Научная статья на тему 'Йемен: общая характеристика развития государства в условиях политического конфликта'

Йемен: общая характеристика развития государства в условиях политического конфликта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / политический конфликт / Южный и Северный Йемен / уровень жизни граждан / socio-economic development / political conflict / Southern and Northern Yemen / standard of living of citizens

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньков В. Ф., Альдахери А. А. А., Альаруси З. М. М.

В статье анализируется состояние социально-экономического уровня жизни в Йемене в условиях политических конфликтов, связанных с наличием противоречий между Югом и Севером государства. Объединенные в конце XX в., Южный и Северный Йемен, даже спустя 20-летний период не смогли стать фактически единым государством, что значительно влияет на качество и уровень жизни граждан и развитие государства в целом. При этом, именно конфликтная ситуация оказывает влияние на невозможность достижения устойчивого развития и становления государства как единого арабского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yemen: General Characteristics of the Development of the State in Conditions of Political Conflict

The article analyzes the state of the socio-economic standard of living in Yemen in the context of political conflicts associated with the existence of contradictions between the South and the North of the state. United at the end of the XX century, South and North Yemen, even after a 20-year period, could not actually become a single state, which significantly affects the quality and standard of living of citizens and the development of the state as a whole. At the same time, it is the conflict situation that influences the impossibility of achieving sustainable development and the formation of the state as a single Arab state.

Текст научной работы на тему «Йемен: общая характеристика развития государства в условиях политического конфликта»

ЙЕМЕН: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Пеньков В.Ф., Альдахери А.А.А., Альаруси З.М.М. -

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-57-61 УДК: 321.01 ГРНТИ: 11.15 EDN: ZESPSB

Йемен: общая характеристика развития государства в условиях политического конфликта

В.Ф. Пеньков1 ©, А.А.А. Альдахери1, а ©, З.М.М. Альаруси2, b ©

1 Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация

2 Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется состояние социально-экономического уровня жизни в Йемене в условиях политических конфликтов, связанных с наличием противоречий между Югом и Севером государства. Объединенные в конце XX в., Южный и Северный Йемен, даже спустя 20-летний период не смогли стать фактически единым государством, что значительно влияет на качество и уровень жизни граждан и развитие государства в целом. При этом, именно конфликтная ситуация оказывает влияние на невозможность достижения устойчивого развития и становления государства как единого арабского государства.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, политический конфликт, Южный и Северный Йемен, уровень жизни граждан

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Пеньков В.Ф., Альдахери А.А.А., Альаруси З.М.М. Йемен: общая характеристика развития государства в условиях политического конфликта // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 57-61. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-57-61. EDN: ZESPSB

V_/

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-57-61

Yemen: General Characteristics of the Development of the State in Conditions of Political Conflict

V.F. Penkov1 ©, A.A. Aldakheri1' 3 ©, Z.M.M. Alarusi2' b ©

1 Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation

2 Ural Humanitarian Institute of the Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the state of the socio-economic standard of living in Yemen in the context of political conflicts associated with the existence of contradictions between the South and the North of the state. United at the end of the XX century, South and North Yemen, even after a 20-year period, could not actually become a single state, which significantly affects the quality and standard of living of citizens and the development of the state as a whole. At the same time, it is the conflict situation that influences the impossibility of achieving sustainable development and the formation of the state as a single Arab state.

Key words: socio-economic development, political conflict, Southern and Northern Yemen, standard of living of citizens

FOR CITATION: Penkov V.F., Aldakheri A.A., Alarusi Z.M.M. Yemen: General Characteristics of the Development of the State in Conditions of Political Conflict. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 57-61. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-00922023-13-5-57-61. EDN: ZESPSB

V_/

ВВЕДЕНИЕ

Финансирование развития остается одной из основных проблем, с которыми сталкиваются все страны, особенно развивающиеся и наименее развитые, учитывая огромную проблему, которую оно создает для планов и программ развития, особенно в условиях нехватки ресурсов, необходимых для реализации этих планов и программ, направленных на достижение различных экономических и социальных целей и повышение уровня жизни государств [7].

