ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЕСПИЛОТНЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
К.А. Амиянц1'2, канд. юрид. наук, доцент Г.Г. Саркисянц2, магистрант
пятигорский институте (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет 2Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорск (Россия, г. Пятигорск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-1-22-26
Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы юридической ответственности при использовании беспилотных транспортных средств. В статье исследуется правовой статус беспилотных транспортных средств, а также анализируются возможные юридические последствия и ответственность в случае аварий, нарушений правил дорожного движения или иных инцидентов. Рассматриваются также меры по обеспечению безопасности и защите прав граждан и участников дорожного движения при внедрении беспилотных транспортных средств.
Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, транспорт, технологии, автомобили, юридическая ответственность.
В современном мире существует множество типов беспилотных транспортных систем - от воздушных до подводных, включая наземные и трубопроводные комплексы. Каждая из этих категорий имеет уникальную специфику правового регламентирования. Данное разнообразие создает серьезные вызовы при формировании системы юридической ответственности в сфере беспилотного транспорта, поскольку необходимо учитывать особенности каждого вида автономных средств передвижения. Сложность разработки правовых механизмов усугубляется целым рядом факторов, требующих тщательного анализа и проработки.
Использование беспилотных транспортных систем регламентируется целым рядом правовых механизмов. Основополагающую роль играет гражданское право, охватывающее широкий спектр аспектов их применения. При этом нарушения в данной сфере влекут за собой как административную, так и уголовную ответственность - в зависимости от тяжести противоправного деяния. Особую сложность представляет определение конкретных составов правонарушений и преступлений. Отдельным вызовом для правоприменителей становится корректная юридическая квалификация, особенно в части определения виновного лица и его умысла при совершении противоправных действий.
В современной практике органов ГИБДД уже существует успешный опыт использования технических средств контроля для определения виновности в правонарушениях. Этот подход может быть адаптирован и для ситуаций с беспилотными транспортными средствами (БПТС), учитывая их особенности. При возникновении различных инцидентов -будь то на автомобильных дорогах, железнодорожных путях или в других обстоятельствах - возникает закономерный вопрос о распределении ответственности. Хотя в процесс создания БПТС вовлечены различные стороны, включая разработчиков технологий и производителей, логичным представляется возложение юридической ответственности исключительно на владельца беспилотного транспортного средства. Такой подход позволит четко определить субъект ответственности, избегая размытия границ правовой ответственности между различными участниками [7, с. 155].
Развитие беспилотных транспортных систем существенно тормозится из-за несовершенства правовой базы. Противоречия между национальными и международными нормами, а также разрозненность действующих правовых документов создают серьезные препятствия в этой сфере.
Правительство России инициировало тестирование автономных транспортных
средств на общедоступных дорогах, издав в конце 2018 года соответствующее постановление (№1415) [2]. Этот пилотный проект, рассчитанный на период с начала 2019 до марта 2022 года, стал первым шагом в регулировании беспилотного транспорта в стране. Однако этих мер оказалось недостаточно для полноценного развития отрасли.
В ряде российских регионов, включая столичные города и отдельные республики, такие как Татарстан и Чувашия, запущен пилотный проект. Интересно, что в документации, регламентирующей тестирование высокоавтоматизированных машин на дорогах общественного пользования, отсутствует дефиниция «беспилотного транспорта». При этом нормативная база содержит четкие формулировки других важных концептов - от принципов автоматизированного управления до правового статуса владельцев таких транспортных средств. Итоги масштабного тестирования должны быть обобщены и представлены руководству страны в начале весны 2022 года в виде развернутого аналитического отчета.
В рамках эксперимента правовые аспекты не были включены в основные пять поставленных задач. Однако особый интерес представляет пункт 18 Положения, который регулирует вопросы ответственности. Согласно данному пункту, если в ходе экспериментальных испытаний происходит дорожно-транспортное или иное происшествие с участием высокоавтоматизированного транспорта на дорогах РФ, владелец такого транспортного средства принимает на себя полную ответственность. Это правило действует при условии, что другие участники движения своими действиями не спровоцировали инцидент.
