ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 81:11«652»
Язык как особая форма миропонимания в античной натурфилософии
Горюнова Т. А.
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Вятский государственный университет.
610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье прослеживаются истоки онтологического рассмотрения языка. Они связываются с античными теориями и спорами об имени, где проявляются процессы онтологизации языка. Здесь идет речь об имени, о его смысловой сущности, а также о связи между языком и восприятием мира как совокупности определенных дискретных вещей. Античные философы апеллируют к языку, чтобы показать, каким является мир в их представлениях. Они стремятся понять связь между существующим предметным миром и его языковым и речевым проявлением. В онтологическом смысле для языка необходимо бытие и присутствие человека, который именует реальность вокруг. Мир, человек и язык существуют в данном случае в единстве и целостности.
Ключевые слова: язык, философия имени, античные теории, мир, космос, вещь, слово, человек, онтология.
Language as a special form of understanding the world in ancient natural philosophy
Goryunova T. A.
candidate of philosophical sciences, associate professor of the Department of philosophy, Vyatka State University. 36 Moskovskaya St, 610000, Kirov.
E-mail: [email protected]
Abstract: The article describes the origins of the ontological language understanding. These origins deal with ancient theories and disputes about the name identifying the processes of language ontologization. That entails the notion of the word, its concept and the relationship between the language and the world perception as the set of certain discrete things. Ancient Greek philosophers appeal to the language to show what the world is in their speculations. They try to understand the connection between the existing presentive world and its linguistic and language occurrences. Ontologically, the language requires existence, the presence of a human being naming the surrounding real world. In this context the world, human being and language exist in unity and integrity.
Keywords: language, name philosophy, ancient Greek theories, world, space, thing, word, human being, ontology.
В современных гуманитарных парадигмах не потерял своей актуальности глубинный, незамкнутый на проблемах структурной лингвистики онтологический подход к феномену языка, позволяющий осознать внутреннюю языковую сущность в единении с человеком и миром.
Язык трансформируется из семиотической системы и инструмента отражения реальности и констатации фактов, из способа выражения чувств и эмоций в духовную энергию и специфическую форму мировидения, созидающую и конструирующую действительность вокруг. Язык становится неотделимым от процессуальности человеческого бытия, ищущего смыслы и понимающего их, он опосредует отношение человека к миру вокруг.
Лингвистическое научное поле дополняется проблемами интерпретации и коммуникации, интерсубъективности. Здесь поднимаются и звучат вопросы о языковой реальности: мир как текст и язык как символический универсум, мироистолкование через язык, языковые способы конструирования действительности, язык как перформанс.
Надо обратить внимание на тот факт, что целостное рассмотрение человека, языка и мира возникает еще в античной натурфилософии, где язык выступает главным образом объектом фи-
© Горюнова Т. А., 2017 6
Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Philosophical science
лософского, а не лингвистического анализа. Древнегреческие мыслители исследуют связи между действительностью, вещью, мыслью и словом. Это объясняется их интересом к онтологической проблематике. Обращение к языковому материалу помогает натурфилософам проникать в суть бытия и постигать особенности познания действительности. В то же время взгляды философов на бытие определяют их подходы и к самому языку.
Поэтому цель данной статьи - показать в учениях греческих натурфилософов связь между их онтологическими и языковыми представлениями, где именование структурирует мир и способствует осмыслению бытия.
Изучением античной философии имени, а также анализом размышлений греческих мыслителей о вещи, о процессах именования и о возможностях языка отражать мир занимались многие современные исследователи, например А. Ф. Лосев, В. М. Алпатов, О. А. Донских, Л. Г. Зубкова, В. В. Каракулаков, И. М. Троцкий. Онтологические концепции досократиков и их учения о бытии были рассмотрены В. П. Визгиным, П. П. Гайденко, А. Л. Доброхотовым, И. Д. Рожанским. Их исследования послужили отправной точкой для написания данной статьи.
Авторами отмечается, что слово и обозначаемый им предмет находятся в обоюдной связи. Действительность в Античности имеет чувственные предметные черты. Все существующее вокруг осмысливается как множество единичных вещей. Единство вещи осуществляется в ней самой, так как целое уже есть в ее частях. Вещь абсолютно самостоятельна, и, как пишет А. Ф. Лосев, она «в античности настолько всемогуща, что даже и боги оказываются не в состоянии создавать эти самодовлеющие вещи, когда эти вещи достигли своего предельного обобщения в виде чувственно-материального космоса» [1].
В результате такого понимания реальности и язык выступает как некое множество слов для обозначения и называния явлений и вещей окружающего мира. Под «вещью» здесь подразумевается «все, что может быть названо» [2]. Сама этимология лексемы «вещь» косвенно указывает на эту связь языка с предметным миром. Корень данной лексемы в древнеиндийском и греческом языках восходит к слову «говорить», а в латинском языке - к «голосу», «слову» [3].
