Научная статья на тему 'Юридические механизмы защиты национальных интересов России в геоэкономическом порядке'

Юридические механизмы защиты национальных интересов России в геоэкономическом порядке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА / ГЕОЭКОНОМИКА / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ / КОРПОРАТОКРАТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко М. А.

«Геоэкономика» это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные факторы, составляющие суть геополитического подхода, а только лишь экономическую реальность в ее отношении к пространству. На сегодняшний день неолиберализм представляет собой корпоративную систему мировой экономики, политики и права, действующую по всему миру. Основной задачей корпоракратии является нивелирование роли государственного управления и государственной инициативы в сфере развития национальной экономики. Важнейшим условием реализации механизмов юридической защиты национальных интересов России в сфере государственной правовой экономической политики должен стать принцип национальной централизации и рационального использования времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридические механизмы защиты национальных интересов России в геоэкономическом порядке»

М.А. Ткаченко

ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ

Для России, вступившей в XXI век, который характеризуется небывалыми темпами развития геоэкономических процессов, сопутствующих глобализации, в условиях внутренних и международных вызовов, приоритетным направлением реализации национальных интересов становится юридическая защита последних, в особенности их экономической составляющей. В этом смысле национальные интересы России, по нашему мнению, представляют собой преемственно воспроизводящуюся ценностную систему культурных, социально-экономических и политико-правовых национальных архетипов российского государства, реализованную посредством институциональной консолидации комплекса потребностей личности, общества, государства на соответствующем этапе исторического развития нашей страны.

Глобализация открывает перед личностью невиданные возможности, и вместе с тем таит в себе серьезную угрозу национальным государствам, а также малочисленным этническим группам, компактно проживающим на территории этих государств. Глобализационные процессы затрагивают практически все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения развивающихся стран, привнося порою массу деструктивных антигосударственных механизмов в правовую политику независимого государства. В связи с этим возникает большое количество проблем, от решения которых зависит сама возможность дальнейшего существования национальных государств. Отметим наиболее существенные из них, это своевременное предотвращение угроз экологической катастрофы, борьба с транснациональной организованной преступностью, искоренение проблемы бедности, болезней и голода, сохранение культурного наследия наций, а также обеспечение национальной безопасности суверенных государств.

Характерной чертой процесса формирования нового мирового порядка является доминантное положение в нем западной политической элиты, опирающейся на многомиллиардные активы внегосударственных фондов и транснациональных компаний. Следует обратить внимание на то, что многие международные договоры США, касающиеся размещения систем противоракетной обороны в Европе, помимо дипломатических механизмов реализации несут в себе и чисто финансовую составляющую. Так, например, американская программа по размещению систем противоракетной обороны в Польше имеет бюджет порядка 130 миллиардов долларов, 20 миллиардов из которых требует польское правительство в обмен на предоставление «технических условий» для государственного департамента США. Совершенно естественным представляется ситуация, когда «реорганизация» и «техническое переоснащение» польской армии американскими системами вооружения за деньги транснациональных корпораций, превратится попросту в очередную статью доходов федеральной резервной системы Соединенных штатов. Примерно та же ситуация наблюдается в отношении транспортировки и захоронения отработанного ядерного топлива развивающимися государствами, которые в обмен на погашение внешних займов и экономически выгодных инвестирований в национальную экономику готовы принимать и хранить на своей территории представляющие непосредственную угрозу населению страны малоизученные химические вещества. Таким образом, экономическое могущество приобретает характер политической власти.

«Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы, составляющие суть собственно геополитического подхода, а только лишь экономическую реальность в ее отношении к пространству. Согласно принципам новейшего геоэкономического порядка совершенно не играет роли государственная принадлежность народа, обусловленная его историей, государственностью, правом, культурными традициями и т.д. Все действия должны быть направлены на решение стратегических задач современных государств продиктованных эрой «глобальных денег»: установление сюзеренитета в отношении государств - мировых экономических центров, политическое подчинение экономически слабых регионов и государств с крупными месторождениями нефти, газа и других природных ресурсов, приобретение мировых информационных центров с целью влияния на массовое сознание. «Геоэкономика» идет по пути становления единого планетарного государства. Идеологической парадигмой современного геоэкономического порядка является неолиберальная модель рыночного хозяйствования, то есть построение взаимоотношений между ядром мировой рыночной экономики (в виде США) и ее периферией по образцу колониальных систем XVII-XIX веков.

На сегодняшний день неолиберализм представляет собой корпоративную систему мировой экономики, политики и права, действующую по всему миру. Это тирания богатого меньшинства, которое проводит политику централизации мировых финансов и национальных природных ресурсов в руках частных собственников и корпораций при полном пренебрежении национальными интересами других стран. Отличительной чертой реформ, проведенных в независимых государствах и имевших в своей основе неолиберальную направленность, является утрата страной экономического суверенитета, при этом внутригосударственные реформы реализуются по заранее согласованному сценарию, вне зависимости от волеизъявления народа или даже верховной власти суверенного государства.

