С.А. Глотов*
«Забытый» протокол.
Когда Россия будет готова ратифицировать Дополнительный протокол
«О праве участвовать в делах местного органа власти»
Аннотация. К перспективным темам (направлениям) развития законодательства о местном самоуправлении можно отнести практику реализации идей народовластия на местном уровне, расширения участия в делах местного самоуправления его главного субъекта — населения, вопросы территориального устройства местного самоуправления, материально-финансового обеспечения полномочий местной власти, совершенствования деятельности ее организационных структур, усиление роли в законодательном регулировании вопросов местной власти субъектов РФ, изучение практики передачи полномочий от муниципалитетов в регионы и наоборот — от региональной к муниципальной власти. Одной из перспективных задач на этом пути должна стать подготовка к ратификации «подзабытого» в России Дополнительного протокола к Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. «О праве участвовать в делах местного органа власти», подписанного Российской Федерацией в 2012 г. Ключевые слова: местное самоуправление в России, право граждан влиять на работу, органы местного самоуправления.
1 Местное самоуправление, а с ним и муниципальное право постепенно входят в • нашу жизнь, где-то уступая позиции (полномочия) государству, а где-то, наоборот, принимая их на себя. В классическом понимании под местным самоуправлением подразумевается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами, собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь и подотчетные им исполнительные органы.
Данное положение содержится в Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г., ставшей своего рода «библией» в области политических и правовых основ организации местного самоуправления на европейском континенте. Как известно, РФ ратифицировала этот основополагающий документ Совета Европы в 1998 г. и еще до вступления в эту авторитетную международную региональную организацию в 90-е гг. ХХ столетия использовала для разработки своего национального законодательства в области организации местного самоуправления.
16.11.2009 г. в Совете Европы появился Дополнительный протокол к Европейской Хартии
местного самоуправления о праве участвовать в делах местного органа власти. В соответствии с ним: «1. Государства-участники обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, право участвовать в делах местного органа власти. 2. Право на участие в делах местного органа власти означает право стремиться определять или влиять на осуществление полномочий и обязанностей местных органов власти» (ст. 1 Дополнительного протокола к Хартии)1.
На необходимость развития основ деятельности местного самоуправления, правовых, организационных, финансовых и других обращается внимание в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.20 1 32. Так, говоря о социальном смысле конституционной нормы о социальном государстве, Президент высказался за то, чтобы «поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать
1 См. подробно: Глотов С.А. Муниципальное право: альбом схем и таблиц: учеб. пособие. М.: Международный юридический институт, 2013. Ранее, в 2006 г. о необходимости активного вовлечения населения, граждан в жизнедеятельность местного самоуправления, в прогрессивное развитие своих округов и районов говорилось в Ванкуверском проекте, Рекомендациях Секретариата ООН, Управления Совета ООН по поддержке и развитию поселений. См.: Там же. С. 16.
2 Российская газета. 2013. 13 дек.
© Глотов С.А., 2015
* Глотов Сергей Александрович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского юридического института. [[email protected]]
127427, Россия, г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4.
участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни.
Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района — в регион, с поселения — на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы».
2. Продолжая разговор на эту тему, В.В. Путин обратил внимание на то, что «районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы.
Кроме того, местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального Собрания, Правительству РФ. Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.
Повторю, считаю важнейшей задачей — уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и, в основном, законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 г. — в год 150-летия знаменитой Земской реформы».
По мнению Президента РФ, «именно развитие земств, местного самоуправления в свое время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе, для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны.
Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности». Несложно заметить, что сказанные слова во многом созвучны тем положениям, которые приведены выше и содержаться в Дополнительном протоколе.
3. О реализации этих и других положений подробно говорилось в мае 2014 г. в г. Иваново на
заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Отвечая на вопрос: как относятся люди к муниципалитетам, Президент РФ В.В. Путин сослался на результаты опроса Фонда общественного мнения (05.2014): «79 процентов жителей городов с населением более 1 миллиона человек не знают вообще депутатов, которые представляют их избирательный округ в представительном органе муниципального образования. В городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек этот показатель составляет 76 процентов, чуть пониже, чем в миллионниках: 79—76 процентов. Это запредельная величина. А с населением от 100 до 250 тысяч, вроде тоже уже не такой уж и большой населенный пункт по нашим масштабам, а 73 процента граждан не знают своих депутатов. Поэтому в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена еще одна модель организации муниципальной власти, которая соответствует требованиям времени... Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах городского округа, с делением на внутригородские районы. Нормы эти, и я хотел бы это особенно подчеркнуть, не носят императивного характера, они не навязываются, и они не обязательны, но это еще одна из опций, которую вы можете выбрать, один из вариантов в дополнение к тому, что функционировало, действовало до сих пор. Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти. Если сказать проще. можно избрать, скажем, совет крупного города с делением на районы напрямую голосованием граждан, а можно избрать порайонно, а районные депутаты уже делегируют своих депутатов наверх, и таким образом будут формироваться представительные органы власти соответствующего муниципалитета»3.
