эффективности производства и показателей экономической эффективности инновационной деятельности.
Оценить экономическую эффективность молочного скотоводства весьма сложно. Это объясняется тем, что при функционировании отрасли используются трудовые, материальные, финансовые и др. ресурсы. Вместе с тем, необходимо учитывать специфические особенности производства молока, такие как: трудоемкость производства продукции, короткие сроки хранения, низкая транспортабельность. Поэтому только система показателей интенсификации производства молока и его реализации может позволить провести полный анализ и сделать обоснованные выводы об изменении экономической эффективности. Показатели экономической эффективности разработаны многими авторами и используются на практике.
Следует заметить, что для оценки эффективности интенсификации в первую очередь можно использовать обязательные показатели эффективности производства продукции или развития отраслей. Однако, они не отражают в достаточной степени уровень произведенных в том числе и дополнительных затрат, поэтому необходимо использовать такие показатели как прирост продукции относительно дополнительных затрат.
Литература
1. Аграрная экономика: Учебник. / Под ред. М.Н. Малыша. - СПб.: Лань, 2002.
- 688 с.
2. Амерханов Х., Шичкин Г., Кертиев Р. Стратегия модернизации молочного скотоводства России // Молочное и мясное скотоводство. - 2006. - С. 2-5.
3. Антонова В. Резервы повышения продуктивности коров и улучшения качества молока // Молочное и мясное скотоводство. - 2004. - №4. - С.8-10.
4. Беспахотный Г. Новые механизмы приоритетного развития сельского хозяйства // Экономист. - 2008. - №7. - С. 90-96.
5. Дозорова Т.А. Совершенствовать экономический механизм хозяйствования в аграрном секторе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - №7. - С. 24-26.
6. Интенсификация труда и интенсификация производства [Электр. ресурс]: http://www.malb.ru/literatura/racionalizacia23.html.
7. Интенсификация: качественно новый тип экономического развития. Виды интенсификации и их экономическая эффективность [Электр. ресурс]: http://www.elective.ru/arts/eko01-h0070-p02390.phtml.
М.И. Воронин, А.А. Мхитарян
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В широком смысле анализ - это детальное исследование происходящих процессов и явлений, путь познания складывающихся тенденций и закономерностей. Анализ также включает в себя изучение управленческих отношений, возникающих в национальной экономике, отраслях, комплексах и региональных социально-экономических системах (макроэкономический уровень), а также исследует условия воспроизводства и результаты предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования (уровень микроэкономических процессов). В статье анализируется и детерминируется сущность анализа, его функциональное строение и методика проведения аналитических исследований.
© Воронин М.И., Мхитарян А.А., 2013
Ключевые слова. Аналитические исследования, экономический анализ, макроэкономический уровень, микроэкономический уровень, тенденции.
В широком смысле анализ - это детальное исследование происходящих процессов и явлений, путь познания складывающихся тенденций и закономерностей.
Необходимо отметить, что суть экономического анализа в российской научной и учебной литературе существенно отличается по смысловой нагрузке от аналогичного термина, применяемого в западных научных школах. В частности, если посмотреть на точку зрения одного из авторитетнейших зарубежных классиков в области экономических знаний Пола Самуэльсона, то можно видеть, что, говоря о теории анализа, он имеет в виду, прежде всего, макроанализ, в основе которого лежат методы и техника расчетов перспективного и ситуационного характера. В отечественной науке под экономическим анализом традиционно понимают гораздо более узкое и, в некотором смысле, «приземленное» направление исследования, связанное с использованием методов и техники аналитических расчетов в основном на уровне коммерческих организаций и, как правило, в ретроспективном аспекте [4].
Цель экономического анализа на уровне организации - оценка сложившейся ситуации и выявление имеющихся резервов развития бизнеса, включая мобилизацию возможностей интегрированного улучшения результатов ее производственно-хозяйственной деятельности.
Объект экономического анализа - сами социально-экономические системы различного масштаба, уровня, сфер деятельности, форм собственности, а также способы и формы управления этими системами.
Предмет экономического анализа - управленческие и экономические отношения, возникающие при формировании, развитии, стабилизации, стагнации и разрушении социально-экономических систем.
