Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 170-174.
УДК 81-11
ББК81
Е. И. Стебунова
ЯЗЫК МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯЗЫКА? ТЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Современное российское общество находится в состоянии активных перемен. Модерниза-ционные процессы затрагивают не только политическую и экономическую структуру социума, но и социальную, культурную и даже морально-нравственную стороны развития и жизни общества. Трансформация социокультурных стереотипов, закрепленных в морально-нравственных нормах, ценностных системах, культурных метафорах, тендерных стереотипах является обязательным атрибутом модернизации современной матрицы бытия. Эти преобразования должны иметь разнонаправленный характер, затрагивая в том числе и глубинные пласты социальной, культурной, тендерной и психологической жизни общества. С этой целью необходимо обратить внимание на систему языка и ее использование в социокультурной картине мира, а также роль языка в формировании тендерной матрицы современного российского социума.
Ключевые слова: социальная зрелость личности, гендерная социализация, гендерная стере-отипизация, гендерные исследования, гендерная асимметрия общества, гендерно маркированный язык.
С развитием демократии и распространением принципов открытого общества одной из важнейших социально-культурных задач становится преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности, в том числе и по признаку пола. Несомненно, образование в этом процессе должно сыграть одну из важнейших ролей. В демократических странах активно развиваются учебные программы по женским и тендерным исследованиям, а использование тендерного подхода в социологическом познании уже давно стало социальной нормой.
Тендер рассматривается как один из базовых принципов социальной стратификации. В каждом развитом демократическом обществе стоит задача преодоления тендерной иерархии или ее трансформации, так как без этого невозможно само явление демократии и поддержка прав человека. Тендер рассматривается в структуре современного гуманитарного знания как социальный и культурный феномен, позволяющий оценивать уровень социальной зрелости личности.
Социальная зрелость понимается как интегральная характеристика личности, свидетельствующая о качестве процесса ее социализации, осознания своего места в мире, адаптации к изменяющимся условиям жизни, стремлению активно положительно влиять на события, явления, процессы, происходящие в социуме,
изменяя себя и свое окружение. В процесс интеграции включены все члены общества, все социальные общности независимо от возраста, образования, состояния здоровья, этнической и социальной самоидентификации, социального статуса. Вместе с тем реальная практика демонстрирует постоянную или спорадическую изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию [5].
Безусловно, наиболее значимыми компонентами социальной зрелости личности выступают такие личностные компетенции, которые позволяют оценить уровень развитости субъекта. В число таких личностных компетенций входит и гендерная самоидентификация субъектов любого социума, закрепленная в языковой системе, принятой в данном социальном сообществе, и отраженная в индивидуальной речевой системе отдельного индивида, являющейся своеобразной калькой закрепленных речевых норм в той социальной группе, с которой субъект себя атрибутирует.
Процесс формирования и становления постиндустриального демократически настроенного общества неразрывно связан с проблемой преодоления разного рода социокультурных ассимиляций и выработкой новых толерантных социальных и культурных правил и норм. В данном вопросе уже достигнуты положительные результаты. Наиболее актуальным и наименее популяризированным направлением
научных исследований социальных проблем является на сегодняшний день проблема тендерной ассимиляции российского общества. Несмотря на серьезную правовую базу, социальное расслоение по признаку пола продолжает выступать в качестве основополагающей структуры общества, с помощью которой формируется тендерная иерархия. Одной из причин невозможности преодоления или трансформации тендерной структуры российского социума стала проблема тендерной стереоти-пизации общественного сознания [6].
Люди, в отличие от представителей животного мира, чье поведение биологически запрограммировано, нуждаются в социальном опыте, чтобы научиться культуре и выжить. Социальный опыт обусловливает личность, которая создается благодаря интернализации - или усвоению - нашего окружения. Но без социального опыта личность не развивается вовсе. Именно поэтому каждый индивид homo sapiens с момента рождения включается в процесс социализации. Социализация - социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру [4]. В процессе социализации у людей вырабатываются определенные ценности и убеждения, то есть некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красоту, и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Культурные ценности и убеждения влияют не только на наше восприятие окружающей среды, но и формируют ядро личности. Семья, друзья, религиозные организации, школа и вузы учат человека мыслить и поступать в соответствии с определенными принципами, верить в достойные истины и преследовать надлежащие цели.
Среди различных ключевых ценностей, существующих в разных культурах, одной из наиболее распространенной ценностью в настоящее время является следующая - равные возможности. Это означает, что каждому общество должно обеспечивать шанс преуспеть в соответствии с его индивидуальными талантами и усилиями. Но в то же время в мире господствует и другая «культурная ценность» -расизм и групповое превосходство. Несмотря на принципы индивидуализма и свободы, большинство людей различных культур продолжают оценивать человека с позиции тендерной, расовой, этнической и классовой принадлеж-
ности, например, как отмечает американский социолог Дж. Масионис, культура США мужчин ставит выше женщин, белых - выше цветных, выходцев из стран Северной и Западной Европы - над теми, чьи предки приехали из иных краев, богатых - выше бедных [4].
