Научная статья на тему 'Юридическое образование в советской России (октябрь 1917 март 1921 гг. ): организационно-правовой аспект'

Юридическое образование в советской России (октябрь 1917 март 1921 гг. ): организационно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2251
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАЗДНЕНИЕ СТАРОЙ ШКОЛЫ / СОВЕТСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / РУКОВОДСТВО ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ / ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК / LEGAL EDUCATION / ABOLITION OF TSARIST SCHOOL / SOVIET HIGHER SCHOOL / IDEOLOGICAL PARADIGM / MANAGEMENT OF HIGHER SCHOOL / AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION / SOCIALIST ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рощин Борис Евгеньевич

Статья посвящена первоначальному этапу процесса становления советской системы юридического образования, в условиях радикальных революционных реформ в России, проводимых большевиками в период с октября 1917 года с момента захвата государственной власти по март 1921 год до провозглашения новой экономической политики. Автором данной работы рассмотрены и проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, принятые большевистской властью в обозначенный период. Наиболее важными правовыми нормативами, по мнению автора статьи, являются соответствующие декреты, постановления, положения новой власти: «О приёме в высшие учебные заведения РСФСР»; «О преимущественном приёме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства»; «О всероссийских конкурсах на замещение кафедр высших учебных заведений Российской Республики»; «О социалистической академии общественных наук»; «О факультетах общественных наук»; «Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры»; «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». В результате анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, автор приходит к выводу, что рассматриваемый исторический период положил начало генезису советского высшего юридического образования. Соответствующие правовые акты данного периода, принятые согласно новой идеологической парадигме, определили основные векторы будущего развития всей системы советского высшего образования в целом, а также высшего юридического образования в частности. Они облекли в правовые формы важные классовые идеологические принципы организации и функционирования высшей советской школы, такие как: доступность высшего образования лицам «из среды пролетариата и беднейшего крестьянства», бесплатное оказание образовательных услуг и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education in Soviet Russia (October 1917 March 1921): organizational legal aspect

The article is devoted to an initial stage of process of formation of the Soviet system of legal education, in the conditions of the radical revolutionary reforms in Russia which were carried out by the Bolsheviks in the period since October 1917 the moment of capture of the Provisional government till March 1921 before the declaration of the so-called new economic policy. The key standard-legal acts adopted by the Bolshevist power in the specified period have been considered and analyzed by the author of this work. The most important legal standards, according to the author of the article, the relevant decrees, resolutions, provisions of the new power are: “On enrollment in higher educational institutions of the Russian Socialist Federative Soviet Republic”; “On preferential right of enrollment in higher educational institutions of representatives of the proletariat and the poorest peasantry”; “On the all-Russia competitions to fill chairs of higher educational institutions of the Russian Republic”; “On socialist academy of social sciences”; “On faculties of social sciences”; “On establishment of institutes on preparation of “red” professorate”; “On establishment of the general scientific minimum obligatory for teaching at all higher schools of the Russian Socialist Federative Soviet Republic”. As a result of the analysis of the above-stated standard-legal acts, the author comes to conclusion that the considered historical period laid the foundation to genesis of the Soviet higher legal education. The relevant legal acts of this period, adopted according to the new ideological paradigm, have defined the main vectors of future development of all the system of the Soviet higher education in general, as well as of the higher legal education in particular. They gave legal shapes to the important class ideological principles of the organization and functioning of the Soviet higher school, such as: availability of higher education to the persons “from the circle of the proletariat and the poorest peasantry”, free rendering of educational services and others.

Текст научной работы на тему «Юридическое образование в советской России (октябрь 1917 март 1921 гг. ): организационно-правовой аспект»

УДК 340

Рощин Борис Евгеньевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

pravoborise@mail.ru

юридическое образование в советской России (октябрь 1917 - март 1921 гг.): организационно-правовой аспект

