ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE LEGAL NATURE OF THE SECURITY COUNCILS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN DIRECTIONS OF THEIR ACTIVITY
УДК 342.58
Э.В. БОГМАЦЕРА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) ebogmacera@mvd.ru
EDWARD V. BOGMATSERA,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
А.А. ЕРЫГИН,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) ery-aleks@mail.ru
ALEXEY A. ERYGIN,
candidate of political sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в обеспечении безопасности участвуют не только федеральные, но и региональные органы государственной власти. На федеральном уровне формы участия субъектов Российской Федерации в обеспечении безопасности не установлены, что предоставляет регионам самостоятельность в выборе моделей организации обеспечения безопасности. Определённое распространение получает практика учреждения советов безопасности в качестве консультативных и совещательных органов при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации. На фоне значительного количества научных публикаций по общим проблемам безопасности вопросы правового статуса, формирования и деятельности региональных советов безопасности остаются малоисследованными.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности советов безопасности субъектов Российской Федерации. В ходе проведенного исследования использованы диалектический, системный, сравнительно-правовой, логический, функциональный методы познания.
В статье представлены результаты исследования нормативных правовых актов, предусматривающих создание советов безопасности субъектов Российской Федерации, регулирующих их организационную структуру, задачи и функции, а также анализ практики их деятельности. Авторы статьи обосновывают предпочтительность законодательного регулирования правового статуса региональных советов безопасности, анализируется их количественный и персональный состав. Отмечая практику учреждения специализированных консультативно-совещательных органов (Советов общественной безопасности, Советов экономической и общественной безопасности), делается вывод о большей перспективности «универсальных» советов безопасности с комплексным подходом к обеспечению безопасности. Указывается на целесообразность разработки Типового положения о Совете безопасности субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: безопасность, обеспечение безопасности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, совет безопасности, консультативный и совещательный орган.
Abstract: in ensuring security involves not only federal but also regional State authorities. At the federal level, the modalities of participation of the constituent entities of the Russian Federation in ensuring security is not installed, which gives the region autonomy in choosing security organization models. A certain practice of establishing widespread security councils as advisory and consultative bodies at the higher officials of the constituent entities of the Russian Federation. Against the backdrop of a significant number of scientific publications on common problems of security of legal status, the formation and activities of regional security councils remained scarcely explored.
The object of research poses a threat to the social relationships arising in the process of organization and activity of the Security Councils of the constituent entities of the Russian Federation. In the course of the study used dialectical, system, legal, logical, functional methods of cognition.
This article presents the results of the study regulations for the establishment of the Security Councils of the constituent entities of the Russian Federation governing their organizational structure, tasks and functions, as well as an analysis of the practice of their activity. The authors of the article justify the preference for legislative regulation of the legal status of regional security councils, analyses their quantity and composition. Noting the practice of agencies specialized consultative-advisory bodies (councils of public security, economic Councils and public security), concludes that greater prospects of «universal» Security Councils with an integrated approach to security. Indicated the desirability of formulating model provision on the subject of the Russian Federation on the Security Council.
Keywords: security; ensuring security; the highest official of a constituent entity of the Russian Federation; the Security Council; a consultative and deliberative body.
Государственная политика в области обеспечения безопасности согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015 № 285-ФЗ) «О безопасности»1 реализуется не только федеральными органами государственной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в совокупности образуют «государственную систему обеспечения национальной безопасности, означающую совокупность государственных органов, принимающих участие в процессе выработки и реализации решений в области национальной безопасности» [1, с. 31]. Закон «О безопасности» также называет региональные органы государственной власти в числе субъектов, координирующих деятельность по обеспечению безопасности (ст. 6). Принцип координации деятельности по обеспечению безопасности предполагает «единство и согласованность в области подготовки, принятия и реализации государством властных и иных решений, воздействующих на состояние защищенности личности от внутренних и внешних угроз» [2].
