Научная статья на тему 'ЙОССО: ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА'

ЙОССО: ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЙОССО: ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА»

ЙОССО: ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

'У - 1

Розалия Никифоровна Иванова,

научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН (ИМЗ СО РАН), заведующая Музеем истории изучения вечной мерзлоты ИМЗ СО РАН, г. Якутск

25 апреля 2024 г. в Москве в Доме культуры «ГЭС-2» по адресу: Болотная набережная, дом 15, открылись три новые выставки: «Индекс подобия», «Уроки радости и боли» и «Нити судьбы, карты истории». Международный проект «Индекс подобия» посвя-щён Земле в самом широком смысле этого слова. Выставка «Уроки радости и боли» исследует творческий метод и киноязык советского режиссёра Динары Асановой, а проект «Нити судьбы, карты истории» осмысливает разные грани понятия «судьба» и связанную с ним мифологию. «Если воспринимать все три проекта как единое целое, получается, что глобальное перекликается с локальным, память - с мифом, а история - с поэзией», - отмечает директор Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова.

Музей истории изучения вечной мерзлоты Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН по соглашению с частным учреждением культуры «Музей «Виктория - Искусство быть Современным» предоставил для выставки «Индекс подобия» девять экспонатов, ставших её центральным костяком. По сути, это была реконструкция Нулевой Арктической

Р. Н. Иванова DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-1-96-100

биеннале 2016 г «JOSSO. Вечная мерзлота», проходившей в г Якутске. Тогда лабораторией комплексных геокультурных исследований Арктики, существующей при Арктическом государственном институте культуры и искусств, впервые был собран основной состав этой выставки. Значительная часть инсталляции на Нулевой Арктической биеннале была предоставлена Музеем истории изучения вечной мерзлоты Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН. Там были временно размещены одиннадцать экспонатов, в числе которых находились бюст профессора М. И. Сумгина работы научной сотрудницы института Н. А. Вельминой, картина художника Алексея Майевича (Фёдорова), зонд для электромагнитного каротажа скважин, первый выпуск стенгазеты «Якутский мерзлотовед», исторические фотоальбомы и некоторые книги. Своё воплощение в рамках Нулевой Арктической биеннале современного искусства частично нашли идеи основоположника мерзлотоведения Михаила Ивановича Сумгина (18731942 гг.). Он предлагал создать музей в толще вечной мерзлоты и хранить

Дом культуры «ГЭС-2», где проходила выставка «Индекс подобия»

Трансляция экспозиции «Цвет вечной мерзлоты» в арт-резиденции Нулевого Арктического биеннале (1-4 декабря 2016 г.).

Фото Ивана Баркова

там генетический материал и наиболее ценные документы. Как посвящение этой идее, в подземной лаборатории Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова Сибирского отделения РАН в 2016 г. была организована выставка «Цвет вечной мерзлоты». На глубинах 5, 10 и 12 метров были выставлены картины художника-живописца, члена Московского союза художников Ирины Филатовой, выполненные в технике станковой живописи. На них изображены портреты российских и якутских учёных - пионеров учения о вечной мерзлоте. Видео-

трансляция экспозиции из подземной лаборатории в режиме реального времени велась в арт-резиденции.

Придя на выставку «Индекс подобия», посетители оказываются в тотальной видеоинсталляции. Каждый получает наушники и остаётся с произведениями наедине. Этот весьма актуальный язык современных выставок отвечает запросам общества на сложные вопросы бытия в непростые времена, и многие находят здесь ответы. Архитектура выставочного пространства проекта отвечает принципам вторичного использования, поэтому в основу некоторых конструкций для «Индекса подобия» легли материалы из предыдущих проектов «ГЭС-2». Таким образом, Дом культуры делает первые шаги к более экологичному подходу в экспозиционном дизайне.

Основным посылом выставочного пространства является идея о том, что вечная мерзлота (по-юкагирски «йоссо») в этой кураторской инсталляции предстаёт как ключ к пониманию отношений подземного и надземного миров, как феномен на пересечении разных систем знания. «Йоссо» - это масштабная сложносочинённая инсталляция, которая включает работы современных художников, архивные материалы и предметы из нехудожественных музеев. Плавно скользя между различными сюжетами - природными явлениями, научными деятелями, традиционными практиками и антропологическими представлениями, проект охватывает широкий круг тем, связанных с вечной мерзлотой в её разнообразных проявлениях и измерениях - мифологических, утилитарных, научных. Архитектурное решение обновлённой и расширенной инсталляции обыгрывает

Открытие выставки.

Слева направо: Розалия Иванова - консультант выставки, Дария - медиатор выставки, Елена Васильева - куратор выставки

В открытии выставки принимала участие Людмила Павловна Мельникова, которая была лично знакома с М. И. Сумгиным и даже называла его дедушкой

Экспонаты Музея истории изучения вечной мерзлоты Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН на выставке

формы криогенного (то есть сформированного подземными льдами) рельефа и представляет собой символический ландшафт, в том числе звуковой.