Статья посвящена первоначальному этапу процесса становления советской системы юридического образования, в условиях радикальных революционных реформ в России, проводимых большевиками в период с октября 1917 года - с момента захвата государственной власти - по март 1921 год - до провозглашения новой экономической политики. Автором данной работы рассмотрены и проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, принятые большевистской властью в обозначенный период. Наиболее важными правовыми нормативами, по мнению автора статьи, являются соответствующие декреты, постановления, положения новой власти: «О приёме в высшие учебные заведения РСФСР»; «О преимущественном приёме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства»; «О всероссийских конкурсах на замещение кафедр высших учебных заведений Российской Республики»; «О социалистической академии общественных наук»; «О факультетах общественных наук»; «Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры»; «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». В результате анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, автор приходит к выводу, что рассматриваемый исторический период положил начало генезису советского высшего юридического образования. Соответствующие правовые акты данного периода, принятые согласно новой идеологической парадигме, определили основные векторы будущего развития всей системы советского высшего образования в целом, а также высшего юридического образования в частности. Они облекли в правовые формы важные классовые идеологические принципы организации и функционирования высшей советской школы, такие как: доступность высшего образования лицам «из среды пролетариата и беднейшего крестьянства», бесплатное оказание образовательных услуг и другие.

Ключевые слова: юридическое образование, упразднение старой школы, советская высшая школа, идеологическая парадигма, руководство высшей школой, доступность высшего образования, Социалистическая академия общественных наук.

В современной России престиж юридических профессий достаточно высок, а юридическое образование стало одним из самых массовых и популярных среди молодёжи. Конституция провозглашает Россию в качестве правового государства, в котором права и свободы человека являются «высшей ценностью». Очевидно, построение правового государства невозможно без осознания социальной ценности самого права, без повышения его статуса. Кроме того, правовое государство немыслимо без высококвалифицированных специалистов в юридической сфере (следователей, адвокатов, судей, юрисконсультов, нотариусов и др.).

Вместе с тем, профессиональный уровень данных специалистов, зачастую, не соответствует современным запросам общества и государства. Очевидно, проблема возникла не спонтанно. Государство, в постсоветский период, фактически создало благоприятные условия для массовой коммерциализации юридического образования.

Современные проблемы российского юридического образования не остаются без пристального внимания со стороны общества и государства. Так, один из президентских указов (от 26.05.2009 г. № 599) непосредственно нацелен на повыше-

Революция права в первую очередь проявлялась в разрушении старого права...

Нам сейчас нужны не столько юристы, сколько коммунисты.

П.И. Стучка

ние «качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции». Указ предполагает разработку и внедрение в практику «механизма общественной аккредитации» вузов (государственных и негосударственных), «осуществляющих подготовку юридических кадров».

В настоящее время особенно часто дебатируются вопросы о необходимости коренного реформирования всей системы высшего (в том числе и юридического) профессионального образования. Многие современные проблемы высшей школы возникли не на пустом месте, - они уходят своими корнями в историческое прошлое. Интерес к историческому опыту далеко не праздный, поскольку предпосылки современных проблем, как правило, коренятся в прошлом.

Система юридического образования современной России развивается не на пустом месте, её предшественницей является советская образовательная система (со своими позитивными и негативными аспектами). В настоящее время наметился устойчивый интерес к истории отечественного юридического образования. Однако, несмотря на это, советское юридическое образование является недостаточно освещаемой темой. Целью работы

214

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014

© Рощин Б.Е., 2014

является рассмотрение общих тенденций зарождения и развития советского юридического образования, на первоначальном этапе становления новой «общественно-экономической формации», - в период с октября 1917 г. до провозглашения (в марте 1921 г.) новой экономической политики.

Среди первоочередных мероприятий советской власти стало упразднение старой «буржуазной» системы образования и формирование новой, соответствующей принципам построения «пролетарского государства». Большевистская доктрина требовала незамедлительного разрушения всего того, «что делало школу орудием классового господства буржуазии» [1, с. 80].

Старая высшая школа, в лице классических государственных университетов, а также различных специальных учебных заведений (типа Училища правоведения, Царскосельского лицея, Демидовского лицея и др.), осуществляла подготовку юристов для государственных нужд, исключительно по очной (высшей) форме обучения. При этом наибольшей «популярностью» пользовались юридические факультеты государственных университетов. С точки зрения идеологов большевизма, высшая школа «буржуазного общества» являлась исключительно «достоянием эксплуататорских классов». «Эта школа в лице бесконечных гимназий, реальных училищ, институтов, кадетских корпусов и т.д. должна быть уничтожена», - писал, один из главных идеологов большевизма, - Н.И. Бухарин [1, с. 80]. Уже 09.11.1917 года был принят декрет Совета народных комиссаров (далее СНК) «О Государственной Комиссии по народному просвещению». Данная комиссия создавалась для общего руководства народным просвещением, впредь до созыва Учредительного собрания [2, с. 59].

