4. Иванова О.А. Специфика современного эзо-теризма в России: культурфилософский анализ [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь: РГБ, 2007. - 150 с.
5. Кашницкий В.И. Кентавризм как механизм духовного познания // Диалог культур - культура диалога: материалы междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 1-5 сентября 2009 г. / отв. ред. Л.Н. Ва-улина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 147-149.
6. Мусхелишвили Н.Л. Теоретические принципы психолого-герменевтического анализа чувственности, значений и смыслов / Н.Л. Мусхелишвили, А.П. Киселев // Вопросы психологии. -2008. - №>3. - С. 11-21.
7. Самойлова И.Г. Духовные практики: теория и методология изучения // Диалог культур - культура диалога: материалы междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 1-7 сентября 2008 г. / отв. ред. Л.Н. Ваулина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - С. 193-200.
8. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология: Журн. Высшей школы экономики. -2007. - Т. 4. - №>4. - С. 75-79.
9. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с.
10. Тощенко Ж Т. Кентавр - проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека //
Социологич. исследования. - 2005. - №26. - С. 3-14.
11. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 19811982 году / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.
12. Хоружий С. С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.
13. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Парад, 2005. - 448 с.
14. Хоружий С.С. Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя: Доклад на симпозиуме «Религиозный опыт: внутренняя жизнь и внешние формы» (Иерусалим, июнь 2001) // Москов. психотерапевт. журн. - 2003. - №»3. - С. 5-25.
15. Хоружий С. С. Религиозный опыт с позиций синергийной антропологии: Доклад на конференции «XVI Международные образовательные Рождественские чтения». Секция «Христианская психология» (Факультет психологии МГУ, 31.01.2008) [аудиозапись] http:// www.psychosoft. ru/readings-16/index. Ыт
16.Хоружий С.С. От синергийной антропологии к социальной философии, или диалог с Максом Вебером // Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология: матер. Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 ноября 2009 г. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - С. 6-20.
УДК 159.922.7
Н.Г. Крылова, С.А. Хазова ЮНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Исследуются барьеры самореализации личности у подростков и юношей. Представлены результаты эмпирических исследований барьеров самореализации подростков и юношества. Барьеры самореализации рассматриваются в соотношении с определенными личностными особенностями.
Ключевые слова: самореализация, барьеры самореализации, развитие личности, одаренные старшеклассники, юность.
Многообразный, динамичный и противоречивый современный мир . предъявляет самые высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека. Поэтому проблема человека развивающегося, реализующегося, активно ищущего сферу приложения сил в этих сложных условиях встает с особой остротой.
Самореализация личности - это процесс реализации субъектом своего «Я», процесс построения
личностью себя через сбалансированное и гармоничное раскрытие своих генетических и личностных возможностей и способностей (Психологический словарь. - 1983. - С. 40). О самореализации можно говорить как о процессе выбора, как о результате и способе жизнедеятельности, посредством которого осуществляется определение тех или иных жизненных целей и задач. Именно стремление к самореализации является отличительной характеристикой человека (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт).
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
© Н.Г. Крылова, С.А. Хазова, 2009
В большинстве исследований проблемы самореализации личности делается акцент на старшие возрастные группы с учетом особенностей деятельности и образа жизни субъекта: изучение творческой самореализации в различных профессиональных группах (Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко); исследование самореализации личности в профессиональной сфере (Л.А. Коростылева); изучение уровней и диапазонов самоактуализации женщин (Л.В. Осипова, М.К. Тутушкина, Л.И. Попова).
Одним из актуальных направлений исследования психологии самореализации становиться изучение барьеров или препятствий которые возникают перед человеком в процессе его развития. Преодоление препятствия - необходимое условие развития потенциалов каждой личности (Ю.Д. Бабаева, Л.С. Выготский, Т. Липпс). Однако важно, чтобы препятствие не являлось непреодолимым, иначе оно перестает быть стимулом, и даже наоборот ограничивает, тормозит развитие. Будут ли преодолены барьеры или нет - во многом зависит от человека, от его желания идти вперед к раскрытию и актуализации своих потенциальных возможностей (Б.Г. Ананьев, 1980).
