Научная статья на тему 'Юридико-психологические аспекты вовлечения молодёжи в деструктивные интернет-сообщества'

Юридико-психологические аспекты вовлечения молодёжи в деструктивные интернет-сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / СУИЦИД / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРАВО / ЛИЧНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / УГРОЗА / ИНТЕРНЕТ / TERRORISM / EXTREMISM / SUICIDE / RESISTANCE / COUNTERACTION / LAW / PERSONALITY / INVOLVING / THREAT / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолин Алексей Викторович, Чапайкина Ирина Геннадьевна

Развитие российского общества и государства в настоящее время сталкивается с серьёзными проблемами, существенное место среди которых занимает проблема вовлечённости молодёжи в террористическую и экстремистскую деятельность. Существующая нормативная база позволяет государству эффективно противодействовать данной угрозе. Однако, существующие психотехнологии вовлечения лиц подросткового и юношеского возраста в деструктивные интернет-сообщества требуют применения комплексного, юридико-психологического подхода к решению данной проблемы. В ходе предложенного исследования были проанализированы статистические данные по презентации материалов экстремистского содержания, а также направленных на формирование суицидального намерения в Интернет. Авторы на основе конкретного случая из практики проведения судебно-психологической экспертизы сконструировали гипотетическую мотивационную модель вовлечения интернет-аудитории в экстремистское сообщество. Также, был определён основной канал передачи социально опасного контента в сознание/ подсознание интернет-аудитории вербальный канал. Сформулированы выводы о индивидуально-психологических особенностях цифровой и реальной личности, способствующих группированию молодёжи с экстремистскими группами в Сети и в реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law and psychological aspects of involving young people in destructive Internet communities

Russian society and state are developing and faces serious problems; the most important place among them belongs to the problem of involving young people in terrorism and extremism. The state has a legal base that let the security services resist this threat. However, the existing psycho-technologies of involving teenagers and young people in destructive Internet communities need usage of combined legal and psychological way for solving these problems. In process of this research, some statistic data on presentation extremist content as well as data on inciting to suicide in the Internet were analysed. The authors base on a specific case of forensic psychological examination and create a hypothetical model of involving the Internet audience in extremist community. Also the main canal of transferring the content into consciousness/subconsciousness of the Internet audience was determined as a verbal way. There are important statements about individual and psychological features of digital and real personality, that assist young people in coming together and joining to extremist groups in the Internet and also in real life.

Текст научной работы на тему «Юридико-психологические аспекты вовлечения молодёжи в деструктивные интернет-сообщества»

ДЕВИАНТОЛОГИЯ

УДК 159.923

Ермолин Алексей Викторович

кандидат психологических наук, доцент

Чапайкина Ирина Геннадьевна

Кировский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации [email protected], [email protected]

ЮРИДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА

Развитие российского общества и государства в настоящее время сталкивается с серьёзными проблемами, существенное место среди которых занимает проблема вовлечённости молодёжи в террористическую и экстремистскую деятельность. Существующая нормативная база позволяет государству эффективно противодействовать данной угрозе. Однако, существующие психотехнологии вовлечения лиц подросткового и юношеского возраста в деструктивные интернет-сообщества требуют применения комплексного, юридико-психологического подхода к решению данной проблемы. В ходе предложенного исследования были проанализированы статистические данные по презентации материалов экстремистского содержания, а также направленных на формирование суицидального намерения в Интернет. Авторы на основе конкретного случая из практики проведения судебно-психологической экспертизы сконструировали гипотетическую мотивационную модель вовлечения интернет-аудитории в экстремистское сообщество. Также, был определён основной канал передачи социально-опасного контента в сознание/ подсознание интернет-аудитории - вербальный канал. Сформулированы выводы о индивидуально-психологических особенностях цифровой и реальной личности, способствующих группированию молодёжи с экстремистскими группами в Сети и в реальности.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, суицид, противодействие, право, личность, вовлечение, угроза, Ин-

тернет.

Развитие российского общества и государства в настоящее время сталкивается с серьёзными проблемами, существенное место среди которых занимает проблема вовлечённости молодёжи в террористическую и экстремистскую деятельность. В главе 24 Уголовного Кодекса Российской Федерации выделены ст. 205.1 Содействие террористической деятельности, ст. 205.2 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, ст. 205.3 Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, ст. 205.4 Организация террористического сообщества и участие в нем, ст. 205.5 Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, относящиеся к преступлениям против общественной безопасности [6, глава 24]. Глава 29 УК РФ предусматривает ст. 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282.1 Организация экстремистского сообщества, ст. 282.2 Организация деятельности экстремистской организации, относя их к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, что подтверждает высокую степень общественной опасности рассматриваемых преступлений [6, глава 29].

