Научная статья на тему 'Юбилейный сборник "Венок Лермонтову" (1914) (к вопросу о московской школе лермонтоведения)'

Юбилейный сборник "Венок Лермонтову" (1914) (к вопросу о московской школе лермонтоведения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
390
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕРМОНТОВ / LERMONTOV / ЮБИЛЕЙ / СБОРНИК "ВЕНОК ЛЕРМОНТОВУ" / РЕЦЕНЗИЯ / REVIEW / ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ / МОСКОВСКАЯ ШКОЛА / MOSCOW SCHOOL / JUBILEE / COLLECTED ARTICLES "LERMONTOV'S WREATH" / LERMONTOVEDENIE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тан Дини

Настоящая работа посвящена московскому юбилейному сборнику «Венок Лермонтову» (1914), рассмотренному в статье как новый этап в изучении творчества Лермонтова и как начало деятельности московской школы лермонтоведения, пришедшееся на середину 1910-х гг. В фокусе внимания автора два вопроса: значение сборника и его оценка в современной критике. Значение «Венка Лермонтову» состоит в том, что в нем определились основные направления изучения наследия Лермонтова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jubilee collection “The Wreath to Lermontov” (1914) (on the Question of the Moscow School of Lermontology)

The article analyses the collection of articles “Lermontov’s Wreath” (1914), written by Moscow scholars and dedicated to the 100-year jubilee of poet’s birth. The author claims that the collection represents a new stage in studying Lermontov’s legacy and marks the beginning of the Moscow’s school of lermontovedenie, which occurs in the middle of 1910s. The article focuses on two issues: the importance of the collected articles and its evaluation in contemporary criticism. The meaning of “Lermontov’s Wreath” is that it determined the main directions for the further research.

Текст научной работы на тему «Юбилейный сборник "Венок Лермонтову" (1914) (к вопросу о московской школе лермонтоведения)»

МАТЕРИАЛЫ И СООБЩЕНИЯ

Тан Дини

Юбилейный сборник «Венок Лермонтову» (1914) (к вопросу о московской школе лермонтоведения)

Настоящая работа посвящена московскому юбилейному сборнику «Венок Лермонтову» (1914), рассмотренному в статье как новый этап в изучении творчества Лермонтова и как начало деятельности московской школы лермонтоведения, пришедшееся на середину 1910-х гг. В фокусе внимания автора два вопроса: значение сборника и его оценка в современной критике. Значение «Венка Лермонтову» состоит в том, что в нем определились основные направления изучения наследия Лермонтова.

Ключевые слова: Лермонтов, юбилей, сборник «Венок Лермонтову», рецензия, лермонтоведение, московская школа.

The article analyses the collection of articles "Lermontov's Wreath" (1914), written by Moscow scholars and dedicated to the 100-year jubilee of poet's birth. The author claims that the collection represents a new stage in studying Lermontov's legacy and marks the beginning of the Moscow's school of lermonto-vedenie, which occurs in the middle of 1910s. The article focuses on two issues: the importance of the collected articles and its evaluation in contemporary criticism. The meaning of "Lermontov's Wreath" is that it determined the main directions for the further research.

Key words: Lermontov, jubilee, collected articles "Lermontov's Wreath", review, lermontovedenie, Moscow school.

Лермонтовский юбилей отмечался во всей российской империи, главным образом в таких крупных центрах культуры, как Москва, Петербург / Петроград, Киев, Рига, Казань, Нижний Новгород, на Кавказе и др. Особую роль в чествовании сыграли публикации собраний сочинений26, критических работ27, статей и заметок собственно юбилейного характера28. Отмеченные работы, по замечанию Н. К. Козмина, делятся на два разряда:

26 См. [Лермонтов, 1910-1913], [Лермонтов, 1914-1915], [Лермонтов, 1914].

27 Среди критических работ следует отметить монографии [Семенов, 1914], [Фед-дерс, 1914], [Нейман, 1914], [Дюшен, 1914], [Москаленко-Судиенко, 1915], [Гинцбург, 1915], [Лермонтов и современность, 1915], а также статьи, посвященные отдельным вопросам лермонтовской поэтики: [Родзевич, 1914], [Краков, 1914], [Арабажин, 1914].

