336
История внешней политики и экономических связей Китая
М.В. Александрова'
ЯПОНСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ (КОНЕЦ XIX в. — 1945 г.)
Аннотация. В конце XIX — начале XX в. северо-восток Китая стал полем столкновения российских и японских политических и экономических интересов. В статье прослеживается история распространения японского капитала в отраслевом и пространственном разрезе по территории региона. Автор детально рассматривает, как в период существования Мань-чжоу-го происходила структурная перестройка промышленности региона, характеризует ее основные факторы и причины.
Ключевые слова: Российская империя; Маньчжурия; Мань-чжоу-го; ЮМЖД; Мукденский инцидент; тяжелая промышленность; структурная перестройка; пятилетний план; угольная промышленность; металлургия; машиностроение; химическая промышленность; энергетика.
Северо-восток КНР (Дунбэй) — крайне интересный регион с точки зрения экономико-исторического развития страны: в нем еще в конце XIX в. пересеклись политические и экономические интересы Российской империи и Японии.
* Александрова Мария Викторовна, к. э. н., в. н. с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
Японский капитал и его значение...
337
И даже спустя более чем столетие при анализе структуры промышленности, сельского хозяйства, географии внешней торговли Дунбэя мы можем заметить влияние этих интересов.
Если судить с пространственной точки зрения, то по мере отдаления от Желтого моря вглубь материка японское влияние угасало и на его место приходило русское. До 1931 г. СССР, а до этого Российская империя вкладывали капиталы в развитие Северной Маньчжурии. На юге с ними конкурировала Япония. После образования Маньчжоу-го, северные районы Дунбэя стали полем военно-политической конфронтации Японии и СССР, одновременно с этим японский капитал начал двигаться с юга на запад и восток региона, постепенно осваивая в промышленном плане малоразвитые территории, но даже при этом центром экономического развития продолжал оставаться район Далянь (Дайрен) — Шэньян (Мукден). В результате к окончанию Второй мировой войны сформировался глубокий разрыв в экономическом развитии юга и севера Маньчжурии: юг был индустриализован, а север остался практически аграрным районом1.
Как проникал в указанный регион японский капитал и каковы особенности его приложения — этому и посвящена данная статья.
Первый этап проникновения японского капитала
Заключенный между Японией и Китаем Симоносекский договор создал весьма благоприятные условия для присутствия японского и русского капиталов в Маньчжурии. Следствием этого стало строительство КВЖД, которое явилось импульсом для притока российского торгово-промышленного капитала. После поражения Российской империи в войне с Японией южная часть Маньчжурии попала практически под полный экономический контроль Японии. Результатом войны стало разделение экономического влияния по линии Чанчунь между Россией на севере и Японией на юге.
В период между китайско-японской и русско-японской войнами японцы осуществляли лишь незначительные вложения в экономику Дунбэя (рис. 1).
Исходя из данных, представленных на рис. 1, становится очевидным, что в первый период развития экономики Мань-
338
История внешней политики и экономических связей Китая
Рис. 1. География иностранных инвестиций в экономике северо-востока Китая в 1902 г. Источник: Чжунго цзыбэньчжуи фачжань ши (цюань сань цзюань) : [История развития капитализма в Китае (в 3 томах)]. Пекин: Изд-во КАОН. 2007.
чжурии европейские, включая российские, капиталы играли ключевую роль, влияние же Японии было еще достаточно слабым. Вплоть до Первой мировой войны Россия была одним из крупнейших инвесторов в хозяйство Дунбэя. В 1902 г. на долю Российской империи приходилось 30 % суммарных инвестиций, и Россия лишь немного отставала по этому показателю от Великобритании. Тогда же японские суммарные инвестиции составляли лишь 0,3 %.
В конце XIX в. — первом десятилетии XX в. на севере Маньчжурии, в трансграничных с российским Дальним Востоком районах, сформировались отрасли (мукомольная, винокуренная и др.), производящие потребительскую продукцию, и прежде всего продукты питания. Рынок южной части Маньчжурии был более приспособлен к требованиям Японии, Великобритании и США. Япония стала крупнейшим рынком сбыта соевого шрота; англо-американские предприниматели импортировали в основном соевое масло. Соевая продукция, производимая в портовых городах Даляне, Инкоу и Аньдуне в основном шла на экспорт в вышеуказанные страны, при этом постоянно растущий спрос стимулировал развитие маслобойной индустрии, которая и стала промышленнообразующей отраслью юга Маньчжурии.
Разразившаяся русско-японская война изменила положения России на рынке маньчжурских инвестиций, хотя в абсолютных
Японский капитал и его значение...
339
суммах русские инвестиции не уменьшились. Однако в относительных показателях стало очевидным завоевание северо-восточного рынка Китая японским капиталом. Так, в 1914 г. суммарные инвестиции России составляли лишь 15,43 %, и страна в списке крупнейших инвесторов Китая потеснилась на 3-е место, Великобритания, как и прежде, лидировала, а вот победившая Япония стала четвертым по значимости китайским инвестором, на ее долю приходилось 13,4 % суммарных инвестиций (рис. 2).
