ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY
УДК 913.1 (470.661)
ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ПРОШЛОГО ГОРОДА ГРОЗНОГО: ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА ВО ИМЯ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ
АННЫ КАШИНСКОЙ
А.А. Головлёв
THE FORGOTTEN PAGES FROM THE PAST OF GROZNY: THE WOMEN COMMUNITY NAMED AFTER THE HOLY RIGHT-BELIEVING PRINCESS ANNA OF KASHIN
A.A. Golovlyov
Аннотация. Статья повествует о забытых событиях в жизни досоветского Грозного, связанных с возникновением, развитием и принудительным закрытием в городе женской общины во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской. Организатором женской общины в Грозном выступил настоятель городского Космо-Дамиановского собора протоиерей И.Г. Попов, приурочивший основание православной женской общины к году открытия в России мощей преподобной Анны Кашинской. Историческое событие - образование Грозненской женской общины - произошло в 1909 г. на восточной окраине городских земель, при участии начальника Грозненского округа Терской области полковника И.М. Стрижёва, городского архитектора А.В. Станевича и жителей города. В устроении женского монастыря протоиерею И.Г. Попову много помогали М.С. Знайченко, Е.И. Мигачёва и М.Н. Мищенко. При посещении Грозненской женской общины в 1912 г. архиепископом Владикавказским и Моздокским Питиримом, в ней насчитывалось 23 монахини, имелись два новых каменных одноэтажных здания и храм. К монастырю был прикомандирован иеромонах, он содержался на средства женской общины. Весной 1912 г. при содействии грозненского городского головы П.Г. Котрова к женскому монастырю был прирезан участок плодородной земли, и выдано соответствующее удостоверение. Осенью 1912 г. в женском монастыре начал служить собственный священник А. Карпов. Весной 1916 г. женская община в Грозном, по Указу Святейшего Правительствующего Синода, была официально учреждена. По информации старожилов Грозного, женский монастырь был уничтожен советской властью приблизительно в 1924-1926 гг.
Abstract. The article tells about the forgotten events in the life of the pre-Soviet Grozny connected with the emergence, development and forced closure of the city's women's community named after the Holy Right-believing Princess Anna of Kashin. The organizer of the women's community in Grozny was the Abbot of the city's Cosmo-Damian cathedral, Archpriest I.G. Popov, who founded the Orthodox women's community in conjunction with discovering the relics of Anna of Kashin in Russia. The historical event, the formation
of the Grozny women's community, occurred in 1909 on the eastern outskirts of the city's lands with the participation of the head of the Grozny district of the Terek region, Colonel I.M. Strizhyov, the city architect A.V. Stanevich and the inhabitants of the city. In the organization of the convent, Archpriest I.G. Popov was assisted by M.S. Znaychenko, E.I. Migachyova and M.N. Mishchenko. During the visit of the Grozny Women's Community in 1912 by the Archbishop of Vladikavkaz and Mozdok Pitirim there were 23 nuns, 2 new one-story stone buildings and a temple. A hieromonk was attached to the monastery, he was funded by the women's community. In spring 1912, with the assistance of Grozny's mayor P.G. Kotrov, the women's monastery was given a plot of fertile land, and a corresponding certificate was issued. In autumn 1912, in the convent a priest A. Karpov began to serve. In spring 1916, the women's community in Grozny, by the Decree of the Holy Governing Synod, was officially established. According to the information of the old residents of Grozny, the convent was destroyed by the Soviet authorities in approximately 1924-1926.
Ключевые слова: город Грозный, Грозненская женская община во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской, Грозненский женский монастырь, Космо-Дамиановский собор, Михаило-Архангельская церковь, протоиерей И.Г. Попов, грозненский городской голова П.Г. Котров.
Keywords: Grozny, Grozny women's community named after the Holy Right-believing Princess Anna of Kashin, Grozny convent, Cosmo-Damian cathedral, Michael Archangel Church, Archpriest J.G. Popov, Grozny's mayor P.G. Kotrov.
В прошлом г. Грозного, которому в 2018 г. исполнилось 200 лет, имеется немало «белых пятен». Связано это с тем, что в царское время история города совсем не изучалась. В советское время местные историки изучали разнообразные вопросы, в основном не связанные с грозненской историей. Конкретные вопросы истории Грозного исследовали краеведы - музейные работники, журналисты, архитекторы. К их числу принадлежат Фирс Титович Синюхаев1, Николай Иванович Штанько, Николай Шабанович Шабаньянц, Изабелла Залмановна Пономарёва, Михаил Петрович Севостьянов, Александр Александрович Ваксман, Алексей Иванович Казаков и др.