Все указанное подчеркивает обеспечивающую роль экономического анализа по отношению к таким основным функциям управления как планирование, организация, контроль, активизация и регулирование, а также важность оценки и диагностики хозяйственной ситуации при подготовке вариантов решений [7].
В современных рыночных условиях при проведении экономического анализа решается широкий круг задач, к которым относится следующее:
- исследование конъюнктуры рынка и оценка влияния динамики параметров рыночной среды на цели и мотивы поведения предпринимателей;
- выявление конкурентных позиций организации в выбранной стратегической области хозяйствования, включая идентификацию стратегии конкурентов;
- диагностика экономического состояния предпринимательских структур;
- определение рейтинга инвестиционной привлекательности организации;
- выделение состава факторов, влияющих на положение субъектов хозяйствования на рынке, выявление стратегических проблем бизнеса;
- изучение взаимосвязи между сложившимся организационно-техническим уровнем производства, эффективностью использования ресурсов и конечными результатами предпринимательской деятельности;
- установление центров повышенных затрат и финансовой ответственности;
- подготовка достоверной базы для бюджетирования затрат по уровням управления и формирования системы внутрипроизводственных нормативов;
- обоснование плановых пропорций по организации в целом, отдельным структурным и производственным подразделениям;
- оценка эффективности участия в проектах развития бизнеса;
- экономический мониторинг достигаемых результатов и определение степени достижения поставленных целей;
- изучение инвестиционных качеств ценных бумаг, выпускаемых и приобретаемых предпринимательскими структурами;
- выявление имеющихся различий в работе организаций, обобщение данных по практике управления нововведениями;
- формирование исходной информации для прогнозирования возможных отклонений от параметров заданного режима функционирования организации.
Выделенные задачи экономического анализа взаимосвязаны между собой в рамках принятой технологии подготовки управленческого решения. Концептуально это можно выразить следующей схемой: «от анализа ситуации - к подготовке решения, от выполнения решения - к поиску резервов». Данная логика и разнообразие решаемых задач определяют наличие на практике многих видов аналитической работы. Их состав подробно представлен в таблице.
Таблица
Классификация видов аналитической работы
Признаки Группы видов экономического анализа
Направленность исследования Внешний и внутренний
Характер исследования Бизнес-анализ, общеэкономический, технико-экономический, финансовый, функционально-стоимостной, стратегический, маркетинговый, инвестиционный, организационный, управленческий
Объемность исследования Сплошной, целевой, локальный, выборочный
Широта исследования Комплексный, тематический, внутрихозяйственный и межхозяйственный
Частота исследования Непрерывный, циклический, разовый, экспресс-анализ
Период исследования Предварительный, итоговый и оперативный
Время исследования Перспективный и ретроспективный
Объекты исследования Анализ работы организации, структурных подразделений, направлений деятельности, проектов развития
Предметы исследования Анализ масштабов бизнеса, организационно-технического уровня производства, эффективности использования ресурсов, конечных результаты деятельности, управленческих и экономических отношений
Субъекты исследования Анализ, проводимый менеджерами организации, ревизорами, аудиторами, работниками государственных органов управления, финансовых и кредитных учреждений, специалистами институтов рыночной инфраструктуры
Методы исследования Сравнительный, дисперсионный, корреляционно -регрессионный, факторный, компонентный, кластерный, дискриминантный, экспертный и интуитивный
Порядок исследования Горизонтальный, вертикальный и трендовый
По первому классификационному признаку - направленность исследования -выделяют внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ предусматривает изучение влияния условий рыночной среды на мотивацию действий менеджеров и постановку конкретных целей
предпринимательской деятельности, а также на выработку рыночной стратегии. Основное внимание здесь концентрируется на изучении взаимоотношений организации с институтами рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, инвестиционные компании, страховые фирмы, рекламные агентства). Задача состоит в выявлении сильных и слабых сторон бизнеса, имеющихся благоприятных возможностях и потенциальных угроз для намечаемых проектов развития бизнеса [5].
Основой проведения внешнего анализа являются данные публичной статистической и финансовой отчетности организаций.
