Научная статья на тему 'Языковая личность экстремиста (о специфике автороведческой экспертизы по криминальным проявлениям экстремизма)'

Языковая личность экстремиста (о специфике автороведческой экспертизы по криминальным проявлениям экстремизма) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
416
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая личность экстремиста (о специфике автороведческой экспертизы по криминальным проявлениям экстремизма)»

Раздел 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТОЛОГИЯ

ЛИНГВОТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Л.А. Араева, М.А. Осадчий

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТА (О СПЕЦИФИКЕ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА)

В соответствии с новой редакцией закона «О противодействии экстремистской деятельности»1 уголовно наказуемым деянием является не только публикация (тиражирование, популяризация) экстремистских произведений, но и создание текстов экстремистского содержания. Если прежде следственная практика сталкивалась только с фигурой Распространителя, то отныне в поле профессионального зрения оперативных работников должна войти совершенно новая фигура - Автор. По всей видимости, это новшество вызовет определенные затруднения в следственной и судебной практике: распространение - акт конкретный, физический, в то время как создание текста - процесс творческий, не фиксируемый обычными методами криминалистики.

Появление нового фигуранта в событии экстремистской деятельности логично мотивирует интерес к категориям и методам судебного автороведения и - шире - гуманитарной экспертизы.

1. Задачи и методы судебно-автороведческой экспертизы

В зависимости от поставленных задач, автороведческое исследование может иметь идентификационный и неидентификационный (классификационный) характер2.

1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 15 закона «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

2 В настоящее время в российской криминалистике накоплен большой научно-практический опыт в области автороведения. Методология судебно-автороведческой экспертизы наиболее полно представлена в следующих публикациях: Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи (метод. пособие). М., 1977; Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в

Идентификационная судебно-автороведческая экспертиза ставит своей целью установление авторства текста. В этом случае типичным заданием для экспертной комиссии являются вопросы о том, единственный ли автор у данного текста - либо текст создан группой лиц, идентично ли авторство текстов, представленных на исследование, может ли конкретный человек быть автором представленного текста и т.п.

Диагностическая судебно-автороведческая экспертиза призвана смоделировать вероятностный облик автора конкретного текста: установить (диагностировать) его пол, возраст, уровень образования, национальность, происхождение, проживание, социальную и культурную принадлежность, т.е. эксперт должен оценить гипотетичного автора текста по всем имеющимся классификационным, антропометрическим параметрам.

На практике идентификационная и диагностическая установки нередко объединяются в рамках единого комплексного исследования. Это происходит в тех случаях, когда, экспертной комиссии предлагаются для анализа, с одной стороны, тестовый массив с известным авторством, с другой - анонимный текст; специалистов просят ответить: идентично ли авторство данных текстов. Возможен и другой вариант: экспертную комиссию знакомят с личностью предполагаемого автора, затем предлагают для анализа сам проблемный текст; специалисты в этом случае должны ответить на вопрос о том, мог ли данный человек написать предъявленный текст.

В рассмотренных случаях перед специалистами-автороведами фактически ставится задача идентификационного характера -установить автора. Но для решения данной конкретной задачи предварительно необходимо провести глубокое диагностическое исследование, призванное прояснить половую, возрастную, культурную, социальную принадлежность автора текста, интересующего следствие; затем «наложить» эти характеристики на известную личность подозреваемого либо гипотетическую личность автора текстов, предложенных для сравнения. Если данные диагностические характеристики совпадают, то вероятность положительного (идентичного) авторства возрастает. Таким образом, описанный комплексный метод предполагает двучастное

криминалистике и судебной психологии. М., 1977; Комисаров А.Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. М., 2001.

исследование: первая фаза - диагностическая, вторая -сравнительная, вывод же экспертизы является идентификационным (собственно ответом на вопрос об авторстве).

В ряде случаев идентификационная автороведческая экспертиза обходится без подготовительной классификационной фазы. Такая методика актуальна в случае, когда эксперт-лингвист заведомо не обладает достаточными знаниями в области психо-, социолингвистики и не берет на себя ответственность по определению половой, социальной и культурной принадлежности автора. Такой эксперт основывается исключительно на лингвистических данных: специалист сравнивает стилевые (лексические и синтаксические) особенности представленных на исследование текстов и делает выводы об их идентичном/неидентичном авторстве3.