Однако система высшей школы практически до лета 1918 года не вызывала особого интереса у правящей власти. По-видимому, данное обстоятельство объясняется наличием других, более значимых проблем: разруха, контрреволюция, национализация и др.

Первым заметным шагом по пути реформирования высшей школы (на принципиально новых началах) стало принятие 2-х нормативно-правовых актов: декрет Совета Народных Комиссаров (далее СНК) «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» и постановление СНК «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» (от 02.08.1918 г.).

Первый документ закрепил новые принципы высшего образования - доступность, гендерное равенство, бесплатность. Принцип доступности давал возможность каждому лицу, «независимо от гражданства и пола», поступления в высшие учебные заведения по их выбору. Более того, запрещалось требовать от поступающих предъявления соответ-

ствующих документов об образовании (дипломов, свидетельств, аттестатов и т.п.). Гендерное равенство в получении высшего образования означало беспрепятственное поступление в ВУЗы «без различия пола». Декрет запрещал взимание платы за обучение, а внесённая плата (за первое полугодие 1918-1919 учебного года) подлежала возврату. За нарушение данного декрета все ответственные лица подлежали «суду революционного трибунала».

Второй документ закрепил ключевой идеологический принцип классовой принадлежности, согласно которому приоритет при поступлении в ВУЗы имели лица «из среды пролетариата и беднейшего крестьянства», которым, в то же время, гарантировалось предоставление «в широком размере стипендии» [8, ст. 689].

Несомненно, оба документа были нацелены на коренное изменение студенческого контингента высшей школы. Однако практика реализации данных правовых актов показала противоречия официальной идеологии с объективной реальностью. Так, «лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства», поступившие в вузы без каких-либо вступительных экзаменов, оказывались, зачастую, неспособными освоить программу высшей школы.

Другим ощутимым «ударом» по старой системе высшего образования стало принятие декрета СНК (от 01.10.1918 г.) «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых высших учебных заведений Российской Республики». Согласно данному документу упразднялись ученые степени доктора и магистра, звание адъюнкта, а также отменялись все связанные с ними права. Кроме того, отменялась дифференциация профессорско-преподавательского состава (на заслуженных профессоров, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров, доцентов, приват-доцентов) и, вместо этого, устанавливалось единое звание профессора для лиц, осуществлявших преподавательскую деятельность в вузах не менее 3-х лет. Преподаватели, которые имели 10-летний непрерывный стаж в данном вузе или общий педагогический вузовский стаж (не менее 15 лет) на 1 октября 1918 года, считались выбывшими из профессорско-преподавательского состава вуза с 01.01.1919 года и имели право избираться на должность исключительно по конкурсу.

Положение «О всероссийских конкурсах на замещение кафедр высших учебных заведений Российской Республики» было опубликовано 31.01.1919 года. Сведения о вакантных должностях и списки кандидатов на эти должности подлежали опубликованию в «Известиях ВЦИК» и в местных печатных органах. Избрание осуществлялось учеными советами факультетов или отделений. Вместе с тем, вышеназванное положение предоставляло возможность местным органам власти осуществлять по своему усмотрению отводы соот-

ветствующих кандидатов на должность профессора [9, ст. 789]. Так, до прохождения данных конкурсов могли быть не допущены наиболее одиозные представители «буржуазной» науки, «идеологически чуждые» новой власти.