В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности обще-

ства и государства от преступных посягательств. Статья 6 указанного закона предусматривает закрытый перечень оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение достоверных сведений и информации, относящихся к преступной деятельности граждан [4, ст. 6].

Актуальным в настоящее время является вопрос причинности успеха технологий дистанционной работы с сознанием, направленной на вербовку молодежи для участия в террористических и экстремистских организациях. Развитие информационных технологий увеличивает скорость и интенсивность передачи данных. Технический регресс и лимитирование законного использования гражданами интернет технологий связи недопустимы. В последнее время образовательные учреждения как среднего так и высшего профессионального образования практикуют новые образовательные технологии, связанные с отделением получаемой информации от личности преподавателя, разработкой алгоритмов дистанционного обучения. В отдельных отраслях научных знаний данные технологии весьма успешно используются. К сожалению, созданные образовательной системой алгоритмы дистанционного конструктивного обучения используются деструктивно для обучения изготовлению оружия и боеприпасов и их последующему использованию. Для террористических и экстремистских организаций это представляет новую ступень развития, так как позволяет избегать личного контакта с объектом вербовки, представляет возможность руководить объектом с территории другого государства и даже

© Ермолин А.В., Чапайкина И.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

89

иметь механизмы контроля за достижением преступного умысла.

Основным психологическим механизмом постановки пользователя Интернет в зависимость выступает фишинг - процесс поиска в генеральной совокупности пользователей лиц (цифровых личностей) с набором свойств и качеств, предполагающих быстроту и лёгкость их вовлечения в деструктивную группу. Под цифровой личностью мы понимаем совокупность персональных данных человека, отражающих его индивидуально-своеобразные свойства (направленность, эмоционально-волевые, интеллектуальные особенности, биография, антропометрические признаки и др.) и добровольно представленные им в глобальной сети. Так как реальная и цифровая личности имеют центростремительную тенденцию (сближения), можно предположить, что программы постановки в зависимость цифровой личности неизбежно повлекут за собой контроль над поведением реальной личности.

Гиперсуггестивность реальной личности находит своё отражение в цифровой, отслеживается модераторами деструктивных сайтов и становится фактором выбора данной конкретной личности для вредоносных контент-атак (передачу материалов экстремистского, суицидального, порнографического и другого субъективно вредоносного содержания).

Главным аспектом, который требует рассмотрения, является использование преступными организациями (как вербовщиками, так и организаторами так называемых «групп смерти» в социальных сетях) игровых методов обучения и прохождения определенных квестов, успешно применяющиеся для взаимодействия с рассматриваемой возрастной категорией. Игровые технологии, по сравнению с традиционными методами обучения более затрагивают эмоционально-чувственную сферу обучающихся, сочетая все происходящее с упомянутым механизмом занижения ответственности вовлеченных лиц. Понятия «работа» и «игра» антагонисты, ответственность за выполнение неких поручений, работы может отпугнуть вовлекаемое лицо, а при вовлечении в игру вся ответственность сводится к возможному проигрышу. Общественная опасность в том, что таким последствием может быть лишение жизни как самого вовлекаемого лица так и других лиц. То есть при использовании таких игровых технологий происходит последовательное обесценивание человеческой жизни в сознании вовлекаемого, жизни как своей собственной, так и других людей, в полную противоположность, нормы статьи 2 Конституции Российской Федерации, указывающей, что человеческая жизнь является высшей ценностью в нашем государстве [2, ст. 2]. Для увеличения эффективности работы с вовлекаемыми лицами к игровым технологиям добавляются методы смешивания и/или отождест-

вления виртуальной и нормальной реальности. Например, для упомянутого нами обесценивания человеческой жизни используются видеоролики с убийствами людей, а для выхода алгоритма в нормальную реальность из виртуальной предлагается лишить жизни животное, по принципу от малого к большому, от хомяка до кота или собаки. После выхода действия за пределы виртуальной реальности, оно корректируется модератором и объект разрушения подменяется с животного либо на самого вовлекаемого, либо на других людей. Фактическая результативность дистанционной игровой методики, особенно при сочетании её с нарушениями логических законов достаточного основания и закона тождества, при которых посылка не соответствует следствию, происходит подмена понятий, используются пробелы в рассуждениях, подмены логических оснований психологическими или любыми другими нерелевантными рассуждениями, в том числе иллюстрациями и видеоматериалами порождает массовую вовлеченность молодежи в террористические и экстремистские организации. В результате анализа методик вербовки выяснено, что преступные организации не изобретают новые алгоритмы работы с сознанием, они пользуются проверенными алгоритмами которые до них использовались в различных государственных общественных институтах, преимущественно в системе образования. Для достижения преступного умысла меняется информационный контент поступающий по отработанному ранее алгоритму, занижается степень ответственности для вовлекаемого в случае его неудачи, создается иллюзия приобщения к кругу избранных, отделение от общества в процессе преступной деятельности.