Полномочия региональных органов государственной власти Федеральный закон «О безопасности» не устанавливает, но определяет их основную функцию - «обеспечение исполнения федерального законодательства в области обеспечения безопасности» (ст. 12). Представляется, что роль региональных органов государственной
1 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
власти в рассматриваемой сфере нельзя сводить только к правоприменительной деятельности, так как согласно пунктам «б» и «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. обеспечение общественной и экологической безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в её составе, что предполагает право регионов осуществлять собственное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности.
Положение «О Совете Безопасности Российской Федерации», утверждённое Указом Президента России от 6 мая 2011 г. № 590 (ред. от 25.07.2014 № 529)2, к задачам Совета относит «координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности» (пп. «е» п. 4), но напрямую не предусматривает и не исключает возможность создания региональных советов безопасности. Следовательно, субъекты Российской Федерации самостоятельны в определении региональных механизмов обеспечения безопасности.
В структуре органов исполнительной власти многих российских регионов созданы специальные органы, ведающие вопросами обеспечения безопасности: Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области, Департамент административных органов и общественной без-
2 Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2721.
опасности Владимирской области, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области, Министерство общественной безопасности Челябинской области. Задачи указанных органов различаются. Так, основной задачей Комитета региональной безопасности Курской области провозглашается «участие в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской об-ласти»3, что отражает узкий подход к пониманию региональной безопасности. Напротив, более широко определено предназначение учреждённого в декабре 2016 г. Министерства общественной безопасности Свердловской области, которое участвует в реализации губернатором области полномочий «по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения на территории области общественной безопасности, законности и правопорядка, противодействия терроризму, профилактики правонарушений, наркомании, противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, исполнения законодательства Российской Федерации в области обороны на территории области, подготовки граждан к военной службе, проведения призыва граждан на военную службу, воинского учета»4.
В ряде субъектов Российской Федерации, наряду с региональными органами исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности, созданы советы безопасности в качестве коллегиальных консультативно-совещательных органов. Их юридическая природа проявляется в порядке формирования, специфике персонального состава, задачах и функциях, особенностях организации деятельности.
С учётом главенствующей роли высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в региональном государственном механизме обоснованным является его право создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием руководителей территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 (ред. от 07.12.2016 № 656)
3 Постановление Губернатора Курской области от 7 марта 2013 г. № 96-пг (ред. от 10.04.2017 № 121-пг) «Об утверждении Положения о комитете региональной безопасности Курской области» // Курская правда. 2013. № 28.
4 Постановление Правительства Свердловской области от 16 декабря 2016 г. № 868-ПП «О Министерстве общественной безопасности Свердловской области» // Областная газета. 2016. № 240.
«Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»5 высшие должностные лица субъектов РФ наделены полномочиями по «организации взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам».
Конституции Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. № 663-Х11 (п. 15 ст. 47), Дагестана от 10 июля 2003 г. (п. 10 ст. 78) прямо предусматривают создание совета безопасности, а Основные законы Башкортостана от 24 декабря 1993 г. (п. 19 ст. 87), Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. (п. «л» ст. 81), Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (п. 15 ст. 47), Чеченской Республики от 23 марта 2003 г. (п. 5 ч. 2 ст. 68), Свердловской области 23 декабря 2010 г. № 105-ОЗ (п. 25 ч. 1 ст. 44) относят право его формирования к полномочиям главы региона. Согласно п. 1 ст. 17 Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 (ред. от 22.12.2016 № 125) «Устав Белгородской области» в «целях координации деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также в целях привлечения общественности к процессу осуществления государственной власти Губернатор области может создавать совещательные и консультационные органы - комиссии и советы»6.
В Адыгее, г. Севастополе, Томской области советы безопасности учреждены при высших должностных лицах субъектов РФ, поэтому их правовой статус определяется положениями, утверждаемыми указами (постановлениями) глав регионов. В Белгородской, Свердловской и Челябинской областях, Чукотском автономном округе, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Удмуртской и Чеченской Республиках советы безопасности -это органы субъектов Российской Федерации, в связи с чем для урегулирования их правового положения, на наш взгляд, необходимо принятие регионального закона. В действительности такие
5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 27. 4 июля. Ст. 2730.
6 Белгородские известия. 2004. № 4-5.