Речь идет, прежде всего, о направлении правовой экономической политики суверенных государств в сторону рекомендуемого комплекса социально-экономических реформ, обещающих модернизацию экономики, развитие современного рыночного хозяйства, посредством привлечения прогрессивных технологий через иностранные инвестиции. Ключевым элементом политико-правовых механизмов такого рода являются чрезмерные внешние заимствования, расходуемые страной-заемщиком на приобретение товаров и услуг, предоставляемых, в первую очередь, американской промышленностью. Финансирование реформ осуществляется Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития (Всемирный банк) и другими «неправительственными» финансовыми организациями, с участием которых развивается система эксплуатации экономического потенциала зависимых стран. По существу, правительство развивающегося государства втягивают в финансовую кабалу, так как отсутствие возможности своевременной выплаты государственных займов обеспечивает его политическую лояльность по отношению к национальным правительствам развитых стран, в купе с транснациональными корпорациями и неправительственными финансовыми организациями образующим акторы современного геоэкономического порядка - «корпоратократию» [1].

Основной задачей корпоратократии является нивелирование роли государственного управления и государственной инициативы в сфере развития национальной экономики. Деструктивная деятельность такого конгломерата и невозможность правительства национализировать природные ресурсы в виду больших сумм внешнего долга, ведут к передаче зарубежным странам национальных активов, природных национальных месторождений государства. Контроль в отношении последних переходит к транснациональным корпорациям, которые привлекаются к разработке в самых высокодоходных сферах национальной экономики: промышленной, нефтедобычи, добыче алмазов, разработке газовых месторождений и т.д. Таким образом, прибыли, получаемые от национальных месторождений, отправляются прямиком к инвесторам в счет погашения внешнего долга государств-заемщиков, правительства развитых стран стимулируют национальное производство путем размещения государственных заказов под многомиллионные контракты на поставку оборудования в экономически зависимые международные регионы, а руководители транснациональных корпораций беспрепятственно реализуют свои коммерческие интересы на территории страны, утратившей значительную долю своего суверенитета.

В докладе бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Гали была отражена, по нашему мнению, одна из существенных и первоочередных характеристик влияния глобализационных процессов на государственные суверенитеты современных государств: «Уважение неотъемлемого суверенитета и целостности государства имеет решающее значение для любого совместного движения вперед на международной арене. Однако время абсолютного и исключительного суверенитета прошло. Его теоретическая концепция никогда не подтверждалась действительностью. Задача руководителей государств сегодня состоит в том, чтобы понять это и обеспечить равновесие между потребностями благого внутреннего управления и требованиями все более взаимозависимого мира» [2].

Такая оценка международной роли государства проявляет тенденцию к утрате собственной ценности государства как субъекта международных отношений. Не подвергается сомнению тот факт, что конечной целью трансформации мирового порядка будет являться полная замена геополитики, «надгосударственной» геоэкономикой. Ведь сам механизм реализации современного неолиберального проекта модернизации государственно-правовой политики развивающихся стран предполагает повсеместное «надгосударственное» управление экономикой. В таком виде национальные государства будут представлять собой государствоподобные образования, экономическая инкорпорация привнесет полное поглощение экономикой одного государства экономики другого, при этом отдельные части экономической системы инкорпорированного государства совершенно утратят свойственные суверенному государству признаки.

Таким образом, можно совершенно обоснованно утверждать, что обеспечение экономической стабильности России, разработка и реализация механизмов защиты ее экономического суверенитета, внедрение инновационных подходов геоэкономической безопасности являются приоритетными направлениями в осуществлении мер по защите национальных интересов Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 года закрепила, по сути, конституционный принцип общедозволенности в сфере экономических отношений. Так в ч. 1 ст. 8 Конституции сказано о том, что «в Российской Федерации гарантируется... свобода экономической деятельности» [3]. На конституционный принцип свободы экономической деятельности, закрепленный в основах конституционного строя, опираются нормы гл. 2 Конституции. Например, ч. 1. ст. 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Действительно, экономическая свобода является необходимым элементом гражданского общества и правового государства. Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Добавим, что ограничение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации может быть установлено только законом. Из смысла статьи логично вытекает определение меры экономической свободы, которая носит общедозволительный характер. Как отмечает Г.А. Гаджиев, в Конституции РФ предусмотрены специальные механизмы, направленные на защиту экономической свободы от возможных злоупотреблений со стороны законодателя. Такую функцию, по его мнению, выполняет ч. 3 ст. 55 Конституции, указывающая на исчерпывающий список законодательно определенных возможностей ограничения прав и свобод человека и гражданина [4, с. 155]. Таким образом, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц в демократическом обществе. Здесь необходимо отметить, что исследование юридических механизмов защиты национальных интересов России в сфере обеспечения ее экономической безопасности позволяет определить серьезные недостатки государственно-правового и гражданско-правового регулирования при конституционном и отраслевом обеспечении мер по предупреждению возможных угроз национальной безопасности страны.

