нако с годами ситуация в рассматриваемой сфере не становится лучше. Поэтому представляется целесообразным в связи с низкой активностью населения страны в данной сфере, чтобы Уполномоченный использовал свое право, предусмотренное ст. 21 Федерального конституционного закона, т.е. в пределах своей компетенции, принимать соответствующие меры по собственной инициативе.
Нуждается в усилении и просветительская деятельность Уполномоченного в сфере экологических прав граждан, дабы население страны осознало, что благоприятная окружающая среда - это их право, которое, как и другие права, должно активно защищаться. Представляется целесообразным наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы, так как большинство предложений, внесенных Уполномоченным в соответствующие органы, таким правом обладающие, остаются либо не реализованными, либо их реализация затягивается на очень длительный срок.
О.И. Серегина
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД*
Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. В настоящее время, по мере роста глобального дефицита пресной воды, роль и значение водных ресурсов все возрастает и усиливается. По экспертным оценкам, в ближайшее десятилетие вода может стать одним из самых дорогих ресурсов, а снабжение питьевой водой - одной из острых экологических проблем. Водные ресурсы страны становятся одним из фундаментальных элементов дальнейшего развития экономики, что является веским основанием для установления юридической ответственности за загрязнение вод, проведения мероприятий, направленных на восстановление экологического
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором О.Л. Дубовик. 142
Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010
состояния водных ресурсов, повышения уровня рациональности водопользования.
По данным Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, большинство поверхностных водных объектов на протяжении десяти лет, с 1997 по 2007 г., оценивались и продолжают оцениваться как «загрязненные» и «грязные»1. За прошедшее десятилетие осталось практически неизменным и количество загрязненных сточных вод, сбрасываемых водопользователями - предприятиями жилищно-комунального хозяйства и промышленности в природные водные объекты (от 39% в 1997 г. до 33% в 2007 г. от их общего объема), по-прежнему крайне низок объем нормативно очищенных сточных вод (около 10% и в 1997 г., и в 2007 г. от объема сточных вод, требующих очистки), что свидетельствует либо о полном отсутствии очистных сооружений, либо о низкой эффективности их работы (в том числе и вследствие ухудшения технического состояния).
Как справедливо замечает О.Л. Дубовик, сегодня объективная реальность свидетельствует о том, что экологическая преступность становится все более опасным явлением2.
В 2007 г. было проверено 5348 предприятий-водопользователей и 4005 водоохранных зон водных объектов, выявлено 9113 нарушений водного законодательства Российской Федерации, выдано 7990 предписаний об их устранении, нало-
1 На основе статистической обработки данных гидрохимической сети наблюдений Росгидромета за 2007 г. проведена классификация степени загрязненности воды с использованием следующих классов качества воды: 1 класс - «условно чистая»; 2 класс - «слабо загрязненная»; 3 класс - «загрязненная»; 4 класс - «грязная»; 5 класс - «экстремально грязная» (см.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». М., 2008. С. 23; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 1997 году». М., 1998. С. 12).
2 См.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию) // Экологическое право. 2009. № 2-3. С. 23-28.
жено штрафов на сумму 42,10 млн руб.3 При этом на фоне устойчивой тенденции роста числа экологических преступлений в целом (в 5,9 раза в период с 1997 г. по 2007 г.) прокуратурой Российской Федерации по-прежнему отмечалось крайне незначительное число регистрируемых преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды (2007 г. - 118 (0,3%), 2008 г. -90 (0,2%)4. Хотя загрязнение окружающей среды приняло угрожающие масштабы, число уголовных дел, возбуждаемых по статьям о загрязнении, исчисляется десятками и эти тенденции сохраняют свою устойчивость на протяжении многих лет. Количество возбуждаемых уголовных дел не соответствует числу совершаемых экологических преступлений: за последние пять лет зарегистрировано всего 136 случаев преступного загрязнения вод (ст. 250 УК РФ) и выявлено 33 виновных лица, что свидетельствует о неадекватности борьбы с преступным загрязнением вод как правоохранительных, так и природоохранительных ор-ганов5.
Стабильный рост числа экологических правонарушений и преступлений, в том числе связанных с загрязнением вод, увеличение их доли в общей зарегистрированной преступности, высокая степень латентности и повсеместная распространенность свидетельствуют о том, что защита окружающей среды от противоправных посягательств становится все более приоритетной и должна носить адекватный характер сложившейся негативной ситуации в этой сфере.
В Докладе Министерства природных ресурсов РФ (Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов) 2007 г. о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг.6 подчеркивается, что на современном этапе
3 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». С. 370-371.
4 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». М., 2009. С. 403.
5 См.: там же.
6 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы Министерства природных ресурсов Российской Феде-
развития увеличение количества нарушений является одной из основных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды. Таким образом, ухудшение состояния водных объектов, обусловленное в том числе ростом числа правонарушений, свидетельствует о необходимости совершенствования правовых средств, направленных на сохранение водных объектов и их рациональное использование. Речь идет прежде всего об институте юридической ответственности, которая является одним из основных инструментов защиты вод от загрязнения, несмотря на низкую эффективность его реализации в настоящее время.
Традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности - уголовную, административную, дисциплинар-
7
ную и гражданско-правовую ответственность .
В результате масштабной реформы уголовно-экологического законодательства в середине 90-х гг.8 в УК РФ был включен ряд норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на водные объекты. Так, за загрязнение вод уголовная ответственность устанавливается ст. 250 УК РФ, расположенной в гл. 26 «Экологические преступления». Устанавливая уголовно-правовую охрану вод от загрязнения, засорения, истощения или иного изменения природных свойств вод законодатель имел целью обеспечение надлежащего порядка водопользования самым широким кругом физических и юридических лиц, осуществляющих использование водных объектов для промышленного, хозяйственного, бытового, рекреационного или любого иного водопользования. При этом законодатель имеет в виду поддержание оптимального состояния вод, объявляет преступным изменение природных свойств воды независи-
рации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов) 2007 г. // СПС «КонсультантПлюс».
7 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2002. С. 522-527.
8 См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к гл. 26 УК РФ. М., 1998.
мо от того, какими бы действиями (бездействием) эти изменения ни были вызваны9.
Предметом преступного посягательства на водные объекты являются поверхностные или подземные воды, а также источники питьевого водоснабжения, причем посягательство на вышепоименованный основной предмет связано с посягательством на дополнительные объекты - жизнь и здоровье человека, животный или растительный мир, рыбные запасы, лесное или сельское хозяйство.
Объективная сторона основного состава данного преступления включает в себя действие (бездействие), повлекшее загрязнение, засорение, истощение или иное изменение природных свойств вод, преступные последствия этого действия (бездействия), которые должны быть локализованы по дополнительному предмету преступного посягательства, т.е. причиненному жизни и здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству существенного или отложенноого вреда, исчисляемого по соответствующим таксам и нормативам с учетом расходов на зарыбле-ние водоемов и иных затрат, и причинную связь между деянием и наступившими последствиями10.
Субъектом преступного загрязнения вод является лицо, достигшее 16-летнего возраста, а субъективная сторона выражается в форме косвенного умысла, т.е. лицо должно осознавать нарушение им запрета на загрязнение водного объекта и либо допускать наступление вредных последствий, либо относиться к ним безразлично.
С точки зрения выделения групп составов по степени общественной опасности, в указанной статье УК РФ содержатся признаки двух групп квалифицированных составов загрязнения вод. Первая включает в себя такие признаки, как причинение вреда здоровью человека вследствие использования загрязненной воды, массовая гибель животных, место совершения преступления,
9 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 381-385.
10 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 147-154.
146
т.е. деяние должно быть совершено и последствия должны наступить на территории заповедника или заказника, либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации. При этом достаточны последствия основного состава загрязнения вод, т.е. существенный вред животному или растительному миру11.
Вторая группа квалифицирующих признаков сводится к причинению смерти человеку по неосторожности, охватывая и причинение смерти по неосторожности многим лицам.
В качестве мер уголовной ответственности, устанавливаемых ст. 250 УК РФ за преступное загрязнение вод в рамках основного состава, предусматривается штраф, который устанавливается либо в фиксированной сумме (до 80 тыс. руб.), либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Из перечисленных видов наказаний в соответствии со ст. 45 УК РФ в качестве основных могут выступать обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, ограничение свободы. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
Вместе с тем не совсем ясно, почему альтернативные составы данного преступного деяния отнесены к категории преступлений средней тяжести, поскольку в число последствий преступления, предусмотренных ст. 250 УК РФ, включены массовая гибель объектов животного и растительного мира, рыбных запасов, вред для лесного и сельского хозяйства. Причиненные вредные последствия, как правило, не могут быть незамедлительно устранены и поэтому оказывают существенное негативное влияние в течение продолжительного времени не только на сам водный объект, но и на его растительный и животный мир и всю окружающую среду в целом, а порой носят и вовсе необра-
11 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик.
тимый характер, не исключающий транснациональных масштабов. Вероятно, было бы целесообразно заканодательно решить вопрос об ужесточении ответственности за экологические преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 250 УК РФ, и переводе их из категории «средней тяжести» в «тяжкие».
Также в целях повышения профилактического потенциала данного уголовно-правового запрета в рамках ст. 250 УК РФ требуется предусмотреть состав «поставление в опасность и создание угрозы причинения вреда качеству вод», а также шире использовать санкции в виде обязательных работ природоохранительного характера. Подобные изменения, как неоднократно подчеркивала профессор О.Л. Дубовик12, могли бы привести к еще большему соответствию уголовно-правовых запретов в гл. 26 УК РФ рекомендациям Конвенции об охране окружающей среды средствами уголовного закона (4 октября 1998 г., Страсбург), согласованию их с предписаниями Директивы Европейского парламента и совета от 19 ноября 2008 г.13 об охране окружающей среды уголовным правом, гармонизациии уголовно-экологического законодательства России с требованиями Европейского союза и зарубежного уголовного законодательства.
