Научная статья на тему 'Язык MSWLogo – фундамент формирования алгоритмического мышления и подготовки к олимпиадному программированию'

Язык MSWLogo – фундамент формирования алгоритмического мышления и подготовки к олимпиадному программированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык MSWLogo – фундамент формирования алгоритмического мышления и подготовки к олимпиадному программированию»

Теория и методика обучения информатике

205

Язык MSWLOGO - фундамент формирования

алгоритмического мышления и подготовки к олимпиадному программированию

Т.А. Скворцова ([email protected])

МОУ «Гимназия 42», г. Барнаул

В последнее время замечается уменьшение интереса у учащихся к программированию. Ранее во многих школах информатика начиналась лишь в 8 классе, при этом программирование для учеников становилось настоящим наказанием. Подготовить учащихся к олимпиаде было сложно. В тоже время с каждым годом все выше и выше требования к участникам олимпиад по программированию.

В гимназии 42 города Барнаула изучение информатики начинается в 3 классе. У детей уже в 4-5 классах начинает формироваться алгоритмическое мышление. Наши ученики с радостью ходят на олимпиады по программированию и показывают отнюдь не плохие результаты.

Как этого добиться?

Психология и физиология младшего школьника таковы, что позволяют усваивать с легкостью новые языки, в том числе и языки программирования. А достаточно высокая самооценка, амбиции и небольшой жизненный опыт не позволяют ребенку испугаться трудностей - «раз сделал один, значит смогу и я».

Если в 5-6 классе ученики нашей гимназии принимают участие в олимпиадах по программированию на языке Logo, то к 7 классу мы уже имеем сформированную основу алгоритмического мышления, приводящего к хорошему восприятию языков программирования, таких как Pascal, C.

Почему нами выбран именно этот язык?

Во-первых, среда MSWLogo является бесплатной, что приводит к ее широкому использованию в учебных заведениях. На сегодняшний день очень серьезно стоит вопрос лицензирования программных продуктов. Эта среда в тоже время имеет международный статус и используется для изучения программирования не только в России.

Во-вторых, Logo целесообразен как начальный язык программирования. Он доступен для изучения учащимся начальных классов, и в то же время им могут пользоваться профессиональные программисты. Logo является интерпретатором, обеспечивающим диалоговый характер общения с пользователем. Структурное построение программы роднит Logo и Pascal, C. В языке существуют основные алгоритмические конструкции: циклы, ветвление и процедуры. Мощный аппарат обработки объектов языка Logo аналогичен языку искусственного интеллекта Лисп.

С помощью языковой среды MSWLogo ученики знакомятся с основными алгоритмическими конструкциями, выясняют важность правильной записи команд.

В-третьих, это наглядность Logo. В языке предусмотрен специальный исполнитель команд - черепашка (по-английски turtle). Наблюдая за поведением черепашки, управляемой командами Лого, легко понять и усвоить средства языка программирования. А использование программ на создание рисунков и анимации делает изучение языка у пятиклашек похожим на игровой процесс.

Четвертое - направленность на компьютерное моделирование и исследование. Например, задание «растянуть спираль от края до края рабочего поля черепашки» приводит достаточно к сложному исследовательскому процессу, который ученики еще не могут изложить в виде математических соответствий.

В-пятых, это база для начала использования проектного метода на уроках информатики.

Шестое, с одной стороны, программирование в среде MSWLogo тесно связано с робототехникой, ведь существующий на экране исполнитель действует строго в соответствии с написанной программой. В то же время, в этой версии Logo исполнитель абстрактен, представлен в виде прямоугольного равнобедренного треугольника, что не отвлекает ребенка от самого процесса программирования.

Седьмое. Широкий спектр применения и опосредованное изучение ИКТ. В среде MSWLogo можно как строить сложные графические объекты, так и вставлять рисунки, созданные или обработанные в любом графическом редакторе. Возможна работа по созданию анимации. Существует возможность по работе с музыкой. В данной среде возможно производить достаточно сложные математические расчеты и производить диалог

206

ИТО Марий Эл - 2009

пользователя с компьютером. Написание программы формирует простейшие навыки работы по редактированию текста.

Восьмое. При изучении программирования в среде MSWLogo перед учениками открываются выходы на участие в олимпиадах по программированию, ученики знакомятся со спецификой участия в личных и командных олимпиадах по программированию.

Таким образом, среда MSWLogo служит в нашей школе базой для подготовки к олимпиадному программированию, что позволяет получать хорошие результаты в старших классах на олимпиадах по программированию всероссийского уровня.

Литература

1. Баглаев, И.И. Лого-программирование: учеб. пособие / И.И. Баглаев. - Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2003.

2. Карзакова, О.В. Язык программирования Лого (MSWLogo) / О.В. Карзакова. - Барнаул, 2008.

3. Карзакова, О.В. Организация учебной и внеурочной деятельности школьников в пропедевтическом курсе информатики / О.В. Карзакова // Педагогический университетский вестник Алтая. - Барнаул, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.