28 Среди многочисленных откликов на юбилей выделим три: [Соколов, 1914], [Кудрявцев, 1915], [Евлахов, 1914].

«в одних ярко обнаружилось желание авторов просто поговорить о Лермонтове, высказать свое мнение, не подтверждая его в достаточной мере фактическими данными, или искусственно группировать эти данные для оправдания заранее сложившейся точки зрения; в других заметно применение известных научных приемов при анализе литературных явлений и желание сделать вывод, более или менее обоснованный и небесполезный для будущих исследователей» [Козмин, 1915: 245-246]. К числу последних ученый относит статьи в московском сборнике «Венок М. Ю. Лермонтову».

Сборник «Венок М. Ю. Лермонтову» составлен из 9 статей ученых, аф-филиированных с московскими образовательными заведениями разного уровня (пятеро из них - П. Н. Сакулин, Н. Л. Бродский, С. В. Шувалов, И. Н. Розанов и М. Н. Розанов - представляли Московский университет), и обозначал новый этап в изучении наследия Лермонтова. Это был первый сборник статей разных авторов, посвященный событию такого рода. Что касается тематического диапазона сборника, в нем нашел отражение спектр актуальных на то время вопросов, представивших уровень науки о Лермонтове. В круг этих вопросов входят 9 сфер (по числу статей): мировоззренческий и стилевой дуализм Лермонтова; миропонимание, религия и философия Лермонтова; душевные доминанты творчества Лермонтова; народность; Лермонтов и современное ему общество; поэтика творчества; генезис мо-тивной структуры; творчество Лермонтова и зарубежная литература; влияние на русскую литературу. Безусловно, основой для отбора работ стал системный подход к изучению творчества поэта, выразившийся в их академичности и концептуальности. Иными словами, сборник оказался отправной точкой лермонтоведения в качестве литературоведческой науки и был отмечен рядом отзывов и рецензий (см.: [Батюшков, 1915: 278-284], [Замотин, 1915: 985-986], [Чешихин-Ветринский, 1915: 387-388], [Козмин, 1915: 245-247]). Таким образом, в фокус внимания настоящей статьи попали два вопроса: значение сборника «Венок Лермонтову» и его оценка в критике середины 1910-х гг

Автор самой обширной рецензии Ф. Д. Батюшков разделил статьи сборника по избранному им порядку. Как объяснил рецензент, он обращался к их рассмотрению «по степени значительности очерков для выяснения духовного облика Лермонтова» [Батюшков, 1915: 278], поэтому в поле его внимания первыми попали статьи П. Н. Сакулина «Земля и небо в поэзии Лермонтова» и С. В. Шувалова «Религия Лермонтова»1, что

1 По-видимому, вопрос о духовности творчества Лермонтова не утратил сво-

характерно для духа издававшегося в Москве журнала «Голос минувшего». При анализе статьи Сакулина Батюшков связывает ее содержание с традицией, установившейся с 1880 гг., - определить «"внутренний смысл" поэзии Лермонтова», называя имена Вл.С. Соловьева, Д. С. Мережковского, С. А. Андреевского, В. Д. Спасовича, Н. А. Котляревского. Автор рецензии замечает особенность статьи, выразившуюся в полемике с позицией Мережковского [Мережковский, 1909] по поводу «стремления Лермонтова ввысь к "небу"» [Батюшков, 1915: 278], тем самым обратив внимание на новый этап постижения смысла творчества поэта (взгляды отмеченных выше критиков формировались в 1880-1900-е гг., статья же Сакулина относится к 1914 г.). Принципиально новым было утверждение о возвращении Лермонтова на землю, указывая на его тяготение к жизни, на его «жажду бытия» [Батюшков, 1915: 278-279]. Из статьи Сакулина и рецензии Ф. Батюшкова следует, что оставался вопрос, какое из этих стремлений возьмет верх в дальнейшем. На этот вопрос ни тот, ни другой не могли тогда дать удовлетворительного ответа, поскольку не был накоплен достаточный опыт в осмыслении духовной эволюции Лермонтова. Путь к его разрешению Сакулин и вторящий ему Ф. Батюшков (а до них Мережковский) видят в обращении и к раннему стихотворению поэта «Ангел» (1831), якобы проясняющему вектор лирического направления Лермонтова в пространстве стилевого дуализма («отсюда -туда» или «оттуда - сюда» [Москвин, 2013]), однако их понимание смысла «Ангела» в контексте всего творчества Лермонтова было пока ограниченным.

