Ученые Дальнего Востока
Вестник ДВО РАН. 2016. № 6
УДК 91(092)
А.А. ХИСАМУТДИНОВ
Юлия Викторовна Аргудяева: к портрету ученого
Статья посвящена вкладу Ю.В. Аргудяевой в мировую и отечественную науку, анализируются ее исследования в области этнографии, истории, демографии и социологии восточных славян на российском Дальнем Востоке. Особое внимание уделяется работам о русских старообрядцах в России, Китае и Америке, а также экспедициям ученого. Приводится библиография исследователя.
Ключевые слова: Ю.В. Аргудяева, этнография, население Приморья, старообрядцы, российская эмиграция, русские в Америке.
Yulia V. Argudiaeva: portrait of a scientist. A.A. KHISAMUTDINOV (Central Scientific Library, FEB RAS, Vladivostok).
This article is devoted to the contribution of Yu.V. Argudiaeva to science in Russia and world-wide. It analyzes her research in the field of ethnography, history, demography and sociology of the Eastern Slavs in the Russian Far East. Attention is drawn to the works of Russian Old Believers in Russia, China and America, and the analytical results of her academic expeditions.
Keywords: Yu.V. Argudiaeva, Ethnography, the population of Primorye, Old Believers, Russian emigration, Russians in America.
Историческая наука на Дальнем Востоке относительно молода. Поэтому исследователей, чей вклад в науку можно считать весомым, здесь не так уж и много. Среди них несомненно этнограф Юлия Викторовна Аргудяева - незаурядный ученый, автор многих научных трудов. Одной из первых на Дальнем Востоке она стала заниматься этнографией, демографией и социологией восточных славян (русских, украинцев, белорусов).
Ю.В. Аргудяева родилась 2 ноября 1936 г. в Хабаровске, среднюю школу окончила в пос. Манзовка (ныне - Сибирцево) Приморского края. Интерес к прошлому, к своим корням привел ее на исторический факультет Дальневосточного государственного университета, в котором когда-то ее мать, будущий медик, помогала профессору А.П. Георгиевскому в его лингво-этнографических исследованиях. Будучи студенткой Юлия Викторовна увлеклась археологией и уже на втором курсе участвовала в экспедиции академика А.П. Окладникова.
После окончания в 1959 г. университета пытливый ум, энергия и талант прирожденного этнографа привели ее в Отдел истории Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР во Владивостоке. Первое время Аргудяева продолжала заниматься археологией и в 1962 г. опубликовала свою первую работу «Сведения о средневековых памятниках Приморья вдоль восточного побережья Японского моря из неопубликованных материалов В.К. Арсеньева». К научному наследию знаменитого путешественника она будет неоднократно обращаться и в дальнейшем. Однако самым значительным для
ХИСАМУТДИНОВ Амир Александрович - доктор исторических наук, заведующий отделом научно-исследовательской работы (Центральная научная библиотека ДВО РАН, Владивосток). E-mail: khisamut@yahoo.com
ее научной карьеры было общение с известным во всем мире археологом и этнографом Алексеем Павловичем Окладниковым (1908-1981). Аргудяева тесно работала и с авторитетнейшим этнографом и фольклористом Юрием Александровичем Семом (1926-1995), который воспитал целую плеяду дальневосточных этнографов. Большое влияние на нее оказало и общение с московским этнографом и историком Вадимом Александровичем Александровым (1921-1994), исследовавшим традиционную культуру русской деревни.
В 1963 г. Ю.В. Аргудяева поступила в очную аспирантуру Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (Москва). К этому времени большинство ее работ уже было посвящено этнографии и населению славян в Сибири и на Дальнем Востоке. В аспирантуре она работала над кандидатской диссертацией по теме «Семейный быт промышленных рабочих Кабанского района Бурятской АССР в его связях с бытом окрестного сельского населения». От своего научного руководителя, московского этнографа-фольклориста кандидата филологических наук Веры Юрьевны Крупянской (1897-1985), она получила навыки по собиранию и систематизации образцов народного творчества. Успешная защита диссертации состоялась 13 февраля 1968 г. во Владивостоке, в Дальневосточном филиале Сибирского отделения АН СССР.