Рис. 2. География иностранных инвестиций в экономике северо-востока Китая в 1914 г. Источник: Чжунго цзыбэньчжуи фачжань ши (цюань сань цзюань) : [История развития капитализма в Китае (в 3 томах)]. Пекин: Изд-во КАОН. 2007.
По итогам подписания Портсмутского мирного договора с Японией Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Ку-аньчэна, к японцам переходили порты Далянь, Аньдун (совр. Даньлун), Хуньчунь и др.
После победы в войне Япония получила право на разработку природных ресурсов, которые ранее принадлежали России. В 1906 г. началась постройка Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). Обладание этой мощной транспортной артерией дало возможность Японии быстро расширить экономическое влияние практически по всему Дунбэю.
Япония первостепенное значение придавала развитию железнодорожного транспорта, считая его важнейшим средством
340
История внешней политики и экономических связей Китая
укрепления своих экономических и военно-стратегических позиций на континенте. Первоочередные требования Японии по этому вопросу были зафиксированы в японо-китайских соглашениях от 22 декабря 1905 г. Транспортные артерии, и прежде всего железные дороги, были необходимы Японии для удешевления и облегчения транспортировки природных ресурсов Маньчжурии на побережье.
4 сентября 1909 г. было подписано японо-китайское соглашение относительно железных дорог в Маньчжурии. В соответствии с соглашением Китай обязывался передать японцам железнодорожную ветку от порта Инкоу до станции Дашичао, расположенную на линии ЮМЖД. В свое время сооружение этой ветки привлекло значительное количество грузов, поступавших через порт Инкоу на Южно-Маньчжурскую железную дорогу, и увеличивало ее грузооборот2.
Соглашение 4 сентября 1909 г. закрепляло за японским капиталом каменноугольные копи, расположенные вдоль Мукден — Аньдуньской железной дороги, которые после 1905 г. перешли к японскому концерну Окура, вложившему в их разработку значительные средства, хотя номинально и считалось, что японская и китайская стороны совместно эксплуатируют шахты. Правительство Китая признало за Японией право на разработку Фушуньских и Яньтайских каменноугольных месторождений и добычу других полезных ископаемых в Южной Маньчжурии и обязывалось взимать минимальную экспортную пошлину
3
с угля, вывозимого за границу .
В конце существования Республики Китай японское влияние распространилось буквально на все стороны экономики, включая транспорт, финансы, торговлю и, конечно, промышленность северо-востока Поднебесной. В этот период произошла полная потеря Китаем собственных региональных интересов. Развитие экономики региона подчинялось исключительно внешним факторам, в результате чего было создана типичная колониальная
4
экономика .
Перед Мукденским инцидентом (18 сентября 1931 г.)5 Япония становится основным инвестором экономики с еверо-вос-тока Китая (рис. 3).
Японский капитал и его значение...
341
Крупнейшие японские концерны начали активно вкладывать капиталы в Маньчжурию, среди них стоит назвать Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Япония приступила к выкачиванию из Маньчжурии всех видов сырья, прежде всего для тяжелой промышленности. В метрополию пошел поток каменного угля, железной руды, бокситов, цинка, олова, леса. Но помимо импорта природных ресурсов японские предприниматели открывали в Китае новые предприятия.
Прочие
Рис. 3. География иностранных инвестиций в экономике северо-востока Китая в 1930 г. Источник: Чжунго цзыбэньчжуи фачжань ши (цюань сань цзюань) : [История развития капитализма в Китае (в 3 томах)]. Пекин: Изд-во КАОН. 2007.
Японские экономические интересы в период Маньчжоу-го — второй этап вливания финансов и технологий в экономику северо-востока
С 1931 по 1936 г. японские капиталовложения в Маньчжоу-го выросли почти в 2 раза и достигли 2,8 млрд иен. 90 % из них приходилось на инвестиции в транспортную систему, обрабатывающую промышленность и горное дело. В течение первых четырех лет существования Маньчжоу-го появилось 248 новых японских и японо-маньчжурских предприятий; японские финансово-промышленные круги развернули строительство и реконструкцию ряда заводов, электростанций, рудников, угольных шахт.
В течение 1932—1936 гг. объем производства в десяти ведущих отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности Маньчжоу-го вырос в стоимостном выражении с 73,6 млн
342
История внешней политики и экономических связей Китая
до 159,5 млн маньчжурских юаней, при этом среднегодовой прирост составил 16,7 %6.
При новых исторических условиях Япония посчитала возможным удовлетворить свои военные нужды за счет расширения промышленных мощностей Маньчжоу-го, в результате на северо-востоке Китая создается мощная тяжелая промышленность. Следствием такой политики стала деформация хозяйства региона, приведшая к упадку сельского хозяйства и легкой промышленности (рис. 4).
80%
1931 1937 1940 1943
0 Промышленность ■ Сельское хозяйство
Рис. 4. Соотношение по валовому выпуску продукции. Источник: Кун Цзинвэй. Дунбэй цзинцзи ши : [Экономическая история Дунбэя]. Чэнду: Сычуань жэнь-
минь чубаньшэ. 1986.
