ЗАЧЕМ НУЖНЫ MVNO ИЛИ ПРАКТИКА отечественного сервис-провайдерства
АРХИПОВ А.В.
РЭА им. Плеханова, аспирант, e-mail: [email protected].
Данная статья посвящена актуальной теме кардинальных изменений на рынке телекоммуникаций, являющихся отражением текущих изменений ведения бизнеса транснациональными компаниями, усугубленного кризисными последствиями в мировой финансовой системе.
Ключевые слова: рынок сотовых услуг; MVNO; «виртуальные операторы»
Коды классификатора JEL: L 82, L 86
Когда -то на заре появления мобильных телефонов в России, а было это в середине суровых 1990-х, никто и предположить не мог, что у каждого жителя Московского региона будет, как минимум один мобильный телефон, а то и два. Тогда наличие пейджера давало ощущение принадлежности к элите, а приобретение самого аппарата весом в килограмм и с тарифом в 0.8 доллара США приближало тебя к небожителям, которые «решали вопросы». Сейчас мы с улыбкой об этом вспоминаем, но тарифы в среднем снизились в 10 раз!!!, сотовой сетью опутана практически вся густонаселенная территория России, а крупнейшие сотовые операторы бьются над привлечением оставшихся немногочисленных потребителей и сохранением существующей клиентской базой. Вот эти два последних обстоятельства и породили такой феномен на MVNO (Mobile Virtual Network Operator) или мобильных виртуальных операторов. Но так как Россия - все-таки развивающаяся страна, поэтому и в этой сфере мы повторяем путь развитых европейских стран, пусть и с существенными коррективами. Наиболее рьяные мобильные энтузиасты назвали бы это «своим» путем как это принято на наших просторах, но я осмелюсь показать, что это не так, да и название само по себе подразумевает иностранную природу.
Итак, начнем с истории вопроса.
История возникновения GSM и MVNO
Бурный рост европейских аналоговых сотовых систем в начале 80-х годов XX века привел к тому, что каждая страна развивала собственную систему, особенно быстро развивалась инфраструктура в Скандинавии и Великобритании, а также в привычных странах - экономических лидерах - Германии и Франции. Но оборудование и стандарты каждой из систем были практически несовместимы друг с другом, что явилось крайне негативным фактором для дальнейшего развития рынка сотовых услуг не только из-за ограниченности действия мобильных устройств в пределах своих стран, но и из-за различных стандартов оборудования, развивать которые одновременно было практически невозможно. Что было противоестественно здравому смыслу - мобильные устройства по отношению к территории все Европы оказались далеко не мобильными.
Соответственно, такое положение дел не могло устраивать европейцев и в 1982г. Конференция Европейских Почтово-Телеграфных Служб (Conference of European Posts and Telegraphs - CEPT) образовало группу с соответствующим названием Groupe Special Mobile (GSM), для изучения и развития паневропейской наземной системы мобильной связи общего назначения.
Для развития паневропейского рынка и преодоления негативных инфраструктурных барьеров данная система должна была отвечать определенным критериям и потребностям:
• Субъективно хорошее качество речи
• Низкая стоимость терминалов и услуг
• Поддержка международного роуминга (хотя бы в пределах Западной Европы)
• Поддержка портативных терминалов
• Поддержка определенного набора услуг и служб
• Спектральная эффективность
• Совместимость с системами ISDN
В 1989 г. функции группы GSM были переданы Европейскому Институту Телекоммуникационных Стандартов (European Telecommunication Standards Institute - ETSI), и фаза I спецификаций GSM была опубликована в 1990 г. Коммерческое использование началось в середине 1991 г., и к 1993 г. уже было 36 сетей GSM в 22 странах. Стандартизованные в Европе, сети GSM стали не только европейским стандартом. Свыше 200 сетей GSM (включая DCS1800 и PCS1900) функционируют в 110 странах мира.. Сейчас сети GSM существуют на всех континентах, и акроним GSM обозначает теперь "Global System for Mobile communications". Численность пользователей мобильными телефонами в мире в нынешнем году достигла четырех миллиардов человек, и большинство из них - это пользователи GSM сетей.