В качестве примера можно привести аудиозапись, размещённую в сети Интернет. Проведённый нами в ходе судебно-психологической экспертизы контент анализ высказываний текста аудиозаписи (п~38) свидетельствует о массированном психологическом воздействии на сознание и подсознание слушателя с целью склонения его к участию в активной террористической деятельности в рядах незаконных бандформирований Исламского государства - ИГ (запрещённого в Российской Федерации). Об этом свидетельствуют высказывания психосемантически относящиеся ко всем основным мотиваторам целостной структуры мотива принятия идеологии радикального Ислама как основного условия участия в ИГ (запрещено в РФ) [1, с. 117].

С целью формирования в сознании (подсознании) потенциального слушателя твёрдого намерения вступить в ряды бандформирований ИГ (запрещено в РФ)/продолжения преступной деятельности в рядах ИГ (запрещено в РФ) был применён комплекс психологических методов воздействия, а именно:

90

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 1

Гипотетическая структура мотива возможного участия потенциального слушателя

в террористической деятельности

Мотиваторы, обеспечивающие побудительную функцию Мотиваторы, обеспечивающие селективную функцию Мотиваторы, обеспечивающие направляющую функцию

1. Потребности: - в безопасности; - в сильных эмоциях; - коммуникативные; - аффилиативные; - познавательные; - в высоком статусе; - экзистенциальные. 2. Установки: - на непобедимость ИГ (запрещено в РФ); - на лёгкость принятия смерти во имя Аллаха; - на исключительное положение Ислама в мире; - на причинение смерти врагам ИГ (запрещено в РФ) и шариата; - на элитарность моджахедов; - на восприятие русских и их церкви как врагов мусульман. 1. Условия вступления в ряды боевиков ИГ (запрещённого в РФ): - принятие политики ИГ (запрещено в РФ) как исторически и методологически верной; - обязательность принятия методологии ИГ (запрещено в РФ) его лидерами; - неизбежность установления шариата ИГ (запрещено в РФ) через жертвы со стороны муджахидов; - незамедлительность вступления в вооружённую борьбу; - осознание покровительства Аллаха. 2. Прогноз последствий вступления в ряды боевиков ИГ (запрещённого в РФ): - успешность будущих территориальных захватов, боевых действий, участие в них; - поражение врагов ИГ (запрещено в РФ); - причинение смерти врагам ИГ (запрещено в РФ) в случае пленения. 1. Цели: - содействие установлению власти ИГ (запрещено в РФ) в мировом масштабе; - победа над врагами ИГ (запрещено в РФ).

а) неимперативные прямые формы воздействия - 1) убеждение, как метод воздействия на сознание слушателя через обращение его к критическому осмыслению причинно-следственных связей и отношений по поводу негативного настоящего мусульман и позитивного будущего (в Исламском Государстве - запрещено в РФ); 2) просьба, как метод внешней инициации мотивационного процесса в сознании слушателя через понимание им своей значимости в жизни ИГ (запрещено в РФ); 3) предложение (совет) слушателю выстраивать жизненную стратегию по образцу моджахеда как способ удовлетворения актуальных потребностей в группировании с сильным сообществом, получении статуса; 4) поддержка, как метод воодушевления, приободрения, успокоения слушателя в случае принятия окончательного решения в пользу вступления в ряды бандформирований ИГ (запрещено в РФ);

б) внешнее внушение - как психологическое воздействие одного человека (суггестора - автор текста) на другого человека (суггерента - слушатель), осуществляемое с помощью речевых средств и отличающееся сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.

По способам психического воздействия в процессе аудиального воздействия на аудиторию были использованы прямое (открытое) и косвенное (закрытое) внушение. При прямом внушении фразы, произносимые автором отличаются однозначностью, твёрдостью, произносятся, настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Условия успешности прямого внушения:

а) эмпатическое сопереживание, отношения доверия, основанные на общей религиозной при-

надлежности («О, мусульмане!..»), общем приниженном социальном статусе («Клянусь Аллахом, мусульманин не живет на землях каферов, кроме как униженным, жалким и слабым...»);

б) содержание внушаемого текста, способ его конструирования (от принятия идеологии и методологии радикального Ислама к принятию решения об участии в преступной деятельности бандформирований ИГ (запрещено в РФ)). Усиливают эффект внушения синтез логических и эмоциональных компонентов передаваемой информации, подтверждающей взгляды, к которым склонен, с которыми согласен суггерент;

в) обстоятельства, повышающие эффект внушения: авторитетность суггестора (его социальный статус, наличие прежних заслуг, опыта, ореол известности, принадлежность к референтной для суггерента группе, обладание властью знатока канонов Ислама, некоторая таинственность его образа, приписывание ему особых способностей, возможностей).