Одним из «белых пятен» истории Грозного является вопрос о женском православном монастыре. Факт существования в городе в досоветское и раннее советское время женского монастыря практически не был известен широкой научной общественности и абсолютному большинству горожан.
В краеведческих изданиях советского периода женский монастырь упоминается крайне редко. Краткие упоминания о нём обнаруживаются при описании событий гражданской войны в Грозном - в статье П. Мас-лова [2] и книге «Город Грозный» [3]. Как мы полагаем, в краеведческой литературе и памяти народной женский монастырь остался в почти полном забвении из-за его кратковременного существования. Кроме того, боровшаяся с православием советская власть не только закрыла и снесла
1 В 1916 г. - коллежский советник, преподаватель Тифлисской императора Александра 1-го Благословенного мужской гимназии [1]. Представитель известного терского казачьего рода.
женский монастырь, но и всё сделала для того, чтобы стереть память о нём у жителей города.
В постсоветский период А.А. Горобец [4] написал памятную статью об основанной 100 лет назад в Грозном женской общине в честь святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской1. Статья А.А. Горобца была подготовлена на основе заметок, напечатанных в майском и июньском номерах владикавказской газеты «Терские ведомости» за 1909 г. настоятелем грозненского Космо-Дамиановского собора, протоиереем Иоанном Григорьевичем Поповым. В кандидатской диссертации Ю.С. Храмцовой [5], посвящённой изучению религиозной жизни русского населения Терской области во второй половине XIX - начале XX в., упоминается Грозненская женская община во имя преподобной Анны Кашинской. Ю.С. Храмцова отмечает скудность сведений о Грозненской женской общине и сообщает о том, что обязанности начальницы женской общины временно исполняла крестьянка Самарской губернии Евдокия Мигачёва, а в марте 1913 г. устроительницей этой общины стала монахиня Досифея.
Вопрос о Грозненском женском православном монастыре заинтересовал автора статьи в конце 80-х гг. XX в., однако поиск сведений о монастыре в исторической литературе ничего не дал. Немного позже был произведён опрос старожилов, родившихся в Грозном в досоветский период. Старожилы подтвердили факт существования в городе женского монастыря, поскольку в детстве и молодости посещали этот монастырь и хорошо его запомнили.
Только спустя десятилетия, в номерах газеты «Владикавказские епархиальные ведомости», нам удалось найти печатные сведения о женском монастыре в Грозном. Поэтому в основу настоящей статьи легли опубликованные в этой церковной газете материалы, дополненные сведениями, записанными со слов грозненских старожилов, и данными картографических источников.
Православная женская община в Грозном образовалась 21 апреля 2 и ц 1909 г. [6] . В этот будний весенний день, в 10 час. 20 мин., по звону коло-
3 ^
кола Михаило-Архангельской церкви , собравшийся вблизи церкви народ во главе с настоятелем грозненского Космо-Дамиановского собора протоиереем И.Г. Поповым направился крестным ходом, с хоругвями, к месту возведения монастыря. Крестное шествие проследовало на восточную окраину города. По пути к крестному ходу присоединялись группы горожан (среди них было много женщин с железными лопатами).
1 От названия г. Кашин в тогдашней Тверской губернии (ныне в Тверской области).
2 Все даты приведены по старому стилю.
3 Михаило-Архангельская церковь функционирует в Грозном и в наши дни. В советское время эта церковь была единственной в городе. Разрушенная до основания в период боёв за Грозный с чеченскими незаконными вооружёнными формированиями, теперь эта церковь полностью восстановлена.
Каким путём проследовала церковная процессия к месту будущего монастыря? Скорее всего, был выбран кратчайший и наиболее удобный путь. От Михаило-Архангельской церкви по ул. Воронцовской (в советское время эта улица стала называться пер. Интернациональным) участники крестного шествия вышли на ул. Графо-Евдокимовскую (ул. А.Д. Шерипова). По Графо-Евдокимовской ул. тогда проходил почтовый тракт, который раздваивался на восточной границе городских земель. Северная ветвь вела к слободе Ведено (Веденский тракт, или Веденская дорога), а южная ветвь - к слободе Шатой (Шатоевский тракт, или Воздвиженская дорога). Перейдя через полотно Петровской ветви Владикавказской железной дороги, крестное шествие поднялось на возвышение, расположенное с северной стороны от почтового тракта1.
