УДК 016:821.512.157.09
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-2-64-73
ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ в. КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОГРАФИИ
© Сивцева-Максимова Прасковья Васильевна
доктор филологических наук, профессор кафедры якутской литературы, Институт языков и культуры народов СВ РФ, директор Института А. Е. Кулаков-ского Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова Россия, 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 E-mail: [email protected]
© Ноговицын Александр Павлович магистрант кафедры якутской литературы,
Институт языков и культуры народов СВ РФ Северо-Восточного федерального
университета им. М. К. Аммосова.
Россия, 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42
E-mail: [email protected]
В статье представляется работа по созданию материалов для научной базы данных по истории якутской литературы на якутском языке. Целью исследования является систематизация биобиблиографических сведений по авторским именам с аналитическими обзорами основных произведений писателей на основе культурно-исторического, герменевтического методов исследования. В ходе работы уточнен объем базы данных в количестве 150 персоналий, из них систематизировано в форме первичных материалов 120, отредактировано по форме литературной библиографии 60 персоналий. Практическое внедрение результатов исследования проводится в процессе университетского образования, проведения курсов повышения преподавателей и учителей средних специальных учебных заведений. Источниковедческая база данных по истории литературы, впервые реально систематизированная на якутском языке, является современной формой передачи конкретных сведений по биографии писателей, истории значительных художественных текстов, по изучению литературного процесса ХХ в.
Ключевые слова: биобиблиография; персоналия авторов; основное произведение; источники; литература.
Создание систематизированных литературных материалов справочного характера — одно из актуальных направлений в исследовании истории якутской литературы. В этом ракурсе предпринимается работа по составлению обновленной научной базы данных по авторским именам в форме самостоятельных кратких статей, содержащих биографические и библиографические сведения с сопутствующими аналитическими обзорами основных художественных произведений писателей ХХ в. Данный научный проект осуществляется в форме подготовки систематизированных сведений о якутских писателях ХХ в., важнейших литературных школах и направлениях в научно-исследовательской лаборатории «Проблемы текстологии и литературной критики» при Институте А. Е. Кулаковского.
В соответствии с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов актуализируются обновленные источниковедческие параметры в исследованиях по литературоведению. В связи с этим расширяются исследовательские ракурсы литературного процесса ХХ в. как значительной области духовной жизни общества и предмета фундаментальной филологии. Обнов-
ленная научная база данных представляется необходимым начальным этапом в изучении проблем биографии писателей, истории значительных художественных текстов, в целом эдиционной практики советского периода. На этой основе справочники представляют один из актуальных видов изданий современности, содержащих востребованные сведения, соответствующих современным научным стандартам. Содержание имеющихся справочников в определенной степени устаревает или нуждается в существенных дополнениях и корректировках. В этом направлении своевременное составление обновленной научной базы данных на якутском языке (на языке литературных произведений) выступает необходимым источником библиографической информации, которая может быть приравнена динамическому началу формирования эстетического сознания и художественных вкусов средствами рекомендательной литературы.
Объекту исследования приравнивается изучение истории литературы народов Якутии ХХ в. Предметом исследования в рамках указанного объекта выступают основные историко-литературные проблемы и вопросы более частного плана, относящиеся к фактам и реалиям жизни и творчества якутских писателей ХХ в. Например, в базу данных включаются сведения о репрессированных писателях, а также известных авторах, не ставших официальными членами Союза советских писателей.
Художественная литература — духовное наследие и носитель национальной культуры народа — создается усилиями творческих личностей. Наследие классиков и произведения современных писателей связывают исконные национальные начала как истоки и особенности мировидения, воплощенные в образном воспроизведении действительности. Все это образует историческую картину литературной жизни в ее развитии, где обязательно присутствует литературная коммуникация, диалоги авторов с читателями, исследователями в определенных временных границах, где учитываются степень литературности, оригинальная авторская интенция, своеобразие репрезентации и рецепции как реакция на творческий стиль. Именно в этом плане личность писателя всегда в центре внимания литературоведов, этим определяется и степень реального интереса к ней со стороны читателя.
Таким образом, классификация материалов истории литературы и современного литературного процесса по персоналиям занимает значительное место в структуре библиографической информации, что приравнивается по значимости научно-вспомогательному направлению в литературоведении в формах рекомендательной и просветительской деятельности специалистов. С другой стороны, литературная библиография имеет своей научной основой именно литературоведение, обосновывающее практические (прикладные) методы подхода к художественным явлениям и логически освещающее историко-литературные факты и концепции развития литературы на конкретных примерах творчества писателей.