Годом ранее на необходимость повышения качества современного государственного, муниципального управления, персональную ответственность чиновников обращалось внимание в Послании Президента Федеральному Собранию от 12.12.20124. При этом речь шла об адекватной мотивации муниципальных служащих, конкурентной оплате их труда, системе моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы аппарата. Правда, это не исключает повышения персональной ответственности, вплоть до временной дисквалификации. В этом же Послании был поднят и вопрос о
3 См.: Интернет-сайт Президента РФ.
4 Российская газета. 2012. 13 дек.
передаче на муниципальный уровень основной массы налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов, а также отмене многих федеральных льгот по налогу на имущество и землю юридических лиц.
4. Понятно, что дальнейшее развитие законодательства о местном самоуправлении может быть связано с:
- территориальным устройством местного самоуправления;
- компетенционным статусом органов местного самоуправления;
- материально-финансовым обеспечением полномочий местной власти;
- расширением участия в местном самоуправлении его главного субъекта — населения;
- усилением роли в законодательном регулировании вопросов местной власти субъектов РФ (республик, краев и областей);
- практикой передачи полномочий от муниципалитетов к региону (властям субъекта РФ) и наоборот — от региональной к муниципальной власти;
- общими вопросами теории и практики местного самоуправления и управления;
- изучением практических вопросов осуществляемой в РФ политической реформы;
- реформированием местного самоуправления на поселковом и районном уровнях5, и, конечно, дальнейшим изучением и практическим использованием имеющегося исторического (включая и советский этап) опыта организации местного самоуправления.
К перспективным темам (направлениям) развития законодательства о местном самоуправлении можно отнести практику реализации идей народовластия на местном уровне, расширения участия в делах местного самоуправления его главного субъекта — населения, вопросы территориального устройства местного самоуправления, материально-финансового обеспечения полномочий местной власти, совершенствования деятельности ее организационных структур, усиление роли в законодательном регулировании вопросов местной власти субъектов РФ, изучение практики передачи полномочий от муниципалитетов в регионы и наоборот — от региональной к муниципальной власти. По-прежнему вызывает ненадуманный интерес исследование зарубежного опыта формирования и деятельности органов местного самоуправления, внедрение его положительных результатов в практику РФ6. При этом важно помнить, что заметную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России
принадлежит ее субъектам — законодательным органам власти республик, краев и областей7.
5. В указанном контексте следует обратить внимание и на Дополнительный протокол к Европейской Хартии местного самоуправления «О праве участвовать в делах местного органа власти» (Утрехт, 16.02.2009 ETS № 122). Данный протокол вступил в силу 01.03.2013. РФ подписала его 08.06.2012, но не ратифицировала8. Он опирается на положения и выводы о необходимости активизации участия человека и гражданина в ведении государственных, в том числе муниципальных, органов власти), содержащихся в Декларации и Плане действий принятых на 3-й встрече на высшем уровне глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 16-17.05.2005 г.)
Согласно ст. 1. этого Дополнительного протокола — право на участие в делах местного органа власти, как уже указывалось, «означает право стремиться определить или повлиять на осуществление полномочий и обязанностей местных органов власти» со стороны каждого человека.
Согласно п. 3 протокола: «Не допуская несправедливой дискриминации в отношении любого лица или группы, закон может предусматривать конкретные меры для различных обстоятельств или категорий лиц. В соответствии с конституционными
5 См.: Глотов С.А. Указ. соч. С. 13.
6 См. подробно: Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 г. / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М.: Управление информац. технологий и документооборота Совета Федерации, 2014.
7 См.: Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013; Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.А. Лютцер, Н.Л. Пешин [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2011; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.: ИГП РАН, 1999; Акмалова А.Л. Муниципальное право России: учебник. М.: Экмос, 2002; Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учеб. пособие. М.: Городец, 2004; Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2007; Прокофьев Е.В. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2009; Четвериков В.С. Муниципальное право: учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР, 2009; Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация. М.: Кнорус, 2009; Зотов В.Г. Система муниципального управления в схемах: учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. Ростов/Д.: Феникс, 2011; Глотов С.А., Дементьев А.Н., Кузнецов А.А., Черногор Н.Н., Ходусов А.А.Актуальные проблемы реформы местного самоуправления и развития муниципального права в России. М.: МЮИ, 2012; Потапова А.А. Муниципальное право. М.: Проспект, 2013; Глотов С.А., Решетник Ю.Ф. Муниципальное право. Тестовые, контрольные, ситуационные задания, деловые игры: учеб-метод. пособие. М.: МЮИ, 2014; Глотов С.А., Фомиченко М.П., Паюшин М.К. Муниципальное право: учебник. М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2015.