О появлении MVNO мы можем говорить с июня - октября 1999 г., когда британский регулятор OFTEL [5] в официальном запросе поинтересовался мнением отрасли об этом новом явлении, а затем сформулировал свою позицию.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Почти сразу компания Virgin Mobile в Великобритании запустила первый успешный MVNO (с 50 %-м участием базового оператора One2One, ныне T-Mobile). По состоянию на конец 2007 г. Только американское подразделение Virgin Mobile более обслуживает 5 млн пользователей, что составляет 8,5 % общенациональной абонентской базы. [3]
В виду уникального географического положения Англии, что не раз было доказано экономической историей, MVNO имеют там сильные позиции. В этой игре принимает участие даже British Telecom: расставшись в 2001 г. со своим сотовым бизнесом BT Cellnet (ныне mmO2), почти сразу вернулась на него как MVNO. Сменив базового партнера, BT работает с двумя другими, бывшими своими конкурентами - Vodafone и T-Mobile.
В том же 1999 г. появился и второй центр активности - Скандинавия, где компания Sense (ныне Chess) заключила соглашения в Швеции, Норвегии, а, затем и в Дании. Там же в следующем 2000 г. появилась и первая виртуальная мобильная сеть с полной коммутационной инфраструктурой и собственным MNC: шведский Tele2 запустил ее в Дании по соглашению с Sonofon. Уже сейчас Tele-2 прочно обосновался в Северо-Западном регионе России.
А что подразумевает под собой бизнес MVNO и все ли операторы являются одинаковыми?
КЛАССИФИАЦИЯ MVNO
Существует несколько точек зрения и классификаций MVNO, но все они, в основном, базируются на технологической оснащенности компаний [1].
В основе своей это бизнес зиждется на том, что число мобильных операторов объективно ограничено доступностью радиочастотного ресурса, который делится между немногочисленными лицензиатами. Естественно, что каждому из них требуется объем ресурса, заведомо достаточный для развития бизнеса на далекую перспективу. Что порождает под собой олигополию. И вполне разумная, с точки зрения держателей ресурса, практика оборачивается нерациональным его использованием, вернее, неиспользованием значительной его части в течение многих лет. Что, собственно, и подтверждается экономической теорией.
Плюс ко всему, европейское законодательство в директивном порядке обязывает проектировать сети с излишней емкостью, что также вполне разумно с точки зрения общественного благосостояния, когда в ситуации форс-мажора сеть оператора имеет возможность выдержать нагрузку. Ярким примером негативной стороны этого вопроса мы видим то, что происходит в России, когда ,например, позвонить куда-нибудь в новогоднюю ночь в столице порой не представляется возможным. (Аспекты технологической составляющей сети будут освещены в вопросе об инфраструктурной избыточности сотовых сетей. )
Соответственно, оказываются невостребованными и инвестиционные ресурсы, достаточные для построения новых сетей связи, которые могли бы его освоить, то есть наполнить трафиком. Также это усугубляется тем, что по мере роста сотового бизнеса и обслуживания стран, с многомиллионным населением, ведущие со-товыеоператорызатрачиваютколоссальныересурсынаформированиеимаркетинговоепродвижениеориги-нальных торговых марок. Они чуть ли не еженедельно обновляют продуктовые портфели с единственной целью - выделить свои предложения на общем безликом фоне. Однако процессы насыщения рынка (см. график),
Источник: Dynargie
Источник: Dynargie
стандартизация технологий и конвергенция услуг превращают телекоммуникационные сервисы разных поставщиков в "серую массу".
Вот здесь и появляются бизнес-модели оператора мобильного виртуальной сети MVNO (Mobile Virtual Network Operator). По определению, MVNO - это провайдер, предлагающий подписку на услуги мобильной связи и сами услуги мобильных соединений, но не владеющий радиочастотным ресурсом. MVNO не только продает услуги связи (сервис - провайдеры) , но и оказывает их посредством своих средств связи.( сами что ни на есть MVNO). Т.е. «виртуальные операторы» не только используют простаивающие мощности, но и персонализируют услугу, позволяя им играть роль нишевых игроков, что положительно сказывается на эффективности сотового бизнеса и росте выручки сотового оператора (Arpu)1.
