УДК GGS
Е. А. Тетерина
кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
ЮРОДСТВО КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению весьма необычного феномена духовной культуры в Древней Руси -юродства. Юродство — это довольно сложное и многоликое явление духовной культуры. В данной статье дается краткое описание сущности феномена «юродства» как одного из элементов духовной, смеховой культуры. Приведено несколько трактовок понятия «юродивый».
В содержании статьи мы можем увидеть противоречивое отношение общественности к данному явлению смехо-вой культуры, а также описание основных характеристик, присущих человеку юродивому. Автор статьи показывает отношение русской церкви к человеку юродивому, приводя примеры святых юродивых.
Ключевые слова: юродивый, смеховая культура, блаженный, святой, сумасшедший.
E. A. Teterina
Candidate of historical sciences, associate professor, department of Communication Management Penza State University, Penza, Russia
THE ABNORMALITY AS A PHENOMEN OF SPIRITUAL CULTURE
Abstract. As the title implies the article describes a very unusual phenomenon of spiritual culture in Ancient Russia -abnormality. The abnormality is quite complex and multifacet-ed phenomenon of spiritual culture. It is specially noted a brief description of the essence of the phenomenon of «abnormality» as one of the elements of spiritual culture of laughter. It is analyzed several interpretations of the concept of «abnormality».
It is dealt with conflicting public attitudes to the phenomenon of the culture of laughter. Attention is drawn to the main characteristics of a person whom we can call the abnormality. The author shows the attitude of the Russian Church to the abnormality, giving examples of the saint abnormality.
Key words: abnormality, laughter culture, blessed, Holy, crazy, saint.
Изучая термин «юродивый», мы пришли к выводу, что он имеет неоднозначный смысл. Рассмотрим смысл данного феномена. Данный термин произошел от слова «юрод», которым в древнерусском языке переводились греческие слова, обозначавшие «глупый, безумный», а также «простой, глупый» [14]. С другой стороны, «юродами» в древнерусских источниках называют людей глубоко верующих и приближенных к церкви, например, названы блаженный Симеон («Житие блаженного Симеона»), Исаакий Печерский («Печерский патерик»), Никола Новгородский Салос и др.
В энциклопедическом словаре Ф.Ф. Павленкова дается следующее определение юродивым: «Это есть пользующиеся в народном быту особым уважением, как прорицатели и ясновидцы, психически больные лица, ведущие скитальческий образ жизни и поражающие неразвитых людей странностями, причудами и нелепым бредом» [11].
В иллюстрированном словаре по иконописи «юродство» -высший вид христианского подвижничества. Юродивые отрекались от самого главного отличия человека - от обычного употребления разума. При полном самосознании, представляясь умалишенными, подвергались непрестанным оскорблениям; живя в обществе, они были не менее одиноки, чем живущие в пустыне [5].
Деятельность юродивых, несомненно, относится к смехо-вой, духовной культуре Древней Руси. У Юдина А. В. «юродство» трактуется как «своего рода переходная область между мирами, несущая черты смеховой культуры, но принадлежащая к сфере святости» [15]. Область святости - это область духовности, высокой сосредоточенности и спасения от ада. Смеховой же мир -это мир смерти и дьявола. Дело в том, что в православной традиции смех считался атрибутом бесов, всегда преобладала та линия, которая считала смех греховным. Еще Иоанн Златоуст заметил, что Иисус в Евангелиях никогда не смеется, только грустно улыбается. Соответственно и мир смеха, шутовства и праздника со своими особыми обрядами и перевернутыми «с ног на голову» понятиями, одеждами, материалами и моделями поведения получил название «смехового».
«В эпоху расцвета юродства официальная культура отрицала смех, запрещала его как нечто недостойное христианина. В Москве даже некоторое время существовал запрет на смех и веселье (XV в.). Этот запрет имел место и играл большую роль. Житийные герои, как правило, не смеются. Исключение из этого
правила делалось редко, и оно всегда делалось для юродивых»
[9].
Основным в смеховых обрядах была перемена всей структуры жизни, системы знаков, где верхнее меняется с нижним, мужское с женским, умное с глупым. Одежде противопоставляются лохмотья или нагота, богатству - бедность, церкви - кабак. Словом, смеховая культура - это фактически мир параллельный обычному, некий «антимир». Поэтому юродивый в этом мире считался «дураком». Про него говорили, что действует и говорит он «невпопад», разыгрывает перед публикой свой спектакль и провоцирует ее к смеху.