законы действуют лишь в Чукотском автономном округе, Свердловской области и Удмуртской Республике.
Предназначение совета безопасности в региональном законодательстве определяется по-разному: в Адыгее, Чеченской Республике, Челябинской области - это совещательный орган; Кабардино-Балкарской Республике, Чукотском автономном округе - коллегиальный совещательный орган; в Татарстане - консультативный орган; в Удмуртской Республике - совещательный и консультативный орган, в Томской области -координирующий и совещательный орган. Согласно п. 1.1 Положения о Совете безопасности Белгородской области Совет безопасности в качестве совещательного органа предназначен для подготовки решений Губернатора по «вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов жителей области в соответствии с единой государственной политикой в области обеспечения безопасности»7. Особенность Совета Безопасности Татарстана состоит в том, что он осуществляет подготовку решений не только Президента и Кабинета Министров Республики, но и Государственного Совета - республиканского законодательного (представительного) органа «по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства»8.
Некоторые российские регионы пошли по пути создания консультативно-совещательных органов, ведающих обеспечением отдельных видов безопасности. В частности, в Башкортостане, Удмуртии, Иркутской и Свердловской областях действуют Советы общественной безопасности, в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках - Советы экономической и общественной безопасности. При их создании региональные элиты исходили, вероятно, из предписаний п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которая относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в её составе обеспечение общественной безопасности. Между тем Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента России от 31 декабря 2015 г. № 683, не устанавливает исчерпывающего перечня видов безопасности. После утверждения Указом Президента РФ от 5 декабря
7 Постановление Губернатора Белгородской области от 19 мая 2004 г. № 122 (ред. от 08.11.2016 № 118) «О Совете безопасности Белгородской области» // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2004. № 60 (март-июнь).
8 Указ Президента Республики Татарстан от 13 сентября 1999 г. № УП-719 (ред. от 15.11.2016 № УП-1006) «Об образовании Совета Безопасности Республики Татарстан» // Республика Татарстан. 1999. № 184. 14 сентября.
2016 г. № 646 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации можно ожидать учреждения региональных советов безопасности в данной сфере. Начало этому положено в 2002 г., когда при Губернаторе Хабаровского края создан Совет по информационной безопасности. Однако, по нашему мнению, более перспективен вариант создания «универсального» совета безопасности, предполагающего комплексный подход к обеспечению безопасности.
Председателем совета безопасности является высшее должностное лицо субъекта РФ, которое самостоятельно (Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика) либо по представлению секретаря совета безопасности (Белгородская область, Башкортостан) назначает членов Совета. Полномочия председателя совета безопасности определяются, как правило, лаконично. Так, Глава Республики Адыгея - Председатель Совета безопасности руководит работой Совета и утверждает планы его работы; определяет место и время заседаний Совета; проводит заседания Совета и утверждает его решения9. Закон от 23 июня 1997 г. № 39-ОЗ (ред. от 17.02.2017 № 8-ОЗ) «О совете общественной безопасности Свердловской области» (ч. 2 ст. 13) обязывает председателя Совета не реже одного раза в год представлять областному Законодательному Собранию доклад об обеспечении общественной безопасности в регионе10.
Законодательством ряда регионов предусмотрена должность заместителя председателя совета безопасности. В Адыгее указанную должность занимает Премьер-министр Республики, в Татарстане - Премьер-министр Республики и Председатель Государственного Совета Республики, а в Томской области - заместитель Губернатора по вопросам безопасности.
Положение о Совете безопасности Белгородской области не предусматривает должности заместителя председателя Совета, но при этом согласно п. 4.1 Положения работой Совета в отсутствие Губернатора руководит должностное лицо, исполняющее его обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Устава Белгородской области в случаях, когда «Губернатор временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет его первый заместитель либо один из заместителей Губернатора, определенный самим Губернатором». При этом следует иметь в виду, что первый заместитель Губернатора - начальник областного департамента
9 Указ Президента Республики Адыгея от 7 апреля 2005 г. № 36 (ред. от 04.05.2016 № 51) «О Совете безопасности при Главе Республики Адыгея» // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2005. № 4. 4 апреля.