С 1967 г. Ю.В. Аргудяева занимала должность младшего научного сотрудника сектора этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, а в 1981 г. стала старшим научным сотрудником этого института. К этому времени сфера ее научных интересов определилась окончательно - этническая и этнокультурная история восточных славян; этническая миграция, хозяйственная и культурная адаптация; положение женщин, детей, подростков, молодежи; семья и брак; обряды жизненного цикла; взаимодействие восточных славян с коренными малочисленными народами Дальневосточного региона; этно-конфессиональные группы русских. Некоторые темы тесно переплетались с социологий, увлеченность которой привела Ю.В. Аргудяеву в Институт экономики океана Дальневосточного отделения АН СССР (Владивосток). Здесь она вела научные исследования в области этнографии, демографии, социологии среди сельского и городского населения южной части Дальнего Востока, обращая особое внимание на проблемы в районах строительства Байкало-Амурской магистрали. Результатом этой работы стала монография «Труд и быт молодежи БАМа» [27].
Всего же из-под пера Юлии Викторовны вышло более 300 публикаций, включая 11 монографий, написанных ею индивидуально. Участвовала она и в подготовке многих коллективных работ. Перечислить все опубликованное Аргудяевой просто невозможно. Она писала об особенностях миграционных процессов у восточных славян, отмечая их положительную роль в формировании демографического потенциала и постоянного населения восточных окраин России (монографии «Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. Х1Х-начало ХХ вв.)» [13], «Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в.-начало ХХ в.)» [12]), вкладе русских людей в освоение Дальневосточного региона («Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.). Кн. 1. Крестьяне» [31] и др.), особенностях семейного уклада крестьян-переселенцев («Семья и семейный быт у русских крестьян на Дальнем Востоке России во второй половине Х1Х-начале ХХ в.» [23]).
Особое внимание Аргудяева уделяла роли этнокультурных и этно-конфессиональных групп в адаптационных процессах, этнокультурным контактам славян с другими народами. Об этом ее статьи и книги о казаках [29], старообрядцах [25], русских крестьянах в Китае [19, 20]. Монография «В.К. Арсеньев - путешественник и этнограф. Русские Приамурья и Приморья в исследованиях В.К. Арсеньева» [3] познакомила читателя с неизданными материалами дневников известного исследователя.
Аргудяева участвует практически во всех научных конференциях, посвященных истории, этнографии, исторической демографии. Она постоянный участник всероссийских конгрессов этнографов и антропологов: в Уфе (1997 г.), Москве (1999, 2003 гг.),
Санкт-Петербурге (2005 г.), Саранске (2007 г.). На свои симпозиумы Ю.В. Аргудяеву часто приглашают японские этнографы, которые высоко ценят ее работы. Она читала лекции в университете Тэнри (префектура Нара, Япония) и публиковала статьи в японском журнале «Север» (Осака).
Свидетельством напряженного труда исследователя являются многочисленные дипломы и поощрения. За разработку арсеньевской тематики и расшифровку полевых этнографических материалов В.К. Арсеньева Аргудяева стала лауреатом премии имени этого знаменитого путешественника. Она также лауреат премии им. В.П. Вологдина - одного из первых ректоров Дальневосточного политехнического института - и Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образования (2007 г.). В 2010 г. Обществом изучения Амурского края Аргудяева была удостоена звания лауреата премии им. Ф.Ф. Буссе за монографию «Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.)» [31].
В основе почти всех научных работ Ю.В. Аргудяевой лежат полевые исследования. Под ее руководством состоялось более 40 научных экспедиций на юге Дальнего Востока и за рубежом. Некоторые проекты были реализованы благодаря грантам: в 1993-1995 гг. -«Формирование региональной культуры восточнославянского населения юга Дальнего Востока России» (грант РФФИ и РГНФ), в 1994-1996 гг. - «Культура и быт этнографических групп восточных славян Приморья» (грант фонда Сороса «Культурная инициатива»), в 1996-1998 гг. - «Русские на юге Дальнего Востока России: этническая и этнокультурная история» (грант РГНФ), в 2009-2011 гг. - «Русские Дальнего Востока России: развитие традиций и трансляция культурного наследия в страны АТР» (грант Президиума РАН в рамках программы фундаментальных исследований «Историко-культурное наследие и духовные ценности России»). За счет гранта губернатора Приморского края, полученного в 1998 г., был осуществлен проект «Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока: условия жизнедеятельности и проблемы развития (середина Х1Х-начало ХХ в.)».