Административная ответственность - это одна из наиболее широко применяемых на практике форм эколого-правовой ответственности за нарушения правил использования и охраны вод. Основное количество специальных составов водных правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность, сосредоточены в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» КоАП РФ, в которой законодатель существенно расширил перечень составов правонарушений, максимально использовал средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, конкретизируя
12 См.: Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи, и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию). С. 127.
13 См.: Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 4. С. 13-16.
14 17-
их . К ним относятся нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 8.42, вступила в силу 31 марта 2010 г.) . Также выделяются общие составы в рамках гл. 8 КоАП РФ (ст. 8.1-8.5), охватывающие все экологические проступки, в том числе водные, и ряд составов, в которых водный объект выступает дополнительным предметом (ст. 8.11, 8.29, 8.35, 8.37-8.40). Подобные правонарушения содержатся и в других главах КоАП РФ: в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (ст. 6.3 и 6.5), в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» (ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.67.8), в гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.10)15.
Самым распространенным административным наказанием за административные правонарушения, связанные с посягательствами на водные объекты, согласно действующему законодательству является административный штраф - это денежное взыскание в рублях. Как правило, за совершение административных водных правонарушений административный штраф для физических лиц составляет от 500 до 2500 руб., для должностных лиц - от 2000 до 5000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 50 000 руб.
14 См.: Экологическое право: Учебник / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 531.
15 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. С. 214-455.
Анализ практики применения мер административной ответственности за водные правонарушения показывает, что, несмотря на широкую применяемость, она не является достаточно эффективной в первую очередь потому, что существующие меры административной ответственности не адекватны тем последствиям, которые могут быть причинены противоправным посягательством, и, таким образом, не оказывают профилактического воздействия на правонарушителя, не достигают поставленной цели. Поэтому увеличение размера административного штрафа как минимум в 10 раз является необходимой мерой повышения эффективности борьбы с экологическими правонарушениями.
При применении административной ответственности нередко возникает проблема разграничения административных проступков и смежных с ними экологических преступлений. Эта проблема требует своего разрешения.
Самостоятельным видом юридической ответственности является и дисциплинарная ответственность, к которой правонарушитель может быть привлечен за совершение экологического водного проступка. Содержание элементов дисциплинарной ответственности за нарушения водного законодательства, таких как основание ответственности, субъекты, условия, меры ответственности (дисциплинарные взыскания), процедура и порядок применения ответственности определяются ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г., Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами (уставами, положениями и др.), регламентирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Водный кодекс РФ не охватывает вопросы дисциплинарной ответственности работников, в обязанности которых входит соблюдение водного законодательства, в нем дисциплинарная ответственность не предусмотрена совсем16.
По данным Государственных докладов, за период с 2004 по 2008 г. количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения по предствлениям
16 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 376. 150
прокуроров, выросло в 3,2 раза (в 2004 г. - 7592 человека, в 2008 г. - 24 542 человека) 17.
В настоящее время, по оценкам специалистов, число ежегодно совершаемых дисциплинарных экологических проступков в несколько раз превышает административную экологическую правонарушаемость. Высокая степень латентности данных дис-пиплинарных проступков и малая эффективность мер дисциплинарной ответственности во многом объясняются необязательностью применения мер дисциплинарной ответственности и отсутствием четко определенных обязанностей сторон трудовых отношений по охране и рациональному использованию вод.
За последние годы значительно возросла роль гражданско-правовой ответственности за загрязнение вод, в связи с чем эта проблема приобрела особую актуальность.
По данным Государственных докладов, количество исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, постоянно растет. Так, в 2006 г. уже только нарушителям водного законодательства было предъявлено 58 исков о возмещении ущерба, причиненного государству, на сумму 80,8 млн руб., из них возмещено более 8,7 млн руб.18
Ущерб водным объектам, как правило, наносится в результате прямого негативного воздействия, выражающегося в непосредственном сбросе вредных веществ, выбросе отходов или размещении последних вблизи водных объектов и т.п.19 Возмещение вреда может быть либо добровольным, либо в судебном порядке в форме возмещения причиненного вреда в натуре (при нанесении вреда водным биоресурсам конкретного водного объ-екта20) или возмещения причиненных убытков. Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие
17 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году». С. 395.
18 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году». М., 2007.
19 См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Отв. ред. О.Л. Дубовик. С. 519.
20 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 492.
нарушения водного законодательства, необходима методика, утвержденная Правительством РФ. В настоящее время такого специального методического документа, утвержденного соответствующим нормативным актом, не существует, и для подсчета ущерба водным объектам используются иные нормативные акты, частично затрагивающие данный вопрос (например, Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах21).
При разрешении исков по взысканию нанесенного водным объектам ущерба в судебном порядке в первую очередь требуется доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину причинителя вреда, также следует представить достаточные доказательства причинно-следственной связи между допущенным правонарушением, возникшими убытками и фактом причинения вреда водам.
21 См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. С. 493. 152