Тем не менее, изучению барьеров в процессе развития личности до недавнего времени уделялось не так много внимания. В отечественной, а часто и в зарубежной психологии под барьерами понимаются лишь внутренние препятствия, причем в их негативном проявлении, которые останавливают или угнетают активность, деятельность и действия. Барьеры могут быть связаны с особенностями восприятия, воображения, интеллекта, мотивов, стереотипов установок и темперамента (А.В. Антонов, 1978; Л.И. Божович, Л.С. Славина, 1979; И.Ф. Бурганова, 1999; И.В. Тей-ле, 1997; Р.Х. Шакуров, 2001). К. Левин, И. Нют-тен, А. Холл к числу барьеров относят не только внутренние (психические), но внешние препятствия (социальные и физические).
В то же время на каждом возрастном этапе возникают свои специфические барьеры, обусловленные социальной ситуацией развития личности. С этой точки зрения особый интерес представляют переломные периоды в развитии личности, прежде всего, юность, период самоопределения растущего человека. С.Л. Рубинштейн отмечал, что ключом к пониманию самореализации является самосознание, источник развития которого необходимо искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающее-
ся в изменении его взаимоотношений с окружающими (С.Л. Рубинштейн, 2000). Юношеский возраст - время реального перехода к настоящей взрослой жизни, когда перед человеком открывается горизонт перспектив дальнейшего развития.
Целью данной статьи является анализ понимания процесса самореализации старшеклассниками и студентами, а также описание барьеров самореализации в юности. Материалом для данной статьи послужили результаты эмпирических исследований 2004-2007 гг., выполненных на кафедре социальной психологии КГУ им. Н.А Некрасова.
1. Исследование барьеров самореализации в юности. В исследовании принимали участие 88 человек. 44 учащихся 11 классов МОУ школы №38 г. Костромы и 44 студента 4 курса КГУ им. Н.А. Некрасова.
В исследовании мы использовали следующие методы: «Определение локуса контроля» (Д. Рот-тер); СЖО (Д.А. Леонтьев), методика определения индивидуальной меры рефлективности (А.В. Карпова); «Самоактуализационный тест» (адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозма-ном, М.В. Загика и М.В. Крозом опросник личностной ориентации POI Э. Шострома); методика «Самооценка человека по его жизненным конструкторам»; тестовая методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (А. Маслоу); Методика «Незаконченных предложений» - модифицированный вариант методики Л.А. Коростылевой.
Анализируя полученные результаты, следует отметить следующее.
1. Данные, полученные по методике «Незаконченные предложения» показывают нам, что большинство и школьников и студентов определяют самореализацию как процесс развития личности. Однако, если школьники больше внимания обращают на значимость для них достижений в социальной деятельности и взаимодействии, не уделяя при этом особого внимания анализу собственных потенциальных возможностей для этого, то студенты отмечают особо важную роль их собственных внутренних ресурсов, которые необходимо развивать для самореализации и «благополучного самосовершенствования».
2. Анализ ответов респондентов на вопрос о препятствиях и трудностях, встречающихся в процессе самореализации, позволяет говорить о том, что и школьники, и студенты четко разделяют барьеры самореализации на внутренние
(внутренние противоречия, неверие в свои силы, лень, неадекватная самооценка, недостаток рефлексии, страх отказаться от уже имеющегося, чтобы достичь нового, неразвитая воля) и внешние (социальное окружение, обстоятельства, родители, меняющаяся ситуация, например, экономическая). При этом было установлено преобладание внутренних барьеров в студенческой группе по отношению к группе школьников.
3. В ходе исследования мы обнаружили значимые различия между студентами и школьниками по основанию преобладающих внутренних барьеров, выявленных с помощью методики «Незаконченных предложений». Для школьников более актуальной, чем для студентов, является потребность в признании и любви (и=21, при р<0,00). В то же время было выявлено, что для старшеклассников на этапе окончания школы очень важно стремление к самостоятельности (и=185, при р<0,02). Оценивая себя как достаточно подготовленного к взрослой жизни, молодой человек стремится высвободиться из-под опеки родителей, обрести чувство независимости.
4. Результаты исследования позволяют говорить о том, что группа студентов, выделивших внутренние барьеры, отличается более развитой системой ценностных ориентации (и=187, при р<0,02), более высоким уровнем самоуважения (и=205,5, при р<0,05), чем группа школьников. Для них характерна рефлексия общения и взаимодействия (и=87, при р<0,02), что может свидетельствовать о значимости на данном этапе развития информации об успешности своей деятельности. Студенты в большей степени склонны оценивать свои поступки и поведение других, руководствуясь собственным мнением, опираясь на собственные взгляды и суждения.
