ДЕВИАНТОЛОГИЯ
УДК 159.923
Ермолин Алексей Викторович
кандидат психологических наук, доцент
Чапайкина Ирина Геннадьевна
Кировский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации [email protected], [email protected]
ЮРИДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
Развитие российского общества и государства в настоящее время сталкивается с серьёзными проблемами, существенное место среди которых занимает проблема вовлечённости молодёжи в террористическую и экстремистскую деятельность. Существующая нормативная база позволяет государству эффективно противодействовать данной угрозе. Однако, существующие психотехнологии вовлечения лиц подросткового и юношеского возраста в деструктивные интернет-сообщества требуют применения комплексного, юридико-психологического подхода к решению данной проблемы. В ходе предложенного исследования были проанализированы статистические данные по презентации материалов экстремистского содержания, а также направленных на формирование суицидального намерения в Интернет. Авторы на основе конкретного случая из практики проведения судебно-психологической экспертизы сконструировали гипотетическую мотивационную модель вовлечения интернет-аудитории в экстремистское сообщество. Также, был определён основной канал передачи социально-опасного контента в сознание/ подсознание интернет-аудитории - вербальный канал. Сформулированы выводы о индивидуально-психологических особенностях цифровой и реальной личности, способствующих группированию молодёжи с экстремистскими группами в Сети и в реальности.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, суицид, противодействие, право, личность, вовлечение, угроза, Ин-
тернет.
Развитие российского общества и государства в настоящее время сталкивается с серьёзными проблемами, существенное место среди которых занимает проблема вовлечённости молодёжи в террористическую и экстремистскую деятельность. В главе 24 Уголовного Кодекса Российской Федерации выделены ст. 205.1 Содействие террористической деятельности, ст. 205.2 Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, ст. 205.3 Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, ст. 205.4 Организация террористического сообщества и участие в нем, ст. 205.5 Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, относящиеся к преступлениям против общественной безопасности [6, глава 24]. Глава 29 УК РФ предусматривает ст. 280 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282.1 Организация экстремистского сообщества, ст. 282.2 Организация деятельности экстремистской организации, относя их к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, что подтверждает высокую степень общественной опасности рассматриваемых преступлений [6, глава 29].
В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности обще-
ства и государства от преступных посягательств. Статья 6 указанного закона предусматривает закрытый перечень оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение достоверных сведений и информации, относящихся к преступной деятельности граждан [4, ст. 6].
Актуальным в настоящее время является вопрос причинности успеха технологий дистанционной работы с сознанием, направленной на вербовку молодежи для участия в террористических и экстремистских организациях. Развитие информационных технологий увеличивает скорость и интенсивность передачи данных. Технический регресс и лимитирование законного использования гражданами интернет технологий связи недопустимы. В последнее время образовательные учреждения как среднего так и высшего профессионального образования практикуют новые образовательные технологии, связанные с отделением получаемой информации от личности преподавателя, разработкой алгоритмов дистанционного обучения. В отдельных отраслях научных знаний данные технологии весьма успешно используются. К сожалению, созданные образовательной системой алгоритмы дистанционного конструктивного обучения используются деструктивно для обучения изготовлению оружия и боеприпасов и их последующему использованию. Для террористических и экстремистских организаций это представляет новую ступень развития, так как позволяет избегать личного контакта с объектом вербовки, представляет возможность руководить объектом с территории другого государства и даже
© Ермолин А.В., Чапайкина И.Г., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
89
иметь механизмы контроля за достижением преступного умысла.
Основным психологическим механизмом постановки пользователя Интернет в зависимость выступает фишинг - процесс поиска в генеральной совокупности пользователей лиц (цифровых личностей) с набором свойств и качеств, предполагающих быстроту и лёгкость их вовлечения в деструктивную группу. Под цифровой личностью мы понимаем совокупность персональных данных человека, отражающих его индивидуально-своеобразные свойства (направленность, эмоционально-волевые, интеллектуальные особенности, биография, антропометрические признаки и др.) и добровольно представленные им в глобальной сети. Так как реальная и цифровая личности имеют центростремительную тенденцию (сближения), можно предположить, что программы постановки в зависимость цифровой личности неизбежно повлекут за собой контроль над поведением реальной личности.
