В.В. Возилов
Шуйский историко-художественный и мемориальный
музей имени М.В. Фрунзе
(Ивановская область, г. Шуя)
«Явление Богородицы Сергию Радонежскому» в евлогиях в сосудах
Представленная вниманию читателей статья посвящена необычным евлогиям — стеклянным сосудам с помещенными в них объемными резными композициями, исполненными целиком из дерева или с воспроизведенными типографским способом бумажными иконами. Слово «евлогия» (suAoYia) в переводе с греческого означает «благословение». В христианской традиции так называют паломнические сувениры. В статье рассматривается один из видов евлогий в сосудах с сюжетом «Посещение Богоматерью Сергия Радонежского». Ключевые слова: евлогия в бутылке, Сергий Радонежский, Богоматерь, паломнический сувенир.
V.V. Vozilov
Shuisky historical-artistic and memorial
museum (Shuya)
«Mother of God's visit to Sergius of Radonezh» in the Eulogias in Bottles.
Abstract. For readers' attention is offered the article which is based on studying the unusual Eulogias. Those Eulogias are glass vessels with volume and carved in them compositions composed entirely wood or with reproduced printing paper icons (in Europe and the USA - "Cross in a Bottle", "Bottle cross", "Bottle crucifixion with Symbols"). The word "Eulogia" (suAoYia) means "a blessing" in the Greek language. Pilgrimage souvenirs are called so according to the Christian tradition. The article is devoted to studying the Eulogias with the plot «Mother of God's visit to Sergius of Radonezh». Key words: the Eulogias in Bottles, Sergius of Radonezh, Mother of God's, Pilgrimage souvenir.
Традиция изготовления
евлогий в бутылках — паломнических сувениров в виде стеклянных сосудов с
объемными конструкциями на христианские сюжеты внутри развивалась в виде отдельного промысла в России до 1917 г. Практически исчезнув после Октябрьской революции, этот пласт отечественной материальной и духовной культуры оказался вне поля зрения исследователей. В настоящее время изучение бутылок с объемными христианскими композициями внутри затруднено наличием весьма ограниченного числа достоверных
фактов, свидетельствующих об
музейная коллекция в России. Государственный музей истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге обладает 19 предметами. Но из коллекции ГМИР на выставках и в каталогах были представлены лишь несколько экспонатов, а шуйская коллекция развернута целиком в постоянной экспозиции.
Шуйская коллекция,
благодаря своему разнообразию, дает представление о
большинстве типов евлогий в стеклянных сосудах, созданных в России в Х1Х-ХХ вв. Из 23 сосудов в десяти представлены основные евангельские сюжеты, произошедшие на горе Голгофе — «Распятие Христово» и
их происхождении и развитии.
Вопрос о происхождении, истории создания и бытовании евлогий в бутылках почти не изучен, причем, даже в дореволюционной литературе встречаются лишь косвенные упоминания о них. Имеются единич-\ V
ные работы, посвященные этой теме или сопутствующим вопросам, а также несколько каталогов выставок, где
щены отдельные страницы. Поэтому у специалистов, коллекционеров и музейных работников имеется больше вопросов, чем ответов по данной теме.
Сейчас в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее имени М.В. Фрунзе (ШИХММ) находится 22 сосуда с христианскими композициями (а также три сосуда хранятся в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта города Шуи). По нашим данным, это первая по количеству
«Воскресение Христово». Две бутылки содержат хромолитографические иконы в деревянных киотах; восемь евлогий с хромолитографиями Богоматери и святых. В трех сосудах помещены вырезанные из дерева модели Орудий Страстей Христовых (два из них предположительно изготовлены за рубежом). Кроме того, в собрании ШИХММ имени М.В. Фрунзе имеются две современные бутылки с объемными христианскими композициями внутри.
В настоящее время достоверно выявлен лишь один крупный центр изготовления бутылок-«Голгоф» и «икон в киотах», который сформировался вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Иногда в качестве непосредственного центра промысла указывается Гефсиманский скит близ Сергиева Посада. Как отмечают специалисты, «в Гефсиманском
скиту существовал особый вид паломнических сувениров — стеклянные штофы с
помещенной внутрь деревянной композицией, включающей распятие или изображение Черниговской иконы Богоматери» [1, с. 17]. В учетной документации музеев также используется выражение
«художественные мастерские Троице-Сергиевой Лавры», которое не вполне корректно, т.к. подобных мастерских не существовало.
Одним из сюжетов резных сергиево-посадских композиций в бутылках является «Явление Пресвятой Богородицы
преподобному Сергию Радонежскому». Данный сюжет был представлен в сосудах в двух видах: хромолитографической иконы и резной композиции.