Якутская литература ХХ в. — это особое духовное достояние социально-философского характера и время становления и развития самобытной национальной и региональной художественной культуры, отразившей острые противоречия между эстетическими концепциями едва ли не самого сложного и драматического периода в истории народов России в целом. Главными особенностями литературной жизни Якутии с самого начала ее зарождения являются постоянная живая связь с богатыми фольклорными традициями и такое же постоянное активное стремление к освоению художественных норм русской культуры. Истина
прошедшего столетия заключается в данном ракурсе в том, что творчество писателей заложило устойчивые литературные традиции. А накопленный за целый век самобытный опыт, сохраняющий реальные тенденции к развитию, переходит на качественно новый уровень в ХХ1 в.
В истории якутской художественной литературы наследие А. Е. Кулаковского (1977-1926) имеет особое значение. Наполненность его произведений общественно-политическими идеями, социально-философскими сопоставлениями фактов времени и жизни общества является непревзойденным новаторством автора как создателя новой литературной традиции. Именно поэтому художественное освоение действительности в эпической поэзии А. Е. Кулаковского равняется стилю эпохи в индивидуальном преломлении, способному становиться достоянием различных художественных систем и даже полярно противоположных, на первый взгляд, стилистических тенденций в истории всей якутской литературы. Это четко осознается в сравнении его наследия с единичными произведениями предшествовавших ему авторов (А. Я. Уваровского, М. Н. Андросовой, старшего брата поэта И. Е. Кулаковского, В. В. Никифорова-Кюлюмнюр), литературные опыты которых имели частный характер и в плане авторского творческого освоения фольклорной образности, и в жанровой завершенности произведений. В целом это проявлялось не столько в идейно-тематической ограниченности выражения авторского «я», сколько в собственно художественной «наивности» их произведений, которая отражается в таких параметрах, как композиционная структура, сюжетосложение, раскрытие характера персонажей.
В первой четверти ХХ в. фольклорная эпическая поэзия, народные лирические песни, предания и легенды в активном художественном освоении якутских писателей отражают самобытную конвергенцию жанров и в то же время показывают, что литературное творчество по своим формальным и стилевым аспектам не статично. Значительно и то, что в этот период появляются драматические произведения А. И. Софронова (1986-1935), основанные на жанровых канонах русской классики; создаются малые и средние формы эпоса (рассказы и повести), развивается поэзия. Время становления якутской современной письменности ознаменовался именем П. А. Ойунского (1893-1939), художественное творчество которого не только утвердило формирование во всех родах литературы контекстов нового времени, но и доказало на реальных примерах, равных классическим явлениям якутской словесности, возможность слияния новых художественных форм с богатой палитрой фольклорной поэтики.
В 1920-1930-е гг. поэзия расширила возможности образного мышления в направлении гражданской лирики, экспериментаторства в области стиха и стиля в целом. Проза и драматургия данного периода отличаются особой динамикой развития благодаря созданию характеров и портретов современников в ярких реалистических картинах быта, где особую художественную силу приобретает язык персонажей в диалогах и в подтекстах значительных реплик и монологов. В раскрытии социально-классовых конфликтов в лучших произведениях этого периода молодые авторы умело реализуют возможности эстетики произведений, где мастерское воплощение получают не только драматизм, но и юмор и сатира, а также лирический психологизм в описании привычных и, казалось бы, ординарных эпизодов народной жизни. Мы говорим о творчестве Н. Неустроева
(1895-1929), Кюндэ (1998-1934), Амма Аччыгыйа (1906-1994), Суору-на Омоллоона (1906-2005).
Общим достижением национальной литературы в первой трети ХХ в. по праву считается формирование норм якутского литературного языка. Вместе с тем с осознанием национальной самобытности художественного слова происходит и вынужденное резкое отделение литературы от наследия классиков как буржуазно-националистического явления (А. Кулаковский, А. Софронов, Н. Неустроев) и как творчества врагов народа (П. Ойунский, Тэки Одулок). Так утверждался новый стиль, который ставил на первое место критерий безоговорочного соответствия эпохе переустройства. Единый революционный пафос, единая коммунистическая точка зрения отличались осознанным возвеличиванием современности. В силу этого искусство слова вполне объективно тяготело к новаторству. Для него многоступенчатые формульные выражения с распространенными сравнениями казались пассивными, созерцательными приемами образности. И возникает необходимость насыщенного выражения эмоциональной авторской оценки в представлении явлений текущей жизни, что отмечается в обращениях к контрастным противопоставлениям характеров в прозе и драматургии, в поэзии — в предпочтениях четких ритмов революционных песен, в увлечениях емкими метафорами и сравнениями нового содержания.
