Научная статья на тему 'Юридическая клиника как практическая составляющая образовательной программы по направлению подготовки 40. 03. 01. Юриспруденция'

Юридическая клиника как практическая составляющая образовательной программы по направлению подготовки 40. 03. 01. Юриспруденция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / JURIDICAL EDUCATION / JURISPRUDENCE / LEGAL CLINICS / INTERACTIVE METHODS / EDUCATION STANDARDS / QUALIFIED LEGAL AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитова Ирина Александровна

На основе понимания юридической клиники как практической составляющей современного юридического образования в статье анализируется нынешнее состояние юридического образования. В особой степени эта проблема обострилась с включением юридического образования в Болонский процесс и искусственным внедрением двухуровневой системы юридического образования («бакалавриат магистратура»), с изменением мировоззренческих начал отечественного юридического образования. В результате исследования деятельности юридических клиник, а также изучения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляемых к юридическому образованию, определяются факторы, влияющие на качество юридического образования, повышения практической составляющей в юридическом образовании. В статье автор делает вывод, что юридическая клиника не что иное, как создаваемая в стенах вуза профессиональная среда в комплексе со всем необходимым для психологической адаптации к ней студента и практического обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CLINIC AS A practical component of educational programs in the direction of preparation 40.03.01. JURISPRUDENCE

Based on an understanding of the legal clinic as a practical component of the modern legal education in the article analyzes the current state of legal education. This is particularly relevant this problem has worsened with the inclusion of legal education in the Bologna process and the introduction of an artificial two-level system of legal education, with a change in worldview began domestic legal education. The research activities of legal clinics, as well as the study of the federal state educational standards imposed on legal education, identify factors that affect the quality of legal education, to improve the practical component in legal education. The author concludes that the legal clinic not that other, as created in the walls of the university professional environment in a complex with everything you need for psychological adaptation to her student and practical training.

Текст научной работы на тему «Юридическая клиника как практическая составляющая образовательной программы по направлению подготовки 40. 03. 01. Юриспруденция»

УДК 34:378.1

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.03.01. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Шитова Ирина Александровна

Ст.преподаватель кафедры гражданского права и процесса,

зав.юридической клиникой НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

E-mail: irina. [email protected]

LEGAL CLINIC AS A PRACTICAL COMPONENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE DIRECTION OF PREPARATION 40.03.01.

JURISPRUDENCE

Irina Shitova

Senior Lecturer Department of Civil and peahen process, Mordovian Humanities Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

На основе понимания юридической клиники как практической составляющей современного юридического образования в статье анализируется нынешнее состояние юридического образования. В особой степени эта проблема обострилась с включением юридического образования в Болонский процесс и искусственным внедрением двухуровневой системы юридического образования («бакалавриат - магистратура»), с изменением мировоззренческих начал отечественного юридического образования. В результате исследования деятельности юридических клиник, а также изучения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляемых к юридическому образованию, определяются факторы, влияющие на качество юридического образования, повышения практической составляющей в юридическом образовании. В статье автор делает вывод, что юридическая клиника - не что иное, как создаваемая в стенах вуза профессиональная среда в комплексе со всем необходимым для психологической адаптации к ней студента и практического обучения.

ABSTRACT

Based on an understanding of the legal clinic as a practical component of the modern legal education in the article analyzes the current state of legal education. This is particularly relevant this problem has worsened with the inclusion of legal education in the Bologna process and the introduction of an artificial two-level system of legal education, with a change in worldview began domestic legal education. The research activities of legal clinics, as well as the study of the federal

state educational standards imposed on legal education, identify factors that affect the quality of legal education, to improve the practical component in legal education. The author concludes that the legal clinic - not that other, as created in the walls of the university professional environment in a complex with everything you need for psychological adaptation to her student and practical training.

Ключевые слова: юридическое образование; юриспруденция; юридические клиники; интерактивные методы; образовательные стандарты; квалифицированная юридическая помощь.

Key words: juridical education; jurisprudence; legal clinics; interactive methods; education standards; qualified legal aid.

В настоящее время российское образование столкнулось с необходимостью изменения качества профессиональной подготовки с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Данное обстоятельство обусловило потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретического, академического обучения. Действующее федеральное законодательство в сфере образования подготовки бакалавров по направлению 40.03.01. Юриспруденция большую составляющую часть учебных планов уделяет практическим занятиям - семинарам. В данном контексте следует отметить, что семинары это учебно-практическая форма обучения студентов, на которых предусматриваются интерактивные формы обучения. Но все это далеко от реальной практики юристов.

В настоящее время одним из основных способов консолидации вышеуказанных элементов для профессиональной подготовки практико-ориентированных юристов является создание и деятельность юридических клиник.

Для дальнейшего восприятия значения юридической клиники в подготовке юриста, обратимся к истории появления юридической клиники в российском юридическом образовании.

Возникновение юридических клиник в России связано с серединой XIX в. Как отмечает В.В. Захаров, в Казанском университете с конца 1830-х гг. студентов начали учить составлять деловые бумаги. А с 1846 г. в учебный план были включены практические занятия, на которых слушатели разбирали гражданские и уголовные дела. Позднее студенты стали практиковаться в производстве различных процессуальных действий.

