Научное обеспечение противодействия правонарушениям
УДК 343.2 © Н. В. Валуйсков, 2015
Ювенальная уголовно-правовая политика:
тенденции и проблемы
Н.В.Валуйсков
В статье дается определение понятия ювенальной преступности, характеризуются основные тенденции современной ювенальной уголовно-правовой политики России, приводятся результаты исследования фактов ювенальной преступности. Делается вывод о необходимости перехода к новой модели ювенальной уголовно-правовой политики, базирующейся на идее приоритета позитивной (стимулирующей) уголовной ответственности перед негативной (карающей).
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, ювенальная преступность, девиантное поведение,
факторы преступности.
Анализ современной российской практики государственного реагирования на социальные отклонения, связанные с несовершеннолетними, позволяет сделать вывод о формировании качественно новых правовых предпосылок для изменения основ уголовно-правовой политики в отношении ювенальной преступности . В частности, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.1 (далее — Национальная стратегия) предусмотрены меры, направленные на: создание дружественного к ребенку правосудия, базирующегося на обеспечении приоритета восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; проведение научных исследований для выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, и оценки достигнутых результатов, изучения психологии девиантного поведения и разработки методов воздействия, не связанных с применением наказания; использование технологий восстановительного подхода; реализацию примирительных программ и механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему; внедрение практики реабилитационной работы с жертвами преступлений и оказание воспитательного воздействия на несовершеннолет-
них правонарушителей . Кроме того, предлагается поэтапное внедрение мер, направленных на улучшение положения детей в период пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, включая создание системы пробации для детей, находящихся в конфликте с законом, причисление несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Несмотря на то что этими мерами прямо не предусмотрено внесение изменений собственно в положения Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних, такие изменения, на наш взгляд, неизбежны . Так, внедрение практики примирительных программ и применения механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему вряд ли может быть эффективным без соответствующей доработки института деятельного раскаяния
Под ювенальной уголовно-правовой политикой в настоящей статье понимается деятельность государства, направленная на справедливое закрепление
в уголовном законе и иных нормативных правовых актах, составляющих бланкетное содержание уголовно-правовых норм, предписаний, определяющих преступность общественно опасных деяний, совершаемых лицами, не достигшими 18-летнего возраста, и в отношении данных лиц — пределы наказуемости соответствующих деяний и применение иных мер уголовной ответственности, а также результат такой деятельности государства 2 .
Базовыми тенденциями современной ювеналь-ной уголовно-правовой политики в России выступают: 1) гуманизация сложившейся системы мер уголовной ответственности, применяемых в отношении несовершеннолетних; 2) ужесточение таких мер в отношении лиц, совершающих преступления, посягающие на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, иные права и законные интересы несовершеннолетних
Данные тенденции, в сущности, являются взаимодополняющими, но не равнозначными Даже в формально-правовом отношении эти тенденции редко бывают сбалансированными
В частности, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ 3 статья 88 УК РФ была дополнена ч. 61, согласно которой в случае назначения несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, должен быть сокращен наполовину. Тем самым законодатель не просто расширил пределы судейского усмотрения при решении вопросов определения меры уголовной ответственности, соразмерной общественной опасности содеянного, а изменил сами границы этой общественной опасности Всего с момента вступления в силу действующего УК РФ (1 января 1997 г.) в него было внесено 23 изменения, непосредственно направленные на регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних
Тем же Федеральным законом УК РФ был дополнен новой ст. 1271, в п. «б» ч. 2 которой была установлена повышенная ответственность (до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет и с ограничением свободы на срок до двух лет) за куплю-продажу человека, совершение иных сделок в отношении человека, а равно за осуществленные в целях эксплуатации человека вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение, если эти действия произведены в отношении заведомо несовершеннолетнего Одновременно было криминализировано использование труда несовершеннолетнего, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности,
если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг) (п . «б» ч . 2 ст. 1272 УК РФ «Использование рабского труда»). Спустя 8 лет Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №14-ФЗ признак «заведомость» был исключен из числа признаков соответствующих составов преступлений 4, что, на наш взгляд, существенно повысило уровень потенциальной применимости ст. ст. 1271 и 1272 УК РФ.
Вторая тенденция, как показывает анализ, проявляется значительно интенсивнее первой С момента вступления в силу действующего УК РФ (1 января 1997 г.) в него было внесено 55 изменений, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от преступных посягательств, в том числе посредством криминализации новых видов общественно опасных деяний в отношении несовершеннолетних, таких, например, как изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 2421 УК РФ) 5 и получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст . 2401 УК РФ) 6.
