-О
л
-О
л
-О
с
<
В начале ноября ВЦИОМ провел исследование, посвященное налоговой амнистии. Выяснилось, что около 60% опрошенных ничего не знает о кампании и тем более не подозревает о том, что она скоро закончится. Вряд ли эти результаты можно назвать удивительными.
Михаил Горст,
старший консультант
компании
«ЭКОРИС-НЭИ»
Забытая амнистия
В 2005 году в послании к Федеральному Собранию президент обозначил необходимость проведения налоговой амнистии. В августе 2005 года Минфин представил свои предложения, которые первоначально выглядели не менее пугающе, чем сложившаяся к этому моменту ситуация. Во-первых, сама процедура декларирования доходов в процессе амнистии слабо отличалась от традиционного общения с налоговой инспекцией — предполагалось, что плательщик отправится в налоговую и будет заполнять декларацию. Во-вторых, планировалось проверять задекларированные доходы в органах финансового мониторинга. Налогоплательщику оставалось только спросить: «Веревку свою приносить или государство обеспечит?»
Налоговая амнистия, как известно, инструмент не новый, многократно опробованный за рубежом. Это достаточно действенный способ, с помощью которого государство может снять противоречия, накопившиеся в процессе функционирования налоговой системы, и гармонизировать отношения с бизнесом и гражданами. Существует множество видов и способов таких кампаний. Амнистии могут проводиться на общегосударственном (федеральном) уровне, в штатах или провинциях — по отдельным видам налогов, в отношении определенных категорий плательщиков или всех разом.
Например, в США с 1982-го по 1997 год власти 35 штатов реализовали различные программы амнистирования налоговых правонарушений. В то же время в Бельгии налоговая амнистия касается только средств, выведенных за границу. Аналогичная амнистия прошла и в Великобритании.
Одним из успешных примеров проведения налоговой амнистии считается опыт
Ирландии 1988 года. Налогоплательщикам позволили вернуть долги без применения штрафных санкций. В Италии за время налоговой амнистии, прошедшей в 2002— 2003 годах, число легальных миллионеров увеличилось до 188 тыс. человек.
На постсоветском пространстве наиболее удачный опыт проведения подобной кампании продемонстрировал Казахстан в 2001 году. Там доходы, находящиеся в теневой сфере, легализовали без всяких условий — неплательщикам было предложено поместить средства на специальные бан-
ковские счета. К тому же власти страны пообещали уничтожить декларации о доходах за предшествующие годы. По данным казахских властей, в ходе налоговой амнистии было задекларировано $4,4 млрд. — 8,7% от ВВП страны. Одним из главных факторов успеха следует признать гарантии конфиденциальности и неприкосновенности со стороны государства.
В общем и целом международный опыт проведения налоговых амнистий свидетельствует, что ключевыми здесь являются пониженная налоговая ставка, отсутствие
Поступления декларационного платежа, млн. руб.
120 100 80 60 40 20
101,6
102,6
48,5
78,3
46,2
41,4 37,2
штрафных санкций, надежная защита информации, поступающей в налоговые органы, гарантии конфиденциальности и неприкосновенности.
Так называемая налоговая амнистия в России в 1993 году полностью провалилась, но отрицательный опыт тоже должен был чему-то научить. Однако только через полтора года, после того как о необходимости налоговой амнистии заявил президент, удалось принять соответствующий закон. В конце 2006 года был одобрен ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», который, к чести разработчиков, оказался неплохим.
Суть закона в следующем. До конца 2007 года налогоплательщики могут легализовать полученные до 1 января 2006 года доходы, с которых не был уплачен налог, воспользовавшись специальной процедурой.
При этом не требуется предъявлять каких-либо документов об источниках этих доходов, более того, не надо даже идти в налоговую инспекцию и заполнять декларацию. Налоговые органы к этой акции формально прямого отношения не имеют.
Все, что требуется от плательщика, если он решится на этот шаг, это самостоятельно рассчитать сумму дохода, с которой не был уплачен налог, и перечислить через банк на специальный счет в Федеральном казначействе 13% этих денег. Несомненным плюсом процедуры упрощенного декларирования доходов является то, что казначейство не вправе передавать сведения о декларантах налоговым или правоохранительным органам без согласия самих граждан, а после 2012 года все документы, касающиеся декларационных платежей, должны быть уничтожены. В условиях недостаточного уровня доверия граждан государству — это одно из важнейших условий проведения налоговой амнистии.
