ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
DOI: 10.48137/26870703_2024_28_4_47
Дарья ХАРИТОНОВА
ЮАР: СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
С РОССИЕЙ
Дата поступления в редакцию: 23.06.2024.
Для цитирования: Харитонова Д. В., 2024. ЮАР: состояние энергетической отрасли и перспективы сотрудничества с Россией. - Геоэкономика энергетики. № 4 (28). С. 47-62. DOI: 10.48137/26870703_2024_28_4_47
Энергетическая ситуация после ССЖШ-19 в Южноафриканской Республике остается напряженной в связи с веерными отключениями электроэнергии в крупных городах. Автор отмечает, что первой причиной является изношенность электросетей, с одной стороны, а с другой — социально-экономическое положение большинства населения, что толкает его на разрушение в том числе энергетической инфраструктуры. Из этого следует более глобальная причина нарастающего социально-экономического кризиса ЮАР. Автор замечает, что политическая программа президента С. Рамафосы «Новый рассвет» кардинально не решила социально-экономические проблемы ЮАР за последние пять лет. Особенно остро стоит проблема безработицы среди молодежи, что порождает дальнейшее обострение социальных противоречий. Правящая партия «Африканский национальный конгресс» потеряла большинство на парламентских выборах, страна стоит на пороге политических и социально-экономических изменений.
По мнению автора, прагматичное сотрудничество Претории с Москвой будет продолжено, в том числе и в энергетической сфере. Россия заинтересована в диверсификации и развитии энергетических проектов на территории Африки. Однако ЮАР необходимо самостоятельно диверсифицировать источники энергоресурсов, не только переходя на более чистые возобновляемые источники энергии под давлением климатического лобби, но и развивая запасы невозобновляемых источников энергии на континентальном шельфе.
ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна, заместитель заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, 7/10, стр. 3. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 7555-4681.
Ключевые слова: ЮАР, Россия, энергетический кризис, веерные отключения, электроэнергия, природный газ, кризис доверия к власти, сотрудничество.
Политическая и социально-экономическая ситуация в ЮАР в 2024 г.
Внутриполитическая ситуация в ЮАР накануне парламентских выборов 2024 г.
Внутриполитическая ситуация в ЮАР накануне парламентских выборов 2024 г. характеризуется несколькими значимыми для внутригосударственной ситуации в стране тенденциями. Первая из них — снижение влияния правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК), что было отмечено на муниципальных (местных) выборах в 2016 г., когда АНК потерял контроль во всех крупных городах: административной столице Тсване (Претории), экономической столице Йоханнесбурге (провинция Гаутенг) и Порт-Элизабете [Шубин, 2018]. Победу в этих городах одержала партия «Демократический альянс», в 2021 г. ситуация повторилась. В целом сложившаяся ситуация свидетельствует об усугубляющемся разочаровании местного населения в АНК, где на последних выборах явка составила менее 50 %, а результаты партии достигли 45,6 % (по сравнению с 53,9 % в 2016 г.) [Воронина, 2022]. В частности, кризис доверия затронул главу партии АНК, президента ЮАР Сирила Рамафосу.
Как и предыдущего президента Джейкоба Зуму, его упрекают в недостаточности социально-экономических преобразований. Так, совокупность двух факторов: отчаянной социально-экономической ситуации (особенно среди молодежи) и возобновившегося дела против Д. Зумы — привело не только к локализованным (в провинциях Гаутенг и Квазулу-Натал, где проживает до 45 % населения), но и к масштабным протестам со стороны зулусского меньшинства. Главной причиной стал арест 7 июля 2021 г. экс-президента Зумы, который пропускал заседания комиссии Зондо, занимающейся расследованием его обвинений в сращивании государственных структур и бизнеса («захвате государства» со стороны индийского клана Гупта), коррупции, 700 случаях мошенничества, отмывания денег и т. д. [Воронина, 2022].
Возобновление судебного разбирательства и последовавшие за ним протесты в двух провинциях, по мнению автора, выступают в качестве прямой борьбы с помощью сторонников из числа зулусского населения. Опосредованная борьба Зумы с государственной судебной системой, заключающаяся в игнорировании заседаний, была завершена арестом его до 5 сентября 2021 г. Однако экс-президент был отпущен под залог по медицинским показаниям [Воронина, 2022].
Джейкоб Зума, будучи опытным политиком, попытался вынести из этого пользу и улучшить свой имидж, так как со стороны демонстрантов раздавались призывы «Свободу Зуме» Он воспользовался ухудшающейся
1 Россия надеется, что власти ЮАР смогут вернуть ситуацию в стране в конституционное поле // https://tass.ru/politika/11964223, дата обращения 15.05.2024.
социально-экономической ситуацией в ЮАР и бездействием президента С. Рамафосы, при нем борьба с коррупцией в структурах власти стала значительно менее эффективной. Сам глава государства был замечен в коррупционном скандале по продаже элитных пород буйволов летом 2022 г. (в СМИ он получил название «Пхала Пхала» (Farmgate)). Поводом для скандала стала информация о том, что в начале 2020 г. крупная сумма наличных (от 500 тыс. до 5 млн долл.) была украдена с личного ранчо президента в Пхала Пхала (провинция Лимпопо) [Яшлавский, 2022].