Внутренний анализ, дополняя внешний, направлен на комплексное изучение степени использования имеющегося производственно-экономического потенциала организаций, а также достигаемых при этом результатов деятельности. Итогом внутреннего анализа являются мероприятия по мобилизации имеющихся текущих и перспективных внутрипроизводственных резервов. Все это позволяет менеджерам не только своевременно реагировать на возникающие отклонения в ходе выполнения производственных задач, но и правильно маневрировать материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Основой проведения внутреннего анализа являются данные документов бухгалтерского, управленческого и оперативно-технического учета.
В данную группу также включены виды аналитической работы, ориентированные на выявление причинно-следственной связи различных факторов, одновременно, но не одинаково влияющих на изучаемый экономический процесс. Указанный подход определяет основные черты общеэкономического, технико-экономического, финансового, функционально-стоимостного, стратегического, маркетингового, инвестиционного, организационного и управленческого анализа.
Общеэкономический анализ предусматривает изучение обобщающих стоимостных показателей без их детализации. Это касается показателей, отражающих объемные характеристики предпринимательской деятельности. Такой анализ позволяет выявить динамику масштабов бизнеса и размера получаемых доходов.
Но при выработке рыночной стратегии исходным для определения масштабов бизнеса должно стать предварительное обоснование показателей эффективности производства. В связи с этим наиболее распространенным является технико-экономический анализ. Он предусматривает детальное изучение сложившегося организационно-технического уровня производства и эффективности использования ресурсов типа «мощность», а затем оценку степени их влияния на конечные результаты предпринимательской деятельности [3].
Данный вид анализа включает в себя детализацию показателей организационно-технического уровня производства. К ним, как правило, предъявляются два основных требования: они должны представлять собой относительные величины и отражать качественную сторону изучаемого явления. Это уровень организации и эффективности управления; степень концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования производства; сопряженность мощностей различных структурных подразделений организации; ритмичность производства; уровень механизации и технической вооруженности труда; износ технического парка; квалификация кадров и организация рабочих мест.
Иной характер исследования присущ функционально-стоимостному анализу, основные принципы которого состоят в следующем:
- рассмотрение каждого объекта исследования как комплекса функций для наиболее полного и экономичного удовлетворения интересов потребителя; при этом функции выступают как сущность объекта исследования, а сам объект как одна из возможных форм проявления этой сущности;
- выделение общеобъектных и внутриобъектных функций;
- непрерывное соизмерение значимости выделенных функций объекта и затрат на их реализацию, выявление наиболее дорогостоящих функций;
- активное применение интуитивных методов (коллективного разума) и участие в исследовании широкого круга специалистов различного профиля;
- использование результатов функционально-стоимостного анализа во всех сферах деятельности, связанных с затратами (проекты, структуры, процессы).
Итогом проведения функционально-стоимостного анализа является проектирование комплексной калькуляции затрат. Сравнение предлагаемого в калькуляции уровня нормативных затрат и фактических издержек производства позволяет перейти к стоимостной оценке центров излишних затрат и соответственно перейти к поиску резервов улучшения ситуации. Эти резервы лежат в области бюджетирования затрат.
Экономический анализ проводится по определенной системе правил, которые охватывают следующее:
- регламент организации аналитических работ;
- приемы аналитической обработки данных;
- методы моделирования изучаемых процессов;
- способы выявления решающих факторов;
- порядок обобщения результатов и определения резервов развития.
Оценочная функция экономического анализа позволяет установить соответствие
текущих и конечных результатов предпринимательской деятельности заданным заранее параметрам функционирования предприятия. Оценочная функция реализуется первой и всегда, что требует от аналитиков значительной работы по обоснованию исходной системы критериев и базы сравнения.
В рамках оценочной функции предусматривается решение следующих задач:
- составление общего описания объекта анализа;
- обоснование системы критериев оценки результатов деятельности;
- выбор исходной базы сравнения (данные предыдущего периода, плановые проектировки, нормативный уровень, эталонные значения);
- сбор и проверка достоверности исходной информации;
- выявление имеющихся производственно-экономических проблем.
Основой для выбора критериев оценки результатов предпринимательской
деятельности служит построение «дерева целей», в виде структурно-графической модели, которая наглядно отображает содержание процесса целепологания, а именно выделение генеральной цели, конкретных целевых установок, целевых задач, заданий исполнителям.