Резюмируя классификацию MVNO, многочисленные эксперты таи или иначе приходят в выводу о трехступенчатой структуре [7]:
Самая нижняя из них - так называемые MVNO первого типа или сервис-провайдер - строит свой бизнес на перепродаже услуг. Этот тип является самым распространенным в России, и чуть ли не единственно существующим с различными вариациями, сколько бы ни говорили бы в прессе о проекта «Евросети» в Самаре и других проектах, все они проходят свою начальную фазу. Схема древняя как мир и такая же простая: «купил дешево- продал дорого». У реального оператора покупается один из корпоративных тарифов, полученные SIM-карты упаковываются в пакет с логотипом фирмы ( если таковые вообще присутствуют), тарифный план слегка модифицируют, а потом полученные комплекты продают. Все услуги (в том числе и техподдержку) оказывает компания, предоставляющая услуги мобильной связи, и даже деньги абонент перечисляет на их счет. В конце месяца получается определенная переплата, которую и снимает виртуальный «недооператор». Если клиент нарушает условия договора, его просто отключают силами MVNO. Таких примеров на рынке Московского региона довольно много, например, такие провайдеры как «Алло, Инкогнито», «Корпорация связи», «Первый виртуальный оператор»
Несколько сложнее устроены MVNO второго типа. Они предоставляют пользователям дополнительные услуги - начиная от биллинга и заканчивая такими экзотическими возможностями, как оплата парковки в городе или бензина на заправочных станциях.
Существует также переходный вариант, когда сервис-провайдер обладает биллингом, своим небольшим call-центром, но, так или иначе, его добавленная стоимость к операторским услугам минимальна.
Разумеется, запустить такую инициативу гораздо сложнее, нежели простейшего виртуального оператора - нужна достаточно мощная техническая база, компании приходится самостоятельно заниматься разработкой тарифных планов, изготавливать и распространять SIM-карты и, конечно же, обеспечивать техническую поддержку.
Схема действия виртуального оператора в таком случае заключается в выкупе фиксированных номеров, которые предоставляются пользователю наряду с мобильными телефонами. Между этими номерами устанавливаются переадресации, в результате чего потребитель получает возможность пользоваться мобильным телефоном, когда он, скажем, в дороге, и обычным, когда он в офисе или дома. В масштабах какого-нибудь крупного оператора реализовать это пока сложно, а вот виртуальный оператор вполне может себе это позволить. К такому типу относится, до последнего времени самостоятельная компания, «Корбина Телеком», точнее ее сотовое подразделение.
Существует и еще один, наиболее развитый тип MVNO, который можно назвать самым «настоящим» MVNO, да простит меня читатель за тавтологию. Он условно называется виртуальным оператором третьего поколения. Такие компании не только покупают эфирное время у провайдера услуг сотовой связи, но и имеют в собственности всю необходимую технику, кроме базовых станций, то есть самостоятельно производят коммутацию, переадресацию звонков и тому подобные операции. Это позволяет создавать сложные правила прохождения трафика, например, пускать международный или междугородний разговор по IP и обеспечивать этим дешевые роуминговые тарифы. Чаще всего именно такая схема и используется во всех развитых странах мира. Таким образом, создается практически полноценный оператор связи с минимальными затратами времени и средств (по различным оценкам, расходы по сравнению с традиционным построением сети снижаются в среднем на 50%). К сожалению, российский телекоммуникационный рынок, не обладая предпосылками для формирования настоящего «виртуального оператора»( отсутствие законодательной базы, наличие административных барьеров, высокая степень олигополизации рынка), не может похвастаться наличие «настоящего виртуального оператора». Примером же эффективного бизнеса в мировом масштабе может служить Virgin Mobile
MVNO - далеко не единственные «дополнительные» игроки на рынке сотовых операторов. Существует еще и такое понятие, как MVNE - Mobile Virtual Network Enabler. Он выступает посредником между обычным и виртуальным операторами и занимается исключительно техническими вопросами. Фактически получается четкое разделение обязанностей: оператор организует весь процесс и лицензирует услуги, MVNE следит за состоянием сети, а MVNO разрабатывает тарифные планы, выпускает SIM-карты и т. п. Такая схема позволяет стать виртуальным оператором практически любой компании, затратив при этом гораздо меньше средств, чем обычно.
