УДК 37
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМЫ
LAW EDUCATION IN MODERN CHINA: CONDITION AND REFORMS ЛЯН МИНЬЯНЬ (LYAN MINYAN)
Описана история развития юридического образования после образования КНР и до настоящего времени, рассматриваются проблемы современного состояния юридического образования в Китае, предлагаются способы совершенствования юридического образования в Китае.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, юридическое образование; юридические вузы; реформы высшего образования.
The article is about the juridical education development history after the People's Republic of China formation and so far. The problems of modern condition of juridical education in China are considered. The methods of juridical education improvement in China are offered.
Key words: the People's Republic of China, the juridical education, legal high schools, high education reforms.
После образования КНР в период с 1949 г. по 1957 г. преобразование высшего образования осуществлялось на основе опыта Советского Союза. В итоге из действовавших ранее 63 вузов сохранились 4 юридических института (Пекинский, Юго-Западный, Северо-Западный, Хуадонский) и 4 юридических факультета (в Пекинском, Цзинлиньском, Уханьском университетах и в Университете народа). Следующий период (с 1966 г. по 1976 г.) связан с событиями Культурной революции. В это время закрывались многие вузы или резко ограничивался приём студентов. К моменту её окончания юридические факультеты оставались только в Пекинском и Цзинлиньском университетах, где обучалось не более 200 студентов. За период с 1949 г. по 1976 г. юридические факультеты подготовили всего 20 тысяч специалистов, что оказалось в два раза меньше по сравнению с периодом 1927-1947 гг. [1].
В 1978 г. в Китае начались реформы образования, которые привели к расширению приёма на юридическую специальность. Однако вузы смогли принять только 729 будущих юристов, что было явно недостаточно
для укомплектования кадрами правоохранительных учреждений Китая. По статистическим данным 1983 г. среди работников судебных учреждений и милиции высшее образование имели только 8 %, из них всего 3 % обладали юридическим дипломом [2]. Отмеченная ситуация стала быстро меняться в лучшую сторону, и к 1993 г. было открыто 114 юридических факультета, 58 высших школ юстиции или милиции, где обучалось около 200 тысяч человек. В 2008 г. в Китае действуют уже 634 вуза, в составе которых имеются юридические факультеты. В них обучается 300 тысяч студентов и 60 тысяч аспирантов [3]. В Китае существует три вида юридических факультетов: в классических университетах, в политехнических университетах, в специально-профессиональных университетах. Кроме дневного отделения, работают вечерние и заочные отделения, которые отличаются более взрослым контингентом. Можно считать, что юридическое образование стало популярным и модным, однако его бурное развитие породило определённые проблемы, к числу которых можно отнести следующие.
© Миньянь Лян, 2011
1. Для обучения большого количества студентов не хватает преподавателей, материально-технической базы, что затрудняет систематически проводить занятия. Нередко складывается ситуация, когда в группе насчитывается более ста студентов, поэтому преподаватель может только прочитать лекцию и не имеет возможности ответить на вопросы, провести собеседование и тем более организовать семинары, консультации. Фактически преподаватель не общается с аудиторией. Очевидно, что в таких условиях невозможно обеспечить должное качество подготовки выпускников.
2. Наблюдается отрыв юридического образования от практики. Система преподавания основана на лекциях и освоении теоретического материала, мало времени отводится семинарским занятиям и овладению практическими навыками. Предусмотрено прохождение практики перед окончанием университета, однако многие студенты её не посещают. В студентах-практикантах не заинтересованы и сами организации, поскольку им не возмещают затраты на проведение практики. В итоге выпускники не могут сразу приступить к работе, так как не обладают необходимыми навыками, не знают особенности деятельности милиции, суда и прокуратуры, не могут грамотно и квалифицированно составлять документы, не обладают юридическим мышлением.