10 Областная газета. 1997. № 96.
имущественных и земельных отношений не входит в состав Совета безопасности, что лишает его возможности руководить Советом, в отличие от заместителя Губернатора - начальника департамента финансов и бюджетной политики области, являющегося членом Совета безопасности.
Количественный состав советов безопасности довольно существенно различается и составляет: в Удмуртской Республике - 11 человек, в Адыгее, Белгородской и Челябинской областях - по 15, в Ингушетии и Дагестане - по 17, в Кабардино-Балкарии - 18, в Свердловской и Томской области - по 19, в Чеченской Республике и Башкортостане - по 23, в Татарстане - 24.
Членами советов безопасности, помимо председателя и секретаря, являются: председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне; начальник управления (главного управления) МЧС России; начальник регионального Управления Федеральной службы безопасности, а также иные лица. В частности, в состав Совета безопасности Белгородской области входят, в частности: начальник управления региональной безопасности Администрации Губернатора; начальник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, начальник Белгородского территориального гарнизона, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управления МВД России, Управления ФСБ России, Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям, Управления ФСИН России, Главного управления МЧС России, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии, Белгородской таможни). В Совет безопасности включён также митрополит Белгородский и Старооскольский, что можно объяснить необходимостью решения задач обеспечения религиозной безопасности, под которой понимается «безопасность интересов личности, общества и государства, связанных с реализацией и защитой права на свободу вероисповедания, а также соответствующих общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями» [3, с. 59].
Важное место в структуре совета безопасности занимает секретарь, который обеспечивает его деятельность (Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Татарстан), руководит его аппаратом (Башкортостан, Дагестан). Секретарь назначается на должность и освобождается от должности председателем Совета. Секретарём Совета общественной безопасности Свердловской области является заместитель Руководителя Администрации Губернатора области - Директор
Департамента административных органов. Занимающий должность государственной гражданской службы Томской области секретарь Совета безопасности при Губернаторе области одновременно возглавляет Отдел по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии области и Совета безопасности Администрации Томской области.
По условиям оплаты труда, материально-технического, социально-бытового, пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания должность секретаря Совета безопасности приравнивается к должности республиканского министра Чеченской Республики - к должности заместителя Председателя Правительства Ингушетии, а в Кабардино-Балкарии и Дагестане - к должности первого заместителя Председателя республиканского Правительства. Секретарь Совета безопасности Белгородской области, в соответствии с ч. 1 ст. 3 областного закона от 22 марта 2007 г. № 105 (ред. от 30.12.2016 № 27) «О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих», замещает государственную должность области. Вместе с тем представляется целесообразным должность секретаря Совета безопасности Белгородской области приравнять к должности заместителя Губернатора области, что способствовало бы не только приданию ему большего статуса, но и создало более широкие возможности для его эффективной деятельности.
В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность региональных советов безопасности, закрепляются их основные задачи:
1) подготовка предложений и рекомендаций главе региона о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий, о разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам безопасности;
2) определение внутренних и внешних факторов, представляющих угрозу жизненно важным интересам личности, общества и субъекта Российской Федерации; 3) разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти региона и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в процессе реализации решений по обеспечению безопасности.
Среди задач Совета безопасности Адыгеи -подготовка предложений о мерах, направленных на предупреждение и пресечение политического экстремизма, попыток насильственного изменения конституционного строя и нарушения целостности Республики и Российской Федерации, подрыв их безопасности, разжигание социальной,
национальной и религиозной розни11. Одной из задач Совета общественной безопасности Свердловской области является организация научных исследований по актуальным проблемам общественной безопасности.
К наиболее типичным функциям (направлениям деятельности) советов безопасности относятся: 1) подготовка проектов решений высшего должностного лица субъекта РФ по вопросам безопасности; обсуждение вопросов обеспечения безопасности на территории региона; 2) рассмотрение и оценка состояния безопасности в регионе и факторов, угрожающих ей; 3) организация научных исследований по вопросам обеспечения безопасности.
