С. В. Рассохина
ЮВЕЛИРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕНЕ ЛАЛИКА В СТИЛИСТИКЕ АР-НУВО
Данная статья посвящена творчеству выдающегося французского мастера-ювелира Рене Лалика. Он занимал лидирующую позицию в период ар-нуво, в чем современники убедились на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В его произведениях природные мотивы получили оригинальную интерпретацию. Флоральные, анималистические и пейзажные изображения обрели в творениях Лалика неповторимое своеобразие. Ключевые слова: искусствознание, ювелирное искусство, Лалик, Франция, ар-нуво, международные выставки.
The works of jewelry, which were created by Rene Lalique, are analyzed in this article. Lalique was the outstanding master оf Art Nouveau. He was an active participant of the international exhibitions of that time. Various motifs of Nature have in the works of Lalique original interpretation - animals, plants, landscapes. Some works of Lalique from various museums of Europe are analysed in this article. Keywords: art education, jewelry, Lalique, France, Art Nouveau, international exhibitions.
В ювелирном искусстве Франции, насчитывающем не одно столетие, имя Рене Лалика занимает особое место. Это не просто ювелир, это мастер-виртуоз, который предпочитал самостоятельно создавать украшения от эскиза до законченной драгоценности. Подбор материалов, высокий художественный вкус, артистизм в исполнении ювелирных украшений ставят его первым в ряд знаменитых мастеров ювелирного искусства эпохи ар-нуво и всего французского златоделия.
Он родился в 1860 году в маленьком городке Ай (департамент Марна) во Франции. Первое смешанное образование в сфере искусства и ремесла Лалик получил в Школе изящных искусств Тюрго в предместье Парижа. В 1876 году юный Рене начал работать учеником в мастерской Луи Окока, золотых дел мастера. С 1878 года по 1880 год он обучался в Сайденхеме в Лондоне, где занимался уже только дизайном драгоценностей. Самостоятельно Лалик начал работать с 1882 года, сначала по заказам, рисуя эскизы украшений для ведущих ювелиров - таких, как Картье, Буше-рон, Веве и Дестап. Впервые свои собственные драгоценности Лалик представил на выставке в Лувре в 1884 году.
Очень важным в жизни Рене Лалика стал 1886 год. В это время он принимает руководство ювелирной мастерской Жюля Дестапа. Сам Дестап передал Лалику свое дело «в знак признания его уникального таланта» (2, с. 26). Теперь у него появилась возможность создать свой собственный стиль.
В конце 80-х годов XIX века в искусстве возникло новое направление, стилистика которого была связана с природными формами. Художественные образы для своих произведений мастера нового стиля ар-нуво, включая и ювелиров, находят именно в растительном и животном мире. Стремясь преобразовать среду, окружающую человека, художники ар-нуво высоко чтили природу, поклонялись ей. Изысканные изображения цветов и трав, прекрасные пейзажи, анималистика - все свидетельствует об этом. Уже на выставке 1889 года в Париже Лалик представил новые украшения в виде бабочек, растений, декоративных узлов, извилистых лент, эмалированных цветами нежных, светлых оттенков.
В первое десятилетие господства нового стиля в искусстве мастер создает украшения, которые значительно отличались от его ранних работ. Например, подвеска «Павлины» 1897-1898 годов (Музей Пфорцхайма) (1), представляющая собой, несомненно, новую трактовку изображения птиц. Золотые стилизованные павлины,
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.
обращены друг к другу в профиль в симметричной композиции. Их перья покрыты голубой выемчатой эмалью. Эмалью черного цвета мастер выделил хвосты птиц, хохолки и по одной линии оперенья на крыльях и головах павлинов. Удачный контраст голубого и черного цветов создает впечатление живой картинки. В центре композиции мастер расположил большой голубой опал-кабошон треугольной формы в глухой золотой оправе. Дополняют композицию белые жемчужины, одна из которых — барочная — помещена над смыкающимися клювами птиц вверху подвески, другая - сверленая - подвешена на соединяющихся крайних перьях хвостов голубых павлинов. Это произведение несет в себе некий смысл: две птицы в брачном танце, устремляясь ввысь, «поют» символический гимн любви. К этой теме — влюбленных павлинов, Лалик обратится еще не раз.
Широкий интерес к японскому искусству бытовал в Европе с 1850-х годов, инициировав новые темы и подходы к украшению. У многих французских ювелиров был настрой на артистическую чувственность, характерную для восточного искусства. Не остался в стороне и Лалик.