В период японской агрессии внешние стимулы стали доминирующими в развитии северо-востока, произошла быстрая структурная перестройка экономики, а именно — смещение приоритетов от промышленности по переработке сырьевых ресурсов в сторону добывающих отраслей и тяжелой промышленности. Результатом влияния прямых внешних факторов стало формирование на северо-востоке тяжелой и химической промышленности. Всего за 10 лет произошла трансформация индустриальной структуры и была сформирована в завершенном виде региональная структура промышленности.
С целью более полного и всестороннего использования экономических и людских ресурсов Маньчжоу-го японская сторона
Японский капитал и его значение...
343
к концу 1936 г. разработала первый пятилетний план на 1937— 1941 гг. Предусматривались ликвидация дефицита тех стратегических материалов, в которых особенно остро нуждалась Япония, достижение значительного расширения производственных мощностей ряда отраслей промышленности, дальнейшее строительство железных и шоссейных дорог (табл. 1).
Таблица 1. Цели первого пятилетнего плана
Продукция Производство
1935 (по факту) планировалось к 1941 г. планируемый вывоз в Японию
Чугун (млн т) 4,5 4,5 1,5
Сталь в слитках (млн т) 1,85 3,16 1,12
Уголь (млн т) 27,16 31,10 6
Сжиженный уголь 800 тыс. т 1,77 млн т —
Эфирное масло 860 тыс. т 1,74 млн т 1,45 млн т
Алюминий (тыс. т) 20 30 16,25
Автомобили (тыс. ед.) 4 50 —
Самолеты (ед.) 340 30 тыс. —
Источник: URL:http://www.360doc.com/content/10/1229/10/1531380_82 244762.shtml.
В 1938 г. первый пятилетний план был скорректирован в сторону увеличения объемов выпуска. Эти изменения были связаны с подготовкой к войне. Общая сумма японских капиталовложений на выполнение плана оценивалась в 6 млрд маньчжурских юаней. Расходы Японии на строительство военно-промышленной базы в Маньчжурии покрывались главным образом за счет японского, в том числе и частного, капитала, но частично за счет бюджета Маньчжоу-го и привлечения зарубежного, главным образом американского, капитала.
Несмотря на то что первый пятилетний план экономического развития Маньчжоу-го не был выполнен, Японии к 1941 г. удалось создать на северо-востоке Китая довольно значимый во-
344
История внешней политики и экономических связей Китая
енно-промышленный комплекс, который в Восточной Азии по мощности уступал только японскому и был тесно интегрирован
7
с ним .
В 1942 г. Японией был принят второй пятилетний план экономического развития Манъчжоу-го на 1942—1946 гг. Основное внимание в нем уделялось добыче угля и железной руды, производству алюминия, свинца и меди, выплавке чугуна и стали. Капиталовложения Японии планировались в размере 6,4 млрд иен, а со стороны правительства Маньчжоу-го — 2,2 млрд маньчжурских юаней.
Стремясь повысить производительность труда на военно-промышленных предприятиях, японская администрация в 1942 г. ввела сдельную оплату труда, установив повышенный тариф за перевыполнение заданий.
Кроме предприятий горнорудной и химической промышленности, Япония создала в Маньчжоу-го самолетосборочные и самолеторемонтные, танкостроительные и танкоремонтные заводы, предприятия по производству и сборке грузовых машин, строительного оборудования, станкостроения.
В 1944 г. в Маньчжоу-го добыча железной руды составляла 228 %, добыча каменного угля 51,9 %, выплавка чугуна 84,9 % от японской. На долю Маньчжоу-го приходилось 84,6 % всех японских капиталовложений в Китае8.
И даже не до конца осуществленные планы Японии на рассматриваемый исторический момент создали на северо-востоке Китая прекрасную и современную промышленную базу, уже после образования КНР именно на основе японских предприятий, при содействии советских специалистов была модернизирована и расширена промышленная база.
Основные отрасли промышленности в период Маньчжоу-го
Японцы проявляли наибольший интерес к развитию тяжелой промышленности. В эти годы продолжала возрастать доля тяжелой индустрии в промышленности, о чем свидетельствуют данные рис. 5.
Угольная промышленность
После Мукденского инцидента в угольной промышленности северо-востока японские предприниматели заняли практи-
Японский капитал и его значение...
345
90%
1940 1941 1942
И Тяжелая ■ Легкая
Рис. 5. Соотношение промышленного капитала. Источник: Кун Цзинвэй. Дун-бэй цзинцзи ши : [Экономическая история Дунбэя]. Чэнду: Сычуань жэньминь
чубаньшэ, 1986.
чески монопольное положение, и прежде всего в Фушуне. Согласно статистическим данным, в конце 1920-х — начале 1930-х годов на фушуньских шахтах добывалось 69 % угля региона. При этом на внутреннем рынке потребление его было невысоко. Половина добытого на этом месторождении угля вывозилось в Японию, что составляло от 60 до 70 % ввозимого в Японию угля. В 1929 г. вывоз угля в Японию составил в абсолютных величинах 1,88 млн т.9
Необходимо отметить, что фушуньский уголь широко применялся на японском ВМФ, причем практически только фушуньский уголь шел на крупнейшую военно-морскую верфь страны в Куре10.
