Научная статья на тему 'Языковые средства самопрезентационного дискурса'

Языковые средства самопрезентационного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
806
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ДИСКУРС / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Ирина Александровна

Предлагаемая статья посвящена вербальной самопрезентации в трёх контекстах: дискурсе трудоустройства, шоуи интернет-дискурсе. Автор намечает спектр языковых средств создания положительного образа в различных дискурсивных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковые средства самопрезентационного дискурса»

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 81.42

ИринаАлександроена Медведева

Челябинский государственный университет

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИОННОГОДИСКУРСА

Предлагаемая статья посвящена вербальной самопрезентации в трёх контекстах: дискурсе трудоустройства, шоу- и интернет-дискурсе. Автор намечает спектр языковых средств создания положительного образа в различных дискурсивных обстоятельствах.

Ключевые слова: самопрезентация, самопрезентационный дискурс, дискурс-анализ, языковые средства.

Одной из главных характеристик человека в процессе коммуникации является его имидж - образ, формируемый в сознании адресата и влияющий на эффективность речевого взаимодействия. Феномен имиджа и его конструирования активно исследовался как зарубежными, так и отечественными учеными: Г. В. Бороздиной, И. Гоффманом, Ю. М. Жуковым, О. С. Иссерс, Е. Б. Михайловой, Е. А. Соколовой-Бауш, Р. Чалдини, В. М. Шепелем и др.

В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором осуществляется самопрезентация, можно выделить самоподачу в политике, в бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д. Эти варианты самопредъявления различаются как по содержанию и механизмам формирования, так и по формам вербального проявления. Каждая из этих форм зависит от ситуации, в которой реализуется процесс самоподачи. Самопрезентация -это коммуникативное явление, имеющее множество вариаций с точки зрения содержания, стратегий, вербальных техник и т. д. По мнению И. С. Шевченко, наличие и степень вариативности самопрезентации личности в общении есть результат взаимодействия внешних, ситуативных и внутренних, индивидуально-личностных детерминант [14].

При изучении условий эффективной самопрезентации существенную роль играет контекстный подход. По определению В. М. Шепеля, контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты не должны противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики [15. С. 57]. Так, самоподача в ситуации трудоустройства будет существенно отличатся от самоподачи в условиях конкурсного шоу. Каждый из перечисленных вариантов самопредъявления можно рассматривать как один из видов дискурса самоподачи - совокупности текстов, взятых в событийном аспекте, в которых личность презентует себя, стремясь произвести позитивное впечатление на собеседника, для решения своих задач.

Поиск и оценка вербальных моделей самоподачи в конкретной ситуации предполагает обращение к теории дискурса и дискурс-анализа как к инструментам исследования текста, помещенного в коммуникативный контекст (Н. Д. Арутюнова, В. В. Богданов, М. Я. Дымарский, М. Л. Макаров, А. Ю. Маслова, Н. И. Формановская и др.). Исследование языковых средств в этом случае сводится к выявлению особенностей функционирования и определению их эффективности для конкретных коммуникативных случаев.

© И. А. Медведева, 2013.

Цель данной статьи - представить отдельные результаты исследования языковых средств создания положительного образа человека и речевых моделей поведения людей в момент самопрезентации.

Базу исследования составили 400 самопрезентаций из различных коммуникативных сред: дискурс трудоустройства (резюме студентов, 100 человек, средний возраст 21 год, 67 % женщины); виртуальный дискурс (личные странички пользователей блогов и социальных сетей, 200 человек, 60 % мужчины, средний возраст 25 лет), шоу-дискурс (резюме конкурсантов шоу «Мисс Студенчество», 100 человек, женщины средний возраст 19 лет).

Сопоставление самопрезентационных текстов в трёх исследуемых дискурсах позволило выделить некоторые особенности языковых средств самоподачи в каждом из них.