В украшениях, ориентированных на японское искусство, Лалик оставался оригинальным, следуя своему стилю. Например, украшение для корсажа «Четыре рыбки» (Minami Art Museum, Токио) (7), созданное мастером в 1904-1905 годах. Упорядоченность, уравновешенность и четкая графичность узора сообщают этой симметричной композиции строгое изящество. В центре композиции находится крупный сапфир в крапановой оправе. Небольшие рыбки из стекла расположены с четырех сторон от камня. Цвет стекла варьируется от голубых тонов до ярко-синих. Гравированная поверхность стекла имитирует чешую. Рыбки прикреплены к золотой основе большими крапанами. Их плавники и хвосты покрыты темно-синей эмалью.
Женская фигура — излюбленный и часто повторяющийся мотив в работах Рене Лалика. Это не случайно. Стиль ар-нуво часто называют женским стилем. Художники нового искусства охотно изображали женщину — то нежную и юную, то роковую и непредсказуемую. И Лалик имел немалую смелость, чтобы использовать женское тело в качестве элемента украшения, тем самым следуя забытому примеру художников Возрождения. В его творениях мы видим женщину-аллегорию, загадочную, удивительную, поразительно чувственную.
Среди произведений, в которых Лалик сочетает женский образ и формы насекомых, есть одно украшение, которое можно назвать эмблемой ювелирного искусства мастера. Это большое украшение 1897—1898 годов для корсажа, в котором Лалик объединил три мотива: фантастическую химеру, стрекозу и женскую фигуру (Музей Галуста Гульбенкяна, Лиссабон) (6). Золотая химера, гибкий хвост которой декорирован чередующимися пятнами эмали сине-зеленых оттенков и кабошонами халцедона, составляет вертикальную основу композиции. Из пасти химеры «выбирается» фантастическое существо — с телом женщины и крыльями стрекозы. Бюст женщины вырезан из хризопраза. Огромные крылья декорированы витражной эмалью сине-бирюзовых оттенков, лунными камнями и бриллиантами. Состоят крылья из пяти частей, четыре из которых закреплены подвижно. При движении бриллианты отражали радужный блеск, а эмаль переливалась яркими цветами. Голову женщины-стрекозы украшает золотой шлем, декорированный двумя жуками, покрытыми эмалью тех же цветов, что и крылья. Золотые лапы химеры расположены под крыльями существа. «У Лалика были последователи и скоро во всех странах создавались драгоценности похожих форм. Это были принципиально новые изображения женского тела, часто, к сожалению, задрапированного, но, тем не менее, являвшиеся прелестными, фантастическими украшениями, которые публика встре-
тила очень одобрительно, за их грацию и красоту» (8, с. 726).
Еще с 1892 года Лалик начал свои технические исследования преимущественно в области эмали и стекла. Он позже говорил: «...я должен был дойти до крайности, чтобы отказаться от всего, чего достиг прежде. Я работал неуклонно: рисунок, моделирование, выполнение технического исследования и экспериментов всех видов, всегда решал добиваться результата и создавать что-то совершенно новое» (6, с. 238).
Недорогой материал использовался мастером для трехмерного изображения птиц, ягод, крыльев насекомых, цветов и человеческих лиц. Характерное для ар-нуво изображение женской головы с распущенными волосами, пряди которых образуют ритмический волнообразный узор, можно увидеть в подвеске «Девушка в маковом венке», созданной мастером в 1898-1900 годах (Музей Галуста Гуль-бенкяна, Лиссабон) (5). Лицо выполнено из голубого опалового стекла. Обрамление лица - четыре мака и волосы из серебра. К одной из серебряных прядей подвешена барочная жемчужина.
Стеклянные элементы в украшениях были типичной особенностью драгоценностей Лалика. Интересным является тот факт, что другие известные французские ювелиры практически не использовали стекло, возможно, из-за сложного технологического процесса его создания.