Очевидно, вышеназванный декрет был нацелен на изменение профессорско-преподавательского состава высшей школы. Подобные шаги Советской власти вполне органично укладывались в рамки «идеологического контекста». Н.И. Бухарин, в частности, призывал: «...научный цех буржуазной профессуры должен быть распущен, и кафедра должна быть достоянием всех способных к преподаванию.» [1, с. 81]. Он предлагал реформировать «буржуазные» университеты и, в частности, заменить «профессорский состав людьми, которые, быть может, не удовлетворяют цензу «докторов буржуазного общества», но с успехом могут провести полную революцию в преподавании общественных наук.» [1, с. 88]. Вместе с тем, качество образования и преподавательский профессионализм отходили на второй план, поскольку во главу угла изначально ставился принцип классовой принадлежности.

В то же время объективные конкретно-исторические условия, как правило, жёстко противостояли новой идеологической парадигме. Так, несомненно, тотальная «зачистка» вузов от старой «буржуазной» профессуры грозила полностью уничтожить систему высшего образования: разрушить фундаментальные научные основы; «обескровить» кадровый потенциал; свернуть основные научные направления и т.п. На практике, вразрез жёстким идеологическим догмам, большевистское правительство активно прибегало к услугам «буржуазных спецов», в том числе и в сфере преподавания, несмотря на недоверие «старой профессуре».

Следует, справедливости ради, отметить, что до Октябрьской революции на юридических факультетах российских вузов работали выдающиеся учёные - правоведы, составлявшие гордость отечественной юриспруденции. Среди них: Л.С. Таль, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.Н. Бенеше-вич, А.Х. Гольмстен, Н.Н. Розин и другие учёные. Нельзя не учитывать их научные достижения. Многие работы «дореволюционных» правоведов и в настоящее время не потеряли, в определённой степени, своей актуальности. Они и сегодня поражают своей оригинальностью, новизной и глубиной исследований, профессионализмом, широтой знаний, мастерством владения научными методами и т.п.

Советское юридическое образование зарождалось в условиях становления новой (коммунистической) идеологической парадигмы. Данная идеология «сеяла» массовый правовой нигилизм в обществе, поскольку отрицала ценность государственно-правовых институтов и «предсказывала» их скорейшее и неизбежное отмирание. В будущем

(безгосударственном) обществе предполагалось регулировать общественные отношения исключительно нормами «коммунистической морали». Следовательно, если право находилось (в рассматриваемый период) на стадии «отмирания», то, очевидно, «молодое советское государство» не было заинтересовано в сохранении и дальнейшем развитии важных направлений юридической мысли, определенных достижений соответствующих юридических школ, и высокого качества подготовки правоведов.

В данный период не утихали споры о целесообразности подготовки новых (советских) юридических кадров, поскольку их дальнейшая деятельность представлялась достаточно «туманной», а также оставалось не вполне определённым их место в системе советского общества. Так, если юридические факультеты соответствующих вузов Российской империи целенаправленно готовили чиновников для государственной службы (выпускникам по окончании данных факультетов присваивались классные чины), то представителям власти большевиков было достаточно иметь «революционное сознание» и обладать непримиримым чувством «классовой справедливости».

Однако, несмотря на враждебное отношение к правовым феноменам, большевики, объективно, не имели никакой возможности отказаться от такого мощного и эффективного регулятора общественной жизни, как право. В.И. Ленин, будучи гибким прагматиком, утверждал: «Не впадая в утопизм, нельзя думать, что свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не даёт сразу» [5, с. 435]. Более того, право, как известно, «есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» [5, с. 433].

Первые шаги советской власти ознаменовались принятием внушительного массива нормативно правовых актов (декретов, постановлений, положений, инструкций, наказов и т.п.), которые, как правило, обладали противоречивым, декларативным и пропагандистским характером. Иными словами, право данного периода выступало, в большей степени, не регулятором отношений, а инструментом пропаганды и внедрения государственной идеологии. Так, английский исследователь Роберт Пейн осуществил типично западную интерпретацию данного российского периода. Он, в частности, писал: «В тот ранний период вся деятельность советского государства строилась на экспромте, импровизации. Ленин обожал сочинять всевозможные декреты; причём они могли касаться не только предметов, в которых он был сведущ, но и тех, в которых он ровно ничего не смыслил. И все декреты предназначались для немедленного их исполнения. Ленин мог лишиться власти, его

правительство могло пасть, к власти могли прийти «контрреволюционеры», - но ленинские декреты должны были остаться будущим поколениям как свидетельство благих начинаний его, ленинского правления» [6, с. 418-420].