Ю.В. Аргудяева руководила дальневосточной частью международного сравнительного исследования (СССР и соцстраны - Болгария, Венгрия, Польша и др.) «Семья как фактор воспроизводства социальной структуры социалистического общества» (Институт социологии РАН), участвовала во многих других проектах. Для японских коллег, изучающих население Приамурья, она организовала три поездки в Хабаровский край (в 2005, 2007 и 2009 гг.). При большой любви к полевым работам Юлию Викторовну часто можно видеть в архивах Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Она справедливо полагает, что все исследования нужно обязательно подтверждать документами. В исследованиях ей помогают этнографические и социологические анкеты, разработанные ею благодаря многолетнему опыту («Занятость женщин и материнство», «Подросток в школе и дома», «Анкета новобрачных», «Семья и быт», «Условия труда и быта» и др.
За много лет этнограф выработала собственные правила проведения полевых исследований. Она всегда старается жить как можно ближе к объекту своего исследования, в поездках иногда рассчитывает на счастливую случайность, и интуиция всякий раз помогает ей решать самые сложные проблемы. Работа этнографа не из простых: если одни люди охотно идут на контакт с исследователем, то другим требуется в деталях объяснить цель интервью. В практике Аргудяевой не раз возникали случаи, когда после нечаянно брошенного слова информатор (так этнографы называют своих собеседников) замыкался или вообще отказывался от продолжения интервью. Этнографу Ю.В. Аргудяевой, как правило, удавалось сглаживать шероховатость и возвращать разговор в прежнее русло. Эти ценные качества исследователя особенно наглядно проявились во время работы над темой старообрядчества, которой этнограф интересуется начиная с 1990-х годов. Перестройка открыла доступ к ранее закрытым архивам, в том числе к материалам о репрессиях старообрядцев и их бегстве в Китай. Эту совершенно новую для того времени научную
проблему она взяла для докторской диссертации «Старообрядцы на Дальнем Востоке России: этнокультурное развитие во второй половине Х1Х-начале ХХ в.», которую защитила в 2002 г. в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва).
В целях изучения старообрядцев Ю.В. Аргудяева совершила несколько поездок в места их поселения. Этой темой она продолжала заниматься и после защиты: изучала жизнь старообрядцев в Маньчжурии, проводила комплексные исследования в США, где ныне живут потомки русских старообрядцев из Китая, чтобы попытаться проследить дальневосточные корни у эмигрантских потомков старообрядцев. Важно было проанализировать и современные миграционные проблемы, жизнь в инокультурной среде и связи с бывшей родиной. Автору этой статьи в 2010 г. повезло принять участие в американских исследованиях Ю.В. Аргудяевой (фото см. на вклейке).
В подавляющем большинстве старообрядцы, к которым мы ехали, относились к категории беспоповцев - наиболее бескомпромиссных в религиозном отношении людей. Удивительно, но эти выходцы из России, которые, как правило, трудно идут на контакт с посторонними, разрешили нам посетить их селения. Причина оказалась проста: они были осведомлены о работах этнографа, а в некоторых семьях даже имелись ксерокопии ее книг. При этом собеседники не высказали ни одного критического замечания по поводу содержания работ. Позднее мы неоднократно убеждались в том, что старообрядцы в США, даже не пользуясь Интернетом, имеют сведения об исследователях, занимающихся темой старообрядчества.
Безупречная репутация человека, который бережно относится к обычаям и религии старообрядцев, позволяла Аргудяевой открывать любую дверь в старообрядческих общинах городков Вудборн (штат Орегон) и Хомер (штат Аляска), поселках Раздольна (Басар-гино) и Николаевск (Аляска). Благодаря этому нам удалось познакомиться и с поповцами, и с беспоповцами, посетить их дома, собрать самые разнообразные сведения исторического, бытового, культурологического и экономического характера, выявить идеологическую разницу между орегонскими и аляскинскими старообрядцами.