Около полудня к месту будущего женского монастыря приехал верхом в сопровождении милиционеров начальник Грозненского округа Терской области полковник Иван Максимович Стрижёв. Перед водосвятным молебном протоиерей И.Г. Попов выступил с речью. Он поведал, что Грозненская женская община основывается в знаменательный год, в который состоится открытие мощей преподобной Анны Кашинской - благоверной княгини, праведницы, скончавшейся в иночестве в 1338 г. Именно поэтому Грозненская женская община была наречена в честь святой праведницы Анны Кашинской.
После совершения водосвятного молебна и окропления места будущего монастыря святой водой, грозненский городской архитектор - а им тогда был Александр Владиславович Станевич - обмежевал участок земли. И.Г. Попов и И.М. Стрижёв первыми стали копать канаву, которая должна была ограничить монастырский участок. Затем эту работу продолжили более сотни мужчин и женщин. Вскоре начальник округа И.М. Стрижёв уехал, а дьякон с церковными святынями возвратился в Михаило-Архангельскую церковь.
Протоиерей И.Г. Попов с народом продолжил окапывать небольшой монастырский участок, и к 16 часам он был окопан канавой. Грозненская городская управа обещала вскоре сделать прирезку земли [6].
Вот как в церковной газете описывалась территория, на которой был основан женский монастырь: «Местность - одна из лучших окрестностей города; возвышенный курган; у подножия его - овраг, который в недалеком будущем превратится в цветущий монастырский сад и огород (вода недалеко, можно провести канавой); за ним - полотно железной дороги; далее - кладбище и город весь, как на ладони; по другую сторону - огороды и сады местных мещан. Воздух здесь приятный; климат вообще здоровый. Для горожан -это будет наилучшее место для прогулки, которая освежит не только тело, но и душу» [6, с. 302]. Приведённое описание, разумеется, мало о чём поведает жителю Грозного позднего советского и постсоветского времени. Монастырский сад, огороды и сады грозненских мещан, как и кладбище, при советской
1 Этой части царского почтового тракта в советское время соответствовала ул. Гудермесская.
власти ликвидировали. Единственное, что сохранилось до сих пор, - полотно бывшей Владикавказской железной дороги, по которой и сейчас можно проехать из Грозного в Гудермес и Махачкалу.
Для того чтобы определить современное место, где в прошлом находился женский монастырь, обратимся к воспоминаниям старожилов. Родившаяся в 1898 г. в Грозном, на Щебелиновке, Екатерина Даниловна Калугина утверждала, что женский монастырь располагался невдалеке от братского кладбища жителей Грозного, погибших в гражданскую войну (то есть невдалеке от Комсомольского парка). Рядом с монастырём в прошлом располагались сады (их отобрали у владельцев и вырубили в 1929 г.), проходила Веденская дорога, на которой находился конный казачий пост. Иван Львович Леонтьев, родившийся в 1915 г. в Грозном, на Разбегайловке, уверенно размещал женский монастырь на нынешней ул. Гойгова, вблизи Шинковального (ныне Октябрьского консервного) завода1. В памяти И.Л. Леонтьева запечатлелась ситуация, когда в окрестностях женского монастыря уже не было огородов и садов, а простиралась выжженная степь, в которой произрастало только держи-дерево, и через которую проходила пыльная дорога.
Вернёмся снова ко дню основания женской общины. Об этом историческом событии из Грозного были отправлены две телеграммы: во Владикавказ, епископу Владикавказскому и Моздокскому Агапиту, и в Кашин - настоятелю Воскресенского собора протоиерею Иоанну Андреевичу Аменитскому. В ответ были получены телеграммы с благословением новоучреждённой женской общины. Кашинский протоиерей И.А. Аменитский обещал изготовить большую икону преподобной Анны, чтобы освятить её в день открытия мощей, а настоятель грозненского собора протоиерей И.Г. Попов пообещал приехать за освящённой иконой.
