Научная статья на тему 'Южный Кавказ:этнический состав населения'

Южный Кавказ:этнический состав населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11046
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Южный Кавказ:этнический состав населения»

Южный Кавказ: этнический состав населения

Э.Б. Сатцаев**

Кавказ является одним из наиболее сложных по национальному составу населения районов в мире. Здесь оседали различные группы пришельцев, и сложный горный рельеф способствовал сохранению различных языков до наших дней.

Сейчас на Кавказе живет свыше 50 различных народов. Особенно сложным национальным составом отличается Северный Кавказ.

На Южном Кавказе национальный состав более прост. Здесь исконно проживают следующие народы: азербайджанцы, армяне, грузины, осетины, абхазы, лезгины, талыши, таты, аварцы, курды.

Азербайджанцы проживают на территории Республики Азербайджан и в некоторых восточных районах Грузии. При сравнительно высоком уровне консолидированности данного этноса среди азербайджанцев до сих пор сохранились этнографические группы айрумов, карапапахов и шахсевенов.

В этногенезе азербайджанцев участвовало население древних государств: маннеев, Кавказской Албании, Мидии, Атропатены, Ахеменидов, Саса-нидов.

Название Азербайджан, или Азербейган, возникло после VII века, во времена арабского завоевания.

Формирование азербайджанской этнической общности в основном завершилось в Х1-Х111 вв. в результате вторжения и оседания в Азербайджане новой волны тюркских племен (огузов и сельджуков) [5, с. 226-266].

Азербайджанский этнос относится к южной расе большой европеоидной расы. Язык азербайджанцев входит в юго-западную (огузскую) подгруппу тюркской группы алтайской семьи. Наиболее близким ему является турецкий язык. Формирование азербайджанского этноса происходило в результате смешения различных народов, основными из которых являлись кавказские албаны, пришлые ираноязычные племена скифов, алан, местные иранские народы таты и талыши, а также

другие иранские народы, оказавшиеся здесь вместе с Ахеменидами, Сасанидами, Сефеви-дами и другими династиями Ирана, в чьих владениях в основном находилась территория современного Азербайджана.

Велика была роль также скифов и алан, и уже позднее - тюрков. Большая часть азербайджанцев живет к югу от реки Аракс на территории Ирана. По мнению ряда ученых, этногенез населения северного (кавказского) и южного (иранского) Азербайджана происходил различными путями. Если для северных азербайджанцев основным базовым компонентом этногенеза признают кавказских албанов, то для южных (иранских) азербайджанцев таковым считаются ми-дийцы.

Иранские азербайджанцы полностью интегрированы в иранское государство и не проявляют особого интереса к проблемам Северного Азербайджана. Наиболее сложной проблемой для кавказского Азербайджана считается конфликт в Нагорном Карабахе. Каких-либо позитивных сдвигов в разрешении данного конфликта не наблюдается, и он имеет все шансы оставаться «замороженным» на долгие годы.

Армяне образуют по языку особую группу индоевропейской семьи. На Южном Кавказе они компактно проживают в Армении, Нагорном Карабахе и отдельными группами в различных районах Грузии и Абхазии.

Армяне принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной расы.

Предков армян связывают с населением древнейших государств, возникших на северо-востоке Малой Азии, - Арматана (XVI-XV вв. до н.э.) и Хайаса (ХМ-ХШ вв. до н.э.). В XII в. до н.э. предки армян вторглись в ассирийскую провинцию Шуприа, которая в VIII в. до н.э. была присоединена к государству Урарту под названием Арме [5, с. 748-750].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Иранский компонент в этногенезе народов Южного Кавказа», № 10-01-00554а/0с.

* * Сатцаев Э.Б. - к.ф.н., с.н.с. СОИГСИ, зав. отделом культурной антропологии южных осетин ВНЦ.

САТЦАЕВ Э.Б. ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ 7

Население областей Хайаса и Арме, говорив- Г рузины - древний народ Южного Кавказа. В

шее на армянском языке, частично ассимилировали местные хуррито-урартские племена. Процесс складывания армянского этноса завершился ко времени греко-македонских завоеваний в IV в. до н.э. [1, с.169].

