УДК (075.8) 371
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Л.Н. Шутюк1, С.Л. Лесникова2
1Филиал Иркутского государственного технического университета, 665470, Россия, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65. 2Кемеровский государственный университет, 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Предпринята попытка проанализировать ситуацию в сфере высшего технического образования в Российской Федерации. Выявлены проблемы и направления развития здоровьесберегающей образовательной среды высшего профессионального образования. Представлена существующая модель формирования здоровьесберегающей образовательной среды, которая положительно влияет на будущего специалиста. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: здоровье; образ жизни; оздоровление; человеческая популяция; физическая культура; будущая профессиональная деятельность; технология оздоровления; образовательная среда.
STUDENTS' HEALTH CARE AS A PRIORITY TASK OF HIGHER EDUCATION L.N. Shutyuk, S.L. Lesnikova
Branch of Irkutsk State Technical University,
65 Mendeleev St., Usolye Sibirskoye, Irkutsk region, 665470, Russia.
Kemerovo State University,
6 Krasnaya St., Kemerovo, 650043, Russia.
The article attempts to analyze the situation in the field of higher technical education in the Russian Federation. It identifies the problems and development courses of the health saving educational environment of higher education and describes the current model of health saving educational environment formation that has a positive effect on the future specialist.
1 figure. 5 sources.
Key words: health; lifestyle; health improvement; human population; physical education; future professional activity; health improvement technology; educational environment.
С 2005 года в стране действует национальный проект «Здоровье», одной из целей которого является укрепление здоровья граждан, возрождение профилактического направления. Нормативную основу и стратегические линии развития этого проекта определяют такие основополагающие документы, как Национальная доктрина образования РФ «Образование», Федеральная программа развития образования, национальные проекты по образованию и здравоохранению, предложенные президентом России В.В. Путиным.
В данных документах предлагается достижение высокого образовательного результата при одновременном преодолении возможных негативных последствий образования, в том числе связанных со снижением уровня здоровья студентов. Данная проблема актуальна и проявляется в противоречиях между:
- высокими потенциальными возможностями выполнения высшей школой образовательных функций и объективным лимитированием таких возможностей, в том числе низким потенциалом здоровья студентов;
- потребностью образовательных учреждений в
кадрах, способных обеспечить здоровьесберегающий образовательный процесс, и несоответствием содержания и методов обучения будущих специалистов задаче формирования у них профессионального здо-ровьесбережения.
Проблема заключается в том, что здоровьесбере-жение специфично, его нельзя свести просто к некоторой сумме знаний и умений. Оно отличается своей «глубинностью», так как требует определенных личностных «образований» в виде ценностей, установок, а также требует развития социально-когнитивных способностей, обеспечивающих чувствительность для приема и интерпретации информации в протекающих социальных процессах. Правильный подход к здоро-вьесбережению в высшей школе предполагает развитие у студентов - будущих специалистов - диагностических, организационных, проектировочных, творческих, коммуникативных умений, умений овладения индивидуально-рациональными способами обработки учебной информации технического вуза, а также саморегуляции психофизиологического состояния, навыков составления индивидуальных здоровьесбе-
1Шутюк Любовь Николаевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе, тел.: 89501157027, e-mail: [email protected] Shutyuk Lyubov, Deputy Director for Studies and Educational Work, tel.: 89501157027, e-mail: [email protected]
2Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры обшей и вузовской педагогики, e-mail: [email protected]
Lesnikova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interuniversity Department of General and High School Pedagogics, e-mail: [email protected]
регающих траекторий жизнедеятельности и обучения.
Задачу формирования здоровьесбережения у студентов и преподавателей невозможно решать в рамках традиционных для технического вуза лекционно-семинарских занятий. Необходимы особые педагогические здоровьесберегающие технологии, создающие условия для:
- формирования гуманистической системы ценностей;
- развития личностных качеств и способностей;
- формирования специфических умений и знаний своей специализации;
- формирования практически ориентированных знаний в области психологии и педагогики.
Все это предполагает развить и воспитать у студента способность понимать, объяснять, регулировать свое функциональное состояние, поведение, образ жизни в целях сохранения здоровья, качества жизни и качества окружающей среды. Таким образом, противоречия можно решить при помощи создания в высшей школе здоровьесберегающей образовательной среды, которая позволит студентам и преподавателям решать следующие задачи:
1. Формировать у субъектов образования мотивацию и ценности здоровья, долголетия, творческой самореализации в трудовой деятельности, семейной жизни и социальной активности.
2. Регулировать функциональное состояние (свое и других субъектов образования) не вредящее здоровью способами в целях поддержания оптимальной работоспособности.
