1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1 Рус
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА: О ФЕНОМЕНЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КУРСЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
Н. Е. Синичкина
Аннотация. В статье анализируется содержательный компонент современного курса социолингвистики в связи с трансформацией коммуникативного пространства под влиянием social media. Феномен социальных сетей соотносится с социолингвистическим понятием «средаупотребленияязыка».
Постулируется необходимость формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций студентов в процессе освоения данной темы. Актуализируются идеи языкового образования академика Т. Г. Рамзаевой в контексте высшей школы. Описывается специфика организации познавательной деятельности студентов в ходе освоения ими интернет-коммуникации посредством социальных сетей. Предлагается комплекс языковых и коммуникативно-речевых задач, последовательно ведущих к формированию представлений студентов о социальных сетях как специфической форме коммуникации, оказывающей воздействие на языковую ситуацию в современном обществе.
Ключевые слова: социолингвистика, языковая ситуация, культура речи, среда употребления языка, интернет-коммуникация, социальные сети, контекстное обучение, языковое образование как лингвометодическая категория.
LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTS AND THE INFORMATIONAL ENVIRONMENT: ON THE PHENOMENON OF SOCIAL NETWORKS IN THE COURSE OF SOCIOLINGUISTICS
N. E. Sinichkina
Abstract. The article analyses a component of the modern sociolinguistics course in relation to the transformation of the communicative space under the influence of social media. The phenomenon of social networks is correlated with the sociolinguistic term "environment of language use".
The necessity of forming language, linguistic, communicative and cultural competences of students in the process of them mastering this topic is postulated. The ideas of the language education of Ramza-eva are being analysed in the context of higher education. The specifics of educational activity of students in the course of them mastering Internet communications through social networks are described. A complex of linguistic and communicative-speech tasks, consistently leading to the formation of students' understanding of social networks as a specific form of communication, which has an impact on the language situation in the modern society, is proposed.
Keywords: sociolinguistics, language situation, culture of speech, the environment of language usage, internet communication, social networks, context learning, language education as a linguistik category.
С момента выхода первого вузовского учебника по социолингвистике в постсоветской России прошло 15 лет. Сама структура курса, предложенная В. И. Беликовым и Л. П. Крысиным [1], по-прежнему актуальна и сегодня. Но динамика языковых процессов последних лет в связи IT-революцией и лавинообразным развитием так называемых social media побуждает по-новому наполнять и интерпретировать раздел курса социолингвистики о языковой ситуации в современном
обществе. Благотворная мысль профессора Кры-сина, высказанная им на X Конгрессе МАПРЯЛ в Петербурге, о необходимости включения социолингвистики как учебной дисциплины в программы филологического образования задает параметры проектирования содержательного компонента языкового образования: «...реальное употребление языка <...> регулируется еще по крайней мере двумя классами переменных - социальными характеристиками говорящих и обстоятельства-
ми, в которых происходит речевое общение. Следовательно, обучение языку наиболее эффективно тогда, когда в методике его преподавания, в учебной литературе учитываются не только собственно лингвистические правила и рекомендации, но и разного рода "внешние" факторы» [2, с. 387]. Так, в качестве «внешних» факторов могут выступать актуальные социокультурные явления, определяющие современную языковую ситуацию. Языковая ситуация как «характеристика социально-коммуникативной системы в определенный период ее функционирования» [1, с. 27] соотносится с вопросами культуры языка, поскольку «в оценке любого слова важны и социальная значимость слова, и его нормативный ранг, и роль его как факта культуры» [3, с. 227].
И здесь закономерно возникает точка соприкосновения с вопросами культуры речи. Необычайно значимым феноменом для современной науки и практики, своеобразным «внешним» фактором является сегодня язык социальных сетей. Социальные сети можно соотнести с социолингвистическим понятием «среда употребления языка», которое трактуется как «общность людей, связанных между собой теми или иными узами - родственными, этническими, социальными, территориальными - и пользующихся в соответствии с характером соединяющих их уз определенными формами существования языка» [4, с. 89, 90].