«Поступки, жесты и слова юродивого одновременно смешны и страшны - они вызывают страх своей таинственностью, скрытой значительностью и тем, что юродивый, в отличие от окружающих его людей, видит и слышит что-то истинное, настоящее. Он видит и слышит то, о чем не знают другие. Мир юродивого двуплановый: для невежд - смешной, для понимающих - особо значительный» [7].
С другой стороны, под «юродивыми» было принято понимать людей, руководствовавшихся словами апостола Павла «мы безумны Христа ради» и принявших один из подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Однако эти люди не всегда были действительно безумны. И даже наоборот, сумасшедших среди людей юродивых было около 30 - 40%, остальные же в действительности не страдали психическими расстройствами, а сознательно принимали образ юродивого. Юродивые, как и монахи, добровольно отказывались от всех мирских благ имущества, положения в обществе и т.д. (например, как это сделала русская православная святая, юродивая Ксения Петербургская), жили среди людей и своим примером, словом, делом стремились приобщить их к богу, отвратить от греха. Сейчас, в современном мире, тяжело найти юродивых такого плана. В понимании общественности юродивый - это прежде всего безумный человек. Ушло в прошлое понятие «юродивый» в смысле мирская совесть, однако подобных людей, так называемых народных защитников, жертвующих собственным благом и даже жизнью ради других, в нашей истории можно найти немало.
Русская церковь по-другому трактовала смысл и значение слова «юродивый». Все юродивые в истории русской церкви именовались святыми. Если производить слово «святой» от греческих слов, то оно означает такого человека, который живет жизнью не земною, а небесною, т. е который не привязывается
ни к чему земному, порочному, а всем существом своим постоянно стремится от земли к Богу.
Русское слово «святой» означает человека, который жизнью своей показывает, что он стоит выше всего земного.
Таким образом, на основании сказанного выше о слове «святой» по отношению к юродивым, можно заключить, что они представляли из себя людей, так сказать, надземных, т.е. таких, которые устремлялись к Богу, выделенных самим Богом из среды других людей, избранных ему на служение.
Кроме этого, юродивых церковь называла преподобными, тем самым соединяя с этим именем тот высокий смысл, что юродивые в своей жизни являлись истинными подражателями Господа Иисуса Христа, старавшимися жизнь свою сделать подобною жизни Спасителя.
Следующее наименование юродивых прилагается почти каждому святому. Это «блаженный», т. е ублажаемый. Это название нельзя исключительно относить только к юродивым, потому что блаженными часто называются и князья (например, Александр Невский, Петр Муромский), преподобные, святители и пр.
Но самым распространенным названием в Древней Руси святых подвижников является «юродивый» или «юрод». Во многих древних рукописных житиях они именуются «уродивыми», «уродами». На основании этих соображений можно заключить, что «юродивый» - это отверженный миром, обществом. Сравнивая же слово «урод» со словом «выродок» получается еще подтверждение высказанному выше соображению о смысле слова «юродивый»: «выродок» будет означать человека кинутого, выброшенного из рода, отверженного родом. Церковь этим названием показывает их отдаленность от общества и одновременно избранность.
Почитание церковью юродивых отражено в иконах. Известна целая серия икон XVI - XVII вв., посвященных блаженным, канонизированным церковью. Например, достаточно известна икона XVI в., посвященная Василию Блаженному [1].
Необычное обилие «Христа ради юродивых», или «блаженных», в святцах русской церкви и высокое народное почитание юродства до последнего времени, действительно, придает этой форме христианского подвижничества национальный русский характер.
Однако в XVII в. юродивые встречаются реже,и московские уже не канонизуются церковно. Юродство, как и монашеская
святость, локализируется на севере, возвращаясь на свою новгородскую родину.
Таким образом, говоря о сущности юродства, можно согласиться с трактовкой А. В. Юдина, который понимал «юродство» как переходную область между святостью и смеховым миром. Применяя «бесовский» стиль поведения, юродивый человек был не искренен в этом непотребстве. Сознательно доводя себя до самого низкого, что только может быть в этом мире, усмирял свою гордыню и, как это ни парадоксально, совершенствовал себя в духовном плане.
Библиографический список
1. Березовая, Л.Г.История русской культуры. Русское слово: учеб. для студ. вузов: в 2 ч. / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова.- М., 2006.- Ч.1.- 400 c.
2. Живов, В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В.М. Живов. - М., 1994. - 110 c.
3. Иванов, С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства / С.А. Иванов.- М.: Языки славянских культур, 2005 - 448c.
4. Иванов, С.А. Византийское юродство / С.А. Иванов. - М.: Международные отношения, 1994. - 234 c.
5. Иллюстрированный словарь по иконописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.nesusvet.narod.ru (дата обращения 5.09.2014).
6. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин.- Ростов-на-Дону : Феникс,1994.- 560 c.
7. Ключевский, В.О. Русская история / В.О. Ключевжий.- М.: Мысль, 1993.- 572 c.
8. Лихачев, Д.С. Избранные работы/ Д.С. Лихачев.- Ленинград: Наука, 1987.
9. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко.- Ленинград: Наука, 1984.
10. Лихачев, Д.С. Смеховый мир Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко.- Ленинград: Наука, 1976.
11.Павленков, Ф.Ф. Энциклопедический словарь / Ф. Ф. Пав-ленков.- 4-е изд.- СПб.: Типографiя Ю. Н. Эрлихъ, 1910. - С. 1559.
12. Панченко, А.М. Юродивые на Руси / А.М. Панченко // Русская история и культура: работы разных лет.- СПб.: Юна, 1999.-С. 92—407.
13. Религия в истории и культуре: учеб. для вузов /под ред. проф. М. Г. Писманика. - М., 1998.- 591 c.
14. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: АСТ , 2000.
15. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура / А.В.Юдин. - М.: Высш. школа, 1999.- 333 ^
16. Юрков, С.Е. Православное юродство как антиповедение / С.Е. Юрков // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX в.).- СПб., 2003.- С. 52-69.
Referenses
1. Berezovaia L.G. Istoriia russkoi kul'tury. Russkoe slovo: ucheb. dlia stud. vuzov: v 2 ch.. [History of Russian culture. Russian word: the textbook for higher education institutions in two parts]. Moscow, 2006. vol.1, 400 p.
2. Zhivov V.M. Sviatost'. Kratkii slovar' agiograficheskikh terminov [Sanctity. Short dictionary of hagiographical terms]. Moscow, 1994. 110 p.
3. Ivanov S.A. Blazhennye pokhaby. Kul'turnaia istoriia iurodstva [Blissful pokhaba. Cultural history of abnormality] Moscow, Iazyki slavi-anskikh kul'tur Publ., 2005. 448 p.
4. Ivanov S.A. Vizantiiskoe iurodstvo [Byzantine abnormality]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia Publ., 1994. 234 p.
5. Illiustrirovannyi slovar' po ikonopisi (The illustrated dictionary on an iconography) Availiable at: http: //www.nesusvet.narod.ru (accessed 5 september 2014)
6. Karamzin N.M. Istoriia gosudarstva Rossiiskogo [History of Russia]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1994. 560 p.
7. Kliuchevskii V.O. Russkaia istoriia [Russian history]. Moscow Mysl' Publ., 1993. 572 p.
8. Lihachev D.S. Izbrannye raboty [The chosen works]. Leningrad, Nauka Publ., 1987.
9. Likhachev D.S. Smekh v Drevnei Rusi [Laughter in Ancient Russia] Leningrad, Nauka Publ., 1984.
10. Likhachev D.S. Smekhovyi mir Drevnei Rusi [Ridiculous world of Ancient Russia] Leningrad, Nauka Publ., 1976.
11. Pavlenkov F.F. Entsiklopedicheskii slovar' [The encyclopedic dictionary] Saint Petersburg, Publ. Iu. N. Erlikh", 1910. 1559 p.
12. Panchenko A.M. Iurodivye na Rusi [Abnormality people in Russia]. Russkaia istoriia i kul'tura: raboty raznykh let. [Russian history and culture: works of different years] Saint Petersburg, Iuna Publ., 1999.pp. 392—407
13. Pismanika M. G. Religiia v istorii i kul'ture: ucheb. dlia vuzov [Religion in the history and culture] Moscow, IuNITI Publ., 1998. 591 p.
14. Ushakov D.N. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [The explanatory dictionary of Russian language] Moscow, AST Publ., 2000.
15. Iudin A.V. Russkaia narodnaia dukhovnaia kul'tura [Russian national spiritual culture]. Moscow, Vyssh. Shkola Publ., 1999. 333 p.
16. Iurkov S.E. Pravoslavnoe iurodstvo kak antipovedenie [Orthodox abnormality as anti-behavior] Pod znakom groteska: antipovedenie v
russkoi kul'-ture (XI-nachalo XX v.). [Under the sign of grotesque: anti-behavior in the Russian culture (the XI beginning of the XX century.] Saint Petersburg, 2003. pp. 52-69.
Информация об авторе
Тетерина Евгения Александровна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Authors
Teterina Evgenia Alexandrovna - Candidate of historical sciences, associate professor, department of Communication Management, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail:. evgenia_t@bk. ru.