Гиперсуггестивность реальной личности находит своё отражение в цифровой, отслеживается модераторами деструктивных сайтов и становится фактором выбора данной конкретной личности для вредоносных контент-атак (передачу материалов экстремистского, суицидального, порнографического и другого субъективно вредоносного содержания).
Главным аспектом, который требует рассмотрения, является использование преступными организациями (как вербовщиками, так и организаторами так называемых «групп смерти» в социальных сетях) игровых методов обучения и прохождения определенных квестов, успешно применяющиеся для взаимодействия с рассматриваемой возрастной категорией. Игровые технологии, по сравнению с традиционными методами обучения более затрагивают эмоционально-чувственную сферу обучающихся, сочетая все происходящее с упомянутым механизмом занижения ответственности вовлеченных лиц. Понятия «работа» и «игра» антагонисты, ответственность за выполнение неких поручений, работы может отпугнуть вовлекаемое лицо, а при вовлечении в игру вся ответственность сводится к возможному проигрышу. Общественная опасность в том, что таким последствием может быть лишение жизни как самого вовлекаемого лица так и других лиц. То есть при использовании таких игровых технологий происходит последовательное обесценивание человеческой жизни в сознании вовлекаемого, жизни как своей собственной, так и других людей, в полную противоположность, нормы статьи 2 Конституции Российской Федерации, указывающей, что человеческая жизнь является высшей ценностью в нашем государстве [2, ст. 2]. Для увеличения эффективности работы с вовлекаемыми лицами к игровым технологиям добавляются методы смешивания и/или отождест-
вления виртуальной и нормальной реальности. Например, для упомянутого нами обесценивания человеческой жизни используются видеоролики с убийствами людей, а для выхода алгоритма в нормальную реальность из виртуальной предлагается лишить жизни животное, по принципу от малого к большому, от хомяка до кота или собаки. После выхода действия за пределы виртуальной реальности, оно корректируется модератором и объект разрушения подменяется с животного либо на самого вовлекаемого, либо на других людей. Фактическая результативность дистанционной игровой методики, особенно при сочетании её с нарушениями логических законов достаточного основания и закона тождества, при которых посылка не соответствует следствию, происходит подмена понятий, используются пробелы в рассуждениях, подмены логических оснований психологическими или любыми другими нерелевантными рассуждениями, в том числе иллюстрациями и видеоматериалами порождает массовую вовлеченность молодежи в террористические и экстремистские организации. В результате анализа методик вербовки выяснено, что преступные организации не изобретают новые алгоритмы работы с сознанием, они пользуются проверенными алгоритмами которые до них использовались в различных государственных общественных институтах, преимущественно в системе образования. Для достижения преступного умысла меняется информационный контент поступающий по отработанному ранее алгоритму, занижается степень ответственности для вовлекаемого в случае его неудачи, создается иллюзия приобщения к кругу избранных, отделение от общества в процессе преступной деятельности.
В качестве примера можно привести аудиозапись, размещённую в сети Интернет. Проведённый нами в ходе судебно-психологической экспертизы контент анализ высказываний текста аудиозаписи (п~38) свидетельствует о массированном психологическом воздействии на сознание и подсознание слушателя с целью склонения его к участию в активной террористической деятельности в рядах незаконных бандформирований Исламского государства - ИГ (запрещённого в Российской Федерации). Об этом свидетельствуют высказывания психосемантически относящиеся ко всем основным мотиваторам целостной структуры мотива принятия идеологии радикального Ислама как основного условия участия в ИГ (запрещено в РФ) [1, с. 117].
