Юридическая наука и образован ие
Тхакахов А.М.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цель: Выявление основных особенностей развития юридического образования как инструмента защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России.
Методология: В статье использованы формально-юридический метод, метод сравнительного анализа.
Результаты: Автор обращается к исследованию роли юридического образования в формировании и развитии правовой культуры, правовых ценностей и знаний в современном российском обществе в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина. В статье анализируется общее состояние системы юридического образования, выявляются его основные компоненты, определяются проблемы и значение для современного российского общества. Автор обращает внимание на важность ценностных аспектов юридического образования, их значимость для воспитания правовой культуры и профессиональных юристов, и населения в целом.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья посвящена актуальной для современной российской правовой науки и России в целом теме - роли юридического образования в защите прав и свобод человека и гражданина. Результаты, которые были получены в статье, могут применяться в целях дальнейшего совершенствования российской системы юридического образования.
Ключевые слова: права человека, правовая культура, правовые ценности, правовые знания, юридическое образование, закон, право.
TkhakakhovA.M.
LEGAL EDUCATION AS AN INSTRUMENT FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN MODERN RUSSIA
Purpose: To identify the main features of the development of legal education as an instrument for the protection of human and civil rights and freedoms in modern Russia.
Methodology: The article uses the formal legal method, the method of comparative analysis.
Results: The author turns to the study of the role of legal education in the formation and development of legal culture, legal values and knowledge in modern Russian society in the context of the protection of human and citizen rights and freedoms. The article analyzes the general state of the system of legal education, identifies its main components, identifies problems and significance for modern Russian society. The author draws attention to the importance of the value aspects of legal education, their importance for the education of legal culture and professional lawyers, and the general population.
Novelty/originality/value: The article is devoted to the actual for the modern Russian legal science and Russia in general topic - the role of legal education in the protection of human and citizen's rights and freedoms. The results obtained in the article can be used to further improve the Russian legal education system.
Keywords: human rights, legal culture, legal values, legal knowledge, legal education, law, law.
В современной России проблема защиты прав и свобод, законных интересов человека и гражданина стоит достаточно остро. Многочисленные примеры нарушения прав и свобод граждан связаны не только с особенностями политического и социально-экономического развития современного российского государства, но и с низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности населения. В этой связи особую актуальность для страны приобретает подготовка высококвалифицированных и разделяющих ценности прав человека специалистов юридического профиля. Соответственно, повышается значимость юридического образования как института, обеспечивающего не только приращение кадрового резерва российских юристов, но и общее повышение уровня правовой культуры и грамотности в стране.
В настоящей статье мы попытаемся выявить основные особенности юридического образования как инструмента защиты прав и свобод человека и гражданина в современном российском обществе и определить, каким образом посредством развития юридического образования можно влиять на правосознание граждан. Следует отметить, что данные вопросы представляют определенный интерес для российской правовой науки. Однако нельзя не отметить тот факт, что многие исследователи-правоведы, рассуждая о правовых аспектах развития современного российского общества, склонны акцентировать внимание на проблемах совершенствования законодательства, правоприменительной практики, а вопросы юридического образования отходят на второй план. Между тем именно уровнем правовой грамотности и культуры юристов определяется во многом и общий
EURASIAN
> 3 (34) 2018 <
ADVOCACY
уровень правовой культуры населения, поскольку страта профессиональных юристов и правоведов выступает в качестве основного носителя и транслятора правовых ценностей. Юридическое образование, таким образом, является и формой воспроизводства правовой культуры и правовых ценностей общества [7].
В условиях стремительного социально-экономического развития, постоянного внедрения инновационных практик в самые разные сферы социальной жизни перед системой юридического образования стоит не самая легкая задача - качественная модернизация, ориентация на производство не только квалифицированных и знающих специалистов, но и людей, разделяющих ценности прав и свобод человека и на ценностно-мировоззренческом уровне не допускающих для себя возможности их нарушения.
А.В. Петров рассматривает юридическое образование как структурный компонент правовой культуры общества, который связывает правовую науку и правовую реальность [8]. С этим утверждением сложно не согласиться, особенно если мы говорим о российской действительности, в которой юридическое образование получило массовое распространение. Рост востребованности специалистов юридического профиля и относительно высокие заработки привели к тому, что профессия юриста, следовательно и профессиональное юридическое образование, приобрели большую популярность в обществе. Знание норм права и особенностей его применения на практике позволяет людям защищать свои права и законные интересы.
Однако популяризация юридического образования способствовала его коммерциализации, что неизбежно отразилось на общем качестве подготовки современных юристов [4], а главное -на их ценностной системе и мотивационных установках. Не является секретом то обстоятельство, что во многих вузах современной России диплом с квалификацией юриста можно получить, так и не преобразовав свое мышление в профессиональное, не восприняв ценности и установки профессии.
Основной негативный результат такого положения дел в сфере юридического образования -занятие должностей юридического профиля лицами, не являющимися носителями высокой правовой культуры и правовых ценностей. Естественно, такая ситуация отражается на состоянии прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, поскольку сотрудники правоохранительной системы, судебных и надзорных органов допускают
правонарушения и даже совершают преступления в массовом порядке. Даже сейчас положение в сфере юридического образования мало изменилось по сравнению с ситуацией десятилетней давности [2].