3. Определять и использовать индивидуально рациональные для человека приемы и способы учебной (профессиональной) деятельности, составлять индивидуальную здоровьесберегающую траекторию образования;
4. Обеспечить эколого-психологическую безопасность здоровьесберегающей образовательной среды (включая регуляцию межличностных отношений, обучение с учетом состояния здоровья студентов, экологической ситуации, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса).
Анализ определений понятия здоровье позволил авторам заключить, что концептуальным основанием, базисным его признаком является динамическая многомерная целостность организма, позволяющая человеку поддерживать тот или иной уровень жизнедеятельности, в различной степени реализовывать биологические, социальные функции и уметь управлять ими. Необходимо подчеркнуть, что общество до сих пор не хочет признавать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека - функция главным образом воспитания, а не лечения. Поэтому следует воспитывать культуру отношения к сбережению и воспроизведению своего здоровья. Эту мысль подтверждает и тенденция, наблюдаемая в последние годы в мировой научной литературе, посвященной обсуждению новой концепции здоровья, предлагающей для его оценки показатели, отражающие не только нездоровье (заболева-
емость) общества, но и его здоровье. Новая концепция уточняет существующую, усиливает ее социальную компоненту, ориентирует на охрану, сбережение и накопление своего здоровья между обществом в целом, индивидом, медицинскими работниками.
Проблема здоровья студентов и преподавателей остается актуальной и в современных условиях, что связано с новым пониманием роли вузов в подготовке компетентного специалиста. В то же время к началу нового тысячелетия выявился целый ряд проблем, существенно снижающих эффективность форм и методов педагогической работы, имеющей здоровьесберегающую направленность. И основная проблема современного состояния здоровьесберегающего образования заключается в отсутствии системной комплексной работы.
Вместе с тем, в связи с неуклонным снижением уровня здоровья населения, его «обесцениванием», задача сохранения, сбережения здоровья обучающихся постепенно стала утрачивать свою приоритетную значимость. В этой социальной ситуации все более актуальной становится задача формирования здоровья, ответственного к нему отношения. Новые наметившиеся подходы к решению проблем здоровья образовательными средствами находят свое выражение в разработке и реализации в практике образования концепций здоровьеформирующего образования (В.В. Балашова, В.К. Бальсевич, Л.Г. Качан, Г.В. Мухамет-зянова, Ю.В. Науменко, Н.Б. Пугачева, Ф.Ф. Харисов, Е.А. Черепов и др.), что в полной мере отвечает требованиям государственной образовательной политики. Поэтому переход от здоровьесберегающего к здо-ровьеформирующему образованию рассматривается как стратегический вектор развития образовательной системы страны на современном этапе.
Исследователями выявлена тесная связь здоровья и познавательной деятельности: чем выше уровень индивидуального здоровья, тем эффективнее обучаемость (г = 0,87).
Новые ориентиры здоровья заложены и в разрабатываемые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и в основу модернизации системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и студентов. Данная стратегия предполагает, что наряду с созданием безопасных условий обучения и воспитания, рациональной организацией учебно-воспитательного процесса и соблюдением соответствия учебной и физической нагрузки с учетом возрастных особенностей необходимо целенаправленно формировать у студентов культуру здоровья, ценностное и ответственное к нему отношение.
Однако на сегодняшний день научно-педагогические разработки в области здоровьесбере-гающего образования только начинаются, поэтому системные теоретические исследования в этой области пока еще единичны и рассматриваются только применительно к условиям общеобразовательной, а не высшей школы. В то же время еще большее самостоятельное значение приобретает проблема формирования здоровья студенческого населения. Условия
для решения этой важной социальной задачи может и призвано обеспечить непрерывное образование, позволяющее охватывать различными формами обучения самые широкие слои населения, что актуализирует проблему создания здоровьесберегающей образовательной среды.
Создание такой образовательной среды требует в свою очередь выработки теоретико-методологических оснований, которые могут обеспечить единство всех его уровней и форм. С этой точки зрения определяющим методологическим основанием становится понимание сущности здоровья, поскольку именно оно во многом определяет цели и характер практической педагогической деятельности.
Вышесказанное позволяет говорить об актуальности создания и влияния здоровьесберегающей образовательной среды, так как именно в образовательном учреждении высшей школы можно довести до сознания обучающихся ценности здорового образа жизни. В качестве способа решения этой проблемы авторами была предложена идея создания и обоснования значимости такой здоровьесберегающей образовательной среды для студентов и преподавателей технического вуза.
Структура здоровьесберегающей образовательной среды была определена мотивационным, организационным, деятельностным и оценочным компонентами. Рассмотрим значимость каждого из них.