Японцы предпринимали шаги к монополизации угольной промышленности. В 1933 г. было принято решение о создании Японо-маньчжурской каменноугольной компании с капиталом в 16 млн иен (или гоби). Формально в компании было два пайщика — концерн ЮМЖД и правительство Маньчжоу-го, которое внесло капитал в 7,2 млн иен в виде 8 крупнейших каменноугольных копей в Маньчжоу-го — Бэйпяоских, Сианьских, Хэган-ских, Суньцзяванских, Синьлитуньских, Фуджбуских, Бадаогоу-ских и Мейминшаньских — с общим запасом угля в 2 млрд т.
346
История внешней политики и экономических связей Китая
ЮМЖД внесла 5 млн иен в виде одного незначительного Сикан-ского каменноугольного рудника и 3 млн иен наличными .
Угольные предприятия ЮМЖД и Японо-маньчжурской каменноугольной компании, по проекту квантунского штаба, должны были впоследствии формально слиться, образовав единую углепромышленную компанию, подчиненную холдинг-компании по развитию Маньчжоу-го и экономическому генеральному штабу.
В связи с монополизацией рынка, лихорадочной работой военных заводов добыча угля на копях концерна ЮМЖД и других японских копях в Маньчжурии с 1933 г. начала стремительно расти, хотя и не были достигнуты намеченные первым планом показатели. Однако результаты все же впечатляют: так, с 1932 по 1944 г. добыча возросла в 3,6 раз, достигнув 25,6 млн т.
Угольная отрасль была тесно взаимосвязана с формирующейся металлургией.
Наличие значительных запасов каменного угля и железной руды дало возможность развивать мощную металлургическую промышленность. Особенностью металлургии региона в рассматриваемый период было значительное превышение мощностей по выплавке чугуна и производству стали над производством проката, т. е. до провозглашения КНР регион не выпускал должного количества проката. Производимые в Дунбэе чугун в чушках и сталь вывозились в Японию, где уже выпускалась конечная продукция в виде проката и др., что отражало типично колониальный характер экономики региона.
На северо-востоке Китая в этот период располагалось несколько крупных металлургических предприятий, среди них следует выделить Аньшанский завод, на котором в 1931 г. было отлито 276 т чугуна. По этому показателю предприятие стало вторым среди японских, лидером же отрасли был металлургический завод Яхата. В 1933 г. Аньшанский завод был переименован в Showa Steel Works, его стопроцентным собственником стала Япония, а все акции предприятия были переданы ЮМЖД. После смены собственника произошло обновление парка оборудования, в результате чего расширялись мощности завода и вырос выпуск продукции. Так, в 1937 г. предприятие выплавило
Японский капитал и его значение...
347
700 тыс. т чугуна и произвело 580 тыс. т стальных слитков, в 1943 г. комбинат достиг своего максимального результата, а именно: производство чугуна составило 1,3 млн т, стали — 843 тыс. т, проката — 495 тыс. т. Всего за период 1935—1945 гг. комбинатом было выплавлено 9,05 млн т чугуна, произведено 5,47 млн т стали и 3,27 млн т проката12.
После перехода комбината в собственность Японии была осуществлена значительная модернизация предприятия: в период с 1930-х годов до 1943 г. было установлено 9 новых доменных печей, что позволило обеспечить японский военно-промышленный комплекс необходимым объемом продукции металлургии13.
Помимо Аньшанского комбината в Маньчжоу-го было еще одно крупное металлургическое предприятие в городе Бэньси, входившее в японскую компанию Okura Trading Co., масштабы его производства составляли лишь треть от аньшаньского. Так, в 1931 г. выплавка чугуна на заводе в Бэньси составила чуть более 65 тыс. т, а в 1944 г. уже достигла 370 тыс. т.14
Следует отметить, что два вышеназванных предприятия Маньчжурии внесли значительный вклад в обороноспособность Японии, о чем наглядно свидетельствует статистика. Так, если в 1932 г. объем выплавленной ими стали составил 394 тыс. т, то в разгар Второй мировой войны (1943 г.) объем выпуска увеличился в 4,3 раза. Если до Мукденского инцидента в Маньчжурии не было так таковой сталелитейной промышленности, то уже с 1935 г. на аньшанском комбинате начинают выпуск стали, производство которой к 1947 г. составило свыше 800 тыс. т15.
Машиностроение
В 1931 г. на северо-востоке начала создаваться система современного машиностроения, основные финансовые вливания в эту отрасль поступали от частного бизнеса. По неполным статистическим данным, к 1938 г. на территории региона было создано 200 машиностроительных предприятий с японским капиталом, 180 из которых располагалось в Шэньяне, Даляне, Ань-шане и Фушуне16.
Японские предприниматели зачастую начинали выпуск того или иного оборудования машиностроительный группы из-за происходящих бойкотов китайским населением импортной
348
История внешней политики и экономических связей Китая
продукции. В этот период на японских предприятиях в Маньчжурии начинается выпуск автомобилей, станков (сверлильных, фрезерных, шлифовальных), высокоточного измерительного оборудования и др. При открытии современных предприятий перед японцами встала задача по набору технического персонала среди китайцев. Это оказалось большой проблемой, и поэтому в 1930-е годы функционировало менее 10 предприятий, на которых работал бы квалифицированный китайский технический персонал.
