Научная статья на тему 'Юбилей Виктора Петровича Головина'

Юбилей Виктора Петровича Головина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей Виктора Петровича Головина»

Тучков И.И.

№2 (2015)

Тучков И.И.1

Юбилей Виктора Петровича Г оловина

21 марта 2014 года Виктору Петровичу Головину (1954 - 2007) исполнилось бы 60 лет. На кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета Московского университета в связи с этой памятной и одновременно трагической для всего московского, да и не только московского искусствоведческого сообщества, а Виктора Петровича хорошо знали и любили в Петербурге, Курске, Екатеринбурге, Минске, Риме, Падуе и далее можно продолжать еще долго, был организован «круглый стол». Здесь собрались люди хорошо его знавшие в студенческие и аспирантские годы, те, кто встречался с ним во время организованных им студенческих практик и его научных стажировок, работавшие с ним рядом на историческом факультете и кафедрах всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства, сотрудники московских и российских музеев (ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей-усадьба «Останкино», Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки и т.д.) и научных центров (Государственный институт искусствознания, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и т.д.). Все выступавшие на «круглом столе» много и проникновенно говорили не только о педагогических и научных заслугах Виктора Петровича Головина. Но главным образом, а встреча единомышленников и по-прежнему, несмотря на прошедшие годы, никуда не ушедшая боль утраты только способствовали этому, речь шла о его замечательных человеческих качествах. Вспоминали годы отрочества и студенческую жизнь Вити Головина, аспирантские будни и преподавательскую работу, лекционные курьезы и радости творчества, но уже Виктора Петровича, его рассказы и впечатления об Италии и Великом Новгороде, Кубе и Одессе, далее перечисление городов и стран долго и утомительно, а его повествование о них было всегда увлекательно. Говорили о книгах и библиотеках, о памятниках искусства и архитектуры прошлого, а он был тонким знатоком и ценителем, и о современных художниках, об охотничьих байках и о его пребывании со студентами на «картошке» или на практике. За этими воспоминаниями, а о многом здесь и не было упомянуто, вставал чистый и светлый образ нашего друга, коллеги, учителя. Поэтому есть смысл еще раз вспомнить жизненный путь и научную, педагогическую карьеру профессора Московского университета Виктора Петровича Головина.

1 Тучков Иван Иванович - доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected])

323

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Виктор Петрович Головин родился 21 марта 1954 года в Ташкенте. Его отец военный летчик Петр Агафонович Головин, в молодые годы служивший вместе с будущим университетским наставником сына Виктором Николаевичем Гращенковым, тогда проходил службу в Средней Азии.

Обстоятельство биографии может быть и не очень важное, но требующее пусть и краткого, но все-таки некоего отступления. Виктор Петрович на долгие годы сохранил память об узбекских реалиях и местной специфике, с которыми он познакомился в молодые годы, они его всегда волновали и притягивали. Это впоследствии очень помогло ему во время аспирантской поездки в апреле 1979 года, когда он посетил Самарканд, Бухару и Хиву. Здесь он уделил самое пристальное и вдумчивое внимание, не только осмотру привычных и общеизвестных достопримечательностей, но самому тщательному знакомству с музеями и всеми доступными памятниками архитектуры, а для этого еще в Москве были подготовлены все возможные рекомендации и необходимые разрешения. Тогда аспирантам Исторического факультета Московского университета полагалась один раз в год месячная командировка для работы в библиотеках или для знакомства с памятниками других городов, что было насущно необходимо для начинающего искусствоведа. И этот выбор очень ярко характеризует молодого аспиранта. В любимую им библиотеку Государственного Эрмитажа, где он бывал много раз, подолгу там занимаясь, можно было поехать и просто так. А вот возможность посмотреть отдаленные, в общем-то, экзотические даже по тогдашним жизненным меркам памятники, могла больше и не представиться. И он отдает предпочтение этой поездки. Любознательность, интерес к живому памятнику, желание как можно больше «наглядеть», узнать, зрительно запомнить - качества, которые всегда отличали Виктора Петровича, а с годами они только усилились, превратившись в одну из характерных индивидуальных черт ученого и педагога. Как и дотошность, желание докопаться до сути, и, даже возможно, несколько утрированная тщательность и доскональность восприятия мира, что всегда было ему присуще при чтении книги, научной статьи или при знакомстве, с памятником архитектуры, с графическим листом, что и стало впоследствии неизменной особенностью характера,

После Ташкента в жизни Вити Головина было много других городов и военных гарнизонов, что позволило ему изнутри узнать особенности и тяготы армейского быта и о чем он с удовольствием, с неизменно присущим ему юмором, любил рассказывать. Но после полученного отцом нового назначения семья Головиных оказалась в Москве. Они поселилась на Таганке, на улице Малые Каменщики, и маленький Витя Головин заканчивал уже московскую школу.

С выбором будущей профессии долгих размышлений не было. Этому способствовало проявившееся уже в ранние годы увлечение искусством и историей искусства. А затем - неизменное и частое посещение московских музеев, как крупных с их гомоном экскурсионных групп и с волнующей встречей с известными уже по репродукциям вещами и с открытием еще незнакомых шедевров, так и небольших, тихих и покойных музейных зданий с уютными интерьерами, сохранивших обаяние старых

324

Тучков И.И.

№2 (2015)

традиционных экспозиций. И здесь методичность, присущая характеру этого еще молодого человека, а впоследствии окончательно сформировавшаяся и определившаяся, ставшая одной из важнейших примет его индивидуальности, сыграла свою положительную роль. Все было «учтено», запомнено, а о многих наблюдениях и записано, и потом эти записи, может быть, и не всегда совершенные, бывали в той или иной мере использованы, пусть и не совсем непосредственно, но как важный импульс для дальнейших размышлений. Ну, и конечно, целенаправленные прогулки, а иногда и путешествия «по памятникам», изучение московских и подмосковных построек, усадеб, особняков, церквей, монастырей, «памятников» и «монументов». К тому же Никола на Болвановке или Успение в Гончарах, как Новоспасский монастырь или Крутицкое подворье были буквально в «трех шагах» от дома.