В течение довольно продолжительного времени идет борьба за искоренение подобных социокультурных антиценностей. Но если в устранении расизма и превосходства с этнической и классовой точки зрения были достигнуты хоть какие-то положительные результаты, то с модернизацией тендерной асимметрии в обществе еще предстоит поработать. В связи с этим основными принципами нашей эпохи стали не только равенство и свобода, но и толерантность (иначе говоря, терпимость к иным) и тендерное равенство. Важнейшую роль в распространении данных культурных ценностей среди молодежи играют высшие учебные заведения. Поэтому их учебные и воспитательные программы обязательно должны иметь соответствующие компоненты, а в идеале - специальные учебные курсы.
В то же время необходимо четко представлять сложившуюся ситуацию: в нашей стране лишь малая толика знает о существовании таких понятий, как «гендерная асимметрия», «гендерная иерархия», «гендерная дискриминация». Причем парадокс заключается в том, что подавляющее большинство ежедневно воплощает эти социокультурные явления в жизнь, не отдавая себе в этом отчета и, самое главное, не видя в них чего-то предосудительного. Поэтому для многих наших соотечественников разговор о тендерном неравенстве и его искоренении может показаться пустой болтовней и войной с ветряными мельницами.
Относительно недавно в России о существовании такой области социального знания, как женские и тендерные исследования, знали очень немногие. В настоящее время, благодаря активной научной и образовательной деятельности Московского центра тендерных исследований, идет процесс внедрения тендерных исследований в академическую и преподавательскую среду; были образованы несколько подобных центров в других городах, а некоторые из российских вузов в последнее время предлагают спецкурсы по тендерной тематике.
Однако, как отмечает О. А. Воронина, один из ведущих российских исследователей тендерной проблематики, большинство российских исследователей в области социальных и
172
Е. И. Стебунова
гуманитарных наук, а также преподавателей университетов не знакомы с теорией и практикой тендерных исследований. «Существующая система подготовки специалистов в области социальных и гуманитарных наук не только не обеспечивает необходимого уровня знаний по данной теме, но до сих продолжает воспроизводить традиционные стереотипы в отношении женщин и мужчин и, тем самым, способствует усилению тендерной асимметрии и иерархии. В условиях социально-экономической трансформации это приводит к усилению дискриминации женщин и тендерных конфликтов в обществе (особенно в сфере семьи и профессиональной занятости). Преподаватели и исследователи «старой школы» не способны противостоять этим негативным социальным явлениям, поскольку придерживаются (подчас даже не осознавая этого) биодетерминистских взглядов на роли женщин и мужчин» [1. С. 7-8].
Тендерные исследования в значительной степени ориентированы на анализ и поиск путей решения реальных социальных и культурных проблем, которые возникают во взаимоотношениях мужчин и женщин. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что понятие «гендер» включает в себя не только рассмотрение так называемого «женского вопроса», но и исследует проблематику «мужского вопроса», сексуальных меньшинств и других мало защищенных с точки зрения половой принадлежности социогрупп. Поэтому основой методологии тендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях, чертах характера, нормах жизни той или иной социальной группы в зависимости от половой принадлежности, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе и через тендерные роли и отношения.
Осознание тендерной принадлежности настолько распространено в нашем обществе, что мы считаем его заложенным в генах. В силу собственной натуралистической ориентации нам трудно поверить в то, что тендерные различия постоянно создаются и воссоздаются в ходе человеческого взаимодействия, и в то же время они составляют основу социальной жизни и являются ее организующим началом. Тендерное сознание и манера поведения, обусловленная принадлежностью к полу, настолько вошли в обиход, что обычно мы не придаем им значения. Однако, как отметил Дж. Лобер в своем труде «Пол как социальная
категория», если мы встречаем человека, чья манера поведения неоднозначна и не позволяет нам определить, мужчина это или женщина, то мы чувствуем себя достаточно неуютно до тех пор, пока не отнесем его к определенной тендерной категории. «В обществе существуют две группы людей подобного типа: трансвеститы (люди, переодевающиеся мужчиной или женщиной) и транссексуалы (люди, сделавшие операцию смены пола)» [3. С. 127-128]. Отношение к ним в обществе, как правило, однозначно отрицательное, так же, как и к геям и лесбиянкам - людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Вообще процесс общения начинается с установления принадлежности человека к определенному полу. Затем взаимодействие продолжается в соответствии с правилами поведения людей, принадлежащих к одному или разным полам, становясь зависимым от контекста общения и других статусных признаков: возраста, расы, образования, профессии, религии. Внешние проявления власти глубоко укоренены в общепринятых и само собой разумеющихся правилах повседневного взаимодействия.
Совершенно очевидно, что для изменения подобного отношения необходимо внести соответствующие коррективы в культурных ценностях общества в целом и каждого в отдельности. Поскольку люди воспринимают мир опосредованно через культурную призму языка (тезис Сапира - Уорфа), то достижение поставленной задачи возможно лишь при условии, что будет изучен тендерный строй языка и на основе полученных данных будет выработана стратегия преодоления или модернизации тендерной асимметрии.
