Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
рации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», но он до сих пор не принят, в этом году Министерство транспорта планирует рассмотреть данный проект снова. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской федерации в части реализации международных стандартов в области авиационной безопасности» Министерство транспорта РФ подчеркивает необходимость уточнения норм воздушного законодательства в части реализации положений стандартов Конвенции: «При разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в целях реализации стандартов в области контроля за обеспечением безопасности полетов Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней выявлено, что в воздушном законодательстве Российской Федерации имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Кроме того, часть критически важных для обеспечения безопасности полетов норм по обеспечению безопасности при эксплуатации аэродромов не реализована в законах Российской Федерации» [4].
Изменение законодательства в рамках стандартизации работы отечественных аэропортов по примеру западных стран не только будет соответствовать тре-
бованиям конвенции, но и значительно упростит их работу. Принятие ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно устранить все несоответствия между нормами Конвенции и Воздушным кодексом РФ.
Библиографические ссылки
1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. и доп., вступ. в силу на 01.01.2000).
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2013).
3. Руководство по управлению безопасностью полетов. 2013. Утв. генеральным секретарем и опубликовано с его санкции. 3-е изд. URL: http://www. icao .int/safety/SafetyManagement/Documents/Doc .9859. 3 rd%20Edition.alltext.en.pdf.
4. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части реализации международных стандартов в области авиационной безопасности : Пояснительная записка. URL: http://www. intrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19962.
© Шушеначев Р. В., 2014
УДК 341.1/8
Д. В. Щеголькова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ НА ЛУНЕ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛАХ
Осуществляется анализ основных положений и принципов Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах.
Нормы международного права регулируют поведение участников международных отношений не только на планете Земля, но и в космическом пространстве. В настоящий момент существует множество нормативно-правовых актов международного характера, регламентирующих правоотношения в области космического права. В данной работе рассматриваются основные положения Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятого резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года, далее - Соглашение.
Согласно статье 1 Соглашения субъектами, на которые распространяется его действие являются Луна, включая орбиты вокруг Луны и другие небесные тела Солнечной системы, за исключением Земли, однако, Соглашение не применяется «к внеземным материалам, которые достигают поверхности Земли естественным путем» [1].
В статье 2 декларируется, что вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование,
осуществляется в соответствии с международным правом.
Статья 3 провозглашает принцип мирного использования Луны, налагает запрет применения или угрозы применения силы равно как и любые другие враждебные действия.
Государства - участники обязаны не выводить объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах. Также запрещается создание на Луне военных баз, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров, но использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.
Статьи 4-8 устанавливают принципы проведения научных исследований.
«Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития» [1]. Государства - участники, в свою очередь, руководствуются принципом сотрудничества и взаимопомощи, информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны.
Если государству - участнику становится известно об одновременном проведении деятельности в одном и том же районе или на одной и той же орбите вокруг Луны другого государства - участника оно незамедлительно информирует последнее о времени и планах проведения своей деятельности.
В случае установления в космическом пространстве или на небесных телах явлений, которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни, государства также «незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное сообщество» [1].
«На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых всеми государствами - участниками» [1]. Предоставляется право собирать и вывозить образцы минеральных и других веществ и возлагается обязанность по принятию мер «для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды и также меры во избежание внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внеземного вещества или каким-либо иным путем» [1].
Вдобавок, сообщается о желательности предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств - участников и международного научного сообщества для проведения научных исследований.
В статье 9 закрепляется право на создание на Луне государствами-участниками обитаемых и необитаемых станций.
Статья 10 возлагает на государств - участников принятие мер для охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на Луне и предоставление терпящим бедствие лицам право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.
В положениях статьи 11 утверждается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, которое не подлежит национальному присвоению. Поверхность или недра Луны также «не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица» [1]. Государства - участники
должны информировать о любых природных ресурсах, которые они могут обнаружить на Луне.
Резюмируя положения статьи 12 следует заметить, что права собственности на космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения во время их нахождения на Луне остаются незатронутыми, но в чрезвычайных случаях, связанных с угрозой жизни человека таковые могут использоваться другими государствами - участниками с незамедлительным направлением уведомления Генеральному секретарю ООН или заинтересованному государству - участнику.
Статья 15 устанавливает диспозитивную норму, которая предоставляет государству - участнику возможность убедиться в том, «что деятельность других государств - участников по исследованию и использованию Луны осуществляется в соответствии с положениями настоящего Соглашения» [1]. «В этих целях все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне открыты для других государств - участников» [1], но при условии, что последние в заблаговременные сроки сообщат о посещении.
В целом Соглашение состоит из 21 статьи. Отсутствие упоминания о некоторых не является свидетельством их малой значимости, в силу того, что освещенных статей достаточно для формирования представления о предмете Соглашения, его основных положениях и принципах.
Следует отметить, что Соглашение вступило в силу только для небольшого круга государств, поскольку к настоящему времени имеется всего 19 договаривающихся сторон. В их число не входит ни один член «большой восьмерки», Совета Безопасности ООН или государство, которое бы обладало серьезной космической программой. Россия и США также не стали его участниками. Из чего можно заключить, что на данный момент Соглашение не имеет особой юридической и политической силы.
Также, хотелось бы обратить внимание на некие упущения, к числу которых следует отнести то, что, устанавливая правовой режим Луны и других небесных тел, Соглашение не содержит точной формулировки самого термина «небесное тело».
Библиографическая ссылка
1. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс]. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/moon_agreement.shtml.
© Щеголькова Д. В., 2014