В рамках экспериментальной программы Комитет по транспорту и строительству, а не Комитет по государственному строительству и законодательству, был назначен ответственным за рассмотрение законопроекта № 710083-7 [3]. Данный документ, касающийся тестирования инновационных транспортных средств и корректировки действующего законодательства РФ, поступил в Госдуму 5 мая 2019 года. При этом квалификация правонарушений в этой сфере будет осуществляться на основании их общественной опасности - в соответствии либо с Уголовным
кодексом, либо с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Правовое управление Госдумы 8 октября 2019 года представило заключение по законопроекту, где ключевым моментом стало обсуждение статьи 8. Данная статья предполагает существенное расширение функционала уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Среди новых полномочий - процедуры, связанные со специальными разрешениями: их выдача, обработка заявлений, отказ в предоставлении, переоформление и аннулирование. Кроме того, орган будет контролировать тестирование инновационного транспорта и собирать данные об этих испытаниях согласно правилам, установленным российским правительством. Реализация этих нововведений может потребовать проведения масштабных организационных мероприятий с привлечением средств из федерального бюджета. При этом в заключении отсутствует анализ целесообразности законопроекта и его соответствия действующему законодательству.
Проект федерального закона, несмотря на его существенную роль в развитии беспилотного транспорта, был отклонен профильным комитетом Госдумы от дальнейшего рассмотрения. Хотя документ затрагивал узкую сферу - только тестовую эксплуатацию инновационных транспортных средств, он мог стать важной вехой в правовом регулировании беспи-лотников. Примечательно, что Правовое управление парламента даже не стало проводить юридическую экспертизу данной законодательной инициативы.
В рамках совершенствования транспортного законодательства были внесены важные предложения по модификации Федерального закона «О безопасности дорожного движения», особенно в части регулирования беспилотных транспортных средств. Законопроект содержал ряд ключевых терминов и определений, требующих тщательного анализа и осмысления специалистами. Особое внимание уделялось правовому обеспечению тестовой эксплуатации инновационного транспорта в России. При этом приоритетными направлениями стали защита имущественных прав физических и юридических лиц, обеспечение безопасности граждан и сохранности государ-
ственного имущества во время испытаний новых транспортных разработок.
В законопроекте были представлены нормативные положения по тестированию и внедрению передовых транспортных технологий, включая требования к их безопасной эксплуатации. Документ затрагивал широкий спектр транспортного законодательства, внося коррективы в существующие акты РФ. Среди них - законы о техническом контроле автотранспорта, безопасности на транспорте, регулировании движения и дорожной инфраструктуре. В частности, были внесены изменения в статьи 9-13, касающиеся эксплуатационных норм для инновационных транспортных средств и организации дорожного движения в целом.
В 2020 году произошел значительный прорыв в законодательном регулировании автономного транспорта в России. Госсовет Татарстана представил в Госдуму проработанный документ об инновационных транспортных системах, включая дистанционно управляемые беспилотники. Этот законодательный акт существенно превзошел предыдущие попытки регулирования, четко определив терминологию и компетенции властных структур. Особую ценность представляет детальная проработка требований к эксплуатации современных транспортных средств с высоким уровнем автоматизации. В отличие от ранних инициатив, новый проект закона смог комплексно подойти к решению вопроса интеграции беспилотного транспорта в существующую правовую систему.
8 июня 2021 года Министерство транспорта России инициировало третью попытку регулирования автономного транспорта, представив на публичное рассмотрение новый документ «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» [4]. Предыдущая версия законопроекта не получила поддержки в Госдуме и была отвергнута. Обновленная редакция существенно доработана и включает комплексное регулирование беспилотных транспортных средств (БПТС). В частности, документ детально прописывает правовой статус всех участников процесса - от производителей до операторов, устанавливает технические требования к автономному транспорту и чётко определяет границы ответственности каждой стороны. Особое внима-
ние уделено регламентации движения БПТС без водителя и процедуре их допуска на дороги общего пользования [8].
В 2016 году произошло обновление Воздушного кодекса РФ, где было введено определение беспилотных воздушных судов как летательных аппаратов под управлением внешнего пилота. Основной акцент в изменениях был сделан на безопасности, в частности, через запрет использования БПТС на общедоступных дорогах. Несмотря на эти частичные нормативные улучшения, полноценное законодательное регулирование беспилотных транспортных средств остается нерешенной задачей. Однако стремительное развитие технологий и растущая роль беспилот-ников в различных сферах неизбежно потребуют от законодателей комплексного правового решения этого вопроса, о чем свидетельствуют продолжающиеся попытки принятия соответствующего закона [1].
В области железнодорожного транспорта функционирование беспилотных систем контролируется стандартом МЭК 6229065, основанным на модифицированной версии МЭК 62290-1:2014 «Системы оперативного управления и контроля городским транспортом на железных дорогах» [6]. Этот документ устанавливает параметры автономного управления и уровни автоматизации транспортных средств.