К этим увлечениям добавилось собирание еще в школьные годы собственной библиотеки, где значительное место занимали книги по истории искусства. Впоследствии это превратилось в настоящую страсть с постоянными походами по книжным и букинистическим магазинам, а Таганка предоставляла для этого много возможностей. При этом библиотека жила своей собственной и очень интенсивной жизнью - она никогда не была закостеневшей и покрытой (от банальности никуда не уйдешь) «многовековой» пылью. И это относится не к ее внешнему облику, хотя это тоже важно для понимания нашего героя, а к ее внутренней, часто скрытой от посторонних глаз динамике. Какие-то книги или даже целые полки по мере взросления владельца, изменения его вкусов, увлечений уходят и на их месте появляются другие, меняется само расположение, хронологическая и логическая последовательность размещения книг, наполнение и интенсивность всего книжного ряда. Ненужные книги (кощунственное словосочетание) продаются, а по большей части обмениваются с такими же, как и их прежний хозяин, любителями и собирателями, одним словом с «московскими книжниками», а их в окружении Вити и затем Виктора Петровича было предостаточно, и в большинстве случаев это были весьма колоритные личности. Но главное заключалось при общении с ними не в осуществлении не всегда равновеликого, а точнее он никогда таким и не был, да и не мог быть таковым, обмена книгами. А в общении, в разговорах, так много значащих личных знаниях, опыте, чутье коллекционера и собирателя, которые и проявляются во время нескончаемых бесед о книгах. Это разговоры о редко выпадающих удачах и, конечно, о досадных оплошностях. Как история, которой иногда делился Виктор Петрович, об упущенном из-за недостаточного количества денег и расторопности начинающего библиомана берлинском, вышедшем у З.И. Гржебина, издании «Образов Италии» Муратова на сдаче книг в букинистическом отделе «Дома книги» на Новом Арбате. Понятно, что сразу же нашлись другие желающие и книга «уплыла» из рук и больше уже это издание никогда не встречалась незадачливому любителю - такие случаи не пропускают. Была еще одна причина, по которой книги покидали его 2

2 Муратов П.П. Образы Италии. Т. 1-3. Берлин, 1924.

325

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

библиотеку. И здесь необходимо сделать еще одно отступление, Речь идет об удивительной щедрости, которая отличала Виктора Петровича во всем. В том числе и в книжных подарках, которыми он делился со своими друзьями, иногда просто снимая нужное, как он полагал, для этого человека издание прямо с полки. Не всякий найдет в себе силу расстаться с такими признанными шедеврами отечественного книгоиздания и просто с увлекательными и крайне необходимыми сочинениями, как с очерком о Никодиме Павловиче Кондакове, принадлежащем перу В.Н. Лазарева, с первым изданием книжечки Макса Фридлендера о знаточестве,3 4 с «Историей» Геродота, вышедшей в серии «Памятники исторической мысли», и которую просто невозможно было достать в свое время,5 или с известной книгой Бориса Григорьева «Расея».6 7 Ведь следует помнить проникновенные слова Михаила Осоргина: «Есть два подобия целомудренных и страстных объятий: море и раскрытая книга; их оценить может всякий возраст. Но море однообразнее книги и быстрее утомляет; книга держит в объятиях часами,

у

годами, всю жизнь, и любовные выдумки ее безграничны». И эта любовная страсть книжника часто бывала побеждена щедростью В.П. Головина.

Понятно, что представленная картина излишне возвышена, в ней неизбежно присутствуют элементы панегирика, а реальность не всегда была столь радужной и основательной - она была более многоликой, живой и увлекательной. Но важнее другое - именно сейчас, в эти юные и молодые годы, были заложены основные принципы и человеческая позиция, жизненные увлечения и умственные пристрастия, которые, развившись и получив окончательное оформление в дальнейшем, выстроят личность, взгляд на мир столь необходимые для человека и ученого, для подлинного гуманитария и историка искусства. То самое пресловутое «воспитание души» превратилось в «поэзию и правду» жизни и все эти радующие ум занятия и предопределили будущий жизненный путь Виктора Петровича Головина. При этом еще раз вспомним, что это происходило на Таганке, с ее особой, даже для Москвы, многоуровневой и многожанровой поэзией, с собственной метафизикой.8

Поэтому вполне закономерным было его поступление в 1971 году на отделение истории искусства исторического факультета Московского университета. Семидесятые годы - это время стабильного и уверенного развития всего отделения и его двух кафедр, которые тогда носили несколько иные названия, чем сейчас: кафедра истории зарубежного искусства и кафедра истории русского и советского искусства.9 На отделении сохранялась почтительная и творческая память о предшественниках, о традиционных ценностях и принципах преподавания истории искусства в

3 Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков (1844 - 1925). М., 1925.

4 Фридлендер М. Знаток искусства. М., 1923.

5 Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г.А. Стратановского. Л., 1972.

6 Борис Григорьев. Расея. Текст П.Е. Щеголева, Н.Э. Радлова, Бориса Григорьева. Петербург, 1918.

7 Осоргин М.А. Заметки старого книгоеда. М., 1989. С. 21.

8 Рахматуллин Р. Э. Две Москвы, или Метафизика столицы. М., 2008. С. 176 - 180, 205, 209 - 210, 238 - 240. Также см.: Рахматуллин Р.Э. Облюбование Москвы. Топография, социология и метафизика любовного мифа. М., 2009.

9 История искусства в Московском университете: 1857 - 2007. М., 2009.

326

Тучков И.И.

№2 (2015)

Московском университете. Как было сильным и желание, преодолев весь тот негативный и страшный опыт, который достался на долю отделения за годы репрессий, в полной мере использовать все возможности, которые предоставляла для гуманитарного знания и преподавания, пусть и в сильно урезанном виде, относительно более спокойная политическая ситуация и духовный климат в университете.10 11 На отделении истории и теории искусства в годы обучения В.П. Головина преподавали блестящие ученые и замечательные лекторы, ярко и наглядно представлявшие разные этапы в его истории, различные поколения московских историков искусства во всей их оригинальной неповторимости. Да и сам внушительный перечень имен говорит о многом, заставляя вспомнить один из ярких периодов в судьбе отделения: В.Н. Лазарев (1897 - 1976) и Д.В. Сарабьянов (1923 - 2013), В.В. Павлов (1898 - 1972), Г.И. Соколов (1924 - 2000) и Н. М. Никулина, К.М. Муратова и О.С. Попова, М.А. Ильин (1903 - 1981) и М.А. Реформатская, О.С. Евангулова и В.В. Кириллов (1927 - 2007), Ю.К. Золотов (1923 - 1998) и М.М. Алленов, И.Л. Маца (1893 - 1974), В.М. Василенко (1905 - 1991) и А. С. Зайцев (1927 - 2009), В.С. Турчин (1941 - 2015) и Р.В. Савко (1939 - 1999), Р.С. Кауфман (1905 -2000) и М.Н. Яблонская (1926 - 1990).

Это простое упоминание профессоров и преподавателей, работавших на двух кафедрах, те зримые образы, которые поневоле встают перед взором за данной вынужденно сухой констатацией, а следует помнить и многих других замечательных историков искусства, которые сотрудничали с Московским университетом, читали спецкурсы, вели спецсеминары, оппонировали дипломы и диссертации, дает, если постараться напрячь воображение, и представление о тех колоритных и запоминающихся занятиях, лекциях, что проходили уже не в старом университетском здании на Большой Никитской, где размещалось долгие годы отделение, а в I-ом Гуманитарном корпусе Московского университета на проспекте Вернадского.

В университетские годы было много разных научных увлечений, но наибольшее влияние на студента Головина оказали лекционные курсы Виктора Никитича Лазарева11 и Виктора Николаевича

10 Здесь уместно вспомнить атмосферу многолюдного празднования 125-летнего юбилея отделения в октябре 1982 года, сопровождавшегося многими выступлениями, в том числе и, как всегда, очень подробным и фундаментальным докладом заведующего кафедрой зарубежного искусства профессора В.Н. Гращенкова об основных этапах истории отделения и о людях, работавших на обеих кафедрах. Позднее доклад был опубликован в журнале «Советское искусствознание» и составил важную веху в истории осмысления судьбы московской школы искусствознания и значения отделения истории и теории искусства: Гращенков В.Н. К 125-летию преподавания истории искусства в Московском университете // Советское искусствознание’83. М., 1984. Вып. 1. С. 184 - 234.

