ЗАДАЧИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Ф.Ю. Игошин
В современных условиях основной тенденцией в области издательского дела является внутриорганизационное объединение сразу двух или, иногда трех видов экономической деятельности, входящих в состав издательского дела, - это совмещение в рамках одного предприятия непосредственно издательской деятельности, полиграфического производства и розничной книготорговли. Каждый из перечисленных видов деятельности относится к разным отраслям; а полиграфия, согласно ОКОНХ, вообще является самостоятельной отраслью. Таким образом, основной тенденцией в издательском деле на современном этапе является межотраслевая интеграция.
Интеграционный процесс характеризуется внутриорганизационным объединением издательской деятельности и полиграфии, либо издательской деятельности и розничной торговли, либо полиграфии и торговли, либо всех трех видов деятельности сразу (оптовая реализация своей продукции - необходимая часть функционирования практически любого предприятия, поэтому она не является в данном случае особым видом экономической деятельности и не рассматривается как составная часть интеграционного процесса). Наиболее распространенными являются на сегодняшний день предприятия второго типа - это крупные издательства, имеющие собственные отдельные торговые точки или разветвленные торговые сети.
Издательско-торговые комплексы занимаются, как правило, изданием книг, и к прочей издательской продукции имеют косвенное отношение. Однако именно эти организации занимают на сегодняшний день лидирующее положение на рынке. В числе крупных издательств, имеющих разветвленные торговые сети, следует отметить «АСТ» (торговые сети «Буква» и «Престиж-книга»), «Эксмо» (торговая сеть «Буквоед»), «Азбука» (торговая сеть «Снарк»), «Нева» и некоторые другие. Предприятия, представляющие собой комбинацию издательской деятельности и полиграфии, также широко распространены и носят название издательско-полиграфических комплексов (ИНК).
Издательско-полиграфический комплекс - это интегрированное предприятие, занимающееся предоставлением полиграфической базы для выпуска газет, книг, брошюр, журналов, этикеточной, изобразительной и бланочной продукции, упаковочной продукции, товаров народного потребления и печатных изданий любого вида; издательской подготовкой и выпуском собственных изданий газет, рекламных приложений, календарной продукции, книг, буклетов и печатных изданий любого вида; издательской разработкой оригинал-макетов на различную продукцию; распространением и реализацией печатных изданий любого вида, школьно-письменных принадлежностей и канцтоваров в магазинах и киосках издательства, оптовой торговлей с целью извлечения прибыли. Крупных издательско-полиграфических комплексов сегодня насчитывается в России около 40, причем большинство из них основаны на базе именно бывших отдельных типографий и в гораздо меньшей степени - на базе отдельных издательств. Некоторые издательско-полиграфические комплексы также имеют собственные торговые точки и торговые сети.
Однако издательско-полиграфические комплексы на сегодняшний день несколько уступают в обороте издательско-торговым домам, поскольку имеют не столь развитые торговые сети и магазины, что, как представляется, является делом времени. Подобная ситуация обусловлена тем, что издательско-торговые дома создавались на базе издательств и сразу старались внедриться в торговлю как в более прибыльную сферу деятельности, чем полиграфия. ИПК создавались, как отмечалось выше, в основном на базе типографий, но без освоения издательской деятельности и производства собственной (не заказной) конкурентоспособной продукции они практически не могли иметь больших шансов в сфере розничной торговли. Теперь же, когда процесс освоения ими издательской деятельности резко активи-
зируется, следует ожидать их интенсивного развития и в сфере торговли. Значительно также число ИПК, возникших на базе издательств, которые сочли более перспективным развитие вначале в сфере полиграфии, а уже затем в сфере торговли, либо имевшие наилучшие возможности для развития именно в этом направлении. Следует отметить при этом их потенциальное преимущество перед издательско-торговыми фирмами, заключающееся в том, что ИПК более универсальны и, помимо выпуска книг, производят журналы, газеты и прочую издательскую продукцию.
На сегодняшний день наиболее крупными издательско-промышленными комплексами являются ИПК Ульяновский дом печати, ИПК «Лениздат» (СПб), ИПК «Дальпресс» (Владивосток), ИПК «Звезда» (Пермь), издательско-полиграфическая фирма «Воронеж» и другие.