Истоки резной композиции «Посещение преподобного
Сергия» прослеживаются в резных иконках, создаваемых в Сергиевом Посаде во 2-й половине XIX в. [2, с. 45-46]. Как на резных иконах, так и в хромолитографиях и резных композициях центральной
фигурой сюжета является Богоматерь, благословляющая Сергия. Слева от Богоматери находятся апостолы Петр и Павел, справа — Сергий, за спиной которого разместился архангел. Если на некоторых резных иконах апостол Павел держит в руках Евангелие, то в хромолитографиях и резных композициях фигуры Петра и Павла тесно прижаты друг к другу. Фигура архангела, представленная на резных иконах, не всегда детально прорисована в хромолитографиях и резных композициях.
В нашем распоряжении имеются три сосуда с резными композициями «Явление
Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» (две из коллекции
Л.И. Вольфсона и одна из
собрания ЦАК МДА), помещенные в овальные аптечные флаконы. Также имеются двухъярусные резные композиции, где этот сюжет присутствует на оборотной стороне под сценой
«Воскресения». Кроме того, элементы подобной композиции, возможно, сохранились в собрании Звенигородского
историко-художественного музея.
Небольшое количество
сохранившихся сосудов с данным сюжетом позволяет предположить, что они производились в малом числе. Возникновение резной композиции следует отнести к концу 1870-х гг., когда она появляется в двухъярусных сосудах, а в овальных аптечных флаконах они могли создаваться с конца 1880-х до 1910-х гг. Следует обратить внимание и на то, что сосудов с «иконой в бутылке», где имеется хромолитография с посещением Богородицей
Сергия, в нашем распоряжении имеется всего три (из коллекции Л.И. Вольфона, собрания ГМИР и музея паломничества). Возникает вопрос, что появилось раньше: хромолитографический сюжет или резная композиция? Дать на него точный ответ: хромолитографические изображения появились, возможно, с конца 1870-х гг., и в то же самое время резные композиции; на рубеже Х1Х-ХХ вв. они могли производиться наравне друг с другом.
У трех сохранившихся сосудов с резными композициями внутри много общего. Они небольшие по размеру и объему, односторонние (оборотная сторона декорирована раскрашенным зеленым мхом), собраны в овальных аптечных флаконах (Уршельской фабрики Мальцовых или других производителей). В двух из трех сосудов присутствует колышек с надписью «Посещение Божией
Возилов Владимир Владимирович,
к.и.н., директор «Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.В. Фрунзе» (Ивановская область, г. Шуя)
Рис. 1
«Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». Фрагмент печатной иконы (хромолитографии). Начало ХХ в.
Рис. 2
«Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому». 18801890-е годы. Собрание музея паломничества и путешествий.
Матери пр. Сергия». В композиции имеются две двухсо-ставные фигуры (апостолов Петра и Павла, а также Сергия с архангелом). Композиция из собрания ЦАК МДА расположена на небольшой подставке, декорированной бумажными цветами, что объясняется высотой бутылки и необходимостью соблюдения пропорций.
Е.В. Давыдова, впервые исследовавшая подобные экспонаты, высказала следующее мнение: «Со временем мастера расширили круг сюжетов, помещаемых в стеклянных бутылях. Закономерным стало появление сцены "Посещение Богоматерью преподобного Сергия Радонежского", самой популярной в Троицком монастыре и Сергиевом Посаде. Такое произведение сохранилось в Церковно-Археологическом Кабинете Московской Духовной Академии. Резчик использовал краткую редакцию сюжета. Богородица представлена в рост, с традиционно приподнятой левой рукой перед коленопреклоненным Сергием, изображенным справа. За Богородицей следуют апостолы Петр и Павел, их фигуры, тесно прижатые друг к другу, выполнены из единой пластины, руки, поднятые к груди, прикрыты полами гиматиев» [3, с. 173].
Поскольку в основе сюжета посещения Богоматерью Сергия лежит, прежде всего, иконописная традиция, то, как и «икона в бутылке», резная композиция помещена в центре деревянной конструкции, олицетворяющей храмовый напольный киот. Фактически перед зрителем разворачивается объемная композиция иконы. Однако если в резных иконах и хромолитографических иконах Троице-Сергиевского монастыря действие происходит в келье Сергия Радонежского, то в резных композициях мастерам-резчикам пришлось прибегнуть к древнерусской иконописной традиции
обратной перспективы. Для этого позади фигур располагалась двухсоставная композиция, олицетворяющая келью преподобного Сергия (данный элемент обозначает, что действие происходит в келье). Левая ее часть с окном представляла жилище в целом, а правая часть с входом позволяла рассмотреть келью внутри: прослеживается аналойный столик с Евангелием, а также две иконы — Богородицы с младенцем Иисусом и, вероятно, Николая Чудотворца.