11 Вот конспект лекций того спецкурса В.Н. Лазарева, который, помимо других его лекций, слушал В.П. Головин: Лазарев В.Н. О знаточестве и методике атрибуций. Конспекты курса лекций, прочитанных на отделении истории искусства МГУ им. М.В.Ломоносова (1972-1975) // Искусствознание 1/98. М., 1998. С.43-59.

Также о В.Н. Лазареве см.: Гращенков В.Н. Виктор Никитич Лазарев [1973] // Гращенков В.Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. М., 2005. С. 524 - 563; Попова О.С. Виктор Никитич Лазарев (1897 - 1976) // Советское искусствознание’76. М., 1977. Вып. 2. С. 275 - 286; Подобедова О. Виктор Никитич Лазарев // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 5 - 11; Demus O. Victor Nikititsch Lasarev // Osterreichische Akademie der Wissenschaften. Almanach. CXXVII. 1977. S. 517 - 521; Ruzsa Gy. Victor Nikitic Lasarev, 1897 - 1976 // Acta Historiae Artium Academiae Scientiarum Hungaricae. XXIII. 1977. P. 357 - 374; Вздорнов Г.И. О книге В.Н. Лазарева «История византийской живописи» //

327

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

Гращенкова,12 как и сами незабываемые индивидуальности этих замечательных профессоров, лекторов и ученых. Возможно, поэтому Виктор Петрович Головин и решил специализироваться по итальянскому искусству эпохи Возрождения, связать свою научную, да и жизненную судьбу с искусством Италии. Его дипломная работа была написана под руководством В.Н. Гращенкова, который и станет его Учителем.

В 1976 году сразу после окончания университета Виктора Головина на год призывают в армию, поскольку в те годы студенты-искусствоведы не проходили занятий на военной кафедре, как все остальные студенты исторического факультета, и, поэтому должны были служить в армии рядовыми, правда, только один год. Но еще до ухода на действительную военную службу, осенью того же 1976 года, он поступает в аспирантуру кафедры истории зарубежного искусства исторического факультета МГУ, куда и возвращается после окончания службы, продолжая свои занятия по изучению искусства итальянского Возрождения. Служба в армии, помимо того жизненного опыта, который она обычно приносит погрузившимся в эту стихию, снабдила недоучившегося аспиранта одним важным человеческим качеством - умением заниматься любимым делом в любых, даже в самых неподходящих условиях. Всегдашним предметом гордости Виктора Петровича в дальнейшем было то, что помимо всякой прочей книжной продукции ему удалось прочесть и законспектировать за время службы тома «Лекций по эстетики» Гегеля, не так давно вышедших в издательстве «Искусство» (последний, четвертый дополнительный том вышел в 1973 году) и по какой-то чудесной разнарядке попавших в армейскую библиотеку.13

После возвращения из армии была окончательно сформулирована в результате долгих бесед с научным руководителем и тема будущей кандидатской диссертации. В круг научных интересов, продолжающего свое обучение аспиранта, попали проблемы развития скульптуры в эпоху Возрождения, особенности художественного языка ренессансной скульптуры, ее места, роли и значения в искусстве Ренессанса, что и стало темой его будущей диссертации. К сожалению, проблемы ренессансной скульптуры, в отличие от истории античной пластики, редко привлекали внимания

B. Н. Лазарев История византийской живописи. М., 1986. С. 270 - 296; Вздорнов Г.И. Коротко о книге // В.Н. Лазарев. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1996, С. 7 - 10; Гращенков В.Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь творчество, научное наследие // Искусствознание 1/98. М., 1998. С. 7 - 26; Вздорнов Г.И. Научная проза В.Н. Лазарева // Искусствознание 1/98. М., 1998. С. 35 - 42; Гращенков В. Н. Виктор Никитич Лазарев: жизнь, творчество, научное наследие // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897 - 1976). СПб., 2002. С. 8 - 32; Попова О. С. Виктор Никитич Лазарев // Там же.

C. 33 - 37; Dufrenne S. Viktor N. Lazarev: Bilan d’une oeuvre // Там же. С. 38 - 40.

12 О В.Н. Гращенкове см.: Головин В.П. К 70-летию Виктора Николаевича Гращенкова // Вопросы искусствознания. VIII. М., 1996. С. 5 - 6; Маркова В.Э. Виктор Николаевич Гращенков // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997; Дажина В.Д., Ванеян С.С., Головин В.П., Тучков И.И. Homo faber. Портрет историка искусства // Итальянский сборник. М., 2000. Вып. 2. С. 5 - 30.

13 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В четырех томах. Т. I - IV. М., 1968 - 1973.

328

Тучков И.И.

№2 (2015)

отечественных исследователей, что определило выбор темы и ее трактовку.14 Это на тот момент едва намеченная в европейской историографии в отдельных ее частных проявлениях, но еще недостаточно разработанная, как цельная особенность всего искусства Раннего Возрождения и по своему проявившаяся в его ключевых художественных центрах, проблема взаимосвязи скульптуры и живописи.15 В этом смысле вклад Виктора Петровича в русскую итальянистику, впервые обратившегося к этой теме при изучении искусства эпохи Возрождения в Италии, был несомненным.

После окончания аспирантуры в 1981 году, ознаменованной первыми научными публикациями, необходимыми для завершения диссертации,16 он успешно защищает свою кандидатскую диссертацию «О взаимосвязи скульптуры и живописи в период Раннего Возрождения в Италии», высоко оцененную в среде специалистов. Позднее им была в издательстве Московского университета опубликована монография (1985), основывающаяся на тексте диссертации, где он до конца домыслил, продумал и

14 Можно вспомнить среди ранних работ отечественных авторов по истории западноевропейского искусства и несколько трудов о ренессансной скульптуре. Это монография В. Е. Гиацинтова: «Возрождение итальянской скульптуры в произведениях Николо Пизано» (Ученые записки императорского Московского университета. Отдел историкофилологический, вып. 31. М., 1901) или книга Н.И. Романова: «Донателло». (М., 1901).