Разразившийся скандал привел к запросу со стороны оппозиционной партии «Демократический альянс» в декабре 2022 г. о роспуске Национальной ассамблеи (парламента) и проведении досрочных парламентских вы-боров2. Среди 490 членов парламента 214 депутатов проголосовали против импичмента, тогда как 148 проголосовали за. Отметим, что члены правящей партии АНК занимают 230 мест в парламенте, партия в большинстве своем поддержала С. Рамафосу. Таким образом, не удалось набрать необходимых для старта процесса импичмента двух третей голосов3. Тем не менее для граждан ЮАР уже был создан претендент, после которого выходить с антикоррупционной повесткой на следующих выборах АНК уже неактуально ввиду наличия фактов доказательной базы по делу Farmgate.
По прогнозам всеобщих выборов (29 мая 2024 г.), скандалы вокруг АНК могли показать неожиданные для АНК результаты впервые за 30 лет. Во многом этому способствовали плохая социально-экономическая ситуация, так и не исправленная президентом С. Рамафосой, коррупционные скандалы вокруг действующего и экс-президента, а также усугубляющийся с каждым годом энергетический кризис.
Без политика новой фармации от новой партии, возможно оппозиционного кандидата, от набирающей популярность и одержавшей победу в ключевых провинциях партии «Демократический альянс», политический, социально-экономический и энергетический кризисы не будут преодолены в той мере, которой ждет большинство населения ЮАР.
На выборах в 2019 г. АНК набрал 57,5 %, чем обеспечил 230 мест в Национальной ассамблее, тем самым обеспечив большинство [Guvendik, Keskin, 2024]. При этом, в отличие от выборов 2015 г., парламентские места были сокращены на 19 кресел. В 2024 г. «Африканский национальный конгресс» шел на новые выборы с нерешенными социально-экономическими проблемами и предсказуемыми лозунгами. Они соответствуют социалистической риторике партии: увеличение размеров социальной помощи, уско-
2 В ЮАР оппозиция требует распустить парламент и провести досрочные выборы // https://ria.ru/20221205/yuar-1836441331.html, дата обращения 15.05.2024.
3 Парламент ЮАР проголосовал против импичмента президенту Рамафосе // https://www. interfax.ru/world/876756, дата обращения 15.05.2024.
рение проведения земельной реформы, запуск системы всеобщего медицинского страхования, улучшение системы государственного управления и более строгий отбора кадров на ответственные государственные долж-ности4. Однако для населения это уже не так важно. По данным опроса, проведенного в октябре 2023 г. Фондом социальных исследований (£Л/), только 45 % избирателей готовы проголосовать за АНК, если выборы состоятся завтра, по сравнению с 52 % в марте [Братерский, 2024]. Таким образом, АНК стремительно теряет электорат, в глазах которого представляет все больше партию, которая не решает проблемы, а создает их.
Показательным примером дистанцирования от АНК является участие в выборах партии Джейкоба Зумы «УМхонто Весизве» (в переводе с зулусского — «Копье нации»), к которой он примкнул в 2023 г. Отметим, что в апреле 2024 г. избирательный суд ЮАР отменил ранее принятое решение, запрещавшее экс-президенту участвовать в выборах на фоне стагнации экономики, а также обвинений АНК в коррупции и административных коллизиях5. По данным социологических опросов, голоса за партию «Копье нации» превышают 10 % по всей стране, что делает ее третьей или четвертой политической силой после «Африканского национального конгресса» и «Демократического альянса». Однако накануне парламентских выборов, 20 мая, Конституционный суд ЮАР объявил, что бывший президент страны Зума не имеет права участвовать в предстоящих парламентских выборах6. Также он отменил предыдущее постановление электорального суда и отклонил встречную апелляцию Дж. Зумы и партии «Копье нации».
Прошедшие 29 мая 2024 г. парламентские выборы показали снижение влияние АНК. Правящая партия получила 40,18 % голосов (159 мест в парламенте) — это на 17 % меньше, чем в 2019 г. Оппозиционная партия «Демократический альянс», наоборот, упрочила свои позиции и добилась 21,81 % голосов избирателей (87 мест в парламенте). Прорывом на данных выборах стал результат от партии «Копье нации» — 14,58 % (58 мест в парламенте). Либеральная партия «Борцы за экономическую свободу» получила 39 мест (9,52 % голосов), зулусская «Партия свободы Инката» — 17 мест (3,85 % голосов). Ещё 13 партий распределили 57 мест. Общая явка избирателей составила 58,64 %.
Таким образом, АНК впервые утратил большинство на формирование парламента. К этому привели как внутрипартийные расколы и разногласия
4 Правящая в ЮАР партия АНК начала избирательную кампанию на парламентских выборах // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20076015, дата обращения 17.05.2024.
5 South Africa's Jacob Zuma wins court bid to contest upcoming election // https://www.aljazeera. com/amp/news/2024/4/9/south-africas-jacob-zuma-wins-court-bid-to-contest-upcoming-election, дата обращения 29.05.2024.
