Научная статья на тему 'Ютландское морское сражение (31 мая – 1 июня 1916 г.)'

Ютландское морское сражение (31 мая – 1 июня 1916 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ютландское морское сражение (31 мая – 1 июня 1916 г.)»

А. И. Павладин Ютландское морское сражение (31 мая - 1 июня 1916 г.)

31 мая 2016 г. исполняется 100 лет крупнейшему морскому сражению Первой мировой войны между немецким и британским флотами. Сражение произошло в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе.

В мае 1916 г. английский флот продолжал осуществлять морскую блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Немецкое командование в 1916 г. вернулось к идее уравнивания численного состава своего флота с английским, стремясь уничтожить последний по частям. Для этого новый немецкий командующий флотом адмирал Шеер решил использовать линейные силы флота совместно с подводными лодками, а при благоприятной погоде привлечь и дирижабли.

Замысел германского командования заключался в том, чтобы набеговыми действиями линейных крейсеров на отдалённые пункты английского побережья и коммуникации противника вызвать часть английского Гранд-Флита в море, а затем навести его на превосходящие силы своего флота и уничтожить.

В соответствии с этим замыслом германский флот совершил три похода к берегам Англии. В одном из них, а именно при походе к Скагерраку, произошла встреча главных сил немецкого (командующий - адмирал Р. Шеер) и английского (командующий адмирал Дж. Джеллико) флотов, в результате чего произошло Ютландское сражение - самое большое сражение Первой мировой войны.

Английский флот в этом сражении имел значительное преимущество, особенно в линкорах - главной ударной силе флота, которые превосходили германские в скорости и по калибру главной артиллерии. Однако немецкие корабли превосходили английские в бронировании и противоминной защите.

В соответствии с принятым планом, адмирал Шеер решил во второй половине мая выйти со своим флотом в море и произвести нападение на английские коммуникации в районе Скагеррака.

Развёртывание немецкого флота началось с выхода подводных лодок. В период с 15 по 22 мая 11 лодок заняли позиции у основных баз флота на английском побережье с задачей обнаружения выхода в море неприятельского флота и нанесения по нему предварительных ударов. Дирижабли из-за неблагоприятной погоды в море не высылались, что существенно затруднило немцам ведение разведки.

Английская разведка на основании перехваченных и расшифрованных немецких радиодонесений установила день выхода германского флота и направление его движения. С целью упреждения противника

адмирал Джелико решил развернуть свои силы до выхода немецкого флота в море.

30 мая авангард английского Гранд-Флита в составе 4 новейших линкоров и 6 линейных крейсеров в охранении легких крейсеров и миноносцев вышел из Розайта и направился к побережью Ютландского полуострова. Командовал эскадрой адмирал Битти. Вслед за ними в море вышли главные силы английского флота во главе с адмиралом Джелли-ко и также направились в указанный район. Немецкие подводные лодки не выполнили поставленной задачи и не обнаружили выход английского флота.

На рассвете 31 мая германский линейный флот вышел из Виль-гельмсхафена и направился на север. Впереди шел авангард под командованием адмирала Хиппера в составе 5 линейных крейсеров в охранении лёгких крейсеров и эсминцев. За ним на расстоянии 50 миль следовали главные силы во главе с адмиралом Шером.

Встреча эскадры Хиппера с эскадрой Битти произошла днём 31 мая в 90 милях западнее Ютландского полуострова и привела к бою авангардных сил (линейных крейсеров). Англичане первыми в 14 ч 30 мин обнаружили немецкую эскадру, шедшую на северо-запад. Имея двойное превосходство в силах, Битти решил атаковать противника и, увеличив скорость, пошёл на сближение.

Адмирал Хиппер повернул на юг, чтобы навести англичан на свои главные силы. В 15 ч 48 мин, идя почти параллельными курсами, обе стороны открыли огонь на дистанции около 80 каб. Англичане неверно определили начальную дистанцию боя и долго не могли пристреляться. Немцы действовали более успешно и в течение получаса потопили 2 английских линейных крейсера.

В ходе артиллерийского боя противники попытались использовать торпедное оружие. Здесь англичане действовали более успешно. Английскому миноносцу удалось сблизиться на дистанцию 35 каб. и, выпустив три торпеды, потопить немецкий эсминец и серьёзно повредить линейный крейсер.

В 16 ч 33 мин англичане обнаружили на горизонте главные силы германского флота и стали поспешно отходить на север на соединение с приближающимися с севера основными силами Гранд-Флита, стремясь навести немецкий флот на свои главные силы. Только теперь Джеллико стало ясно, что сообщения адмиралтейства о нахождении флота Открытого моря в бухте Яде неверны [6, с. 934. Эскадра Хиппера, заняв место в голове германского линейного флота, включилась в погоню за эскадрой Битти. На этом закончился первый этап сражения - бой авангардов. «Морская история Англии не знала примеров, чтобы отряд кораблей, подобный отряду Битти, пострадал столь жестоко от численно слабейшего неприятеля» [8, с. 25].