8 Данный дополнительный протокол ETS № 122 ратифицировали в конце 2014 г.: Германия (2012), Кипр (2014), Словения (2011), Украина (2012), Франция (2013). Швейцария (2011); подписали, но не ратифицировали: Армения (2010), Болгария(2009), Литва (2009). Люксембург (2010), Нидерланды (2009),Черногория (2009). Остальные страны — члены СЕ не подписали и не ратифицировали этот важный документ, укрепляющий гарантии граждан для участия в работе местных органов власти (в том числе Великобритания, Испания, Италия, Польша, Португалия, Финляндия, Эстония и др., всего 34 страны).
и/или международными обязательствами Стороны, закон может, в частности, предусматривать меры специального ограничения избирателей».
В Дополнительном протоколе обращается внимание на то, что «4.1. Каждая Сторона признает законное право граждан стороны принимать участие в качестве избирателей или кандидатов на выборах членов Совета или Ассамблеи местных органов власти, в котором они проживают.
4.2. Закон также признает право других лиц участвовать по месту нахождения, сторона решает в соответствии со своим собственным конституционным порядком, или где это согласуется с международно-правовыми обязательствами участника...
5.1.Любые формальности, условия или ограничения на осуществление права на участие в делах местного органа власти должны устанавливаться законом и быть совместимы с международно-правовыми обязательствами участника.
5.2. Закон налагает такие формальности, условия и ограничения, которые необходимы для обеспечения этической добросовестности и прозрачности осуществления местными органами власти полномочий и обязанностей в порядке осуществления права на участие.
5.3. Другие формальности, условия или ограничения должны быть необходимыми для функционирования эффективной политической демократии, для поддержания общественной безопасности в демократическом обществе или соблюдения стороной требований своих международных правовых обязательств».
Дополнительный протокол предусматривает ряд мер по обеспечению участия населения в деятельности местного органа власти и включает ч. 2 ст. 2:
«2. Эти меры обеспечения осуществления права на участие, включают:
I расширение возможностей местных органов власти для включения, содействия и облегчения осуществления права на участие изложены в настоящем Протоколе;
и. обеспечение создания:
a. процедуры с участием людей, которые могут включать процессы консультаций, местные референдумы и петиции, и где местные сообщество имеет много жителей и/или охватывает большой географический район, меры по вовлечению людей на уровне, близком к ним;
b. процедуры для доступа, в соответствии с конституционным порядком участника и международно-правовыми обязательствами, к официальным документам, пронимаемым местными властями;
c. меры для удовлетворения потребностей категорий лиц, которые сталкиваются с особыми препятствиями в участии; и
d. механизмы и процедуры для рассмотрения жалобы и реагирования на них и на предложения о функционировании местных органов власти и местных публичных услуг;
ш. поощрение использования информационных и коммуникационных технологий для поддержки и осуществления прав на участие, изложенных в настоящем Протоколе».
При этом, согласно п. 3 и 4 ст. 2 Дополнительного протокола:
«3. Процедуры, меры и механизмы могут отличаться для разных категорий местных органов власти, с учетом их размера и компетенции.
4. В процессах планирования и принятия решений о принятии мер, необходимых для осуществления права на участие в делах местного органа власти, местные органы власти консультируются, по возможности, своевременно и надлежащим образом».
Обратим внимание на то, что, согласно ст. 3 и 4: «при сдаче на хранение своего документа о ратификации, принятии или утверждении, указать категории местных или региональных органов, которым он намеревается ограничить сферу применения.
Любое государство может при подписании или при сдаче на хранение своего документа о ратификации, принятии или утверждении, указать территорию или территории, к которым применяется этот Протокол.
Любая Сторона может в любой момент впоследствии в заявлении на имя Генерального Секретаря Совета Европы расширить применение этого протокола на любой другой территории, указанной в Декларации. В отношении такой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца по истечении периода в три месяца после даты получения Генеральным секретарем такого заявления».