Кратко получаем провайдеров 3-видов:
1 ARPU (англ. Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) — показатель, используемый телекоммуникационными компаниями и означающий среднюю выручку (обычно за месяц) в расчёте на одного абонента, который является одним из основных показателей, характеризующих успешность бизнеса [6].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
- Сервис-провайдеры - минимальная добавленная стоимость и максимальная зависимость от оператора сотовой связи
- MVNO
- 2-го типа ( уровня) - собственное ПО и некоторые технические решения, возможность предоставления дополнительных услуг
- 3-го типа - «настоящий» - отличие от полноценного сотового оператора только в отсутствии базовых станции и лицензии.
Теперь подробнее поговорим о самом интересном - экономическом процессе, который делает процесс обоюдовыгодным как для оператора так и для MVNO( далее провайдера). На чем провайдер может заработать и почему оператор дает ему это сделать?
Инфраструктурная избыточность сетей.
С одной стороны, как уже было сказано ранее при строительстве сетей, а это долгосрочные инвестиции, связанные с крайне низкой предельной отдачей или продуктом, строятся на долгую перспективу. Так как иногда просто нет возможности ( административно) либо крайне дорого менять оборудование на более емкое. Плюс ко всему европейское законодательство в директивном порядке обязывает проектировать сети с излишней емкостью, что также вполне разумно с точки зрения общественного благосостояния, когда в ситуации форс-мажора сеть оператора имеет возможность выдержать нагрузку. То есть оператор просто вынужден пытаться использовать эти мощности, а самый простой способ - дать их кому-нибудь возмездно использовать.
Для лучшего понимания терминов емкости оборудования, избыточности и arpu. проведем небольшой экскурс в саму технологию GSM, дабы кратко осветить, одну из краеугольных проблем сотовых операторов - «избыточности» сетей. Как мы уже показали, избыточность ведет к потере эффективности, а конкретнее к снижению ARPU и APPM (Average Price Per Minute) - средняя стоимость минуты разговора, что в свою очередь ведет к снижению ROI - отдаче от капитальных инвестиций. То есть, чем больше Вы вложили, и чем меньше это используете, тем ниже доходность Вашего бизнеса. Но как угадать с «нагрузкой» и « избыточностью» и что это такое?
Для освещения этого вопроса необходимо немного углубиться в архитектуры построения GSM.
АРХИТЕКТУРА СЕТЕЙ GSM
Сеть GSM функционально можно разделить на 3 обширные части, 2 из которых нас будут интересовать:
• мобильный телефон(МТ), которым владеет и пользуется абонент,
• сеть базовых станций (БС), которые обеспечивают радиосвязь с мобильным телефоном
• сетевая подсистема, состоящая из центра коммуникаций (КЦ) и системы баз данных (HLR и VLR), основной функцией которой является коммутация вызовов между мобильными абонентами или между мобильными абонентами и абонентами фиксированных сетей. КЦ также осуществляет управление при перемещении абонентов.
Так как о «нагрузка» можно говорить только со стороны подсистемы базовых станций и сетевой подсистемы, то немного подробнее мы рассмотрим именно их.
Подсистема базовой станции.
Подсистема базовой станции состоит из двух частей: из базовой станции БС, представляющей собой приемо-передатчик, и контроллера базовой станции. БС определяет соту и взаимодействует в соответствии с протоколами радиосвязи с МТ. В больших перенаселенных районах, где будет использоваться потенциально большое количество БС, непременными требованиями к БС являются высокая производительность, надежность, портативность и минимальная цена.
Контроллер БС управляет радиоресурсами одной или нескольких БС. Он производит настройку радиоканалов, переключение частот и хэндоверы. Контроллер осуществляет соединение МТ с КЦ.
Сетевая подсистема
Центральной компонентой сетевой подсистемы является центр коммутации - КЦ. Он действует аналогично узлу коммутации других сетей, и дополнительно обеспечивает функциональность, необходимую для взаимодействия с мобильным абонентом: регистрацию, проверку подлинности, обновление местоположения, хэндоверы и маршрутизацию вызовов абоненту в роуминге. Эти услуги обеспечиваются в сопряжении с другими функциональными единицами, все вместе образующими сетевую подсистему. КЦ обеспечивает соединение с фиксированными сетями.