Язык - это нить, которая объединяет членов общества в символическую сеть, именуемую культурой, поскольку является «одной из главных технологий практической деятельности» [2. С. 44]. Язык передает не только поверхностный, но и глубоко заложенный смысл. Один из таких глубинных уровней связан с тендерной принадлежностью. Язык отличает мужчин и женщин как минимум в трех отношениях, касающихся власти, ценности и внимания. Смешение тендера и языка - один из источников непонимания между мужчинами и женщинами. Исследователи утверждают, что существует специфика мужской и женской речи, поэтому зачастую кажется, что представители разных полов и говорят на разных языках. Языковые средства имеют жизненно важное значение
для социального конструирования реальности. Они неодинаково определяют мужчин и женщин - как правило, демонстрируя преимущество первых [7].
Таким образом, религия, язык, образование и культура (и высокая, элитарная, и низкая, массовая) настраивают на определенное ценностное восприятие обществом женщин и мужчин и усиливают его. В результате складываются определенные ценностные ориентации и моральные нормы, основанные на тендерных различиях. Признание легитимности этих норм
теми, кто имеет меньший доступ к общественным благам (собственности, власти, престижу), придает этим моральным нормам господствующий характер. Но такое положение вещей перестало удовлетворять запросы современного общества. Поэтому возникла необходимость преодоления или модернизации тендерной асимметрии общества. Достижению поставленной задачи и служит гендерология - относительно молодая область научного познания, но имеющая грандиозные перспективы.
Список литературы
1. Воронина, О. А. Основы тендерной теории и методологии / О. А. Воронина // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. - М., 2001. - C. 3-12.
2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 448 с.
3. Лобер, Дж. Пол как социальная категория / Дж. Лобер // THESIS. Женщина, мужчина, семья. - 1994. -№ 6,- С. 127-136.
4. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. - СПб.: Питер, 2004. - 752 с.
5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации. - М.: Аспект Прогресс, 2003. - 188 с.
6. Стебунова, Е. И. Роль тендерных стереотипов в процессе трансформации современного российского общества / Е. И. Стебунова // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. - Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2015. - № 3.6 (63). - С. 3006-3020.
7. Просекова, M. Н. Тендерные аспекты в современной лингвистике / M. Н. Просекова, Е. И. Стебунова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2007. -№ 2.-С. 110-116.
Сведения об авторе
Стебунова Евгения Игоревна - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета.
Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). Philology Sciences. Issue 98. Pp. 170-174.
LANGUAGE OF MODERNIZATION OR MODERNIZATION OF LANGUAGE? GENDER ASPECTS IN MODERN CULTURE
E. I. Stebunova
Tyumen' state naturalgas university. [email protected]
Modern Russian society is in a condition of active changes. Modernization processes affect not only political and economic structure of society, but also social, cultural and even moral the parties of development and life of society. Transformation of the sociocultural stereotypes fixed in moral norms, valuable systems, cultural metaphors, gender stereotypes is obligatory attribute of modernization of a modern matrix of life. These transformations have to have multidirectional character, affecting including deep layers of social, cultural, gender and psychological life of society. For this purpose it is necessary to pay attention to system of language and its use in a sociocultural picture of the world, and also a language role in formation of a gender matrix of modern Russian society.
Keywords: a social maturity of the personality, gender socialization, gender stereotypification, gen-
174
E. H. CmeóyHoea
der researches, gender asymmetry of society, the language genderno marked.
References
1. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii [Bases of gendernoy theory and methodology]. Teoría i metodología gendernyh issledovanij. Kurs lekcij [Theory and the methodology of gen-dernykh studies. Course ofthe lectures]. Moscow, 2001. Pp. 3-12. (In Russ.).
2. Kagan M.S. Filosofia kultury [Philosophy ofthe culture]. St. Petersburg, 1996. 448 p. (In Russ.).
3. Ljber D. Pol kak socialnaja kategoria [Gender as social category], THESIS. Zhenschina, muzh-cina, semja [THESIS. Woman, man, family], 1994, no. 6, pp. 127-136. (In Russ.).
4. Masionis D. Sociología [Sociology]. St. Petersburg, 2004. 752 p. (In Russ.).
5. Multikulturalizm i etnokulturnye processy v menjajuschemsa mire: issledovatelskie podhody i interpretacii [Multikulturalizm and etnokulturnye processes in the changing peace: research approaches and interpretation], Moscow, 2003. 188 p.(In Russ.).
6. Stebunova E.I. Rol gendernyh stereptipov v processe transformacii sovremennogo rossijskogo obschestva [Role of gendernykh stereotypes in the process of the transformation of the contemporary Russian society]. Vmire nauchnyh otlrytij. Socialno-gumanitarnye nauki [In the world scientific discoveries. Social-humanitarian sciences], 2015, no. 3.6 (63), pp. 3006-3020. (In Russ.).
7. Prosekova M.N., Stebunova E.I. Gendernye aspekty v sovremennoj lingvistike [Gendernye aspects in the contemporary linguistics]. Vestnic Tumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Tyumen' state university], 2007, no. 2, pp. 110-116. (In Russ.).