Важным и необыкновенно занимательным является включение в курс социолингвистики темы о речевой коммуникации в социальных сетях. Оптимальной формой проведения такого занятия может послужить деловая игра как одна из самых эффективных образовательных технологий, позволяющих задавать контекст будущей профессиональной деятельности. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культу-роведческой компетенций на занятии становится возможным благодаря реализации структурных компонентов языкового образования, сформулированных профессором Т. Г. Рамзаевой1. Языковое образование трактуется Т. Г. Рамзаевой как лингво-методическая категория, представляющая собой «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории язы-
ка в целях коммуникации, на речевое умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа - носителя языка» [6, с. 4]. В качестве основных структурных компонентов выступают языковая система, речевая деятельность, речевые произведения (микротексты), способы деятельности, культура речевого поведения (культура общения) и культура народа - носителя русского языка (социокультура) [6, с. 5, 6].
Далее представляем конспект занятия на тему «Социальные сети как социолингвистический феномен», созданный для бакалавров 2-го курса, обучающихся по направлению «Лингвистика», в котором покажем реализацию языкового, речевого
и развивающего аспектов языкового образования.
* * *
Тема: Социальные сети как социолингвистический феномен.
Цель: сформировать представление о социальных сетях как специфической форме коммуникации, оказывающей воздействие на языковую ситуацию в современном обществе.
Задачи:
• сформулировать характеристики социальных сетей, выделить их виды, классифицировать;
• сравнить Фейсбук и ВКонтакте с точки зрения инструментов для коммуникации;
• выполнить комплексный анализ специальной лексики социальных сетей;
• проанализировать языковые приметы и коммуникативные признаки неформального интернет-общения;
• определить типы речевой культуры пользователей социальных сетей;
• выявить психологические причины создания искусственных образов в соцсетях;
• совершенствовать коммуникативно-речевые умения;
• формировать умение выстраивать эффективную речевую коммуникацию в группе;
• развивать ценностное отношения к родному языку;
• формировать представление о будущей профессиональной деятельности.
1 Являясь выпускницей кафедры профессора Т. Г. Рамзаевой, в этой публикации я отдаю дань уважения выдающемуся педагогу, чьи труды в области языкового образования школьника во многом определили вектор развития современной методики преподавания русского языка. См. интервью с академиком Рамзаевой, записанным в 2006 г. для Всероссийского круглого стола по случаю 220-летия обучению юношества «предметамъ и наукамъ на языкЪ природномъ» [5].
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется...
Ф. И. Тютчев
I am a part of everything that I have read.
Theodore Roosevelt
Учиться нужно всегда. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Д. С. Лихачев
Вступление
1. Приветствие.
2. Формулировка темы, анализ эпиграфов, постановка учебной задачи.
3. Разъяснение специфики организации учебно-познавательной деятельности в ходе деловой игры.
Деловая игра - создание контекста будущей профессиональной деятельности.
Легенда деловой игры: вы хотите получить должность руководителя РР-службы в центре дополнительного образования детей - учащихся 3-4-х классов начальной школы. Почему это важно? Острая проблема интернет-зависимости у детей.
Ваш будущий работодатель должен проверить степень сформированности у вас следующих компетенций:
• способность к эффективной речевой коммуникации на русском и английском языках;
• способность вести РР-кампанию посредством социальных сетей;
• готовность работать в коллективе и выполнять роль коммуникативного лидера.
Две группы - это два претендента на должность.
В ходе занятия группы будут выполнять задания, демонстрируя уровень языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, широту кругозора, уровень культуры.
В каждой группе назначается лидер, задача которого управлять действиями коллектива.
В конце занятия преподаватель назовет группу, «принятую на работу».
Также будет подведен итог по результатам работы каждого участника деловой игры. Основанием для «приема на должность» станет выполнение на высоком уровне следующих видов работ: ведение записей в процессе занятия (на отдельных
листках, сдаются после занятия), эссе на тему «Социальные сети и современная речевая ситуация». Итак, выберите лидера в каждой группе.
1. Что такое социальные сети?
A. Анализ определений, признаки соцсетей.
Специальные сайты в Интернете, смысл
которых в том, чтобы объединить людей. Через них можно переписываться, обмениваться фотографиями, слушать музыку, смотреть видео, играть в игры и многое другое. Называются такие ресурсы социальные сети.
Социальная сеть - бесплатная площадка в Интернете, где можно самостоятельно публиковать какую-то информацию и обмениваться ею с другими людьми2.