Как видно, основное внимание Батюшков обращает на статью Сакули-на; второй по значимости Батюшкову представляется статья Шувалова «Религия Лермонтова». Основные взгляды Сакулина и Шувалова на вопросы духовного настроения Лермонтова кажутся Батюшкову близкими, и рецензент большое внимание уделяет расхождениям в некоторых вопросах. По Шувалову, в творчестве Лермонтова преобладает пессимизм, и источник этого пессимизма критик видит в « "способности (поэта) непосредственно видеть небесный мир", а стало быть и в его отчужденности от земли» [Батюшков, 1915: 280-281]. Хотя, как отмечает Батюшков, Шувалов «не отрицает некоторого поворота в конце жизненного пути» [Батюшков, 1915: 281], неизвестно, «пошел бы он по новому пути, или возвратился на старый» [Батюшков, 1915: 281]. Далее рецензент характеризу-

ей остроты и актуальности и по сей день; напротив, в нем открываются все новые грани. См., например: [Москвин, 2016: 78-88].

ет остальные статьи сборника. Батюшков полемизирует М. Н. Розановым (статья «Байронические мотивы в творчестве Лермонтова»), называющим Лермонтова «байронистом» и «руссоистом». Рецензент считает, что между Лермонтовым и Байроном, Лермонтовым и Руссо «отличий больше, чем сходства» [Батюшков, 1915: 281], и даже полагает, что М. Н. Розанов игнорирует «прямую связь» вещей, т. е. влияние на Лермонтова идей славянофильства, толкуя его позицию как зависимую от Байрона и Руссо. Говоря о статье Бродского «Поэтическая исповедь русского интеллигента 30-40-х годов», рецензент высказывает мнение, что Н. Л. Бродский, связывавший в своей работе Лермонтова с современной ему интеллигенцией и общественной жизнью, относится к вопросу влияния на поэта правильнее, чем М. Н. Розанов; имеется в виду не столько точность суждения, сколько выбор вектора влияний (не предшествующей Лермонтову литературы, а широкого спектра современных поэту общественных, культурных, политических факторов). Признавая большое значение статьи В. М. Фишера «Поэтика Лермонтова» как «занимающей центральное место в Юб. Сборнике» и подтверждая свою оценку перечислением достоинств статьи, Батюшков тем не менее укоряет Фишера в том, что тот «слишком перегибает свойства поэзии Лермонтова в сторону модернизма» [Батюшков, 1915: 283]. При упоминании статей И. Н. Розанова «Отзвуки Лермонтова», Шувалова «Влияние на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии» и Мендельсона «Народные мотивы в поэзии Лермонтова», автор рецензии называет их «любопытными», но полагает, что они «не много прибавляют к пониманию истинного смысла поэзии Лермонтова» [Батюшков, 1915: 283]. Лишь однажды Батюшков упоминает статью Соловьева «Поэзия одинокой души», приводя из нее замечание автора, по сути, равноценное всему содержанию статьи: «сознание своего одиночества в Лермонтове было сильнее его связи с "русской интеллигенцией" данной поры» [Батюшков, 1915: 282].

Краткую характеристику статьи Сакулина дает в рецензии на сборник бывший в 1914 г. профессором Варшавского университета И. И. Замотин: «интересный этюд <...> о дуализме и сверхчеловечестве, постепенном оправдании земли и признании самоценности жизни» [Замотин, 1915: 986]. Вместе с тем Замотин считал тему статьи Сакулина менее широкой, чем темы других статей сборника.