Предприимчивому и деятельному грозненскому протоиерею И.Г. Попову в устроении женского монастыря помогали Мария Стефановна Знайченко, Евдокия Игнатьевна Мигачёва и Мария Нестеровна Мищенко.
В последующие апрельские дни на место будущего монастыря из станицы Ильинской перевезли старую деревянную церковь, а из станицы Ермоловской - деревянный дом. Церковь и дом пожертвовали для женского монастыря сунженские станичники. В фонд монастыря стали поступать денежные пожертвования. Согласно плану подрядчика строительных работ, к осени 1909 г. должны быть устроены церковь и трапезная с кельей и кухней. Одна грозненская мещанка за собственный счёт собиралась построить в монастыре келью и выкопать для него колодец [6].
В июле 1909 г. протоиерей И.Г. Попов ездил в Кашин на открытие мощей святой Анны. Из Кашина протоиерей привёз в Грозный две частицы
1 Место, где в прошлом располагался монастырь, в настоящее время находится в Октябрьском районе Грозного - как мы полагаем, вблизи пересечения улиц Гойгова и Филатова.
святых мощей, а две иконы, освящённые на мощах святой Анны, отправил в Грозный железной дорогой. Для встречи икон 19 июля два крестных хода, вышедшие от Космо-Дамиановского собора и Михаило-Архангельской церкви, прибыли на железнодорожную станцию Грозный. Сюда же прибыл наряд воинской музыки. Обе иконы были уже убраны цветами. Большую икону установили на специальные носилки [4]. Объединённый крестный ход под звуки музыки направился по ул. Бульварной в Грозненской станице и по ул. Александровской в черте города (в советское время обе улицы были названы пр. С. Орджоникидзе) к главному грозненскому храму - Космо-Дамиановскому собору.
По пути к Космо-Дамиановскому собору хор певчих, вместе с народом, поочерёдно с музыкой, исполнял молебный запев святой Анне. Собор встретил крестный ход трезвоном своих колоколов. Начались религиозные церемонии: вечерня, общенародный молебен святой Анне с акафистом преподобному Серафиму и молитвой святой Анне [4].
На следующий день протоиерей И.Г. Попов, до утрени, прикрепил к иконам медные позлащённые ковчежцы со стеклянными отверстиями, в которые были вложены частицы святых мощей. После утрени, при большом стечении народа, крестным ходом, под звон колоколов, обе иконы были доставлены в Михаило-Архангельскую церковь. Надо полагать, из собора процессия вышла сначала на ул. Александровскую, затем свернула на ул. Дундуковскую (пр. Революции) и по Кузнецкому пер. (Гвардейская ул.) и старому деревянному мосту (бетонный Романовский мост еще не существовал) через р. Сунжу прибыла на ул. Дворянскую (пр. В.И. Ленина), на пересечении которой с ул. Воронцовской находилась Михаило-Архангельская церковь.
В Михаило-Архангельской церкви была совершена литургия. После вечерни большую икону перенесли на временное хранение в городской Космо-Дамиановский собор - она предназначалась для церкви будущего женского монастыря. Меньшая икона осталась в Михаило-Архангельской церкви [4].
Почти через 3 года после основания, в Грозненской женской общине во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской побывал архиепископ Владикавказский и Моздокский Питирим, обозревавший церкви Владикавказской епархии [7]. К этому времени Аннинская община насчитывала 23 насельницы, занимавшие два новых каменных одноэтажных здания. На-сельницы женской обители возглавлялись рясофорной послушницей сестрой Евдокией1. В женской обители имелся храм (в котором хранились сосуды, пожертвованные Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), но не было монастырского священника. Поэтому Владикавказский Свято-Троицкий мужской монастырь откомандировал в грозненскую обитель иеромонаха,
1 Вероятно, той самой Евдокией Игнатьевной Мигачёвой, о которой упоминалось выше.
а женская община обеспечила его квартирой и ежемесячным окладом в 25 рублей.
