Научная статья на тему 'Юрислингвистика: перспективы внедрения в юридическое образование'

Юрислингвистика: перспективы внедрения в юридическое образование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ПРАВА / ЮРИСЛИНГВИТИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Надия Рашидовна, Здоровинина Наталья Владимировна

В статье дается понятие юрислингвистики, определяются задачи юрислингвистики. Выявляются актуальные проблемы изучения юрислингвистики. Определяются перспективы внедрения юрислингвистики, как науки, в юридическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LINGUISTICS: PERSPECTIVES FOR IMPLEMENTATION IN LEGAL EDUCATION

This article gives the notion legal linguistics, determined legal linguistics problem. Identifies current problems of studying legal linguistics. Introduction outlines the perspectives legal linguistics as a science in legal education.

Текст научной работы на тему «Юрислингвистика: перспективы внедрения в юридическое образование»

Социально-политические науки

12014

2.2. ЮРИСЛИНГВИСТИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Герасимова Надия Рашидовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

Место работы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

[email protected]

Здоровинина Наталья Владимировна, студентка юридического факультета Место учебы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

[email protected]

Аннотация: В статье дается понятие юрислингвистики, определяются задачи юрислингвистики. Выявляются актуальные проблемы изучения юрислингвистики. Определяются перспективы внедрения юрислингвистики, как науки, в юридическое образование.

Ключевые слова: язык права, юрислингвитика, юридическое образование, повышение качества подготовки сту-дентов-юристов.

LEGAL LINGUISTICS: PERSPECTIVES FOR IMPLEMENTATION IN

LEGAL EDUCATION

Gerasimova Nadiu Rashidovna, the candidate of legal sciences, Associate Professor of Theory and History of State and Law, Faculty of Law.

Place of employment: Mordovia State University N.P. Ogarev

[email protected]

Zdorovinina Natalia, a law student

Study place: Mordovia State University N.P. Ogarev

[email protected]

Abstract: This article gives the notion legal linguistics, determined legal linguistics problem . Identifies current problems of studying legal linguistics. Introduction outlines the perspectives legal linguistics as a science in legal education.

Keywords: language rights, legal linguistics, legal education, the quality of training of law students.

Язык в качестве средства общения обслуживает все сферы общественно-политической, научной, культурной жизнедеятельности человека. Все мысли передаются языком, а постичь их можно лишь уже оформленными языковыми средствами.

В профессиональной деятельности язык занимает своё особое место. Нарушение языковых правил может спровоцировать негативную реакцию или неодобрение со стороны обычных граждан. Пробелы в знании языка у юриста, неточности в его речи могут привести к неправильному толкованию норм закона.

Язык - это система объективно существующих и социально закрепленных фонетических, лексических, грамматических единиц, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости1.

Язык обладает следующими общественными функциями: конструктивной, коммуникативной, эмотивной, функция воздействия на адресата.

В правовой сфере существует такое понятие, как язык права. Язык права - это язык закона, язык различных нормативно-правовых актов.

В последние десятилетия происходит интенсивный рост научных исследований языка права, повлиявших на появление относительно самостоятельной дисцип-

1 Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие. -М.: Норма, 2008. - С. 15.

лины, находящейся на стыке языкознания и правоведения - юрислингвистики.

Юрислингвистика изучает, как язык соотносится с законом. Предметом юрислингвистики является юридический аспект языка.

Юрислингвистика призвана решать ряд задач: принципы юридического урегулирования языковых конфликтов; теоретическое изучение и практическая разработка юридико-лингвистических аспектов государственного языка и языковой политики; разработка юридического языка (языка закона); терминологическое, переводческое и лексикографическое обеспечение юридической деятельности; лингвистическое образование специалистов в области права; лингвистическая экспертиза юридических документов; создание рекомендаций по разработке текстов законов и иных нормативно-правовых актов и другие.

Среди российских ученых занимающихся вопросами юрислингвистики более чётко выделили проблемы в своих работах такие авторы, как Осипов Б.И. и Пыж

А.М.

Осипов Б.И. выделяет два вида проблем: языковые проблемы права и правовые проблемы языка. К языковым проблемам права, по его мнению, относятся: идентификация произнесённого текста по голосовым признакам, идентификация текста по его лексикограмматической организации.

Среди юридических вопросов бытования самого

30

Герасимова Н. Р., ЗдоровининаН. В.

ЮРИСЛИНГВИСТИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

языка он выделяет пять наиболее актуальных проблем: проблему государственного языка, проблему бытования иноязычных слов в связи с разного рода национально-государственными амбициями, проблему переименований, проблему искажения текста при публикации, проблему использования всякого рода лингвистических ухищрений2.

А.М. Пыж считает, что в сферу компетенции юрис-лингвистики входит в первую очередь такие проблемы, как: определение статуса юридического языка в кругу терминосистем; выявление общего и особенного в структуре и функциональном назначении юридического языка; описание специфики юридического языкового мышления; установление структурно-семантических особенностей текстов юридической документации; характеризация межъязыковой эквивалентности и способов перевода юридической терминологии; анализ юридического дискурса; изучение профессиональной языковой юридической личности; исследование использования юридической терминологии в других видах дискурса; описание системы культурных концептов юридического дискурса; сопоставление структурно-функциональных свойств юридических терминов и профессиональных жаргонизмов; изучение зависимости между спецификой предметной области юридического языка и особенностями семантики его единиц и

др3

Автор утверждает, что, взяв за основу теоретические выводы, получаемы в рамках данной лингвистической дисциплины, возможно разработать практических рекомендаций по преобразованию и дальнейшему совершенствованию юридического языка, а также повышению эффективности вербальной коммуникации в юридическом пространстве.