Со слов куратора выставки, сотрудницы лаборатории комплексных культурных исследований Арктики и Центра современного искусства г. Якутска Елены Васильевой, этот проект является как научным, так и художественным. Большую часть смысловой нагрузки и основу концепции составляют эксклюзивные артефакты, материалы и непосредственное участие Музея истории изучения вечной мерзлоты ИМЗ СО РАН в качестве консультанта.

Вечная (а вернее, многолетняя) мерзлота находится под землей. Для человека этот странный мир оказывается и субъектом и объектом: определяя формы жизни людей, в то же время он служит источником ресурсов и объектом научного изучения. Существуют четыре возможных подхода к многолетней мерзлоте - языческое одушевление подземного мира, потребительское отношение к нему как к «недрам», поэтическое (художественное) воспевание и научный дискурс. Но между этими позициями нет жёсткого разделения: субъекти-

вация окружающего мира в язычестве обеспечивает традиционное рациональное природопользование, а реальная объективная наука часто вырастает из утопических грёз, как, например, у М. И. Сумгина о «подземном музее вечности». О многом говорят экспонаты из нашего музея - в частности, геофизический зонд для электромагнитного каротажа скважин, первый выпуск стенгазеты «Якутский мерзлотовед», книги, написанные на заре становления науки и т.д. Для этих предметов придуманы специальные подиумы, имитирующие «бул-гунняхи» - бугры с ледяным ядром, которые образуются при пучении грунта под гидростатическим давлением подземных вод. Рядом с ними на стене размещены работы современных якутских художников Бориса Осипо-ва, Михаила Старостина и Антонины Шадриной.

«Булгунняхам» противопоставлена низкая горизонтальная форма в центре. Это образ археологических раскопок, как стремления науки проникнуть вглубь Земли и культуры. На их поверхности находятся «алаасы» -овальные ложбины с озёрами. Они возникают при выта-ивании подземных льдов, когда вода высвобождается из толщи мёрзлых пород и выходит на поверхность.

Видеопроекции в нишах задуманы как чаши протаивания вечной мерзлоты

Место водной глади занимают видеопроекции: фильм Григория Кабалова «Победитель льдов» (1934 г.), архивная подборка материалов о Якутской научно-исследовательской мерзлотной станции (1948, 1952, 1955, 1958 гг.) и работа художницы Алины Федотовой «Вглубь» (2016-2024).

«Раскопки» с «алаасами» - это своеобразный интерфейс между подземным и надземным мирами: первые проникают в подземелье, одновременно уничтожая его, а вторые туда просто ведут. Ведь многолетняя мерзлота - хтонический образ вечности, часть сакральной вертикали, связывающей подземные глубины с космосом.

На многих языках, включая русский и якутский, слово «земля» - женского рода. Её глубины таят в себе богатства, которые нужно завоевать, как мужчина в традиционных индоевропейских культурах завоёвывает женщину. Этим заняты первопроходцы-геологи, учёные-мерзлотоведы, богатыри из якутского эпоса Олонхо, шаманы. Отправляясь в подземный мир в поисках души больного человека, шаманы должны исполнить особое песнопение и вылететь через окно земли в мир небесных божеств. Только так они смогут вернуть душу к жизни и дать ей новое дыхание («тыын»). Если перевернуть этот образ, получится, что вечная мерзлота является не только объектом изучения и проникновения. Её существование обнажает реальность за пределами мира человеческих смыслов, которую поэтически описал мерзлотовед, кандидат геолого-минералогических наук Н. И. Шендер:

О мирозданье бьётся человек, Он весь во власти поисков и странствий, Он взор пытливый устремляет вверх, Где всё смешалось - время и пространство. А мы свой взор стремим всё больше вниз, Где лёд сковал пространство-время в камень, Следы эпох прошедших Север-Сфинкс Оставил нам в наследство иль на память. Здесь холод - царь, единственный кумир, Здесь много действий, всяческих событий. Для нас, учёных, этот мёрзлый мир -Мир сказок, тайн, загадок и открытий. Мы в нём живём, мы дышим им всегда И, как в любимой, в нём души не чаем, Его сонет, симфонию из льда Мы слышим, пишем, видим, изучаем. А все во все ценили времена Талант в науке, долг и постоянство... Созвучны гимну наши имена В истории, во времени, в пространстве1.

Рядом с линзами «алаасов» находится проект якутской арт-группы «Архетип», выстраивающий связь между современными художественно-исследовательскими практиками и архаичными женскими ритуалами через тему глины, «земной плоти» и звука. А Йэн Сур в работе «Уулларыы» (так называется «протаивание» -то есть процесс, происходящий с мёрзлым грунтом, когда тает подземный лёд) связывает трансформацию родной якутской земли с колониальной эксплуатацией через собственные телесные ощущения2.