К середине апреля 1912 г. решился вопрос о прирезке к женскому монастырю участка земли, обещанного Грозненской городской управой. По этому поводу грозненский городской голова Павел Григорьевич Котров в письме от 2 апреля 1912 г. за № 1428 на имя архиепископа Владикавказского и Моздокского Питирима сообщил следующее: «По получении Вашего досточтимого письма от 23 февраля с. г. за № 742, мною внесен в очередное заседание Думы на 16 марта с. г. с благоприятным заключением Городской Управы, вопрос об отводе в ведение женской общины в г. Грозном участка городской земли в количестве трех десятин, с выдачею на это удостоверения; в виду же несостоявшихся подряд двух заседаний Думы, настоящий вопрос по 89 ст. Городского полож. представлен господину Начальнику Терской области на утверждение с благоприятным заключением Управы и по утверждении будет выдано надлежащее удостоверение» [7, с. 242]. В результате к женской общине во имя святой праведницы Анны Кашинской был присоединён участок весьма удобной для обработки земли, расположенный вблизи места, где намечалось строительство железнодорожной станции Грозный-2.
Осенью 1912 г. Грозненская женская община обрела собственного священника. В газете «Владикавказские епархиальные ведомости» сообщалось о том, что 12 ноября 1912 г. состоявший на псаломщической вакансии священник станицы Ермоловской Афанасий Карпов был определён на священническое место к Грозненской женской общине, впредь до утверждения этой общины [8]. Дело в том, что основанная в 1909 г. женская община ещё не была утверждена высочайшим церковным начальством.
Кроме А. Карпова, в Грозненской женской общине одно время (с 7 мая по 8 октября 1915 г.) служил священник Константин Богусловский [9; 10], переведённый в общину из с. Колюбакинского. К сентябрю 1916 г. при церкви Грозненской женской общины имелось свободное священническое место [11], которое чуть позже занял Феодор Диковский. Однако к середине сентября Ф. Диковский был освобождён от обязанностей священника женской общины, так как написал прошение о своём переводе в действующую армию [12].
В самом конце царского периода истории Грозненская женская община была утверждена на высочайшем уровне. Сначала, по Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод заслушал рапорт Преосвященного Антонина, епископа Владикавказского и Моздокского, от 30 июня 1915 г. за № 2418, с ходатайством об учреждении в Грозном женской общины [13]. Затем, в соответствии с Указом Святейшего Синода, в Грозном была официально учреждена женская община. В официальном документе от 24 марта 1916 г. сообщалось: «...Святейший Синод определяет: в городе
Грозном на участке земли, отведенном городским управлением, учредить женскую общину, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на собственные средства...» [14, с. 678].
Фатальную роль в жизни Грозненского женского монастыря сыграла советская власть, утвердившаяся на Тереке в 1920 г. По свидетельству И.Л. Леонтьева, женский монастырь уничтожили в 1924 г., а по сообщению Анастасии Никоноровны Чичеровой (родившейся в Грозном в 1911 г.) -примерно в 1925-1926 гг. Таким образом, монастырь просуществовал всего 15-17 лет.
По информации Анны Афанасьевны Юрьевой, родившейся в 1905 г. в Грозном и в детстве посещавшей женский монастырь, после разграбления монастыря монахини одно время жили в доме подрядчика Кустова.
Каким же Грозненский женский монастырь запомнился старожилам города? По Е.Д. Калугиной, при женском монастыре была кирпичная церковь, заметная с Веденского тракта. Монастырь был обнесён кирпичным забором (деньги на постройку которого пожертвовал дядя Е.Д. Калугиной). В монастыре находился кирпичный дом, в котором постоянно жили монахини. Е.Д. Калугина помнила, как монахини в 12 часов ночи устраивали молебен и 3 раза ходили вокруг церкви. По словам А.А. Юрьевой, монахини были искусными рукодельницами. И.Л. Леонтьев и А.Н. Чичерова, также как и Е.Д. Калугина, утверждали, что женский монастырь был сооружён из кирпича.
Горожане приходили в монастырь на Рождество и Пасху, на спас. По выходным дням жители близлежащих грозненских слободок (Щебелиновки, Разбегайловки и др.) посылали своих дочерей в монастырь для безвозмездной работы по его благоустройству. В женском монастыре святили и служили молебны (например, служили молебны в периоды жары и засухи, чтобы начался дождь). Ходили с хоругвями. Монастырь охранялся сторожем.
В 2019 г. исполнилось 110 лет со времени основания Грозненской женской обители в честь святой преподобной инокини Анны Кашинской - приюта невинных, кротких, трудолюбивых и богобоязненных монахинь. Будем надеяться, что рано или поздно наступит благодатное время, когда историческая справедливость восторжествует, и Грозненский женский монастырь, преступно уничтоженный борцами с православной верой, будет восстановлен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кавказский календарь на 1917 год / под ред. Н. П. Стельмащука. - Тифлис : Типография Канцелярии Наместника Е.И.В. на Кавказе, 1916. - Текст : непосредственный.