Чисто идентификационное исследование также имеет место в случаях, когда автороведческая экспертиза основывается на статистическом методе4: в сравниваемых текстах устанавливается частота использования единиц определенного типа (предлогов, знаков препинания, синтаксических конструкций и т.п.), на основе этих данных делаются выводы о речевой манере автора каждого из текстов, а также о степени близости этих речевых манер.

Методологические вариации судебно-автороведческой экспертизы обусловлены не только и не столько знаниями и навыками специалистов. В большей степени на выбор доминирующего метода влияет характер самого следствия. Одно дело, если требуется установить авторство клеветнической записки; совсем другое, когда задача следствия - восстановить на обложке романа имя истинного автора. В первом случае объем текста очень мал, а создатель - личность, слабо владеющая навыками письменной речи. Имея такие исходные данные, эксперт

3 Пример такой экспертизы см. в публикации: Морозов А.В. Автороведческая экспертиза текста договора // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права. Барнаул, 2000. С. 290.

4 От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. М., 1994; Хмелев Д. В. Распознавание автора текста с использованием цепей А.А. Маркова // Вестник МГУ // Сер. 9: Филология. 2000. №2. С. 115-126; Кукушкина О.В., Поликарпов А.А., Хмелев Д.В. Определение авторства текста с использованием буквенной и грамматической информации // Проблемы передачи информации. 2001.Т. 37, №2. С. 96-108.

вряд ли будет основывать свое исследование на статистическом методе. Во втором - текст большого размера, а у автора обязательно проявится индивидуальный профессиональный стиль письменной речи. Здесь статистический метод окажется вполне уместным.

2. Судебное автороведение в расследовании проявлений экстремизма

В контексте расследования актов экстремизма автороведческое исследование приобретает специфику. Она заключается в том, что ряд категорий, актуальных для любой автороведческой экспертизы, совершенно не актуален для исследования по экстремистскому материалу. Справедливо и обратное: следствие по экстремизму акцентирует в автороведческом исследовании факультативные, непоказательные (в большинстве случаев) аспекты, наделяя их особой значимостью. Такие особенности зачастую продиктованы свойствами экстремизма как культурного феномена.

2.1. Проблемность применения статистического метода. Первое ограничение, которое накладывает на автороведческое исследование экстремистский материал - невозможность использования статистического метода в качестве основного. Суть статистического метода вкратце уже описана выше. Теперь подробнее остановимся на процедуре такого исследования.

Статистическое исследование, как правило, выполняется машинным способом. Здесь на службе эксперта состоят компьютерные технологии. Исследуемый текст «обсчитывается» по выбранным параметрам (количество запятых, двоеточий, синтаксических конструкций определенного типа, буквосочетаний и прочих единиц). Статистические показатели обобщаются и запоминаются машиной.

Затем (и это ключевой момент) компьютерная программа сравнивает полученный статистический рисунок с уже имеющимися в каталоге программы образцами авторских манер. Результатом является ответ машины о степени соответствия стиля автора исследованного текста стилю какого-либо автора (авторов), из числа внесенных в каталог.

В то время как автор-экстремист едва ли будет заранее внесен в такого рода каталог. Статистический метод более подходит для установления авторства художественных произведений - и то если есть подозрение, что их написал кто-либо из известных писателей, уже исследованных и каталогизированных.

Экстремистская же литература, и экстремизм в целом, -явление по своей сути протестное, маргинальное. Эта литература анонимная, малотиражная, штучная. Экстремистское произведение направлено на популяризацию общезначимой идеи, в то время как художественный текст продвигает в массы позицию конкретного автора. Художественный текст жестко привязан к образу автора, другим его произведениям и высказываниям, т.е. литературно-художественный текст включается в континуум индивидуально-авторского творчества и только в этом контексте обретает смысловую полновесность. По всей видимости, никому и никогда не удастся отследить творчество автора-экстремиста: его произведения нацелены на создание социального взрыва, и сами являются в известном смысле взрывом, вспышкой, ярким, но разовым явлением. Потому фиксация и каталогизация творчества такого автора представляется маловероятной5

Из данной ситуации есть один выход: «обсчитывать» и каталогизировать авторские стили можно специально для конкретной автороведческой экспертизы. В этом случае следственный работник предоставляет произведение с неизвестным авторством, а также тексты с объявленным и подтвержденным авторством. На основании последних методом «обсчета» делаются выводы об авторском стиле, затем устанавливается положительное либо отрицательное авторство анонимного текста.