Самопрезентация в ситуации трудоустройства направлена на создание образа профессионала, который сможет вписаться в систему определенных деловых взаимоотношений, проявить себя как инициативная личность, способная предложить конструктивные решения рабочих вопросов. Нами были выявлены следующие дискурсивные характеристики профессиональной самоподачи: неличный характер самоописания, ориентация на определенность социального положения, на актуальность и информативность, а также на потенциал личности; установка на сотрудничество, деликатность, официальный стиль и на стандартизированность.

Каждая из дискурсивных особенностей имела свои языковые маркеры: 1) неличный характер самопрезентации в данном контексте обнаруживал себя в отсутствии форм глагола 1-го и 2-го лица и соответствующих личных местоимений {Дляработы верстальщиком требуется терпение... оно у меня имеется]; 2) ориентация на определенность социального положения находила выражение в употреблении существительных со значением профессии или социальных характеристик {Я бы хотела устроиться на работу в газету журналистом; Занимаю должность профорга]; 3) ориентация на актуальную информацию проявлялась в том, что в основе самоподачи, как правило, лежали глаголы в форме настоящего времени, подкрепленные наречием сейчас {Сейчас я учусь в педагогическом университете на филологическом факультете; В настоящее время не замужем]; 4) ориентация на создание позитивного имиджа была заметна в трансляции достижений, ценностных предпочтений говорящего, его жизненных принципов (здоровый образ жизни), в выражении положительной оценки профессиональных и личностных качеств {Коммуникабельный человек, терпимый к другим людям; Веду здоровый образ жизни; Мастер спорта по бальным танцам - в перспективе на 2011 год]; 5) ориентация на потенциал выражалась в частом применении семы «мочь» {Я могу найти общий язык хоть с кем, если нужно.]; 6) установка на сотрудничество проявлялась в том, что самопрезентация чаще выстраивалась вокруг семантической категории «Социальное»: респондентам важно было показать, что они смогут вписаться в систему деловых взаимоотношений [... Стараюсь качественно выполнять указания, доводить до конца любое дело;Ямогу найти общий язык хоть с кем, если нужно.]; 7) установка на деликатность самоописания получала выражение в частом использовании глагола в сослагательном наклонении {Я бы хотела работать редактором в газете]; 8) ориентация на официальный стиль была заметна в том, что в профессиональной самоподаче господствовали факт, объективное описание личности с указанием точных дат (годы обучения, опыт работы), наименований (вуз, организация, город и т. д.), вербализация целей {Закончила Челябинский государственный педагогический университет, филологический факультет; Хотела бы устроиться в вашу газету редактором]; 9) стремление к информативности и точности самоподачи выражалось в активном использовании потенциала числительных и лаконичных синтаксических конструкций (простые неосложненные предложения, прямой порядок слов) {Занимаюсь продажами с 2002 года. Сферы: реклама, 1Т, металлопрокат, консал-

тинг]; 10) установка на стандартизированность описания подтверждалась широким употреблением шаблонных оборотов речи («на сегодняшний день», «в области», «обладаю следующими качествами.», «выделить такие качества, как.», «опыт работы», «состоять в должности» и т. д.) {Я обладаю следующими качествами, необходимыми в этом сложном деле: целеустремленность,работоспособность, креативность мышления].