Из остальных рецензий 1914 г. отметим еще две: историков русской литературы В. Е. Чешихина [Чешихин-Ветринский, 1915: 387-388] и Н. К. Козмина [Козмин, 1915: 245-247]. В первой автор перечисляет ста-

тьи сборника, лишь изредка обращаясь к отдельным аспектам их содержания, указывая на места, показавшиеся ему интересными или спорными. В целом Чешихин полагает сборник «несколько академичным (курсив мой - Т.Д.), интерес книги далеким от современных настроений» [Чешихин-Ветринский, 1915: 387-388]. Рецензия Козмина отличается строгостью и прямотой оценок, хотя первая из них положительная, констатирующая научную перспективу сборника. При этом Козмин отдельно отмечает «удачную постановку тем, хороший подбор материала и добросовестность его разработки (курсив мой - Т.Д.)» [Козмин, 1915: 246]. Из 9 статей наиболее оригинальными рецензенту показались работы В. М. Фишера и И. Н. Розанова, соответственно о поэтике и влиянии на последующую литературу. Статьи Н. М. Мендельсона «Народные мотивы поэзии Лермонтова» и Шувалова «Влияния на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии» Козмин не считает оригинальными, хотя признает их небесполезными. Вторичными по мысли рецензент полагает статьи Бродского «Поэтическая исповедь русского интеллигента 30-40-х годов» и И. М. Соловьева «Поэзия одинокой души» (первый лишь подтверждает «мысль акад. Н. А. Котляревского о неразрывной связи Лермонтова с современным ему поколением», второму «не удалось заглянуть в "загадочную натуру" автора "Демона" и характеризовать его так ярко, как это сделал, например, г. Андреевский» [Козмин, 1915: 246]). В противоположность рецензии Батюшкова Козмин не уделяет внимания статьям Сакулина «Земля и небо в поэзии Лермонтова» и Шувалова «Религия Лермонтова», отзываясь о первой как «своеобразной», а вторую не упоминая вовсе. Зато статью М. Н. Розанова «Байронические мотивы в творчестве Лермонтова» Козмин не только называет «ценной», но и отмечает ее основные тезисы, явно солидаризируясь с концепцией автора.

Ценность сборника для лермонтоведческой науки состоит прежде всего в том, что в нем определились основные направления дальнейшего изучения творчества Лермонтова:

- Духовная основа творчества (ее составляют главным образом вопросы мироотношения и веры, включая широкий круг философской, нравственной и этической проблематики). Тон этому направлению задают статьи Сакулина, Шувалова, Соловьева.

- Генезис творчества Лермонтова (историко-литературный контекст, влияния, фольклор). Представляют это направление статьи М. Н. Розанова, Шувалова и Мендельсона.

- Общественная проекция творчества Лермонтова. Статья Бродского.

- Поэтика творчества Лермонтова. Статья Фишера.

- Лермонтовский текст в русской литературе. Статья И. Н. Розанова.

Разумеется, отмеченные направления составляют основное содержание науки о Лермонтове, однако в сборнике не затрагиваются вопросы текстологического, биографического и справочного характера, материалы и документы, без учета которых невозможны полноценные академические исследования.

Приведенные 4 рецензии явились немедленным откликом на сборник «Венок Лермонтову», они были опубликованы в наиболее заметных ежемесячных историко-литературных изданиях («Голос минувшего», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Журнал Министерства народного просвещения»). Таким образом, содержание сборника вместе с рецензиями на него образуют особый историко-литературный топос, как бы срез науки о Лермонтове середины 1910-х гг. В нем нашли отражение история изучения наследия Лермонтова, эволюция его творчества, тематика и проблематика, имена и взгляды видных критиков и ученых, наконец, личность Лермонтова как художника и человека и др.