Растущий дефицит финансирования в этих странах делает их уязвимыми и нуждающимися в ресурсах и сбережениях других.

Постоянно расширяющиеся международные отношения между различными странами, интеграция в мобилизации ресурсов и удовлетворении потребностей в финансировании для достижения более высоких уровней экономической безопасности для разных народов [2].

На фоне общего понимания международной системой, представленной различными международными учреждениями и глобальными финансирующими учреждениями, социальной ответственности, а также международного партнерства для достижения целей устойчивого развития.

Система Организации Объединенных Наций приняла в своих программах развития и руководящих указаниях для развивающихся и менее развитых стран набор стратегий, технологий, инструментов, операций и средств, разработанных для поддержки создание национальных финансовых структур в сотрудничестве с органами по устойчивому развитию в рамках Группы Организации Объединенных Наций с целью преодоления барьеров на пути развития и мобилизации ресурсов, сбережений, местных и международных инвестиций для финансирования планов и программ устойчивого развития1.

Процесс развития предполагает определенные предпосылки, включая создание благоприятных условий для привлечения сбережений других, в основном внешних, для обеспечения надлежащих гарантий и позитивной рабочей среды. Это может включать в себя достаточные государственные источники финансирования для удовлетворения потребностей в финансировании инвестиций и производстве, а также поиск новых механизмов, которые обеспечили бы доступ к финансированию устойчивого развития, к чему стремится большинство стран.

1 Круз К. Роль ОАЭ в обзоре международной политики Йемена.

URL: https://intpolicydigest.org/2018/03/20/ (дата обращения:

10.06.2023).

58

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 5. 2023

Пеньков В.Ф., Альдахери А.А.А., Альаруси З.М.М. -

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках проведения данного исследования применены такие общенаучные и частные методы исследования, как: анализ, синтез информации, обобщение, актуализация.

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЙЕМЕНЕ

В Йемене дефицит финансирования развития заметно увеличился в результате войны и конфликта, которые объясняются главным образом совокупными потерями ВВП на общую сумму около 126 млрд долларов США. Это помимо базовых потребностей в восстановлении, которые оцениваются в 20-25 млрд долларов США (оценки Всемирного банка) для 12 оцененных секторов и 16 городов2.

Однако следует подчеркнуть, что эти оценки не являются полными и не охватывают города, не говоря уже о других косвенных ущербах, включая дезинтеграцию государственных институтов и социальной структуры, что требует всесторонней оценки ущерба с конца 2014 г. по настоящее время, чтобы составить более всеобъемлющие и точные оценки потребностей в восстановлении.

Таким образом, эта версия Бюллетеня YSEU является дополнением к выпуску и посвящена освещению основных приоритетов восстановления. На протяжении всего этого выпуска мы будем рассматривать наиболее важные аспекты финансирования развития в Йемене, в том числе во время войны на разных этапах, а также контексты и структуру привлечения иностранного финансирования, сферы использования, основные источники в период 1990-2021 гг., вызовы, с которыми сталкивается Йемен при получении доступа к иностранной помощи, с одной стороны, и проблемы, препятствующие использованию определенных источников финансирования [10].

Также представлены некоторые политические предложения и действия, которыми можно руководствоваться для улучшения управления зарубежной помощью и внешним финансированием и их использования для достижения целей развития и усиления потенциала финансирования, включая мобилизацию различных местных ресурсов, особенно сбережений частного сектора, в рамках местных и международных партнерств в области развития для продвижения процесса национального развития.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ЙЕМЕНЕ

Йеменская Республика проводит экономическую политику, основанную на рыночных механизмах, повышая уровень вклада частного сектора в экономику, переопределяя роль государства в экономической деятельности таким образом, чтобы роль государства стала корректирующей и надзорной, работая над

2 Айсен А., Вейга Ф.Дж. Приводит ли политическая нестабильность к росту инфляции? // Международный валютный фонд. URL: https://doi.org/10.5089/9781451860689.001 (дата обращения: 15.06.2023).

