КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Ю.В. Карлсон
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ*
Реферируется раздел из монографии Юлии Витальевны Карлсон, посвященной «исследованию феномена повседневности и изучению ее структурно-категориального ряда», говорится в аннотации к книге.
«Повседневность - это сфера человеческой обыденности, реальность, в которую человек погружен с рождения; реальность, которая ощущается как естественное состояние, как собственная, частная сфера жизни, наполненная будничными событиями, рутинная сфера, повторяющаяся изо дня в день, где все принимается на веру» (с. 12-13).
Семантически «повседневность» связана в русском языке с такими понятиями, как «каждодневное», «бытование», «существование». В западной мысли «повседневность» - это «Alltäglichkeit» (нем.), «everyday life» (англ.), «everyday reality» (англ.), «chaque jour» (фр.).
В античную эпоху философы выясняли, «что есть бытие и что лежит в его основе» (с. 14). Во времена Просвещения повседневность стали отождествлять с бытом низших слоев общества. В конце XIX в. повседневность рассматривалась в качестве понятия обыденной культуры. Тема повседневного существования человека разрабатывалась целым рядом самых разных исследователей.
* Карлсон Ю.В. Повседневность как объект социально-философского знания // Карлсон Ю.В. Структуры повседневности: Социал.-философский анализ. - Пятигорск: Пятиг. гос. лингв. ун-т, 2011. - С. 12-30. 220
Повседневность как объект социально-философского знания
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) ввел понятие «оповседневнивание» (Veralltäglichung). З. Фрейд и К. Юнг изучали человека и ту реальность, которая его окружает. Американский философ и психолог Уильям Джемс (1842-1920) разрабатывал теорию существования многих порядков реальностей, называя их «подмирами». Понятие «жизненного мира» впервые прослеживается у швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) в труде «Человеческое понятие о мире» (перевод на рус. яз.: М., 1909).
Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976) употреблял понятие «жизненный мир» в своих лекциях, посвященных Аристотелю. Основатель феноменологии, немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) называл «жизненный мир» (Lebenswelt) миром, основанным на интуитивном и наивном восприятии жизни. Такие два понятия феноменологии Гуссерля как «жизненный мир» и «естественное понятие о мире» стали главными в его последних работах. Мартин Хайдеггер в книге «Бытие и время» (1927) продолжил феноменологическую интерпретацию мира человека. Он предложил «вернуться к вопросу о бытии называя его основным философским вопросом» (с. 20). Хайдеггер подробно рассматривает проблему структуры бытия.
Немецкий философ Макс Шелер (1874-1928), один из основоположников философской антропологии, аксиологии и социологии познания, в труде «Формализм и этика» (1913) развивает теорию социального окружения и пишет, что феномен «повседневность» является феноменом бытия человека.
Австрийско-американский философ и социолог Альфред Шюц (Schütz) (1899-1959) стал самым выдающимся продолжателем идей Гуссерля в области феноменологической социологии. Первой книге А. Шюца «Смысловое строение социального мира» (1932) Гуссерль дал высокую оценку (с. 21). Наряду с миром повседневности А. Шюц выделяет другие жизненные миры: «мир сновидений, грез и фантазий, мир работы, мир искусства, мир религиозного опыта, мир научного созерцания, игровой мир ребенка и мир сумасшедшего» (с. 22). Повседневность понимается у А. Шюца лишь как один из жизненных миров. Американский социолог Г. Гарфинкель в 1967 г. основал социологическую дисциплину этнометодологию, опираясь на разработки А. Шюца. Этномето-
Ю.В. Карлсон
дология - это знание о мире, фигурирующее в примитивных обществах.
Вообще с середины 70-х годов ХХ в. и по сей день понятие повседневности серьезно изучается как в социологии, так и в философии постмодернизма. Французский исследователь Мишель де Серто в труде «Изобретение повседневности» (1980) указал, что характерная особенность повседневности состоит в повторяемости и бессознательности. Содержание повседневной жизни формируется «в зависимости от внешнего социально-культурного контекста», - заключает автор реферируемой работы (с. 29).
И. Л. Галинская