3. Бурное развитие экономики, особенно после вступления Китая в ВТО, повысило спрос на юристов, которые обладают знанием интеллектуального права, правил международной торговли, документов ВТО. Требуются навыки проведения коммерческих переговоров, работы с акциями, участия в биржевых торгах. Однако соответствующие темы с опозданием включаются в учебную программу, недостаточно преподавателей, которые владеют этими знаниями, сложно найти и пригласить в вуз специалиста необходимого профиля. В итоге выпускники не могут работать в наиболее востребованных сферах экономики.
4. В Китае, чтобы стать юристом, необходимо сдать единый юридический экзамен. Он состоит из 4 частей и проводится осенью в течение двух дней. Однако его успешно выдерживают немногие: в 2002 г. - 6,68 % от
числа сдававших, 2003 г. - 8,75 %, 2004 г. -
11,22 %, 2005 г. - 14,39 %, 2006 г. - 17 %, 2007 г. - 20 %, 2008 г. - 25 %, 2009 г. - около 22 %. Экзамен открывает доступ к профессии юриста, и естественно, что студенты и аспиранты стремятся его сдать. Однако содержание университетского курса не в полной мере связано с требованиями экзамена, поэтому студенты плохо посещают лекции или занимаются самостоятельной подготовкой. В то же время, если переориентировать все университетские занятия на подготовку к экзамену, это повлечёт нарушение учебной программы.
5. Целью юридического образования является не только приобретение знаний, но и воспитание необходимых моральных качеств. Юристы не должны использовать знание законов исключительно как инструмент и средство получения дохода, необходимо формировать понятие о совести, справедливости, равноправии и ответственности перед обществом. Для этого недостаточно овладеть правовыми знаниями, нужно глубоко впитать принципы, теории, концепции права, обладать высоким уровнем правосознания.
В Китае студенты учатся только 4 года, из них одна четверть учебного времени отводится на изучение общих профессиональных дисциплин, полгода занимает практика и написание дипломной работы. Следовательно, остаётся очень мало времени для обучения по своей основной специальности. Сложно представить, как за такие короткие сроки удается овладеть теорией права и приобрести практический опыт.
Китайские учёные давно заметили серьёзные проблемы в юридическом образовании и предложили пути их разрешения.
С 1997 г. Комитет по руководству юридическим образованием при Министерстве образования Китая ведёт исследование и обсуждение проблем юридического образования. Комитет утвердил новую структуру учебного плана, в котором в качестве обязательных и основных для всех юридических вузов указаны 14 предметов. К ним относятся: теория права, история юстиции Китая, конституционное право, административное право и административный процесс, гражданское право, коммерческое право, интеллектуальное право, хозяйственное право,
уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, международное право, международное частное право и международное хозяйственное право. Комитет по руководству юридическим образованием инициировал и обеспечил написание специалистами учебников по этим 14 предметам, которые предназначены для всех вузов. Кроме того, был подготовлен документ, регламентирующий проведение оценки качества юридического образования, и постепенно началась работа по его применению на юридических факультетах разных вузов.
С 1996 г. в Китае по опыту США начали принимать аспирантов 1.Б., называющихся аспиратами юридического профиля. Первоначально такой приём вели только 8 университетов, а в настоящее время - уже 115. Отличие от традиционных аспирантов юридического образования в следующем:
- в аспирантуру поступают выпускники не юридических, а других факультетов;
- поступающий сдаёт экзамен, который фактически представляет второй ЕГЭ; программа экзамена устанавливается Комитетом учебных степеней Госсовета;
- содержание учебной программы в аспирантуре ориентировано на потребности практики и построено на междисциплинарном подходе; особое внимание уделяется развитию способностей, навыков мышления, решению практических задач и формированию моральных качеств; обучение продолжается 3 года: первый год отводится на освоение теории права, второй год - изучаются и анализируются конкретные дела, различные документы и контракты, третий год нацелен на подготовку адвокатов. Такие выпускники пользуются в Китае большой популярностью.
