там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится...
Беседовали: Кирилл ПЛЕТНЕР, Николай ПОРОСКОВ
Фото: Дмитрий Иормановсиий
С чем связан возрастающий интерес к дирижаблям, аэростатам и воздухоплаванию вообще? С этим вопросом мы обратились к одному из руководителей воздухоплавательного центра «Авгуръ» Михаилу Талесникову.
г л
7. 1
г
кя
- Внимание к нашей отрасли действительно растет, - рассказывает Михаил Телесников. - Требуется перевозить грузы в такие районы, где никакие транспортные средства, кроме аэростатических, не помогут. У нас в России 70 процентов территории не обеспечено разумными логистическими схемами: на Севере вечная мерзлота, ни железнодорожных, ни автомобильных путей в достатке нет, некому обслуживать эти дороги, даже если их построить. Да и строительство это обойдется в запредельные суммы.
СТАРЫЕ ДИРИЖАБ
К руслам судоходных рек примыкают довольно маленькие терри- ПИШШЪ НЕ МС тории, связь с которыми можно НЕ БЫЛО ТРАНСП01 поддерживать только с помощью В03ДУХ0ПЛАВАТЕ авиации. Но для самолетов нужны БЫЛИ ТРАНСП0РТН полноценные взлетно-посадочные 0Б0п0иКл БЫЛ полосы, которые в тех местах по- 0Б0Л0икА Был строить практически нереально. ВЗРЫВ00ПАСНЫМ А использование вертолетов обой- СЛ0ЖН0Й БЫЛА П( дется слишком д°рог°. АППАРАТА. ЧТ0БЫ
И тут взгляд обращают на нас, ТЯНУЩУЮ ДИРИЖ
воздухоплавателей. Известно, НЕСК0ЛЬК0 ДЕСЯТ что дирижабли задолго до са- хвлтлпись
молетов и вертолетов летали
через Атлантику, имея каюты, АППАРАТ К МАиТЕ
прогулочные палубы, даже зал в ЧЕТВЕРТЬ ЭйФЕЛ
с роялем. Интерес к воздухопла- в БАЛЛ0Н СПЕЦИА ванию подогревается сегодняш- злклчивлпи Блп|
ними успехами дирижаблестрои-
телей и в России, и за рубежом. НЕСК°лЬК° Т0НН Е
По экономике полета лучше П0СЛЕ ЭТО ПАСС классического дирижабля нет. НА ЗЕМЛЮ. Вполне реализуем трансатлантический перелет или перелет между крупными городами суперэлитных пассажиров, когда на борту будут номера с джакузи. Сегодня все рекорды продолжительности нахождения в воздухе и дальности полета принадлежат дирижаблям.
СТАРЫЕ ДИРИЖАБЛИ ГРУЗЫ ПЕРЕВ0ЗИТЬ НЕ М0ГЛИ. В ИСТ0РИИ НЕ БЫЛ0 ТРАНСП0РТНЫХ В0ЗДУХ0ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ, БЫЛИ ТРАНСП0РТН0-ПАССАЖИРСКИЕ. ИХ 0Б0Л0ЧКА БЫЛА НАП0ЛНЕНА ВЗРЫВ00ПАСНЫМ В0Д0Р0Д0М. ОЧЕНЬ СЛ0ЖН0Й БЫЛА П0САДКА ТАК0Г0 АППАРАТА. ЧТ0БЫ ПРЕ0Д0ЛЕТЬ СИЛУ, ТЯНУЩУЮ ДИРИЖАБЛЬ В АТМ0СФЕРУ, НЕСК0ЛЬК0 ДЕСЯТК0В ЧЕЛ0ВЕК ХВАТАЛИСЬ ЗА ВЕРЕВКИ И П0ДВ0ДИЛИ АППАРАТ К МАЧТЕ - С00РУЖЕНИЮ В ЧЕТВЕРТЬ ЭЙФЕЛЕВ0Й БАШНИ. В БАЛЛ0Н СПЕЦИАЛЬНЫМ ШЛАНГ0М ЗАКАЧИВАЛИ БАЛЛАСТ, НАПРИМЕР НЕСК0ЛЬК0 Т0НН В0ДЫ. И Т0ЛЬК0 П0СЛЕ ЭТ0Г0 ПАССАЖИРЫ СХ0ДИЛИ НА ЗЕМЛЮ.