Юрислингвистика призвана изучить, какие стороны естественного языка в большей мере действуют в юридическом пространстве, какие его черты наиболее ярко выражаются:

- в сфере законотворчества;

- в области надзора за соблюдением законов;

- в среде обеспечения гражданских прав и свобод;

- в ходе осуществления судопроизводства;

- в других сферах.

Это может поспособствовать разрешению не только юридических задач, но и собственно лингвистических проблем.

Исследования в названных направлениях должны внести вклад в урегулирование вопросов, находящихся на грани таких областей, как право и язык: проблемы национально-языковой политики; правовые вопросы, связанные с функционированием этнических языков; юридические аспекты выбора языка обучения в образовательной сфере и т.д.

Как мы видим, есть все основания для того, чтобы назвать юрислингвистику самостоятельной наукой, которой должны заниматься исследователи. Кроме этого, юрислингвистика является учебной дисциплиной, которую, по нашему мнению, можно внедрить в современное юридическое образование. В частности, это объясняется тем, что в 2010 году в силу вступил новый федеральный государственный образователь-

2 Осипов Б.И. Языковая проблема права и правовые проблемы языка. - Барнаул, 1999. - С. 58-69

3 Пыж А.М. Язык и право в свете юрислингвистики. - Кемерово;

Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - С. 112.

ный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0309000-Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»). Немалую часть требований, предъявляемых к будущему юристу, составляют именно языковые.

По-прежнему актуальны вопросы повышения лингвистической подготовки студентов юридических вузов и других учебных учреждений, которые прямо или косвенно связаны с подготовкой специалистов-правоведов. В не меньшей мере необходимость лингвистических знаний и умений для юристов проявляется и в сфере толкования текстов4.

Далее, необходимость филологического обеспечения правовой деятельности общества обусловлена тем, что развитие правового государства и гражданского общества вовлекает в нее большое число граждан. Изначальное восприятие и понимание ими юридических документов осуществляется с помощью государственного (русского) языка, на котором они написаны. Понимание (толкование) юридических текстов, опирающееся на знание правил русского языка, касается каждого, поскольку на русском языке пишутся законы и постановления на всех уровнях правотворчества, дается правовая оценка различных действий.

Подводя итог всему вышесказанному, на наш взгляд, юрислингвистика совсем молодая наука и, как мы можем убедиться, имеет ещё много проблем и нерешенных вопросов, что может «подогреть» интерес студентов в данном предмете. Ведь хорошее владение языком права - один из самых значительных компонентов достижения профессионального успеха и карьерного роста.

Поэтому имеются серьезные основания для внедрения юрислингвистики в современное юридическое образование.

Список литературы:

1. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие / Н.Н. Ивакина . - М.: Норма, 2008. - С. 15.

2. Осипов Б.И. Языковая проблема права и правовые проблемы языка / Б. И. Осипов. - Юрислингвистика-1 : проблемы и перспективы. - Барнаул, 1999. - С. 58-69

3. Пыж А.М. Язык и право в свете юрислингвистики // Юрислингвистика-10: Лингвоконфликтология и юриспруденция: межвузовский сборник научных трудов /под ред. Н.Д. Голева и Т.В. Чернышовой. - Кемерово; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - 452с.

4. Юрислингвистика-4: юридико-лингвистические дисциплины на юридических, филологических и журналистских факультетах российских вузов: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 169 с.

Reference list:

1. Ivakina N. N. Professional speech of the lawyer: studies. grant/N. N. Ivakin. - M.: Norm, 2008. - Page 15.

2. Osipov B. I. Language problem of the right and legal problems of language / B. I. Osipov. - Yurislingvistika-1: problems and prospects. - Barnaul, 1999. - Page 58-69

3. Pjug A.M. Language and the right in light legal linguis-tics//Yurislingvistika-10: Lingvokonfliktologiya and law: the interuniversity collection of scientific works / under the editor-

4 Юрислингвистика-4: юридико-лингвистические дисциплины на юридических, филологических и журналистских факультетах российских вузов: Межвузовский сборник научных трудов. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - С. 8.

31

Социально-политические науки

12014

ship of N. D. Golev and T.V. Chernyshova. - Kemerovo; Barnaul: Publishing house Viola. un-that, 2010. - 452с.

4. Yurislingvistika-4: yuridiko-linguistic disciplines at law, philological and journalistic departments of the Russian higher education institutions: The interuniversity collection of scientific works / Under the editorship of N. D. Golev. Barnaul: Publishing house Viola. un-that, 2003. - 169 with.

РЕЦЕНЗИЯ

Анализ статьи Герасимовой Н.Р. и Здоровининой Н.В, на тему «Юрислингвистика: перспективы внедрения в юридическое образование» дает основание сделать вывод о том, что исследуемая проблема весьма актуальна и перспективна в теоретическом и практическом отношении.

Авторы, проанализировав научную литературы, дают понятие юрислингвистики и определяют её предмет, раскрывают задачи. А так же определяют проблемы, имеющиеся на данном этапе развития науки. Делают выводы о перспективе внедрения юрислингвистики в современное юридическое образование.

По своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности выводов статья на тему «Юрислин-гвистика: перспективы внедрения в юридическое образование» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида, поэтому статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин

Мордовского гуманитарного института,

кандидат юридических наук, доцент

Усманова Е.Ф.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.