В процессе языковой эволюции вначале слова передавали пространственно-временные характеристики вещей. Потом они стали показывать их свойства и признаки. И уже далее начали складываться языковые структуры, отражающие взаимоотношения между разными вещами. Такой механизм языкового развития связан с принципом транссубстанциации слова и вещи, который встречается в древнем мифологическом мышлении. Суть этого принципа сводится к отождествлению слова и вещи, наделению их автономной сущностью и особыми силами [4]. Язык фиксирует субстанцию вещи, вокруг которой располагаются все ее свойства и признаки. Существование вещи осознается как факт. А уже потом человек выстраивает свои представления о сущем. Начинается этап символического выражения и освобождения языковых форм от чувственного восприятия.
Мир является как предданный через субъективное впечатление о нем с помощью мысли и языка. Чувственный опыт человека таким образом структурируется через язык еще до появления конкретных наук. И подобные классификация явлений, придающие миру единство, выражаются, как пишет Э. Кассирер, именно в мифических и лингвистических понятиях: «Язык - первая попытка человека артикулировать мир своих чувственных впечатлений» [5].
Один из конкретных способов систематизации впечатлений, благодаря которому чувственному и предметному содержанию придается языковое выражение, - это именование. Имя в ранней греческой философии является одним из ее смысловых центров, поэтому именно с его анализа натурфилософы начинают теоретическое осмысление феномена языка.
Проблема именования у досократиков привела к возникновению разных точек зрения на процесс именования и истинную природу имен, а в дальнейшем - к появлению в философии языка онтологического и конвенциального подходов к имени и сущности названного им предмета.
Онтологическое рассмотрение сути отношений между именем и вещью основывается на нахождении их внутреннего соответствия, то есть слова связаны с вещами изначально, по природе. Имя и предмет, им обозначаемый, соединяются естественной, природной связью. Это точка зрения Пифагора и Гераклита.
Конвенциальная трактовка сводит именование конкретных вещей и мира в целом к договоренности, заключенной людьми, или даже к человеческому произволу. Данный подход выявляется в текстах Парменида и Демокрита.
Проанализируем далее взаимосвязь взглядов на мир и теоретических воззрений на язык у представителей указанных позиций, обратившись к фрагментам из их текстов.
Прежде всего онтологически трактует внутреннюю природу имени пифагорейская школа. Данное учение наполнено сакральным и образным содержанием, но в нем можно выделить важ-
Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 11 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606
Философские науки
ную для нас идею. Пифагорейцы видят явления и вещи, человека и его душу через главенство числа, которому все в мире равно [6]. Они обретают в понятии числа совершенство бытия и высшую форму знания и мысли. Число становится своего рода ключом для открытия мироустройства. Этот ключ применяется и к словесному миру. Имя отвечает внутренней сущности обозначенного им предмета, это его «изображение» [7]. Числа руководят мирозданием, и, следовательно, имена также несут в себе отпечаток свойств чисел и передают их смысл.
Однако действительность и вещи в процессе именования могут получать неполное или искаженное освещение. Представители пифагорейского братства говорят о противоположностях, которые можно гармонизировать и достичь единства бытия с помощью выявления и именования противоположностей. Идеи о противоположностях и о достижении понимания истинной сущности вещей будут развиты Гераклитом Эфесским.
Гераклит говорит о естественной связи между именем и вещью. Слова созданы природой, они как в зеркале дают ее отражение [8]. Кроме того, он разрабатывает понятие Логоса, которое определяет все вещи: «Огненный Логос - то золото, которое заранее знает цену вещам» [9].
Существование материального мира для мыслителя предстает как вечное движение. Для того чтобы преодолеть изменчивость и несовершенство реальности, чтобы уйти от ошибочности чувств, надо погрузиться в глубину бытия. Таким глубинным измерением бытия у Гераклита становится Логос (Слово). В нем нивелируются все противоположности и противоречия материального мира.
Постигая внутреннюю сущность Логоса, греческий философ обращает свой умственный взор к языку. Логос через язык соединяет в себе как космическое начало, так и человеческие, антропологические свойства: «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы узнать все как одно» [10]. Мы видим в Логосе соединение универсума, мысли и слова, а именно -онтологического и человеческого (антропологического) начал. Благодаря Логосу можно подняться от чувств и ощущений окружающего мира к символическому миру, к смыслам и представлениям. Через тысячелетия об этой особой антропокосмической сущности языка станет размышлять С. Н. Булгаков, обратившись к анализу Логоса-смысла в своей «Философии имени».
Вторую - конвенциальную - трактовку проблемы именования рассмотрим вначале на примере взглядов Парменида.
Он, отталкиваясь от фактов непостоянства вещей чувственного мира, считает, что люди сами произвольно дали вещам то или иное имя: «Люди же каждой из них (вещи. - Т. Г.) нарекли приметное имя» [11]. А раз их установили люди, опираясь на свое субъективное мнение, то они неистинны: «Смертные так порешили: назвать именами две формы, коих одну не должно - и в этом их заблужденье» [12].