В свете происходящих глобальных изменений в геоэкономическом порядке, принимая во внимание усиливающуюся роль специализированных международных организаций, призванных определять мировые тенденции в сфере экономики, финансов и торговли (МВФ, МБРР, ВТО и др.), активизацию деструктивной деятельности транснациональных корпораций на территориях принимающих стран важно определить комплекс политико-правовых механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. При этом необходимо помнить, что увеличение степени эффективности экономической безопасности посредством заимствования устаревших форм ведения экономической правовой политики и моделей, представленных в трудах Ф. Листа, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина могут иметь катастрофические последствия для экономической системы современного демократического государства.

Считаем целесообразным государственно-правовую реализацию следующих юридических механизмов обеспечения геоэкономической безопасности в российских условиях:

- проведение юридико-социологических исследований для создания профилей рисков, направленных на минимизацию угроз экономической безопасности государства при его взаимоотношениях с транснациональными корпорациями;

- создание особой системы финансового и налогового права, включающих наличие тождественных подходов к правовому регулированию инвестиционной деятельности проводимой иностранными и российскими компаниями;

- применение механизмов публично-правового регулирования, с целью ограничения экономической свободы иностранных компаний, осуществляющих незаконную добычу и переработку национальных природных ресурсов на территории России. В частности, возможен запретительный характер некоторых законов, исключающий возможность дальнейшей разработки иностранной компанией национального месторождения природных ресурсов;

- проведение финансового мониторинга деятельности ТНК в рамках российского законодательства;

- важнейшим вопросом, требующим незамедлительного решения, является осуществление подлинной капитализации существующих в России экономических объектов. Однако в силу различных субъективных причин в стране нет исчерпывающего перечня объектов собственности и их точной оценки. В условиях рыночной экономики, появления на российском рынке транснациональных экономических агентов необходимо уйти от внешней корпоративной зависимости, законодательно закрепить методики оценок различных объектов, юридически обосновать критерии и задачи капитализации в России. Это позволит создать базу для самостоятельного функционирования многих ведущих предприятий различных отраслей промышленности, вне зависимости от субъективного мнения и политических предпочтений, сменяющих друг друга государственных деятелей.

Должное правовое оформление процессов сопровождающих капитализацию участников российского рынка, вне всякого сомнения, будет способствовать консолидации финансовых капиталов в России, что позволит сдерживать влияние глобальных финансовых операторов на национальную

экономическую систему. На первичном этапе предлагается выработать институциональную систему возможных видов взаимодействия финансовых агентов, которая включала бы в себя новейшие правовые инструменты, посредством которых регламентировалось бы взаимодействие транснациональных экономических агентов в странах базирования. Такая система позволит органам государственного надзора отслеживать поведение экономических агентов в странах базирования, а также объективно оценивать уровень влияния экономических агентов на состояние финансовых рынков;

- в части обеспечения продовольственной безопасности необходимо предпринимать жесткие ответственные и своевременные меры, направленные на укрупнение доли мелкого и среднего бизнеса в российской экономике. Иначе может произойти ситуация, при которой корпоративная система вытеснит индивид из сферы производства и реализации важнейших товаров массового потребления, обеспечивающих стабильное и устойчивое развитие российского общества. В этой связи органичным подходом к решению освещаемой проблемы может стать принятие мер законодательного закрепления механизмов государственного страхования финансовых рисков мелкого и среднего бизнеса;

- в рамках международного сотрудничества государств, реализации их общих интересов считаем возможным создание мировой глобальной правовой системы, а также международного геоэкономического трибунала [5, с. 86-90]. Обосновывая свою точку зрения, хочется отметить, что национальные интересы государств не могут существовать независимо от суммы интересов всего человечества, что является важным условием для создания единой международной системы контроля за геоэкономическими акторами. Не случайно великий русский правовед - международник И.И. Лукашук в своих работах отмечал высокую степень важности интернациональных структур, опосредованно отражающих сегодня общие интересы государств [6, с. 113].

В заключение хочется отметить что, важнейшим условием реализации механизмов юридической защиты национальных интересов России в сфере государственной правовой экономической политики должен стать принцип национальной централизации и рационального использования времени. Ведь национальный и временной - самые ценные ресурсы в эпоху глобальных преобразований. Наряду с использованием концепции среднесрочных интересов необходимо формирование и долговременных перспективных направлений развития российского государства, учитывая при этом необходимость совершенствования законодательной базы для защиты уже сформированных концепций национального интереса.

Литература

1. Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы. М., 2007.

6. Report of the Secretary-General pursuant to the statement adopted by the Summit Meeting of the Security Council on 31 January 1992., A/47/277. 17 June 1992.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

4. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного суда Российской Федерации). М., 2002.

5. Кочетов Э.Г. Глобалистика. М., 2003.

6. Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.