Важным мероприятием в деле становления и развития советской высшей школы (и советского юридического образования) стало создание Социалистической академии общественных наук, в целях изучения и преподавания «как социальных знаний с точки зрения научного социализма и коммунизма, так и наук, которые соприкасаются с указанными знаниями». В состав академии входили две секции: научно-академическая и учебно-просветительская. Названия секций говорят сами за себя. Первая была нацелена на организацию и осуществление сугубо научной деятельности: «научную разработку вопросов социализма и коммунизма, научное исследование в области социальных наук, философии и наук естественных, поскольку последние соприкасаются с науками социальными, а также подготовку ученых специалистов в области социальных знаний». Вторая секция (учебно-просветительская) провозглашалась как «свободная высшая школа, которая имеет целью преподавание социальных наук всем желающим, ознакомление широких народных масс с учениями научного социализма и коммунизма, а также распространение просвещения на основе социалистического мировоззрения». Кроме того, согласно п. 4 Положения ВЦИК «О социалистической академии общественных наук» (от 25.06.1918 г.), данное учреждение наделялось соответствующими правами юридического лица: объявлять конкурсы; назначать премии; издавать научные труды; получать необходимые учебные «пособия и предметы»; открывать на территории РСФСР соответствующие институты, музеи, лаборатории, библиотеки и т.п.; приглашать в состав своих «сочленов, беспрепятственно, как российских граждан, так и иностранцев» [3, с. 471].

Председателем академии стал М.Н. Покровский, а среди её членов: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Бонч-Бруевич, Крупская, Коллонтай, Луначарский, а также ряд зарубежных марксистов: К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг и др. В разные годы в академии преподавали такие ортодоксальные корифеи советского права, как: П.И. Стуч-ка, М.А. Рейснер, А.Г. Гойхбарг и другие. Им удалось за достаточно короткий период создать учебно-методическую базу по юридическим дисциплинам в духе новой (марксистской) идеологической парадигмы.

Академии предстояло осуществить фундаментальную реорганизацию всей системы высшего (в том числе и юридического) образования. К примеру, постановление Народного комиссариата просвещения (от 23.12.1918 г.) предписывало академии

разработать унифицированные планы факультетов общественных наук.

Первый год становления «диктатуры пролетариата» ознаменовался массовым закрытием высших учебных заведений юридического профиля, которые к этому времени уже имели свои устоявшиеся традиции. Так, прекратили своё существование такие привилегированные образовательные учреждения, как Училище правоведения, Александровский лицей, Николаевский лицей и др. Знаменитые Бестужевские курсы были присоединены к Петроградскому университету; известный Демидовский юридический лицей сменил организационно-правовую форму и был преобразован в Ярославский государственный университет.

Кроме того, в конце 1918 года, Народный комиссариат просвещения принял решение о закрытии юридических факультетов в вузах, «ввиду совершенной устарелости учебных планов.., а также полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии и потребностям советских учреждений в высококвалифицированных работниках» [4, с. 22-23]. Заместитель народного комиссара просвещения М.Н. Покровский так мотивировал массовое закрытие юридических факультетов: «.Наука права давала ту красивую оболочку, под которой пряталось порабощение сотен миллионов десятками тысяч. Эта роль, роль красивого покрывала на неказистой действительности в последнее время была едва ли не главной ролью науки права. Само собой разумеется, что для социалистической России все подобные "науки" совершенно без надобности» [4, с. 2-3]. Следует заметить, что в данный момент подавляющее большинство юридических факультетов вузов выступало в роли мощной оппозиции большевистской власти.

Рассматриваемый период «ознаменован» созданием факультетов общественных наук (далее ФОН), которые учреждались взамен упразднённых юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов. 3 марта 1919 года Народный комиссариат просвещения утвердил соответствующее положение о ФОНах, в соответствии с которым данные факультеты состояли из трех отделений: экономического, политико-юридического, исторического. Их целью стало «распространение и разработка идей научного социализма и материалистического мировоззрения во всех областях обществоведения». Кроме того, все студенты ФОНов, независимо от их специализации, обязывались в течение первых двух лет своего обучения изучать предметы общеобразовательного цикла «преподавание коих стремится дать им общее социологическое образование, являющееся необходимой предпосылкой образования специального» [7, с. 16].