Неслучайно именно в Казанском университете разработано первое серьезное научно-методическое обоснование роли практики в подготовке юристов. Целью такого образования являлось приобретение умений применять юридическое знание к конкретным жизненным случаям. Причем сформировать такое умение можно, только в рамках практики, когда учащийся непосредственно сталкивается с деятельностью по применению норм права, сам упражняется в решении проблем правового характера.

Известный цивилист, профессор Казанского университета Д. Мейер еще в 1850-х годах высказался за введение клинической формы подготовки юристов, по его мнению, это должна быть юридическая клиника. Этот термин профессор использовал потому, что «клиника сама по себе означает применение знания к делу»[4, с.16]. Устройство клиники виделось профессору «весьма простым. Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведующему практикой, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага - прошение, докладная записка, проект акта и т.д. Если дело таково, что интересант станет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на попечении каждого из них может остаться по одному делу или по несколько, разумеется, под руководством и ответственностью наставника. Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, не совместимого с назначением учебного заведения, почему строго исключаются всякие сношения с присутственными местами и действия, основанные на верящих письмах» [4,с.18]. Д. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского университета, которая, по некоторым сведениям, действовала на протяжении десяти лет.

Массового распространения в России юридическая клиника не получила. С вступлением на престол Александра II начался новый этап в развитии как России в целом, так и системы подготовки юристов в частности. 18 июня 1863 г. император утвердил университетский устав, ознаменовавший начало нового этапа в истории российских университетов. Главным принципом университетского образования стала опора на научное знание. Университет рассматривался не просто как инструмент аккумуляции знания, но средство интеллектуального развития студентов, что предполагали достичь универсальным обучением, свободной циркуляцией мысли и личным общением. В соответствии с этим подходом были пересмотрены учебные планы факультетов, которые были ориентированы на широкую гуманитарную подготовку [5, с.120].

В настоящее время реформа российского образования пришла снова к выводу что, получая высшее юридическое образование студенту должно уделяться большее количество часов практическим занятиям. Практика -лучший мотивирующий фактор для изучения науки. Из опыта деятельности вузов следует, что, чем ниже уровень практических профессиональных навыков и умений, т.е. недостаточная степень сформированности профессиональной компетенции, тем больше усилий приходится затрачивать выпускнику и членам трудового коллектива в процессе адаптации в профессиональной деятельности. В связи с этим время наблюдается очередной всплеск интереса к юридическим клиникам. Создание и деятельность юридических клиник получили

определенное правовое оформление на федеральном уровне. Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенции, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего народа» [2,с.46].

Вследствие того, что клинические занятия требуют известной теоретической подготовки, многие утверждают, что ведение их возможно лишь на последних курсах. Следует с этим не согласиться. Учебные планы подготовки бакалавров предусматривают изучение дисциплин, таких как гражданское право, уголовное право, административное право и ряда других дисциплин которые наиболее важны в практической деятельности юристов, уже со второго курса. И к работе в юридической клинике, можно уже привлекать и студентов второго курса. Также многие считаю, что работа студентов в юридической клинике должна осуществляться на добровольных началах. Такое мнение также следует опротестовать. Учитывая огромное значение практики при подготовки юристов, и не всегда заинтересованность студентов в добровольном участии в общественной жизни вуза, работу в юридической клинике обязательной для всех студентов.

Практическая работа студентов обязательна, должна сопровождаться отдельным курсом практического обучения и кураторством опытных как в сфере преподавания, так и в сфере практической деятельности работников института. К преподавателю клиники предъявляются следующие требования: 1) достаточный уровень теоретической юридической подготовки; 2) владение традиционным преподавательским мастерством; 3) опыт практической работы; 4) владение интерактивными методами преподавания [3, с.8].

Юридическая клиника впервые дает студенту представление о том, что проблемы, возникающие в жизни людей, в своем генезисе и развитии не подчиняются законам формирования и функционирования права, чем совсем не похожи на задачи из учебников по отраслевым дисциплинам. Проблема «из жизни» в каждом случае возникает как многоаспектная задача, требующая юридического оформления, либо запутанный конфликт, в котором не усматриваются наборы юридических фактов из гипотезы той или иной конкретной юридической нормы.

Клиническая программа как часть профессиональной подготовки юристов выполняет свою особую функцию - синтезирования знаний, умений и навыков, полученных студентом в разных учебных дисциплинах; формирования личной (пропущенной через фильтры личных и личностно ориентированных по отношению к клиенту) ответственности за выбор путей и средств юридического разрешения проблемы; овладения студентом успешными технологиями организации и выполнения работы. Все вместе вызывает педагогический эффект провоцирования ускорения профессионального созревания. А это особенно ценный эффект в условиях перехода от пятилетнего цикла подготовки специалистов с высшим юридическим образованием к

двухступенчатому, состоящему из четырехлетней подготовки бакалавров и двухлетней подготовки магистров.

Юридическая клиника нужна студенту, чтобы он обрел уверенность в своих профессиональных возможностях еще на студенческой скамье и правильно представлял их в резюме, направляемом потенциальному работодателю. Клиника необходима и вузу, поскольку, выпуская «проверенных в деле» дипломированных юристов, вуз обретает показатели успешного трудоустройства выпускников, показатели, на которые ориентируются абитуриенты и их родители, выбирая место учебы.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Чумакова О.В. Роль государственных юридических бюро в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь // Современное право. 2014. № 4. С. 46-51.

3. Кулакова В.Ю., Маркова Т.Ю., Самсонова М.В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8 - 11.

4. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. 120 с.

5. Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX в. М., 1997. 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.