6. Как видно из приведенного текста, Дополнительный протокол содержит ряд новаций, которые, видимо, смущают не только Российскую Федерацию, но и такие «цитадели демократии», как Великобритания, Италия, Польша, которые не ратифицировали его до настоящего времени. А ведь известно, что история развития местного самоуправления в Англии насчитывает несколько столетий и ей гордятся. Так в чем же дело? А дело может быть в том, что: а) нет желания ни у «столпов демократии», ни у Российской Федерации допускать к активному участию в жизни местных сообществ (общин, муниципалитетов, районов, поселков) иностранных граждан и лиц без гражданства, всех тех, кто проживает сегодня в этих общинах, муниципалитетах и т.д., оставляя это право только за гражданами страны; б) нет желания раскрывать всю «кухню» организации местной жизни, функционирования муниципального аппарата, органов местного самоуправления не только для иностранцев, а зачастую и для граждан; в) видимо, власти считают, что граждане и неграждане (в том числе и те, кто добросовестно уплачивает законно установленные налоги и сборы) «не созрели» для деятельного участия в местной жизни, пусть их по-прежнему в большей мере волнуют вопросы внешней политики или вну-
тренней на федеральном уровне. Можно, конечно, придумать и другие аргументы против ратификации Дополнительного протокола. Это объяснимо, поскольку протокол закрепляет за каждым человеком право участвовать в делах местного органа власти, побуждает его стремиться определять и влиять на осуществление этими органами власти полномочий на местном уровне.
Речь идет также о прозрачности осуществления местными органами власти полномочий и обязанностей, а это также нравится во власти далеко не всем.
Конечно, протокол содержит (как всегда это бывает в документах такого рода) и своего рода отступления, возможности введения разного рода запретов («закон налагает такие формальности, условия или ограничения на осуществление права»), ограничений в целях безопасности, поддержания стабильности, общественного порядка.
7. Вместе с тем становится все более очевидным, что функционирование эффективной политической деятельности (о чем говорится в том числе в ст. 5.3. Дополнительного протокола) в дальнейшем невозможно без деятельного участия всего населения на местах в своих собственных делах. Это уже поняли во многих странах мира, это понятно и в современной России. В Европейском союзе (далее — ЕС; Союз), как известно, с 2000 г. существует Хартия ЕС об основных правах, которая открывает гражданам ЕС возможности участвовать в местных выборах в странах ЕС. Не следует забывать, что Хартия с 01.12.2009 г., согласно Лиссабонскому договору о развитии ЕС, стала одним из основополагающих документов Союза. Так следует поступить и нам в Евразийском экономическом союзе (Россия — Белоруссия — Казахстан — Армения). Договор, как известно, вступил в силу с 01.01.2015 г. Граждане стран Договора должны получить право участвовать в местных выборах на территориях, где они постоянно проживают и реально участвуют в жизни (в том числе хозяйственной, культурной и т.д.) местных сообществ.
Нет сложности и с точки зрения форм такого участия, они хорошо известны и прописаны (в том числе в уставах муниципальных образований). Это собрания (конференции) по месту жительства для коллективного обсуждения местных вопросов; публичные слушания, призванные обеспечить более тесное общение населения муниципального образования с органами местного самоуправления; опросы граждан, правотворческая инициатива; развитие территориального общественного самоуправления и, конечно, сами выборы в органы власти местного самоуправления9.
Это вытекает как из самой природы народовластия и местного самоуправления (ст. 3 и 12 Конституции РФ), так и злободневности темы. Видимо, мы подошли к такому этапу в своем историческом развитии и положении в стране и вокруг нее, что решать возникающие проблемы (а они, как грибы после дождя, вырастают быстро) более или менее эффективно можно только всем миром.
В этой связи правы авторы Отчета о состоянии российского законодательства в 2014 г.10, утверждая, что еще одним перспективным направлением развития законодательства о местном самоуправлении можно рассматривать развитие институтов, направленных на повышение уровня доверия граждан к деятельности местной власти, а также обеспечения тесного взаимодействия местной власти с институтами гражданского общества.
Одной из перспективных задач на этом пути должна стать подготовка к ратификации «подзабытого» в России Дополнительного протокола к Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. «О праве участвовать в делах местного органа власти», подписанного РФ в 2012 г.
Параллельно с этим необходимо решать и другую «застаревшую» проблему — хроническую нехватку его финансирования (самофинансирования), о чем также говорилось в начале статьи.
Во многих случаях местное самоуправление в РФ находится в тяжелом материально-финансовом положении, особенно в малых городах. По сведениям Министерства финансов РФ, доля межбюджетных трансфертов в объеме всех доходов местных бюджетов достигла 58 % (2007 г). В то же время налоговые доходы в структуре собственных доходов местных бюджетов не превышают 42 % (в среднем).