Юлия Викторовна легко находит ключик к душам людей. Без всякой натяжки можно сказать, что, изучая жизнь старообрядцев, она становится членом той или иной семьи, в деталях знает многие родословные связи, что является важным для американских старообрядцев, тщательно следящих за «духовным и физическим родством». Аргудяева безошибочно находит наиболее авторитетных лиц, чаще всего начетчиков, руководящих жизнью религиозной общины, и начинает разговор с того, что выкладывает всю «подноготную» того или иного клана. После этого подозрительные старообрядцы охотно делятся с ней семейными проблемами, сокровенными сведениями о поездках к родственникам, случаях побега в закрытые скиты Красноярского края или подробностями очередного религиозного раскола. Стараясь вникнуть во все детали религиозной жизни старообрядцев, Ю.В. Аргудяева сразу понимает, чего можно, а чего нельзя касаться в будущих публикациях, чтобы случайно не навредить общинам.
При всей щепетильности нам иногда приходилось проявлять настойчивость и буквально напрашиваться на встречу со старообрядцами или культурное мероприятие общины. Иногда Юлия Викторовна одевается в старообрядческую одежду, чтобы не выделяться среди старообрядцев, а к концу поездки она начинает уже и говорить как старообрядцы, используя их лексику и интонации. Например, они не любят слово «здравствуйте», предпочитая приветствовать друг друга словами «здорово живешь». Совсем не признают и слово «спасибо», считая, что это благодарность языческому богу Бо. В их традициях говорить «спаси, Христос».
Уверен, мужчина, даже будучи самым авторитетным ученым, не узнал бы и десятой доли тех сведений, что получает Ю.В. Аргудяева благодаря своей женской интуиции, тактичности и умению стать своей для старообрядцев. Как дотошный искусствовед, она ведет разговор о певческих традициях старообрядцев или обсуждает технику иконописи. Как профессиональная портниха, она с интересом выясняет особенности кроя
старообрядческой одежды, а ее расспросы о тонкостях приготовления еды настолько детальны, будто она собирается открыть ресторан старообрядческой кухни.
Мы привезли во Владивосток множество ксерокопий, магнитофонных записей и изданий по старообрядцам, напечатанных в средней школе Николаевска (Аляска). В старообрядческой школе Юлия Викторовна постаралась не только вникнуть в учебные программы, но и провести интервью с учителями и учениками.
Как бы тщательно ни был составлен план полевых исследований, этнограф всегда должен быть готов к любым неожиданностям. Так случилось и с нами. Узнав от старообрядцев на Аляске о том, что на первом этапе их жизни в Америке большую помощь им оказали алеуты, сохранившие память о деятельности Российско-Американской компании, Аргудяева побывала на о-ве Кадьяк и посетила алеутское селение Ахиок. Как выяснилось, без подводных камней не обошлось и здесь. Юлии Викторовне пришлось быть предельно внимательной и осторожной, задавая вопросы. Полученная информация о жизни алеутов так заинтересовала инициативную Аргудяеву, что она решила написать монографию по кадьякским впечатлениям.
Результаты исследований по старообрядцам, проведенных Ю.В. Аргудяевой, заинтересовали японских коллег, и Осакский музей истории выделил в 2010 г. грант для повторной поездки к старообрядцам в США. На этот раз к нам присоединилась японская исследовательница доктор Игауэ Нахо.
Чтобы подойти к старообрядческой теме комплексно, было решено заглянуть и в Сан-Франциско, который по праву считается одним из центров русской диаспоры в Америке. В знаменитом Музее русской культуры нам показали уникальные материалы по старообрядцам и рассказали, как русские эмигранты помогали соотечественникам покинуть Китай, переехать из Южной Америки в Северную и обустроить свою жизнь на Аляске. Юлия Викторовна поработала в местных архивах и университетских библиотеках, побывала в историко-культурном центре «Форт Росс» - русской «Мекке» в Америке. Она своими глазами смогла оценить усилия американцев по сохранению русской страницы в истории этой страны.
Ю.В. Аргудяева много лет интересуется историей казачества, поэтому для нее была организована встреча с атаманом Никитой Евгеньевичем Бьюиком в Общеказачьем союзе Сан-Франциско. После беседы с ним Юлия Викторовна получила возможность несколько часов поработать в казачьем архиве и библиотеке, скопировать материалы для будущих публикаций.