Региональные советы безопасности призваны выполнять и иные функции. Так, к функциям Совета общественной безопасности Удмуртской Республики относится «анализ состояния правопорядка и законности, выработка рекомендаций по борьбе с преступностью; рассмотрение проблем экологической безопасности, разработка проектов региональных программ охраны окружающей среды и анализ их выполнения»12. Функцией Совета по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики является «заслушивание должностных лиц республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам ведения Совета»13. Согласно ст. 3 Закона «О совете общественной безопасности Свердловской области» Совет с привлечением специалистов, экспертов, консультантов разрабатывает и принимает Концепцию общественной безопасности, которую утверждает председатель Совета - Губернатор области14.
В соответствии с Законом от 20 апреля 2001 г. № 14-РЗ (ред. от 10.04.2015 № 15-Рз) «О Совете общественной безопасности Удмуртской Республики» (ст. 7) Совет «обсуждает кандидатуры на должности руководителей правоохранительных органов, расположенных на территории Республики». Следует отметить, что п. 2 Указа Президента России от 2 июля 2005 г. № 773 (ред. от 07.12.2016 № 656) «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти
11 Областная газета. 1997. № 96.
12 Закон Удмуртской Республики от 20 апреля 2001 г. № 14-РЗ (ред. от 10.04.2015 № 15-РЗ) «О Совете общественной безопасности Удмуртской Республики» // Удмуртская правда. 2001. № 62.
13 Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики от 17 ноября 2006 г. № 144-УП (ред. от 22.05.2014 № 116-УГ) «О Совете по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 2006. № 301. № 303-304.
14 Областная газета. 1997. № 96.
субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» устанавливает обязанность Министра внутренних дел России до решения вопроса о назначении на должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка территориального органа МВД России по субъекту РФ и начальника подразделения ГИБДД того же уровня кандидатуры на эти должности согласовывать с высшим должностным лицом субъекта РФ. В этом контексте обсуждение главой региона кандидатур на вышеуказанные должности с членами совета безопасности представляется конструктивным и полезным.
Советы безопасности Белгородской области, Башкортостана, Тывы, Кабардино-Балкарии организуют подготовку государственных программ обеспечения безопасности в регионе, осуществляют мониторинг их реализации. В частности, контроль за исполнением Постановления Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 442-пп (ред. от 19.06.2017 № 225-пп) «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области на 2014 - 2020 годы» возложен на секретаря Совета безопасности области.
При осуществлении полномочий региональные советы безопасности вправе взаимодействовать с Советом Безопасности Российской Федерации, однако формы такого взаимодействия в нормативных правовых актах прописываются редко. Так, согласно Указу Президента Кабардино-Балкарии от 17 ноября 2006 г. № 144-УП (ред. от 22.05.2014 № 116-УГ) «О Совете по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики» к ведению Совета относится «подготовка и внесение в аппарат Совета Безопасности РФ предложений по вопросам укрепления безопасности, требующим принятия мер на федеральном уровне».
Деятельность советов безопасности осуществляется в форме заседаний, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в квартал (Свердловская область, Дагестан, Удмуртская и Чеченская Республики). В случае необходимости могут проводиться оперативные совещания, в том числе с участием приглашённых должностных лиц. Решения советов безопасности оформляются протоколом заседания и имеют по общему правилу рекомендательный характер. В то же время Совет Безопасности Татарстана может принимать поручения в адрес республиканских органов исполнительной власти. Особенностью принимаемых Советом экономической и общественной безопасности Чеченской Республики решений является их «обязательный характер
для республиканских органов исполнительной власти и рекомендательный характер для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»15.
Советы безопасности в целях реализации своих функций взаимодействуют с иными консультативно-совещательными органами, создаваемыми в субъектах Российской Федерации (антитеррористические и антинаркотические комиссии, постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка). Так, 12 декабря 2016 г. проведено внеочередное совместное заседание Совета безопасности при Губернаторе Томской области и Областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения по вопросу усиления мер безопасности при организованной перевозке детей автобусами. 25 июля 2017 г. состоялось совместное заседание Совета безопасности при Губернаторе Томской области и постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка, посвященное подготовке к проведению единого дня голосования 10 сентября 2017 г.
