УДК 371. 134
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-10-155-159
ЗАДАЧИ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
О. Л. Фельде1, О. Н. Игна2
1 Санкт-Петербургская международная школа, Санкт-Петербург
2 Томский государственный педагогический университет, Томск
Контекстно-компетентностная модель подготовки будущего учителя, причисляемая к современным моделям профессионального педагогического образования, предполагает последовательный переход от академической деятельности к профессиональной, концентрирует внимание на знаниях и умениях профессиональной деятельности в контексте. Данная модель предполагает актуализацию квазипрофессиональной деятельности в подготовке учителя. Рассмотрены особенности квазипрофессиональной деятельности в педагогическом образовании, задачи квазипрофессиональной направленности в подготовке учителя иностранного языка. Уточнено определение понятия «задача квазипрофессиональной направленности», названы структура данных задач и факторы, подлежащие учету при их разработке. Приведены примеры авторских задач квазипрофессиональной направленности, которые могут применяться в методической подготовке учителя иностранного языка на уровне упражнений.
Ключевые слова: подготовка учителя, методическая подготовка, учитель иностранного языка, квазипрофессиональная деятельность, квазипрофессиональная задача.
С введением новых вузовских образовательных стандартов, ориентированных на компетент-ностный подход и использование активных методов подготовки, квазипрофессиональная деятельность обучающихся приобретает особую значимость. Как известно, данная деятельность представляет собой форму организации деятельности студентов в условиях контекстного обучения, которая воспроизводит условия, содержание, технологии и пространственно-временную динамику производства, отношения занятых в нем людей [1, с. 229]. В вузовской подготовке педагога квазипрофессиональная деятельность дает возможности обучающимся «реализовать свои педагогические знания в ситуациях, специально смоделированных в различных аспектах образовательного процесса [2, с. 61].
Изучение научных трудов, посвященных квазипрофессиональной деятельности в профессиональном педагогическом образовании (Н. В. Бекузаро-ва, Е. В. Ермолович [3], Т. В. Пушкарева [2], Е. В. Кузеванова [4], Н. В. Маняйкина [5], А. А. Старцева [6], Т. Н. Яблонская [7]), позволило обобщить ряд ее характеристик. В процессе квазипрофессиональной деятельности будущие учителя формируют собственную педагогическую позицию; приобретают навыки оценки и решения педагогических ситуаций; усваивают и осмысливают особенности педагогической деятельности учителя; формируют качества личности, соответствующие требованиям профессиональной среды; осознают приверженность и склонности к профессии
педагога. Более того, социальный и психологический контексты квазипрофессиональной деятельности здесь так же значимы, как и ее предметный контекст.
Наиболее подходящим аспектом профессиональной подготовки учителя для реализации квазипрофессиональной деятельности выступает методическая подготовка, позволяющая формировать методический аппарат, создавать целостный образ процесса обучения предмету, обеспечить адаптацию будущего учителя к особенностям профессиональной деятельности. Среди основ квазипрофессиональной деятельности студентов наиболее часто называют игры, проблемные ситуации и проекты. Среди заданий квазипрофессиональной направленности, включаемых в современные практикумы по методике обучения иностранным языкам, встречаются задания по микрообучению, задания по разработке и реализации фрагментов урока, комментирование методических ситуаций, познавательные методические задачи, проектирование и анализ (действий, деятельности), разработка методических рекомендаций, составление инструкций для работы с учебным материалом, установление правильной последовательности методических действий.
Отдавая приоритет именно задачам квазипрофессиональной направленности как эффективной основе методической подготовки учителя, отметим, что они являются аналогами квазипрофессиональных задач, т. е. практико-ориентированными задачами с профессиональным контекстом, «для
решения которых нужно выполнять элементы будущей профессиональной деятельности в условиях моделируемых профессиональных ситуаций. Они составляют предмет квазипрофессиональной деятельности студентов, направленной на освоение конкретных действий будущей профессиональной деятельности в условиях локальной образовательной среды вуза» [8, с. 9]. Нельзя не согласиться с О. В. Берсеневой в том, что «такие задачи включают задания типа „знать и уметь применять" и носят методический характер» [9, с. 7].
Задачи квазипрофессиональной направленности в методической подготовке учителя представляют собой методические задачи, предполагающие реализацию квазипрофессиональной деятельности, связанные прежде всего с ведущими видами профессиональной деятельности учителя - обучением, планированием и анализом.