Какова основная идея социальных сетей?
Сформулируйте признаки социальных сетей.
Б. Социологический опрос (группы представляют статистику, индивидуальное задание было дано заранее):
• какими соцсетями вы пользуетесь;
• сколько времени затрачиваете ежедневно;
• как распределяется это время.
Являются ли наши данные репрезентативными?
Отражают ли они общие тенденции в статистике по России? Миру? Почему? От чего зависит предпочтение тех или иных социальных сетей в России? В разных странах?
B. Чтение и анализ англоязычного текста «Pope Francis getting on Instagram» [7].
Задайте уточняющие вопросы к тексту.
Задайте вопрос к тексту, ответ на который требует размышления.
Переведите заголовок на русский язык. Каковы стилистические особенности получившихся высказываний?
2 http://www.neumeka.ru/socialnye_seti.html.
Что вы знаете о том, как общается Русская православная церковь со своей паствой через социальные сети? Найдите прямо сейчас эту информацию в Интернете.
2. Виды социальных сетей, их классификация и сравнение.
Назовите виды социальных сетей, дайте им краткую характеристику.
Классифицируйте соцсети по разным основаниям.
Сравните Фейсбук и ВКонтакте.
Почему, как показывает статистика, Фейсбуком в России пользуется более старшее поколение? Почему Фейсбук считается более модной сетью?
3. Лексика социальных сетей.
А. Выявление специфического лексического корпуса соцсетей.
Назовите как можно больше слов по теме «Социальные сети».
Б. Комплексный анализ лексем профиль, стена, пост, лайк.
Дайте значение слов, объясните их происхождение в русском языке.
Назовите формы слов, постройте словообразовательные цепочки.
Составьте словосочетания с данными словами.
4. Интернет как особая информационная, коммуникативная и культурная среда.
А. Коммуникация, опосредованная компьютером.
Прочитайте текст, сформулируйте специфику коммуникации, опосредованной компьютером. Обратите внимание, что эти положения были сформулированы 10 лет назад. Можно ли утверждать, что они актуальны и сегодня?
По широте возможностей Интернет превосходит все существовавшие до него средства связи. <...> Портит сеть людей или улучшает их, губит ли она русский язык или привносит в него здоровые, потенциально продуктивные тенденции - вопрос, не имеющий однозначного ответа. <...> Усваивая новые речевые навыки, необходимые для общения в сетевом пространстве, человек «накладывает» их на уже имеющиеся навыки внесетевого общения. <...> Причина широкого распространения таких жанров межличностной коммуникации, как форумы и чаты, лежит не только в удобстве электронной формы общения, но и в укорененности этих жанров в досете-
вом языковом сознании, в наличии у людей потребности в разнообразных формах свободной, неформальной дискуссии, беседы, болтовни и в существовании в языке широкого диапазона средств, обеспечивающих эти жанры [8, с. 4-6].
Обратите внимание, что при изучении языка Интернета изучается языковой материал и деятельность носителя языка, но не система современного русского литературного языка [8, с. 58].
Как вы понимаете смысл главной тенденции языка Интернета - «конкурирующее воздействие норм устной и письменной речи» [8, с. 63]?
Б. Грамотность и Интернет.
Прочитайте высказывание о грамотности и Интернете Евгения Водолазкина. В чем пагубность социальных сетей с точки зрения грамотности?
Никогда в истории человечества не проходило столько безграмотных текстов. Я имею в виду Интернет. Это место абсолютной свободы, в том числе грамматической. Потому такая безграмотность, ведь пишущих никто не проверяет. А грамотность нужно сохранять везде - и в SMS, и в интернет-переписке. Моя бабушка учила меня: «,Даже в записке на кухне ставь запятые!» Безграмотность - это снижение планки. Я не верю, что кто-то в записке или чате пишет с ошибками, а в другом месте - грамотно. Обычно человек безграмотен везде. Интернет ввел в число пишущих огромное количество людей, которые раньше не писали. А я не считаю, что писать должны все, так же как и высшее образование должны получать те, кому это нужно. Во все исторические эпохи категория людей, чьи высказывания общественно значимы, относительно невелика. Я не против блогеров, но кому интересно читать, как кто-то чистит зубы? Некоторые вещи раньше находились за пределами письменной речи. В прошлом частные письма (безграмотные порой) читали только те, кому они адресованы. А сейчас такие тексты читает весь мир. Безграмотность стала общественным явлением, потому и нужен тотальный диктант, тотальная проверка грамотности и внимание к тому, что мы пишем [9].