Особо значимым достижением следующих десятилетий выступают обращение к жанру романа. Событиями культурной жизни республики становятся публикации романов Эрилика Эристиина (1892-1942), Амма Аччыгыйа, Н. Якутского (1908-1995). Выходят первый и второй варианты классической эпической прозы на якутском языке — романа Амма Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1952). Начинается процесс всероссийского признания якутской литературы. Активизируются переводы крупных жанров прозы и эпической поэзии с русского языка на якутский язык («Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Анна Каренина» Л. Толстого, повести Н. Гоголя и М. Горького, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и др.).
Во второй половине ХХ в. происходят существенные изменения в характере литературного процесса, заключающиеся в официальном восстановлении связи с классической якутской литературой и ее традициями. Эти изменения начались с выходом избранных произведений ранее запрещенных писателей. В современной якутской литературе одним из ярких показателей периода «оттепели» выступает обновление пейзажной лирики формами и приемами философской поэзии (Семен Данилов). Новое качество в лирике приобретает гражданственность, где проявляется творческая индивидуальность, активно сочетающая традиционные методы с новаторскими тенденциями (Иван Гоголев). Интенсивно развивается литература для детей (Константин Туярский, Петр Тобуроков). Поэтическая сатира постепенно отходит от популярных в 1930-1950-е гг. басен и нравоучительных стихотворений и вырабатывает новые способы типизации, трансформируя народные художественные традиции в литературные (Р. Багатай-ский).
Тема революции и гражданской войны, ставшая творческой лабораторией многих писателей, раскрывается заново в романах. Ведутся поиски новых типов главных героев, сочетающих в себе особенности исторических судеб народов Якутии (Софрон Данилов, Болот Боотур, Анастасия Сыромятникова, Леонид Попов и др.). Авторы стремятся к обобщениям социально-психологического
плана по отношению к отдельным персонажам, предпочитают социально-этнографическое раскрытие своеобразия уклада жизни и мировидения коренных народов в целом. Развивается жанр рассказа (Николай Габышев). Повести становятся, можно сказать, главной формой прозы, представляющей наравне с известными писателями новые имена со сложившимися авторскими стилями и творческими интересами (Далан, Николай Лугинов). В драматургии в целом продолжается тенденция к морально-этическому освещению взаимоотношений человека и общества на основе раскрытия конфликтов, происходящих на трудном пути самосовершенствования личности (С. Ефремов, И. Гоголев).
В целом данный период в истории литератур народов Якутии отмечен своеобразной эпизацией лирики, подчеркнутым тяготением к образам и символам мифопоэтики и натурфилософии, обращениями к различным формам циклизации. В то же время наблюдается активизация творческого освоения опыта восточной и русской поэзии в виде отдельных удачных представлений «твердых форм» мировой классики. Характерно, что указанные новаторские тенденции в поэзии отмечаются в творчестве известных поэтов (Савва Тарасов, Моисей Ефимов). В целом устойчивый читательский интерес наблюдается в психологической лирике социально-философского характера (Н. Харлампьева, А. Старостин-Сиэн кынат, Умсуура, Сайа и др.).
Главным фактором эволюции крупных жанров прозы и драматургии становится углубление романного мышления в виде стремления авторов к познанию целостности мира. Происходит обновленное понимание историзма и гуманизма в романах и новой драматургии (Далан, Н. Лугинов, Харысхал), мифосинкретиче-ское видение мира и человека отличает новые формы прозы (Иван Гоголев).
Столетняя история литератур народов Якутии — это периодическая смена различных стилевых тенденций. В духовном срезе она может быть представлена, с одной стороны, как период становления национальной литературы и, с другой стороны, может считаться предпосылкой зарождения, своеобразного расцвета и постепенного угасания метода социалистического реализма, который реально не подтвердил возможность длительного существования «социалистической по содержанию и национальной по форме» единой литературы. Литература стремится быть интеллектуальной, в ее национальном мировидении раскрываются общечеловеческие ценности, духовные основы которой были заложены во второй половине прошлого столетия, а именно в 1960-1990-е гг. Художественные поиски молодых авторов конца ХХ в. в целом были направлены на утверждение новой эстетики по отношению к такому литературоведческому понятию, как идея человека. А именно в том плане, что «любая историко-культурная эпоха представляет собой завершенный, но разомкнутый художественно-познавательный цикл, рамки которого определяются спецификой воззренческих парадигм, трактовкой природы и сущности человека как предмета художественной гносеологии» [1, с. 115].