Данные виды задач являются самыми сложными как в плане разработки, так и решения (по сравнению, например, с задачами академической (теоретической) направленности). Если исходить из характеристик профессиональных задач, выделенных учеными РГПУ им. А. И. Герцена (содержательная, процессуальная и контекстная) [10], специфики квазипрофессиональной деятельности и задачного подхода в методической подготовке, то можно обобщить следующие факторы, подлежащие учету при разработке задач квазипрофессиональной направленности для методической подготовки учителя ИЯ:
- основные аспекты содержания методической подготовки учителя ИЯ;
- основные профессионально значимые умения в основных видах профессиональной деятельности (анализ, планирование, реализация обучающей деятельности);
- принципы реализации задачного подхода в методической подготовке учителя;
- содержательное наполнение задач (языковой, речевой материал и учебный материал);
- учет разнообразия контекстов реальной образовательной практики;
- реалистичность предлагаемых задач;
- виды задач, которые обладают большим потенциалом в качестве основы профессионально-методической подготовки учителя ИЯ;
- уровни выполнения действий при решении задачи на анализ, планирование (на уровне приема, задания (упражнения), этапа урока, фрагмента урока, целостного урока, программы обучения);
- по максимуму однозначные способы решения и оценки результативности решения задач;
- разнообразие форм подачи задач.
Изучив структуру профессиональной задачи, предложенную авторами монографии «Компетент-
ностный подход в педагогическом образовании» [10], авторы несколько адаптировали данную структуру для задач квазипрофессиональной направленности, а именно: 1) формулировка задачи (противоречие, постановка вопроса); 2) ключевое задание («продукт», ожидаемый результат решения задачи); 3) контекст решения задачи (условия) (ресурсы, конкретная ситуация, теоретическая база и т. д.); 4) задания, подводящие к решению (по необходимости); 5) критерии оценки (в зависимости от вида и способа решения задачи).
Некоторые виды разработанных авторами данной публикации задач квазипрофессональной направленности для методической подготовки учителя ИЯ (например, для обучения анализу обучающей деятельности) представлены в научных публикациях [11, 12]. Далее даны примеры авторских задач квазипрофессиональной направленности на уровне упражнения:
Пример 1. Отберите из тематического раздела учебника по ИЯ упражнения, которые предпочтительно выполнить: а) индивидуально каждым учеником; б) в парной работе; в) в групповой работе.
Пример 2. С какой целью и на какой ступени обучения Вы бы использовали следующие упражнения?
1. Make negative statements.
Ann gets up at 8 o'clock in the morning. He buys milk every day. I come home at 3 o'clock. We like green apples. John lives in Moscow now.
2. Answer the following questions.
What would you do if you were in the library? What would you do if you were in the shop? What would you do if you were a teacher? What would you do if you were a dentist? What would you do if the weather were fine? What would you do if the weather were rainy?
3. Point out verbal ing-forms. State their functions.
He looked down at his sleeping sister. We saw him
entering the house. Pete stood thinking for a whole. The table needs mending. There were some ways of earning living.
Пример 3. Используя предлагаемый языковой материал, разработайте: а) грамматическое упражнение; б) лексическое упражнение; в) фонетическое упражнение.
Potatoes, carrot, eggs, onions, lemons, cheese, salad, tea, water, bread, sugar, meat, sweets.
Пример 4. Сформулируйте возможные задания к следующим упражнениям. Назовите типы и функции разработанных упражнений.
Упражнение 1
Sport, team, challenging your body, accidents, equipment, risk, more popular.
Упражнение 2
Look, give, put, wait, get, go, set, find, take, make.
Упражнение 3:
"Shops should be open every day".
Пример 5. Разработайте возможные упражнения к предложенной фотографии с целью а) развития умений в диалогической речи, б) развития умений в диалогической речи на старшей ступени обучения.
Пример 6. Определите правильную последовательность упражнений к тексту для аудирования, обоснуйте.
- Underline the parts of the dialogue that helped you to answer the questions.
- Listen and read the dialogue below and answer these questions.
- What kinds of newspapers are there? How many can you add to this list?
Пример 7. Определите правильную последовательность упражнений к тексту для чтения, обоснуйте.
- Read the following extracts from the text. What do you think the underlined words mean?
- Work out their meaning from the context (without using a dictionary).
- Read the article quickly. What is it about?
- Decide which of phrases 1-5 (taken from the article) have a positive (+) and which have a negative (-) meaning.
- Read the article. Then complete statements 1-5 with the best ending (a, b, c, or d).
Пример 8. Из ряда заданий к упражнениям выберите те, которые Вы бы использовали для введения (а), тренировки (б), контроля усвоения (в) учебного материала. Какие из заданий имеют полифункциональное значение?
1. Choose the correct form.
2. Say what you will buy or where you will go if you win a lot of money.
3. Guess what these words mean.
4. Insert "do" or "does".
5. Make negative statements.
6. Find out the sentences in the past perfect.
7. Arrange the words into two groups (verbs and nouns).
8. Say what you used to do last summer.
9. Describe this picture.
10. Choose the right answer (a, b, or c).
Систематизация задач квазипрофессиональной
направленности - трудоемкий, но перспективный и неисчерпаемый объект исследования и практической реализации.
