Л.В. БРОННИК (Краснодар)
ЯЗЫК КАК СИСТЕМА: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ЯЗЫКА В КОГНИТИВНОСИНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Поднимается традиционный вопрос языковой онтологии - язык как система. Последние успехи в области общей и прикладной синергетики инициировали исследования синергетических свойств языковых/речевых явлений. Из общего потока лингвосинергетических проектов предлагается выделить особое направление - когнитивную лингвосинергетику, в задачу которой входит изучение языка как когнитивной открытой нелинейной синергетической системы.
Ключевые слова: язык как система, когнитивная лингвосинергетика, системные свойства языка, открытость, нелинейность.
Отношения в системе «язык - мышление (когниция)» относятся к фундаментальным проблемам языкознания. Господствовавшая несколько десятилетий когни-тивистская (вычислительная) парадигма постепенно уступает свои позиции кон-некционизму и динамицизму. Язык как сложная динамическая когнитивная система - вот тот «столп», на котором зиждется динамический подход к языковой когни-ции. В отечественной науке проблемами сложных динамических явлений занимается новое направление, более известное под названием «синергетика» - наука о сложных самоорганизующихся системах любой природы (С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Л.П. Киященко, Г.Г Малинецкий., Ю.А. Данилов, Г.А. Котельников и др.). В языкознании набирает обороты лингвосинергетика - наука о динамике сложных языковых/речевых систем (В.А. Пищальникова, Р.Г. Пиотровский, И.А. Герман, Н.Л. Мышкина, Е.В. Бондаренко, К.И. Белоусов и др.).
Мы убеждены в том, что когнитивная лингвистика не должна остаться в стороне от лингвосинергетического движения. Такая уверенность основывается на неоспоримом факте: язык и когниция есть онтологически сложные динамические
системы, которые плохо поддаются изучению с помощью существующего лингвистического инструментария. Из научного пространства лингвосинергетики не только можно, но и нужно выделить более частное направление - когнитивную лингвосинергетику. Располагаясь на пересечении интересов когнитивного и синергетического подходов, когнитивная лингво-синергетика может открыть новые грани в когнитивной динамике и дать объяснение функционирования различных языковых/речевых явлений. Поставленная задача, на наш взгляд, интересна, перспективна и, учитывая теоретический и эмпирический прирост знания в других областях гуманитарной синергетики, вполне разрешима.
В основу симбиоза когнитивной и синергетической парадигм может быть положен принцип взаимодействия, взаимо-детерминированности языка и мышления. Интерпретируя их взаимосвязь с позиций синергетической картины реальности, мы приходим к следующему выводу: в отличие от традиционного когнитивизма, где язык идеализируется в виде функционально-инструментальной модели, когнитивная лингвосинергетика видит в слиянии ментального и языкового источник развития и самоорганизации новых мыслительных целостностей, которые потенциально могут получить вещественное (или речевое) выражение.
Особую смысловую нагрузку в сфере когнитивно - синергетических исследований несет понятие «экологический контекст». Известное ограничение, введенное в когнитивную науку на заре ее становления и предписывавшее сосредоточиться исключительно на внутренних когнитивных процессах [3: 60], было вынужденным эвристическим приемом. Но сегодня уже сложились иные, более благоприятные методологические условия (в синергетике есть система принципов, разработан концептуальный аппарат, совершенствуется ее инструментарий) для того, чтобы покончить с аконтекстуальностью лингвокогнитивных структур сознания. Экологический ракурс позволяет учесть самые разнородные аспекты среды (биофизической, социальной, культурной природы), релевант-
© Бронник Л.В., 2009
ные для понимания движущих сил речевого поведения. Синергетика же дает возможность привести их к общему знаменателю, оперируя едиными понятиями-дескрипторами. Итак, мы предлагаем следующее определение новой области исследований, достаточно широкое и емкое, способное вобрать в себя разнообразные синергетические проявления лингвоментальной реальности: когнитивная лингво-синергетика - это раздел лингвосинергети-ки, изучающий взаимодействие языка и мышления в экологическом контексте.
За основу структуры теоретического ядра когнитивной лингвосинергетики возьмем традиционную трихотомию «онтология - эпистемология - методология». Онтологические принципы описывают метафизические представления о предметной области когнитивной лингвосинергетики, ее «граничные условия». Центральное место в этой «несущей конструкции» должен занимать, на наш взгляд, принцип онтологической системности. Полагаем, что применительно к когнитивной лингвосинер-гетике его следует толковать так: язык (языковая когниция) есть реально существующая природная система. Это допущение разложимо на несколько микротезисов: 1) язык - это системный объект; 2) он объективно существует; 3) язык относится к природным явлениям, а значит, на него распространяется действие всеобщих законов универсума. Каждое положение нуждается в обоснованиях, а возможно, и дополнениях, которые мы попытаемся здесь представить.