Что касается собственно рецензий, в них не только представлены взгляды критиков на статьи сборника, но и, надо полагать, в известной степени манифестируются предпочтения журналов, в которых эти рецензии напечатаны. Так, ежемесячный «Голос минувшего» (журнал либерально-народнического направления, рецензент Батюшков) уделяет внимание в первую очередь статьям, посвященным духовности творчества Лермонтова (интересно заметить, что Сакулин в 1913-1914 гг. был соредактором журнала). Второе место по вниманию в рецензии занимает статья Фишера о поэтике (хотя она не рассматривается подробно, Батюшков считает ее центральной по значению). Далее следуют современные аспекты творчества Лермонтова, т. е. его проекция на общество, связь с последними веяниями в европейской литературе и, наконец, неизменно актуальная для романтического дискурса тема одиночества. Менее всего, судя по рецензии, «Голос минувшего» привлекли вопросы влияний и фольклора.

Рецензия Замотина была опубликована в «Историческом вестнике» и, судя по ее содержанию, вполне соответствует направлению журнала (отметим, что автор рецензии в те годы был последовательным представителем культурно-исторического метода). В распределении рецензируемых статей по значимости явно прослеживается определенная иерархия;

их можно разделить на статьи первого ряда, в которых Замотин очерчивает литературно-исторический дискурс лермонтовской проблематики: прежде всего он обращается к статье Бродского, в которой тот подходит к оценке творчества Лермонтова как к исповеди русского интеллигента (заметим, не столько как поэта) в историческом контексте 1830-1840-х гг.; затем Замотин отдает должное проблеме генезиса лермонтовской поэзии - фольклору в статье Мендельсона о народных мотивах; следующими по важности Замотин выделяет статьи Розановых, соответственно о влиянии Лермонтова на последующую поэзию (И. Н. Розанов) и о стилевой рефлексии творчества Байрона и Руссо, в которой рождалась поэзия Лермонтова (М. Н. Розанов). Статьи Шувалова, Сакулина, Фишера, судя по всему, для Замотина не имеют строгой исторической составляющей, а статья Соловьева о поэзии одинокой души не упомянута вовсе, видимо как не представляющая исторического интереса.

Содержание рецензии Чешихина никак не говорит о духе журнала, в котором она была опубликована («Вестник Европы», 1866-1918), что, возможно, и понятно, если принять во внимание чрезвычайно широкий круг проблематики журнала - литература, наука, политика. Автор рецензии попросту упоминает статьи по порядку их следования в сборнике, ограничиваясь беглыми замечаниями. Что касается позиции самого Чеши-хина, обнаруживается лишь однажды, когда рецензент сетует на недостаток внимания к вопросу влияния поэзии Лермонтова на Некрасова. Тем не менее в конце рецензии проскальзывает значимая характеристика, что сборник «несколько академичен».

Автора рецензии в «Журнале Министерства народного просвещения» интересуют традиционные для журнала вопросы, связанные с кодификацией тем, определением методических акцентов, что впоследствии должно лечь в основу учебно-дидактической и воспитательной работы. Поэтому Козмин прежде всего выделяет статью Фишера о поэтике, Мендельсона о фольклорных источниках поэзии Лермонтова; статья И. Н. Розанова привлекла Козмина в силу ее содержания (влияние Лермонтова на последующие поколения), так же как и статья М. Н. Розанова. Остальные статьи Козмин отмечает как интересные, хотя и не уделяет им особого внимания.

Таким образом, юбилейный сборник «Венок Лермонтову» стал выдающимся событием в истории развития литературоведческой науки

о творчестве Лермонтова2; особенно важным представляется факт, что он появился в московской научной среде.

Список литературы

Арабажин К. И. Поэт мировой скорби: Очерк. Пг., 1914. 32 с. Батюшков Ф. Д. Венок Лермонтову. Юбилейный сборник: [Рец.] // Голос

минувшего. 1915. № 2. С. 278-284. Бороздин А. К. Собр. соч. Т. 1: М. Ю. Лермонтов. СПб., 1914. 139 с. Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении: Опыт исследования ритмического строя стихотворений Лермонтова / Под ред. и с предисл. Г. М. Князева. Пг., 1915. 269 с. Гершензон Я. Д. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. 1: Исследования и материалы / Под. ред. Н. Л. Бродского. М., 1941. С. 589-616. Голованова Т. П. Наследие Лермонтова в советской поэзии. Л., 1978. 192 с. Дурылин С.Н. В своем углу / Сост. и прим. В. Н. Тороповой; Предисл.