С конца 90-х годов XIX века Рене Лалик часто стал использовать в украшениях опал. В это время считалось, что опал знаком работы Лалика. Мастера называли «ювелир опалом очарованный, тот, кого самый чистый алмаз не может соблазнить» (6, с. 240). Особенно крупные камни мастер применял для мерцающих фонов пейзажных композиций. Например, в украшении типа «собачий ошейник» 1898-1899 годов «Роща» (Музей Галуста Гульбенкяна, Лиссабон) (5). Оно состоит из трех частей, скрепленных маленькими золотыми петлями, что делает украшение подвижным. На трех плакетках мастер изобразил единую композицию. Пейзаж имеет три плана. На переднем плане - золотые гладкоствольные деревья, со «срезанной» кроной, некоторые из них «обвиты» плющом, покрытым прозрачной зеленой эмалью. Средник - основной элемент ювелирного пейзажа. На нем изображено озеро из переливающихся опалов. Их зеленые, розовые, голубые, желтые оттенки делают незаметными места соединения плоских, покрытых мелкими бороздками, камней. Иризация опалов создает иллюзию движения воды. Берег озера «выложен» искрящимися бриллиантами, которые имитируют песок. Бриллиантовая береговая полоса постепенно переходит в горизонт и образует задний план. Места соединения трех частей пейзажа мастер «прячет» за стволы деревьев.
Располагая широким спектром материалов, Лалик мог создавать работы, невероятно разнообразные по форме и цвету, воплощать то, что подсказывала ему фантазия. Каждый элемент он тщательно изучал и включал в украшение, согласуя его с символическим смыслом изделия.
Все сезоны представлены в его работах: ранние весенние сережки деревьев, пышные летние цветы, осенние листья, ягоды и, наконец, зимние лесные пейзажи. Такую подвеску под названием «Зимний пейзаж» Лалик создал в 1900-1901 годах (Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург) (3). Сложная геометрическая форма украшения имеет два плана. На переднем плане находится золотая «заснеженная» ель. Голубая эмаль покрывает ветки лесной красавицы. Ствол дерева синий и выполнен в технике выемчатой эмали. Задний план создан из многослойного стекла, на котором изображен лес в бледных дымчатых тонах зимних сумерек. В верхней части композиции и с левой стороны сложной формы рамы мастер расположил золотые еловые шишки.
ISSN 1997-0S03 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.
Для Рене Лалика международные выставки и салоны, на которых мастер показывал свои украшения, были очень важны, поскольку позволяли продемонстрировать свое искусство и получить оценку публики.
Каждая новая его коллекция ожидалась с нетерпением. Каждый показ становился событием. Лалик имел большое количество поклонников, клиентов и последователей. Круг заказчиков Рене Лалика составляли состоятельные клиенты, представители Belle Epoque - такие, как граф Робер де Монтескье и Жан Лоррэйн и многие другие аристократы, актрисы, деятели искусства и дамы полусвета. Среди клиентов Рене Лалика из мира театра были Элеонора Дюз и ведущая актриса того времени Сара Бернар. Покупала украшения мастера и королева Англии Александра. Но самый захватывающий заказ прибыл от Галуста Гульбенкяна, армянского магната и банкира. Он заказал Лалику 145 украшений, которые должны были быть самыми фантастическими и оригинальными.
Главным событием для художественной жизни Европы рубежа веков стала Всемирная выставка в Париже 19GG года. В это время известность Рене Лалика достигает своего пика, а французские критики сошлись во мнении, что драгоценности, благодаря творчеству Рене Лалика, подверглись радикальному преобразованию. Его лидерство среди ювелиров Франции периода ар-нуво признавалось абсолютным. Французский критик Леонс Бенедит писал о нем в 19GG году как об «истинном новаторе. Он (Лалик) был тем, кто сорвал старые барьеры, опрокинул крепкие традиции и создал новый язык» (4, с. 47).
Его сравнивали с художниками, имевшими мировую известность. Рене Лалика провозгласили новатором, тем, кто отменил прежние стили, кто вдохнул жизнь в «умирающее» ювелирное искусство и одновременно сумел сохранить некоторые традиции. Рене Лалик был признан у себя на родине - во Франции как создатель драгоценностей ар-нуво и национальным героем.
Примечания
1. Европейские украшения. Историзм и югендстиль 185G-192G. Работы из собрания музея украшений Пфорцхайма. - СПб., 1996.
2. Харди У. Путеводитель по стилю ар-нуво / У. Харди. - М., 1998.
3. Art Nouveau in Russia. Exhibition. From museums of St. Petersburg. - СПб., 1995.
4. Becker V. Art Nouveau Jewelry / V. Becker. - London, 1985.
5. Ferreira M. T. G. Joias de Rene Lalique / M. T. Ferreira. - Lisbon, 1997.
6. Greenhalgh P. Art Nouveau 189G-1914 / P. Greenhalgh. - London, 2GGG.
7. Lalique. Catalogue. The National Museum of New Art. - Tokyo, 1992.
8. Vever H. La bijouterie francaise ou XIX-e siecle (^GG-mG) / H. Vever. - Paris, Ш8. - Vol. 3.