установлением правовых норм и институциональным строительством, устраняя препятствия, с которыми сталкивается частный сектор, обеспечивая экономическую стабильность и поощряя развитие частного сектора3.

В дополнение к реализации программы приватизации, направленной на расширение сфер экономической деятельности и привлечение национального и иностранного капитала.

Йемен рассматривается как перспективная страна со значительными природными экономическими выгодами и ресурсами, где есть много богатств и преимуществ, которые еще не были экономически освоены, особенно в области различных полезных ископаемых (нефть, газ и полезные ископаемые) в дополнение к рыбным богатствам, и среднегодовые темпы роста экономики Йемена составляют 10-18% в текущих ценах, в то время как этот показатель рассчитывается по фиксированным ценам в том же году [6].

Современный Йемен был образован в 1990 г. путем объединения двух разных государств - Южного и Северного Йемена. Однако, объединение не привело к улучшению экономической и политической ситуации в стране. В Йемене происходит вложение значительного количества средств в армию и проведения военных операций, что значительно снижает ее бюджет. Это, в свою очередь, приводит к недостатку средств для проведения реформ и инвестиций в экономику страны.

Экономика Йемена зависит от экспорта нефти, что делает ее уязвимой к колебаниям цен на этот товар. В стране также существуют проблемы с коррупцией и отсутствием инфраструктуры, которые препятствуют развитию бизнеса и привлечению иностранных инвесторов.

Специфической чертой Йемена является высокий уровень беженцев и внутреннего перемещения населения, вызванный политическими конфликтами и войнами. Это также оказывает серьезное влияние на экономическое развитие и становление любых попыток модернизации и реформирования экономики страны [11].

Несмотря на все эти проблемы, есть надежда, что Йемен все же сможет достичь устойчивого развития в будущем, путем проведения длительных реформ, роста инвестиций и обеспечения мира и стабильности в стране.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕДИЦИНЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

В Йемене выращиваются такие культуры, как кофе, хлопок, табак, индийское ореховое дерево, фрукты (в том числе манго, бананы и лимоны), а также известный южный йеменский портовый кофе. Животноводство включает в себя коз и овец, а также некоторое количество крупного рогатого скота и верблюдов. Пчеловодство также является важной отраслью.

3 Социально-экономические новости Йемена. URL: https:// reliefweb.int/report/yemen/yemen-socio-economic-update-issue-73-june-2022-enar (дата обращения: 10.06.2023).

Одним из основных проблем, с которыми сельскохозяйственный сектор сталкивается в Йемене, является финансовая нестабильность. Из-за войны в стране, правительство тратит большую часть своих финансовых ресурсов на военные нужды, что затрудняет выделение необходимых средств на сельское хозяйство. Кроме того, неполадки в инфраструктуре, налоговые проблемы, бюрократические процедуры и отсутствие доступа к кредитам также создают трудности для развития сельскохозяйственной отрасли.

Многие медицинские учреждения в Йемене работают на минимальном уровне. Больницы и поликлиники не имеют достаточного количества медицинского оборудования и квалифицированного персонала. Кроме того, доступность медицинской помощи ограничена географическими и экономическими причинами. Многим жителям далеко до ближайшей больницы, а услуги частных клиник слишком дорогие [4].

Образовательная система в Йемене также мало развита. Большинство школ работают на плохом уровне, в частности в сельских районах. Много детей не имеют доступа к образованию, особенно девочки. Образование страдает из-за отсутствия квалифицированных учителей и недостатка финансирования.

Таким образом, для улучшения медицинского и образовательного обслуживания в Йемене необходима помощь иностранных правительств и организаций. Благотворительные организации и международные организации могут оказывать поддержку в деле поставки оборудования и материалов.

Важно также поддерживать кадры, обеспечивая персонал квалифицированными учителями и медработниками [2].