2. Маслов, П. На участках особого фронта / П. Маслов. - Текст : непосредственный // Стодневные бои в Грозном : сборник исторических очерков и воспоминаний. - Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. - С. 70-72.
3. Город Грозный : популярные очерки истории / сост. А. И. Казаков. - Грозный : Чечено-Ингушское книжное издательство, 1984. - 190 с. - Текст : непосредственный.
4. Горобец, А. А. К 100-летию основания женской общины Анны Кашинской в Грозном / А. А. Горобец. - Текст : непосредственный // Православная Осетия. -2009. - № 5. - С. 6.
5. Храмцова, Ю. С. Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX - начало XX в.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений : дис. ... канд. ист. наук / Ю. С. Храмцова. - Пятигорск, 2013. - 219 с. - Текст : непосредственный.
6. Основание женской общины в г. Грозном. - Текст : непосредственный // Владикавказские епархиальные ведомости. - 1909. - № 9. - С. 301-302.
7. Грозненская община во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской. -Текст : непосредственный // Владикавказские епархиальные ведомости. - 1912. -№ 8. - С. 242.
8. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1912. - № 24. - С. 556. -Текст : непосредственный.
9. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1915. - № 10. - С. 558. -Текст : непосредственный.
10. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1915. - № 21. - С. 1120. -Текст : непосредственный.
11. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1916. - № 17. - С. 754. -Текст : непосредственный.
12. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1916. - № 18. - С. 788. -Текст : непосредственный.
13. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1916. - № 10. - С. 1-2. -Текст : непосредственный.
14. Владикавказские епархиальные ведомости. - 1916. - № 14. - С. 678. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Kavkazskij kalendar' na 1917 god [The Caucasian calendar for 1917] Tiflis: the Printing House of the Chancellery of a Steward E.I.V. in the Caucasus, 1916.
2. Maslov P. Na uchastkah osobogo fronta [On sections of the special front]. Stodnevnye boi v Groznom: Sbornik istoricheskih ocherkov i vospominanij = 100-days battles in Grozny: a collection of historical essays and memoirs. Groznyj: Checheno-Ingushskoe Publishing House, 1959. pp. 70-72.
3. Gorod Groznyj. Populyarnye ocherki istorii [Grozny city. Popular Historical Events]. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984. 190 p.
4. Gorobets A.A. On the 100th anniversary of the founding of the women community of Anna Kashin in Grozny. Pravoslavnaya Osetiya = Orthodox Ossetia, 2009, No. 5, p. 6 [In Russian].
5. Hramtsova Yu.S. Religioznaya zhizn' russkogo naseleniya Terskoj oblasti (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.): pravovoe polozhenie i deyatel'nost' konfessional'nyh ob"edinenij [The religious life of the Russian population of the Terek region (second half of the 19th - beginning of the 20th centuries): legal status and activities of confessional associations]. Dis. ... Cand. Hist. Sciences. Pyatigorsk, 2013. 219 p.
6. Foundation of a women community in the city of Grozny. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1909, No. 9, pp. 301-302 [In Russian].
7. Grozny's community in the name of the Holy Right-Believing Princess Anna of Kashin. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1912, No. 8, pp. 242 [In Russian].
8. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1912, No. 24, pp. 556 [In Russian].
9. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1915, No. 10, pp. 558 [In Russian].
10. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1915, No. 21, pp. 1120 [In Russian].
11. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1916, No. 17, pp. 754 [In Russian].
12. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1916, No. 18, pp. 788 [In Russian].
13. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1916, No. 10, pp. 1-2 [In Russian].
14. Vladikavkazskie eparhial'nye vedomosti = Vladikavkaz Diocese Bulletin, 1916, No. 14, pp. 678 [In Russian].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Головлёв, А. А. Забытые страницы из прошлого города Грозного: женская община во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской / А. А. Головлёв. -Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - № 3. -С. 28-37.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Golovlyov A. A. The Forgotten Pages From the Past of Grozny: the Women Community Named After the Holy Right-believing Princess Anna of Kashin / A. A. Golovlyov / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 3, pp. 28-37. (In Russian).