Одна из крупнейших японских компаний Fuji создала на основе небольшого авиационного заводика в Шэньяне новое предприятие по выпуску самолетов. В 1931 г. на базе небольшого оружейного предприятия в Шэньяне был открыт арсенал, который стал самым крупным центром по производству огнестрельного оружия во всем Китае в тот период. Компанией Toyo Bearing Mfg. Co., Ltd. (современное название — NTN Corporation) было открыто единственное на северо-востоке предприятие по производству подшипников — Маньчжурский завод. О самодостаточности в машинах и оборудовании Дунбэя в период Маньчжоу-го наглядно говорят данные табл. 2.
Таблица 2. Доля продукции внутреннего производства в общем потреблении машин и оборудования в Японии и на северо-востоке Китая (%)
Виды продукция Производство на северо-востоке Китая Производство в Японии
Двигатели 26,7 73,3
Горное оборудование 27,5 72,5
Химическое оборудование 40,5 59,5
Металлообрабатывающее оборудование 8,3 91,7
Грузовые автомобили 13,3 86,7
Точное оборудование 15,4 84,1
Источник: Чжан Фуцюань. Ляонин цзиндай цзинцзи ши : [Современная экономическая история Ляонина]. Пекин: Финансово-экономическое изд-во Китая, 1989.
Японский капитал и его значение...
349
Судя по данным, представленным в таблице, самодостаточность Дунбэя в среднем не достигала и 1/3, все остальное Япония ввозила в Маньчжоу-го. Машиностроительная отрасль очень зависела от Японии. В период Маньчжоу-го, машиностроение Дунбэя включало: ремонт, сборку готовой продукции и ее выпуск именно в такой последовательности по значимости. К примеру, основными локомотивостроительными предприятиями были: Далянский железнодорожный завод, Далянское предприятие по производству машин, Маньчжурской завод транспортных средств. Однако на этих трех предприятиях в основном осуществлялся выпуск деталей, узлов, и даже к концу существования Маньчжоу-го там не была налажена окончательная сборка техники. Однако несмотря на это, можно утверждать, что перед началом Второй мировой войны Япония практически выполнила задачу построения современной мощной машиностроительной промышленности в тылу.
Химическая промышленность
За время присутствия в северо-восточном Китае японцами была создана развитая химическая промышленность. Мотивацией к ее созданию послужило наличие на этой территории богатых минеральных ресурсов, необходимых для производства химических компонентов. Наиболее важной подотраслью стал выпуск искусственного жидкого топлива (ИЖТ). Так, в 1930 г. в г. Фушуне был запущен крупный сланцевый завод, в первый год выпуск топлива составил 4 тыс. т, а через год было переработано 60 тыс. т сырой нефти. С приходом японцев производство ИЖТ выросло в связи со значительными запросами имперских армии и флота. После первой очереди расширения комбината в 1935 г. ежегодный выпуск сланцевого мазута (сланцевого масла) составил 145 тыс. т. После второй очереди расширения завод уже мог выпускать до 300 тыс. т, в то время как в самой Японии производство топлива не превышало 250 тыс. т. В принятом первом пятилетием плане 1937 г. предусматривалось ежегодно расширять это предприятие. Одновременно японцы строили новые заводы по производству ИЖТ.
Поскольку топлива растущей японской военной экономике не хватало, началось производство ИЖТ путем переработки
350
История внешней политики и экономических связей Китая
угля. Перед Мукденским инцидентом военные власти ЮМЖД уже осуществляли в опытном порядке выпуск синтетического топлива из угля. С одобрения правительства Японии, в 1936 г. началось строительство Фушуньского завода по сжижению угля, первоначально планировалось, что ежедневный выпуск продукции составит 100 т, но затем показатель был снижен до 50 т. В 1939 г. завод был пущен в эксплуатацию17.
В продолжение планов сооружения заводов по производству ИЖТ на основе сжижения угля с 1936 по 1940 г. в Сыпине строится новое предприятие. Сырье завозилось из близлежащего угольного месторождения (г. Ляоюань). После того как управление завода переходит под руководство Квантунской армии и он становится военным объектом, его переименовывают в Завод по выпуску масел № 238.
Помимо государства, в производство ИЖТ стали вкладывать капиталы крупные дзайбацу (японский термин, означающий «денежный клан» или конгломерат). Так, к примеру, предприятие в Цзиньчжоу строилось Mitsui Group, а шэньянское — Kobe Steel, Ltd. Строительство подобных дорогостоящих предприятий было связано с началом Второй мировой войны. Если ранее Япония импортировала сырую нефть из США, Канады и
других стран, то начиная с 1943 г. подобные поставки полно-
18
стью остановились .