С целью формирования в сознании (подсознании) потенциального слушателя твёрдого намерения вступить в ряды бандформирований ИГ (запрещено в РФ)/продолжения преступной деятельности в рядах ИГ (запрещено в РФ) был применён комплекс психологических методов воздействия, а именно:
90
Вестник КГУ ^ 2017
Таблица 1
Гипотетическая структура мотива возможного участия потенциального слушателя
в террористической деятельности
Мотиваторы, обеспечивающие побудительную функцию Мотиваторы, обеспечивающие селективную функцию Мотиваторы, обеспечивающие направляющую функцию
1. Потребности: - в безопасности; - в сильных эмоциях; - коммуникативные; - аффилиативные; - познавательные; - в высоком статусе; - экзистенциальные. 2. Установки: - на непобедимость ИГ (запрещено в РФ); - на лёгкость принятия смерти во имя Аллаха; - на исключительное положение Ислама в мире; - на причинение смерти врагам ИГ (запрещено в РФ) и шариата; - на элитарность моджахедов; - на восприятие русских и их церкви как врагов мусульман. 1. Условия вступления в ряды боевиков ИГ (запрещённого в РФ): - принятие политики ИГ (запрещено в РФ) как исторически и методологически верной; - обязательность принятия методологии ИГ (запрещено в РФ) его лидерами; - неизбежность установления шариата ИГ (запрещено в РФ) через жертвы со стороны муджахидов; - незамедлительность вступления в вооружённую борьбу; - осознание покровительства Аллаха. 2. Прогноз последствий вступления в ряды боевиков ИГ (запрещённого в РФ): - успешность будущих территориальных захватов, боевых действий, участие в них; - поражение врагов ИГ (запрещено в РФ); - причинение смерти врагам ИГ (запрещено в РФ) в случае пленения. 1. Цели: - содействие установлению власти ИГ (запрещено в РФ) в мировом масштабе; - победа над врагами ИГ (запрещено в РФ).
а) неимперативные прямые формы воздействия - 1) убеждение, как метод воздействия на сознание слушателя через обращение его к критическому осмыслению причинно-следственных связей и отношений по поводу негативного настоящего мусульман и позитивного будущего (в Исламском Государстве - запрещено в РФ); 2) просьба, как метод внешней инициации мотивационного процесса в сознании слушателя через понимание им своей значимости в жизни ИГ (запрещено в РФ); 3) предложение (совет) слушателю выстраивать жизненную стратегию по образцу моджахеда как способ удовлетворения актуальных потребностей в группировании с сильным сообществом, получении статуса; 4) поддержка, как метод воодушевления, приободрения, успокоения слушателя в случае принятия окончательного решения в пользу вступления в ряды бандформирований ИГ (запрещено в РФ);
б) внешнее внушение - как психологическое воздействие одного человека (суггестора - автор текста) на другого человека (суггерента - слушатель), осуществляемое с помощью речевых средств и отличающееся сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.
По способам психического воздействия в процессе аудиального воздействия на аудиторию были использованы прямое (открытое) и косвенное (закрытое) внушение. При прямом внушении фразы, произносимые автором отличаются однозначностью, твёрдостью, произносятся, настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Условия успешности прямого внушения:
а) эмпатическое сопереживание, отношения доверия, основанные на общей религиозной при-
надлежности («О, мусульмане!..»), общем приниженном социальном статусе («Клянусь Аллахом, мусульманин не живет на землях каферов, кроме как униженным, жалким и слабым...»);
б) содержание внушаемого текста, способ его конструирования (от принятия идеологии и методологии радикального Ислама к принятию решения об участии в преступной деятельности бандформирований ИГ (запрещено в РФ)). Усиливают эффект внушения синтез логических и эмоциональных компонентов передаваемой информации, подтверждающей взгляды, к которым склонен, с которыми согласен суггерент;
в) обстоятельства, повышающие эффект внушения: авторитетность суггестора (его социальный статус, наличие прежних заслуг, опыта, ореол известности, принадлежность к референтной для суггерента группе, обладание властью знатока канонов Ислама, некоторая таинственность его образа, приписывание ему особых способностей, возможностей).