Приёмы косвенного внушения, применённые автором текста в адрес аудитории: повествование о других лицах или событиях, при этом ключевая фраза или поворот сюжета акцентируются (интонационно выделяются) с различной интенсивностью; высказывания в условной форме («если... (совершить какие-то действия), то. (результат будет таким-то)»), например: «Если же тебя обманули фетвы ослов знаний, я укажу тебе на одну вещь. Если ты обдумаешь ее беспристрастно, то найдешь истину»; «Бросьте различные группировки, джамааты и организации! Если вы поступите так, то в этом ваше исцеление! А если откажетесь, то в этом ваш недуг»; «О мусульмане! Если вы желаете безопасности, то нет для вас безопас-

ности, кроме как в тени Исламского государства»; «О молодежь ислама! Присоединяйся к каравану муджахидов! Если вы сделаете это, то станете могущественными, уважаемыми правителями земель и господами этого мира. А если откажетесь, то будете униженными, несчастными, жалкими и потерпите убыток»; «О те, которые уверовали!.. Если вы не выступите в поход, то он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом!»; множественное использование автором неоконченных фраз, когда окончание додумывает суггерент либо по аналогии, либо при интонационной остановке, исходя из фонетической мелодики фразы; произнесение ключевой фразы и сразу за ней отвлекающего текста, не дающего возможности суггеренту осмыслить первую фразу и сделать логический вывод, что обеспечивает закрепление ключевой фразы на подсознательном уровне (перегрузка сознания информацией); иллюзия выбора слушателем участия/не участия в преступной деятельности бандформирований ИГ (запрещено в РФ).

Направленность умысла автора в процессе вербального взаимодействия с аудиторией может быть выявлена только косвенными методами, а именно психосемантическим анализом его высказываний, зафиксированных на аудиозаписи. Прямые эмпирические методы анализа мотивационной стратегии автора в данной экспертизе не использовались по причине невозможности психологического исследования личности автора.

Гипотетическая структура агитационно-пропагандистского умысла автора в отношении вербального взаимодействия с аудиторией:

- основные смысловые конструкты: а) сформировать в направленности личности гипотетического слушателя религиозные знания экстремистского содержания; б) внушить установку на необходимость и желательность вооружённой борьбы против врагов ИГ (запрещено в РФ); в) сформировать

у слушателя стабильно-позитивное намерение переехать на территорию ИГ (запрещено в РФ) и участвовать в активной вооружённой борьбе за его интересы там, либо на территории других стран; г) побудить мусульман, противодействующих ИГ (запрещено в РФ) прекратить сопротивление, присоединиться к ИГ (запрещено в РФ) («Я обращаясь к лидерам различных группировок и джамаата, партий, сект и организаций, воюющих с халифатом, заявляя, что они работают для возвращения халифата. Я говорю им и тем, кто с ними согласен: мы с дозволения Аллаха продолжим наш путь - ведь это халифат. И если вам это нравится, то покайтесь, образумьтесь и присоединитесь к его каравану и помогайте ему, ведь поистине - это халифат»);

- второстепенные смысловые конструкты: а) побудить слушателя в оказании разнообразной помощи ИГ (запрещено в РФ); б) сформировать в сознании слушателя миф об ИГ (запрещено в РФ) как единственно правильном, справедливом сообществе, непобедимом ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.

Таким образом, автор экстремистского текста использовал информационную триаду высказываний констатирующего, убеждающего и директивного характера [3, с. 110-111].

Нами был проведён сравнительный анализ представленности в сети Интернет материалов экстремистского содержания и материалов, мотивирующего к формированию суицидального намерения за период сентябрь 2016 - июнь 2017 гг. (табл. 2).

Количество просмотренных материалов по преступлениям террористической и экстремисткой направленности, на основании которых составлена таблица около 850, материалов, связанных с деятельностью «групп смерти» с социальных сетях около 615. Из них текстовый материал 71%, визуальный (фото, видео) 14%, креолизованный текст 12%, аудиозаписи 3%. Из обработанных матери-

Таблица 2

Количество материалов террористической и экстремистской направленности, «групп смерти» в социальных сетях (абс., %).