И, конечно, здесь надо упомянуть работы М.Я. Либмана и некоторых других исследователей, особенно С.О. Андросова, а с ним В.П. Головина связывали не только научные, но и теплые человеческие отношения, которые предшествовали его занятиям ренессансной скульптурой или шли параллельно с ними: Либман М.Я. Якопо делла Кверча. М., 1960; Он же. Донателло. М., 1962; Он же. Микеланджело и неклассическое художественное наследие // Микеланджело и его время. Сборник статей. Под редакцией Е. Ротенберга и Н. Чегодаевой. М., 1978. С. 32 - 50; Он же. Немецкая скульптура. 1350-1550. М., 1980; Он же. Джорджо Вазари о рельефе // Советское искусствознание’ 81, вып. 1. М., 1982. С. 182 - 189; Он же. Парлер, Слютер, Донателло и Высокая готика // Советское искусствознание’ 82. М., 1983. [Вып.] 1. С. 51 - 59; Он же. Статуя юноши с горы Елены и искусство Дунайской школы: античные мотивы в искусстве немецкого Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 257 - 262; Он же. Рафаэль и скульптура // Рафаэль и его время. Сборник статей. Ответственный редактор Л.С. Чиколини. М., 1986. С. 89 - 103; Он же. Скульптура в художественной культуре Возрождения // Из истории зарубежного искусства. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1988». М., 1991. С. 43 - 51; Алпатов М.В. Джованни Пизано и его пизанская кафедра // Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963. С. 5 - 12; Андросов С. Андреа Верроккьо. 1435-1488. Л., 1984 (рецензия В.П. Головина: Андросов С. Андреа Верроккьо. 1435-1488. Л., Искусство, 1984 // Советское искусствознание. М., 1987. Вып. 22. С. 407 - 411); Он же. От антико до модерно (Заметки об итальянской скульптуре конца XV - начала XVI века) // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 228 - 232; Он же. В спорах о творчестве Донателло // Культура и общество Италии накануне Нового времени. М., 1993. С. 133 - 144; Он же. «Скорчившийся мальчик» - забытое произведение Микеланджело // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения, М., 1997. С. 77 - 86; Он же. Государственный Эрмитаж. Итальянская скульптура XIV - XVI веков. Каталог коллекции. СПб., 2007; Данилова И.Е. Об интерпретации архитектуры в рельефах Гиберти и Донателло // Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен...». Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. М., 2004. С. 377 - 393.

15 Укажем только две основополагающие работы по этой проблеме, которые предшествовали исследованиям В.П. Головина: White J. Paragone: Aspects of the Relationship between Sculpture and Painting // Art, Science and History of the Renaissance. Ed. by C.S. Singleton. Baltimore, 1967. P. 43 - 108; Pope-Hennessy J. Interaction of Painting and Sculpture in Florence in the Fifteenth Century // The Journal of the Royal Society of Arts. 1969. CXVII. P. 406 - 424.

Также упомянем статью известного исследователя итальянской культуры и особенно проблем гуманизма Эудженио Гарэна, опубликованную в сборнике переводов, в котором и сам В.П. Головин впоследствии участвовал: Гарэн Э. «Изящные искусства»: Архитектура, скульптура, живопись [1967] // Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. Пер. с итальянского. Вступительная статья и редакция доктора исторических наук Л.М. Брагиной. М., 1986. С. 285 - 295. Значительно позднее после написания В.П. Головиным своей кандидатской диссертации появилось оставившее свой след заметное исследование по схожей проблематике:Weil-Garris Brandt K. The Relation of Sculpture and Architecture in the Renaissance // Italian Renaissance Architecture from Brunelleschi to Michelangelo. Edited by H.A. Millon. London, 1994. P. 75 - 99.

16 Головин В.П. К вопросу о взаимосвязи скульптуры и живописи раннего флорентийского Возрождения // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1978. С. 22 - 32; Он же. Донателло в Падуе // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1979. С. 34 - 42.

329

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

четко определил основные принципы и индивидуальные особенности взаимовлияния скульптуры и живописи в итальянском искусстве Раннего Возрождения. В своей концепции автор исходил из естественной, но тщательно им обоснованной идеи о внутреннем гомогенном единстве художественных принципов, лежащих в основе раннеренессансной скульптуры и живописи. Это было обусловлено с одной стороны последовательным укреплением ренессансных идеалов, равно затрагивающих все сферы художественной деятельности (пусть и не одновременно хронологически), а с другой - сохранением привычной ремесленной практики образования художника и деятельности его мастерской, особенностями творческого метода раннеренессансного мастера сохранявшего многие архаические черты. Такая позиция позволяла автору ставить вопрос о параллельности развития данных видов искусства, попытаться понять причины и временные рамки «отставания» или, наоборот, «опережения» развития скульптуры или живописи, о приоритетности влияния того или иного вида искусства во всей временной протяженности итальянского искусства кватроченто. При этом нужно было понять и показать индивидуальные особенности взаимовлияний разных видов и жанров скульптуры с живописью и определить формальные и семантические особенности бытования «изображения скульптуры» в художественном пространстве живописного произведения XV века. Закономерно, что в итоге своего исследования автор обратился к особенностям раннеренессансного синтеза искусств, где по понятным причинам центральное место занимал анализ ансамбля Капеллы кардинала Португальского в церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции. Это позволило В.П. Головину наглядно продемонстрировать художественную выразительность взаимодействия архитектуры, скульптуры и живописи на примере этого совершенного памятника искусства Раннего Возрождения.

В том же 1981 году, в котором им была защищена кандидатская диссертация, Виктор Петрович Головин начинает работать на кафедре истории зарубежного искусства исторического факультета МГУ (ныне - кафедра всеобщей истории искусства), сначала в должности ассистента, затем доцента (1988), долгие годы исполнявшего обязанности заместителя заведующего кафедрой (1989), а впоследствии профессора (2003) и заведующего кафедрой всеобщей истории искусства (2003).

Вся дальнейшая преподавательская, научная и личная жизнь Виктора Петровича Головина будет связана с Московским университетом, с кафедрой всеобщей истории искусства. Он с увлечением готовиться, а затем с успехом в разные годы читает курсы лекций «Введение в историю искусства» и ведет семинар «Описание и анализ памятников» для студентов I курса отделения истории искусства и «История зарубежного искусства» для студентов-историков. Это перечень дополнительной, очень важной, но дополнительной педагогической нагрузки любого преподавателя отделения истории и теории искусства. И здесь В.П. Головин не был исключением. 17

17 Он же. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. М., 1985.

330

Тучков И.И.

№2 (2015)

Но, конечно, его главный и основной университетский лекционный курс - это курс лекций «Искусство эпохи Возрождения», читаемый им на вечернем, а затем на дневном отделении, и которому он отдавал все свое время, силы и преподавательский опыт. Лекции Виктора Петровича Головина всегда отличались продуманной структурой, логикой построения, ясностью в изложении материала, яркими и емкими характеристиками рассматриваемых явлений, проблем, творческой индивидуальности мастеров и самих памятников искусства. Его лаконичные (а он всегда укладывался с чтением лекций в необходимые сроки), но насыщенные смыслом и содержанием лекции запоминались слушателям на долгие годы. А часто они помогали просто познать заинтересованным студентам любимую лектором Италию (не только её художественное наследие, но и итальянскую жизнь, бытовые реалии), способствуя постижению страны и ее великих памятников тем из его студентов, которым впоследствии посчастливилось побывать в «полуденном краю».