Назовите книги Евгения Водолазкина. Знаете ли вы о том, что Евгений Германович - доктор филологических наук, ученик Дмитрия Сергеевича Лихачева, изучающий древнерусскую литературу? Е. Водолазкин олицетворяет собой элитарный тип речевой культуры, является ярчайшим представителем современного литера-
турного процесса, его книги и эссе не могут быть не прочитаны будущими лингвистами.
Что вы знаете о проекте «Тотальный диктант»?
В. Социальные сети и массовая культура.
Выдающийся русский филолог, литературовед, переводчик Михаил Леонович Гаспарян, рассуждая о феномене современной массовой культуры, охарактеризовал ее сегодняшнее состояние как неуправляемое и непредсказуемое, а говоря о будущем, выделил две ее несомненные особенности - «она будет эклектична и плюралистична» [10, с. 10]. Каким образом, по вашему мнению, социальные сети будут способствовать эклектичности и плюралистичности массовой культуры будущего?
5. Анализ контента социальных сетей.
А. Особенности речевой коммуникации медийных персон. (Важно привести примеры неоднозначных личностей, имеющих большое количество подписчиков, а значит, и большое влияние на своих пользователей. Например, интересны для анализа страницы из Инстаграм Ксении Собчак.)
К каким типам разговорной речевой культуры можно отнести данные высказывания, почему? [11, с. 241]
Почему носители разговорных типов речевой культуры (особенно жаргонизирующего и просторечного) оказываются совершенно беспомощными «в любой официальной ситуации, с трудом справляются с письменными формами коммуникации»? [11, с. 242]
Б. О психологии пользователей социальных сетей:
• Чтение и анализ текста о проблеме создания искусственных образов в соцсетях [12].
Сформулируйте психологические проблемы пользователей социальных сетей и способы их решения.
Выполните лексический анализ слова хва-стограм.
• Просмотр и анализ видео What's on your mind?3
Почему этот видеоролик за короткий срок набрал 13 миллионов просмотров?
6. Социальные сети: Pro et Contra.
Сформулируйте аргумента «за» и «против» коммуникации в социальных сетях.
Почему ваш преподаватель не является пользователем социальных сетей?
https://vimeo.com/97115097.
7. Создания речевых произведений для общения в соцсетях (коммуникативно-речевые задачи).
Придумайте название центру дополнительного образования детей, цель которого - обучение коммуникативной грамотности при работе в социальных сетях.
Создайте тексты для рекламы этого центра в Фейсбуке, ВКонтакте и Инстаграме.
Напишите текст о нашем занятии для соцсетей.
8. Обобщение и подведение итогов. Кого взяли на работу в центр дополнительного образования детей? Что узнали нового? Чему учились?
9. Задания для самоподготовки.
Эссе «Социальные сети и современная речевая ситуация».
***
Описанный подход реализации языкового образования Т. Г. Рамзаевой демонстрирует универсальные свойства данной лингвометодической модели на всех ступенях обучения - от начальной до высшей школы и создает благотворную среду для становления языковой личности в эпоху противоречивых социолингвистических процессов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: учебник для вузов. - М.: Рос. гос. гу-манит. ун-т, 2001.
2. Крысин Л. П. Социолингвистика в системе филологического образования // Русское слово в мировой культуре: материалы Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля 2003 г. Пленарные заседания: сборник докладов: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е. Е. Юркова, Н. О. Рогожиной. -СПб.: Политехника, 2003. - С. 387-392.
3. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова...». - СПб.: Златоуст, 1999.
4. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2013.
5. Синичкина Н. Е. Студент-филолог - учитель-словесник: становление профессионала: мо-ногр. - СПб.: Наука, САГА, 2009. - С. 266-270.
6. Рамзаева Т. Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку (II-IV классы одиннадцатилетней школы) // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов; под общ. ред. проф. Т. Г. Рамзаевой. - СПб.: Специальная литература, 1996. - С. 4-39.