Советская власть, как отмечалось выше, не могла заменить в короткие сроки «буржуазную профессуру» новыми «марксистскими кадрами».

11.02.1921 года появилось постановление СНК «Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры». Данные институты учреждались в городах Москве и Петрограде, в целях подготовки «красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономии, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства». Институт существовал до 1930 г.

Новый этап развития системы советского юридического образования отмечен принятием ленинского декрета «О плане организации факультетов общественных наук» (от 04.03.1921 г.). Главной задачей ФОНов стало «создание кадров научно-подготовленных работников социалистического строительства». При этом, исторические и филологические отделения ФОНов при университетах подлежали упразднению с 1 мая 1921 года. Декрет устанавливал чёткую структуру ФОНов. Структурными элементами являлись соответствующие отделения и циклы. Так, правовое отделение включало такие циклы как судебный и административный; общественно-педагогический (школьный и внешкольный). Кроме того, Народному комиссариату просвещения поручалось разработать и утвердить учебные планы ФОНов, а также учредить специальные научные институты «по основным отраслям общественного знания» для «разработки различных отраслей общественных наук и для подготовки высококвалифицированных научных работников по этим наукам.» [10, ст. 117].

12 марта 1921 года в газете «Известия» было опубликовано постановление СНК (за подписями В.И. Ленина, Н. Горбунова, Л. Фотиевой) «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». Согласно документу, во всех высших школах РСФСР (независимо от специализации) следовало изучать ряд обязательных учебных дисциплин. В этой связи устанавливалось обязательное преподавание следующих предметов: 1) Развитие общественных форм (1 триместр по 4 часа); 2) Исторический материализм (1 триместр по 3 часа); 3) Пролетарская революция (исторические предпосылки переворота, включая империализм; его формы и история в связи с историей XIX - XX веков вообще и рабочего движения в частности) (2 триместра по 2 часа); 4) Политический строй РСФСР (1 триместр по 2 часа); 5) Организация производства и распределения в РСФСР (1 триместр по 2 часа); 6) План электрификации РСФСР, его экономические основы, экономическая

география России, значение и условия осуществления плана (2 триместра по 2 часа). Кроме того, обязательный минимум предписывал изучение таких естественных наук, как: 1) Физика и космическая физика, включая геофизику (2 триместра по 2 часа); 2) Химия (1 триместр по 2 часа); 3) Биология (2 триместра по 2 часа).

Переход государства к новой экономической политике (март 1921 г.) вызвал объективную необходимость дальнейшего совершенствования советской правовой системы. Регулирование экономических процессов на данном историческом этапе уже не могло осуществляться исключительно методами «революционного правосознания». Рыночные отношения, товарно-денежный оборот, частная собственность и другие атрибуты данной политики требовали качественно нового (понятного и стабильного) правового обеспечения. Обществу вновь потребовались профессиональные юристы. Кодификация законодательства 1922 года (принятие гражданского, земельного, трудового, уголовного кодексов) заложила фундаментальные основы советской правовой системы.

Таким образом, в рассматриваемый период были заложены основы советского юридического образования, сформулированы его идеологические принципы, определены основные векторы его дальнейшего развития. Созвучность советского юридического образования с государственными интересами определила на несколько десятилетий вперёд его идеолого-политическую «тональность».

Библиографический список

1. Бухарин Н.И. Азбука коммунизма. - М.: Гос-полиитиздат, 1919. - 200 с.

2. Декреты Советской власти. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957. - 625 с.

3. Декреты Советской власти. Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1959. - 640 с.

4. Журнал «Народное просвещение». - 1918. -№ 23 - 25.

5. Ленин В.И. Сочинения. Изд. 3. Т. XXI. - М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1936. - 585 с.

6. Пейн Р. Ленин: Жизнь и смерть. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 667 с.

7. Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 2. - М., 1919.

8. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. - № 57.

9. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. - № 72.

10. Собрание Узаконений РСФСР. - 1921. - № 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.