Как уже отмечалось, в собрании Звенигородского историко-художественного музея сохранились отдельные элементы резной композиции, в целом представляющей собой двухъярусную и двухстороннюю Голгофу, на оборотной стороне которой сохранились детали сюжета посещения Богоматерью Сергия. Впервые подобные композиции исследовала Е.В. Давыдова, выдвинувшая следующее предположение: «Сцена "Явление Богородицы преподобному Сергию" помещена под "Воскресением" в виде нижнего яруса, под гробом с возносящимся Христом. Иконография абсолютно аналогична предыдущему памятнику, за исключением положения рук апостола Петра, из которых прикро-венна только одна. Так же, как в сосуде из ЦАКа, персонажи сцены помещены на фоне деревянной кельи, в стене которой прорезаны окно, перекрытое переплетом, и дверной проем, почти все пространство которого занимает аналойный столик с лежащим на нем раскрытым Евангелием. Окно и верхний косяк двери обрамляет фигурно вырезанная золотистая фольга, имитирующая наличники. Прямоугольные полоски такой же фольги, приклеенные по сторонам от окон, изображают ставни. Для концентрации действия на втором плане, вдоль правой стороны мастер поставил стенку с фигурным краем, который окан-
товал золотистым дорожником, чтобы она не выглядела чужеродно в достаточно ажурной композиции. Вверху он поместил прямоугольный брусок-навес, на который установил гробницу, отказавшись из-за недостатка места от изображения крышки гроба и ангелов» [4, с. 154-155].
Полностью сохранившийся сосуд с подобной композицией встретился на одном из Интернет-аукционов. Он может датироваться концом 1870-х гг. Интересен сам факт помещения фигуры Сергия в сюжет Воскресения, а также Богородицы, изображение которой на обороте композиций «Голгофа» не встречается.
Анализируя появление сюжета резной композиции посещения Богоматерью Сергия Радонежского, Е.В. Давыдова отмечает, что это «свидетельствует о перемещении центра производства из Гефсиманского скита и косвенно подтверждает версию об изготовлении резных композиций в Сергиевом Посаде» [5, с. 310]. На наш взгляд, разделять сергиево-посадских резчиков на «гефсиманских» и «троице-сергиевских» можно очень условно. При этом символика резных композиций «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» противоречит выдвинутому Е.В. Давыдовой предположению. В двух аналогичных сосудах из собрания Л.И. Вольфсона и ЦАК МДА на детали, изображающей внутреннее убранство кельи Сергия Радонежского, имеется нарисованный крест. Не исключено, что этот крест символизирует деревянный крест Сергия, который был предметом поклонения в Гефсиманском скиту. Давая описание Гефсиманского скита, Е.В. Давыдова отмечает: «Из "Крестовской" часовни, находившейся на Московской дороге в девяти верстах от Лавры, перенесли старинный поклонный крест. Его установили в кладбищенской
часовне скита, предварительно вмонтировав частицу от деревянного креста преподобного Сергия Радонежского» [4, с. 152].
Исследователи монастырской резьбы по дереву отмечают: «К мощам преподобного Сергия Радонежского, основателя лавры, во все времена стеклось множество паломников. Каждый желал унести с собой крестик, образок или другую святыню, поэтому спрос на резные изделия был велик» [2, с. 6]. В числе других сувениров паломники увозили с собой и бутылочки с резными композициями с образом преподобного Сергия, а также иконы или резные композиции в бутылках с сюжетом посещения преподобного Богородицей.
Литература:
1. Обитель преподобного Сергия: Каталог. М., 2014. С. 17.
2. Монастырская резьба по дереву в собрании Государственного музея истории религии: 63 иллюстрации с подробными комментариями. СПб., 2012. С. 45-46.
3. Давыдова Е.В. Миниатюрная резьба по дереву в Сергиевом Посаде XIX - начала XX века: истоки, становление, мастера: Дис. ... канд. ист. наук / Е.В. Давыдова. М., 2007. С. 173.
4. Давыдова Е.В. Резные композиции «Голгофа» в стеклянных сосудах. Иконография и происхождение // Древнерусская скульптура: Научный сб. Вып. 5. Запад - Россия -Восток. Диалог культур. М., 2008. С. 154-155.
5. Давыдова Е.В. Резные композиции «Голгофа» в стеклянных сосудах. К вопросу о происхождении // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V Международной конференции, 26-28 сентября 2006 г. Сергиев Посад, 2009. С. 310.
Рис. 3
«Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому». Резная композиция в овальном флаконе. 1880-1910-е годы. Собрание Л.И. Вольфсона.