Гендерная бинарность Востока и Запада, свойственная ориентализму, сегодня проецируется не только на локальное и глобальное, но и на подземное и надземное. А таяние вечной мерзлоты в ходе глобального потепления ведёт к преображению существующих ландшафтов и формированию новых.

«В первую очередь мы хотели, чтобы те, кто придёт на выставку, почувствовали различия и сходство художественных и научных приёмов, исследовательского подхода в изучении ландшафта, характерного для большей части Якутии, поняли, как он меняется со временем. Тема вечной мерзлоты - глобальная и влияет на всю экосистему. Что есть Земля, как мы её понимаем, что в ней скрыто, какие она таит в себе угрозы - на эти вопросы пытаются ответить наши художники. Половина территории России занята вечной мерзлотой. Сейчас мы живём в ситуации, когда происходят сильные экологические изменения. Они очень тонкие, неочевидные, незаметные для глаз, но они, в любом случае, формируют повестку будущего», - объясняет куратор проекта «Йоссо: вечная мерзлота» Елена Васильева3.

1 Не наукой единой / Отв. ред. В. В. Шепелёв; Рос. акад наук, Сиб. отд-ние ; Ин-т мерзлотоведения им. П. И. Мельникова. -Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2010. - 221 с.

2 Романова, Е. Н. Йоссо: вечная мерзлота : буклет / Yosso: Permafrost» / Е. Н. Романова, Д. Н. Замятин, Е. И. Васильева // Лаборатория геокультурных исследований. - Москва: V-A-C, 2024. - 8 с.

3 https://snob.ru/art/indeks-podobiia-uroki-radosti-i-boli-niti-sudby-karty-istorii-ekskursiia-po-trem-novym-vystavkam-v-ges-2/

Термин «Индекс подобия» создан учёными. Под ним подразумевается величина, с помощью которой определяется уровень пригодности планеты для проживания людей. В названии выставочного проекта он метафоричен. Кураторы предлагают взглянуть на нашу планету с точки зрения её истории, культуры и ресурсов. Для библиотеки «ГЭС-2» они собрали коллекцию, где особенное внимание уделено книгам и периодическим изданиям о Якутии, её природе и истории исследования вечной мерзлоты. На полках библиотеки представлены, например, один из выпусков журнала «Наука и техника в Якутии», художественно-научная книга Н. А. Вельминой (автора бюста С. И. Сумгина) «Ледяной сфинкс», посвящённая нелёгкому труду учёных, бьющихся над загадками вечной мерзлоты, и биография «Академик Мельников Павел Иванович». Эти работы повествуют о научных и художественных достижениях Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН.

Библиотека в Доме культуры «ГЭС-2» ориентирована на сопровождение выставок, проходящих в стенах здания

Мониторинг ,, вечной ч ы щипать '7,

основы мерзлотоведения

Мониторинг вечной мерзлоты / А. В. Брушков и др. - Москва : Академический проект, 2024. - 463 с. + 48 с. цв. вкл.

Территория вечной мерзлоты занимает до 65 % площади России. Влияние криолито-зоны на формирование экологической и экономической обстановки при недропользовании и промышленном освоении является определяющим. Однако, несмотря на чувствительность криолитозоны при недропользовании, строительстве и эксплуатации промышленных и гражданских объектов, создании рекреаций и т. п., до сих пор не существует государственной программы комплексного её изучения.

Книга посвящена изучению этой проблемы - созданию государственной системы мониторинга состояния криолитозоны. Также в книге рассмотрены снижение рисков её экономического освоения, предупреждение развития опасных мерзлотных (криогенных) процессов и экологических угроз и сохранение криогенных ресурсов, охрана окружающей среды.

Работа адресована студентам высших учебных заведений на направлениях геокриологического и экономического образования, учёным-геокриологам, экономистам, специалистам органов регионального и местного управления, а также всем тем, кто интересуется развитием арктических территорий нашей страны.

Основы мерзлотоведения : учебник для вузов / А. В. Брушков и др. -Москва : Академический проект, 2024. - 190 с.

Учебник с большим количеством цветных иллюстраций, схем, графиков предназначается для изучения и преподавания геокриологии в университетах (по направлению «Гидрогеология и инженерная геология»), в геологоразведочных, горных и строительных вузах. Наряду с этим, несомненно, он будет полезен для широкого круга геологов научно-исследовательских и производственных организаций, а также инженерно-технических работников проектно-изыскательских, строительных и горных предприятий.

Учебник предназначен для курса «Геокриология» студентов геологического факультета МГУ.

Рекомендуется для использования в учебном процессе при подготовке студентов и аспирантов геологических и географических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.