Помимо производства ИЖТ японские предприниматели вкладывали капиталы и в другие химические подотрасли. Так, осенью 1934 г., несмотря на протесты заинтересованных держав, в том числе США, в Маньчжурии была введена «государственная» монополия на переработку и торговлю нефтепродуктами. Одновременно предполагалось учредить нефтеперегонный завод в Хулудао или в Дайрене. За развитием данной подотрасли на о. Хулудао стоял сам начальник квантунского штаба генерал Койзо, но он встретил возражение даже со стороны руководства ЮМЖД, которое также было намерено построить нефтеперегонный завод, но в Дайрене. Создание нефтяной монополии, как и ряда других предприятий, застопорилось также ввиду продолжительных трений по поводу «генерального» плана «экономического строительства». Неофициальное правление и офис нефтяной
Японский капитал и его значение...
351
компании концерн ЮМЖД учредил уже в октябре 1933 г. Впоследствии он начал строительство завода для перегонки 120 тыс. т нефти в Канчинцзы. Параллельно японские специалисты производили предварительные разведки нефти в 1933—1934 гг. в Жэхэ и Южной Барге, что дало возможность расширить производственную мощность завода по выработке минерального масла из фушуньских сланцев до 150 тыс. т в год19.
Следует отметить, что за период с падения Российской империи и до конца оккупации северо-востока Китая на основе японского капитала была создана мощная химическая промышленность региона, что подтверждают данные табл. 3.
Таблица 3. Крупнейшие предприятия, созданные на территории Маньчжурии с помощью японского капитала
Название предприятия Инвестор Выпускаемая продукция Местонахождение Год создания, Заказчик продукции
Shoko Glass Co., Ltd. ЮМЖД Стекло Далянь 1917
Завод красителей Ямато Сульфидные красители -"- 1918
Маньчжурская краска Nisshin Oil Mills, Ltd. (современное название Nisshin OilliO) Краски 1919
Маньчжурское мыло Nisshin Oil Mills, Ltd. Мыло -"- 1919
Завод стекла Масаммцу Asahi Glass Co, Ltd Листовое стекло -"- 1925
Showa (Сева) Ajinomoto Co. Inc. Пищевые добавки -"- 1929
Фушуньский завод сланцевого масла Маньчжурская нефтегазовая компания Синтетическое топливо Фушунь 1930, армия Японии
Manchuria Nippon Paint Co., Ltd. Nippon Paint Краски Шэньян 1933
352
История внешней политики и экономических связей Китая
Продолжение табл. 3
Название предприятия Инвестор Выпускаемая продукция Местонахождение Год создания, Заказчик продукции
Нефть Маньчжурии Правительство Маньчжоу-го Нефтяные продукты Далянь 1934
Химия Маньчжурии ЮМЖД Сульфат аммония -"- 1935
Фушуньский завод по сжижению угля Синтетическое топливо Фушунь 1936, армия Японии
Нефтехимия Маньчжурии Правительство Маньчжоу-го Синтетическое топливо Сыпин 1940
Сода Маньчжурии ЮМЖД, Asahi Glass Co., Ltd. Сода кальцинированная Далянь 1937
Manchuria Kansai Paint Kansai Paint Co.,Ltd. Краски Шэньян 1938
The Lion Dentifrice Co., Ltd. (Manchuria) The Lion Dentifrice Co., Ltd. Зубные пасты — 1939
Toyo Tires Toyobo Co., Ltd. Yokohama Rubber Шины -"- 1939, армия Японии)
Нефтехимия Маньчжурии Правительство Маньчжоу-го Синтетическое топливо Сыпин 1940
Manchuria Kao Kao Corporation Мыло Шэньян 1940, правительство Маньчжоу-го)
Резина Азии Bridgestone Corporation Шины Ляоян 1940
Японско-маньчжурская лесохимическая компания Nippon Paint Скипидар Лянхэ (Хэйлунцзян) 1941
Маньчжурская агрохимическая компания Ajinomoto Co. Inc. Корма для животных и др. Шэньян 1941
Японский капитал и его значение...
353
Продолжение табл. 3
Название предприятия Инвестор Выпускаемая продукция Местонахождение Год создания, Заказчик продукции
Восточные волокна Toyobo Co., Ltd. Искусственные волокна Аньдун (совр. Дальдун) 1941, правительство Маньчжоу-го
Manchuria Sankyo Sankyo Co., Ltd. ядохимикаты Фушунь 1942
Цзилиньский завод синтетического топлива Chisso Corporation Синтетическое топливо Цзилинь 1942, армия Японии
Маньчжурская электрохимическая компания TDK, Nippon Kasei Chemical Co.,Ltd, Dainippon Celluloid Co.,Ltd. Продукция неорганической химии 1943, Квантунская армия, правительство Маньчжоу-го
Manchuria Carbon Nippon Carbon, SEC, Маньчжурская электрохимическая компания Электроды Аньдун 1944, правительство Маньчжоу-го
Маньчжурский завод синтетического каучука Bridgestone Corporation, Маньчжурская электрохимическая компания Шины из синтетического каучука Цзилинь 1944, правительство Маньчжоу-го
Южно-маньчжурский химический завод Nippon Kasei Chemical Co.,Ltd, Министерство тяжелой промышленности Маньчжурии Продукция органической химии Аньшань 1944
Маньчжурское опытное предприятие по сжижению угля правительство Маньчжоу-го Kobe Steel, Ltd. Синтетическое топливо Шэньян 1944
Маньчжурское маслобойный завод J-OIL MILLS Авиационные смазочные материалы Цзиньчжоу 1945, армия Японии
354
История внешней политики и экономических связей Китая
Окончание табл. 3
Название предприятия Инвестор Выпускаемая продукция Местонахождение Год создания, Заказчик продукции
Материковая химия Mitsui Chemicals, инистерство тяж-лой промышленности Маньчжурии Фенол Цзиньчжоу 1945
Кокс, асфальт Бзньсиху 1945
Маньчжурский завод синтетического топлива Mitsui Group, МЖД Синтетическое топливо Цзиньчжоу 1945, армия Японии
Электрод Маньчжурии Tokai Electrode Co, Ltd. Электроды Аньшань Строительство не завершено
Источники: URL:http://web.iss.u-tokyo.ac.jp/kyoten/research/ch.5_minets uyoshi.pdf; URL: http://www.lnds.com.cn/news_more.asp?bigclassid=78&smallc lassname=118&articleid=2193
Из вышеприведенной таблицы мы можем судить не только об уровне и масштабе химической промышленности Мань-чжоу-го, но и отметить, что с конца 1930-х годов активным инвестором стал частный японский бизнес, хотя на первом этапе им было государство.