Самоподача в рамках шоу-дискурса ориентирована на создание востребованного публикой образа, как правило, с сильной эмоциональной составляющей, подчеркнутой индивидуальностью или признаками превосходства в чем-либо. Дискурсивные характеристики самоподачи участника шоу: ярко выраженный личностный характер самоописания, установка на уникальность, ориентация на чувственно-эмоциональное восприятие. Языковые маркеры: 1) личностный характер самоописаний проявлялся в интенсивном использовании личных местоимений {.я вечный энерджайзер и мне можно позавидовать. А вообще я большая сладкоежка и, наверное, это мой единственный минус. Я достойна титула «Мисс Студенчество»]; 2) установка на уникальность и превосходство выражалась в использовании лексем с семантикой измерения, прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определительных местоимений с семантикой всеох-ватности, указательных местоимений без конкретизирующих слов, порядкового числительного «первый» (в значении «лучший по каким-либо параметрам»), экспрессивных и акцентирующих частиц {Во всем, чем я занимаюсь, я хочу быть лучшей; Такой, как я больше не существует; Лингвистка? Да; Первое место в городской лингвистической олимпиаде имени Чехова]; 3) установка на доверие проявлялась в употреблении этикетных формул, комплиментов и пожеланий конкурентам, использовании лексемам, обозначающих нравственные и эстетические категории {В каждом из нас есть то, чего нет в других. Вы можете делать то, что не может другой; Все 26 участниц - это уже достойнейшие из достойных]; 4) ориентация на чувственно-эмоциональное восприятие проявлялась в экспрессивной речи участниц, что находило выражение в активном употреблении сравнительных оборотов, эпитетов, олицетворений, риторических вопросов, фразеологизмов с яркой образностью; развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в самопрезентационном тексте способствовала разнообразная тематика метафор (природная, зоологическая, военная, психологическая, персональная и т. д.) и экспрессивный синтаксис (восклицательные и вопросительные предложения, инверсия) {Спортсменка? Танцы, бассейн, фитнесс. Красавица?Несомненно;Жемчужина Урала;Я-это цель/].

В самопрезентации пользователей социальных сетей было замечено две тенденции: одни респонденты стремились создать образ незаурядной личности, свободно выражающей себя, другие - всячески стремились подчеркнуть свою идентичность с потенциальной аудиторией. В результате были выделены следующие дискурсивные особенности самопрезентации интернет-пользователей: установка на самобытность, стремление к свободе самовыражения, ориентация на референтную группу, установка на демократичность и на интерактивность. Языковые маркеры: 1) установка на самобытность, оригинальность проявлялись в особом позиционировании себя по отношению к социуму (позиция «над», «вне»), в использовании оксюморонов, активном обращении к юмору и иронии как основным способам создания образа, языковой игре (каламбуру), словообразовательным возможностям личных существительных (сложные существительные и ду-менативы) {Просто я не всех людей пускаю к себе в душу; Режиссер собственных счастливых моментов; Рад Вас приветствовать в моей комфортной ЖЖ-шечке]; 2) стремление к свободе самовыражения (мнение, эмоции) было заметно в употреблении личных существительных и прилагательных не только с положительной, но и с отрицательной оценкой {Я и ханжа, и еретик в одном лице]; 3) ориентация на референтную группу выражалась в наличии элементов публицистического стиля (риторические вопросы, оценочная лексика); в использовании сленговой лексики и варваризмов {Мое отношение к ре-

кламе. Положительное. Если на меня выливают потоки рекламы телевидение, радио, и даже матюгальник в метро, то чем я хуже;В свободное время стараюсь не пропускать «автомобильные тусовки»;]; 4) установка на демократичность проявлялась в частотном употреблении прилагательных с семантикой «обычный, простой», в использовании разговорной лексики [Обычный житель поселка; Ах, Самара, городок...]; 5) установка на интерактивность была заметна в активном употреблении этикетных формул - техник по налаживаю контакта [Здравствуйте/ Рад приветствовать Вас на своей страничке].

Таким образом, критерии положительного образа человека в различных контекстах, на создание которого направлена самопрезентация, могут существенно отличаться, влияя на выбор языковых средств. Варьируется степень информативности и эмоциональности самоподачи, достоверности и актуальности, предоставляемых сведений о себе, уровень свободы самовыражения, степень раскрытия положительных и отрицательных качеств. Вербальная составляющая самоподачи в разных типах самопрезентационного дискурса определяются интенцией субъекта речи, его установками и параметрами ситуации (место и форма общения, социальные роли участников, их ожидания).

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. Стратегия и тактика речевого поведения [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Прагматические аспекты изучения предложения и текста. - Киев, 1983.

2. Богданов, В. В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты [Текст] / В. В. Богданов. - Л. : Изд-во Ленин. гос. ун-та, 1990.