Однако проблема заключается в том, что в большинстве случаев объектом автороведческого исследования в рамках следствия по экстремизму становятся небольшие циклы коротких произведений, либо вовсе единичные тексты-листовки. В то время как статистический рисунок индивидуально-авторского стиля с

5 Впрочем, кто-то может поставить в пример творчество Эдуарда Лимонова, как автора непрерывно и поступательно развивающего в своем творчестве экстремистские идеи. Однако с этой позицией можно поспорить: известные и авторизованные произведения Лимонова нельзя назвать в строгом смысле экстремистскими. Его произведения лишь ходят по краю экстремизма, эксплуатируя эпатажные идеи, эстетизируя их. В любом случае экстремистские идеи романов Лимонова - художественные образы, включенные в глубокую эстетическую деятельность, отнюдь не на потребу масс. Собственно же экстремистские произведения Лимонова -явления в его творчестве фрагментарные и стилистически своеобразные и потому труднокаталогизируемые.

удовлетворительной погрешностью можно выявить лишь на обширном языковом материале (например, цикле романов).

Статистический метод может использоваться в автороведческом исследовании экстремистских материалов - но в качестве добавочного метода, так как статистические данные, полученные на малом материале, имеют большую математическую погрешность.

2.2. Нерелевантность категорий гендера и диалекта. Важнейшей фазой любого автороведческого исследования является процедура установления пола автора. Для этого выясняется, в какой степени текст реализует мужскую или женскую речевую манеру. Научным фундаментом таких исследований является активно развивающаяся гуманитарная наука гендерология - наука о «мужском» и «женском», во всех аспектах данной проблемы.

В лингвистической гендерологии никем не оспаривается постулат о том, что мужская и женская речь имеют свои особенности. Так, для мужской речи выделены следующие показательные характеристики: более частое употребление вводных слов (со значением констатации), абстрактных существительных, бедность лексики при передаче эмоций. Женская речь характеризуется предпочтением модальных конструкций со значением неуверенности, склонностью к употреблению книжной лексики, престижных форм, речевых клише и штампов, а также коннотативно нейтральных слов и эвфемизмов [Гомон, 1990, с. 9697].

«Мужской текст короче женского, в нем больше ошибок, меньше отрицательных частиц и приставок, меньше терминов семантической безысключителъности, большее разнообразие словаря и меньше речевых клише. Качественный анализ мужских текстов показал, что в них намного меньше описаний и упоминаний своих эмоций, особенно не согласующихся с образом "настоящего мужчины". Женский текст, напротив, напоминает больше речь в состоянии эмоционального напряжения: в нем будет много отрицательных частиц, терминов семантической

безысключительности, речевых клише и штампов, часто употребляемых неправильно, кроме того, в текстах женщин часто присутствуют и упоминания своих собственных разнообразных эмоций» [Горошко, 2003, с. 134; Ощепков, 2003, с. 102].

Как видим, гендерные особенности речи хорошо изучены и обобщены. Приложение описанных примет мужской и женской речи к конкретному тексту позволяет с большой долей вероятности говорить о половой принадлежности автора, что в ряде случаев существенно продвигает следствие. Однако в отношении экстремистских материалов гендерологическое исследование теряется свою фундаментальную значимость.