Мастерство лектора и навыки университетского преподавателя Виктору Петровичу Головину удалось продемонстрировать не только в стенах Московского университета. С разными лекционными курсами он выступал в Гаванском университете на Кубе (1984), Архангельском педагогическом институте (1988), в Римском университете «Ла Сапиенца» (1989), Европейском гуманитарном университете в Минске (1999), в Севастопольском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова (2000). Эти поездки давали многое и ему самому, они расширяли круг научного и дружеского общения, столь важный для гуманитария, приносили новые знания и впечатления, которыми он с удовольствием, а часто и с тонким юмором делился с окружающими.

Университетское преподавание немыслимо без семинарских и практических занятий. И в Московском университете Виктор Петрович вел все необходимые семинары и спецсеминары. Его неизменно привлекал трудный и требующей постоянной собранности, аккумуляции всех знаний семинар «Описание и анализ памятников». Его постоянная любовь к произведениям искусства и памятникам архитектуры, к самому памятнику с его всегда неповторимым формальным строем, нюансами исторической судьбы, техническими тонкостями и деталями неизменно проявлялась во время этих занятий. Он с удовольствием делился своими знаниями со слушателями, знакомя и увлекая их во все тонкости профессии историка искусства. Эти качества позволяли ему удачно, со всегда отличающими его организаторскими способностями, с большой пользой для дела проводить летние студенческие практики, где он имел возможность на месте продемонстрировать студентам особенности архитектуры Грузии и Армении, индивидуальность памятников и богатство музеев Новгорода или Петербурга. Все прошедшие летние практики всегда с удовольствием и теплотой вспоминают их, храня память о полученных знаниях, впечатлениях, о многое знающем и щедром преподавателе.

При всем этом особой важностью для Виктора Петровича Головина обладал семинар по искусству Возрождения. Здесь он в полной мере мог реализовать и свои знания, и свое понимание

331

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

проблем культуры и искусства итальянского Ренессанса. Из этого семинара по искусству Возрождения и из спецкурсов, которые сопровождались спецсеминарами, посвященными социологии искусства Возрождения и художественным проблемам скульптуры Раннего Возрождения, вышли его многочисленные дипломники и аспиранты, многие из которых стали кандидатами искусствоведения. Впоследствии все они составили заметную и узнаваемую школу в отечественной истории искусства.

Основная сфера научных интересов Виктора Петровича Головина - это искусство эпохи Возрождения в Италии, и особенно история раннеренессансной скульптуры (правда и другие эпохи истории пластики не оставляли его равнодушным, вплоть до творчества современных скульпторов, со многими из которых он поддерживал дружеские отношения). Не меньшей важностью, правда, уже в более зрелые годы для него обладали и проблемы социальной истории искусства. Но он никогда не замыкался в этих пусть и достаточно широких исследовательских рамках, а всегда был открыт для всего нового и интересного.

Еще со студенческих лет его привлекали вопросы методологии. Впоследствии он опубликует

статью о творческом методе Уолтера Патера (1986), которая затем в измененном виде будет

сопровождать в виде послесловия новый русский перевод одной из самых значительных книг этого

блестящего британского эссеиста, знатока античной и ренессансной культуры, тонкого мастера

художественной прозы «Ренессанс. Очерки искусства и поэзии».18 19 20 21 22 А впоследствии В.П. Головин далеко

не случайно обратиться и к методу изучения искусства Ипполита Тэна в предисловии к краткому

изданию перевода книги последнего «Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. Лекции,

читанные в Школе изящных искусств в Париже» (1995). С этим направлением исследовательской

21

мысли Виктора Петровича будут связаны и переводы работ Эудженио Гарэна (1986), и размышления над основными этапами и перспективами социальной истории искусства (2001), и современным состоянием искусствоведческой науки (1987). Именно поэтому, но в том числе и из-за естественного долга признательности, он неоднократно публикует собственные статьи или работы, написанные в соавторстве, посвященные личности и анализу творческого наследия своего университетского Учителя - Виктора Николаевича Гращенкова, стремясь показать его вклад в отечественное искусствоведение.23 Все эти разные по жанру работы Виктора Петровича Головина отличал пристальный интерес к

18 Он же. О творческом методе Уолтера Патера - историка искусства // Вестник Московского университета. Серия «История». 1986. №3. С. 73 - 81.

19 Он же. Об Уолтере Патере, его творческом методе и книге «Ренессанс» // Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 315 - 336.

20 Он же. Ипполит Тэн и его метод изучения искусства // Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. Лекции, читанные в школе изящных искусств в Париже. М.. 1995. С. 5-12

21 Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» // Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М., 1986. С. 214 - 235

22 Головин В.П. Социальная история искусства: ее развитие, современное состояние и перспективы // Теория художественной культуры. М., 2001. Вып. 5. С. 184 - 196.

23 См. примечание XI к данной статье.

332

Тучков И.И.

№2 (2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

методологическим проблемам, широта научного кругозора и эрудиции, стремление понять историю науки, без чего немыслимо собственное духовное развитие, реализация собственных исследовательских интересов.

Любой настоящий историк искусства, как бы далеко в прошлое не простирались его научные интересы, всегда живет в контексте своего времени, размышляет над особенностями развития и проблемами современного художественного процесса. И Виктора Петровича Головина привлекало искусство современных графиков (1979), начавшаяся «мода» на русский Авангард (1991), творчество активно работающего скульптора Игоря Новикова (2003),24 25 26 27 что совершенно естественно при постоянной любви автора к искусству скульптуры. По этим же причинам он не остался в стороне и от популяризации истории искусства. На страницах журналов, имевших очень широкую аудиторию, «Юный художник», «Творчество» В.П. Головин с неизменно присущим ему тактом, точностью анализа, не сбиваясь на скороговорку и «общие места», часто отличающие этот жанр, сумел рассказать о ключевых проблемах классического искусства, о наиболее значительных художниках итальянского Возрождения и их произведениях: о ренессансном надгробии (1991), о положении художника в Италии XV века (1997),28 так же как и о Рафаэле (1983),29 Паоло Уччелло (1986;),30 Джотто (1991; 2000),31 Мазаччо (1992),32 Пьеро делла Франческа (1993),33 Андреа Мантенья (1994; 1996),34 Джованни Беллини (1997).35

Разнообразная и насыщенная преподавательская работа на родной кафедре истории зарубежного искусства Московского университета требовала от него, особенно когда он стал заместителем заведующего кафедрой (1989), а затем и сам её возглавил (2003) написания различных методических работ. Виктор Петрович Головин в соавторстве с другими членами кафедры публикует программу лекционного курса «История зарубежного искусства», который читается студентам-историкам и студентам-философам в Московском университете, в сборнике программ Исторического факультета «Историческое образование. Программы общих курсов» (1998; 2001).36 Он редактирует весь сборник и

24 Он же. Выставка графики // Художник. 1979. №4. С. 18.

25 Головин В.П. и др. Полузабытые страницы русского авангарда. Письма В. Кандинского, А. Явленского, М. Шагала к А. Сахарову // Творчество. 1991. № 12. С. 31 - 34.

26 Он же. Игорь Новиков. Скульптура. М., 2003 (вступительная статья).

27 Он же. Ренессансное надгробие // Юный художник. 1991. №8. С. 20 - 22.