Самолет 90 % топлива и ресурса своих аппаратов расходует на то, чтобы себя, груз и пассажиров поднять на высоту, и только 10 % - на прямолинейное движение. У вертолета эта пропорция еще хуже. Дирижабль расходует 10 % ресурса на то, чтобы подняться, 90 % - на передвижение. Он, в отличие от аэродинамических аппаратов, экологичен. Но, конечно, проигрывает им в скорости. Он - как круиз-ный лайнер, только в небе. - Дорого ли обходится строительство дирижабля?
гРУЗЫ - Дирижабль на килограмм кон-
И. В ИСТ0РИИ струкции обходится значительно
дешевле любой другой авиацион-ЫХ ной техники. И в 16-тонном аппа-
НЫХ СРЕДСТВ, рате тысячи квадратных метров по-АССАЖИРСКИЕ. лезной площади. 1АП0ЛНЕНА - Расскажите про ваш проект «Ат-
10Р0Д0М ОЧЕНЬ лант». Какова энерговооруженность ДКА ТАК0г0 аппарата такого типа?
Е0Д0ЛЕ1Ъ СИЛУ, - ^АНТ^ наШ успеишбый пЭро-ект АТЛАНТ - не дирижабль. Это
№ В АТМ0СфЕРУ, аббревиатура от «аэростатический
В ЧЕЛ0ВЕК транспортный летательный аппарат
КИ И П0ДВ0ДИЛИ нового типа». У нас есть права на этот
00РУЖЕНИЮ товарный знак. Энерговооружен-0й БАшНИ. ность его относительно мала, есть
0й БАшНИ. ограничение по ветрам, у аппарата
ЫМ шЛАНг0М относительно небольшая скорость. ¡Т, НАПРИМЕР - Можно ли вылечить аппарат
,Ы. И Т0ЛЬК0 от этих «болезней»?
1ИРЫ СХ0ДИЛИ - Мы нашли такие решения. Если дирижабли на 90 % используют архимедову силу, то у АТЛАНТа в различных режимах полета больше используется аэродинамическая сила (корпус аппарата -по сути, летающее крыло), а также вертолетная тяга. АТЛАНТ при максимальной загрузке может взлетать и садиться вертикально с любых площа-
Воздушно-космическая сфера №2(87) сентябрь 2016 91
Ж
док. Это комбинированное воздушное судно, использующее все виды подъемной силы.
Но ключевой элемент АТЛАНТа - система активной балластировки (САБ). В жестком корпусе находятся емкости с подъемным газом - гелием. Перед приземлением включаются компрессоры, которые сжимают гелий, его подъемная сила в результате падает. Сжимаясь, гелий освобождает пространство, которое заполняется воздухом, который в несколько раз тяжелее гелия. Воздух и позволяет балластироваться. С помощью САБ мы решили две другие проблемы: наземной команды и инфраструктуры дирижабледрома. Уже работает демонстрационный образец САБ. Он позволяет аппарату за полчаса стать тяжелее на 10 тонн.
Благодаря своей форме и жесткому корпусу АТЛАНТ при любом направлении ветра прижимается к земле. Значит, не нужна наземная команда. Этот аппарат сам себе ангар. Кроме того, он может крепиться на земле.
- Насколько выгоднее доверять перевозки такому аппарату, чем, скажем, самолету или вертолету? В чем его экономичность?
- Стоимость тонно-километра при перевозке между двумя аэропортами сравнима с тем же параметром грузовых лайнеров, но мы работаем с неподготовленных площадок, поэтому перевоз-
ки аэростатическим аппаратом обходятся дешевле, чем, скажем, вертолетами. Чем больший груз везет аэростатический аппарат, тем перевозка килограмма этого груза обходится дешевле. Сегодня мы говорим о грузе в 16 тонн, в ближайшей перспективе речь пойдет о 6о тоннах, потом о 2оо тоннах, а наши дети, думаю, будут строить «тысячетонники».