Комплекс данных задач может быть очень разнообразным, что должно найти отражение в практикумах соответствующей проблематики, которые так востребованы в современной методической подготовке учителя, в том числе учителя иностранного языка.
Список литературы
I. Вербицкий А. А., Ильязова М . Д . Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография . М . : Логос, 2011. 288 с .
2 . Пушкарева Т . В . Квазипрофессиональная деятельность будущего социального педагога как основа интериоризации профессиональ-
ных знаний // Наука и бизнес: пути развития . Серия: Педагогика и психология . 2011. № 6 . С . 61-63 .
3 . Бекузарова Н . В ., Ермолович Е . В . Квазипрофессиональный характер смешанного обучения в педагогической магистратуре // Высшее
образование в России . 2012 . № 10 . С . 111-116 .
4 . Кузеванова Е . В . Роль квазипрофессиональной деятельности в актуализации творческой самореализации бакалавров педвуза // Си-
бирский педагогический журнал . 2013 . № 6 . С . 148-152 .
5 . Маняйкина Н . В . «Задачный подход» в педагогической практике будущих учителей иностранного языка как условие формирования их
профессиональной компетенции: автореф . дис .... канд . пед . наук. Екатеринбург, 2009 . 22 с .
6 . Старцева А. А. Квазипрофессиональная деятельность как способ формирования профессиональных компетенций студентов бакалав-
риата // Материалы междунар . науч . конф . «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества» (Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2015 г . ) . 2015 . С . 68-72 .
7 . Яблонская Т . Н . Задачный подход в системе повышения качества педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка //
Азимут научных исследований: педагогика и психология . 2013 . № 2 . С . 47-50 .
8 . Шкерина Л . В . , Панасенко А. Н ., Сенькина Е . В . Профильное исследование . Задачи исследовательского типа в школьном курсе матема-
тики: учебное пособие . Красноярск, 2014 . URL: http://www. kspu Ju/uptoad/documents/2015/11/02/d3a73c1de5a46cb27bb305a817c32a92/ profilnoe-issledovanie-shkerina-lyiv-panasenko-an-ev-senkina-zadachi-issledovate . pdf (дата обращения: 04.06 .2017) .
9 . Берсенева О . В . Компетентностно ориентированные задачи как средство совершенствования исследовательских компетенций буду-
щих учителей математики // Мир науки . 2015 . Вып . 3 . URL: http://mir-nauki . com/PDF/52PDMN315 . pdf. (дата обращения: 04.06 .2017) .
10 . Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред . проф . В . А. Козырева, проф . Н . Ф . Ра-
дионовой, проф . А . П . Тряпицыной . СПб .: Изд-во РГПУ им . А . И . Герцена, 2006 . 392 с .
II. Игна О . Н . Современные классификации учебных методических задач // Вестн . Томского гос . ун-та . 2010 . № 338. С . 177-182 .
12 . Игна О . Н . , Фельде О . Л . Учебные методические задачи в обучении анализу урока студентов педвуза // Вестн . Томского гос. пед . ун-та . 2013 . Вып . 1 (129) .С .42-47 .
Игна Ольга Николаевна, профессор кафедры, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: onigna@tspu.edu.ru
Фельде Ольга Львовна, учитель английского языка, Санкт-Петербургская международная школа (ул. Чекистов, 13в, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: felde_olja2004@mail.ru
Материал поступил в редакцию 30.06.2017.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-10-155-159
QUASI-PROFESSIONAL TASKS IN METHODICAL TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER
0. L. Felde1, O. N. Igna2
1 St. Petersburg International School, St. Petersburg, Russian Federation
2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Context-competence model of the future teacher training, ranked among the modern models of professional pedagogical education, assumes a gradual transition from academic activity to professional activity, it concentrates on knowledge and skills of professional activity in the context. This model assumes the actualization of quasi-professional activities of future teachers. In the article features of quasi-professional activity in pedagogical education, tasks of quasi-professional orientation in preparation of the teacher of a foreign language are considered. The definition of the concept "the task of a quasi-professional orientation" has been clarified, the structure of these tasks and the factors to be taken into account in their development are named. In the process of quasi-professional activity, future teachers form their own pedagogical position; acquire skills of assessment and solving pedagogical situations; learn and comprehend the peculiarities of pedagogical activity of the teacher; form personal qualities that meet the requirements of professional activity. The tasks of the quasi-professional orientation in the methodical training of the teacher are methodical tasks that involve the implementation of quasi-professional activities, primarily related to the leading types of professional activity of the teacher - teaching, planning and analysis. Authors examples of' tasks of a quasiprofessional orientation for methodical training of a foreign language teacher are given.