6 Экс-президент Дж. Зума не имеет права участвовать в парламентских выборах — Конституционный суд ЮАР // http://russian.people.com.cn/n3/2024/0521/c31520-20172296.html, дата обращения 29.05.2024.
внутри АНК, социально-экономическое положение большинства населения, так и отделившийся от АНК, но по-прежнему популярный среди зулусского населения экс-президент Д. Зума [Целунов, 2024]. Эксперты отмечают, что опыта коалиционного сотрудничества у АНК нет. Тем не менее 14 июня 2024 г. АНК заключил коалиционное соглашение с оппозиционной партией «Демократический альянс», продемонстрировав тем самым многополярную политику и неотказ от западных ценностей и инвестиций. Это решение было прагматичным вариантом как для формирования правительства национального единства, так и для переизбрания Рамафосы на пост президента ЮАР7. В любом случае вариантов по коалиции было немного. АНК мог формировать коалицию или с «Демократическим альянсом», или с новой партией (со старым названием) «Копье нации» Д. Зумы. Условием торга при коалиции с ней выдвинуто условие отставки С. Рамафосы с поста президента. На такой вариант АНК не рассчитывал, поэтому возникла коалиция с «Демократическим альянсом» и множеством других мелких партий для укрепления влияния8.
Социально-экономическая ситуация в ЮАР в 2024 г.
После отставки Д. Зумы с поста президента в 2018 г. и избрания парламентом нового президента, С. Рамафосы, были высокие ожидания большинства населения, а также крупного бизнеса, профсоюзов и гражданского общества на конкретные перемены в общественной и экономической жизни страны.
Тогда С. Рамафоса выступил с обращением к нации (Sona), программой «Новый рассвет» (New Dawn), — в ней были озвучены главные проблемы, стоящие перед государством. Среди них — вопросы создания рабочих мест, экономического роста, борьбы с бедностью, образования, здравоохранения, земельной реформы, гендерного равенства и борьбы с преступностью и коррупцией. Одной из мер создания рабочих мест для молодежи стал запуск Службы занятости молодежи (YES), которая предложила предприятиям инновационный способ трудоустройства молодежи посредством оплачиваемых стажировок9.
В октябре 2018 г. президент Рамафоса провел саммит, на котором призвал зарубежных партнеров к инвестиционной деятельности в республике. В ходе саммита также было обозначено более 70 направлений для развития экономики и обеспечения трудоустройства молодежи в таких секторах, как сельское хозяйство, промышленность, горнодобывающая промышленность
7 Путин поздравил Рамафосу с переизбранием на пост президента ЮАР // https:// iz.ru/1714022/2024-06-17/putin-pozdravil-ramafosu-s-pereizbraniem-na-post-prezidenta-iuar, дата обращения 18.06.2024
8 Большинство партий ЮАР согласились войти в правительство // https://caliber.az/ post/247776/, дата обращения 18.06.2024.
9 A new dawn for SA // https://www.vukuzenzele.gov.za/new-dawn-sa, дата обращения 29.05.2024.
и экономика отходов. Планировалось создать около 300 тыс. рабочих мест для молодежи в 2024 г. В рамках борьбы с коррупцией в правительстве и на государственных предприятиях были созданы специальные комиссии по захвату государства и расследованиям в электроэнергетических компаниях ЭСКОМ (Eskom) и SARS. Их итогом стала неоднократная смена структуры руководства данных компаний.
В Sona президент Рамафоса также обозначил, что хотел бы видеть страну с развитой инфраструктурой (приоритетное внимание он уделил железнодорожным сетям и производству высокоскоростных поездов), остановил внимание на умном сельском хозяйстве и на создании продукции добавленной стоимости (в автомобилях и электронике, как это было в 2000-е г.)10. В конечном счете он пообещал в течение пяти лет привлечь 100 млрд долл. инвестиций в экономику ЮАР [Шубин, 2019]. Однако все обещания так и остались в заявлениях и декларациях. Инвестиционный саммит был однократным мероприятием, он способствовал закреплению личного успеха С. Рамафосы на посту президента и созданию благоприятного имиджа республики после политического кризиса. Однако существенных политических и социально-экономических успехов, на которые надеялось все общество, достигнуто не было.
У ЮАР за последние пять лет произошло снижение ВВП, ускорился отток капитала. Повысились цены на импортные энергетические ресурсы и продовольствие [Евдовина, 2023]. Это вызывает инфляцию в пределах 10—15 % в год. Дефицит бюджета привел к сокращению социальных, образовательных и инфраструктурных расходов. Веерные отключения электричества привели к спаду производства и потере рабочих мест, в том числе в горнодобывающей отрасли. С. Рамафоса привел страну к социально-экономическому упадку, нарастающей социальной напряженности. Однако ответственность за принятие решений была возложена на целевые группы и созданные комиссии по расследованиям коррупционных преступлений. Фактически президент снял с себя ответственность за исполнение программы «Новый рассвет», сославшись на COVID-19 и его последствия. Несмотря на падение уровня безработицы до самого низкого уровня с 2021 г., социально-экономическое положение большинства населения страны продолжает ухудшаться, в том числе из-за систематических энергетических проблем.