28 Он же. Художник в Италии XV века // Юный художник. 1997. №9. С. 14 - 16.

29 Он же. Идеал чистейшего художества. (К 500-летию Рафаэля) // Юный художник. 1983. №1. С. 17 - 22.

30 Он же. Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо» // Юный художник. 1986. №5. С. 10 - 12 (переиздана в 1994 году);

31 Он же. Феномен Джотто // Юный художник. 1991. №3. С. 14 - 16; Он же. Джотто // Творчество. 2000. №2. С. 19 - 22.

32 Он же. Мазаччо и начало живописи Возрождения // Юный художник. 1992. №1. С. 17 - 19.

33 Он же. Мир образов Пьеро делла Франческа // Юный художник. 1993. №9. С. 12 - 15.

34 Он же. Андреа Мантенья. Фрески Камеры дельи Спози // Юный художник. 1994. №3. С. 24; Он же. Андреа Мантенья // Юный художник. 1996. №11. С. 20 - 23.

35 Он же. Джованни Беллини // Юный художник. 1997. №5/6. С. 12 - 15.

36 Головин В.П. (в соавторстве). История зарубежного искусства // Историческое образование. Программы общих курсов. Отв. ред. С.П. Карпов. М., 1998 (2-издание, дополненное и исправленное вышло в 2001 году).

333

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

сам участвует как автор (разделы «Введение в историю искусства», «Искусство эпохи Возрождения») в двухтомном издании программ основных лекционных курсов отделения истории и теории искусства, которые предназначены уже для студентов-искусствоведов (2007). Им публикуются в соавторстве «Программа для поступающих на отделение «История искусства» Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова» (2001), как и «Методические рекомендации абитуриентам» (2000; 2001).

Но не только программы общих курсов и методические рекомендации для абитуриентов, поступающих в Московский университет, привлекали его внимание. Виктор Петрович Головин стремился зафиксировать свою исследовательскую позицию и собственную точку зрения на развитие ренессансной скульптуры не только в монографиях, но и в общих курсах и спецкурсах, посвященных разным аспектам истории скульптуры эпохи Возрождения, которые он многие годы читал на кафедре. А также в изданных в связи с этим специальных программах. Им была опубликована программа специального лекционного курса «Художественные проблемы скульптуры Раннего Возрождения» (2007).37 38 39 40 Программа посвящена рассмотрению отдельных художественных проблем и общей характеристике развития скульптуры итальянского Возрождения. Эпоха была отмечена распадом средневекового синтеза искусств, наиболее ярко представленного величественным симбиозом архитектуры, скульптуры и живописи в единой структуре готического собора. Это привело в эпоху Возрождения к постепенной автономизации различных видов и жанров скульптуры. Данное обстоятельство определило характер, наполнение и трактовку материала в спецкурсе В.П. Головина и соответственно программу лекционного курса. Здесь автор со всей присущей ему тщательностью выделил и проанализировал особый интерес мастеров Возрождения к некоторым видам и жанрам искусства пластики (статуя и скульптурная группа, скульптурный портрет и медаль, рельеф, надгробие, конный монумент и т.д.). Им были затронуты ключевые проблемы развития ренессансной пластики (скульптура в новом синтезе искусств, готические традиции и реминисценции в ренессансной скульптуре, античное наследие и его интерпретация и т.д.), а также проанализированы социальные и профессиональные аспекты роли и места скульптора в художественной культуре и бытовых реалиях эпохи Возрождения. Автор программы и соответственно лекционного курса распределяет свой материал в хронологическом порядке. Поэтому он останавливается на поисках нового художественного языка во времена Проторенессанса. И на значении этих принципиально важных завоеваний для последующего развития скульптуры, на романских, готических и классических традициях в итальянской пластике

37 Головин В.П. (в соавторстве). Программа курса «Введение в историю искусства» // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Под редакцией В.П. Головина, В.С. Турчина. М., 2007. Т. I. С. 7 - 31; Он же (в соавторстве). Программа курса «Искусство эпохи Возрождения» // Там же. Т. I. С. 155-194.

38 Головин В.П. (в соавторстве) Программа для поступающих на отделение «История искусства» исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2001.

39 Головин В.П. (в соавторстве). Методические рекомендации абитуриентам. Под ред. Е.И. Пивовара. М., 2000. С. 47 -53 (переиздание 2001 года).

40 Головин В.П. Художественные проблемы скульптуры Раннего Возрождения. Программа лекционного курса. М., 2007.

334

Тучков И.И.

№2 (2015)

этого периода. Он обращает особое внимание на важнейшие художественные эксперименты и кардинальные изменения в ренессансной скульптуре Италии XV столетия, на ее принципиальные новации и отмечает очевидный рост индивидуальности мастеров Кватроченто. А затем прослеживает господствующие тенденции развития искусства пластики в XVI веке: от «классического» Ренессанса к маньеризму и протобарокко.

Во всех этих важных методических работах как нельзя лучше проявились наиболее заметные качества опытного лектора и методиста - ясность общего построения темы и зримая конкретность анализа проблем и отдельных памятников, структурность и лапидарность в изложении материала.

При разговоре о научном пути и заслугах В. П. Головина никогда нельзя забывать того, что главная сфера его научных интересов - это культура и искусство ренессансной Италии, определившая его ученые и человеческие пристрастия. Годы обучения в университете, влияние учителей В.Н. Лазарева и особенно В.Н. Гращенкова, прививших не только навык и умение к работе, но и страстную любовь к Италии, что внутренне очень сильно повлияли на духовный строй нашего героя. И он сохранил любовь к Италии и её художественному наследию на всю жизнь. Здесь индивидуальность ученого, заботы и обязанности лектора, его личные привязанности теснейшим образом переплелись. Любовью к Италии, а Виктор Петрович там неоднократно бывал, и особенно памятна для него была «годичная» стажировка в университете Рима «Ла Сапиенца» (1988 - 1989), проникнуты многие страницы его книг и статей, она непременно чувствовалась в его лекциях и присутствовала в частных беседах. Именно поэтому он уделял внимание не только научным изысканиям в разных областях ренессансного искусства, но и изучению проблем культурных взаимоотношений России и Италии, чему способствовало и близкое знакомство с вдовой знаменитого итальянского «русиста» Этторе Ло Гатто. Об этом свидетельствует, к сожалению оставшаяся не изданной, монументальная тщательно комментированная антология, состоящая из текстов русских путешественников (ученых, писателей, поэтов, художников), побывавших в Италии и оставивших разные по форме и жанру «путевые заметки» о природе, городах и памятниках этой страны с конца XVII по начало XX столетия. Он задумывал сопроводить это издание визуальным рядом из работ русских художников, посвященных итальянской теме, что обогатило бы образ «полуденного края» в отечественном восприятии. Масштаб и качество задуманного им издания во многом превосходили все аналогичные опыты, опубликованные в последние годы, и оказавшиеся в этом отношении более «счастливыми». Следствием данного замысла были отдельные статьи В. П. Головина, напечатанные в разные годы: «Италия в восприятии русских путешественников второй половины XVII века» (1999), опубликованная в первом выпуске «Итальянского сборника», издаваемого совместно Научноисследовательским институтом теории и истории изобразительного искусства РАХ и отделением

335

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

истории и теории искусства,41 42 и «Рим Кватроченто», увидевшая свет в итальянском сборнике статей «Le Due Rome del Quatrocento» (1997). Здесь автор затрагивал интересную тему соотношения средневекового мировоззрения и особенностей восприятия русским путешественником, с присущим ему мировосприятием, сочетающим архаичные черты и появившиеся еле наметившиеся новации европейской образованности, как художественных, так и жизненных реалий ренессансной и барочной Италии.