В современном литературном процессе обновленное значение приобретают национальная классика и динамическое творческое присутствие древних культурных кодов национальной словесности. В работах о проблемах литературы эпохи глобализации особо значимым признается классика, «если она остается читаемой и признаваемой многими поколениями представителей этой нации, несмотря на изменения образа жизни, культуры, идеологий, мировоззрений, сопут-
ствующих историческому процессу» [2]. История якутской литературы в этом отношении немыслима вне творчества ее основоположников, где мифопоэтика выступает неизменной основой и формой национального мировидения. Их художественный стиль подтверждает особенную устойчивость духовного опыта народа, в определенной степени дающего авторам не столько стремление, сколько право вносить субъективную оценку времени.
Первый биобиблиографический справочник «Писатели Якутии» (1963) [3] представляет краткие сведения о жизни и творчестве 57 писателей в форме персоналий. Составители — В. А. Протодьяконов, Н. А. Алексеев, вступительная статья и редактирование Г. Г. Окорокова. Знаменателен год издания, что отмечается следующим образом: «Постановлением бюро ОК КПСС от 16 февраля 1962 года исправлены ошибки в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы, в частности в освещении вопроса о литературном наследстве трех ранних якутских писателей: А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова, Н. Д. Неустроева» [3, с. 11]. Справочник объемом в 10,5 п. л. состоит из четырех разделов: 1. Дореволюционная якутская литература (3 статьи о жизни и творчестве классиков). 2. Писатели советского периода (54 персоналии писателей — членов ССП). 3. Критические работы и статьи общего характера (список 41 работы, изданных в 1940-1959 гг., в хронологии. 4. Сборники и периодические издания (список 44 изданий, изданных в 1913-1962 гг.). По первому и второму разделам в библиографические списки включены произведения писателей, изданные отдельными книгами до конца 1962 г., а также опубликованные на страницах журнала «Хотугу сулус» («Полярная звезда»). Персоналии второго раздела начинаются с П. А. Ойунского, основоположника якутской советской литературы, далее статьи расположены в алфавитном порядке фамилий или псевдонимов писателей. Начало раздела: Платон Ойунский; Архип Абагинский; Амма Аччыгыйа. Завершающие раздел статьи: Эллэй, Эрилик Эристиин; Николай Эртюков; Николай Якутский. Названия районов ЯАССР даны по административному делению, существовавшему до 1963 г. Справочник составлен на основании просмотра и изучения изданных произведений писателей, рукописных материалов, находящихся в Союзе писателей Якутии, литературно-критических работ и статей. Дополнительно указываются в качестве источников каталоги и картотеки ЯРБ им. А. С. Пушкина, в частности рукописи Н. Н. Павлова. Н. Н. Павлов, известный как писатель под псевдонимом Тыа^1т, не являвшийся членом ССП, не включен в персоналии. Он работал библиографом в ЯРБ, где хранятся его ценные рукописные материалы по истории якутской литературы.
Второе дополненное издание справочника выходит в 1972 г. В подготовке материалов принимает участие Республиканский Литературный музей им. П. А. Ойунского. Дополнительно включается 20 статей по персоналиям. Это, в основном, вновь принятые в СП Якутии члены писательской организации и одна персоналия «Егор Охлопков», представляющая фольклориста-сказателя, ставшего членом СП еще в 1939 г., но не представленного в первом издании. Интересно заметить, что во втором издании статья о нем помещена последней, хотя все другие персоналии систематизированы по алфавиту. Значительно расширено содержание библиографической части общего плана дополнением интересных самостоятельных частей: Сборники и периодические издания; Якутский фольклор. Основные работы. Тексты и исследования; Критика и литературоведение. При этом изданные фольклорные тексты группируются в справочнике по жанрам и
формам с указанием источников [4, с. 352-364]. В разделе по критике и литературоведению дается солидный список работ специалистов, а также официальные материалы о Постановлениях ОК ВКП(б) [4, с. 365-383]. Заключительная статья «Литература Советской Якутии» написана ответственным редактором издания, кандидатом филологических наук Г. Г. Окороковым. Таким образом, данный справочник можно определить как вполне отвечающее научным требованиям биобиблиографическое издание.