В конечном итоге к новым парламентским выборам 2024 г. страна подошла с комплексом нерешенных социально-экономических и энергетических проблем. Из-за последствий этих проблем (вспышка холеры 2023 г. [Грушко, 2023], перманентные веерные отключения электроэнергии, мародерство на объектах инфраструктуры ж/д путей, солнечных батарей и ком-
10 Sipho Seepe New Dawn another false start under President Cyril Ramaphosa // https://www. iol.co.za/news/politics/opinion/new-dawn-another-false-start-under-president-cyril-ramaphosa-9 15335f6-cafc-4d83-a51a-5e2916d6277a, дата обращения 29.05.2024.
муникаций (медных кабелей)) у населения возникает острое недоверие к государству и возрастает протестная активность.
На этом фоне выделяется провинция Квазулу-Натал, где в 2023 г. отметился значительный экономический подъем. Премьер-министр Номуса Дубе-Нкубе объяснил этот успех стратегической политикой правительства провинции и инициативами, направленными на создание рабочих мест и расширение прав и возможностей молодежи, женщин и малообеспеченных групп населения [Rondganger, 2023]. При этом отметим, что у власти там оппозиционная АНК партия «Демократический альянс».
В 2024—2025 гг. рост ВВП ЮАР прогнозируется как незначительный, в пределах 2—2,5 % [Africa ''s Macroeconomic Performance and Outlook, 2020]11. Этого недостаточно для решения хронических проблем в экономике и социальной сфере, особенно на фоне оттока квалифицированной рабочей силы. Для реальных результатов необходимы значительные инвестиции и желание правительства достигать высоких социально-экономических результатов.
Энергетический кризис в ЮАР: проблемы и достижения
Энергетический кризис в ЮАР продолжается около 20 лет и в пост-пандемийный период носит системный характер. В начале марта 2022 г. в стране начались веерные отключения электроэнергии, а в декабре 2022 г. страна сталкивалась с перебоями в энергообеспечении в общей сложности на протяжении 200 дней12. В феврале 2023 г. президент Рамафоса объявил о введении режима национального бедствия из-за затяжных веерных отключений электричества (10—12 часов в день) [Алифирова, 2023a].
Среди причин сложившейся ситуации выделяют несколько факторов. Во-первых, устаревшие угольные теплоэлектростанции (ТЭС) и энергетические сети. Угольные ТЭС составляют основу генерирующих мощностей ЮАР, на них приходится наибольшая часть установленной мощности электростанций в стране - 83 %; ГЭС - 8 %; газовые ТЭС - 5 %; АЭС - 4 % [Алифирова, 2023a].
В Белой книге по энергетической политике эксперты предупреждали об опасности энергетического коллапса в ЮАР еще в конце XXв. [Скубко, 2023]. Однако постапартеидными демократическими правительствами данная проблема была проигнорирована. Более того, производственные мощности также не были увеличены, что в конечном итоге и приводит к частым отключениям электроэнергии.
11 Africa''s Macroeconomic Performance and Outlook. Growth performance and outlook, by African region, 2021-25. African Development Bank statistics // https://www.afdb.org/en/documents/ afiicas-macroeconomic-performance-and-outlook-january-2024, дата обращения 06.06.2024.
12 В 2022 году в ЮАР больше 200 дней были сбои в электроснабжении // https://m.interfax. ru/878861, дата обращения 06.06.2024.
Второй причиной эксперты выделяют административные проблемы крупнейшей государственно-частной компании по производству электроэнергии ЭСКОМ, где за последние 12 лет сменилось 12 руководителей. Такая тенденция отражает серьезные разногласия между руководством и правительством во главе с АНК. Один из последних руководителей компании, А. де Рюйтер, и его команда «пресекли незаконные потоки доходов от мошенничества, воровства, коррупции и недобросовестного управления как внутри ЭСКОМ, так и со стороны некоторых ее поставщиков и подрядчиков» 13. Однако после этого А. де Рюйтер был отправлен цианидом, после того как сообщил о своем решении об увольнении14.
Тем не менее руководство ЭСКОМ не может систематически решить проблему компании из-за нежелания самого правительства разрешить энергетический кризис и наладить борьбу с коррупцией. Особенно высокий уровень коррупции был отмечен в провинции Мпумаланга, где расположено много старых и плохо работающих угольных электростанций ЭСКОМ [Грушко, 2023]. Таким образом, самая промышленная страна Африканского континента находится в перманентной борьбе с энергетическим кризисом без политической воли к борьбе со стороны действующего правительства. Этому мешают как административные барьеры внутри компании, так и системная коррупция по всей вертикали власти и политический курс на либерализацию государственных активов ЭСКОМ [Скубко, 2023].
В-третьих, правительство под руководством С. Рамафосы уделило приоритетное внимание развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а не модернизации угольных электростанций. В рамках выхода из энергетического кризиса и поддержки Парижского соглашения по климату правительство приняло условия закрытия 14 угольных ТЭС. В 2021 г. в стране было запущено «Партнерство для справедливого энергетического перехода», в рамках проекта страны ЕС и США предоставили ЮАР 8,5 млрд долл. в форме грантов, инвестиций и льготных кредитов. Это предполагает полную декарбонизацию энергетики страны к 2050 г. По мнению российских экспертов, это недостижимая цель для страны, в которой есть большие запасы каменного угля и влиятельный профсоюз горняков [Скубко, 2023]. В итоге страна перенесла закрытие угольных станций с 2027 на 2030 г. из-за энергетического кризиса и невозможности полного отказа от ТЭС на угле15.