Приёмы косвенного внушения, применённые автором текста в адрес аудитории: повествование о других лицах или событиях, при этом ключевая фраза или поворот сюжета акцентируются (интонационно выделяются) с различной интенсивностью; высказывания в условной форме («если... (совершить какие-то действия), то. (результат будет таким-то)»), например: «Если же тебя обманули фетвы ослов знаний, я укажу тебе на одну вещь. Если ты обдумаешь ее беспристрастно, то найдешь истину»; «Бросьте различные группировки, джамааты и организации! Если вы поступите так, то в этом ваше исцеление! А если откажетесь, то в этом ваш недуг»; «О мусульмане! Если вы желаете безопасности, то нет для вас безопас-
ности, кроме как в тени Исламского государства»; «О молодежь ислама! Присоединяйся к каравану муджахидов! Если вы сделаете это, то станете могущественными, уважаемыми правителями земель и господами этого мира. А если откажетесь, то будете униженными, несчастными, жалкими и потерпите убыток»; «О те, которые уверовали!.. Если вы не выступите в поход, то он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом!»; множественное использование автором неоконченных фраз, когда окончание додумывает суггерент либо по аналогии, либо при интонационной остановке, исходя из фонетической мелодики фразы; произнесение ключевой фразы и сразу за ней отвлекающего текста, не дающего возможности суггеренту осмыслить первую фразу и сделать логический вывод, что обеспечивает закрепление ключевой фразы на подсознательном уровне (перегрузка сознания информацией); иллюзия выбора слушателем участия/не участия в преступной деятельности бандформирований ИГ (запрещено в РФ).
Направленность умысла автора в процессе вербального взаимодействия с аудиторией может быть выявлена только косвенными методами, а именно психосемантическим анализом его высказываний, зафиксированных на аудиозаписи. Прямые эмпирические методы анализа мотивационной стратегии автора в данной экспертизе не использовались по причине невозможности психологического исследования личности автора.
Гипотетическая структура агитационно-пропагандистского умысла автора в отношении вербального взаимодействия с аудиторией:
- основные смысловые конструкты: а) сформировать в направленности личности гипотетического слушателя религиозные знания экстремистского содержания; б) внушить установку на необходимость и желательность вооружённой борьбы против врагов ИГ (запрещено в РФ); в) сформировать
у слушателя стабильно-позитивное намерение переехать на территорию ИГ (запрещено в РФ) и участвовать в активной вооружённой борьбе за его интересы там, либо на территории других стран; г) побудить мусульман, противодействующих ИГ (запрещено в РФ) прекратить сопротивление, присоединиться к ИГ (запрещено в РФ) («Я обращаясь к лидерам различных группировок и джамаата, партий, сект и организаций, воюющих с халифатом, заявляя, что они работают для возвращения халифата. Я говорю им и тем, кто с ними согласен: мы с дозволения Аллаха продолжим наш путь - ведь это халифат. И если вам это нравится, то покайтесь, образумьтесь и присоединитесь к его каравану и помогайте ему, ведь поистине - это халифат»);
- второстепенные смысловые конструкты: а) побудить слушателя в оказании разнообразной помощи ИГ (запрещено в РФ); б) сформировать в сознании слушателя миф об ИГ (запрещено в РФ) как единственно правильном, справедливом сообществе, непобедимом ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Таким образом, автор экстремистского текста использовал информационную триаду высказываний констатирующего, убеждающего и директивного характера [3, с. 110-111].
Нами был проведён сравнительный анализ представленности в сети Интернет материалов экстремистского содержания и материалов, мотивирующего к формированию суицидального намерения за период сентябрь 2016 - июнь 2017 гг. (табл. 2).
Количество просмотренных материалов по преступлениям террористической и экстремисткой направленности, на основании которых составлена таблица около 850, материалов, связанных с деятельностью «групп смерти» с социальных сетях около 615. Из них текстовый материал 71%, визуальный (фото, видео) 14%, креолизованный текст 12%, аудиозаписи 3%. Из обработанных матери-
Таблица 2
Количество материалов террористической и экстремистской направленности, «групп смерти» в социальных сетях (абс., %).