В 2005-2006 гг. в России в полиграфической промышленности наблюдается спад темпов роста, особенно в области производства книжной продукции. Рост сохраняется главным образом в силу развитости рынка прессы и рынка изобразительной и этикеточной продукции, прогрессирующих, в основном, за счет рекламы, однако его темпы снизились и в областях производства журнальной и газетной продукции. Во многом это обусловлено отсутствием государственной протекционистской политики по отношению к отечественной (и, прежде всего, государственной) полиграфии: несмотря на значительное техническое усовершенствование российских полиграфических предприятий, наблюдавшееся в последние годы, зарубежные типографии имеют существенные конкурентные преимущества в глазах отечественных издателей. Эти негативные тенденции объясняются следующими причинами:
1. Неудовлетворительное состояние отечественного рынка бумаги. Оно выражается в огромных масштабах выпуска газетной бумаги, сильно превышающих потребности полиграфии, и фактическом отсутствии выпуска мелованной бумаги, требуемой для производства красочной, глянцевой рекламной и журнальной продукции, пользующейся сегодня наибольшим спросом; как следствие - экспорт 2/3 всей дешевой газетной бумаги за рубеж и импорт мелованных сортов и картона. При этом сложилась олигополия производителей газетной бумаги, установивших цены на рынке на уровне, сильно превышающем мировой.
2. Высокие таможенные пошлины и ввозной НДС. Благодаря этому импорт бумаги из-за рубежа еще более невыгоден, чем закупка дорогой отечественной бумаги. Кроме того, этим обусловлены неравные налоговые и хозяйственные условия для полиграфических предприятий по сравнению с зарубежными конкурентами, что предопределяет более высокий, чем за рубежом, уровень цен на аналогичные услуги. Как следствие, зарубежные полиграфические предприятия имеют в настоящее время явные конкурентные преимущества перед российскими типографиями при получении российских же заказов.
3. Высокий износ материально-технической базы и отсутствие в России полиграфического машиностроения. Следствие - вынужденный масштабный импорт полиграфического оборудования из-за рубежа, отличающегося большой технологической сложностью и высокой стоимостью, при ввозе в страну облагается таможенной пошлиной в размере 5% и НДС по базовой ставке от таможенной стоимости товара. Единовременная уплата этих обязательных платежей зачастую становится для российских полиграфических предприятий непреодолимой преградой к обновлению основных производственных мощностей и значительно увеличивает стоимость производимой ими конечной продукции.
Разумеется, решение данных проблем невозможно без наличия в РФ мер государственного протекционизма, направленных на поддержку производства современной периодической печати в стране. Оптимальным решением в этом смысле представляется введение таможенной пошлины на экспорт из Российской Федерации газетной бумаги в размере разницы между ее ценой на внутреннем и внешнем рынках, при одновременной отмене (по аналогии с ввозом в РФ готовой печатной продукцией не рекламного и неэротического характера) таможенных пошлин и НДС на импортируемые в Российскую Федерацию печатные сорта бумаги, краски и другие расходные материалы для полиграфического производства. Что касается импорта в РФ нового полиграфического оборудования и запасных частей к нему, то здесь можно было бы, как минимум, ограничиться отсрочкой оплаты обязательных тамо-
женных платежей и платежей по НДС до завершения монтажа этого оборудования и начала его эксплуатации.
Во многом решение этих проблем осуществимо за счет межотраслевой интеграции и функционирования крупных издательско-полиграфических комплексов. Перечисленными выше факторами может быть обусловлена нехватка оборотных средств и ликвидности для большинства полиграфических предприятий, справиться с которыми, несомненно, будет легче издательско-полиграфическим комплексам, располагающими явными преимуществами для привлечения льготных кредитных ресурсов. Развитие издательско-полиграфических комплексов поможет создать более благоприятный инвестиционный климат в стране в области полиграфии. С развитием ИПК появится возможность заключать более выгодные сделки с производителями бумаги, чем это возможно для отдельных мелких предприятий.
Кроме того, как сами по себе издательско-полиграфические комплексы, так и их объединения в форме предпринимательских союзов и ассоциаций могут оказывать давление на принятие государственных решений в области издательского дела. И здесь, как уже отмечалось, первая задача состоит в том, чтобы в рамках частно-государственного партнерства реализовать интеграционные процессы в отрасли, содействовать дальнейшей концентрации активов, а вторая - в системном освоении мирового рынка полиграфических работ. В системе крупных холдинговых образований в полиграфии сделать это не только реально, но и необходимо.
Для успешного использования потенциала межотраслевой интеграции при формировании ИПК необходимо рассматривать их как объект стратегического управления и применять методологию стратегического менеджмента.
Литература
1. Коггс Д. Управление инфраструктурой организации. М.: Типография «Новости», 2001.
2. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России / Материалы к международной конференции 3-5.11.1997 г., г. Москва. М.: МАЦМАКУ, 1997.