В Республике Дагестан в 2016 г. проведено семь заседаний Совета Безопасности, в том числе два внеочередных, два заседания совместно с Антитеррористической комиссией и оперативным штабом, на которых рассмотрены 14 вопросов в области обеспечения безопасности, соблюдения законности и правопорядка. Деятельность советов безопасности в республиках Северного Кавказа (в частности, Дагестане, Ингушетии) характеризуется рядом особенностей, среди которых - обеспечение деятельности Комиссии при главе республики по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность.
Советы безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности могут образовывать межведомственные комиссии по функциональному или отраслевому признакам, на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях, являющихся рабочими органами советов безопасности, и их состав утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Так, при Совете безопасности Белгородской области функционирует межведомственная комиссия по пограничным вопросам. Значение таких комиссий, созданных в приграничных субъектах Российской Федерации, будет возрастать по мере реализации
15 Указ Главы Чеченской Республики от 29 мая 2012 г. № 96 (ред. от 12.01.2017 № 5) «О Совете экономической и общественной безопасности Чеченской Республики» // Вести Республики. 2012. № 120 (1803).
Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества».
В Совете экономической и общественной безопасности Чеченской Республики созданы три межведомственные комиссии: 1) по вопросам общественной безопасности; 2) по вопросам экономической безопасности; 3) по вопросам экологической безопасности16. На Межведомственную комиссию Совета Безопасности Татарстана по транспортной безопасности возложены такие функции, как «сбор и анализ информации о состоянии транспортной безопасности в транспортном комплексе на территории Республики; подготовка предложений Совету Безопасности по вопросам совершенствования деятельности антитеррористических комиссий муниципальных районов и городских округов при реализации решений Национального антитеррористического комитета, Антитеррористической комиссии в Татарстане в области обеспечения транспортной безопасности».
Следует отметить, что в ряде регионов (Омская и Ульяновская области, Ставропольский край, Бурятия, Тыва) нормативные правовые акты, определявшие правовой статус советов безопасности, признаны утратившими силу, в других (г. Севастополь, Воронежская, Иркутская и Тульская области) - нормативная база создана, но советы безопасности фактически не функционируют. Это свидетельствует о самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных механизмов обеспечения безопасности и в поиске их оптимальной модели. На наш взгляд, Совету безопасности Российской Федерации, призванному координировать деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности, целесообразно разработать Типовое положение о Совете безопасности субъекта Российской Федерации, в котором закреплялись бы основы его правового статуса.
В целом, следует согласиться с мнением И.Б. Кардашовой о том, что «система обеспечения национальной безопасности должна иметь оптимальную для определенного периода развития государства структуру, обладающую необходимой надежностью, обеспечивающей выполнение функций в полном объеме, и разумной достаточностью, ограниченной возможностями государства ее формировать и содержать» [1, с. 31]. В данном контексте представляется конструктивной
16 Указ Главы Чеченской Республики от 30 ноября 2012 г. № 204 (ред. от 22.02.2017 № 34) «О межведомственных комиссиях Совета экономической и общественной безопасности Чеченской Республики» // Вести Республики. 2017. № 16 (2910).
деятельность созданных в российских регионах советов безопасности в качестве консультативных и совещательных органов, оказывающих содей-
ствие высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации в реализации их полномочий в сфере обеспечения безопасности.
Литература
1. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 30-32.
2. Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2012.
3. Федотова Ю.Г. Понятие и элементы религиозной безопасности // Юридический мир. 2015. № 10. С. 56-60.
= References =
1. Kardashova I.B. Sovremennaya sistema obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 9. S. 30-32.
2. Belokrylova E.A., Bevzyuk E.A. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti» (postateinyi) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus». 2012.
3. Fedotova Yu.G. Ponyatie i elementy religioznoi bezopasnosti // Yuridicheskii mir. 2015. № 10. S. 56-60.
(статья сдана в редакцию 01.05.2017)