Из всего многообразия ренессансного искусства В.П. Головина в первую очередь привлекали проблемы скульптуры. Об этом свидетельствует его кандидатская диссертация «О взаимосвязи скульптуры и живописи в период Раннего Возрождения в Италии» (1981), позднее переработанная им в книгу «Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь» (1985). Об этом говорят и его, как более популярные, так и фундаментальные статьи. Причем особо отметим, что некоторые из них носят, как проблемный, так и более частный, часто, и это весьма примечательно для университетского преподавателя, «знаточеский» характер: «Статуя на колонне: от монумента Траяна до Александрийского столпа (1993),43 «Копирование рельефов в Италии XV века: вопросы социальноэкономические и атрибуционные» (1998),44 «Микеланджело и мраморщики города Рима: история одного конфликта» (2002),45 «Рельеф с изображением Мадонны из собрания Эрмитажа» (1987),46 47 48 «Записки

47

художника Нери ди Биччи и алтарный образ «Вознесение Марии» из собрания ГМИИ (2003).

Интерес к ренессансной скульптуре привел В.П. Головина и к желанию еще раз проанализировать творчество крупнейших мастеров искусства пластики эпохи Возрождения. Он задумывает и пишет книгу о Донателло, которая по какой-то издательской неразберихе 1990-х годов оказалась не опубликованной, и издает монографию «Микеланджело: Скульптура. Живопись. Архитектура» (1990). Стремясь к обобщению, к желанию постигнуть самому и донести до читателя особенности образного и формального строя искусства пластики он пишет популярную по назначению, но отличающуюся научной фундированностью книгу «От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру» (1999). Здесь в доступной широкому читателю форме трактуются

41 Он же. Италия в восприятии русских путешественников второй половины XVII века // Итальянский сборник. М., 1999. Вып. 1. С. 104 - 119.

42 Golovin V. Roma del Quattrocento nelle testimonianze dei viaggiatori russi // Le Due Rome del Quattrocento. Roma, 1997. P. 287-292.

43 Головин В.П. Статуя на колонне: от монумента Траяна до Александрийского столпа // Страницы истории западноевропейской скульптуры. Сборник статей памяти Ж.А. Мацулевич. СПб., 1993. С. 43 - 63.

44 Он же. Копирование рельефов в Италии XV века: вопросы социально-экономические и атрибуционные // Проблема копирования в европейском искусстве. М., 1998. С. 44 - 53.

45 Он же. Микеланджело и мраморщики города Рима: история одного конфликта // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897 - 1976). СПБ., 2002. С. 396 - 401.

46 Он же. Рельеф с изображением Мадонны из собрания Эрмитажа // Музей. 1987. №8. С. 149 - 154.

47 Он же. Записки художника Нери ди Биччи и алтарный образ «Вознесение Марии» из собрания ГМИИ // Итальянский сборник. М., 2003. Вып. 3. С. 85 - 91.

48 Он же. Микеланджело: Скульптура. Живопись. Архитектура. М., 1990.

336

Тучков И.И.

№2 (2015)

проблемы видов и жанров скульптуры, особенности материалов с которыми работает скульптор, индивидуальность художественного языка и образа скульптуры.49 Автору этого исследования было не очень просто - у него были великие предшественники на этом поприще, достаточно вспомнить Бориса Робертовича Виппера или Рудольфа Виттковера,50 но он справился со своей задачей, найдя собственную ноту при рассказе о любимом и столь завораживающем искусстве скульптуры.

Начиная с рубежа 1980 - 1990-х годов Виктора Петровича Головина начинают занимать проблемы социальной истории искусства, жизни и творческой, производственной практики итальянских художественных мастерских, профессиональных объединений художников, как и сам мир художника Раннего Возрождения в Италии, его самосознание и его образ в современных художественных и документальных свидетельствах. Отмеченный круг проблем побудил его внимательнее присмотреться к фигуре ренессансного художника, его социальному, бытовому, культурно-историческому окружению, попытаться ответить на вопрос - насколько художник был самостоятелен в решении тех или иных задач, а насколько он зависел от внехудожественных факторов и как эти факторы отражались на характере и стиле созданных им произведений. В развитии этой темы он написал целый ряд небольших исследований, где говорилось об отдельных аспектах социальной истории искусства Возрождения. Из них следует отметить следующие статьи: «Средневековая традиция в практике ренессансных художественных мастерских Италии» (1993),51 52 53 «Tutto di sua mano. Оценка мастерства в контрактах итальянских художников XV века» (1993), «Образ художника в новеллах Возрождения. Опыт анализа социальной психологии» (1996), «Записки Нери ди Биччи. К вопросу о реконструкции самосознания художника XV века» (1997),54 «Профессиональные объединения художников в Италии XIII-XVI веков» (1997),55 «Художник Раннего Возрождения в восприятии современников» (2001),56 57 58 «Цены на произведения искусства в Италии XV века и благосостояние художников» (2000), «Шедевры и деньги.

58

Итальянское искусство Раннего Возрождения с финансовой точки зрения» (2001), «Сотрудничество

49 Он же. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М., 1999.

50 Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970; Wittkower R. Sculpture: Processes and Principles. L., 1977.

51 Головин В.П. Средневековая традиция в практике ренессансных художественных мастерских Италии // Культура Возрождения и Средние века. М., 1993. С. 148 - 155.

52 Он же. Tutto di sua mano. Оценка мастерства в контрактах итальянских художников XV века // Вопросы искусствознания. 1993. №2/3. С. 172 - 178.

53 Он же. Образ художника в новеллах Возрождения. Опыт анализа социальной психологии // Вопросы искусствознания. VIII. М., 1996. С. 297 - 305.

54 Он же. Записки Нери ди Биччи. К вопросу о реконструкции самосознания художника XV века // Вопросы искусствознания. XI. М., 1997. С. 412 - 427.

55 Он же. Профессиональные объединения художников в Италии XIII-XVI веков // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 42 - 51.

56 Он же. Художник раннего Возрождения в восприятии современников // Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С. 123 - 130.

57 Он же. Цены на произведения искусства Италии XV века и благосостояние художников // Итальянский сборник. М., 2000. Вып. 2. С. 59 - 68.

58 Он же. Шедевры и деньги. Итальянское искусство раннего Возрождения с финансовой точки зрения // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2001. №3/17. С. 112 - 116.

337

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

художников в Италии XV века: средневековая традиция и ренессансные новации» (2003),59 «Леонардо да Винчи и его заказчики» (2004)60 и т.д.

