УДК: 373
Белоусова Т.Ф.
к.пед.н., доцент, Южный федеральный университет
Третьяков А.А.
студент, Южный федеральный университет
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Авторы рассматривают актуальный вопрос использования игровых методик в процессе отработки изучаемого языкового материала. В данной статье приводятся примеры языковых игр, которые могут быть использованы при формировании умений и навыков в определенном виде речевой деятельности.
Ключевые слова: цель обучения, игровые методики, языковая игра, разделы языка, формирование речевых навыков.
Школа, представляя собой начальный и основной источник знаний в том числе и английского языка, ставит перед собой своей целью сформировать у учащихся необходимые умения и навыки владения языком. Методики, используемые чуть более десяти лет назад, которые принято считать традиционными, являются в настоящий момент неэффективными. Новые требования к обучению иностранному языку в школе ставят перед учителями, авторами учебников и методистами: задачи разработать такие методы и методики, которые смогли бы способствовать осуществлению базового комплекса упражнений, необходимого для формирования из ученика полноценного пользователя языка. Тем не менее, мы понимаем невозможность кардинальной реструктуризации учебного процесса и методики преподавания иностранного языка в рамках школы.
Одним из выходов в сложившейся ситуации является путь активизации и оптимизации учебного процесса за счет внедрения игровых технологий.
Вопрос использования игровых методик в учебном процессе поднимется в работах многих отечественных педагогов, среди которых работы Эльконина Д.Б., Стронина М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. В частности, Д.Б. Эльконин справедливо отметил тот факт, что игровая деятельность на уроке иностранного языка, организуя процесс взаимодействия учащихся, максимально близко приближает его к естественной коммуникации.
В процессе игры обостряется мыслительная деятельность учащихся, возрастает эмоциональное и умственное напряжение. Необходимость решить ту или иную игровую ситуацию заставляет учеников с головой погрузиться в работу, но что еще более важно, весь процесс игры сопровождается говорением на иностранном языке, тем самым способствует развитию навыков спонтанной, неподготовленной речи [1].
Игра, представляя собой творчество и отдых, не теряет учебно-воспитательной направленности, но более того, делает учебный процесс более качественным и содержательным.
В данной статье авторы сосредоточивают свое внимание на использовании языковых игр на уроке английского языка. Известно, что к языковым играм относятся игры, в процессе которых происходит целенаправленная отработка изученного языкового материала на уровнях лексики и грамматики [2].
С помощью языковых игр создаются условия для развития фонетических, лексических, грамматических и орфографических навыков, а значит, их можно разделить на фонетические, лексические, грамматические и орфографические, каждые из которых преследуют свои цели. Рассмотрим некоторые из них.
Фонетические игры. Цели:
• тренировать учащихся в правильном произношении звуков;
• обучать громкому и отчетливому чтению стихотворений;
Целями грамматических игр могут быть:
• обучить использованию речевых образцов, связанных с определенными
грамматическими трудностями;
• создавать естественные ситуации для употребления речевых образцов;
• развивать речевую активность и самостоятельность учащихся.
Целями лексических игр могут быть:
• научить учащихся употреблять лексику в коммуникативных ситуациях;
• актуализировать речемыслительные способности обучающихся;
Орфографические игры. Цели:
• тренировать правильное написание слов изучаемого языка.
Языковые игры на уроках английского языка, несомненно, создают условия для активной, естественной коммуникации.
С учетом всего сказанного выше, нами были разработаны и использованы различные языковые игры на уроках английского языка в 5 классе средней школы. Приведем некоторые примеры языковых игр.
Long and short.
Цель: научить различать долгие и краткие гласные.
Учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова с долгими и краткими гласными. Задача учащихся — написать слова в две колонки, в одной из которых будут записаны слова с краткими гласными, в другой — с долгими.
Пример карточки:
A cat, a bird, a dog, a pool, a ship, a sheep, the moon, a hook, a book, a girl, a from, an arm, a tree, a bee, a gun, a pen, an ox, a foot, a box, a pig.
Past tense mistake!
Цель: сформировать и закрепить грамматические навыки.
Вначале всем ученикам предлагается придумать предложения в прошедшем времени и записать их на небольших листках. Глагол должен быть записан с ошибкой. Все листочки собираются и кладутся в одну коробочку. Затем класс делится на две команды. Каждый участник по очереди должен вытянуть листочек, вслух прочитать предложение, а потом дать правильный вариант и объяснить, почему именно его вариант правильный. За каждый верный и аргументированный ответ команда получает по одному баллу. Команда, набравшая большее количество баллов побеждает. Пример игры:
Исходный вариант: Last week I eated curry for breakfast.
Правильный вариант: Last week I ate curry for breakfast.
Аргументация: Глагол to eat — неправильный глагол. В Past Simple он принимает форму ate.
«Different crosswords».
Цель: сформировать орфографические навыки, способствовать развитию внимания и мышления.
Помимо собственно кроссвордов по пройденным темам, можно использовать так называемые «Different crosswords».
Игра заключается в том, что ученикам предлагается уже заполненный кроссворд. Но слова вписаны неправильно — последовательность букв в слове неверна. Участники должны
переставить буквы местами так, чтобы правильно.
Например:
Исходный вариант
d г e e
k a
о г с с i d 1 0 e
b u 1 b
i о r
b e e i
а h n e
а b t e P
о i 1 n
g
t
s e r h о
кроссворд сошелся, слова были написаны
Готовый вариант
d e e r
u b
с r 0 с 0 d i 1 e
a k о a
b 1 r
b e e P
i h e n
b a t t i
1 i 0 n
g
e
h 0 г s e
Vocabulary snake.
Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики.
Класс делится на две команды. Учитель мелом делит доску на две части. На каждой из частей пишет по одному слову из изученного словарного запаса. Задача учеников — по очереди выйти и записать на доске слово, которое начинается с той же самой буквы, на которую закончилось предыдущее слово. Побеждает та команда, которая записала большее количество слов из пройденного материала. Например :
Изучаемая тема: «Food and meals»
На доске: meal — lemon — nut — tomato — orange — egg — grapefruit — tea — apple...
Stop the bus!
Цель: тренировать учащихся в употреблении и правильном написании лексических единиц.
Каждому ученику потребуется карандаш и листочек. Учитель пишет на доске букву и говорит: «Start the bus!». Задание для учащихся — написать наибольшее количество слов, начинающихся на заданную букву. Потом учитель говорит: «Stop the bus!». В этот момент все перестают писать, и начинается подсчет написанных слов. Побеждает тот, кто написал наибольшее количество слов.
Пример: cat, cart, crocodile, cinema, cotton, cricket, cow, cowboy, etc.,
В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что языковые игры на уроках английского языка дают возможность не только отрабатывать изученный языковой материал, не только формировать умения и навыки в определенном виде речевой деятельности, что, на наш взгляд является не менее актуальным, но также игра дает возможность включиться в нее всем ученикам — даже самым пассивным и не имеющим достаточного уровня знаний. У школьников проявляется интерес к действию, они переступают через психологические
Таврический научный обозреватель
шшшЛауг.заепсе № 5 (декабрь), 2015
преграды (неуверенность в себе, боязнь ошибиться) и неосознанно овладевают знаниями в процессе игры. Учитель же, выступая в роли инициатора и координатора процесса, имеет возможность контролировать весь класс и осуществлять свою учительскою деятельность по принципу индивидуального подхода к ученику.
Литература:
1. Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения — Альманах школы, 2007. № 139. — С. 68-69.
2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с.