13 В ЮАР глава энергокомпании Eskom выжил после чашки кофе с цианидом // Ы^:// www.rbc.ru/politics/09/01/2023/63bbc36c9a79472dd34d0048, дата обращения 06.06.2024.
14 Там же.
15 Южная Африка переносит на три года сроки закрытия своих угольных станций // https://energypolicy.ru/yuzhnaya-afrika-perenosit-na-tri-goda-sroki-zakrytiya-svoih-ugolnyh-stanczij/novosti/2024/02/09/, дата обращения 13.06.2024.
В свою очередь, в целях обеспечения энергетической безопасности правительством еще при Зуме была запущена Программа закупок независимых производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (REIPPPP). Она направлена на увеличение мощности электроэнергии за счет инвестиций частного сектора в солнечную фотоэлектрическую и концентрированную солнечную энергию, береговую ветроэнергетику, малые гидроэлектростанции (менее 40 МВт), а также в свалочный газ, биомассу и биогаз. Однако энергия, выделяемая ВИЭ (лидер по ВИЭ — Капская провинция), не интегрирована в инфраструктуру электросетей государственной компании ЭСКОМ из-за приостановления программы с 2015 по 2019 г. Это привело к сбросу нагрузки электросетей в постпандемийный период 2022-2023 гг.
Выходом из энергетического кризиса станут модернизация старых угольных ТЭС и строительство новых ТЭС на природном газе как на более экологически чистом источнике топлива. Все это требует как значительных инвестиций от правительства ЮАР, так и кооперации с международными структурами (Всемирным банком, Африканским банком развития и т. д.) и заинтересованными странами, например Россией.
Сотрудничество России и ЮАР в энергетической сфере
В эпоху глобальной политической и экономической трансформации Россия заинтересована в развитии широкомасштабного торгово-экономического, энергетического и гуманитарного сотрудничества со странами незападного мира, в том числе с Африканским континентом [Виноградова, 2024]. Необходимо заметить, что в рамках второго саммита «Россия — Африка» в июле 2023 г. Россия предложила более 30 новых совместных проектов в нефтегазовой сфере и электроэнергетике в 16 африканских странах, треть из которых связаны с гидроэнергетикой [Алифирова, 2023^].
Россия готова принять участие в совместных с ЮАР проектах по ремонту и реновации работающих на угле объектов энергетики, что особенно актуально в условиях перманентного энергетического кризиса в республике [Мамонова, 2023]. По российским оценкам, ЮАР дополнительно требуется 25 000 МВт электроэнергии в год, которые смогут обеспечить порядка семи крупных электростанций [Алифирова, 2023a].
Энергетическое сотрудничество России и ЮАР определяется в двух измерениях. Первое измерение — это трейдинг нефти и нефтепродуктов. Россия начала увеличивать экспорт нефти и нефтепродуктов в Африку в 2022 г., а в 2023 г. темпы ускорились [Секачева, 2024]. Южная Африка не имеет собственных коммерчески эффективных месторождений нефти, поэтому поставки нефтепродуктов на рынок осуществляются за счет импорта и переработки нефти в ЮАР.
Второе измерение заключается в росте потребления электроэнергии в ЮАР, требующем развития дополнительных генерирующих мощностей. Так как недра ЮАР небогаты углеводородными ресурсами [Харитонова, 2020], ЮАР ищет новые пути диверсификации источников энергоресурсов. При этом в перспективе ЮАР стремится развивать экологичные источники энергии (увеличение доли потребления природного газа) и ВИЭ. Это осуществляется с помощью зарубежных, в том числе российских, компаний. В настоящее время на территории ЮАР российская компания «Юнигрин Энерджи» строит солнечный парк мощностью 115 МВт, ввод парка в эксплуатацию запланирован на начало 2025 г. [Лебедева, 2023].
Перспективным направлением сотрудничества является нефтегазовая сфера с учетом партнерства по переходу к справедливой энергетике и декарбонизации экономики. Основные запасы нефти и природного газа расположены на континентальном шельфе ЮАР, который достаточно подробно исследуется на залежи полезных ископаемых. Российские компании, в том числе ПАО «Газпром», могли активизировать сотрудничество с ЮАР в области геологоразведки, разработки месторождений, локализации технологий. Страны заинтересованы в возведении нефтегазовых объектов, газотранспортной и нефтяной инфраструктуры. С 2023 г. идет обсуждение строительства газовой электростанции в ЮАР. С учетом планов ЮАР по развитию газовой генерации, поставка СПГ из России может стать новым направлением сотрудничества.