Указанные тенденции ювенальной уголовно-правовой политики на практике нередко оказываются недостаточно обусловленными криминальными реалиями и их этиологией. Проблемы этиологии (теории причинности) преступности несовершеннолетних в России длительное время находятся в сфере внимания криминологов и специалистов в области уголовного права (Н. И. Ветров, В. М. Волошин, А. И. Долгова, Д. З. Зиядова, Э. Б. Мельникова, Г. М . Миньковский, И . Б. Михайловская, А . А . Нече-пуренко, В . П . Ревин, А . А . Рустамов и др. ) 7.
Тем не менее, как показали проведенные нами в 2011-2013 гг. опросы экспертов из числа специалистов в области уголовного права и криминологии (научные работники, преподаватели, аспиранты — 54 чел ), оценка факторного комплекса современной преступности несовершеннолетних в России требует переосмысления в связи со следующими обстоятельствами:
1) существенно возрос уровень агрессивности среды, в которой формируется подрастающее поколение Рост агрессии, в том числе различных форм насилия в отношении несовершеннолетних, провоцирует увеличение ответной жестокости и иных форм социальных отклонений среди подростков (почти все источники информации, доступные несовершеннолетним, содержат сведения о насилии, многие — о различных проявлениях экстремизма);
2) в значительной степени деградировала воспитательная функция школы (собственно воспитательные предметы практически исчезли из федеральной компоненты школьных программ), воспитательные
стандарты до настоящего времени не получили нормативного правового закрепления;
3) качественно ухудшилось состояние семейной воспитательной среды (стяжательство, коррупция, достижение успеха любыми средствами, в том числе аморальными и насильственными, перестали однозначно осуждаться в большинстве семей);
4) возникли новые потребительские культы, ориентированные на подрастающее поколение (культ гаджетов, престижных и дорогих товарных знаков и др ), провоцирующие или поощряющие развитие стереотипов стяжательского поведения;
5) появились новые кумиры с суицидальными, садистскими и мазохистскими типами поведения;
6) развился культ обладания любыми видами оружия как средством поддержания уважения к его владельцу (этому в немалой степени способствует массовое вовлечение детей в электронные игры в качестве стрелков, боевиков, охотников и т п , массовое самовооружение взрослого населения, в том числе имеющего несовершеннолетних детей, средствами самозащиты — травматическим оружием, бейсбольными битами, электрошокерами и т п );
7) возросло отчуждение между детьми и родителями, ухудшилось взаимодействие родителей и школы;
8) возможность снижения уровня преступности несовершеннолетних посредством точечных изменений системы мер уголовной ответственности несовершеннолетних к настоящему времени в основном исчерпана;
9) в последнее десятилетие создана правовая основа для качественных изменений в государственной политике борьбы с социальными отклонениями в подростково-молодежной среде . Однако это не позволило сформировать эффективную систему профилактики социальных отклонений (в том числе преступлений) среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, которая бы обеспечивала постепенное снижение уровня общественной опасности и интенсивности таких отклонений Приемы общей и индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних мало изменились за этот период, несмотря на значительный рост ресурсной базы таких изменений 8 .
Большинство опрошенных экспертов делают вывод об утрате эффективного государственного контроля над преступностью несовершеннолетних, в том числе над детерминационным комплексом такой преступности. Лишь около 10-15% опрошенных считают, что государство продолжает сохранять контроль в этой сфере
Анализ современной криминальной ситуации в России показывает, что уровни опасности и объема
преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних негативно влияют на уровень национальной безопасности страны
Такой вывод может быть подкреплен не только статистическими данными (в ряде случаев они страдают противоречивостью, недостоверностью и неполнотой), но и результатами ряда многочисленных эмпирических исследований, в том числе проведенных автором.
Возрождение научного интереса к проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних в последнее десятилетие связано не только с быстрыми изменениями в государственной политике воспитания подрастающего поколения, но и с необходимостью осмысления действенности существующей модели борьбы с преступностью несовершеннолетних
Криминологическими исследованиями доказано, что преступность несовершеннолетних выступает одновременно и симптомом, и результатом неблагополучия в экономической, нравственной и духовной сферах жизни общества 9 .
Изучение динамики зарегистрированной преступности несовершеннолетних в России за последние 25 лет показывает, что государственная политика борьбы с этим видом преступности претерпела существенные изменения . В конце XX в. темпы роста регистрируемого объема преступности несовершеннолетних в России были выше аналогичного среднемирового показателя более чем в два раза Ежегодный прирост объема преступлений данного вида в среднем был выше 6%, выявлялось более 200 тыс преступлений несовершеннолетних При этом фиксировалось до 100 тыс . общественно опасных деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности . Число ежегодно совершаемых подростками старше 16 лет административных правонарушений превысило 1 млн. Увеличился также почти на 50% показатель интенсивности преступности несовершеннолетних, оцениваемый при помощи специального коэффициента в расчете на 100 тыс . человек населения в возрасте 14-17 лет.