Справочник «Писатели Якутии», изданный Якутским Книжным издательством в 1981 г., представляет сведения о жизни и творчестве 97 писателей в форме персоналий, состоит из четырех разделов: 1. Писатели дооктябрьского периода (4 статьи о жизни и творчестве трех классиков и первого русскоязычного якутского писателя П. Н. Черных-Якутского). 2. Писатели советской эпохи (93 персоналии писателей). 3. Критика и литературоведение включает список 14 работ на якутском языке и 35 работ на русском языке, изданных в 1930-1979 гг., в хронологии. Завершает этот раздел список библиографических изданий — указываются два издания «Писатели Якутии» (1963 и 1972 гг.), «Писатели Восточной Сибири» (Иркутск, 1973; Якутск, 1978).
Заключительная статья «Литература народов Якутии» — авторы С. П. Данилов, Г. С. Сыромятников. Следует отметить, что год издания первого издания «Писатели Якутии» указан неверно как 1968 [5, с. 256]. Указанный биобиблиографический справочник вышел в 1963 г.
Биобиблиографический справочник «Писатели Земли Олонхо» (1995) оформлен как альбом: На обложке — фрагмент картины Т. Степанова, известного художника, автора серии работ на тему олонхо. Включены фотографии-пейзажи и фотографические снимки эпизодов жизни классиков и современных писателей Якутии. Портреты писателей цветные. Справочник разделен на четыре раздела: Основоположники якутской литературы — 5 персональных статей (добавлены персоналии «Кюлюмнюр», «Платон Ойунский»; Народные писатели — 13 персоналий, расположенных по хронологии даты присвоения почетного звания; Члены Союза писателей России и РС(Я) — 135 персоналий, расположенных по алфавиту; Олонхосуты-импровизаторы — 11 персоналий. Заключительная статья «С веком наравне» [6, с. 287-299] написана кандидатом филологических наук И. Г. Спиридоновым.
В настоящее время действующим справочником является «Писатели Земли Олонхо» (2000), приуроченный столетию якутской художественной литературы (созданию А. Е. Кулаковским стихотворения «Байанай алгьЛа»). Составители — Д. В. Кириллин, В.Н. Павлова, С.Д. Шевков. Вступительная статья «100 лет якутской художественной литературе» [7, с. 3-16] написана И. Г. Спиридоновым, председателем правления СП Якутии, секретарем правления СП России. Впервые в истории создания справочников первый раздел называется «Основоположники литератур народов Якутии», включает 7 персональных статей. К составу персональных статей, по сравнению с предшествующим изданием, добавлены персоналии «Николай Спиридонов — Тэки Одулок» — о зачинателе юкагирской литературы, «Николай Тарабукин» — об основоположнике эвенской литературы. Второй раздел «Народные писатели» — 15 персоналий, расположенных по хронологии присвоения почетного звания. Третий раздел «Олонхосуты-импровизаторы» — 12 персоналий. Четвертый раздел «Члены Союза писателей России и РС(Я)» — 168 персоналий, расположенных по алфавиту.
Во всех представленных справочных изданиях персональные статьи составлены в целом по одному трехчастному типу. Каждому писательскому имени, включенному в Справочник, отводится краткая биографическая справка (первая часть). В библиографической части в разделе «Произведения» дается перечень изданных книг (вторая часть); в разделе «О жизни и творчестве» — список литературы: исследования, рецензии, отзывы по хронологии. Однако здесь наблюдаются вариации, что можно представить следующим образом: в издании 1963 г. — после краткой биографической справки следуют две части «Произведения» и «О писателе». Например, «Произведения А. Е. Кулаковского», «О А. Е. Кулаковском». В справочнике 1972 г. «Произведения писателя» имеют два подраздела: «На якутском языке», «На русском языке». В третьем издании 1981 г. третья часть «О писателе» называется «О жизни и творчестве писателя». Например, «О жизни и творчестве А. Е. Кулаковского». В справочнике 1995 г. вторая и третья части идут слитно как «Соч.» (Сочинения) и «Лит.» (Литература о нем). Третьей частью в разделах «Основоположники», «Народные писатели» и «Олонхосуты-импровизаторы» даются отрывки из произведений или цитаты известных личностей о писателе. Например, в персоналии «А. Е. Кулаковский» приводится отрывок из поэмы «Сон шамана» в переводе С. Поделкова. В персоналии «Н. Д. Неустроев» приводится цитата о нем из книги Г. П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя». В персоналиях олонхосутов-импровизаторов приводятся отрывки из их олонхо на якутском языке. В справочнике 2000 г. отрывки из произведений исключаются, три части в персоналиях сохраняются следующим образом: «Биографическая справка», «Произведения», «О жизни и творчестве». При этом отдельно озаглавливаются вторая и третья части.