5. Было установлено, что в группе школьников преобладают внешние барьеры - 28,736% от общего числа респондентов. В группе студентов было установлено преобладание внутренних барьеров - 35,632% от общего числа выборки. Мы полагаем, что при переходе от нижней границы юности к периоду поздней юности качественно изменяется содержание встречающихся в социальной ситуации развития барьеров.
6. Результаты особенно наглядно иллюстрируют преобладание интернального локуса контроля в группе студентов университета - 40,909%, в меньшей степени в этой группе проявляется экстернальный локус контроля - 12,121%.
В школьной группе по сравнению со студенческой выявлено преобладание экстернального ло-куса контроля - 28,788%. Можно говорить, что локус контроля с возрастом (под влиянием все более развивающейся рефлексивной деятельности, процессов саморегулирования) становиться все более стабильным, «наполняется» смысловым содержанием. Студент становится ответственнее в своих решениях, происходит снижение значимости мнения референтных лиц.
7. В нашем исследовании были обнаружены значимые корреляционные связи по критерию Спирмена между уровнем удовлетворения основных потребностей и личностными характеристиками респондентов.
В группе школьников была установлена умеренная прямая связь между уровнем потребности в безопасности и сензитивностью личности (г=0,36, при р<0,02). Можно предположить, что чем больше учащийся стремиться к безопасному существованию, тем в большей мере он способен к целостному восприятию мира и людей. При этом, чем актуальнее для школьника потребность безопасности, тем в меньшей степени он удовлетворен своей жизнью в настоящем (г=-0,30, при р<0,05). Помимо этого, можно сделать вывод о том, что чем насущнее для индивида материальные проблемы, тем в большей степени он оценивает себя как несостоявшуюся личность, то есть в период самопрезентации среди сверстников остро встает проблема «материального несоответствия», что может привести к понижению самооценки.
В студенческой группе респондентов были получены значимые корреляционные связи по критерию Спирмена между уровнем удовлетворения основных потребностей участников исследования по методике А. Маслоу и шкалами методики «Измерения индивидуальной меры рефлексивности», а также шкалой «Креативность» методики Р01.
Так, было установлено, что существует прямая связь между уровнем удовлетворения материальных потребностей и рефлексией настоящей деятельности (г=0,36, при р<0,02), то есть, чем актуальнее для человека потребность в материальном комфорте, тем более осознанной для него становится деятельность, направленная на получение материального благосостояния, тем более ощутимо для него затрудняющее влияние барьеров.
Была выявлена обратная связь между уровнем удовлетворения потребности в признании и мерой ретроспективной рефлексии (г=-0,31, при р<0,04), мы полагаем, что актуальность потребности в признании связана с прошлыми неудачами личности, они могут обуславливать стремление человека к признанию, к поиску помощи и поддержки в его сегодняшней деятельности.
Установлены прямые связи между уровнем удовлетворения потребности самоутверждения и рефлексией настоящей деятельности (г=0,30, при р<0,05), а также уровнем удовлетворения потребности самоутверждения и общим показателем рефлексии (г=0,36, при р<0,02). Это свидетельствует о том, что чем в большей степени человек достигает развития рефлексии, тем в большей степени для него актуальна потребность в самоутверждении.
Прямая связь между уровнем удовлетворения потребности личности в самореализации и креативностью личности (г=0,49, при р<0,00), возможно, означает, что чем больше стремление человека к самореализации, тем в большей степени он использует творческие способности на пути саморазвития. Данная зависимость предполагает наличие у самореализующейся личности творческого подхода, своеобразного (нетипичного для пассивных людей) взгляда на свою жизнь. Можно предположить, что, сталкиваясь с барьерами и жизненными трудностями, такой человек проявит большую гибкость поведения и креативность в процессе своего самоосуществления.
Таким образом, наличие полученных в исследовании результатов позволяет нам говорить, что в процессе развития происходит изменение доминанты потребностей. Социальная ситуация развития может обуславливать возникающие барьеры, связанные с особенностями развития личности.
2. Исследование самореализации старшеклассников с признаками одаренности. Респондентами в данном исследовании выступили три группы старшеклассников с признаками одаренности. При этом для выявления одаренных нами использовался критерий успешности в деятельности на основании оценки опытных специалистов. Первая группа - учащиеся Центра дополнительного образования одаренных школьников г. Костромы (классы математиков и программистов, 30 человек). Вторая группа - участники ансамблей народного танца «Волгари» и «Волга-Волга» (25 человек). Третья группа - учащиеся
лицейских классов лицея №№34 г. Костромы (25 человек). Контрольная группа - учащиеся 1011 классов средней общеобразовательной школы №8 г. Костромы.