После 1932 г. наблюдался приток инвестиций японских дзай-бацу. С 1932 по 1945 г. в Маньчжурии создается современная химическая промышленность, включающая производства как органической, так и неорганической химии, углехимию, агрохимию, производство эластомеров и др. Следует обратить внимание, что многие производственные единицы финансировались правительством Маньчжоу-го и продукция ряда предприятий выпускалась исключительно для армии Японии. Были созданы крупные химические центры на территории Ляонина—Далянь, Фушунь, Цзиньчжоу, Цзиси, Шэньянь, а также Цзилинь (в одноименной провинции).
Столь мощная промышленность требовала значительной объемов электроэнергии, поэтому именно в годы японского правления начала закладываться энергетика региона.
Японский капитал и его значение...
355
Помимо использования угля японские предприятия начинают использовать гидроэнергию и ИЖТ. Новые виды энергетики получают свое развитие в Ляонине.
В период Маньчжоу-го на рынке сложилась монополия двух энергетических компаний: Маньчжурской электроэнергетической компании (основана в 1934 г.) и Маньчжурской Ялун-цзянской ГЭС (1937 г.).
Локализация энергетических объектов в Ляонине — факт объяснимый, поскольку энергоемкие предприятия Маньчжоу-го, к которым прежде всего необходимо отнести металлургические комбинаты в Аньшане и Бэньси, а также алюминиевый завод в Фушуне, требовали большого количества энергии. Помимо ГЭС продолжали строиться электростанции на угле. В первые годы существования Маньчжоу-го установленная мощность электростанций Фушуньского угольного разреза составляла 810 тыс., в 1941 г. — 1,1 млн, а в 1945 г. — 2,85 млн кВт. Кроме того, началось активное строительство гидростанций: Фэнмань на р. Сунгари, Цзинпоху на Муданьцзяне, Шуйфэн на пограничной Ялуцзян. Фэнманьская ГЭС по уровню технического оснащения и планируемым японцами масштабам строительства должна была быть самой современной для того периода, к 1945 г. было введено в строй 6 энергоблоков, а 7-й был установлен с советской помощью уже после образования КНР.
Помимо электростанций строились ЛЭП и системы преобразования высокочастотной электроэнергии. В 1943 г. строятся ЛЭП от Фэнманьской ГЭС до Чанчуня и Харбина, а в 1944 г. — до Шэньяна20.
Можно сказать, что японское энергетическое строительство сделало значительный прорыв в электрификации северо-восточного Китая. Так, в 1932 г. генерирующие мощности региона составляли лишь 500 тыс. кВт, в 1936 г. — 1,3 млн кВт, а в 1944 г. — 4,18 млн кВт. При этом от 73 до 86 % производимых мощностей приходилось на Ляонин21.
В заключение следует отметить, что после 1931 г. на территории северо-востока Китая Япония проводила колониальную экономическую политику, которая выражалась в следующем: «промышленность — в Японии, сырье — из Маньчжурии»,
356
История внешней политики и экономических связей Китая
в связи с чем в Дунбэе быстрыми темпами стали развиваться сырьевые отрасли. Получила развитие горнодобывающая, металлургическая и химическая, а также ряд других сырьевых отраслей промышленности. Именно в них осуществлялся резкий приток японского капитала. До 1931 г. горнодобывающая промышленность была представлена пятью предприятиями с общим объемом вложенного капитала порядка 200 тыс. юаней, в период 1937—1941 гг. было построено 47 новых предприятий. В металлургии до 1931 г. работало три предприятия, а к 1941 г. всего за пять лет их было построено 31; в химической промышленности количество предприятий за рассматриваемый период увеличилось с 2 до 84 (рис. 6).
Прочие 10% "
Энергетика
2%
Металлургия
20%
Текстильная 11%
Лесоперера-
батывающая
4%
Керамич.
6%
Рис. 6. Структура валового выпуска продукции по отраслям за 1940 г. Источник: URL: http://web.iss.u-tokyo.ac.jp/kyoten/research/ch.5_minetsuyoshi.pdf.