Это происходит по причине жесткой гендерной специфицированности экстремизма как культурного феномена: эта сфера характеризуется выраженной маскулинностью, не допускающей феминных проявлений в мышлении, поведении или речи. То есть автором экстремистского произведения всегда будет мужчина, корректнее сказать - «мужское сознание». В реальности вполне допустим случай, когда экстремистский текст пишет женщина, но сознание этой женщины будет существенно измененным - под вилянием культурной среды, культивирующей маскулинность. Такая женщина будет сознательно видоизменять свою речь, избавляя ее от феминных черт. Цель пишущей в этом случае не замаскировать авторство, а быть принятой среди «своих», быть адекватной среде.

Здесь стоит заметить, что судебное автороведение обладает методиками выявления случаев имитации чужой речевой манеры. Например, лингвист может определить, что текст написан мужчиной, эмитирующим женскую речь, - и наоборот. В процессе имитации передаются, как правило, лишь очевидные для эмитирующего признаки эмитируемого, в то время как глубинная специфика речепорождения, проявляющаяся в малозаметных элементах, выдает истинного автора [Гомон, 1990, с. 96-97].

Однако и такая тактика малоэффективна для случаев экстремизма. Текст женщины-экстремиста будет реализовать не только очевидные мужские речевые особенности (жаргонная, тюремная по происхождению, и милитарная лексика, простой синтаксис, «мужские» темы), но и тончайшие нюансы маскулинного дискурса (абстрактность лексики, «вольность» стиля, прямота номинаций). Как уже было сказано, под влиянием среды видоизменяется само сознание женщины-экстремиста, ее стиль мышления и речепорождения. Потому определить половой «подлог» методами автороведения в данном случае практически невозможно.

Таким образом, работа по установлению половой принадлежности автора экстремистского текста является излишней: ее результат абсолютно прогнозируем.

Другим продуктивным этапом типовых автороведческих исследований является анализ диалектных особенностей текста. Смысл данной работы - установить место рождения и воспитания, а также место проживания автора текста. Диалект - это региональный вариант языка. В зависимости от ареала бытования русский язык приобретает особенности в звучании, лексическом составе, грамматическом формоизменении (особые падежные окончания, способы образования видовременных форм глагола). Реже областные особенности проявляются в синтаксисе (способах построения предложения). В современном русском языке выделяются северно-русский, южно-русский, среднерусский, уральский, сибирский говоры. Внутри каждого из них - более мелкое дробление на диалекты областей и даже отдельных населенных пунктов.

Однако диалектологический анализ, как и гендерологический, почти неприменим к экстремистским текстам. Причиной тому - полярное расхождение диалектной и экстремистской культур.

Во-первых, данные культуры поляризуются в рамках оппозиции «устное-письменное». Диалектные особенности с большей яркостью проявляются в звучащей речи, при письме же многое унифицируется и нормируется. Экстремистская культура -по своей основе явление письменное. Ориентация на устную форму бытования всегда предполагает открытость, легальность. Так, политическая агитация в большей степени ведется по теле- и радиоканалам, во время конференций и встреч. Подпольные, маргинальные культуры, к каким, безусловно, относится экстремизм, в качестве основного проводника информации избирают письмо, как способ дистактного (не предполагающего прямого контакта), индивидуального и «тихого» воздействия.

Во-вторых, диалектная культура - народная, в то время как экстремистская (как ни парадоксально) - высокоинтеллектуальная. Экстремизм - явление двуликое: формы его проявления нередко брутальны, агрессивны. Именно поэтому с экстремистскими течениями, как правило, ассоциируются группы молодых, необразованных вандалов и скинхедов, размахивающих арматурой. Однако по своей сути экстремизм - это крик обостренного

гражданского самосознания, результат глубокой аналитики. Идеологи экстремизма - люди социально-политически и культурологически «подкованные», обличенные даром слова, способные оценить действительность и - главное - вскрыть причины противоречий. Недаром прародителями современного экстремизма являются европейские либеральные дворянские кружки. На русской почве - это дворяне-декабристы.

Наконец, в-третьих, диалектная и экстремистская культуры поляризуются по признаку «местная - глобальная». Экстремисту нет смысла говорить на языке определенной местности: его задача -пропаганда глобальных идей государственного устройства или даже законов человеческого общежития в целом. Автор экстремистского текста редко остается на почве конкретных регионов. Если стимулом к созданию текста и служит местная проблема, то раскрывается и решается она на основе глобальных сравнений.