Расходы местных бюджетов в составе консолидированного бюджета России составляли: 2000 г. — 22,7 %; 2015 г. — 18 %. Подавляющее большинство бюджетов муниципальных образований являются дефицитными. По данным того же Министерства финансов, получателями основного объема субвенций, направляемых местному самоуправлению, являются бюджеты муниципальных районов (55 %), бюджеты городских округов (41 %) и 4,3 % достается городским, сельским поселениям (при том, что сельские поселения составляют в РФ основную часть муниципальных образований — более 82 %).
В консолидированном бюджете страны муниципальные бюджеты составляют 16-18 %.
Это, конечно, тоже не стимулирует граждан к активному участию в делах местного самоуправления.
9 См., напр., подробно: Муниципальное право России: учебник / под ред. А.Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 260-316; Глотов С.А., Фомиченко М.П., Паюшин М.К. Указ. соч. С. 281-336.
10 Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 г. / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М.: Управление информац.-техн. департамента Совета Федерации, 2014. С. 21.
Библиография:
1. Акмалова А.Л. Муниципальное право России: учебник. М.: Экмос, 2002. 322 с.
2. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учеб. пособие. М.: Городец, 2004. 352 с.
3. Глотов С.А., Фомиченко М.П., Паюшин М.К. Муниципальное право: учебник. М.: Федеральный центр образовательного законодательства, 2015. 440 с.
4. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2011. 544 с.
5. Муниципальное право России: учебник / под ред. А.Н. Кокотова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 512 с.
6. Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. 336 с.
7. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.: ИГиП РАН, 1999. 329 с.
8. Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 г. / отв. ред. А.А. Клишас, В.Н. Плигин. М.: Управление информ. технологий и документооборота Совета Федерации, 2014. 112 с.
9. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие. М.:Юнити-Дана: Закон и право, 2007. 271 с.
References (transliteration):
1. Akmalova A.L. Municipal'noe pravo Rossii: uchebnik. M.: Jekmos, 2002. 322 s.
2. Bondar' N.S. Grazhdanin i publichnaja vlast': konstitucionnoe obespechenie prav i svobod v mestnom samoupravlenii: ucheb. posobie. M.: Gorodec, 2004. 352 s.
3. Glotov S.A., Fomichenko M.P., Pajushin M.K. Municipal'noe pravo: uchebnik. M.: Federal'nyj centr obrazovatel'nogo zakonodatel'stva, 2015. 440 s.
4. Municipal'noepravoRossii: uchebnik / otv. red. S.A. Avak'jan. M.: Prospekt, 2011. 544 s.
5. Municipal'noe pravo Rossii: uchebnik / pod red. A.N. Kokotova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2011. 512 s.
6. Municipal'noe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / otv. red. V.I. Fadeev. M.: Prospekt, 2013. 336 s.
7. Ovchinnikov I.I. Mestnoe samoupravlenie v sisteme narodovlastija. M.: IGiP RAN, 1999. 329 s.
8. Otchet o sostojanii rossijskogo zakonodatel'stva v 2014 g. / otv. red. A.A. Klishas, V.N. Pligin. M.: Upravlenie inform. tehnologij i dokumentooborota Soveta Federacii, 2014. 112 s.
9. Prudnikov A.S. Mestnoe samoupravlenie (upravlenie) v zarubezhnyh stranah: ucheb. posobie. M.: Juniti-Dana: Zakon i pravo, 2007. 271 s.
Материал поступил в редакцию 18 мая 2015 г.
«Forgotten» protocol. When will Russia be ready to ratify the Additional Protocol to the European Charter of Local Self-Government on the right to participate in the affairs of a local authority?
GLOTOV, Sergey Aleksandrovich — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow Law Institute. [[email protected]]
127427, Russia, Moskva, ul. Kashenkin Lug, 4.
Review. The practice of implementation of the ideas of people's rule at the local level, widening the scope of participation in the local self-government for its main subject — the population, the issues of territorial structure of local self-government, material and financial guarantees of competence of the municipal government, improvement of its organizational structures, raising its value within the legislative regulation of the local government matters in the constituent subjects of the Russian Federation, studies in the sphere of transfer of competence from the municipalities to the constituent subjects and vice versa are among the topical issues for the development of legislation on municipal self-government. One of the perspective developments in this sphere is to prepare for the ratification of the Additional Protocol to the European Charter of Local Self-Government on the right to participate in the affairs of a local authority, which was signed by the Russian Federation in 2012, but its ratification got «forgotten».
Keywords: municipal self-government in Russia, right of citizens to influence the work, municipal government bodies.