Что касается автомобильного сектора, правительство инициировало тестирование высокоавтоматизированных машин, издав постановление № 1415 (от 26.11.2018) об их экспериментальной эксплуатации на автодорогах. Параллельно с этим были модернизированы требования к беспилотным авиационным комплексам путем корректировки ГОСТ Р 56122-2014, регулирующего общие стандарты для воздушных беспилотных систем [5].
Законодательство требует существенной доработки в части регулирования ответственности за правонарушения, связанные с беспилотными транспортными средствами (БПТС). Действующая статья 264 Уголовного кодекса РФ не охватывает специфику беспилотного транспорта, так как фокусируется исключительно на нарушениях при управлении традиционными механическими транспортными средствами - автомобилями, трамваями и подобной техникой. Целесообразным решением
видится разработка отдельной статьи в УК РФ, посвященной именно беспилотному транспорту. В ней необходимо четко определить меры ответственности для всех участников процесса: компаний-производителей, владельцев БПТС и специалистов, осуществляющих их эксплуатацию. Такой подход позволит эффективнее регулировать правоотношения в сфере использования беспилотных транспортных систем.
Регулирование административной ответственности за нарушения в сфере беспилотных транспортных средств (БПТС) требует комплексного подхода. Существуют две возможные стратегии решения этого вопроса.
Первый вариант предполагает внесение изменений исключительно в главу 11 КоАП, посвященную транспортным правонарушениям. При этом подходе законодательство будет включать как универсальные положения для всех типов беспилотников, так и специфические нормы для отдельных видов транспорта -от воздушного до железнодорожного.
Однако более перспективным, хотя и более трудоемким, представляется второй путь. Он
Библиографический список
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (по состоянию на 01.11.2024) // СПС Консультант-Плюс.
2. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» // СЗ РФ. 2018. № 49 (ч. VI). Ст. 7619. по состоянию на 01.11.2024) // СПС Консультант-Плюс.
3. Законопроект № 710083-7 «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/710083-7 (дата обращения: 01.11.2024).
4. Законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#search. (дата обращения: 01.11.2024).
5. ГОСТ Р 56122-2014 «Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования». Утвержден приказом Росстандарта № 1130 от 18.09.2014 // СПС «Консультант-Плюс».
6. МЭК 62290-1:2014 «Системы оперативного управления и контроля городским транспортом на железных дорогах». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gost.ru/documentManager/rest/file/load/1515607321828 (дата обращения: 01.11.2024).
7. Ананенко А.О. Юридическая ответственность в области использования беспилотных транспортных средств. // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 6 -С. 155-161.
8. Покровский А.Н., Ивахненко А.М., Неретин А.А. Управление системами «человек - машина»: учебное пособие. - М.: МАДИ, 2013. - 192 с.
заключается в разделении нормативной базы: базовые положения об ответственности предлагается закрепить в КоАП РФ, тогда как детальное регулирование для конкретных видов БПТС следует прописать в профильных транспортных законах. Этот подход потребует масштабной законодательной работы, но обеспечит более эффективное правовое регулирование данной сферы.
Гражданский кодекс РФ уже содержит положения, регулирующие ответственность за ущерб от источников повышенной опасности. Однако для полноценного правового регулирования беспилотных транспортных средств (БПТС) требуется внести дополнения в статью 1079 ГК РФ. В частности, необходимо законодательно приравнять БПТС к традиционным транспортным средствам и автомобилям в контексте их классификации как источников повышенной опасности. Это позволит четко определить обязательства физических и юридических лиц по компенсации вреда при эксплуатации беспилотных систем.
- WpudunecKue nayHU -
LEGAL LIABILITY WHEN USING UNMANNED VEHICLES
K.A. Amiyants1'2, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor G.G. Sarkisyants2, Graduate Student
1Pyatigorsk Institute (branch) North Caucasus Federal University 2Plekhanov Russian University of Economics, Pyatigorsk branch (Russia, Pyatigorsk)
Abstract. This article examines the issues of legal liability when using unmanned vehicles. The article examines the legal status of unmanned vehicles, as well as analyzes the possible legal consequences and liability in the event of accidents, traffic violations or other incidents. Measures to ensure the safety and protection of the rights of citizens and road users during the introduction of unmanned vehicles are also being considered.
Keywords: unmanned vehicles, transportation, technology, cars, legal liability.