На негативные количественные и качественные изменения преступности несовершеннолетних указывали и показатели динамики тяжких преступлений Так, абсолютное количество зарегистрированных разбойных нападений увеличилось в этот период в 4,2 раза, убийств — в 3,5 раза, грабежей — в 2,2 раза, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — в 2,2 раза Свыше 60% всех регистрировавшихся в этот период преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляли кражи, из которых каждая пятая была кражей из квартиры
На этом фоне удельный вес зарегистрированной преступности несовершеннолетних в общем объеме преступности снизился с 16% в 1981 г. до 9% в 2001 г. , что, на наш взгляд, указывает на значительное снижение в этот период активности правоохранительных органов в использовании мер уголовной ответственности для целей борьбы с преступностью несовершеннолетних. В 2006 г. , когда был зарегистрирован рекордный для новейшего времени объем преступности в России (3 885 373 преступления), число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, составило 150 264 преступления или 3,9% от общего числа преступлений
Как показали проведенные нами в 2010 и 2013 гг. опросы 54 экспертов из числа адъюнктов, научных работников, преподавателей и других сотрудников, радикальное снижение удельного веса зарегистрированной преступности несовершеннолетних в общем объеме преступности не могло быть вызвано естественными причинами, поскольку иные данные указывают на увеличение криминальной активности подростков в этот период, появление новых форм такой активности. Более 60% опрошенных специалистов считают, что этот статистический феномен порожден не только снижением уровня государственного внимания к проблеме, но и коррупцией в правоохранительных органах.
Противоречивые статистические характеристики преступности несовершеннолетних, по нашему мнению, указывают на манипулятивный характер уголовной статистики и на невозможность ее полноценного использования в качестве достоверного источника информации о современной криминальной обстановке в России, а также в качестве надежного инструмента для построения модели борьбы с преступностью несовершеннолетних в современных условиях
Преступность в отношении несовершеннолетних представляет собой еще большую социальную проблему. В 2013 г. органами прокуратуры было выявлено 743 3 42 нарушений прав несовершеннолетних 10 . Однако доля деяний, содержащих признаки преступлений, в общем объеме этих нарушений не превышает 1% 11. В 2010 г. в отношении подростков было совершено 97,1 тыс . преступлений, или на 8,2% меньше, чем в 2009 г. (105,8 тыс . преступлений), из них преступления сексуального характера составили 9,8% преступлений В том же году было зарегистрировано 9,5 тыс. преступлений, предусмотренных статьями главы 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», по которым потерпевшими были признаны 6927 несовершеннолетних . В 2011 г. число несовершеннолетних, признанных жертвами пре-
ступлений снизилось до 93 тыс.12, а в 2012 г. — до 80 тыс Каждое 5 из этих преступлений было тяжким или особо тяжким
Если в 2008 г. зарегистрировано 62 175 насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних (изнасилования — 1337, насильственные действия сексуального характера — 2184, понуждения к действиям сексуального характера — 48, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом не достигшим 16-летнего возраста, — 3875, развратные действия — 1358, вовлечение в занятие проституцией — 117), то в 2012 г. число таких преступлений снизилось до 45 965. Свыше 6000 насильственных преступлений было совершено членами семьи ребенка, 4580 — родителями В течение пяти лет объем зарегистрированной внутрисемейной преступности увеличился более чем на треть 13 .
Критическую для страны остроту приобрела проблема наркотизации подростково-молодежной среды Если в начале века стоимостное выражение российского рынка наркотиков и психотропных веществ составляло по экспертным оценкам около 7 млрд долларов США, то в настоящее время объем только героинового рынка в России оценивается в 13 млрд долларов.