7. Petroff A., Borghese L. Pope Francis getting on Instagram. - URL: http://money.cnn.com/2016/ 03/17/technology/pope-francis-instagram-franc iscus/index.html (дата обращения: 07.08.2017).
8. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. - М.: 1989.ру, 2006.
9. Водолазкин Е. Г. Русский язык достаточно тотален // Огонек. - 2015. - № 10 (16.03.2015).
- URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2684616 (дата обращения: 07.08.2017).
10. Гаспаров М. Л. Филология как нравственность. - М.: Фортуна ЭЛ, 2012.
11. Сиротинина О. Б. Разговорные типы речевой культуры и хорошая речь // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сироти-ниной. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 241-244.
12. Елистратов В. Двойная жизнь: как идеальные профили в соцсетях сводят с ума своих владельцев и их друзей. - URL: https://tjournal. ru/p/double-lives (дата обращения: 07.08.2017).
REFERENCES
1. Belikov V. I., Krysin L. P. Sotsiolingvistika: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Ros. gos. guma-nit. un-t, 2001.
2. Krysin L. P. Sotsiolingvistika v sisteme filo-logicheskogo obrazovaniya. In: Russkoe slovo v mirovoy kulture: materialy X Kongressa Mezh-dunarodnoy assotsiatsii prepodavateley russk-ogo yazyka i literatury. St. Petersburg, 30 Jun.
- 5 Jul. 2003. Plenarnye zasedaniya: sbornik
dokladov: in 2 vol. Vol. 1. St. Petersburg: Poli-tekhnika, 2003. Pp. 387-392.
3. Kolesov V. V. "Zhizn proiskhodit ot slova...". St. Petersburg: Zlatoust, 1999.
4. Bondaletov V. D. Sotsialnaya lingvistika: ucheb. posobie. Moscow: Knizhnyy dom "LI-BROKOM", 2013.
5. Sinichkina N. E. Studentfilolog - uchitel-slovesnik: stanovlenie professionala: monogr. St. Petersburg: Nauka, SAGA, 2009. Pp. 266-270.
6. Ramzaeva T. G. Yazykovoe obrazovanie i ego realizatsiya v programme po russkomu yazyku (II-IV klassy odinnadtsatiletney shkoly). In: Ramzaeva T. G. (ed.) Metodicheskie osnovy ya-zykovogo obrazovaniya i literaturnogo razvitiya mladshikh shkolnikov: posobie dlya studentov fakulteta nachalnogo obucheniya i uchiteley nachalnykh klassov. St. Petersburg: Spetsialna-ya literatura, 1996. Pp. 4-39.
7. Petroff A., Borghese L. Pope Francis getting on Instagram. Available at: http://money.cnn.com /2016/03/17/technology/pope-francis-instagra m-franciscus/index.html (accessed: 07.08.2017).
8. Sidorova M. Yu. Internet-lingvistika: russkiy yazyk. Mezhlichnostnoe obshchenie. Moscow: 1989.ru, 2006.
9. Vodolazkin E. G. Russkiy yazyk dostatochno totalen. Ogonek. 2015, No. 10 (16.03.2015). Available at: http://www.kommersant.ru/ Doc/2684616 (accessed: 07.08.2017).
10. Gasparov M. L. Filologiya kak nravstvennost. Moscow: Fortuna EL, 2012.
11. Sirotinina O. B. Razgovornye tipy rechevoy kultury i khoroshaya rech. In: Kormilitsyna M. A., Sirotinina O. B. (eds.) Khoroshaya rech. Moscow: Izd-vo LKI, 2007. Pp. 241-244.
12. Elistratov V. Dvoynaya zhizn: kak idealnye pro-fili v sotssetyakh svodyat s uma svoikh vladelt-sev i ikh druzey. Available at: https://tjournal. ru/p/double-lives (accessed: 07.08.2017).
Синичкина Наталия Евгеньевна, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук профессор кафедры педагогики и философии образования Русской христианской гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург e-mail: nataHa.sinichkina@gmaiLcom
Sinichkina Natalia Е., ScD in Education, PhD in Philology, Professor, Pedagogy and philosophy of education Department, Russian Christian Humanitarian Academy, Saint Petersburg e-mail: [email protected]