В начале 2023 г. между ПАО «Газпром» и государственной нефтегазовой компанией ЮАР PetroSA шли обсуждения по поводу инвестиций в энергетический сектор страны [Гончаренко, Бахтина, 2023]. В частности, рассматривались инвестиции для модернизации НПЗ GTL в заливе Моссел. ЮАР планирует запустить его на полную мощность — 45 тыс. баррелей в сутки — и задействовать морскую платформу. Необходимо заметить, что до этого между PetroSA и французской TotalEnergies шли переговоры по поводу использования морской платформы взамен на добытый газ, но переговоры зашли в тупик из-за цен на газ. В конце 2023 г. правительство ЮАР согласилось выбрать в качестве инвестора российский банк «Газпромбанк Африка» для проекта развития завода по переработке газа в синтетическое жидкое топливо (GTL, gas-to-liquids)16.
Выводы и перспективы
Парламентские выборы в ЮАР определили, что руководство страны в коалиции с оппозиционной партией «Демократический альянс» обязано решить проблему с веерными отключениями электроэнергии. Этому должна
16 «Газпромбанк» может вложиться в южноафриканский завод по производству топлива из газа // https://oilcapital.ru/news/2023-12-11/gazprombank-mozhet-vlozhitsya-v-yuzhnoafrikanskiy-zavod-po-proizvodstvu-topliva-iz-gaza-3125103, дата обращения 18.06.2024.
способствовать деятельность нового правительства национального единства, которое сосредоточится на выполнении многовекторной внешней политики и не будет отказываться от западных инвестиций и технологий, в том числе в энергетической сфере. Однако для решения комплексных энергетических проблем новому правительству необходимо найти баланс между потенциальными зарубежными инвесторами и преодолеть бюрократические и коррупционные проблемы.
С учетом роста численности населения Африканского континента прогнозируется, что к 2050 г. более 60 % прироста численности мирового населения придется на Африку. При этом потребление энергии увеличится в 1,5 — 3 раза в зависимости от урбанизации и экономического роста населения стран континента [Алифирова, 2023с]. В настоящее время уже идет процесс российско-южноафриканского сотрудничества в энергетической сфере, в области ВИЭ, однако есть перспективы сотрудничества между ведущими нефтегазовыми компаниями.
Российская нефтегазовая компания ПАО «Газпром» готова сделать конструктивные и выгодные предложения ЮАР как энергодефицитной стране. Это проекты в области как upstream-секторa (разведка, добыча), так и midstream-downstream-секторa (транспортировка, дистрибуция, поставка). Россия также заинтересована в совместных с ЮАР проектах по повышению надежности работы энергетического оборудования. В свою очередь, для ускорения принятия решений и достижения энергетической безопасности прошлое правительство ЮАР инициировало процесс объединения Южноафриканской газовой компании по развитию (iGas), Стратегического топливного фонда (SFF) и Нефтяной нефтегазовой корпорации Южной Африки (PetroSA) в Южноафриканскую национальную нефтяную компанию
Вместе с этим административная трансформация ведущих энергетических компаний ЮАР и поиск зарубежных инвестиций в энергетическом секторе приведут к экономическому росту страны и сократят безработицу среди населения. Для этого правительству ЮАР необходимо при помощи как западных партнеров, так и России решить несколько вопросов. Во-первых, по возможности модернизировать старые ТЭС и решить проблему с качеством подаваемого им угля. Во-вторых, повсеместно развивать газовую генерацию и переходить с угля на газ в самой промышленной стране Африки. На первоначальном этапе построить новые ТЭС на газе как более экологичном виде топлива. Далее развивать морской шельф ЮАР по добыче газа с морских платформ. В данном случае необходимо заручиться поддержкой ведущих экологических организаций ЮАР, чтобы разведывательные работы соответствовали требованиям по охране природы в ЮАР (минуя опыт судебных исков экологических организаций против французской нефтегазовой компании TotalEnergies).
Список литературы
Виноградова А. А., 2024. Влияние кризиса на Украине на отношения России и Африки // Проблемы постсоветского пространства. № 11 (3). С. 222 — 235. DOI:10.24975/2313-8920-2024-11-3-222-235.
Воронина Н. А., 2022. Беспорядки в ЮАР: причины и влияние на результаты муниципальных выборов 2021 года // Ученые записки Института Африки РАН. № 1 (58). С. 70-81. DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-70-81.
СкубкоЮ. С., 2023. «ЭСКОМ» и проблемы южноафриканской энергетики // Ученые записки Института Африки РАН. № 4 (65). С. 31-43. DOI: 10.31132/24125717-2023-65-4-31-43.
Харитонова Д. В., 2020. Россия и ЮАР: перспективы энергетического сотрудничества // Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 90-105. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_90.
Шубин В. Г., 2018. О смене высшего руководства в ЮАР // https://www.inafran. ru/node/1564, дата обращения 15.05.2024.
Шубин В. Г., 2019. Южная Африка: новый рассвет? // Азия и Африка сегодня. № 1. С. 2-9. DOI: 10.31857^032150750003337-2.
Секачева А. Б., 2024. Особенности торгово-экономического сотрудничества России с африканскими странами в условиях кризиса современной модели мироустройства // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. № 3 (41). С. 22-39.
Алифирова Е., 2023a. Россия обсуждает вопросы строительства газовой электростанции в ЮАР и другие проекты // https://neftegaz.ru/news/partnership/ 790462-rossiya-obsuzhdaet-voprosy-stroitelstva-gazovoy-elektrostantsii-v-yuar-i-drugie-proekty/, дата обращения 13.06.2024.