Мотивационный компонент выражается в развитии готовности и потребности педагогов и студентов в формировании здорового образа жизни. Необходимость в здоровьесбережении очевидна. Однако только понимание этого не приводит к здоровью. Установка на здоровье и здоровьесбережение не появляется у студентов сама собой, а формируется в течение всех лет обучения в вузе.
Организационный компонент в системе педагогических условий направлен на содержание службы здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения, куда входит вся система медицинского контроля и профилактики возможных профессиональных заболеваний.
Деятельностный компонент ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе здо-ровьесберегающих методик и программ-технологий. Данный компонент обеспечивает целевой, системный и грамотный подход к реализации учебных программ преподавательского и воспитательного состава.
Контрольно-оценочный компонент реализуется в процессе проведения мониторинга роста спортивных достижений студентов и уровня их здоровья. Анализ результатов мониторинга позволяет разработать индивидуальные планы работы со студентами, которых можно отнести к группе риска.
Подобный подход основан на создании системы, позволяющей принимать правильные решения и проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов.
Здоровьесберегающая образовательная среда по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизне-
обеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья студента. Здоро-вьесберегающая образовательная среда предполагает применение здоровьесберегающих технологий, которые должны обеспечить развитие природных способностей молодого человека: его ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности.
Здоровьесберегаюшие технологии характеризуются:
- созданием максимально комфортных условий обучения студентов в учебном заведении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- правильной организацией учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствием учебной и физической нагрузки;
- необходимым, достаточным и рационально организованным двигательным режимом.
Процесс формирования здоровьесберегающей образовательной среды в вузе основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения.
Деятельность администрации направлена на организацию эффективной работы всех участников образовательного процесса. Деятельность преподавательского состава главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения.
Формирование устойчивой здоровьесберегающей образовательной среды в вузе невозможно без активной деятельности самих студентов, направленной на овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психофизиологического состояния.
Сохранение и укрепление здоровья студентов в системе высшего образования способствует пониманию значимости здорового образа жизни, необходимости заниматься физической культурой и спортом без принуждения, что осуществляется благодаря активной мотивации участников образовательного процесса, путем выполнения совокупности организационно-педагогических условий.
Однако подлинная интегративность осмысления проблем здоровья с позиций педагогики может быть обеспечена только на основе теории, целостно объединяющей разные методологические подходы и способной выступить интегративным основанием для построения концепции исследования.
Кроме того, в контексте современного интегратив-ного понимания здоровья как социального феномена сама постановка проблемы его формирования средствами и в условиях образования требует поиска и выработки таких теоретических подходов к её решению, которые в первую очередь обеспечивали бы преодоление фрагментарного представления о человеке, сложившегося в результате дифференциации научного знания. Основная опасность такого дискретного изучения человека сегодня проявляется в том, что
человек сам перестал осознавать себя как единое целое и свое единство с природой (К.Я. Вазина, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др.). Это во многом является причиной и обесценивания собственного здоровья, абсолютного непонимания его значимости как основы успешности во всех сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем все традиционные, а также большинство инновационных подходов и технологий в педагогике, в том числе и здоровьеориентированные, исходят именно из одностороннего понимания человека, прежде всего, как личности, являющейся продуктом общественных отношений. И наименее перспективным представляется то, что из всех предлагаемых моделей практически «выпадает» духовность, нравственность как характеристика целостного человека. Одним из немногих исключений является универсальная модель саморазвития человека К.Я. Вазиной. В основе данной модели лежит философское представление о том, что человек - это уникальная, духовно-природная, саморазвивающаяся система мира, а универсальным механизмом духовно-нравственно-интеллектуально сенсорно-физического саморазвития человека является резонансное взаимодействие человека с миром и собой. Данные философско-мировоззренческие представления, образующие новое понимание человека, обусловливают необходимость кардинального изменения подходов к социально-практической деятельности, направленной на обеспечение его функционирования в современном мире. В частности, существенно меняется место и значение здоровья в структуре жизнедеятельности человека. С позиций данной модели здоровье - это равновесное, гармоничное состояние организма, когда его структура бесконфликтна и функционирует в оптимальном режиме, которое выступает необходимым условием духовного саморазвития человека, его гармоничного существования и функционирования как части единого многообразного мира.
Важной отличительной особенностью модели саморазвития человека является то, что она оснащена универсальной природно-рефлексивной технологией и комплексом специально разработанных педагогических концептов, условий и средств, обеспечивающих достижение такой образовательной цели, как «запуск» духовно-природного механизма саморазвития каждого. Данная технология, будучи универсальной, адаптивна к любому предметному содержанию на любой ступени образования, независимо от его формы и вида. В целом теоретические положения философской концепции саморазвития, а также ее педагогической интерпретации в полной мере отвечают методологическим требованиям исследования здоровья как педагогического феномена.