Дороги и мосты в Йемене имеют высокий уровень износа, особенно в отдаленных районах. Система водоснабжения и канализации непригодна для использования и представляет угрозу для здоровья. Электроснабжение нерегулярно и ненадежно. В некоторых районах объявлено чрезвычайное положение из-за нехватки питьевой воды.

Большинство школ и медицинских учреждений в Йемене нуждается в ремонте и модернизации. Война в стране привела к разрушению многих зданий, включая инфраструктуру связи и телекоммуникаций.

Инфраструктура Йемена нуждается в существенных инвестициях и реформах, чтобы обеспечить необходимые услуги для населения. Однако долговременные решения могут быть недоступны до тех пор, пока конфликт продолжается.

Существует непонимание международным сообществом структуры йеменского общества. Таким образом, они участвуют в ухудшении ситуации. Международные организации и исследовательские центры отмечают, что политическая нестабильность в таких формах, как войны и этнические и религиозные конфликты, затрагивает страну. Однако они упускают из виду один из наиболее важных показателей, связанных с прямым и косвенным вмешательством в дела суверенной страны со стороны других стран в целях экономической экспансии и разграбления экономических ресурсов [11].

ВЫВОДЫ

Резюмируя проведенное исследование, нами выделены ряд рекомендаций, касающихся достижения оптимального социально-экономического развития в Йемене, учитывая текущие условия, в которых развивается Йемен.

В первую очередь отмечается, что стабильность и мир являются предварительными условиями для экономики и развития. Ситуация в Йемене сложная, там гражданская война и война с коалицией в-третьих, странах, представленных Саудовской Аравией. Следовательно, мирная модель должна учитывать это и включать все стороны, вовлеченные в конфликт, в ходе мирных дискуссий.

Также необходимо отметить, что в Йемене все воюющие вооруженные группировки должны иметь возможность для объединения и подписания мирного договора с последующим роспуском всех вооруженных сил и под контролем международных наблюдателей.

Сами йеменцы должны признать, что единственный способ для йеменцев на севере и юге восстановить государство и стабильность - обратиться к секуляриз-му, чтобы освободиться от автократии и мошенничества религиозных групп и избавиться от автократических правителей [12].

Директивные органы должны на местном и международном уровнях рассмотреть всеобъемлющую модель мира в стране с включением всех эффективных групп, чтобы гарантировать постоянный мир.

Мирный план, который подразумевает изъятие оружия у группировок при одновременном продолжении постепенного изъятия оружия у населения, поскольку оружие является одной из причин конфликта. По мирному плану предстоит проведение ряда мероприятий:

• введение в школьную программу предмета «История страны» и преподавание ее будущим поколениям;

• введение уголовной ответственности за коррупцию и взяточничество, особенно в международном масштабе, считая это предательством, заслуживающим смертной казни;

• недопустимость снисхождения ко всем тем, кто нарушает закон или нападает на государство с помощью денег или людей, применяя к таким людям самые суровые наказания и максимальную скорость, без колебаний, при исполнении закона;

• укрепление судебной системы и системы безопасности и сотрудничество между ними;

• восстановление роли частного сектора в укреплении экономики посредством политики и процедур, облегчающих и активизирующих роль частного сектора в создании рабочих мест и доходов, в противном случае ни правительство, ни частный сектор не должны оставаться без соответствующей поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Война должна быть прекращена, потому что Йемен является жертвой войны между крупными игроками. Должен быть крупный национальный инвестиционный проект под контролем иностранных и местных опытных экспертов, особенно йеменских иммигрантов из-за войны.

60

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 5. 2023

Пеньков В.Ф., Альдахери А.А.А., Альаруси З.М.М. -

ЛИТЕРАТУРА

1. Алесина А., Озлер С., Рубини Н., Свагель П. Политическая нестабильность и экономический рост//Журнал экономи-ческогороста. 2018. № 1 (2). С. 189-211.

2. Альмутавакель Ю.Ю. Социальная рыночная экономика в Йемене // Социальная рыночная экономика. 2020. № 4. С. 283-289.