Как отдельная страна Армения упоминается уже в Бехистунской надписи Ахеменидского царя Дария I (522-486 гг. до н.э.) [4, с.125]. В 301 году армяне приняли христианство, а в 405-406 гг. создали алфавит, который используется до сих пор.

До первой мировой войны на территории исторической Армении проживало около 4 млн армян, из которых 2,5 млн - в Османской империи и 1,5 млн - в Российской империи.

Вследствие геноцида, учиненного в 1915-1916 гг османскими властями, было уничтожено свыше 1,5 млн армян и вся Западная Армения почти лишилась коренного населения. Лишь 1 млн западных армян избежали геноцида и расселились по многим странам мира [5, с. 748-786].

В настоящее время большая часть армян проживает за пределами своей исконной этнической территории. Особенно много армян живет в России, США, Франции, Иране, Ливане, Сирии.

Во многих странах армяне составляют весьма влиятельную часть населения и обладают большими финансовыми возможностями.

В отличие от соседних государств внутри Армении не происходили конфликты на межнациональной почве. Однако Армения не может оставаться безучастной к конфликту в Нагорном Карабахе, а также к проблеме армян в Джавахетии (Грузия). И если в первом случае Армения решительно выступила в поддержку армян Нагорного Карабаха, то в отношении джавахетских армян она проявляет сдержанность. Обострение с Грузией грозит Армении изоляцией - она лишится выхода к морю, в страны Европы и Россию.

Грузины составляют основное население Республики Грузия. В отличие от армян и азербайджанцев численность грузин, проживающих за пределами исконной этнической территории, относительно невелика. В расовом отношении грузины являются европеидами, однако разделяются на целый ряд вариантов - кавкасионский, переднеазиатский и др. Разнообразие вариантов говорит о сложном этногенезе грузинского этноса, исторически вобравшего в себя различные национальные группы. Язык грузин входит в картвельскую семью и представлен большим количеством диалектов и говоров, на которых разговаривают различные субэтнические группы этого народа.

Кроме грузинского в картвельскую семью входят бесписьменные мегрельский, лазский и сванский языки. Литературный грузинский язык сформировался на базе картлийского диалекта.

древневосточных и античных источниках известны племена мушков, тубалов, халибов, колхов и других, которых многие ученые относят к древнегрузинским племенам. Однако к такому однозначному подходу следует отнестись критически, т.к. принадлежность вышеназванных племен к древнегрузинским не имеет каких-либо убедительных доказательств.

Неясно также, на базе каких этносов сформировались древние племенные союзы Сасперов, Диаохи и Кулха, о которых упоминают древние источники.

В VI веке до н.э. на территории современной западной Г рузии образовалось Колхидское царство. Однако считать это образование однозначно грузинским нет достаточных оснований, т.к. на этой территории в древности жили различные племена, среди которых преобладал абхазоадыгский элемент.

В восточной Грузии государство появилось в IV в. до н.э. Судя по ономастике царских особ, создателями этого государства были скифы [3, с. 47-62]. О миграциях большого числа скифов на юг от Кавказского хребта и далее на Ближний и Средний Восток в VIII-VII в. до н.э. говорят многочисленные исторические источники и огромное количество археологического материала [2, с. 133-138; 6, с. 106; 3, с. 220-225]. По свидетельству Геродота, скифы в VII в. до н.э. вторглись на Южный Кавказ и образовали там Скифское царство [6, с. 106].

До вторжения скифов на территории восточной Грузии не было государственных образований, хотя не исключено вхождение некоторых групп предков грузин в состав государства Урарту.

Восточноиранский облик имен представителей царствующей династии подтверждает их скифское происхождение. Ни термин «Грузия», ни картвелы не фигурируют в древних источниках.

Название же «Иберия», под которой подразумевают Грузию, не идентично Грузии как таковой, и Иберия не была грузинским государством в полном смысле этого слова. Иберию с полным основанием можно считать скифо-грузинским государством.

В IV веке грузины приняли христианство, а в конце V века был создан грузинский алфавит, вероятно, на базе армянского алфавита.

На рубеже X—XI вв. образовалось собственно грузинское независимое централизованное государство, достигшее апогея своего развития в XII-начале XIII вв. В этот период в основном завершился процесс формирования грузинского этноса.