Результаты экспедиции в США были впечатляющими. Полученные материалы дополнили предыдущие изыскания и позволили представить на суд научного сообщества первое комплексное исследование этнокультурной истории русских старообрядцев юга Дальнего Востока России и трансляции их традиций в Китай (Маньчжурию) и страны Южной и Северной Америки. Результаты были изложены в ряде статей и монографии «Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы» (в соавторстве с А.А. Хиса-мутдиновым) [10].
В разные годы Аргудяева преподавала в Дальневосточном государственном университете (позднее - в Дальневосточном федеральном университете), Дальневосточном государственном техническом университете, Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, читая курсы «Археология», «Этнология», «Этнография восточных славян», «Социокультурная антропология стран Дальнего Востока», «Этносоциология», «Социальная демография», «Гендерная антропология», «Культура Дальнего Востока», «Теория и история культуры повседневности России», «Социология семьи», «Гендерная социология». Она опубликовала учебное пособие «Восточные славяне на юге Дальнего Востока России», подготовила учебные программы «Культура Дальнего Востока России» (ВГУЭС, 2006 г.) и «Теория и история культуры повседневности России» (ВГУЭС, 2007 г.), а также несколько методических разработок. Аргудяева была членом диссертационных советов при Институте истории, археологии
и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН и при Амурском государственном университете в г. Благовещенск.
Несмотря на насыщенную преподавательскую деятельность, Юлия Викторовна считает, что у нее могло бы быть больше учеников. Видимо, молодежь просто не поспевает за маститым ученым, а сама она не может остановиться. Тем не менее она подготовила пять кандидатов наук. В планах у Юлии Викторовны всегда множество новых проектов, а ее работоспособности можно только позавидовать. Забывая о возрасте, она легко берется за самые сложные дела и добивается успеха. Сегодня она заканчивает монографию, раскрывая очередное «белое пятно» истории Дальнего Востока - о жизни русских в китайском Трёхречье. Туда в 1920-1930-е годы по политическим и экономическим причинам эмигрировали казаки Забайкалья, сумев в сложнейших условиях сохранить русские традиции в хозяйственном и общественном быту, семейной жизни, материальной и праздничной культуре. Выявив общую типологическую схожесть русских общин Забайкалья и Трёхре-чья, частично коснувшись взаимодействия русского, тунгусоязычного и монголоязычного населения, среды обитания, автор установила специфику некоторых социальных явлений. В монографии удалось выявить региональные особенности этнокультурного развития русского населения в Маньчжурии и охарактеризовать его вклад в хозяйственное освоение ранее пустовавших трёхреченских земель. Ю.В. Аргудяева вводит в научный оборот новые сведения о материальной культуре трёхреченских казаков, в частности об усадебном комплексе, а также ранее не опубликованные архивные и переводные материалы, в том числе биографические, требующие особенно кропотливой работы. Большую ценность представляют и воспоминания казаков и их потомков об особенностях культурного, общественного и материального быта в Трёхречье. Эти материалы автор получила от потомков трёхреченцев, живущих в различных регионах России.
Иногда бывает трудно поспеть за событиями. Перемещения русских по Азиатско-Тихоокеанскому региону продолжаются. В 2009 г. возник небольшой ручеек из старообрядцев, возвращающихся на родину предков: несколько семей переселились из Южной Америки в с. Дерсу Красноармейского района Приморского края. Ныне там проживает полтора десятка старообрядческих семей. Неудивительно, что Юлия Викторовна стала частым гостем у переселенцев. Географическое положение, природа и сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям новых жителей Приморья, а местные власти обещают им всестороннюю помощь. Но трудностей на новом месте хватает, и Аргудяева вникает в проблемы своих подопечных, без устали пишет письма в административные органы, требуя поддержки для переселенцев. Пример жизни старообрядцев в Америке убеждает, что эти трудолюбивые россияне умеют и готовы работать. На земле своих предков, российском Дальнем Востоке, они могли бы действовать еще более успешно, способствуя улучшению демографической и экономической ситуации в регионе. И здесь помощь таких специалистов, как доктор исторических наук и профессор Юлия Викторовна Аргудяева, является бесценной.
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ Ю.В. АРГУДЯЕВОЙ
1. Архивные материалы как источники по исследованию крестьянской семьи на Дальнем Востоке // Архивы Дальнего Востока России на пути в новое тысячелетие: материалы региональной науч.-практ. конф., посвященной 80-летию со дня принятия декрета СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Владивосток: РГИА ДВ, 1998. С. 179-188.