Каковы же результаты налоговой амнистии? На конец сентября на счета Федерального казначейства поступило 455,7 млн. руб., перечисленных в качестве декларационного платежа, что составляет порядка 0,07% от
общей суммы поступлений налога на доходы физических лиц за тот же период (март-сентябрь 2007 года). Таким образом, общая сумма задекларированных в упрощенном порядке доходов составляет 3,5 млрд. руб., или около $140 млн. В сравнении с тем же Казахстаном цифры, мягко говоря, небольшие.
В чем же причина такого разительного контраста? Прежде всего в том, на кого ориентирована амнистия в России и Казахстане. Если в Казахстане амнистия адресована всем сокрытым доходам, то в России путем упрощенной процедуры декларирования амнистируются только средства физлиц. Трудно себе представить, что в России крупный или средний бизнес может функционировать в виде ПБОЮЛ. Таким образом, амнистия в России адресована, во-первых, очень малому бизнесу. А во-вторых, гражданам, получавшим «серые зарплаты».
Если посмотреть на график помесячного поступления декларационных платежей, то мы сможем увидеть интересную закономерность: пики приходятся на месяцы, в которых сдается квартальная отчетность — апрель и июль. Относительно высокие сборы в июне, видимо, объясняются тем, что в этом месяце платят подоходный налог по декларациям. Скорее всего, в эти дни люди вспоминают и о неуплаченных налогах. Если закономерность верна и на амнистии еще рано ставить крест, то очередной пик должен был случиться в октябре, данных по которому Федеральное казначейство еще не опубликовало.
Понятно, что в качестве источника доходов декларационный платеж государство не
Известные бизнесмены ответили на вопрос журнала «Прямые инВЕСТИции»:
Вы или ваши знакомые воспользовались налоговой амнистией?
Арас Агаларов, совладелец Crocus Group: «Я не воспользовался, потому что денег за рубежом у меня не было и нет, а про знакомых — не знаю». Филарет Гальчев, глава компании «Евроцемент»: «Никогда не было необходимости пользоваться налоговой амнистией! Даже в самом начале рыночных отношений не позволял ни одному своему сотруднику получать зарплату в конверте. И себе — тоже».
Андрей Паршин, финансовый директор ОАО «Аэропорт Внуково»: «Воспользоваться налоговой амнистией не было никакой
очень интересует. Маловероятно, что общая величина сборов превысит один миллиард рублей, даже если предположить, что, как в Казахстане, основная масса платежей пришлась на последние дни амнистии. Ни одно из ведомств не является ответственным за проведение кампании по легализации доходов: Федеральная налоговая служба, как отмечалось ранее, к администрированию этих доходов отношения не имеет, планов по сбору для нее никто не устанавливал. Федеральное казначейство является просто получателем этих средств, у него совсем другие задачи. А Минфин, как главный идеолог амнистии, видимо, занят более важными вопросами. «Единая Россия», принимавшая закон, вся в предвыборной гонке, а на такой амнистии хорошей рекламы не сделаешь. Тратить драгоценное эфирное время на рекламу того, что должно повысить доверие населения государству... пусть государство и тратит! Наверное, поэтому мы и не слышим по телевизору и радио громких призывов декларировать доходы, что, несмотря на узкую адресную группу, все же могло бы дать эффект.
Ну что ж, подождем, пока пройдут выборы. Может, потом кто-то и вспомнит про амнистию, которую готовили целых полтора года. Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, курировавший подготовку проекта, говорит: «Никакой другой цели, кроме как дать возможность налогоплательщикам закрыть грехи прошлых лет, декларационная кампания не преследует. Главное — укрепление доверия между государством и налогоплательщиками». ®
возможности в связи с тем, что закон мною не нарушался». Денис Людковский, вице-президент ЗАО «Связной»: «Нет, такой необходимости у меня не было, поэтому не воспользовался». Константин Волков, президент ЗАО «Русский текстиль»: «Не воспользовался, всю жизнь платили налоги и собираемся это делать и дальше». Михаил Погасян, генеральный директор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»: «У меня не было такой необходимости, нечего было амнистировать». Михаил Прохоров, бизнесмен: «Нет, я всегда жил в «белой» зоне и всегда платил налоги».
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «У меня в этом нет необходимости». Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть»: «Мне нечего амнистировать, я по-белому плачу».
0
[ прямые инвестиции / №ig [68] £007 | реальные деньги