После XIII века в Грузии наступил период децентрализации, и она распалась на отдельные фе-

одальные царства и княжества, которые попали под власть Ирана и Османской Турции.

Начался процесс насильственной ассимиляции грузин, численность которых стремительно сокращалась.

В 1801 году Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (Западная Грузия вошла в 1811 году), что спасло грузинский народ от полной ассимиляции и физического истребления.

Вхождение в состав Российской империи способствовало росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, развитию профессиональной культуры.

Грузины являются наименее монолитным этносом Южного Кавказа. В состав грузин входят различные субэтнические группы, в их числе мегрелы и сваны, разговаривающие на собственных языках, значительно отличающихся от грузинского. К грузинам относят себя и сотни тысяч ассимилированных осетин и армян, которые, однако, помнят свое происхождение.

Упорное нежелание Грузии цивилизованным путем решить проблемы, связанные с проживающими здесь автохтонными народами - абхазами, осетинами, породило острый конфликт, итогом которого стало возникновение двух новых суверенных государств - Абхазии и Южной Осетии.

Игнорирование Грузией политических реалий, сложившихся в регионе, может стать причиной возникновения новых конфликтов на ее территории - в Аджарии, Мегрелии, Джавахетии (армяне) и Борчало (азербайджанцы).

Другим значительным этносом Южного Кавказа являются осетины. Численность осетин составляет около 700 тысяч, и большая часть их проживает к северу от Главного Кавказского хребта.

Осетинский язык относится к иранской группе языков, к восточной ее подгруппе. Предками осетин являются преемственно скифы, сарматы и аланы.

В древности предки осетин занимали огромную территорию от реки Дунай до гор Алтая. В настоящее время этническая территория осетин в административном плане составляет менее 12 тыс. кв. км (Северная и Южная Осетия).

На Южном Кавказе предки осетин появились задолго до нашей эры. О походах скифов на юг от Главного Кавказского хребта и далее на Ближний и Средний Восток в VIII-VII в. до н.э. говорят многочисленные исторические источники, в частности «отец истории» Геродот [6, с. 106].

Большая часть скифов вернулась из этих походов на Северный Кавказ и в Причерноморье, однако значительное их число осело в восточной части Грузии и западной части Азербайджана, образовав на этой территории царство, где скифская элита подчинила местное население, состоявшее из предков грузин и азербайджанцев.

В истории сохранились достоверные сведения о царствовавшей здесь скифской династии Фарнавазидов, которую грузины однозначно считают грузинской. Между тем в ономастике правивших царей все имена скифские и нет ни одного грузинского имени.

Нет сомнения, что правившие скифы не составляли большинства населения в государстве. С течением времени скифы слились с автохтонным местным населением, восприняв их язык и культуру.

Что касается территории Южной Осетии, то, судя по археологическим данным, этот район был освоен скифами намного раньше, и протогрузин-ский элемент здесь почти не прослеживается. Жившие здесь скифы сохраняли свой язык и культуру и не разрывали тесных связей с северокавказской частью скифов (сарматов, алан), составляя с ними единый племенной союз. В то же время с Фарнавазидами у них сложились враждебные отношения, порой перераставшие в войны. В отличие от Фарнавазидов, быстро слившихся с протогрузинами и утерявших иранский язык, население районов современной Южной Осетии сохранило свой язык и этнографическую принадлежность до наших дней. При этом сохранялись тесные связи с иранцами (осетинами) к северу от Главного Кавказского хребта, и потомки скифов - осетины как на юге, так и на севере всегда считали себя единым народом.

Языковые различия между южными и северными осетинами незначительны и находятся на уровне говоров. Единству национального самосознания южных и северных осетин способствовали также многочисленные их миграции в обоих направлениях.

Сама Южная Осетия на протяжении веков была источником миграции и регулярно пополняла систематически убывающее грузинское население в низинах Восточной Грузии. Однако эта миграция никогда не была залповой, и оседавшие среди грузин осетины быстро ассимилировались.

В настоящее время значительная часть грузин Картли имеет осетинские корни.