Базы данных HLR (Home Location Register) и VLR (Visitor Location Register), вместе с КЦ обеспечивают маршрутизацию звонков и возможности роуминга в сетях GSM. HLR содержит административную информацию о всех абонентах, зарегистрированных в соответствующей сети GSM, вместе с текущим местоположением МТ. Местоположение МТ хранится в форме адреса сигнала от VLR, связанной с МТ в текущий момент времени. Логически существует только одна HLR на всю сеть GSM, хотя она может быть описана и как распределенная база данных.
Как видно из описания из основных подсистем стандарта GSM находящихся на стороне оператора только подсистема базовых станций является физически масштабируемой и пропускная способность сети, в основном, зависит от концентрации и емкости этих БС.
В виду того, что БС сами по себе довольно дороги, а также их закупка, монтаж и обслуживание являются одной из основных статей расходов операторов, то проблема загрузки их встает особенно остро. И иног-
да бывает жизненно важной, примером тому может являться компания Sky Link, использующая сходный стандарт связи, которая из-за недостатка БС не может оказывать полноценный сервис, и находящаяся на грани банкротства.
Поэтому эффективное использование наземной инфраструктуры является одним из залогов успешного развития сотовой компании,
Ярким примером в нашей стране может служить ситуация с «Корбина Телеком», когда в 1999 году «Билайн» решил переключиться со стремительно устаревающего стандарта DAMPS на GSM. Однако все базовые станции исправно функционировали, и демонтировать их было не слишком-то невыгодно. Тогда права на подключение к сети были переданы компании «Корбина Телеком», которая впоследствии выкупила оборудование в собственность.
Острая конкуренция на массовом рынке или массовый маркетинг
По мере роста сотового бизнеса, как также уже было отмечено ранее, и обслуживания стран с многомиллионным населением ведущие сотовые операторы затрачивают колоссальные ресурсы на формирование и маркетинговое продвижение оригинальных торговых марок. Они чуть ли не еженедельно обновляют продуктовые портфели с единственной целью - выделить свои предложения на общем безликом фоне. Однако процессы насыщения рынка, стандартизация технологий и конвергенция услуг превращают телекоммуникационные сервисы разных поставщиков в "серую массу" и существенно снижают доходы сотовых операторов, о чем говорит неуклонное снижение ARPU1 в последние годы (см. график).
Источник: Dynargie
За последние 3 года этот показатель, отвечающий за прибыльность этого бизнеса, упал на 30%, что в свою очередь, приоткрывает «пределы» падения цен и «насыщения» рынка.
Оператору необходимо выделиться персонализировать услугу, а что крайне важно, донести мысль о персональном обслуживании каждому абоненту, что не представляется возможным, когда ты например, как компания МТС обслуживаешь 61,48 млн абонентов [4], call -центры сотовых операторов «большой тройки» ( Билайн, МТС, Мегафон) насчитывают тысячи сотрудников, но даже и такое количество не в состоянии обслужить миллионы, иногда приходиться «висеть» на телефоне до 30 минут, чтобы поговорить с представителем абонентской службы, а уж что и говорить о персональных консультациях.
Провайдеры же, в свою очередь, как нишевые игроки всегда могут определить предпочтения таргет-групп, проконсультировать и предоставить дополнительные сервисы.
Кредитные риски.