Key words: teacher's training, methodical training, foreign language teacher, quasi-professional activity, quasiprofessional task.
References
1. Verbitskiy A. A ., Il'yazova M . D . Invarianty professionalizma: problemy formirovaniy [Invariants of professionalism: problems of formation] . Moscow, Logos Publ . , 2011.288 p . (in Russian) .
2 . Pushkaryova T. V. Kvaziprofessional'naya deyatel'nost' budushchego sotsial'nogo pedagoga kak osnova interiorizatsii professional'nykh znaniy
[Quasi-professional activity of the future social pedagogue as a basis for interiorization of professional knowledge] . Nauka i biznes: puti razvitiya. Seriya: Pedagogika i psihologiya - Science and business: development paths. Series: Pedagogy and psychology, 2011, no . 6, pp . 61-63 (in Russian)
3 . Bekuzarova N . V. , Ermolovich E . V. Kvaziprofessional'nyy kharakter smeshannogo obucheniya v pedagogicheskoy magistrature [Quasi-
professional nature of mixed teaching in magistracy in pedagogics] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii- Higher education in Russia, 2012, no . 10, pp . 111-116 (in Russian) .
4 . Kuzevanova E . V. Rol' kvaziprofessional'noy deyatel'nosti v aktualizatsii tvorcheskoy samorealizatsii bakalavrov pedvuza [The role of quasi-
professional activity in the actualization of creative self-realization of bachelors of a teacher training university] Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2013, no . 6, pp . 148-152 (in Russian) .
5 . Manyaykina N . V. "Zadachnyy podkhod" v pedagogicheskoy praktike budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka kak usloviye formirovaniya ikh
professional'noy kompetentsii. Avtoref. kand . ped . nauk ["A Task approach" in the pedagogical practice of future teachers of a foreign language as a condition for the formation of their professional competence . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Ekaterinburg, 2009 . 22 p . (in Russian).
6 . Startseva A . A. Kvaziprofessional'naya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov bakalavriata [Quasi-
professional activity as a way of forming the professional competencies of undergraduate students] . Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Obrazovaniye kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obshchestva" [Proceedings of the international scientific conference "Education as a factor in the development of the intellectual and moral potential of the individual and modern society" (12-13 November 2015)] . Saint Petersburg, 2015 . Pp . 68-72 (in Russian) .
7 . Yablonskaya T. N . Zadachnyy podkhod v sisteme povysheniya kachestva pedagogicheskoy podgotovki budushchikh uchiteley inostrannogo
[A task approach in the system of improving the quality of pedagogical preparation of future foreign language teachers] . Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya - Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2013, no . 2, pp . 47-50 (in Russian) .
8 . Shkerina L . V., Panasenko A. N ., Senkina Ye . V. Profil'noye issledovaniye. Zadachi issledovatel'skogo tipa v shkol'nom kurse matematiki.
Uchebnoye posobiye [Profile research . Tasks of the research type in the school course of mathematics: textbook] . Krasnoyarsk, 2014 (in Russian) . URL: http://www. kspu . ru/upload/documents/2015/11/02/d3a73c1de5a46cb27bb305a817c32a92/profilnoe-issledovanie-shkerina-lyiv-panasenko-an-ev-senkina-zadachi-issledovate . pdf (accessed 4 June 2017) .
9 . Berseneva O . V. Kompetentnostno orientirovannye zadachi kak sredstvo sovershenstvovaniya issledovatel'skikh kompetentsiy budushchikh
uchiteley matematiki [Competence-oriented tasks as a means of improving the research competences of future mathematics teachers] . Mir nauki-The World of Science, 2015, no . 3 (in Russian) . URL: http://mir-nauki . com/PDF/52PDMN315 .pdf (accessed 4 June 2017) .
10 . Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education] . Ed . prof. V. A . Kozyrev, prof.
N . F. Radionova, prof. A. P. Tryapitsyna . Saint Petersburg, A. I . Herzen RSPU Publ . , 2006 . 392 p . (in Russian) . 11. Igna O . N . Sovremennye klassifikatsii uchebnykh metodicheskih zadach [Modern classifications of educational methodical tasks] . Vestnik
Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2010, no . 338, pp . 177-182 (in Russian) . 12 . Igna O . N ., Fel'de O . L . Uchebnye metodicheskiye zadachi v obuchenii analizu uroka studentov pedvuza [Teaching methodical tasks in training students of pedagogical university to analyze a lesson] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol . 1 (129), pp . 42-47 (in Russian) .
Igna O. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: onigna@tspu. edu.ru
Felde O. L., St. Petersburg International School (ul. Chekistov, 13v, St. Petersburg, Russia, 191186). E-mail: felde_olja2004@ mail.ru