Сейчас осетины компактно населяют территорию Южной Осетии. Та часть осетинского населения, которая проживала на территории Грузии, в результате гонений со стороны официальных властей страны вынуждена была покинуть насиженные места. Особенно компактно осетины населяли Триалетию и Казбекский район, в настоящее время там почти нет осетинского населения.

В 2008 году грузинские власти приняли попытку окончательно ликвидировать осетин как этнос на Южном Кавказе. Однако этот вероломный акт привел к возникновению на Южном Кавказе нового государства - Южная Осетия. Таким образом, иранский по происхождению народ -

САТЦАЕВ Э.Б. ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

осетины, сыгравшие огромную роль в истории Грузии, обрели государственность, которую потеряли много веков назад.

Официальное признание Южной Осетии Грузией способствовало бы решению многих внут-ригрузинских проблем. При оценке перспектив дальнейшего укрепления государственности Южной Осетии всегда следует учитывать потенциал Северной Осетии.

В северо-западной части Южного Кавказа исконно проживают абхазы. Абхазы являются древнейшими обитателями Черноморского побережья Кавказа. Они упомянуты уже в ассирийских надписях. В древности предки абхазов населяли почти всю Колхиду. Как народность абхазы сложились к VIII веку. В 80-х гг VIII века правитель Абхазии Леон II добился освобождения края от власти Византии и объединил под своей властью всю западную Грузию со столицей в г. Кутаиси. Так образовалось Абхазское царство, основное население которого составляли абхазы, мегрелы и сваны.

При царях Георгии (умер в 955 г.) и Леоне III (955-967гг.) в состав Абхазского царства вошла значительная часть и восточной Грузии. Ослабление Абхазского царства при царе Дэметре (967-975гг.) привело к тому, что оно в 975 году вошло в состав объединенной феодальной Г рузии [5, с. 54-59].

С древнейших времен абхазы испытывали сильнейшее влияние западногрузинских племен (мегрелов, занов и др.), сказавшееся как на антропологическом типе, так и в особенностях культуры и быта. Значительная часть абхазов слилась с мегрелами.

По мнению абхазских ученых, абхазы являются автохтонным народом Колхиды, вклинивание картвельских племен в хатто-абхазо-адыгский этнический массив произошло в 4-3 тыс. до н.э. на территории нынешней Западной Грузии [7, с. 115].

В XX веке грузино-абхазские отношения неоднократно обострялись в связи с попыткой Г рузии включить Абхазию в пределы новообразованных грузинских государств - сначала в 1918-1920 гг., затем в 1921-1931 гг и, наконец, в 1991 г. Последнее обострение переросло в военные действия, при этом Грузия потерпела поражение. В 2008 году Абхазия наряду с Южной Осетией официально была признана в качестве суверенного государства.

Благодаря весьма выгодному географическому положению независимая Абхазия довольно успешно развивается, однако перед молодым государством стоит целый ряд проблем, самая главная из которых - демографическая.

Иранский по происхождению народ талыши населяет 4 района на юго-востоке Азербайджа-

на. Численность талышей определяется в пределах Азербайджана в 150-200 тыс. человек, примерно столько же их живет в Иране [4, с. 322].

Считают, что талыши являются коренными насельниками районов по западному побережью Каспийского моря и что в прошлом поселения талышей были распространены значительно дальше к северу, смыкаясь с поселениями другого иранского народа - татов. Впрочем, этнический термин «талыш» в средние века не встречается. Область распространения талышского языка начала постепенно сокращаться с XII века, когда на этой территории распространились тюркоязычные племена. В XVII веке возникло Талышское ханство, которое находилось в подчинении иранских шахов. В начале XIX века оно вошло в состав Российской империи.

В составе современного Азербайджана талыши не выделяются как отдельная народность - их официально считают азербайджанцами. Талыш-ский язык относится к иранской группе, к северо-западной ее подгруппе, и, вероятно, восходит к диалекту мидийского языка. В настоящее время талыши почти ассимилированы азербайджанцами, талышский язык не имеет никакого официального статуса и является фактически бесписьменным. Практически все талыши Азербайджана владеют азербайджанским языком, который служит для них языком письменности и школы. В начале 30-х годов в Азербайджане начали издаваться школьные учебники и книги на талышском, однако усилиями властей из Баку эти мероприятия были быстро свернуты.