Наркотизация подростково-молодежной среды в России сегодня определяется не столько числом зарегистрированных преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 30 лет и связанных с оборотом наркотиков, сколько совокупным доходом российского наркобизнеса, который к началу XXI в . , по некоторым экспертным оценкам, достиг 40% от валового внутреннего продукта нашей страны и перешел в сферу особого внимания организованной преступности
В конце XX в . в России сформировалась устойчивая тенденция к увеличению количества безнадзорных и беспризорных детей, нуждающихся в помощи государства Если в первой половине 90-х гг прошлого века сотрудниками органов внутренних дел ежегодно выявлялось и помещалось в центры временной изоляции для несовершеннолетних от 55 до 59 тыс детей и подростков, то начиная со второй половины 90-х гг их число устойчиво превышает 60 тыс. чел. Среди помещенных в детские дома: 1,1 тыс. подкинутых и заблудившихся; более 10 тыс. оставшихся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих; 38,7 тыс. ушедших из семьи; 6,4 тыс самовольно покинувших детские дома, школы-интернаты и другие образовательные учреждения . Лишь в последние два года развитие этой тенденции удалось остановить
Острой была и остается проблема социального сиротства . Число лиц, лишенных родительских прав, возросло во второй половине 90-х гг. в три раза (с 11
до 35 тыс ), что не удалось компенсировать полностью и до настоящего времени В 2004 г 52 706 подростков состояли на учете в подразделениях ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних как неработающие и не являющиеся учащимися учебных заведений. К 2010 г. численность несовершеннолетних, получавших социальную реабилитацию, достигла 205,3 тыс человек, в том числе в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних — 102,8 тыс. чел . и в социальных приютах — 31,9 тыс . чел .14 Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 г составило 654,4 тыс человек (2,6% детского населения) Из них 82% стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, в том числе от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении . Тем не менее, за 2006-2011 гг. число детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, сократилось на 42%
К началу 2011 г. в России были зарегистрированы 544,8 тыс детей-инвалидов, более 80% которых воспитывались в неполных семьях, находящихся в тяжелом материальном положении Нередко последнее становится причиной отказа родителей от воспитания таких детей и передачи их в дома-интернаты (более 12%) 15.
К числу наиболее мощных криминогенных факторов длительного действия, характеризующих де-терминационный комплекс преступности несовершеннолетних, относится кризис семьи как социального института . Одним из наиболее острых проявлений этого кризиса следует считать насилие в семье, различным формам которого ежегодно подвергается до 2 млн несовершеннолетних, 2 тыс. из них кончают жизнь самоубийством, более 50 тыс детей ежегодно убегают из семьи и интернатных учреждений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников
К сожалению, все перечисленные выше факторы роста ювенальной преступности не только не минимизируются, но, напротив, усиливаются действующей моделью ювенальной уголовно-правовой политики Поэтому считаем целесообразной детальную проработку в рамках концепции нового уголовного законодательства страны идей позитивной (стимулирующей) уголовной ответственности, в том числе деятельного раскаяния, без применения мер, связанных с изоляцией от общества, помещением в специальные образовательно-воспитательные учреждения
1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.
2 Уголовно-правовую политику следует отличать от уголовной политики в целом, понимаемой как государственная политика борьбы с преступностью. См. , напр.: Да-гель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1981 . С. 8 ; Сухарев А. Я., Алексеев А. И., Журавлев М. П. Основы государственной политики борьбы с преступностью . Теоретическая модель . М. , 1997. С. 24 ; Босхолов С. С. Основы уголовной политики . М. , 2004. С. 29.
3 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних : федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 10, ст. 1162.
4 Там же .
5 Там же .
6 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 380-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 . № 52 (часть I), ст. 6945.
7 См. , напр. : Миньковский Г. М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР. Криминологическое, уголовно-правовое и процессуальное исследование : автореф . дис . ... д-ра юрид . наук. М . , 1972. 27 с . ; Нечепу-ренко А. А. Эффективность общего предупреждения преступлений несовершеннолетних : автореф дис . канд юрид наук . М . , 1989. 24 с . ; Волошин В. М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации : автореф дис . ... д-ра юрид . наук . Екатеринбург, 2008. 30 с .
8 Подробнее см . : Валуйсков Н. В. Концепция развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в России. М. , 2010 . С. 20-29.
9 См. , напр. : Миненок М. М. Криминальное насилие несовершеннолетних : автореф дис . канд юрид наук СПб , 2005
10 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2013 г. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 12 06 2014)
11 За 10 месяцев 2013 г органами прокуратуры было выявлено более 595 тыс нарушений в сфере соблюдения прав и интересов детей и приняты меры к возбуждению около 5000 уголовных дел. URL: http://www. garant, ru/news/561427 (дата обращения: 21 .11 . 2013).
12 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 . Доступ из справ . -правовой системы «Гарант».
13 Бастрыкин А. И. Ювенальная преступность в России: состояние и тенденции // Преступность и уголовная политика в современной России. Шестые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2013 г.) : сб. науч . трудов / науч . ред. С. В. Максимов. М. , 2013 . С. 76-78.
14 О положении детей в Российской Федерации : государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. URL: http://www. garant . ru/products/ipo/prime/doc/55087982 (дата обращения: 15 01 2012)
15 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»