Алифирова Е., 2023Ь. Н. Шульгинов: Россия и Африка обсуждают 30 новых совместных проектов в нефтегазовой сфере и электроэнергетике // https://neftegaz. ru/news/partnership/788258-n-shulginov-rossiya-i-afrika-obsuzhdayut-30-novykh-sovmestnykh-proektov-v-neftegazovoy-sfere-i-elekt/, дата обращения 13.06.2024.
Алифирова Е., 2023е. Газпром видит большой потенциал взаимодействия со странами Африканского континента // https://neftegaz.ru/news/partnership/ 784495-gazprom-vidit-bolshoy-potentsial-vzaimodeystviya-so-stranami-afrikanskogo-kontinenta/, дата обращения 19.06.2024.
Братерский А., 2024. Наследники Манделы теряют власть в ЮАР // https://www.finam.ru/publications/item/nasledniki-mandely-teryayut-vlast-v-^^20240301-0930/, дата обращения 17.05.2024.
Гончаренко А., Бахтина О., 2023. Посол ЮАР М. Макетука. PetroSa возобновит обсуждение инвестиций с Газпромом // https://neftegaz.ru/news/partnership/ 767371-posol-yuar-m-maketuka-petrosa-vozobnovit-obsuzhdenie-investitsiy-s-gazpromom/, дата обращения 18.06.2024.
Грушко М., 2023. Безработица, бедность и коррупция. Почему самая развитая страна Африки столкнулась с жесточайшим кризисом? // https://lenta.ru/ articles/2023/09/02/ur/, дата обращения 29.05.2024.
Евдовина Т., 2023. Континент неспешно догоняющего роста // https://www. kommersant.ru/doc/6147393, дата обращения 29.05.2024.
Лебедева Г., 2023. «Юнигрин Энерджи» в 2025 году построит в ЮАР солнечный парк мощностью 115 МВт // https://versia.ru/yunigrin-yenerdzhi-v-2025-godu-vvedet-v-yuar-solnechnyj-park-moshhnostyu-115-mvt, дата обращения 13.06.2024.
Мамонова Е, 2023. ЮАР и африканские страны рассчитывают на укрепление экономического сотрудничества с Россией // https://rg.ru/2023/12/04/iuar-i-afrikanskie-strany-rasschityvaiut-na-ukreplenie-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-s-rossiej.html, дата обращения 13.06.2024.
Целунов А., 2024. «Африканский национальный конгресс» пострадал от коррупции и расколов // https://www.kommersant.ru/doc/6744410, дата обращения 03.06.2024.
Яшлавский А., 2022. Президент ЮАР попал в опасный для России скандал из-за буйволов // https://www.mk.ru/politics/2022/12/02/prezident-yuar-popal-v-opasnyy-dlya-rossii-skandal-izza-buyvolov.html, дата обращения 15.05.2024.
Guvendik M. О, Keskin O, 2024. ЮАР стартовали всеобщие выборы // https:// www.aa.com.tr/ru/мир/в-юар-стартовали-всеобщие-выборы/3233794, дата обращения 29.05.2024.
Rondganger L., 2023. Year in Review, 2023: KZN's year of growth and transformation // https://www.iol.co.za/news/south-africa/kwazulu-natal/year-in-review-2023-kzns-year-of-growth-and-transformation-49dc62fe-1a92-47e4-a832-27fdfc9559a5, дата обращения 29.05.2024.
KHARITONOVA Daria V., Deputy Head Division of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of CIS
Address: 7/10 b. 3, B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation
Email: [email protected] SPIN-code: 7555-4681
SOUTH AFRICA: THE STATE OF THE ENERGY INDUSTRY AND PROSPECTS FOR COOPERATION
WITH RUSSIA
DOI: 10.48137/26870703_2024_28_4_47 Received: 23.06.2024
For citation: Kharitonova D. V., 2024. South Africa: the state of the energy industry and prospects for cooperation with Russia. - Geoeconomics of Energetics. № 4 (28). P. 47-62. DOI: 10.48137/26870703_2024_28_4_47 Keywords: South Africa, Russia, energy crisis, rolling blackouts, electricity, natural gas, credibility gap, cooperation.
Abstract
The energy situation after COVID-19 in the Republic of South Africa remains tense due to rolling power outages in major cities. The author notes that the first reason is the deterioration of the power grid on the one hand, and on the other the socio-economic situation of the majority of the population, which pushes it to destruction, including energy infrastructure. This implies a more global reason for the growing socio-economic crisis in South Africa. The author notes that the political program of President S. Ramaphosa's «New Dawn» has not fundamentally solved the socio-economic problems of South Africa over the past five years. The problem of youth unemployment is particularly acute, which leads to further aggravation of social contradictions. The ruling African National Congress party lost its majority in the parliamentary elections, and the country is on the verge of political and socioeconomic changes.
According to the author, Pretoria's pragmatic cooperation with Moscow will continue, including in the energy sector. Russia is interested in diversifying and developing energy projects in Africa. However, South Africa needs to diversify its energy sources independently, not only by switching to cleaner renewable energy sources under pressure from the «climate lobby», but also by developing reserves of non-renewable energy sources on the continental shelf.