Для определения степени соответствия фактических результатов деятельности поставленным целям и задачам аналитиками могут использоваться методы детерминированной и стохастической комплексной сравнительной оценки, приемы экспертной и рейтинговой оценки, методы дисперсионного анализа и характеристики рядов динамики [2].
Таким образом, итогом реализации оценочной функции является выявление «узких мест» в работе предприятия и исходя из них уточнение направлений аналитического исследования. На основе результатов оценки может быть сделан выбор в сторону проведения определенного вида экономического анализа: общеэкономического, технико-экономического, финансового, инвестиционного, управленческого. Для исследователей данная постановка вопроса означает переход от оценочной к диагностической функции экономического анализа.
Диагностическая функция экономического анализа предусматривает распознавание действительного экономического состояния предприятия по определенным типичным признакам. При этом выявляется состав факторов, влияющих на условия функционирования и достигаемые результаты предпринимательской
деятельности. Действенность диагностики зависит от состава используемых приемов и методов, а также от умения исследователей выделять при постановке диагноза решающие факторы.
Для выявления характера отклонений в режиме функционирования предприятия осуществляется детализация изучаемых показателей. При этом следует иметь в виду, что на изменение каждого показателя действует не один, а несколько факторов. То, что для одного показателя является очень значимым, для другого менее важно или вообще несущественно. В соответствии с этим в диагностике следует различать факторы первого, второго и последующих порядков. В диагностике следует также выделять внешние и внутрифирменные факторы. Как правило, аналитически гораздо чаще изучают влияние внешних факторов, чем причины, непосредственно зависящие от самого предприятия. Это придает результатам аналитических исследований не столько конструктивный, сколько оправдательный характер.
Выявление характера и степени влияния факторов на результаты предпринимательской деятельности достигается с помощью применения приемов элиминирования и экономико-математических методов. Проблемы практического применения в диагностике экономико-математических методов достаточно серьезны. В первую очередь, необходимо уточнить вопросы интерпретации полученных моделей. В большинстве случаев объектом интерпретации являются количественные соотношения элементов моделируемой системы. Подобный подход важен, но не полностью раскрывает проблему регулируемости факторов [1].
Поисковая функция экономического анализа предусматривает выявление и мобилизацию имеющихся резервов развития. В основу реализации данной функции кладется не только расчет величины резервов, но и подготовка рекомендаций по интегрированному улучшению работы предприятия. Это является главным итогом аналитической работы, т.к., в конечном счете, позволяет выбрать реальные пути достижения желаемого состояния бизнеса.
С данных позиций методика поиска и мобилизации резервов включает в себя решение нескольких задач, к которым можно отнести:
- нахождение наиболее характерной области резервов;
- выделение участков повышенной ответственности;
- разработка и обсуждение плана интегрированного улучшения работы.
Нахождение наиболее характерной области резервов базируется на их
классификации, которая включает в себя следующие группировочные признаки:
- время использования: текущие и перспективные резервы;
- способы обнаружения: явные и скрытые резервы;
- объект реализации: предприятие в целом или структурные подразделения;
- степень регулируемости: внешние и внутрифирменные;
- направления мобилизации: устранение потерь в использовании ресурсов и повышение организационно-технического уровня производства;
- отношение к составляющим рыночной стратегии: резервы совершенствования снабженческо-сбытовой, производственно-технологической, инновационной, ценовой, финансовой, кадровой, инвестиционной политики.
Работа по выявлению резервов основана на таких принципах, как: комплексность, коллективность, выделение ведущего звена и однократность учета.
Методика проведения анализа представляет собой научное описание методов изучения объекта исследования, а также состава и последовательности осуществляемых при этом действий. Исходя из этого, основы методики анализа представляют собой учение об искусстве исследователя обоснованно распознавать изменения в состоянии изучаемых объектов и достоверно устанавливать степень их соответствия задаваемым параметрам, выделять контуры возникающих взаимосвязей и объективно определять причины имеющихся отклонений, подготавливать выводы о
действительном положении дел и рекомендовать конкретные мероприятия по улучшению состояния.