Мысль о том, что язык - это одно из проявлений системности, занимала доминирующее положение среди других научных образов языка в языкознании XX в. Исторически тезис «язык как система» восходит к работе Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». Именно его научные взгляды оказали наиболее заметное влияние на становление структуралистской парадигмы. Для когнитивной линг-восинергетики самым ценным в наследии лингвистического структурализма является разработка положения о языке как системе. Язык есть система, а потому его нужно изучать как систему.
Системные представления о языке традиционно опираются на ряд фундаментальных допущений. Вместе с тем эти ак-
сиомы не оставались чем-то незыблемым и вневременным. Понятие системы в языкознании претерпело ряд эволюционных изменений, и в современной интерпретации под системой понимают «множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность» [1: 452]. Как и в общей теории систем, в лингвистическом учении о языковой системности предлагается целый спектр определений языка как системы. Тем не менее при всем разнообразии точек зрения можно выделить некоторые черты сходства. Среди существенных и необходимых признаков особое место отводится целостности языка. Под целостностью понимается такое объединение объектов, элементов, которое отличается наличием новых свойств, отсутствующих у составных частей [6: 11].
Языковая система устроена по принципу иерархичности. Так, в частности, подходит к вопросу A.A. Реформатский, согласно которому «система в языке - это взаимосвязь и взаимообусловленность однородных явлений в пределах одного яруса структуры - фонетической, морфологической, синтактической и даже лексической. Все ярусы языковой структуры системны... Структура - это результат вертикального анализа языка от периферии вглубь, это та “ось”, на которой “крепятся” различные ее ярусы, образуя единство разнородных элементов в целом» [5: 28 - 29].
Язык иногда называют системой систем [6: 46], подчеркивая, тем самым, его уровневую природу. Понятие языкового уровня получило широкое хождение и уже давно перешагнуло границы системно-структурной лингвистики. Общепризнано, что каждый элемент языковой системы способен входить в более сложную единицу. Другими словами, иерархические отношения характеризуют степень потенциальной сложности элементов языка, его локальных подсистем (Там же: 66). Выделяемые в языке уровни - фонологический, морфологический, лексический, синтаксический — отражают усложнение языковых комплексов, направленное от отдельного звука к интертекстовым образованиям как наиболее сложным целостностям из известных сегодня науке о языке.
Таким образом, сложность — еще одно системное свойство языковой материи.
Все сказанное выше известно достаточно давно и относительно хорошо изучено. В современных условиях бурное и успешное развитие синергетики подготовило научную почву для пересмотра некоторых догм структурализма. Рассматривая язык как совокупность слов, комбинируемых в соответствии с определенными правилами, структуралисты фиксируют свое внимание на композиции (лексический состав) и структуре (грамматика). При этом игнорируется среда, что неизбежно деформирует представление о языковой/речевой реальности. Сегодня многие исследователи настаивают на открытости и нелинейности языковой системы. Язык, как и любая другая синергетическая система, способен обмениваться с внешней средой информацией, энергией и веществом [4: 39]. Более того, незамк-нутость является необходимой предпосылкой жизнедеятельности языка, позволяя ему балансировать на грани хаоса, в который его вводят различные средовые воздействия, и порядка, к которому он неотвратимо стремится вернуться. В условиях неустойчивого равновесия можно говорить лишь о вероятностных путях развития языковой системы, что придает ей нелинейный характер [2: 23 - 24]. Доказано, что жесткий алгоритм линейной зависимости «если - то» неактуален для синергетических систем и закономерностей.
Проблема языковой природы тесно связана с вопросом его происхождения, который был и остается одной из наиболее трудных языковедческих задач. Каковы были первопричины, запустившие процесс эволюции языка? Есть ли в этом заслуга самого человека, является ли язык продуктом его воли, рукотворным артефактом, или же он возник и существует по законам Природы? А может, язык подчиняется собственным имманентным законам? Применительно к исследованиям когнитивно-синергетических свойств языка вопросы его онтологического статуса приобретают особую значимость. Доказательство того, что язык онтологически природен, делает возможным проецирование всеобщих (в том числе синергетических) законов универсума на языковую/ речевую материю.
Идея изучать язык как природный объект была внесена в лингвистику Н. Хомским вместе с другими революционными мыслями, перевернувшими устоявшиеся представления об исключительно абстрактно-социальной сущности языка. В дополнение к соссюрианскому «langue» ге-неративисты выдвинули на передний план лингвистических исканий язык как когнитивную способность («языковую компетенцию», в оригинальной терминологии Н. Хомского), специфическую для нашего биологического вида и физически представленную в мозге [7: 1]. Н. Хомский закрепил за языковой компетенцией определенную когнитивную область говорящего, его знание системы языка, назвав их внутренним языком [8: 22]. В этой связи одна из главных заслуг генеративизма состоит в том, что вопросам языковой природы, в частности взаимоотношениям языка и мышления, был придан статус основополагающих проблем языкознания.
