УДК 355.588.3
Ю. В. Куропаткин, О. Н. Науменко ЗАДАЧА ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
Ключевые слова: Вооруженные силы, опасный объект, район размещения опасных объектов, террористическая
активность, кризисная ситуация.
В данной статье рассмотрены характеристики опасных объектов. Присвоены оценки опасностей кризисных ситуации при террористической активности, методика прогнозировании, даются рекомендации по их ликвидации и по защите личного состава войск и населения.
Keywords: Armed forces, a dangerous object, the area to dispose of hazardous objects, terrorist activity, the current
situation.
In this article describes the characteristics of dangerous objects. Given the risk assessment of crisis situations in terrorist activities, forecasting methodology and makes recommendations for their protection of military personnel and of the public.
Террористической атаке чаще всего подвергаются не отдельные люди и не любые объекты, а массовые скопления людей, места их большой концентрации. Что же касается объектов, то к ним можно отнести либо отдельные объекты, которые просто выбраны в качестве мишени для уничтожения, либо опасные объекты - такие, атака на которые еще более увеличит эффект, т.е. приведет к большим жертвам, захватит большую область поражения, спровоцирует дополнительные вредоносные последствия: биологическое
заражение, пожары, цунами, радиоактивное заражение, массовые эпидемии, эпизоотии или эпифитотии, внесет неразбериху, повлечет волны насилия и беспорядков. Целью террористической атаки, кроме собственно истребления живого, является создания хаоса, мародерства, нестабильности.
Опасным объектом можно считать объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, химически опасные и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Отсюда логичное следствие: этот объект уже несет в себе угрозу ЧС, стоит только одного неверного или ошибочного действия, и последствия могут быть катастрофическими. Понятно, что требования безопасности к таким объектам должны быть самыми строгими, персонал должен быть подготовленным, ответственным, в случае чего способным незамедлительно принять необходимые меры по устранению аварии, выявлению ее причины и выработку мер борьбы с ЧС.
В России понятие опасного производственного объекта имеет конкретное бюрократическое значение, чётко прописанное Федеральным законом - это предприятие, его цех, участок, площадка или другие производственные объекты на его территории, на которых:
• получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);
• используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
• используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры;
• получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
• ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Пожалуй, наиболее опасным объектом, вобравшим в себя все возможные опасные факторы, несущие колоссальные разрушение, являются АЭС. Следовательно, и меры к охране труда и безопасности (не только работников, но иногда и миллионов мирных жителей) предъявляются самые серьезные.
Кризисная ситуация в рамках темы - это сложившаяся ситуация, при которой может быть нанесен вред человеческой жизни, окружающей среде и экологии, имиджу государства, крупный материальный и моральный ущерб, вызвана дестабилизация политической и экономической обстановки, социальные волнения. К сожалению, невозможно полностью обезопасить огромное государство от кризиса, не говоря уже о мире. И прежде всего этого трудно добиться из-за такого атрибута кризиса, как внезапность. У людей просто не хватает времени на подготовку (как вообще можно подготовиться, например, к землетрясению?) и планирование действий по предотвращению дальнейшего развития кризиса. На первый план выходит умение справиться с проблемой в короткий промежуток времени. И такими качествами должен обладать каждый сотрудник служб спасения, и каждый работник опасного объекта.
Какие же кризисные ситуации можно представить при террористической атаке опасных объектов? Это, прежде всего, человеческие жертвы, среди которых могут быть как крупные начальники, так и рядовые служащие. Общество теряет ценных специалистов, мастеров и руководителей, и их уже не вернуть. В настоящее время необходимость в квалифицированных специалистах стремительно растет. Катастрофа на химическом или ядерном предприятии влечет за собой заражение огромных территорий и населения. Последствия радиоактивного заражения устраняются годами, на это расходуется большое количество средств, сил, а тем временем люди продолжают страдать, они не способны воспроизводить новое здоровое поколение. Бактериологическое заражение (эпидемии) несут страшные последствия, зараза распространяется и развивается с большой скоростью и необратимо поражает живые организмы. Окончательно изолировать бактерию чрезвычайно тяжело.