В связи с подготовкой к войне Японии требовалась внушительная промышленная база. Так, Япония создает значительные мощности тяжелой индустрии на северо-востоке Китая, следствием чего явилась стремительная трансформация промышленной структуры региона. Она в свою очередь привела к функциональным сдвигам: так, если ранее регион был всекитайской и даже мировой базой производства ряда сельхозпродуктов, то в ходе произошедших изменений он стал выполнять новую для
Японский капитал и его значение...
357
него функцию тыловой базы японской агрессивной администрации. На этом этапе в фокусе внимания японских предпринимателей оказалось освоение минеральных ресурсов региона (добыча угля и железной руды), и доминирующими стали ресурсоемкие и трудоемкие отрасли22.
Примечания
1 Цзиньдай Дунбэй ганбу цзинцзи цюй дэ синчэн гочэн юй кунцзянь гэцзюй : [Процесс формирования современных портовых экономических зон северо-востока Китая и пространственная структура] // Шисюе юекан. 2012. № 7.
2 URL: http://ru.convdocs.org/docs/index-211838.html
3 Там же.
4 Дунбэй дицюй чжэньсин юй кэчисюй фачжань чжаньлюе яньцзю : [Исследование стратегии устойчивого развития и активизация Дунбэя]. Пекин: The Commercial Press, 2006.
5 Мукденский инцидент, инцидент 18 сентября — подрыв железной дороги около Мукдена (ныне — г. Шэньян) и последовавшее за этим наступление Квантунской армии Японии на китайские позиции, что стало началом захвата Маньчжурии и предвестием Второй мировой войны на Дальнем Востоке. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
6 Суй До, Чжэнъ Чэнъминъ, Синь Юцай. 2004 Чжунго цюйюй цзинцзи фачжань баогао — Дунбэй лао гуне цзиди фусин яньцзю : [2004 Доклад о региональном развитии Китая — исследование по возрождению старой промышленной базы Дунбэя]. Шанхай: Хунци чубаньшэ. 2004.
7 URL: http://www.360doc.com/content/10/1229/10/1531380_82244762.shtml
8 URL: http://www.docme.ru/doc/58827/razvitie-e-konomiki-yaponii-v-me zhvoennyj-period--1918-1939gg.-
9 URL: http://house.focus.cn/msgview/40/25577956.html
10 URL: http://www.360doc.com/content/10/1229/10/1531380_82244762.shtml
11 Manchuria Daily News. 18.09.1933.
12 URL: http://www.360doc.com/content/12/1014/23/2799607_241510338. shtml
13 Суй До, Чжэнъ Чэнъминъ, Синь Юцай. Op. cit.
14 URL: http://www.360doc.com/content/10/1229/10/1531380_82244762.shtml
15 URL: http://www.jl.xinhuanet.com/xhsjzkjl/2003/2003-10/13/content_10 47425.htm
358
История внешней политики и экономических связей Китая
16 URL: http://minguo.topnews9.eom/html/roc//20121018/14360.html
17 URL: http://bbs.whu.edu.cn/wForum/boardcon.php?bid=85&id=110339 2286&ftype=3
18 Ши Цин. Жибэнь Гуаньдунцюнь цинь Хуа цуйэ ши, Шэхуй кэеюэ вэньсянь чубаньшэ : [История преступлений японской Квантунской армии, вторгшейся в Китай]. Пекин: Изд-во КАОН. 2005.
19 Суй До, Чжэнъ Чэнъминъ, Синь Юцай. Op. cit.
20 Ши Цин. Op. cit.
21 Жибэнь люедо Чжунго Дунбэй цзыюань ши : [История ограбления Японией ресурсов китайского северо-востока Китая]. Далянь: Далянь чубаньшэ. 1996.
22 Лю Ян, Цзинь Фэнцзюнъ. Дунбэй дицюй чанье цзегоу яньбянь дэ лиши луцзин юй цзили : [Исторический путь и механизм эволюции промышленной структуры Дунбэя] // Цзинцзи дили. 2009. № 3.
Некоторые аспекты формирования кадровой политики...
359
Г.И. Саркисова'
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НА КИТАЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)
Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам формирования кадровой политики Коллегии иностранных дел на китайском направлении во второй половине XVIII в., связанной с назначением пограничных комиссаров и наблюдением за ними. Работа основана на архивных материалах.
Ключевые слова: пограничный комиссар; Коллегия иностранных дел; Кяхтинский договор; С.Л. Владиславич-Рагу-зинский; С.Ф. Власов; А.И. Соколов.
Кяхтинский договор (21 октября 1727 г.), остававшийся вплоть до середины XIX в. правовой основой взаимоотношений России с Китаем, определил линию прохождения российско-китайской границы, условия двусторонней торговли и мирного разрешения местных пограничных споров. Вслед за его подписанием для управления пограничными делами в России было создано специальное учреждение: Пограничная канцелярия (Канцелярия пограничных дел). Ей предписывалось «хра-
* Саркисова Галина Ивановна, к. и. н., в. н. с. Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией ИДВ РАН.