В сентябре 2000 г. в 7 университетах Китая были открыты клиники права. В настоящее время занятия в таких клиниках ведут более 40 университетов. Этот новый тип подготовки студентов стал полезным методом для овладения практическими навыками юриста.
Развивается сотрудничество с зарубежными вузами. В 1998 г. в Пекине состоялась конференция «Собрание директоров известных юридических вузов Китая и США: юри-
дическое образование», в июне 2000 г. -конференция «Собрание директоров известных юридических вузов Китая и Европы: юридическое образование», в декабре 2000 г.
- конференция «Собрание директоров ста известных вузов», в 2001 г. - конференция «Реформа и развитие юридического образования Азии». Китайские делегации посетили разные страны для изучения зарубежного опыта организации юридического образования с целью внедрения ценных достижений в китайских условиях.
Изучив состояние юридического образования в Китае и сравнив его с опытом других государств, можно предложить следующие пути совершенствования.
1. Прежде всего надо правильно определить цель юридического образования, выяснить, каких специалистов мы хотим подготовить. Поставленная цель повлияет на методы и содержание юридического образования. Предлагается остановиться на следующей цели - подготовка специалистов со смешанными знаниями, т. е. обладающих и знаниями теории, и правовым мышлением, и правовыми навыками. Следует дифференцировать цели подготовки бакалавров, аспирантов и докторантов. Цель подготовки бакалавров -подготовка специалистов, владеющих знаниями основы теории права, обладающих практическими навыками в соответствии с потребностями общества. Цель обучения аспирантов и докторантов - подготовка специалистов, умеющих проводить научные исследования. Кто намерен работать в судебных органах, должен пройти подготовку в специальных школах повышения квалификации. Это означает, что приобретенное в вузе юридическое образование составит основу юридических знаний, которые необходимы для сдачи единого юридического экзамена. Однако до поступления на работу в качестве юриста рекомендуется пройти двухгодичное профессиональное обучение.
2. Необходимо совершенствовать методы обучения: увеличить число семинаров, расширить перечень спецкурсов, внедрять новые интерактивные методики (например, презентации), привлекать новые научные материалы, разбирать на занятиях конкретные дела. Всё это сделает обучение интересным. Рекомендуется проводить занятия в юриди-
ческих клиниках и специально оборудованном зале судебных заседаний, чтобы студенты научились мыслить и решать вопросы как юристы.
3. Выпускников вузов можно сравнить с товаром, выпускаемым заводами, они также должны пользоваться спросом. Для этого нужна не только качественная подготовка, но и отличающаяся определёнными особенностями. Например, в Чаньчуньском политехническом университете существуют отличия подготовки юристов. Предметно изучаются интеллектуальные права, проведение коммерческих переговоров, сравнительное правоведение Японии, Южной Кореи, Монголии и России для того, чтобы выпускники обслуживали потребности местной экономики.
4. Необходимо активизировать сотрудничество с зарубежными вузами, предоставить возможность студентам 1 год учиться за границей. Таким образом, можно подготовить больше специалистов, знающих закон и право других стран. Они окажутся более
конкурентно способными при устройстве на работу и хорошо обслуживать потребности современного общества. Такие специалисты пользуются большим спросом, но их очень мало. Сейчас в Китае 95 % студентов изучает английский язык, но мало студентов, которые изучают закон и право западных стран. Только Пекинский политико-правовой университет создал совместную высшую школу по изучению закона и права Германии. Требуется много специалистов-юристов, которые бы изучали закон и право России, но мало студентов, знающих русский язык. Поэтому подготовка выпускников по требованию общества - цель преобразования юридического образования.
1. Хо Синьдань. Развитие и реформа юридического образования КНР от 1978 по 1998 гг. Издательства юстиции Китая. 2004.
2. Хо Сяньдань. О юридическом образовании. -иКЬ : http://www.sina.com.cn2006/11/25 23:20.
3. иКЬ : http://www.chinanews.com.cn/edu/qzjy/
news/2009/03-09/1593950.shtml.
21б