Эти частные исследования автора позднее нашли свое воплощение в докторской диссертации «Мир художника раннего итальянского Возрождения», которую он с блеском защитил в Московском университете (2002). Текст диссертации под почти таким же названием «Мир художника раннего Возрождения» был опубликован в издательстве Московского университета (2002),61 а затем через год книга вышла в исправленном и дополненном виде под несколько измененным названием «Мир художника раннего итальянского Возрождения» в известной и авторитетной серии «Очерки визуальности» издательства НЛО (2003).62 Нельзя не отметить высокий уровень научной аргументации Виктора Петровича, его аналитический подход к документам и эпистолярному наследию художников, как к источникам, без которых рассуждения исследователя могли бы стать всего лишь предположениями, не подкрепленными историческими фактами. Книга посвящена рассмотрению художественной жизни Италии XV столетия и значительно расширяет горизонты наших знаний и нашего понимания специфики деятельности боттег эпохи Возрождения. «Мир художника» показан не с внешней (обращенной к зрителю стороны явления), а с его внутренней столь же насыщенной и не менее увлекающей стороны. Через тщательно выверенное и по возможности разностороннее воссоздание внутреннего мира, самовосприятия и самочувствия столь разных и удивительно привлекательных по своей творческой и человеческой индивидуальности мастеров, которые строили ренессансную культуру и искусство, и, конечно, через их отношение к миру внешнему. В круг внимания автора попадают как экономические (цены на произведения искусства, условия контрактов, круг заказчиков), так и психологические (самосознание, профессиональный статус, среда общения, восприятие современников) аспекты художественного бытия. Исследование этой сложной социальной «материи», лишенное вульгарных подходов к рассмотрению проблем искусства обычных для отечественной историографии 20-30 гг. XX века, позволяет по-новому, без привычных мифологем, ощутить дух эпохи Раннего Возрождения в Италии. Особо привлекательной чертой книги В.П. Головина служат активное использование и творческая, авторская интерпретация всевозможных и весьма разнообразных документов, связанных с бытовыми реалиями мира ренессансного художника, различных литературных и архивных материалов.

Следует пояснить и само понятие «Мир художника», используемое автором не только в заглавии книги, но и составляющее её суть. «Мир художника» - понятие достаточно условное и зыбкое, но, тем

59 Он же. Сотрудничество художников в Италии XV века: средневековая традиция и ренессансные новации // От Средних веков к Возрождению. Сборник в честь профессора Л.М. Брагиной. СПб., 2003. С. 355 - 366.

60 Он же. Леонардо да Винчи и его заказчики // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М., 2004. С. 101 - 111.

61 Он же. Мир художника раннего Возрождения. М., 2002

62 Он же. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М., 2003.

338

Тучков И.И.

№2 (2015)

не менее, постоянно встречающееся, как в отечественной, так и в зарубежной литературе по искусству. В книге это понятие трактуется не как огромный мир исторических событий, властных страстей и амбиций, религиозно-философской напряженности и страстных споров, политической, социальноэкономической и культурной жизни Италии XV, в котором ренессансные художники, как и все их современники, занимали своё место, испытывая влияния этого мира и сами воздействую на него. Скорее всего, данное понятие имеет у автора совершенно иное наполнение и в этом его притягательность и актуальность. «Мир художника» в таком контексте - это некий очень разнообразный «микромир», сложившийся в непосредственном окружении вокруг и, конечно, внутри художника. И, прежде всего включающий в себя прямые и живые контакты с окружающими мастера людьми - заказчиками, покровителями, коллегами, сотрудниками, учениками, а также исторически сложившиеся условия жизни художника, не столько бытовой, сколько профессиональной и социальной, это его самосознание и социальная психология.

Нельзя не сказать и об еще одной особенности личных качеств и общественной позиции Виктора Петровича Головина. Он всегда отличался удивительной точностью и аккуратностью в любых больших или малых делах. Это было заметно в его лекциях, эти качества отличают его статьи и книги, они неукоснительно присутствовали и в личном общении. Аккуратность, точность, человеческая порядочность, организаторские способности и умение видеть перспективу довольно рано привели к тому, что В. П. Головин еще совсем молодым человеком начал заниматься руководящей работой. С 1989 года он исполняет обязанности заместителя заведующего кафедрой всеобщей истории искусства по учебной работе, где он сначала помогал заведующему кафедрой Виктору Николаевичу Гращенкову, а затем взял на себя всю ответственность, если не сказать тяжкий груз этой малоприятной и рутинной, но чрезвычайно необходимой работы. А в последние годы жизни В. Н. Гращенкова, когда он был уже болен, на плечи Виктора Петровича легли все тяготы обязанностей по руководству кафедрой, что и удалось ему делать с удивительной деликатностью и человеческой чуткостью, не травмируя больного Учителя. Поэтому вполне закономерно, что в октябре 2003 года он становится профессором во главе кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ.

Но не только в университете В.П. Головин проявлял свою взвешенную общественную и научную позицию. Он был членом Бюро Комиссии по культуре Возрождения Научного совета «История мировой культуры» при Российской Академии наук, членом правления Межрегионального общества истории искусства, а также членом Московского отделения международного Общества Данте Алигьери. Он всегда принимал самое деятельное участие, как член редколлегии, в составлении и публикации такого заметного периодического издания как «Итальянский сборник». Много времени и сил отнимала у него работа ученого секретаря диссертационного совета по специальности «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура» при историческом факультете, которую он вел с

339

Исторические исследования

www.historystudies.msu.ru

2001 года. И многие наши коллеги, защитившие докторские и кандидатские диссертации, с благодарностью помнят благожелательное участие и неизменную заботу ученого секретаря в столь непростые дни своей жизни. А его выступления на научных конференциях, организованных кафедрой и Комиссией по культуре Возрождения РАН, на других ученых форумах были всегда интересны и актуальны, симпатичны по форме подачи материала и человеческой открытости, которая в них всегда присутствовала, привлекательны ясностью мысли и лаконичностью (без потери аргументированности) формы. И не случайно, а это тоже черта характера и пример внутренней дисциплинированности, большая часть этих докладов была впоследствии опубликована в разных специальных сборниках и журналах.

Помимо преподавательской и научной деятельности, Виктор Петрович поддерживал постоянные и дружеские контакты со своими коллегами из разных городах и стран - он переписывался, созванивался, что-то организовывал, советовал, уточнял необходимую коллеге библиографию или издательские дела, принимал у себя дома приехавших или устраивал иной приют, но всегда это была дружеская помощь и поддержка.

Вспоминая еще раз профессора Московского университета, а точнее и это может быть более весомо и значительно для окружающих и учеников просто Человека Университета, а именно им и был Виктор Петрович Головин, мы чувствуем печаль и тяжесть утраты. Но для всех знавших его навсегда останется в душе его светлый образ и удивительная улыбка, которую и сейчас можно видеть на фотографии, стоящей на его кафедре, где Витя Головин сидит на фоне Замка Святого Ангела в Риме.

340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.