Теоретической предпосылкой модели здоровья как педагогического феномена являются два главных параметра современной медико-биологической и психолого-педагогической науки - приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей (В.П. Казначеев, 1980, 1983), позволяющие сформулировать суть инте-
грального социально-биологического подхода к здоровью: здоровым может быть признан лишь тот человек, «который гармонично включен в свое социальное окружение, адекватно действует и реализуется в нем в соответствии со своими возрастными, социально-психологическими, индивидуально-типологическими (психофизиологическими) особенностями».
Продолжая традиции отечественной гуманистической психологии и педагогики (И.Н. Ананьев, Д.В. Ко-лесов, В.А. Сухомлинский), представители развивающегося здоровьесберегающего научного направления (Р.И. Айзман, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колба-нов, Г.А. Кураев и др.) главным считают разностороннее совершенствование человека в гармоничном балансе души и тела: сохранение и укрепление, развитие духовной, психической, соматической составляющих здоровья.
Анализ проблемы здоровья и здорового образа жизни в современной педагогической, психологической, медицинской литературе убедительно свидетельствует о том, что ценность здоровья является одним из базовых качеств, тесно связанных с формированием всех трех типов ценностных предпочтений: адаптирующего, идентифицирующего и самоактуализирующего (Е.Л. Руднева, 2002; М.С. Яницкий, 2000).
Здоровье и отношение к здоровью педагогов и студентов имеет большое значение в связи с тем, что учреждения образования являются важнейшим звеном социализации молодежи. Они способствуют проявлению и развитию творческого потенциала студентов, являются местом, где среди прочих ценностей должна усваиваться ценность здоровья, должна формироваться мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Образовательные учреждения - фактически единственный институт, обеспечивающий социально-психологическое воспроизводство индивидов - носителей определенных социокультурных, профессиональных и социально-статусных признаков. Под социальным воспроизводством личности мы понимаем обогащение растущего человека неким инструментарием: от необходимого объема знаний до комплекса навыков и умений в рамках общественно значимой, востребованной профессии. Под психологическим воспроизводством понимаем формирование, с одной стороны, психологических качеств, определяющих мировоззрение и гражданскую позицию человека, а с другой - качеств, обеспечивающих возможность жить и действовать среди людей, в том числе и профессионально важных.
Вузы в настоящее время не имеют четких и однозначных императивов выбора социально-педагогических моделей воспитательного образовательного процесса. Они самостоятельно выстраивают здоровьесберегающие системы, затем добровольно подтверждают их соответствие. Авторами представлен пример такой модели, которая стала центром здоровьесберегающих технологий для студентов и их преподавателей, где постоянно формируются и развиваются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности (рисунок).
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ БЛОК
• СЕМИНАРЫ, ЛЕКЦИИ
• ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
• ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
• РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ
• РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
• ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
МЕДИЦИНСКИМ БЛОК
• КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
• ФИТО-КАБИНЕТ
• МАССАЖ
• ВИТАМИННАЯ ТЕРАПИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ
• МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ
• СОСТАВЛЕНИЕ «ПАСПОРТА ЗДОРОВЬЯ»
ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
• ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СПИДА
• МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ
СПОРТКОМПЛЕКС
• СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ
• БАССЕЙН
• ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
БИБЛИОТЕКА
• ЛЕКТОРИИ ПО ЗОЖ •«КАПУСТНИКИ»
• ПРАЗДНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• ХОРЕОГРАФИЯ
• ВОКАЛ
• ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ
• ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ
• РАЗЛИЧНЫЕ КРУЖКИ
Социально-педагогическая модель воспитательно-образовательного процесса технического вуза
Таким образом, представленная модель здоро-вьесберегающей деятельности образовательного учреждения убедительно свидетельствует о возможности использования различных педагогических, психологических, социальных, медико-генетических технологий в целях сохранения и укрепления здоровья
преподавателей и студентов в качестве системообразующего фактора формирования адаптивно-развивающей здоровьесберегающей среды университета.
Статья поступила 11.11.2013 г.
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года: постановл. Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751.
2. Руководство для участников конкурса 2010 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» М: Федеральное агентство образования РФ, 2010 г.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/news/464942/
4. Здоровьесберегающая среда учреждения профессио-
нального образования: научно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже и вузе для обеспесения качества непрерывного профессионального образования / под ред. Т.С. Шано-вой. М.: Изд-во МГПИ, 2009. 152 с.
5. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев [и др.]; под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.