Еще ближе к пониманию языковой реальности подошли представители эволюционной лингвистики. Данное направление, возникшее в конце XX в. под влиянием эволюционных идей в биологии, разделяет главный тезис эволюционизма, применяя его к языку, - несмотря на свою специфичность, язык, тем не менее, являет собой биологическую систему. То, что мы называем сегодня языком, есть продукт эволюции человека, который следует рассматривать в одном ряду с другими сложными явлениями [11: 2]. Эволюционная модель языка - это не только совокупность умозрительных заключений об особенностях эволюции языковой системы, но и весьма убедительная эмпирическая база. Так, например, утверждается, что эволюционное развитие языка отражает действие общих физических законов. В частности, языковые системы обладают способностью к самоорганизации. С помощью компьютерного моделирования была воссоздана эволюция системы гласных звуков, причем из сценария эксперимента была полностью исключена возможность как имитации, так и коммуникации с другими системами. Результат был поразительным: система гласных продемонстрировала свойства, наблюдаемые в ее реальном естественном прототипе (дискретность и универсальность) [10].
Язык, как известно, развивался в процессе и биологической, и культурной эволюции человечества. Неудивительно, что при оценке роли этих факторов в разные периоды развития науки о языке наблюдался крен то в одну, то в другую сторону. Но сегодня все громче раздаются голоса тех, кто уверен, что подобная традиция ошибочна и ведет к искажению реального сценария языкового развития. При этом утверждается, что наш язык и его физиологическое «обеспечение» являются результатом коэволюции человека и природы [9: 764].
Подводя итоги, отметим, что язык, безусловно, представляет собой классический пример сложной природной системы: ему присущи целостность и иерархичность. Но сегодня уже недостаточно определять языковую систему в объеме этих характеристик. В научное сознание постепенно проникает понимание того, что язык - это система особого, синергетического порядка. Сложность, открытость и нелинейность этой системы создают условия для успешного приложения синергетических идей в лингвистической плоскости. С другой стороны, язык как природный объект занимает в иерархии универсума нишу ментальных явлений. Своим появлением естественный язык обязан глобальным эволюционным процессам, коэволюции (развитии во взаимодействии) человека и природы на протяжении длительного исторического периода. И если мы желаем приблизиться к пониманию механизмов языковой реальности, то эффективная научная стратегия непременно должна отталкиваться от образа языка как когнитивной синергетической системы, адаптированной к репрезентации и упорядочиванию хаоса наших мыслей и опыта. Можно надеяться, что концепция когнитивной лингвосинергетики вызовет интерес у научного сообщества. Ведь в ее распоряжении немалый потенциал - наследие лингвистической, когнитивной и синергетической наук, которое позволяет с успехом реализовать намеченную исследовательскую программу.
Литература
1. Булыгина, Т.В. Система языковая / Т.В. Булыгина, С.А. Крылов // Языкознание: большой энцикл. словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая рос. энцикл., 1998. С. 452 - 454.
2. Герман, И.А. Введение в лингвосинерге-тику / И.А. Герман, В.А. Пищальникова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. 130 с.
3. Кубрякова, Е.С. Когнитивная наука. Когнитивные науки / Е.С. Кубрякова // Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 58 - 63.
4. Пономаренко, Е.В. Системность функциональных связей в современном английском дискурсе: дис. ... д-ра филол. наук / Е.В. Пономаренко. М., 2004. 447 с.
5. Реформатский, А.А. Что такое структурализм? / А.А. Реформатский // Вопр. языкознания. 1957. № 6. С. 25 - 37.
6. Солнцев, В.М. Язык как системно-структурное образование / В.М. Солнцев. М.: Наука, 1971. 294 с.
7. Chomsky, N. On Nature and Language: With an Essay on «The Secular Priesthood and the Perils of Democracy» / N. Chomsky; A. Belletti, L. Rizzi (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 206 p.
8. Chomsky, N. Knowledge of Language / N. Chomsky. N.Y.: Praeger, 1986. 314 p.
9. Kohler, R. Synergetic Linguistics / R. Kohler // Quantitative Linguistik: ein internationales Nand-buch = Quantitative Linguistics: an international Handbook; R. Kohler, G. Altmann, R.G. Piotrowski (ed.). Berlin: W. De Gruyter, 2005. P. 760 - 775.
10. Oudeyer, P.-Y. From holistic to discrete speech sounds: the blind snowflake-maker hypothesis / P.-Y. Oudeyer // Language Origins: Perspectives on Evolution / M. Tallerman (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 2005. P. 68 - 99.
11. Tallerman, M. Introduction: Language origins and evolutionary processes / M. Tallerman // Language Origins: Perspectives on Evolution; M. Tallerman (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 2005. P. 1 - 10.
Language as a system: reflexions about the language nature in the cognitive and synergetic context
A traditional problem of language ontology -language as a system - is discussed.
Researches into synergetic properties of language and speech phenomena are initiated by the recent success in the sphere of general and synergy.
A special scientific tendency — cognitive linguistic synergy - is singled out of the main group of cognitive and linguistic projects. Its aim is to study language as an open cognitive nonlinear synergetic system.
Key words: language as a system, cognitive linguistic synergy, system properties of language, openness, nonlinearity.