3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст] / Г. В. Бороздина. - М. : Инфра-М, 1999.

4. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И. Гофф-ман. - М. : КАНОН-ПРЕСС, 2000.

5. Дымарский, М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы Х1Х-ХХ веков) [Текст] / М. Я. Дымарский. - СПб. : СПбГУ, 1999.

6. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетенции в общении [Текст] / Ю. М. Жуков. - М, 1990.

7. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. - М. : ДомКнига, 2006.

8. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров - М. : Гнозис, 2003.

9. Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику [Текст] / А. Ю. Маслова. - СПб. : Наука, 2007.

10. Михайлова, Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. - СПб. : Речь, 2007.

11. Соколова-Бауш, Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте [Текст] / Е. А. Соколова-Бауш // Мир психологии. - 1999. -№3.-С. 132-139.

12. Формановская, Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1998.

13. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб., 2000.

14. Шевченко, И. С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19:00:01: [Текст] / И. С. Шевченко. - Казань, 2002.

15.Шепель, В. Имиджелогия : секреты личного обаяния [Текст] / В. Шепель. - М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 2002.

34

^E^^BHHCKHH ryMAHHTAPHH 2013 № 2 (23)

Bibliography

1. Arutjunova, N. D. Strategija i taktika rechevogo povedenija [Tekst] / N. D. Arutjunova // Pragmaticheskie aspekty izuchenija predlozhenija i teksta. - Kiev, 1983.

2. Bogdanov, V. V. Rechevoe obshhenie: pragmaticheskie i semanticheskie aspekty [Tekst] / V. V. Bogdanov. - L. : Izd-vo Lenin. gos. un-ta, 1990.

3. Borozdina, G. V. Psihologija delovogo obshhenija [Tekst] / G. V. Borozdina. - M.: Infra-M, 1999.

4. Goffman, I. Predstavlenie sebja drugim v povsednevnoj zhizni [Tekst] /1. Goffman. - M. : KANON-PRESS, 2000.

5. Dymarskij, M. Ja. Problemy tekstoobrazovanija i hudozhestvennyj tekst (na materiale russkoj prozy XIX-XX vekov) [Tekst] /M.Ja. Dymarskij. -SPb.: SPbGU, 1999.

6. Zhukov, Ju. M. Diagnostika i razvitie kompetencii v obshhenii [Tekst] / Ju. M. Zhukov. -M, 1990.

7. Issers, O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Tekst] / O. S. Issers. - M. : DomKniga, 2006.

8. Makarov, M. L. Osnovy teorii diskursa [Tekst] / M. L. Makarov - M. : Gnozis, 2003.

9. Maslova, A. Ju. Vvedenie v pragmalingvistiku [Tekst] / A. Ju. Maslova. - SPb. : Nauka, 2007.

10. Mihajlova, E. V. Samoprezentacija: teorii, issledovanija, trening [Tekst] / E. V. Miha-jlova. - SPb. : Rech', 2007.

11. Sokolova-Baush, E. A. Samoprezentacija kak faktor formirovanija vpechatlenija o kom-munikatore i recipiente [Tekst] / E. A. Sokolova-Baush // Mir psihologii. - 1999. - № 3. - S. 132-139.

12. Formanovskaja, N. I. Kommunikativno-pragmaticheskie aspekty edinic obshhenija [Tekst] /N. I. Formanovskaja. - M. : In-trus.jaz. im. A. S. Pushkina, 1998.

13. Chaldini, R. Psihologijavlijanija/R. Chaldini. - SPb., 2000.

14. Shevchenko, I. S. Variativnost' samoprezentacii lichnosti v Internet-obshhenii : av-toreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk: 19:00:01: [Tekst] /1. S. Shevchenko. - Kazan', 2002.

15. Shepel', V. Imidzhelogija : sekrety lichnogo obajanija [Tekst] / V. Shepel'. - M. : Kul'tura i sport: JuNITI, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.