Ираноязычными являются также таты, проживающие на Апшеронском полуострове и в северо-восточном Азербайджане. Большая часть татов проживает в Дагестане. Таты Азербайджана по вероисповеданию мусульмане-шииты, в то время как большинство дагестанских татов -иудеи. Это разделение получило отражение и в языке: каждая из групп говорит на своем диалекте, между которыми существуют значительные различия.

Подавляющее большинство татов Азербайджана полностью двуязычны и считают себя азербайджанцами, а азербайджанский язык - своим родным. По оценкам, общее число татов в Азербайджане превышает 150 тыс. человек [4, с. 319322].

Термином «таты» обозначается ряд диалектов в Иране. Однако иранских татов не следует смешивать с татами Кавказа.

Термином «тат» тюрки-кочевники обозначали оседлых земледельцев, преимущественно иранцев. Этим объясняется тот факт, что этот термин выступает как название или самоназвание различных этнических групп на обширном пространстве от Крыма до Средней Азии [4, с. 320]. Счи-

тают, что при Сасанидах таты населяли весь западный берег Каспия от устья Куры до Дербента. Однако татское население постепенно ассимилировалось с азербайджанцами, и татский компонент сыграл весьма важную роль в этногенезе азербайджанцев.

Достоверных сведений по ранней истории татов и об обстоятельствах их появления в местах нынешнего расселения не имеется.

Далеко зашедшая азербайджанская ассимиляция талышей и татов позволяет игнорировать их национальную идентификацию в Азербайджане. Однако в перспективе не следует исключать возможности развития сепаратизма среди татов и особенно талышей.

Одной из значимых ираноязычных групп населения Южного Кавказа являются курды. Курдоязычное население Южного Кавказа составляет лишь очень небольшую часть курдского языкового массива. Численность курдов Южного Кавказа составляет по оценочным данным 100150 тыс.человек. Большая часть кавказских курдов живет в Армении. Много курдов проживает также в Грузии и Азербайджане [4, с. 309-313]. Общая численность курдов в мире, по разным данным, составляет от 30 до 45 млн человек.

Курдский язык делится на ряд диалектов (со-рани, курманджи, заза и др.). Курды Кавказа разговаривают на диалекте курманджи.

Курды - автохтонное население исторической области Курдистан. Первые упоминания об этом народе восходят к античным временам. Курдский язык, по мнению большинства ученых-иранистов, восходит к мидийскому языку. Письменность и курдская литература на курдском языке известны с XI-XII вв.

После первой мировой войны территория, занятая курдским населением, оказалась разделенной между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией.

По религиозной принадлежности большинство курдов - мусульмане-сунниты. Часть курдов принадлежит к секте езидов, в верованиях которых отразились зороастрийские представления о двух началах мира - добром и злом, о свете и тьме. Среди курдов Южного Кавказа езиды составляют значительный процент.

Кавказские курды в отличие от курдов Турции, Ирака и Ирана пока не проявляют политическую активность. Однако, учитывая огромный потенциал курдского народа, эта ситуация может измениться, и курды Южного Кавказа при поддержке своих зарубежных братьев могут стать важным политическим фактором в этом регионе.

Кроме вышеперечисленных народов, на Южном Кавказе живут также лезгины, аварцы, славянские народы, греки, евреи, удины, ассирийцы и другие. За последнее время численность многих из них значительно сократилась в связи с массовой миграцией за пределы Южного Кавказа.

В настоящее время на Южном Кавказе существует 5 признанных государств: Азербайджан, Армения, Грузия, Абхазия и Южная Осетия. Дефакто независимый Нагорный Карабах пока не признан другими государствами, и дальнейший его статус определится в будущем.

В ближайшей перспективе, видимо, не следует ожидать возникновения каких-либо других новых государств на Южном Кавказе, и существующая здесь национально-государственная композиция пока будет сохранять устойчивость.

Литература

1. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический 4. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию.

справочник. - М.: Наука,1986.

2. Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. - М., 2005.

3. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. - Тбилиси, 1959.

М.: Наука, 1988.

5. Советская историческая энциклопедия.- М., 1961. Т. 1.

6. Фрай Ричард. Наследие Ирана. - М.: Наука, 1972.

7. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.