2. Быт и культура крестьян Сучанской долины в Приморье (конец Х1Х-начало ХХ в.) // Этнос и культура. Владивосток, 1994. С. 23-38.
3. В.К. Арсеньев - путешественник и этнограф. Русские Приамурья и Приморья в исследованиях В.К. Арсеньева: материалы, комментарии. Владивосток: ИИЭА народов Дальнего Востока ДВО РАН; О-во изучения Амур. края, 2007. 272 с.
4. Взаимодействие русских крестьян с аборигенными народами юга Дальнего Востока // Дальний Восток России: исторический опыт и пути развития региона (Первые Крушановские чтения, 1998). Владивосток: Даль-наука, 2001. С. 221-226.
5. Восточные славяне на юге Дальнего Востока России: учеб.пособие. Владивосток: ДВГТУ, 2006. 242 с.
6. Гендерный аспект в изучении традиционной культуры славянского населения Дальнего Востока // Дни славянской письменности и культуры: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. Владивосток, 22-23 мая 1998 г. Владивосток: ДВГТУ, 1998. С. 18-22.
7. Демографическая ситуация и демографическое поведение крестьян у восточных славян Дальнего Востока России (60-е годы Х1Х-начало ХХ в.) // Вопросы социально-демографической истории Дальнего Востока в ХХ веке. Владивосток, 1999. С. 5-17.
8. Жизнь казаков в деревнях Трёхречья по материалам русских источников // Общество и жизнь русских в Маньчжурии: контакты и взаимоотношения с японцами. Киото: Минервасёбо, 2013. С. 184—196. Яп. яз.
9. Забайкальское казачество в районе рек Уссури и Амур // Север. 2010. № 26 (1 марта). С. 48-56. Яп. яз.
10. Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы. Владивосток: Дальнаука, 2013. 428 с. (Соавтор А.А. Хисамутдинов).
11. Историко-культурные и семейные связи русских Дальнего Востока и Америки // Историко-культурные связи между населением Тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии. К 100-летию Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции: материалы междунар. науч. конф. Владивосток, 1-5 апр. 1998 г. Владивосток: ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН, 1998. С. 268-275.
12. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы Х1Х-начало ХХ в.). М.: ИЭА РАН, 1997. 314 с.
13. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. Х1Х-начало ХХ вв.). М.: Ин-т этнологии РАН, 1993. 261 с.
14. Малоизвестные материалы по этнографии восточнославянских народов Дальнего Востока из фондов Русского географического общества // Краевед. вестн. Владивосток, 1994. Вып. 3. С. 151-154.
15. Метрические книги как источник по этнографии восточных славян на юге Дальнего Востока России // Интеграция археологических и этнографических исследований. Владивосток: Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. С.88-90.
16. Молокане в Приамурье // Традиционная культура Востока Азии: Археология. Культурная антропология. Благовещенск: Благовещен. гос. пед. ин-т, 1995. С. 156-173.
17. Некоторые вопросы материального быта славян Приморья. Изучение славянского населения Приморья Дальневосточной этнографо-филологической экспедицией в 1967-1969 гг. // История, социология и филология Дальнего Востока. Владивосток, 1971. С. 180-181, 187-191 (Тр. ДВНЦ АН СССР. Сер. ист.; т. 8).
18. Путешествующие топонимы // Филология народов Дальнего Востока (Ономастика). Владивосток, 1977. С. 37-44.
19. Русские в Трёхречье // VII Конгресс этнографов и антропологов в России: докл. и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. Саранск, 2007. С. 448.
20. Русские старообрядцы в Маньчжурии / науч. ред. В.А. Липинская. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с.
21. Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье // Вестн. ДВО РАН. 2013. № 4. С. 125-137.
22. Семья и семейный быт русских старообрядцев в Америке // Вестн. ДВО РАН. 2012. № 1. С. 114—125.
23. Семья и семейный быт у русских крестьян на Дальнем Востоке России во второй половине Х1Х-начале ХХ в. / отв. ред. В.А. Липинская. Владивосток: ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2001. 132 с.
24. Следственные дела репрессированных как источник по истории и демографии сельского населения Приморья в 1930-е гг. // Органы государственной безопасности Приморья. Взгляд в прошлое во имя будущего: материалы науч.-теорет. конф. г. Владивосток, 3-4 февр. 2003 г. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. С. 117-121.
25. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М.: ИЭА РАН, 2000. 365 с.
26. Старообрядцы на Дальнем Востоке России: итоги и перспективы исследования Х1Х вв. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в ХVII-ХIХ вв. Ист.-археол. исследование. Т. 5, ч. 2. Владивосток: ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2007. С. 269-289.
27. Труд и быт молодежи БАМа. М.: Мысль, 1988. 176 с.
28. Уссурийское казачество: формирование и повседневный быт // Вестн. ДВО РАН. 2014. № 6. С. 31-43.
29. Уссурийское казачество: формирование, расселение, жизнедеятельность (материалы и комментарии) // Традиционная культура Востока Азии. Благовещенск: АМГУ, 2002. Вып. 4. С. 355-375.
30. Эмиграция православных и конфессиональных групп русских в Маньчжурию // Материалы междунар. симпоз. «Трансформация деревенских обществ в Европе и России». Саппоро, 10-12 июня 2001 г. Саппоро, 2001. С. 6-12. Яп. яз.
31. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.). Кн. 1. Крестьяне / отв. ред. Г.Н. Чагин. Владивосток: ИИЭА народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2006. 311 с.
32. Этническая история русских Приамурья (50-80-е годы Х1Х в.) // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. 3, вып. 2 (8). С. 70-90.
33. Этнокультурное развитие локальных групп русских Дальнего Востока России во второй половине Х1Х-начале ХХ вв. // Традиционная культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Владивосток: Примор. краевой учеб. центр подготовки и переподготовки кадров культуры, 2002. С. 32-54.
К статье: А.А. Хисамутдинов. Юлия Викторовна Аргудяева: к портрету ученого
Этнограф, доктор исторических наук, профессор Юлия Викторовна Аргудяева во время поездки на Аляску в августе 2010 г. Все фото выполнены автором
Ю.В. Аргудяева и сын четы старообрядцев Басаргиных. Его мать - синьцзянка Наталья Васильевна Басаргина (урожденная Типикина), отец - харбинец Василий Басаргин. Раздольна (Басаргино), штат Аляска, США, апрель 2010 г.
В пос. Качемак, штат Аляска, США, апрель 2010 г. Слева направо: Наталья Васильевна Басаргина, Ю.В. Аргудяева, муж Н.В. Басаргиной - старообрядец Вениамин Браун
Ю.В. Аргудяева беседует с харбинкой Ириной Дмитриевной Басаргиной (урожденной Гостевских). В руках у И.Д. Басаргиной фото девичника в пос. Романов-ка (Маньчжурия), в котором она участвовала в 1949 г. Это событие описано в монографии «Русские старообрядцы в Маньчжурии» [20]. Пос. Раздольна (Басаргино), штат Аляска, США, апрель 2010 г.
В музее, посвященном истории и культуре старообрядцев. Вудберн, апрель 2010 г.
Ю.В. Аргудяева в гостях у старообрядца Василия Георгиевича Кема. Вудберн, апрель 2010 г.
Семья Ревтовых рассматривает фотографии своих родственников, живущих в Приморье и Приамурье. Слева направо: синьцзянка Наталья Васильевна Басаргина (урожденная Типикина), Ю.В. Аргудяева, харбинцы Петр Карпович Ревтов и его жена Ирина Михайловна Ревтова. Пос. Качемак, штат Аляска, США, апрель 2010 г.
Беседа Ю.В. Аргудяевой с женщинами-старообрядками перед празднованием Пасхи. Вудберн, апрель 2010 г.
Петр Стафеевич Калугин, сын жителя с. Кокшаровка (Приморский край) Стафея Савельевича Калугина, знакомит исследователя с архивными материалами о старообрядцах. Вудберн, апрель 2010 г.
Разговор с потомками старообрядцев-дальневосточников Яковом Васильевичем Кузнецовым и его женой Устиньей Аниси-мовной Кузнецовой. Вудберн, апрель 2010 г.
Ю.В. Аргудяева записывает информацию от Надежды Васильевны Кем - дочери «тур-чанина» Василия Георгиевича Кема и синьцзянки Степаниды Артемьевны Афониной. Вудберн, США, штат Орегон, апрель 2010 г.