Спрос на такие аппараты уже сейчас колоссальный. У нас в стране идет не развитие территорий, а стагнация. То же самое - в бразильской сельве, в Канаде, Северной Америке. Дороги там строить и содержать дорого. Японские геологи разрабатывают только очень крупные месторождения, поскольку надо строить дороги, жилье, а маленькое месторождение этих затрат не окупит.
В мире уже давно думают о создании такой машины, как АТЛАНТ. Наш рынок - это десятки и сотни тонно-километров ежегодно. Сейчас в географию рынка добавляется Арктический регион, где развертываются воинские формирования.
- Как можно использовать аэростатические аппараты в оборонных целях?
- Для переброски войск, например. Дирижабль может быть ракетоносцем, может носить на себе приборы раннего предупреждения о ракетном нападении. Противник сначала пытается подавить радарные станции. Наземные РЛС, едва они включаются, засекаются противником. Радар на воздухоплавательном средстве может работать, меняя положение и оставаясь невидимым.
- Романтики много в вашем деле?
- Никакой нет. Когда начинали лет 15-20 назад, была. Аппараты, безусловно, красивы. Ощущение полета прекрасное. Однако сейчас главное -экономическая сторона дела, надо вовремя всем выдать зарплату. Во всем нужен расчет - это бизнес, рынок. Бумага, на которой создается проект, наверное, в два раза больше площади самого аппарата.
- Как скоро будет готов АТЛАНТ?
- Мы сейчас на такой стадии проекта, что если профинансировать полностью, то через 2-3 года аппарат будет готов к полету. Нужны инвесторы -пока работаем за собственные средства.
СРОК ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА АЭРОСТАТА В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЕТ 2-2,5 МЕСЯЦА. ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ АВИАТОРА МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ СРЕДНЕЙ. ДАЖЕ ЕСЛИ ПИЛОТ СОВЕРШИТ ОШИБКУ НА ВЫСОТЕ 500 МЕТРОВ, У НЕГО ЕСТЬ 10-15 МИНУТ, ЧТОБЫ ЕЕ ИСПРАВИТЬ, В ОТЛИЧИЕ ОТ САМОЛЕТА, ГДЕ ВСЕ РЕШАЮТ МГНОВЕНИЯ.
НОВОСТИ
В России разрабатывают космический бомбардировщик
В России ведутся разработки перспективного гиперзвукового стратегического бомбардировщика, который сможет наносить удары из космоса. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на преподавателя филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) подполковника Алексея Солодовникова. По словам эксперта, стратегический самолет будет взлетать с обычных аэродромов, патрулировать воздушное пространство, выходить в космос для выполнения поставленных задач и возвращаться обратно на свой аэродром. Особые возможности машины: через выход в космос она сможет за один-два часа достичь любой точки планеты. Солодовников также сообщил, что к 2020 году появится опытный образец двигателя для воздушно-космического бомбардировщика.
«Двигатель получится двухконтурный, то есть он сможет работать как в атмосфере, так и переключаться в космический режим полета без воздуха, и все это на одной установке. На данный момент таких двигателей в России пока нет, в одной силовой установке совмещены два двигателя сразу — самолетный и ракетный», — пояснил разработчик.
Кооперация предприятий, которые будут участвовать в проекте, определится в ходе научно-технического совета, который состоится в конце августа.
Работы начнутся в 2018 году, «но к 2020 году „железка" должна быть рабочей», отметил Алексей Солодовников.
Беспилотник «Сова»
на солнечных батареях завершил
испытания
Прототип первого российского атмосферного спутника на солнечных батареях «Сова» успешно завершил испытания, совершив двухсуточный беспосадочный полет, заявил РИА «Новости» заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Игорь Денисов.
«Летные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями, полностью подтвердили работоспособность принятых технических решений. Продолжительность экспериментального полета составила 50 часов на высоте до девяти тысяч метров», - сказал Денисов.