Ни для кого не секрет, что prepaid- абоненты наиболее низкодоходные группы, но это единственный вариант работы, т.к. проблему известную как «adverse selection» на многомиллионном рынке решить невозможно. Например, показательной является ситуация в Дании, где работают около 20 сервис-провайдров. С момента входа на рынок в конце 2000 г. и до конца 2003 г. два датских виртуальных оператора Telmore и CBB Mobil подключили около 44 % всех новых абонентов. В результате услугами MVNO в Дании пользуются около 20 % мобильных абонентов, а крупнейший сотовый оператор Дании TDC немногим более чем за год (с января 2003 г. по май 2004 г.) потерял 20 % своей полумиллионной базы prepaid-абонентов, причем ушли многоговорящие, для которых более низкие цены означают существенную суммарную экономию
ARPU, евро I кв. 2003 г. II кв. 2003 г. III кв. 2003 г. IV кв. 2003 г. I кв. 2004 г. Изменения за весь период, %
prepaid-абоненты 7,52 7,92 5,23 5,37 3,76 - 50
postpaid-абоненты 32,48 33,02 30,74 29,40 30,20 - 7
Источник: Strand Consult
1 ARPU (англ. Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) - показатель, используемый телекоммуникационными компаниями и означающий среднюю выручку (обычно за месяц) в расчёте на одного абонента, который является одним из основных показателей, характеризующих успешность бизнеса [6]
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Как видно у TDC упал средний доход как с предоплаченных, так и с контрактных абонентов, причем первый - вдвое. Ситуация на российском рынке более сглажена авансовые ( prepaid) абоненты в среднем 6 usd arpu , а кредитных (postpaid) - 22 usd.
Конечно, заниматься кредитными абонентами выгоднее, но это, во-первых, невозможно сделать на массовом рынке, а, во-вторых, цена персонализации для сотовых операторов будет намного выше, чем для провайдеров.
Бюрократия или минусы министерств.
Нынешние сотовые операторы с клиентскими базами в десятки миллионов человек все больше похожи на министерства. Эти корпоративные монстры обросли главками, департаментами, дирекция и т.д. И с этим ж процессом утратили свою мобильность, маркетинговые решения принимаются месяцами, заранее провальные решения принимаются и воплощаются в жизнь, как было, например, с проектом i-mode от МТС, когда компания понесла многомиллионные убытки, хотя заранее было известно о провальности проекта.
Провайдеры в данном случае менее обременены оттоком абонентской базы, планами технического развития сети и общей капитализации компании, что позволяет им быстро и оперативно реагировать на изменения рынка
Подытоживая эту статью можно сравнить провайдеров с лоцманами для операторского судна в сложных гаванях национальных и региональных рынков.
Что прослеживает общемировую тенденцию на «атомизацию»[2] транснациональных компаний, а крупные сотовые операторы в основе своей, как раз и являются одними из крупнейший ТНК ( Vodafone, T-mobile, Orange... ), и, в свою очередь, перспективность развития «виртуальных операторов» как компаний по работе с клиентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заика А. MVNO: пути развития, Компьютера, 07.2005
2. Роджер Камрасс, Мартин Фарнкомб. Алхимия корпорации. Как реформировать структуру бизнеса в соответствии с реалиями завтрашнего дня. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.
3. http://www.cellular-news.com/story/29042.php
4. http://cnews.ru/news/line/index.shtmlT2008/09/17/318611
5. http://www.oftel.gov.uk/
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ARPU
7. Lavoisier, Worldwide market analysis and strategic outlook 2001 2006: MVNO strategies (Mobile virtual network operations), 2007
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-гРУППАХ
ГЕТМАН Я.Б.
Ростовский филиал Российской академии правосудия, доцент,
к.ю.н., e-mail: [email protected].
Рассмотрены подходы к распределению ресурсов для модернизации производства на предприятиях, входящих в состав бизнес-группы. Предложено страхование рисков, связанных с модернизацией производства.
Ключевые слова: бизнес-группа; развитие предприятий; модернизация производства; ресурсы; управление рисками; страхование
Коды классификатора JEL: M 21
Экономическая стратегия развития предприятия, функционирующего в составе бизнес-группы, должна быть сформирована исходя из содержания выбранной конкурентной стратегии и специфики данного предприятия, связанной с его ресурсным обеспечением, системой управления, технологическими особенностями производства, процессом реализации продукции и т.п., то есть оценки его экономического потенциала. Экономическая стратегия должна формировать совокупность функциональных стратегий, важнейшей из которых является ресурсная стратегия и производные от нее.
Современные условия деятельности отечественных предприятий характеризуются нехваткой производственных ресурсов. Такая нехватка ресурсов вызвана их неэффективным расходованием, завышенными нормативами расходов ресурсов и несоответствием фактического расхода нормативам. Из-за нерационального «портфеля товаров» многие предприятия имеют завышенную долю постоянной части издержек, что ухудшает общую ресурсную ситуацию.