В то время, когда начался бой линейных крейсеров, главные силы английского флота находились в 60 милях к северу. Гранд-Флит шестью параллельными кильватерными колоннами по 4 линкора в каждой со скоростью 19 узлов приближался к месту боя. Линкоры сопровождали эсминцы, выполняя задачу противолодочного охранения. А впереди по курсу на расстоянии 8 миль шли дозорные крейсера. По ряду причин адмирал Джеллико запоздал с развёртыванием своего флота и к началу боя не успел перестроить силы в одну кильватерную колонну в соответствии с тактическим приёмом охвата головы неприятельского флота и нанесения по нему мощного совместного артиллерийского удара линейными кораблями.

Бой главных сил начался в 18 ч 20 мин. Англичане первыми открыли огонь с дистанции 60-65 каб., сосредоточив его на линейных крейсерах, находящихся в голове кильватерной колонны германского флота. Оказавшись под огнём, адмирал Шеер понял, что вступил в бой с главными силами противника. Полная неосведомленность командующего германским флотом явилась результатом плохой разведки. Видя явное превосходство англичан в силах, Шеер решил отказаться от генерального сражения с Гранд-Флитом и в 18 ч 35 мин поворотом «все вдруг» на 180° вышел из боя [2, с. 145]. Под прикрытием дымовых завес, поставленных эсминцами, и наступившей вскоре темноты германский флот оторвался от англичан, и противники потеряли друг друга из вида. На этом закончился дневной бой главных сил флотов противоборствующих сторон.

В ходе боя один линейный крейсер англичан был потоплен и один сильно повреждён. Немцы потеряли в этом бою лишь лёгкий крейсер, а несколько кораблей получили серьёзные повреждения.

Оторвавшись от противника, адмирал Шеер первоначально следовал на запад, а затем решил под покровом ночи прорываться в свою базу и кратчайшим путём направился в Гельголандскую бухту. В это время английский флот, осуществляя поиск немцев, следовал также на юг. Адмирал Джеллико рассчитывал перехватить германский флот и утром 1 июня продолжить бой.

В итоге около 23 ч курсы противников пересеклись, что привело к ночному бою. Германский флот, проходя за кормой Гранд-Флита, вступил в соприкосновение с английскими эсминцами, что привело к нескольким боевым столкновениям, больше напоминающим «свалку» в обстановке общей суматохи. Была создана благоприятная обстановка для нанесения мощного торпедного удара по германским линейным силам. Однако англичане не воспользовались этим, затратив слишком много времени на опознавание кораблей противника. И только одна из шести флотилий эсминцев смогла произвести торпедную атаку и потопить немецкий линейный корабль «Померан». В итоге флоты вернулись в свои базы.

Ютландское сражение является самым крупным сражением Первой мировой войны, в нём участвовало 250 кораблей, в том числе 58 дредноутов и линейных крейсеров. Английский флот потерял 14 кораблей, в том числе 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев. Потери немецкого флота - 11 кораблей, в том числе старый линкор, линейный крейсер, 4 лёгких крейсера и 5 эсминцев. Несмотря на то, что каждая из противоборствующих сторон заявила о своей победе в сражении, ни одна из них не добилась поставленных целей. Немецкому командованию не удалось серьёзно ослабить английский флот и уравнять с ним силы. В свою очередь англичанам не удалось разгромить главные силы немецкого флота в генеральном сражении. Сражение проиграли все участники [1, с. 427].

Список литературы

1. Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой. - М., 2000.

2. Вильсон Х. Линкоры в бою. 1914-1918 гг. - М., 2002.

3. Вильсон Х. Морские операции в мировой войне 1914-1918 гг. - Л., 1924.

4. Гибсон Р., Прендегаст. Германская подводная война 1914-1918 гг. / пер. с нем. - М., 1937.

5. Доценко В. Д. История военно-морского искусства. - СПб., 2005. - Т. 2.

6. Корбетт Дж. Операции английского флота в Первую мировую войну / пер. с англ. - М., 2003.

7. Косов А.М. Военная история. - М., 1983.

8. Ньюболт Г. Операции английского флота в мировую войну. - М., 1937. - Т. 4.

9. Петроградские ведомости. - 1916. - 22 мая.

10. Шеер Р. Германский флот в Первую мировую войну. Воспоминания. - М.,

1959.

Д. В. Рыхлова

Организационные условия образовательного процесса в церковноприходской школе России во второй половине XIX в.

В предлагаемой статье мы обращаемся к опыту прошлого. Вторая половина XIX в. характеризуется ростом внимания к проблеме человека в России, что не могло не вызвать интереса к вопросам воспитания и что привело к рождению и расцвету многих педагогических идей. Осознание и анализ исторического материала поможет определить вектор поиска новых подходов к современному образованию. Особый интерес связан с церковно-приходской школой, которая должна была стать мощным механизмом духовного формирования нации. Достижение данного назначения ЦПШ связывала с решением многих непростых вопросов, которые необходимо обозначить в данной статье.

Функционирование любой школы требует создания определенных условий, связанных с созданием единой образовательной среды: проек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.