Но существующие проблемы не умаляют значимости юридического образования и правовых знаний в общем контексте защиты прав и свобод человека. В настоящее время в стране развиваются механизмы правового регулирования, что объясняет спрос общества на специалистов-правоведов и юристов и востребованность профессионального образования в сфере юриспруденции [9]. В первую очередь, необходимо отметить, что юридическое образование может быть разделено на профессиональное, закладывающее фундаментальные основы для профессиональной деятельности юриста, и общее или начальное, заключающееся в изучении права как раздела об-ществознания в среднем общеобразовательном учреждении и права как отдельной дисциплины в высших учебных заведениях.
Начальный уровень юридического образования призван сформировать базу правовых знаний у каждого гражданина страны. Сейчас именно в сфере правовой культуры населения в стране наблюдаются серьезные пробелы, которые заключаются в незнании основ законодательства, собственных прав и свобод, отсутствии навыков коммуникации в правовом поле, представлений о правоприменительной практике. Между тем без развития системы правового образования не представляется возможным и построение правового государства [5].
Профессиональное образование подразумевает не только более глубокий уровень знаний, но и иное отношение к правовым нормам. Стоит согласиться с В.Л. Климентовым, который считает, что глубокое уважение к закону и правовым ценностям должно быть прописано в квалификационном стандарте профессии юриста [6]. Поэтому в процессе юридического образования особое внимание должно уделяться не только преподаванию специальных дисциплин, но и воспитанию личностных качеств [1], усвоению морально-этических принципов, которые превращают студента юридического факультета или вуза в специалиста и защитника закона. Именно духовно развитая и нравственная личность с целостными представлениями о праве и прочно усвоенными правовыми ценностями может рассматриваться как качественный результат полноценного правового образования [3].
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 3 (34) 2018 <
— АДВОКАТУРА
Значимость юридического образования в процессе обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина определяется, как мы выяснили, следующими основными компонентами юридического образования: 1) правовой грамотностью, т. е. совокупностью знаний о праве, действующих в России и других странах правовых нормах и особенностях их применения, правах и обязанностях граждан; 2) правовыми ценностями, т. е. уважением к праву и закону, неприемлемостью противоправного и преступного поведения и нетерпимостью к нарушениям законодательства. Таким образом, благодаря юридическому образованию гражданин не только приобретает специфические профессиональные знания, но и усваивает соответствующие ценности, морально-этические принципы и поведенческие установки.
Пристатейный библиографический список
1. Ахметов А.С. Актуальные вопросы правового образования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 2. Ч. 2. С. 30-37.
2. Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник университета Российской академии образования. 2009. № 1.
3. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. 2012. № 3. С. 11-14.
4. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sdence-education. ru/ru/article/view?id=26361.
5. Золотухин В.М., Суслова С.В. Правовая культура и образование // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2(46).
6. Климентов В.Л. Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2 (50). С. 207-210.
7. Петров А.В., Горбатова М.К. Юридическое образование как элемент правовой культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 3. С. 175-182.
8. Петров А.В. Правовая культура и ее структурные компоненты: проблемы генезиса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 3. С. 167-173.
9. Чурикова Н.Н. Проблемы развития юридического образования в России // Территория науки. 2015. № 3. С. 22-25.
References (transliterated)
1. Axmetov A.S. Aktual"ny"e voprosy" pravovogo ob-razovaniya // Izvestiya Tul"skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. E"konomicheskie i yuridicheskie nauki. 2017. № 2. Ch. 2. S. 30-37.
2. Berulava G.A. Metodologicheskie aspekty" razvitiya sistemy" vy"sshego obrazovaniya v sovremennom infor-macionnom obshhestve // Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2009. № 1.
3. Vasil"ev A.A. Koncepciya pravovogo vospitaniya v kontekste konservativnoj pravovoj doktriny" Rossii // Yu-ridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 3. S. 11-14.
4. Voskresenskaya E.V. Problema kachestva yuridi-cheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii // Sovremen-ny"e problemy" nauki i obrazovaniya. 2017. № 2 [E"lek-tronny"j resurs]. URL: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=26361.
5. Zolotuxin V.M., Suslova S.V. Pravovaya kul"tura i obrazovanie // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2(46).
6. Klimentov V.L. Razvitie pravosoznaniya i pravovoj kul"tury" v processe yuridicheskogo obrazovaniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 2 (50). S. 207-210.
7. Petrov A.V., Gorbatova M.K. Yuridicheskoe obrazovanie kak e"lement pravovoj kul"tury" // Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2007. № 3. S. 175-182.
8. Petrov A.V. Pravovaya kul"tura i ee strukturny"e komponenty": problemy" genezisa // Vestnik Nizhegoro-dskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2017. № 3. S. 167-173.
9. Churikova N.N. Problemy" razvitiya yuridichesko-go obrazovaniya v Rossii // Territoriya nauki. 2015. № 3. S. 22-25.
ИШРАМЮШМ
шитшш тгаилим права
www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340