Анализ незаконченных предложений и анкет позволяет сделать следующие выводы:
1. Все старшеклассники понимают процесс самореализации примерно одинаково: как максимальное использование и раскрытие своих способностей, возможностей (33% общей выборки); как самоопределение в жизни, развитие в себе определенных черт характера (26%); как достижение жизненных целей (32%); проявление себя в какой-либо деятельности (62%), работу над собой, самопознание, самосовершенствование (16%). Интересно, что интеллектуально-одаренные респонденты в первую очередь рассматривают самореализацию как управление собой и самопознание. Моторно-одаренные (танцоры) включают в это понятие демонстрацию окружающим своих умений и возможный заработок на жизнь, что связано с интенсивной концертной деятельностью, часто оплачиваемой. Те и другие, в отличие от обычных сверстников, неотъемлемым атрибутом самореализации считают работу над собой (ф*=2,62 р=0,003).
2. 14% выборки отмечают, что самореализация всегда сопровождается трудностями. В качестве барьеров самореализации называются собственный характер (50%), непредвиденные обстоятельства и других людей (37%). Здесь значимые различия обнаружены в том, что обычные старшеклассники чаще выделяют влияние внешних сил как барьер, препятствующий успешной самореализации (ф*=1,63 р=0,052). Это позволяет говорить о преобладании у обычных старшеклассников внешнего локуса-контроля, ориентации на внешние обстоятельства, склонность искать причины своих неудач «во вне». «Интеллектуалы» дополнительно называют нехватку времени и домашние дела; танцоры - отсутствие образования и материальную зависимость.
3. В качестве ресурсов старшеклассники рассматривают свой характер (47%), оптимизм (22%), помощь и поддержку других людей (45%). «Интеллектуалы» особо выделяют способности и дополнительное время, а танцоры - образование и благоприятную ситуацию. Важно отметить, что все называют волевые качества, целеустремленность, упорство как самые важные, способствующие самореализации качества (82% всех испы-
туемых). Однако и здесь обнаружены значимые различия между одаренными и обычными ребятами (ф*=4,54 р<0,000). В связи с тем, что одаренные, как правило, опережают свой биологический возраст, они склонны к более «взрослому» взгляду на жизнь, на реальность и понимают, что целеустремленность необходима в процессе самореализации. Обычные же сверстники значительно чаще рассматривают помощь близких людей как важный фактор, способствующий успешной реализации потенциала.
4. Респонденты обеих групп называют среди привлекательных для самореализации видов деятельности учебную (30%), общение (27%), профессиональную (20%), что вполне объясняется возрастными потребностями. Среди других дея-тельностей называются танцы, музыка, изобразительное искусство и спорт. Причем в группе интеллектуально одаренных спорт в три раза привлекательнее (18% против 5%, ф=2,1, р=0,01).
Изучение личностных особенностей (Личностный опросник Кеттела HSPQ), стремления к самореализации (методика САМОАЛ, стандартизация А.В. Лазукина), ценностей (СЖО Д.А. Леонтьева) и индивидуальной меры рефлексивности (методика А.В. Карпова) позволяют назвать среди ресурсов уверенность в себе, целеустремленность, оптимизм. Кроме того, одаренные старшеклассники отличаются качествами, которые, вне всякого сомнения, способствуют процессу самореализации. К ним можно отнести потребность в познании и стремление к творчеству; спонтанность и гибкость в общении; способность к рефлексии и критическому анализу деятельности; эмоциональную устойчивость, способность управлять своими желаниями; позитивное представление о себе как человеке, способном контролировать свою жизнь, принимать решения и нести за них ответственность (то есть ощущение «самоэффективности», в терминах А. Бандуры).
Противоположным эффектом - эффектом барьера - обладают такие личностные особенности как возбудимость (фактор D, Р=-0,4, р=0,02), склонность к чувству вины (фактор О, р=-0,5, р=0,002), эмоциональная неустойчивость (фактор С-, р=-0,4 при р=0,03), робость (фактор Н-, р=0,6, р=0,004), предсказывающие меньшую выраженность стремления к самореализации. Эти факторы отрицательно связаны с принятием ценностей самоактуализирующейся личности: стремлением к постоянному движению вперед, автоном-
ностью, независимостью, открытостью, осуществлению выбора в пользу саморазвития (Мас-лоу, 1967).