3. АльфароЛ.,Калемли-Озкан С.,ВолосовичВ. Почему капитал не перетекает из богатых стран в бедные? // Эмпирическое исследование. Обзор экономики и статистики, 2020. № 90 (2). С. 347-368.

4. Буссе М., Хефекер С. Политический риск, институты и прямые иностранные инвестиции // Европейский журнал политической экономии. 2019. № 23 (2). С. 397-415.

5. Гельман А., Хилл Дж. Анализ данных с использованием регрессионных и многоуровневых иерархических моделей // Издательство Кембриджского университета. 2019. №3(2). С. 187-193.

6. Джонг-А-Пин Р. Об измерении политической нестабильности и ее влиянии на экономический рост//Европейский журнал политической экономии. 2021. № 25 (1). С. 15-29.

7. Солсбери П. Йемен и саудовско-иранская «холодная война» Ц Королевский институт международных отношений. 2019. С. 155-167.

8. Солсбери П. Южане Йемена видят надежду в восстании хуситов в Аль-Джазире // Журнал научных исследований. 2021. №8(4). С. 123-129.

9. Хилл Г., Ноннеман Г. Йемен, Саудовская Аравия и государства Персидского залива: элитная политика, уличные протесты и региональная дипломатия // Чатем-хаус. 2019. № 12(2). С. 431-437.

REFERENCES

1. AlesinaA., OzlerS.,RoubiniN.,SvagelP. Political instability and economic growth. Journal of Economic Growth. 2018. No. 1 (2). Pp. 189-211.

2. Almutavakel Yu.Yu. Social market economy in Yemen. Social MarketEconomy. 2020. No. 4. Pp. 283-289.

3. Alfaro L., Kalemli-Ozkan S., Volosovich V. Why does capital not flow from rich countries to poor ones? Empirical Research. Overview of Economics and Statistics. 2020. No. 90 (2). Pp. 347-368.

4. Busse M., Hefeker S. Political risk, institutions and foreign direct investment. European Journal of Political Economy. 2019. No. 23(2). Pp. 397-415.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gelman A., Hill J. Data analysis using regression and multilevel hierarchical models. Cambridge University Press. 2019. No. 3(2). Pp. 187-193.

6. fong-A-Pin R. On the measurement of political instability and its impact on economic growth. European Journal of Political Economy. 2021. No. 25 (1). Pp. 15-29.

7. Salisbury P. Yemen and the Saudi-Iranian "Cold War". Royal Institute oflnternationalRelations. 2019. Pp. 155-167.

8. Salisbury P. Southerners of Yemen see hope in the Houthi uprising in A1 Jazeera. Journal of Scientific Research. 2021. No. 8(4). Pp. 123-129.

9. Hill G., Nonneman G. Yemen Saudi Arabia and the Gulf States: Elite politics, street protests and regional diplomacy. Chatham House, 2019. No. 12 (2). Pp. 431-437.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 79,09%

Рецензен т: Хабаров И.А., кандидат политических наук, доцент; руководитель; Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Тамбовской области»

Статья поступила в редакцию 18.08.2023, принята к публикации 13.09.2023 The article was received on 18.08.2023, accepted for publication 13.09.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Пеньков В.Ф., доктор политических наук, профессор; профессор, кафедра «Теория и история государства и права»; Тамбовский государственный технический университет; Тамбов, Российская Федерация

Альдахери А.А.А., аспирант, кафедра «Теория и история государства и права»; Тамбовский государственный технический университет; Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Альаруси З.М.М., аспирант, кафедра «Политические институты, процессы, технологии»; Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина; Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

V.F. Penkov, Doctor of Political Sciences, Professor; Professor, Department of Theory and History of State and Law; Tambov State Technical University; Tambov, Russian Federation

A.A.A. Aldaheri, graduate student, Department of Theory and History of State and Law; Tambov State Technical University; Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Z.M.M. Al-Arosi, graduate student, Department of Political Institutions, Processes, Technologies; Ural Humanitarian Institute of the Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: zakariahamdan381@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.