Помимо главных печальных следствий катастроф - человеческих жертв - имеют место и социально-экономические кризисные явления. Государству наносится огромный экономический урон, наращиваемая долгими годами и кропотливой, отчаянной работой на благо страны экономическая мощь и стабильность вмиг могут быть утрачены. И хорошо, если государство сумеет справиться с последствиями экономического кризиса. На его фоне возникнут социальные волнения, народ хоть и сплачивается при бедах, тем не менее, многих будет ждать разорение и беднота. Каждый день таким странам, как Израиль, приходится бороться с терроризмом он-лайн, непрекращающийся военный конфликт с Палестиной, Сирией, Ираном для изолированного Израиля тяжелое испытание.
Тем не менее, развитые страны с сильной экономикой способны противостоять последствиям катастроф и кризисов, вызванными террористическими атаками. Так или иначе, предотвратить эту активность представляется возможным на данном этапе.
Характер возможных военных конфликтов на территории России будет определяться возможностями участвующих в них государств, поставленными военно-политическими целями и стратегическими задачами, решаемыми для их достижения. В этих условиях становится очевидной необходимость оценки последствий воздействия потенциального противника по объектам экономики и инфраструктуры Российской Федерации, поддержания всех элементов военной организации государства и в том числе гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности.
Поражение важных объектов экономики будет осуществляться наиболее вероятно не сплошным "накрытием" их площадей, а точечным разрушением критически важных элементов объектов, размеры которых в десятки и сотни раз меньше площади самих объектов экономики и инфраструктуры. При этом для наведения на цели будут широко использоваться
устанавливаемые силами специальных операций (и «иррегулярных» формирований) приводные радиомаяки.
Многие из поражаемых целей являются потенциально опасными объектами экономики -источниками воздействия на население вторичных поражающих факторов (являются взрыво-, пожаро-, гидродинамически-, радиационно-, химически и биологически опасными объектами).
Крупные гидротехнические сооружения с водохранилищами в результате их разрушения могут стать дополнительным источником поражения населения и территорий в масштабах несоизмеримо больших, чем от прямого воздействия средств поражения.
Исходя из оценки эффективности воздействия по объектам тыла в ходе военной кампании, можно спрогнозировать, что на начальном этапе вооружённого конфликта преимущества высокоточного оружия будут использованы:
1. Для поражения важнейших административно-политических центров и объектов экономики в ходе первой воздушной наступательной операции с использованием нескольких тысяч высокоточных боеприпасов, что приведёт к выводу из строя соответствующего числа критически важных элементов инфраструктуры и объектов экономики, не исключается и возможность значительных разрушений городов на всей территории страны.
2. По малоразмерным (одиночным) объектам, независимо от их защищённости, противник с большой вероятностью будет применять управляемые авиационные ракеты типа ЛОМ-65 "Мейверик" различных модификаций и управляемые авиационные бомбы типа "Уоллай" Мк1 и ОБИ различных модификаций.
По площадным целям (цеха предприятий, морские порты или базы, технологические производства нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, реакторные отделения АЭС и др.) противник будет применять специальные типы управляемых авиабомб и управляемых ракет, боеприпасы объёмного и неуправляемые боеприпасы фугасного взрыва, осколочно-фугасного действия (иногда бетонобойного, полубетонобойного или кумулятивного действия), поражающие элементы которых могут наносить ущерб объектам на площади от 1300 до 2800 м2 (радиус поражения 20-30 м).
В ходе военных действий на территории регионов в полосе вооружённой агрессии может сложиться обстановка, отличающаяся следующими негативными последствиями:
нарушением управления силами и средствами (в связи с невозможностью использования общегосударственных систем и средств связи);
нарушением грузопотоков на отдельных участках железнодорожной сети (в связи с разрушением узловых станций мостов, тоннелей и частичными потерями подвижного состава);
нарушением межрегиональных экономических связей, разрушением трубопроводных систем и временным прекращением поставок газа и нефти;
затруднением грузоперевозок морского (водного) и автомобильного транспорта, нарушением движения на воздушном транспорте;
потерями промышленного производства, производства электроэнергии,
дезорганизацией межсистемных связей энергосистем регионов и прекращением снабжения потребителей.
Литература
1. Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента РФ№ 706 от 21.04.2000 г.). М.: МИД РФ, 2000.
2. Макаренко И.К. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения в постконфронтационную эпоху: Учебное пособие. М.: РАГС. 1998.
3. Хрусталев Е.Ю., Цембал В.И. Военная безопасность России: замыслы и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 1.
4. Макаренко И.К. Сущность, содержание и условия осуществления военной реформы в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РАГС, 1998.
© Ю. В. Куропаткин - ст. препод. военной кафедры КНИТУ, О. Н. Науменко - нач. военной кафедры КНИТУ, [email protected].