Следовательно, диалектологическая линия

автороведческого исследования экстремистского текста малопродуктивна. Экстремистский текст заведомо ориентирован на общерусскую языковую норму. Исключение составляют случаи устного выступления. При анализе фоно- и стенограммы применение диалектологических методик может дать следствию ценный материал.

2.3. Категории, особенно актуальные для автороведческого исследования экстремистских материалов. Предметом экстремистской мысли являются социум, его устройство и функционирование. Субъекты экстремистской деятельности ставят перед собой глобальные задачи по изменению социальной структуры, государственного строя. Выполнение этих задач будет заведомо невозможным, если экстремист-мыслитель ограничится дискуссиями в элитарных кружках единомышленников и оппонентов. Лишь при массированном воздействии на широкие массы экстремистские цели имеют шанс на реализацию. Отсюда выводится важное свойство исследуемого течения - стремление к мощному исполнительскому аппарату, непременная коллективность. Как следствие, мы можем говорить о потенциальном несовпадении личности распространителя и создателя произведения экстремистского толка.

До вступления в силу поправок в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» оперативным работникам достаточно было зафиксировать акт распространения материала и найти фактического распространителя. Отныне уголовно наказуемым деянием является не только распространение экстремистской литературы, но и ее создание. Это означает, что при фиксации факта распространения материала оперативникам следует решить дополнительную задачу: выяснить, является ли распространитель одновременно и автором произведения. При положительном ответе вина распространителя усугубляется, при отрицательном - у следствия появляется новая перспектива: поиск автора.

Таким образом, первой важной задачей автороведческого исследования по экстремистским материалам является ответ на вопрос о том, может ли конкретный распространитель быть одновременно создателем распространяемого им произведения.

В том случае, если в экстремистских материалах содержится открытая атрибуция (объявленная принадлежность) какой-либо известной, крупной организации, т. е. смысл предположить, что между создателем произведения и распространителем существует распределение обязанностей. Автор произведения, скорее всего, является ведущим субъектом, идеологом организации, генератором идей; распространитель - ведомым субъектом, физическим исполнителем. Как правило, распространители, состоящие в крупных экстремистских организациях, находятся под сильным влиянием лидеров движения, которые и создают идеологические произведения. Ведомый субъект, как правило, не способен на создание оригинального речевого произведения, обладающего достаточной привлекательностью и убедительностью. В этом случае тактика экспертного доказывания

идентичности/неидентичности личности автора произведения и его распространителя будет сводиться к установлению творческой способности (неспособности) распространителя создать распространяемый им текст.

Означенная творческая способность складывается из таких характеристик, как культурный уровень, языковая компетенция, социально-культурная принадлежность, а также личностная оригинальность. Следовательно, автороведческое исследование призвано охарактеризовать автора не как человеческого индивида (относящегося к определенному полу, говорящего на определенном

диалекте), но как личности, находящейся на определенной стадии своего социально-культурного развития. В этом состоит существенная особенность автороведческой экспертизы в контексте следствия по проявлениям экстремизма.

Культурный уровень проявляется в эрудиции, демонстрируемой автором текста. Для доказательства своей мысли создатель произведения может приводить различные исторические события, устанавливать параллели между персонажами произведения и известными личностями (общественными деятелями, политиками, писателями и т.п.). Автора будет характеризовать глубина проблемы, которую он ставит; способность увидеть в окружающем мире противоречия, выявить их причины, установить взаимосвязи.

Языковая компетенция человека складывается из широты его словарного запаса, умения пользоваться паремией (народными пословицами и поговорками), умения вводить в свою речь фразеологию. Яркой характеристикой языковой «свободы» человека является способность оперировать синтаксическими конструкциями разного типа и степени сложности. Так, говорящий может ограничиваться в своей речи простыми предложениями с прямым порядком слов либо выражать свою мысль в более сложных синтаксических формах (объединять два (три, четыре) предложения в одно, выстраивая между частями подчиненные отношения определенного логического типа (следствия, причины, времени, места и т. п.)). Показательным фактором будет широта использования в речи книжных клише, а также книжных знаков препинания (многоточие, двоеточие, точка с запятой).