References
Vinogradova A. A, 2024. Impact of the crisis in Ukraine on Russia-Africa relations // Post-Soviet Issues. No. 11 (3). Pp. 222-235. DOI:10.24975/2313-8920-2024-11-3-222-235. (In Russ.)
Voronina N. A., 2022. Unrests in South Africa: Causes and Effects On the Municipal Election 2021 // Journal of The Institute for African Studies. No. 1 (58). Pp. 70-81. DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-70-81. (In Russ.)
Skubko Yu. S., 2023 ESKOM and the problems of South African energy // Journal of The Institute for African Studies. No. 4 (65). Pp. 31-43. DOI: 10.31132/2412-57172023-65-4-31-43. (In Russ.)
Kharitonova D. V., 2020. Russia and South Africa: prospects for energy cooperation // Geoeconomics of Energetics. No. 4 (12). Pp. 90-105. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_90. (In Russ.)
Shubin V. G, 2018. About the change of top management in South Africa // https:// www.inafran.ru/node/1564, accessed 15.05.2024. (In Russ.)
Shubin V. G, 2019. South Africa: a new dawn? // Asia and Africa today. No. 1. Pp. 2-9. DOI: 10.31857/S032150750003337-2. (In Russ.)
Sekacheva A. B, 2024. Features of Trade and Economic Cooperation Between Russia and African Countries in the Context of the Crisis of the Modern Model of the World Order // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the World. No. 3 (41). Pp. 22-39. (In Russ.)
Alifirova E, 2023a. Russia is discussing the construction of a gas power plant in South Africa and other projects // https://neftegaz.ru/news/partnership/790462-rossiya-obsuzhdaet-voprosy-stroitelstva-gazovoy-elektrostantsii-v-yuar-i-drugie-proekty/, accessed 16.03.2024. (In Russ.)
Alifirova E., 2023b. N. Shulginov: Russia and Africa are discussing 30 new joint projects in the oil and gas sector and the electric power industry // https://neftegaz. ru/news/partnership/788258-n-shulginov-rossiya-i-afrika-obsuzhdayut-30-novykh-sovmestnykh-proektov-v-neftegazovoy-sfere-i-elekt/, accessed 16.03.2024. (In Russ.)
Alifirova E, 2023c. Gazprom sees great potential for cooperation with the countries of the African continent // https://neftegaz.ru/news/partnership/784495-gazprom-vidit-bolshoy-potentsial-vzaimodeystviya-so-stranami-afrikanskogo-kontinenta/, accessed 19.06.2024. (In Russ.)
Bratersky A., 2024. Mandela's heirs are losing power in South Africa // https://www.finam.ru/publications/item/nasledniki-mandely-teryayut-vlast-v-yuar-20240301-0930/, accessed 17.05.2024. (In Russ.)
Goncharenko A., Bakhtina O., 2023. Ambassador of South Africa M. Maketuka. PetroSA to resume investment discussions with Gazprom // https://neftegaz.ru/news/ partnership/767371-posol-yuar-m-maketuka-petrosa-vozobnovit-obsuzhdenie-investitsiy-s-gazpromom/, accessed 18.06.2024. (In Russ.)
Grushko M, 2023. Unemployment, poverty and corruption. Why is Africa's most developed country facing a severe crisis? // https://lenta.ru/articles/2023/09/02/ur/, accessed 29.05.2024. (In Russ.)
Evdovina T, 2023. A continent of slowly catching up growth // https://www. kommersant.ru/doc/6147393, accessed 29.05.2024. (In Russ.)
Lebedeva G, 2023. Unigreen Energy will build a 115 MW solar park in South Africa in 2025 // https://versia.ru/yunigrin-yenerdzhi-v-2025-godu-vvedet-v-yuar-solnechnyj-park-moshhnostyu-115-mvt, accessed 13.06.2024. (In Russ.)
Mamonova E, 2023. South Africa and African countries count on strengthening economic cooperation with Russia // https://rg.ru/2023/12/04/iuar-i-afrikanskie-strany-rasschityvaiut-na-ukreplenie-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-s-rossiej.html, accessed 13.06.2024. (In Russ.)
Tselunov A., 2024. The African National Congress suffered from corruption and splits // https://www.kommersant.ru/doc/6744410, accessed 03.06.2024. (In Russ.)
Yashlavsky A., 2022. The President of South Africa got into a scandal dangerous for Russia because of buffaloes // https://www.mk.ru/politics/2022/12/02/prezident-yuar-popal-v-opasnyy-dlya-rossii-skandal-izza-buyvolov.html, accessed 15.05.2024. (In Russ.)
Guvendik M. O, Keskin O., 2024. South Africa's general elections have started // https://www.aa.com.tr/ru/MHp/B-roap-CTapTOBam-Bceo6mHe-Bbi6opbi/3233794, accessed 29.05.2024. (In Russ.)
Rondganger L., 2023. Year in Review, 2023: KZN's year of growth and transformation // https://www.iol.co.za/news/south-africa/kwazulu-natal/year-in-review-2023-kzns-year-of-growth-and-transformation-49dc62fe-1a92-47e4-a832-27fdfc9559a5, accessed 29.05.2024. (In Eng.)