Всего Преступления террористической и экстремистской направленности «Группы смерти» в социальных сетях

В процентах В количественном выражении В процентах от всех просмотренных В процентах от данной категории В количественном выражении В процентах от всех просмотренных В процентах от данной категории В количественном выражении

100% 850 72,3% 100% 615 27,7% 100% 235

Текстовый материал 71% 603 58,4% 80% 496 12,6% 45,6% 107

Визуальный (фото, видео) материал 14% 119 10% 14% 85 4% 14,4% 34

Креолизированный текст 12% 102 2% 3% 17 10% 36,2% 85

Аудиозаписи 3% 26 1,9% 3% 17 1,1% 3,8% 9

Вестник КГУ Л 2017

92

алов по преступлениям террористической и экстремистской направленности: только текстовый материал 58,4%, только визуальный 10%, креоли-зированный текст 2%, аудиозаписи 1,9%; связанных с деятельностью «групп смерти» в соцсетях: только текстовый материал 12,6%, только визуальный 4%, креолизированный текст 10%, аудиозаписи 1,1%. Среди материалов, связанных с преступлениями террористической и экстремистской направленности около 80% составляет текстовый материал, 14% визуальный, 3% креолизированный текст, 3% аудиозаписи. Среди материалов, связанных с деятельностью «групп смерти» в социальных сетях 45,6% составляет текстовый материал, 14,4% визуальный, 36,2% креолизированный текст, аудиозаписи 3,8%.

Как показал предварительный статистический анализ имеющихся в сети Интернет материалов, более эффективное воздействие на сознание/подсознание молодёжи оказывают психолингвистические особенности сообщения, то есть грамотно составленный контент высказывания. Интенцио-нальная направленность деструктивных текстов обеспечивается доверием информационного реципиента к авторской позиции, а также за счёт некритического многократного восприятия пользователя Сети предлагаемых текстов.

Преступления для совершения которых исполнители вербуются с помощью сети Интернет и иными дистанционными способами, являются сложными для выявления и пресечения преступного умысла, поскольку из внешних проявлений сложно сделать вывод о приготовлении лица к совершению преступления или покушению на него, такой вывод возможен из значительной совокупности внешних проявлений, но в случае формирования так называемых «спящих» экстремистских и террористических сообществ между контактом и каким бы то ни было внешним проявлением намерения может пройти длительный промежуток времени, что осложняет процесс выявления преступников. Особенностью указанных методов вербовки является еще и то, что необязательно создавать сообщество, лица могут вовлекаться в совершение преступления индивидуально, их внешние коммуникации могут ограничиваться, что так же осложняет профилактику и пресечение таких деяний, а в отношении «групп смерти» мы можем говорить о появлении адресного подхода к жертве преступления. Кроме указанных моментов важным является то, что при привлечении к ответственности вербовщика без выявления всех его контактов, в отношении лиц, находившихся в связи с ним может в будущем совершаться преступление, либо они могут быть вовлечены в его совершение, с помощью замены вербовщика, поскольку влияние на сознание и ценностные установки вовлекаемого лица при использовании рассматриваемых методик значительно.

Объектами вербовки в антисоциальные, в частности экстремистские группировки интернет-аудитории выступают лица подросткового и юношеского возраста, у которых в цифровом профиле личности наблюдаются такие выраженные свойства, как доверчивость, внушаемость, некритичность при восприятии информации.

Авторы общественно опасного интернет-контента используют разнообразные психотехнологии суггестивного воздействия на аудиторию, концентрируют внимание и усилия на тех пользователей, которые в силу социальной незрелости реализуют исключительно внешне детерминированную активность в ущерб личным и социальным интересам.

С целью психопрофилактики вовлечения молодёжи в деструктивные (экстремистские) группы необходимо и достаточно формировать у них навыки мотивационной рефлексии по отношению к предлагаемым модераторами действий и поступков, тем самым самостоятельно обеспечивая личностную (как цифровую, так и реальную) безопасность, психологический иммунитет на суггестивное воздействие злоумышленников.

Библиографический список

1. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

2. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 64 с.

3. Кузнецов С.А., Оленников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство. - М.: Издательский дом В. Ема, 2014. - 312 с.

4. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: фед. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [принят Государственной Думой 5 июля 1995 года]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 28.10.2017).

5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российский Федерации: фед. закон: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. от от 16.07.2015 № 22-П)]. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. (дата обращения: 28.10.2017).

6. Российская Федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 26.08.2017) [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. (дата обращения 28.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.