Г. Е. Померанцевой. М., 2006. 879 с. Дюшен Э. Поэзия М. Ю. Лермонтова в ее отношении к русской и западно-европейской литературам. / Пер. с. фр. В.А. М-ой и Б. В. Зевалина. Под ред. П. П. Миндалева. Казань: М. А. Голубев, 1914. - 156 с. Евлахов А.М. Надорванная душа: (К апологии Печорина): В память 100-летия со дня рождения Лермонтова. Ейск: Печат. искусство, 1914. - 53 с.

Замотин И. И. Венок Лермонтову. Юбилейный сборник: [Рец.] // Исторический вестник. 1915. № 3. С. 985-986. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е гг. / Под. ред.

В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. М., 1989. 445 с. Козмин Н. Венок Лермонтову. Юбилейный сборник: [Рец.] // Журнал

Министерства народного просвещения. 1915. № 4. С. 245-247. Краков А. Я. Лермонтов и античность. Харьков, 1914. 26 с. Кудрявцев П. П. Поэт душевных диссонансов: К столетию со дня рождения М. Ю. Лермонтова (1814-1914). Херсон, 1915. 16 с. Лермонтов и современность. Киев, 1915. 153 с.

2 Впоследствии о сборнике «Венок Лермонтову» отзывались: [Гершензон, 1941: 611-613], [Голованова, 1978: 12], [Дурылин, 2006: 405], [История русской литературы., 1989: 320], [Москвин, 2016: 82-83], [Розанов, 1990: 373], [Усок, 1981: 76-78].

Лермонтов М. Ю. Иллюстрир. полн. собр. соч. / Под ред. В. В. Каллаша. Т. 1-6. М., 1914-1915.

ЛермонтовМ.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. / Под ред. и с примеч. Д. И. Абрамовича. СПб., 1910-1913.

Мережковский Д. С. Поэт сверхчеловечества - Лермонтов // Русская мысль. 1909. № 3. С. 1-32.

Москаленко-Судиенко С. Г. Новое о «Демоне» и о «Боярине Орше». М., 1915. 184 с.

Москвин Г. В. Песня Ангела в творчестве М. Ю. Лермонтова: откровение и таинство // Лермонтовские чтения: Сб. СПб., 2013. С. 56-65.

Москвин Г.В. К вопросу духовности творчества М. Ю. Лермонтова: Обзор критики 1840-1914 гг. // Вестник МГОУ Сер.: Русская филология. 2016. № 2. С. 78-88.

Нейман Б. В. Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова. 1814 - 3 октября - 1914. Киев, 1914. 139 с.

Родзевич С. И. Лермонтов как романист / Предисл. А. М. Лободы. Киев, 1914. 110 с.

Розанов И. Н. Литературные репутации: работы разных лет. М., 1990. 462 с.

Семенов Л. П. Лермонтов и Лев Толстой: (К столетию со дня рождения Лермонтова). М., 1914. 465 с.

Соколов Л. Побежденный демон: К столетнему юбилею со дня рождения М. Ю. Лермонтова // Труды Киевской духовной академии. 1914. Т. 3. С. 105-167.

Усок Е. И. Историческая судьба наследия М. Ю. Лермонтова // Время и судьба русских писателей: Сб. Статей / Под. ред. Н. В. Осьмакова. М., 1981. 344 с.

Феддерс Г. Ю. Эволюция типа «странного человека» у Лермонтова по его драматическим произведениям, поэмам и роману «Герой нашего времени» в связи с перепиской и мотивами личной жизни писателя: Опыт психол. исслед. Нежин, 1914. 159 с.

Чешихин-Ветринский В. Е. Венок Лермонтову. Юбилейный сборник: [Рец.] // Вестник Европы. 1915. № 2. С. 387-388 (подп.: Ч. В-ский).

Сведения об авторе: Тан Дини, аспирантка кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: ginnetang@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.