПиС проведены проектные работы по доос-нащению их инженерно-техническими средствами охраны.
В 2007 году Службой морской безопасности планируется завершение основного этапа работ по проведению оценки уязвимости, категорированию и разработке планов обеспечения транспортной безопасности критически важных СГТС, а также дооснащение отдельных гидроузлов современными ИТСО. Необходимые средства из бюджета на проведение этих работ уже выделены.
В настоящее время формируется целевая программа на 2008-2010 годы по техническому оснащению всех 335 критически важных СГТС комплексными системами безопасности. Следует подчеркнуть, что речь идет о защите объектов также и со стороны акваторий.
Решения многих вопросов борьбы с терроризмом на транспорте лежат в сфере комплексного развития антитеррористического законодательства на основе принципов международного права, общественной безопасности и последних достижений науки и техники. Важность и чрезвычайная сложность задачи борьбы с терроризмом заставляет привлекать к ее решению все имеющиеся ресурсы, в том числе возможности властных структур и институтов гражданского общества. В системе антитеррористических мер должны быть задействованы ресурсы российского бизнес-сообщества, политических и общественных организаций. В ряде случаев к этой работе необходимо привлекать деятелей науки, а также средства массовой информации.
Положительный опыт, накопленный нами по обеспечению защищенности морских судов и портов, в том числе в области внедрения на территории России новых международных требований, вселяет уверенность в успешном решении поставленных задач и на объектах внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГУ «СЛУЖБА МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
IV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-СЕМИНАР
Л
1
ШШ
Зшш
ШШ
нГойе
127051, г. Москва. Малый Каретный пер,. 10 тел: 221 -7130, факс: 694-1003 E-mail: [email protected] www.msecurity.ru
С 23 по 24 октября 2007 г. в г. Москве в Конгресс-центре Центра международной торговли состоится IV Международная Конференция-семинар по морской и речной безопасности: «Актуальные вопросы внедрения национальных и международных требований по морской и речной безопасности».
На Конференции-семинаре планируется обсудить вопросы реализации Международного кодекса по охране судов и портовых средств и основные положения Федерального закона «О транспортной безопасности» и пути реализации норм им предусмотренных.
Приглашаем принять участие представителей судоходных компаний, морских и речных портов, АМП, ГБУВПиС, классификационных обществ, экспертных организаций, учебных заведений, СОРОССа, АСОПа и других организаций, задействованных в обеспечении реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и МК ОСПС.