Категория личностной оригинальности характеризует человека уже фактом своего наличия. Каждый из нас в своем мышлении, поведении и речи реализует массу стереотипов. Образование, приобретение жизненного опыта заключаются именно в накоплении стереотипных знаний и навыков, аккумулированных обществом. Однако с определенного периода жизни у человека начинает складываться индивидуальный стиль: оригинальное мышление, индивидуальная система ценностей, авторские речевые приемы6.

6 Описанные категории, как правило, пропорциональны возрасту человека. Языковая компетенция достигает своего пика к 30 годам. Формирование оригинальность стиля и одновременное освобождение от стереотипов также происходит по ходу взросления. Культурная

194

Культурная принадлежность - это приобщенность человека к определенному социальному, профессиональному сообществу (среде рабочих или интеллигенции, врачей или экономистов и т.п.). Культурная принадлежность обнаруживает себя в специфическом мировоззрении и языке. Так, врача может выдать несколько прохладное отношение к физическому страданию человека, его смерти; но при обсуждении безработицы или низкой оплаты труда врач может проявить эмоциональность. Экономист, напротив, будет испытывать сакральный трепет перед категорией человеческой смерти; но на безработицу посмотрит без агрессии - как на экономическое явление, закономерное в сложившихся условиях. Профессиональную и социальную принадлежность человека выдает терминологический аппарат, прорывающийся в речь даже в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью.

Специалист-авторовед способен квалифицированно охарактеризовать автора исследуемого произведения по описанным личностным параметрам. Аналогичное заключение может быть сделано по результатам наблюдений за речью и поведением задержанного распространителя. Сравнительное исследование ответит на вопрос о том, способен ли распространитель создать распространяемый текст. Автороведческое исследование описанного типа поможет доказательно оправдать (или обвинить) распространителя по дополнительному пункту авторства.

Впрочем, у любого следователя резонно возникнет вопрос о том, можно ли вообще основывать выводы об авторстве на показателях культурного уровня, насколько полно возможно сымитировать рассмотренные личностные характеристики языковой компетенции и социокультурной принадлежности. Этот вопрос требует рассмотрения.

Профессиональную или социальную принадлежность сымитировать действительно можно, хотя и непросто. Имитатору необходимо ознакомиться с профессиональной терминологией или социальным жаргоном, но этого мало. Необходимо усвоить особый стиль речи, свойственный социокультурной группе: систему оценок, логических стереотипов при построении текста, наконец -типовой синтаксис. Последние характеристики трудноимитируемы, но теоретически подлог возможен.

компетенция зависит от вида и продолжительности полученного образования. Впрочем, интеллектуальный возраст может не совпадать с возрастом биологическим - опережая его либо существенно отставая от последнего.

Признаки культурного уровня и языковой компетенции имитируемы лишь относительно: только в сторону понижения. Это означает, что человек с высокими показателями культурного уровня и языковой компетенции вполне может сымитировать речь человека с низкими показателями этих же параметров. Но обратная ситуация невозможна. Поэтому если у человека, молодого и малообразованного, изъяты тексты социально-политического содержания, к тому же талантливо написанные, то авторство задержанного юноши заведомо маловероятно.

Таким образом, в расследовании криминальных проявлений экстремизма применение методов судебного автороведения связано с определенной спецификой, продиктованной видом преступления. Новая редакция ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», по всей видимости, будет способствовать тому, что судебно-лингвистическая экспертиза из разряда нестандартный, разовых следственных ходов перейдет в разряд обязательных экспертно-криминалистических мероприятий по расследованию вербальных форм проявления экстремизма.

Библиографический список

Гомон Т.В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1990.

Горошко Е.И. Судебно-автороведческая классификационная экспертиза: проблема установления пола автора документа // Теорiя та практика судово! експертизи i кримшалютики : зб. наук.-практ. матерiалiв конф. - Харк1в : Право, 2003. - Вип. 3.

Ощепков Е.С. Идентификация пола автора по письменному тексту (лексико-грамматический аспект) : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2003. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.