Всего Преступления террористической и экстремистской направленности «Группы смерти» в социальных сетях
В процентах В количественном выражении В процентах от всех просмотренных В процентах от данной категории В количественном выражении В процентах от всех просмотренных В процентах от данной категории В количественном выражении
100% 850 72,3% 100% 615 27,7% 100% 235
Текстовый материал 71% 603 58,4% 80% 496 12,6% 45,6% 107
Визуальный (фото, видео) материал 14% 119 10% 14% 85 4% 14,4% 34
Креолизированный текст 12% 102 2% 3% 17 10% 36,2% 85
Аудиозаписи 3% 26 1,9% 3% 17 1,1% 3,8% 9
Вестник КГУ Л 2017
92
алов по преступлениям террористической и экстремистской направленности: только текстовый материал 58,4%, только визуальный 10%, креоли-зированный текст 2%, аудиозаписи 1,9%; связанных с деятельностью «групп смерти» в соцсетях: только текстовый материал 12,6%, только визуальный 4%, креолизированный текст 10%, аудиозаписи 1,1%. Среди материалов, связанных с преступлениями террористической и экстремистской направленности около 80% составляет текстовый материал, 14% визуальный, 3% креолизированный текст, 3% аудиозаписи. Среди материалов, связанных с деятельностью «групп смерти» в социальных сетях 45,6% составляет текстовый материал, 14,4% визуальный, 36,2% креолизированный текст, аудиозаписи 3,8%.
Как показал предварительный статистический анализ имеющихся в сети Интернет материалов, более эффективное воздействие на сознание/подсознание молодёжи оказывают психолингвистические особенности сообщения, то есть грамотно составленный контент высказывания. Интенцио-нальная направленность деструктивных текстов обеспечивается доверием информационного реципиента к авторской позиции, а также за счёт некритического многократного восприятия пользователя Сети предлагаемых текстов.
Преступления для совершения которых исполнители вербуются с помощью сети Интернет и иными дистанционными способами, являются сложными для выявления и пресечения преступного умысла, поскольку из внешних проявлений сложно сделать вывод о приготовлении лица к совершению преступления или покушению на него, такой вывод возможен из значительной совокупности внешних проявлений, но в случае формирования так называемых «спящих» экстремистских и террористических сообществ между контактом и каким бы то ни было внешним проявлением намерения может пройти длительный промежуток времени, что осложняет процесс выявления преступников. Особенностью указанных методов вербовки является еще и то, что необязательно создавать сообщество, лица могут вовлекаться в совершение преступления индивидуально, их внешние коммуникации могут ограничиваться, что так же осложняет профилактику и пресечение таких деяний, а в отношении «групп смерти» мы можем говорить о появлении адресного подхода к жертве преступления. Кроме указанных моментов важным является то, что при привлечении к ответственности вербовщика без выявления всех его контактов, в отношении лиц, находившихся в связи с ним может в будущем совершаться преступление, либо они могут быть вовлечены в его совершение, с помощью замены вербовщика, поскольку влияние на сознание и ценностные установки вовлекаемого лица при использовании рассматриваемых методик значительно.
Объектами вербовки в антисоциальные, в частности экстремистские группировки интернет-аудитории выступают лица подросткового и юношеского возраста, у которых в цифровом профиле личности наблюдаются такие выраженные свойства, как доверчивость, внушаемость, некритичность при восприятии информации.
Авторы общественно опасного интернет-контента используют разнообразные психотехнологии суггестивного воздействия на аудиторию, концентрируют внимание и усилия на тех пользователей, которые в силу социальной незрелости реализуют исключительно внешне детерминированную активность в ущерб личным и социальным интересам.
С целью психопрофилактики вовлечения молодёжи в деструктивные (экстремистские) группы необходимо и достаточно формировать у них навыки мотивационной рефлексии по отношению к предлагаемым модераторами действий и поступков, тем самым самостоятельно обеспечивая личностную (как цифровую, так и реальную) безопасность, психологический иммунитет на суггестивное воздействие злоумышленников.
Библиографический список
1. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
2. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 64 с.
3. Кузнецов С.А., Оленников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство. - М.: Издательский дом В. Ема, 2014. - 312 с.
4. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: фед. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [принят Государственной Думой 5 июля 1995 года]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 28.10.2017).
5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российский Федерации: фед. закон: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (в ред. от от 16.07.2015 № 22-П)]. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. (дата обращения: 28.10.2017).
6. Российская Федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 26.08.2017) [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. (дата обращения 28.10.2017).