Методика анализа предусматривает расчленение процесса исследования на ряд взаимосвязанных этапов, которые включают в себя установление перечня решаемых задач, определение общий логики и порядка выполнения отдельных видов работ. При этом описание этапов должно сопровождаться четкими указаниями на возможности применения конкретных методов анализа, а также на особенности построения моделей изучаемого объекта и используемые при этом информационные технологии.
Исходя из данных приоритетов, следует решать задачи по организационному моделированию процессов экономического анализа. Результаты решения этих задач оформляются в виде стандарта организации управленческих работ по проведению экономического анализа, который содержит следующие разделы:
- общие положения;
- план проведения анализа;
- рабочие программы по отдельным направлениям анализа;
- регламент обязанностей, прав и ответственности исполнителей.
В первом разделе стандарта определяются осуществляемые виды и целевые задачи анализа, дается краткое описание исследуемого объекта, указывается состав команды аналитиков с выделением их профессиональных качеств. Во втором разделе рассматриваются конкретные направления анализа. Устанавливаются временные интервалы проведения работ по каждому выделенному направлению, выделяются лица, заинтересованные в результатах анализа, а также сроки представления как промежуточных, так и итоговых результатов исследования. В этот же раздел включается укрупненный график, который отражает логическую последовательность аналитических работ.
Последний раздел стандарта затрагивает распределение обязанностей, прав и ответственности среди исполнителей анализа. Данное распределение основывается на необходимости рационального рассредоточения работ по основным службам и отделам аппарата управления, а также по подразделениям предприятий и организаций. На каждом уровне управления должны решаться свои задачи и приниматься решения, соответствующие компетенции. Возможность обеспечить условия для этого позволяет такой инструмент организационного проектирования как матрица РАЗУ (матрица распределения административных задач управления, подготовлена научной школой ГУУ, которая возглавлялась академиком ГУУ М.Л. Разу).
В организациях крупного бизнеса наиболее часто используется данный подход, предполагающий создание в составе аппарата управления специализированной службы (экономической лаборатории), выполняющей основной объем работ по реализации программы экономического анализа. Конечно, это не означает, что функциональные отделы будут в стороне от аналитической работы. Их помощь в оценке и диагностике экономического состояния организации необходима, особенно в части выявления причинно-следственных связей. Аналитическая служба в этом случае будет планировать, координировать и контролировать их работу, видя свою главную задачу в обобщении получаемых результатов анализа [6].
Литература
1. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. - М.: Эльга, 2009.
2. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. - СПб.: Питер,
2004.
4. Воронин М.И. Анализ и диагностика экономического состояния строительных организаций на рынке. - М.: ГУУ, 1999.
5. Воронин М.И. Методы и модели экономического анализа. - М.: ГУУ, 2001.
6. Глазов М.М. Диагностика предприятий: Новые решения. - СПб.: СПбУЭФ,
1997.
7. Четыркин Е.М. Финансовые риски. - М.: Дело АНХ, 2008.
А.А. Гайдаенко
ВЫБОР МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ ПТИЦЕВОДСТВА РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности сценарного прогнозирования и рассмотрена процедура написания сценария для объекта по заранее разработанным прогнозным материалам, выделены основным факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования.
Ключевые слова. Прогнозирование, птицеводство, прогнозные модели, методы прогнозирования.
Сценарий - это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом они могут повлиять на предполагаемые события. Устанавливается вероятная последовательность прогнозируемого процесса и последовательность наступления возможных событий, исходя из ситуации, которая сложилась в настоящее время. Описание сценария может быть дано с учетом временных оценок.
Метод сценариев - эффективное средство прогнозирования, объединяющее качественный и количественный подходы. Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный вариант. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария. Сценарии обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Сценарий - это анализ быстро меняющегося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.
Таким образом, основная цель сценария - определить генеральное или стратегическое направление развития события. Написание сценария для объекта проводится по заранее разработанным прогнозным материалам.
Основным фактором, влияющим на выбор метода прогнозирования, является идентификация и четкое понимание реальных моделей, присутствующих данных. Если в них удастся распознать тренд, циклическую или сезонную модель, это существенно облегчит поиск эффективного метода экстраполирования (таблица).
© Гайдаенко А.А., 2013