В качестве барьера может выступать как излишняя доминантность, так и излишняя покорность, поскольку в первом случае стремление к независимости и превосходству может перерасти в упрямство, своенравие, агрессию, игнорирование традиций. А во втором - в пассивность, несамостоятельность, отсутствие собственной точки зрения. В то время как самоактуализация предполагает демократичность, адекватную уверенность в себе, не переходящую в самонадеянность, автономию, но не отчуждение и одиночество.
Парадоксальным кажется результат, позволяющий говорить об отрицательной связи ретроспективной рефлексии (ориентированной на оценку прошлого опыта) и творческой направленности личности. Она является предиктором снижения творческого потенциала личности (Р=-0,66, р=0,04): чем лучше человек рефлексирует свою деятельность в прошлом, тем менее он креативен в новой деятельности. При этом перспективная рефлексия снижает спонтанность в проявлении эмоций и поведении (Р=-0,53, р=0,05). Важно, что в группе обычных старшеклассников выявлено положительное влияние перспективной рефлексии на креативность (Р=0,8, р=0,02) и способность верить в человека (Р=0,6, р=0,04). Это говорит о непростой, нелинейной зависимости процесса самореализации от способности к рефлексии. По аналогии с интеллектом или эмоциональной стимуляцией в деятельности, вероятно, должен быть некий «оптимум рефлексии» (А.В. Карпов, 2005), способствующий самореализации.
Поскольку креативность и спонтанность выделяются как важные атрибуты в процессе самореализации, то мы можем говорить о наличии барьера самореализации, причем вполне специфического барьера для группы одаренных.
Таким образом, изучая психологические барьеры самореализации в юношеском возрасте, мы пришли к следующим выводам:
1. Социальная ситуация развития может обуславливать возникающие барьеры самореализации. С возрастом все более осознанной для личности становится деятельность, направленная на преодоление барьеров саморазвития.
2. Были выявлены специфические личностные характеристики, способствующие самореализации личности: креативность, спонтанность, де-
мократичность, адекватная самооценка, сензитив-ность, рефлексивность, интернальный локус контроля, автономность, независимость, открытость.
3. Барьеры самореализации в юношеском возрасте могут выполнять созидательную функцию, включая в себя мобилизацию ресурсов субъекта для преодоления сопротивления среды. Барьеры регулируют процесс развития субъекта с учетом характера преодолеваемых преград внутренних противоречий (неверие в свои силы, лень, неадекватная самооценка, недостаток рефлексии, страх отказаться от уже имеющегося, чтобы достичь нового, неразвитая воля) и внешних (социальное окружение, обстоятельства, позиция родителей, меняющаяся ситуация в обществе, например, экономическая, политическая).
4. Барьеры самореализации могут тормозить или угнетать деятельность человека, особенно в том случае, если личность демонстрирует возбудимость, склонность к чувству вины, эмоциональную неустойчивость, робость, пассивность. Эти факторы отрицательно связаны с принятием ценностей самоактуализирующейся личности, а именно со стремлением к постоянному движению вперед, осуществлению выбора в пользу саморазвития.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить, что барьеры самореализации могут выполнять как положительную, так и негативную функцию в развитии личности.
Библиографический список
1. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. -М.: Сканрус, 2003.
2. Гаранина К.В. Специфика самореализации школьников с различными видами одаренности: Квал. работа. - Кострома, 2004.
3. Коростылева Л.А. Особенности стратегии самореализации и стили человека // Психологи-
ческие проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб., 2000.
4. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999.
5. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.
6. Клочко В.Е. Самореализация личности: Системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский; под ред. Г.В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999.
7. Крылова Н.Г. К вопросу о барьерах самореализации / Н.Г. Крылова, Т.А. Рыкова // Ген-дерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в ХХ1 веке: Материалы между-нар. симпозиума. Кострома, 28-29 октября 2004 г. В 2 т. Т. 1. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - С. 137-138.
8. Крылова Н.Г. Барьеры самореализации в юношеском возрасте и совладение с ними // Психология совладающего поведения: материалы Международной науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 426 с.
9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2002.
10. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 2001.
11. Хазова С.А. Особенности самореализации старшеклассников с признаками интеллектуальной одаренности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. -Т. 13. - №№4 - С. 113-121.
12. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. -2001. - №№1. - С. 3-28.