В результате человек встает на ошибочный, стихийный путь мнения, противостоящий абсолютному совершенному бытию. Этот путь, согласно элеатам, ведет в нереальный, иллюзорный мир. В процессе именования слово и обозначенный им предмет становятся частью последнего. Язык и имя относятся, таким образом, к миру изменчивых преходящих вещей и смертных людей, где нет ничего истинного и постоянного.
Еще один представитель конвенциальной точки зрения - Демокрит. Он упорядочивает аргументы, опровергающие теорию природной связи имени и вещи. Мыслитель обосновывает появление языка вообще и имен в частности развитием человеческого общества. Разные именования вещей и явлений у людей появились случайно, а не в силу природных закономерностей. Объединения людей происходили независимо друг от друга в разных местах, и у них образовывались разные слова. Многообразие племен обусловило и многообразие языков. А коммуникативная потребность, по Демокриту, привела к появлению членораздельных слов и установлению имен для называния вещей.
Демокриту языковая система видится как схема, которая подобна его представлениям о мироустройстве, где чувства относятся к области договора: «Сладкое только считается таким, горькое только считается таким... в действительности же - атомы и пустота» [13].
Структура языка похожа на атомистическое устройство мира. Она представлена у Демокрита следующим образом: буква - слог - имя, имя - речение - предложение. Имя состоит из букв, как, например, вещь состоит из различных по форме атомов. Далее философом-атомистом помещается «речение» - словосочетание, а потом уже идет предложение - это целостное «сплетение имен» [14]. Если поменять местоположение атомов, то возникнет другой предмет. Аналогично и замена букв в словах видоизменяет их внешний вид и содержание. Получается, что в такой системе нет ничего постоянного, все произвольно и условно.
В заключение отметим, что в учениях натурфилософов, наполненных мифопоэтической традицией, язык уже предстает как феномен, тесно связанный с человеческой действительно-
Herald of Vyatka State University Is. 11, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Philosophical science
стью и миром вокруг. Он через именование определяет и структурирует их смысловым способом. Язык помогает мыслителям Античности показывать, каков для них мир. В онтологическом смысле для языка здесь необходимы бытие и сам человек, именующий окружающее пространство. Мир, человек и слово существуют неразрывно и целостно.
Примечания и список литературы
1. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития : в 2 кн. Кн. 1. М., 1992. С. 366.
2. Шпет Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на тему Гумбольта. М., 2009. С. 94.
3. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. Вып. 3. М., 1968. С. 83-84.
4. Радченко О. А. Язык как миросозидание. М., 2006. С. 90.
5. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 687.
6. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 149.
7. Язык и стиль античных писателей. Л., 1966. С. 97.
8. Там же. С. 98.
9. Бибихин В. В. Язык философии. М., 2002. С. 141.
10. Фрагменты ранних греческих философов. С. 199.
11. Там же. С. 298.
12. Там же. С. 297.
13. Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970. С. 220.
14. Троцкий И. Проблемы языка в античной науке // Античные теории языка и стиля. М. ; Л., 1939. С. 19.
Notes and References
1. Losev A. F. Istoriya antichnoj ehstetiki. Itogi tysyacheletnego razvitiya : v 2 kn. Kn. 1 [History of antique aesthetics. The results of the millennial development: in 2 books. Book 1]. M. 1992. P. 366.
2. SHpet G. Vnutrennyaya forma slova: EHtyudy i variacii na temu Gumbol'ta [Internal form of words: Etudes and variations on Humboldt theme]. M. 2009. P. 94.
3. EHtimologicheskij slovar' russkogoyazyka - Etymological dictionary of the Russian language. Vol. 1. Issue 3. M. 1968. Pp. 83-84.
4. Radchenko O. A. YAzyk kak mirosozidanie [Language as world creation]. M. 2006. P. 90.
5. Cassirer E. Izbrannoe. Opyt o cheloveke [Favorites. The experience of the person]. M. 1998. P. 687.
6. Fragmenty rannih grecheskih filosofov. CH. 1. Ot ehpicheskih teokosmogonij do vozniknoveniya atomistiki-Fragments of the early Greek philosophers. Part 1. From epic teocosmology to the emergence of atomic theory. M. 1989. P. 149.
7. YAzyk i stil' antichnyh pisatelej - The language and style of ancient writers. L. 1966. P. 97.
8. Ibid. P. 98.
9. Bibihin V. V. YAzykfilosofii [Language of philosophy]. M. 2002. P. 141.
10. Fragmenty rannih grecheskih filosofov - Fragments of the early Greek philosophers. P. 199.
11. Ibid. P. 298.
12. Ibid. P. 297.
13. Lurie S. J. Demokrit [Democritus]. L. 1970. P. 220.
14. Trockij I. Problemyyazyka v antichnoj nauke [Problems of language in the ancient science] // Antichnye teoriiyazyka i stilya - Ancient theories of language and style. M. ; L. 1939. P. 19.