ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Юбилей Хасанской таможни
Хасанская таможня была создана на основании приказа Министерства Внешней торговли СССР от 26.04.1952 № 231 на базе таможенного поста «Подгорное» на железнодорожной станции Хасан Приморского края на границе с Корейской Народно-Демократической Республикой.
Хасанская таможня — самая южная таможня на Дальнем Востоке, а регион ее деятельности во многом уникален. Таможня расположена на стыке границ трех государств: России, Китая и Северной Кореи. Здесь находится единственный в России пункт пропуска в Корейскую Народно-Демократическую Республику. По морю таможня граничит с Республикой Корея и Японией. Протяженность сухопутной границы с сопредельными странами составляет: с КНР — 235,9 км, с КНДР — 15 км.
В историю Хасанской таможни вписано немало славных страниц. Таможенный пост «Посьетский» (в настоящее время — пункт пропуска «Торговый порт Посьет») был учрежден 5 апреля 1902 г. Государем Николаем II и именовался таможенной заставой. Матвеевский таможенный пост назван в честь старейшего работника таможенных органов, советника таможенной службы I ранга Петра Фроловича Матвеева в знак признания его заслуг в становлении таможенного дела на Дальнем Востоке и создании
таможенной службы в Хасанском районе. С 1980 по 1983 г. таможней руководил Валерий Драганов, в дальнейшем — председатель Государственного таможенного комитета России, известный политик и общественный деятель.
Сегодня Хасанской таможне подчинены четыре таможенных поста: Морской порт Славянка, Морской порт Зару-бино, Хасанский и Матвеевский таможенные посты. Таможенный контроль осуществляется практически на всех видах транспорта: автомобильном, морском, железнодорожном. Благодаря профессионализму своих сотрудников таможня из года в год выполняет контрольные задания по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет. В 1 квартале 2012 г. в доходную часть бюджета страны перечислено более 3 млрд р.
Внешняя торговля в регионе деятельности таможни ведется с такими странами, как Китай, Республика Корея, Япония, КНДР, Германия. Основные позиции в экспорте таможни занимают дизельное топливо, морепродукты, лом черных металлов, строительные материалы. Традиционные объекты импорта — легковые автомобили, товары народного потребления, механические устройства. Лидирующее место в товарной структуре импорта занимают новые автомобили различных модификаций производства Японии и Республики Корея.
Через российскую границу в пунктах пропуска таможни в январе-марте 2012 г. проследовало 5,1 тыс. транспортных
120
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(59)/2012
средств, около 59 тыс. физических лиц. Таможенными постами выпущено 1 049 деклараций на товары, из них 96,8% деклараций оформлено посредством сети Интернет.
В рамках борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела таможенными постами и структурными подразделениями Хасанской таможни возбуждено 69 дел об административных правонарушениях. Предметами правонарушений стали: лом черных металлов, лесоматериалы, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, продукты питания, товары народного потребления. Выявлены товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза: дальневосточный трепанг, медикаменты, содержащие сильнодействующие вещества — псевдоэфедрин и фенобарбитал.
Татьяна Пакулова, специалист по связям с общественностью Хасанской таможни
Криминальный ремонт
Фигуранты криминальных сводок таможни — не обязательно контрабандисты, скрывающие от стражей закона какой-то товар. На этот раз поводом для возбуждения уголовного дела стало пустое судно, правда, хорошо отремонтированное.
Морозильный траулер сахалинской рыболовецкой компании был оформлен на отход в исключительную экономическую зону в Корсаковском таможенном посту еще в прошлом году. По документам, в море он отправился исключительно в целях промысла, который «продолжался» за пределами таможенной
территории почти два месяца. Однако по прибытии представители компании заявили, что неожиданно на судне возникла техническая неисправность, в результате чего они вынуждены были отправиться на ремонт в корейский порт. Якобы непредвиденная поломка обошлось фирме более чем в 1 млн долл. США.
Законодательством предусмотрены подобные операции с временно вывезенными за границу транспортными средствами, если речь идет о срочном текущем ремонте. Однако в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Сахалинской таможни, было установлено, что ремонт судна в иностранном порту был запланированным и капитальным. На момент выхода в море у трейлера имелись серьезные технические неисправности, а срок предъявления для освидетельствования судна истекал.
В соответствии с таможенным законодательством, подобные операции, произведенные вне таможенной территории Таможенного союза с временно вывезенным транспортным средством, должны быть заявлены таможенной процедурой. В случае с ремонтом судна — это переработка вне таможенной территории. По подсчетам специалистов Сахалинской таможни размер неуплаченных компанией таможенных платежей составил 6,7 млн р.
В результате сотрудниками правоохранительного подразделения таможни было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ по факту уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Лица, причастные к преступлению, устанавливаются. Им грозит лишение свободы до 2 лет.
Юлия Ждахина, пресс-секретарь Сахалинской таможни