По его словам, конечной целью выполнения проекта является экспериментальное подтверждение возможности обеспечения сверхдлительного полета на всех широтах России, в том числе и на широтах выше 66,5 градусов. Проект реализуется Фондом перспективных исследований и компанией «Тайбер» в рамках проекта «Сова». Первый прототип атмосферного спутника имеет девятиметровый размах крыла и предельно легкую конструкцию - 12 килограммов.
«Длительность полета при этом была ограничена не возможностями модели, а исключительно решением руководителя испытаний о достаточности цикла для подтверждения заявленных характеристик. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса „Сова" с размахом крыла 28 метров запланировано на сентябрь 2016 года», - добавил Денисов.
Как отметили в фонде, российский атмосферный спутник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в северных широтах, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности.
«Эти функции обычно выполняют космические аппараты, которые имеют высокую стоимость и при этом далеко не в полной мере удовлетворяют решению задач, особенно в части обеспечения реального масштаба времени наблюдения. Беспилотный аппарат на солнечной энергии выполнит эти миссии более эффективно и с меньшими затратами, чем искусственные спутники земли, пилотируемые летательные аппараты либо беспилотники на топливных элементах», - уточнили в фонде.
По материалам РИА «Новости»
ГЛОНАСС наоборот
Для всепогодного наблюдения за движением на земных орбитах специалистами ОКБ МЭИ (входит в состав АО «Российские космические системы») создан корреляционно-фазовый пеленгатор нового поколения «Ритм-М». Он может определять координаты космических объектов с точностью 4-6 угловых секунд. Комплекс упростит орбитальную навигацию, сделав маневры более безопасными.
Сейчас «Ритм-М» обеспечивает управление проходящим государственные испытания спутником дистанционного зондирования Земли «Электро-Л № 2», спутниками системы ретрансляции «Луч» и разгонными блоками «Бриз-М». Принцип работы «Ритм-М» похож на принцип любой современной системы спутниковой навигации, только действует в обратном порядке: для определения координат объекта на орбите его радиосигналы улавливаются на Земле разнесенными в пространстве пятью антеннами, из которых состоит «Ритм-М». С антенн информация передается на пункт управления, где специальное программное обеспечение измеряет относительное время запаздывания принимаемых сигналов и пересчитывает результаты измерений в угловые координаты. Такой метод позволяет получать высочайшую точность измерений и не требует установки на борт космических аппаратов специальных траекторных средств.
Сегодня на орбите Земли более 15 тысяч искусственных объектов, число их быстро увеличивается. Наши спутники работают в целом рое управляемых и неуправ-
ляемых аппаратов, частей ракет и разгонных блоков. Требования к точности управления в таких условиях предъявляются крайне жесткие, ошибка грозит не только потерей аппарата, но и международным скандалом.
Пеленгаторы «Ритм-М» - один из наиболее совершенных инструментов управления, способных обеспечивать высокую точность маневров, безопасность функционирования нескольких космических аппаратов в общей точке стояния, корректировку их орбит и уклонение от космического мусора.
«Ритм-М» всепогоден, не зависит от облачности и светотеневой обстановки, может работать по любому непрерывному радиосигналу, излучаемому разгонными блоками и космическими аппаратами в пределах высот от 200 до 40 000 км. Верхний потолок обусловлен высотой орбит большинства искусственных спутников Земли. Дальность его действия может быть увеличена до 380 000 км - расстояния от Земли до Луны, а частотный диапазон расширен до 18 ГГц.
Сегодня «Ритм-М» работает на территории Центра космической связи ОКБ МЭИ «Медвежьи озера» в Подмосковье. Планируется построить аналогичные системы в городе Железногорск (Красноярский край) и на новом космодроме Восточный, а также в Западном полушарии. Такая конфигурация обеспечит круглосуточное получение координатной и некоординатной информации по российским и иностранным космическим аппаратам, разгонным блокам на всех участках выведения, а также мониторинг орбитально-частотного ресурса.
По материалам пресс-службы АО «Российские космические системы»
Воздушно-космическая сфера №2(87) сентябрь 2016 95