Справочники, содержащие краткие, но очень ценные сведения о жизни и творчестве писателей Якутии, издавались на русском языке, начиная с шестидесятых годов ХХ в., и в целом не меняются по форме изложения и систематизации материалов. Каждый выпуск существенно дополняется новыми материалами и сведениями о писателях Якутии. Необходимость и ценность Справочников подтверждается тем, что за более чем полвека со времени первого издания вышло пять биобиблиографических справочников, но все они, включая последнее издание, являются в наши дни библиографической редкостью.
Таким образом, научная новизна представленного проекта заключается в представлении систематизированных сведений на основе объективного изучения проблем литературного процесса, взятых в связях и отношениях с окружающей средой и историческим временем. В этом плане исследования по эстетике и поэтике литературы, по научной библиографии, а также современные научные издания справочного типа [8], электронные ресурсы крупных библиотечных центров, как Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова являются методологической основой представленного исследовательского проекта.
Анализ биографических фактов и творчества писателей производится вне предвзятых идеологических ракурсов освещения художественных образов; в осмыслении поэтики художественных произведений с точки зрения познавательной деятельности человека/автора/читателя по отношению к себе самому и к миру в широком общефилософском научном понимании. В этом отношении источниковедческая база данных по истории литературы, впервые реально систематизированная на якутском языке, является современной формой передачи конкрет-
ных сведений по биографии писателей, истории значительных художественных текстов и по изучению литературного процесса ХХ в. в целом. Теоретическая и практическая значимость работы подтверждается проведением исследований на основе уточнения и дополнения биобиблиографических материалов и сведений по творчеству якутских писателей, а также выявлением новых ракурсов изучения литературного процесса в форме научного представления художественных и обновленных документальных источников, относящихся к истории создания и оценке конкретных произведений.
Литература
1. Головко В. М. Герменевтика литературного жанра. — М.: Флинта; Наука, 2013. — 184 с.
2. Тер-Минасова С. Г. Национальные литературы в диалоге культур в эпоху глобализации. Аспекты национальной идентичности [Электронный ресурс]. — URL: http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-15-01/163-l-r-.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
3. Писатели Якутии. Краткий биобиблиографический справочник. — Якутск, 1963. — 138 с.
4. Писатели Якутии. Краткий биобиблиографический справочник. — Якутск, 1972. — 400 с.
5. Писатели Якутии. Биобиблиографический справочник. — Якутск, 1981. —
272 с.
6. Писатели земли Олонхо. Биобиблиографический справочник. — Якутск, 1995. — 304 с.
7. Писатели земли Олонхо. Биобиблиографический справочник. — Якутск, 2000. — 448 с.
8. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарчен-ко. — М.: Изд-во Кулагиной, 2008. — 358 с.; От Блока до Солженицына: путеводитель по русской литературе XX века. Сост. В. М. Акимов. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2011. — 574; Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: редакцион-но-издательское оформление издания. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 800 с.
YAKUT LITERATURE OF 20TH CENTURY AS OBJECT OF BIBLIOGRAPHY
Praskovya V. Sivtseva-Maksimova
Dr. Sci. (Phil.), Prof., Department of Yakut literature Institute of languages and culture
of the peoples of the NE RF, Institute of A. E. Kulakovsky,
North-Eastern Federal University
42 Kulakovskogo St., Yakutsk 677000, Russia
E-mail: [email protected]
Alexander P. Nogovitsyn
Graduate student, Institute of languages and cultures of the peoples of the NE RF, North-Eastern Federal University 42 Kulakovskogo St., Yakutsk 677000, Russia E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of creating materials for a scientific database on the history of Yakut literature in the Yakut language. The aim of the study is to systematize bio-bibliographic information and analytical reviews of the main writers' works on the basis of cultural historical and hermeneutical research methods. Practical implementation of the results of the research is carried out in the course of conducting courses for upgrading teachers of secondary special educational institutions. Sourcebook on the history of literature, for the first time really created in the Yakut language, will make it possible to contribute to the study of literary biographies, the most significant texts, and to supplement the general picture of the literary process of the 20th century. Keywords: bio-bibliography; personality; composition; sources; literature.